Сэмюэл Баркли Беккет родился 13 апреля (в Страстную пятницу) 1906 года в небольшом поселении Фоксрок в непосредственной близости от Дублина, Ирландия. Отец — Уильям Фрэнк Беккет (1871—1933) работал в строительном бизнесе, мать — Мария (Мэй) Беккет, урождённая Роу (1871—1950), была дочерью довольно состоятельного фабриканта. Беккеты представляли собой зажиточное протестантское семейство англо-ирландского происхождения, несмотря на то, что фамилия «Беккет» имеет нормандские корни.
Беккет получил строгое протестантское воспитание, обучался сначала в частной школе, затем — в Эрлсфортском интернате в Эннискиллен, заведении, которое выпестовало другого знакового деятеля английской и ирландской культуры — Оскара Уайлда. С 1920 по 1923 год он продолжил свое образование в Порторской Королевской школе, в Северной Ирландии, где обнаружил блестящие способности как к гуманитарным наукам, так и к спортивным играм (активно занимается боксом и крикетом)
Университетские годы
Наконец, в 1923 году Беккет поступает в знаменитый дублинский Тринити-колледж, где интенсивно изучает английскую и современную ему европейскую литературу, французский и итальянский языки. В Тринити-колледже Беккет знакомится с профессором романских языков Томасом Родмоуз-Брауном, который прививает юноше интерес к классической и современной французской и итальянской литературе и драме (Беккет усиленно изучает Ронсара, Сева, Петрарку, Расина и других), а также ободряет в его первых творческих начинаниях. Кроме того, Беккет берёт частные уроки итальянского и с жадностью штудирует «Божественную комедию» Данте. В течение 1925—1926 годов Беккет много путешествует, впервые посещая Францию и Италию, те страны, культура которых оказала наибольшее влияние на творческую биографию писателя. В 1927 году сдаёт экзамены, получает степень бакалавра современных языков (французский и итальянский). По рекомендации своего учителя проф. Родмоуз-Брауна Беккет получает должность преподавателя английского и французского языков в колледже Кэмпбелл, Белфаст. Учительский опыт разочаровывает будущего писателя: Беккету кажется невыносимо скучным объяснять элементарный материал, и, проработав два семестра, Беккет по программе преподавательского обмена отправляется в Париж, в престижнейшую Эколь Нормаль сюперьёр, на должность преподавателя английского языка. Тогда же завязывается двухлетний роман Беккета с его кузиной Пегги Синклэр. По приезде в Париж Беккет знакомится со своим предшественником по программе обмена с Эколь сюперьер Томасом Макгриви, который знакомит Беккета с влиятельными представителями парижской артистической богемы, включая Джеймса Джойса, и которому суждено стать ближайшим другом и конфидентом писателя на протяжении всей его жизни.
Начало писательской деятельности
В 1929 году в Париже Беккет знакомится со своей будущей женой Сюзанной Дешево-Демениль, а также публикует в одном из журналов написанный по совету Джойса свой первый литературный опыт — критическое исследование «Данте…Бруно. Вико..Джойс» и первый короткий рассказ «Assumption». Приблизительно в то же время Беккет сближается с Джеймсом Джойсом и становится его литературным секретарём, в частности, помогая ему в работе над «Вещью в работе», последним и наиболее необычным и новаторским произведением Джойса, в итоге получившем название «Поминки по Финнегану» (Finnegans Wake). Осенью 1930 года Беккет возвращается в Тринити-колледж, где продолжает педагогическую деятельность в качестве ассистента проф. Родмоуз-Брауна, преподавая французский язык и читая лекции о Бальзаке, Стендале, Прусте, Флобере, Жиде, Бергсоне. Лекторская работа и преподавание неимоверно тяготят замкнутого, почти патологически стеснительного Беккета — отработав один учебный год, Беккет покидает Тринити-колледж и возвращается в Париж. Приблизительно к этому времени относится написание поэмы «Часоскоп» («Whoroscope») в форме довольно пространного монолога Рене Декарта о сущности времени — первого изданного отдельной книгой произведения писателя, — и критическое эссе «Пруст» о творчестве Марселя Пруста. В первой половине 1932 года Беккет работает над своим первым большим прозаическим произведением, романом «Мечты о женщинах, красивых и так себе», начатом в Дублине годом ранее. Книга, написанная сложным языком, на каждом шагу демонстрирующая изощрённую эрудицию писателя, была посвящена довольно многословному и запутанному описанию взаимоотношений носящего, как водится, автобиографические черты протагониста Белаквы с тремя девушками (прототипом одной из которых послужила уже упоминавшаяся кузина Беккета Пегги Синклэр, а второй — безумная дочь Джойса Лючия) и миром, в целом. Роман был отвергнут всеми издателями и был опубликован лишь посмертно в 1992 году.
«Дурные времена»
1933 год выдается непростым для молодого писателя. Сначала от туберкулёза умирает Пегги Синклэр, несколькими неделями спустя уходит из жизни отец Беккета, что повергает Беккета в тяжёлую депрессию, перемежающуюся приступами паники. Писатель уезжает в Лондон, где проходит курс психотерапии. В 1934 году Беккет опубликовал свой первый сборник рассказов, объединённых общим героем, «Больше тычков, чем ударов», который, впрочем, также не имел сколько-нибудь значимого успеха ни у читателей, ни у критиков. В 1935 году маленькое издательство, принадлежащее одному из друзей писателя, публикует стихотворный сборник Беккета «Кости эха». К тому же времени относится начало работы над романом под названием «Мёрфи». Ни писательская карьера, ни карьера литературного критика и эссеиста в Лондоне не задаётся. Беккет возвращается в Дублин, где завершает работу над «Мерфи», пишет письмо C. Эйзенштейну с просьбой о принятии на обучение в Государственный институт кинематографии (ответа не было получено), пишет поэму «Каcкандо», путешествует по нацистской Германии. В середине октября 1937 года писатель переезжает в Париж, которому суждено стать его домом до самой смерти.
Эмиграция, «Мерфи»
Вторая мировая война
Послевоенный успех, романическая трилогия
Живя в Париже, в период с 1946 по 1950 г. Беккет создает основной корпус текстов, принесших ему славу: пьесу «В ожидании Годо», романы «Моллой», «Малон умирает» и «Безымянный». К началу 1950-х гг. к Беккету наконец приходит успех. 5 января 1953 г. в Париже состоялась премьера постановки его самого известного произведения — написанной по-французски абсурдистской пьесы «В ожидании Годо». С 1951 по 1953 год была, наконец, издана романическая трилогия, сделавшая Беккета одним из самых известных писателей XX века. Эти романы написаны на неродном писателю французском языке и позднее им же самим переведены на английский. В 1957 году на Би-би-си выходит драма «Конец игры». Через 8 лет опубликован последний роман писателя «Как это». В 1958 году Беккет начинает работу над «Последней лентой Крэппа», глубоко личной вещью, в которой Беккет уже в привычной для себя ипостаси драматурга вновь и вновь обращается к темам старения, смерти, одиночества.
В начале 1960-х гг. Беккет не создаёт крупных произаических вещей, сконцентрировавшись на драматургии и постановке телевизионных пьес. В 1969 году писателю была присуждена Нобелевская премия по литературе. В своём решении Нобелевский комитет отметил [1] :
Сэмюэл Беккет награждён премией за новаторские произведения в прозе и драматургии, в которых трагизм современного человека становится его триумфом. Глубинный пессимизм Беккета содержит в себе такую любовь к человечеству, которая лишь возрастает по мере углубления в бездну мерзости и отчаяния, и, когда отчаяние кажется безграничным, выясняется, что сострадание не имеет границ.
Премию Беккет согласился принять только при условии, что получит её французский издатель Беккета, широко известный Жером Линдон, что и было исполнено.
Последние годы Беккет вёл чрезвычайно замкнутый образ жизни, избегая давать какие-либо комментарии о своём творчестве. Сэмюэл Беккет умер в Париже 22 декабря 1989 года в возрасте 83 лет, спустя несколько месяцев после смерти своей супруги Сюзанны.
Беккет и музыка
Библиография
Примечания
Ссылки
Литература
Полный список | (1901—1925) | (1926—1950) | (1951—1975) | (1976—2000) | (2001—2025)
Полезное
Смотреть что такое «Беккет, Сэмюэл» в других словарях:
Беккет Сэмюэл — (Beckett) (1906 1989), ирландский драматург. Писал на французском и английском языках. Один из основоположников абсурда драмы пьесы «В ожидании Годо» (1952), «Конец игры» (1957), герои которых испытывают отчаяние и ужас от бессмысленности… … Энциклопедический словарь
Беккет, Сэмюэл — БЕККЕТ (Beckett) Сэмюэл (1906 1989), ирландский драматург; писал на французском и английских языках. Идейно стилистические принципы абсурда драмы в пьесах В ожидании Годо (1952), Конец игры (1957), герои которых физические и духовные калеки,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
БЕККЕТ Сэмюэл — БЕККЕТ (Beckett) Сэмюэл (р. 1906), ирландский писатель, драматург. Пишет на франц. и англ. языках. Ром. «Мёрфи» (1938), «Молой» (1951), «Малон умирает» (1951), «Невыразимый» (1953), «Уотт» (1953), «Как это» (1961). Сб. «4 новеллы» (1977). Пьесы… … Литературный энциклопедический словарь
Беккет Сэмюэл — … Википедия
Беккет — Содержание 1 Известные персоналии 1.1 Литература 1.2 Религия 1.3 … Википедия
БЕККЕТ — (Beckett) Сэмюэл (1906 1989), ирландский драматург; писал на французском и английских языках. Идейно стилистические принципы абсурда драмы в пьесах В ожидании Годо (1952), Конец игры (1957), герои которых физические и духовные калеки, живущие с… … Современная энциклопедия
Беккет — (beckett) Сэмюэл (1906, Дублин – 1989, Париж), ирландский драматург, прозаик, поэт; писал на английском и французском языке. Обучался романским языкам в Тринити колледже, который закончил бакалавром в 1927 г. Стал литературным секретарём Дж.… … Литературная энциклопедия
Беккет С. — БÉККЕТ (Beckett) Сэмюэл (190689), ирл. драматург. Писал на франц. и англ. яз. Один из основоположников драмы абсурда В ожидании Годо (1952), Конец игры (1957), герои к рых физич. и духовные калеки, живущие с ощущением… … Биографический словарь
Французский писатель. Поэт. Драматург. Член Американской академии искусств и наук. Яркий представитель модернизма в литературе. Один из основоположников театра абсурда. Получил известность как автор пьесы «В ожидании Годо». Лауреат Нобелевской премии по литературе.
Сэмюэл Баркли Беккет родился 13 апреля 1906 года в поселении Фоксрок, Ирландия. Рос спортивным и непоседливым мальчиком, более близким с отцом, нежели с педантичной и властной матерью. Получил строгое протестантское воспитание, обучался сначала на дому, затем, начиная с девяти лет, в школе Эрлсфорт. В 1920 году стал учеником частной Королевской школы Портора в Эннискиллене. В 1923 году поступил в знаменитый дублинский Тринити-колледж, где интенсивно изучал английскую и современную европейскую литературу, французский и итальянский языки.
В университетские годы Беккет стал регулярным посетителем дублинских театров, кинозалов, а также художественных галерей. Помимо этого, настойчиво и увлеченно занимался самообразованием, много читал, становится завсегдатаем Национальной галереи Ирландии, проникаясь страстью к изобразительному искусству. С 1925 по 1926 год много путешествовал, впервые посетил Францию и Италию. В 1927 году сдал экзамены, получил степень бакалавра лингвистики и по рекомендации своего учителя профессора Родмоуз-Брауна получил место преподавателя английского и французского языков в колледже Кэмпбелл в Белфасте.
Осенью 1930 года Сэмюэл Беккет вернулся в Тринити-колледж, где продолжал педагогическую деятельность в качестве ассистента профессора Родмоуз-Брауна, преподавая французский язык и читая лекции о Бальзаке, Стендале, Флобере, Жиде, Бергсоне. Лекторская работа и преподавание неимоверно тяготили писателя, поэтому, отработав один учебный год, покинул Тринити-колледж и возвратился в Париж. К этому времени относится написание поэмы «Блудоскоп», созданной в форме монолога от лица Рене Декарта, и критического эссе «Пруст» о творчестве французского модерниста Марселя Пруста.
В первой половине 1932 года, уже живя в Париже, Беккет работает над своим первым большим прозаическим произведением, романом «Мечты о женщинах, красивых и так себе». Следующий год выдался для писателя тяжелым. После смерти отца перебрался в Лондон, где жил в материально стесненных условиях и продолжал страдать от депрессии, неуверенности в себе и собственном будущем. В мае 1934 года наконец удается опубликовать свой первый сборник рассказов «Больше лает, чем кусает». В 1935 году вышел стихотворный сборник «Кости эха». К тому же времени относится начало работы над романом «Мерфи».
Ни писательская карьера, ни карьера литературного критика и эссеиста в Лондоне не задается. Беккет находится в процессе тревожного и большей частью безуспешного поиска себя в профессии и жизни. Пытается получить место преподавателя в университете Кейптауна, попутно пишет поэму «Каскандо», в период с октября 1936 по апрель 1937 года путешествует по нацистской Германии. Затем окончательно поселяется в Париже. Обосновавшись во Франции, пытается пристроить «Мерфи» в какое-либо из издательств, и после 42 отказов роман все-таки публикуется в марте 1938 года. Роман, написанный в отходе от привычных беллетристических лекал, полный специфического юмора, литературно-философских аллюзий, принят критиками весьма сдержанно и не имел никакого коммерческого успеха.
В 1940 году Сэмюэль Беккет стал участником Сопротивления. В 1942 году ячейку, в которой находился писатель разоблачают, ее участников арестовывают, и, спасаясь от преследований Гестапо, вынужден бежать в неоккупированную часть Франции, в небольшую деревню Руссийон. Здесь залег на дно, изображая из себя французского крестьянина и разнорабочего, зарабатывая на жизнь поденным трудом в поле, рубкой дров. Мрачный жизненный опыт, полученный в течение несколько лет, проведенных на юге Франции, в атмосфере неотступного страха за собственную жизнь, заброшенности и оторванности от мира, занятых тяжелым физическим трудом, лег в основу следующего прозаического произведения, третьего по счету романа «Уотт».
К началу 1970 годов творчество Беккета все более дрейфует в сторону минимализма и компактности. Ярким примером такой эволюции может служить пьеса «Дыхание», которая длится всего 35 секунд и не имеет ни единого действующего лица. Во время постановки пьесы «Не я» зритель имеет возможность лицезреть лишь ярко освещенный рот рассказчика, в то время, как оставшаяся часть сцены полностью покрыта мраком. Несмотря на то, что работы сфокусированы на индивидуальном «экзистенциальном» опыте отдельной, частной и в социальном плане маргинальной личности, в творчестве автора есть место и проявлению гражданской позиции. Примером может служить пьеса «Катастрофа».
Поздний период творчества Сэмюэля Беккета отмечен длительными паузами, продолжением прерванных драматургическими работами опытов с поэзией и прозой. В первой половине 1980 годов создал серию новелл «Компания», «Плохо увидено плохо рассказано» и «Худшему навстречу», в которых писатель продолжает диалог с памятью, голосами из прошлого. Последние годы вел чрезвычайно замкнутый образ жизни, избегая давать комментарии о своем творчестве.
Сэмюэл Беккет умер 22 декабря 1989 года в Париже в возрасте восьмидесяти трех лет.
Произведения Сэмюэля Беккета
Проза
Мечты о женщинах, красивых и так себе (1932) Больше лает, чем кусает (1992) (рассказы) Мерфи (1938) Моллой (1951) Малон умирает (1951) Уотт (1953) Безымянный (роман) (1953) Как оно есть (1961) Опустошитель (1971) Мерсье и Камье (1974) Собеседник (1979)
Пьесы
В ожидании Годо Действие без слов 1 Действие без слов 2 Конец игры Последняя пленка Крэппа Театральный осколок 1 Театральный осколок 2 Счастливые дни Игра Приходят и уходят Дыхание Не я That Time Footfalls A Piece of Monologue Rockaby Экспромт в стиле Огайо Катастрофа Что где Элефтерия
Стихотворения
Сценарии
Фильм (1963; снят в 1964)
Музыка
Барретт, Ричард / Barrett, Richard (1959) «Nothing elsewhere» для альта (1987-2005) «I open and close» для струнного квартета (1983-1988) «Another Heavenly Day» для инструментов и электроники (1990) по мотивам пьес
Беккета Берио, Лучано / Berio, Luciano (1925-2003) Sinfonia для 8 голосов и оркестра (1968) по пьесе «Безымянный»/«Unnamable» (1953)
Гласс, Филипп / Glass, Philip (1937) Музыка к спектаклю «Игра»/«Play» (1965) по одноименной пьесе (1963) Квартет N2 (1984), по рассказу Беккета «Собеседник»/«Company» (1979) Балет «Beckett short» (2007) по сюжетам пьес Беккета
Джервазони, Стефано / Gervasoni, Stefano (1962) «Два французских стихотворения Беккета»/«Due poesie francesi di Beckett» для голоса, басовой флейты, альта и ударных (1995) «Pas si′» для аккордеона и 2 голосов (1998) на тексты Беккета
Караев Фарадж (1943) «В ожидании Годо» для четырех солистов и камерного оркестра (1986) по одноименной пьесе (1952)
Куртаг, Дьердь / Kurtág, György (1926) «Сэмюэл Беккет: что есть слово»/«Samuel Beckett: what is the word» op.30b на тексты
Ранд, Бернард / Rand, Bernard (1934) «Memo 2» для тромбона соло (1973) по структуре пьесы «Не я»/«Not I» (1972) версия «Memo 2B» для тромбона и женской пантомимы (1980) версия «Memo 2D» для тромбона, струнного квартета и женской пантомимы (1980) «…меж голосов…»/«…among the voices…» по Беккету для хора и арфы (1988)
Тернидж, Марк-Энтони / Turnage, Mark-Anthony (1960) концерт «Five Views of a Mouth» для флейты и оркестра (2007) по мотивам пьесы
Беккета «Не я»/«Not I» (1972) «Твоя колыбельная»/«Your Rockbaby» для саксофона и оркестра (1993) с использованием «ритмических» элементов из «Колыбельной»/«Rockbaby» (1981)
Фельдман, Мортон / Feldman, Morton (1926-1987) «антиопера» «Ни…»/«Neither» по либретто Беккета (1977) музыка к американской версии радиопьесы Беккета «Words and Music» для двух чтецов, двух флейт, вибрафона, фортепиано и струнного трио (1987) «Сэмюэлю Беккету» для оркестра (1987); нереализованная идея музыки к радиопьесе Беккета «Cascando» (1961)
Финнисси, Майкл / Finnissy, Michael (1946) «Достаточно»/«Enough» для фортепиано (2001) по одноименному тексту (1966)
Хаубеншток-Рамати, Роман / Haubenstock-Ramati, Roman (1919-1994) «антиопера» в одном действии «Игра» «Spiel» (1968) по одноименной пьесе (1963)
Холлигер, Хайнц / Holliger, Heinz (1939) опера «Приходят и уходят»/«Come and Go» для 9 голосов и 9 инструментов (1976) по одноименной пьесе (1965) «Не я»/«Not I» для сопрано и пленки (1980) по одноименной пьесе (1972) опера «Что Где»/«What Where» (1988) по одноименной пьесе (1983)
Сэмюэл Баркли Беккет родился 13 апреля (в Страстную пятницу) 1906 года в небольшом поселении Фоксрок, пригороде Дублина, Ирландия.
Детство будущий писатель провел в Фоксроке, в просторном родительском доме, к которому прилегал участок площадью в один акр. Беккет рос спортивным и непоседливым мальчиком, более близким с отцом, нежели с педантичной и властной матерью.
Беккет получил строгое протестантское воспитание, обучался сначала на дому, затем, начиная с возраста 9 лет, — в школе Эрлсфорт в Дублине. Школа была на хорошем счету у состоятельных ирландцев, многие из её преподавателей были выпускниками престижного Тринити-колледжа. В школе Беккет приобрел славу отличного спортсмена и способного ученика. В 1920 году в возрасте 14 лет Беккет становится учеником частной Королевской школы Портора в Эннискиллене, что в Северной Ирландии. Примечательно, что в той же школе ранее учился другой выдающийся литератор и соотечественник Беккета — Оскар Уайльд. В Порторе (школа существует и поныне) Беккет обнаружил блестящие способности как к гуманитарным наукам, так и к спортивным дисциплинам — регби, крикету, плаванью, гольфу и боксу. Однако, несмотря на успехи в учёбе и спорте, а также авторитет среди ровесников, Беккет испытывает проблемы с общением, растет угрюмым и замкнутым юношей.
Университетские и парижские годы (1923—1930) [ | ]
Наконец, в 1923 году Беккет поступает в знаменитый дублинский Тринити-колледж, где интенсивно изучает английскую и современную ему европейскую литературу, французский и итальянский языки. В Тринити-колледже Беккет знакомится с профессором романских языков Томасом Родмоуз-Брауном, который прививает юноше интерес к классической и современной европейской литературе и драматургии (Беккет усиленно изучает Ронсара, Петрарку, Расина и других), а также ободряет в его первых творческих начинаниях. Кроме того, Беккет берёт частные уроки итальянского и с жадностью штудирует Маккиавелли, Джозуэ Кардуччи, Д’Аннунцио и «Божественную комедию» Данте.
В университетские годы Беккет становится регулярным посетителем дублинских театров — ирландская драматургия того времени трудами Йейтса, О’Кейси и Синга переживает расцвет, — кинозалов, а также художественных галерей. Помимо этого, Беккет настойчиво и увлеченно занимается самообразованием, много читает, становится завсегдатаем Национальной галереи Ирландии, проникаясь страстью к изобразительному искусству и особенным интересом к Старым мастерам, в частности голландской живописи XVII века. Любовь к истории искусств и глубокое знание современной ему живописи Беккет пронесет через всю творческую биографию. К университетским годам относится и первое по-настоящему серьезное любовное увлечение Беккета, правда, судя по всему, невзаимное, — Этна Маккарти, выведенная позднее под именем Альбы в «Мечтах о женщинах, красивых и так себе».
В течение 1925—1926 годов Беккет много путешествует, впервые посещая Францию и Италию. В 1927 году Беккет сдаёт экзамены, получает степень бакалавра лингвистики (французский и итальянский языки) и по рекомендации своего учителя профессора Родмоуз-Брауна получает место преподавателя английского и французского языков в колледже Кэмпбелл в Белфасте. Педагогическая практика угнетает будущего писателя: Беккет находит невыносимо скучным объяснять элементарный материал, и, проработав два семестра, благодаря программе преподавательского обмена отправляется в Париж, в престижнейшую Эколь Нормаль сюперьёр, на должность преподавателя английского языка. Тогда же завязывается двухлетний роман Беккета с его кузиной Пегги Синклэр.
По приезде в Париж Беккет знакомится со своим предшественником по программе обмена с Эколь сюперьёр Томасом Макгриви, которому суждено стать ближайшим другом и конфидентом писателя на всю оставшуюся жизнь. Макгриви вводит Беккета в круги артистической богемы. В Париже Беккет заводит знакомства с такими знаменитостями, как Юджин Жолас (писатель, отец известной пианистки и композитора Бетси Жолас), Сильвия Бич (одна из значительнейших фигур литературного Парижа эпохи между двумя мировыми войнами), Джек Батлер Йейтс (крупнейший ирландский национальный художник, младший брат прославленного поэта), особняком среди которых стоит уже тогда признанный литературный гений Джеймс Джойс. Проходит совсем немного времени и Беккет становится частым гостем в доме знаменитого автора «Улисса».
Первые литературные опыты (1929—1933) [ | ]
В 1929 году в Париже Беккет знакомится со своей будущей женой Сюзанн Дешево-Дюмениль (фр. Suzanne Dechevaux-Dumesnil ) (1900 — 17.06.1989), а также публикует в одном из журналов созданный по наущению Джойса свой первый литературный опыт — критическое эссе «Данте…Бруно. Вико..Джойс» и первый короткий рассказ «Вознесение» (англ. Assumption ).
Приблизительно в то же время Беккет сближается с Джеймсом Джойсом и становится его литературным секретарём, в частности, помогая тому в работе над его последним и наиболее необычным и новаторским произведением, в итоге получившим название «Поминки по Финнегану» (англ. Finnegan’s Wake ). С семьей Джойса связан и неоднозначный эпизод биографии Беккета, ставший причиной разрыва, правда, временного, с прославленным соотечественником. Дочь Джойса, психически нестабильная Лючия, чрезмерно увлекается молодым и привлекательным помощником отца. Беккет не отвечает страдающей от шизофрении дочери Джойса взаимностью, итогом всему становится разрыв Беккета с Джойсом и скорое помещение Лючии в психиатрическую лечебницу, где она проведёт остаток своих дней.
Осенью 1930 года Беккет возвращается в Тринити-колледж, где продолжает педагогическую деятельность в качестве ассистента профессора Родмоуз-Брауна, преподавая французский язык и читая лекции о Бальзаке, Стендале, Флобере, Жиде, Бергсоне. Лекторская работа и преподавание неимоверно тяготят замкнутого, почти патологически стеснительного Беккета — отработав один учебный год, Беккет, к резкому неудовольствию матери и разочарованию отца, покидает Тринити-колледж и возвращается в Париж.
Приблизительно к этому времени относится написание поэмы «Блудоскоп» (англ. Whorescope ), созданной в форме монолога от лица одного из любимейших философов Беккета, Рене Декарта, — первого изданного отдельной книгой произведения писателя, — и критического эссе «Пруст» о творчестве французского модерниста Марселя Пруста.
В первой половине 1932 года, уже живя в Париже, Беккет работает над своим первым большим прозаическим произведением, романом «Мечты о женщинах, красивых и так себе» (англ. Dream of Fair to Middling Women ), начатом в Дублине годом ранее. Книга, написанная сложным, не характерным для зрелого и, в особенности, позднего Беккета «барочным» языком, демонстрирующая изощрённую эрудицию молодого автора, посвящена многословному и запутанному описанию взаимоотношений носящего автобиографические черты юноши по имени Белаква (тезки одного из персонажей Дантова Чистилища) с тремя девушками (прототипом первой из них, Смеральдины-Римы, послужила его кузина Пегги Синклэр, второй, Сиры-Кузы, — безумная дочь Джойса, Лючия, третьей, Альбы, — любовное увлечение писателя университетских времен, Этна Маккарти). Роман представлял собой достаточно «сырое», по свидетельству самого Беккета, «незрелое и нестоящее», хотя и демонстрирующее обширную энциклопедическую эрудицию автора в вопросах литературы, философии и теологии, произведение и был ожидаемо отвергнут всеми издателями, а опубликован, согласно воле самого автора, лишь посмертно в 1992 году.
Ни писательская карьера, ни карьера литературного критика и эссеиста в Лондоне не задаётся. Беккет находится в процессе тревожного и большей частью безуспешного поиска себя в профессии и жизни. Так, Беккет пишет письмо C. Эйзенштейну с просьбой о принятии на обучение в Государственный институт кинематографии (ответа не было получено), пытается получить место преподавателя в университете Кейптауна, попутно пишет поэму «Каскандо», в период с октября 1936 по апрель 1937 путешествует по нацистской Германии, особое внимание уделяя богатейшим художественным галереям Гамбурга, Берлина, Дрездена и Мюнхена.
В середине октября 1937 года писатель окончательно обосновывается в Париже, которому суждено стать его вторым домом до самой смерти.
Обосновавшись во Франции, Беккет пытается пристроить «Мёрфи», законченный в июне 1936 года, в какое-либо из издательств, и после 42 отказов [12] роман всё-таки публикуется в марте 1938 года.
Это произведение является плодом большой и напряженной работы Беккета по оттачиванию собственного литературного стиля и повествовательного мастерства. В работе, которая была начата во время пребывания писателя в Лондоне в 1934 году, всё ещё сильно ощущается влияние Джойса, однако, голос Беккета приобретает все более индивидуальные черты. В центре повествования — безработный обитающий в Лондоне ирландец по фамилии Мёрфи и история его побега от реальности окружающего мира. Мёрфи исповедует философию минимальных усилий, своего рода неделания, которая, в свою очередь, предопределяет эксцентричное поведение героя — Мёрфи периодически пристёгивается ремнями к кресле-качалке, вводя себя в своего рода транс и проводя в таком состоянии довольно длительное время. Испытывая глубокое недоверие, граничащее с отвращением, к любому виду физической или социальной активности, Мёрфи до крайности непрактичен и живёт на содержании у своей возлюбленной Селии, которая, будучи проституткой, тщетно пытается сподвигнуть Мёрфи на поиск работы и начало нормальной семейной жизни.
Балансируя на грани пародии при описании многочисленных странностей не вполне нормального с точки зрения обывателя героя, Беккет тем не менее не ставит себе целью высмеять ещё одного из бесконечного ряда бесталанных неудачников, прикрывающих свою лень и неприспособленность к практической жизни надуманными взбалмошными теориями. Беккет одновременно и насмешлив, и предельно серьёзен по отношении к своему персонажу, идейные поиски которого: попытка разрешить противоречие между душой и телом, стремлением к покою и необходимостью деятельности, попытка найти гармонию с собой, герметично отгородившись от мира, — составляют сердцевину философских исканий самого писателя на протяжении всей жизни. Интеллектуальный побег Мёрфи заканчивается трагически, а сам роман, написанный в отходе от привычных беллетристических лекал, полный специфического юмора, литературно-философских аллюзий, несмотря на похвалу Джойса, был принят критиками весьма сдержанно и не имел никакого коммерческого успеха.
Очередную литературную неудачу и без того страдающий от депрессии Беккет переживает очень тяжело. Утешение Беккет пытается найти в обустройстве личной жизни, сходясь с Сюзанн Дешево-Дюмениль, как оказалось — на всю оставшуюся жизнь (пара официально поженится лишь в 1961 году). В это же время Беккет начинает переводить «Мёрфи» на французский и делает первые попытки написания стихов на не родном для себя языке.
В январе 1938 года в Париже Беккета ударили ножом в грудь и чуть не убили, когда он отказался от домогательств печально известного сутенера, носившего фамилию Пруден. Джойс устроил Беккету отдельную палату в больнице. На предварительном слушании Беккет спросил нападавшего о мотиве, стоявшем за нанесением ножевых ранений. Пруден сказал: «Je ne sais pas, Monsieur. Je m’excuse» («Я не знаю, сэр. Мне очень жаль»). Беккет в конце концов снял обвинения с нападавшего, отчасти для того, чтобы избежать дальнейших формальностей, отчасти потому, что нашёл Прудена приятным и хорошо воспитанным человеком.
Вторая мировая война, «Уотт» (1940—1945) [ | ]
По окончании войны Беккет, за своё участие в Сопротивлении награждённый французским правительством, некоторое время служит в военном госпитале Ирландского Красного Креста в Сен-Ло в Нормандии, затем — возвращается вместе с Сюзанной в Париж.
Послевоенный успех, трилогия, театр абсурда (1946—1969) [ | ]
В 1948 году Беккет завершает работу над своим самым известным произведением, снискавшим ему мировую славу, — абсурдистской пьесой «В ожидании Годо», премьера которой состоялась в Париже в самом начале января 1953 года.
Большинство произведений, созданных Беккетом после окончания Второй мировой, написаны автором по-французски. Таким образом, Беккет окончательно обращается к французскому как к основному языку литературного творчества, тем самым продолжая редкую традицию билингвизма в европейской литературе, становясь в один ряд с Джозефом Конрадом, Францем Кафкой и Владимиром Набоковым. Переход на французский Беккет позднее объяснял необходимостью выработки отстранённого метода письма, лишённого отличительного стиля.
К началу 1950-х годов к Беккету наконец приходит успех. «В ожидании Годо» ставят в лучших театрах Европы. С 1951 по 1953 год издаётся прозаическая трилогия (романы «Моллой», «Малон умирает» и «Безымянный»), сделавшая Беккета одним из самых известных и влиятельных писателей XX века. Эти произведения, основанные на новаторских подходах к прозе, опробованных в ходе работы над «Уоттом», и имеющие мало общего с привычными литературными формами, написаны на французском языке и позднее переведены самим автором на английский.
Следуя успеху пьесы «В ожидании Годо», Беккет продолжает работать в качестве драматурга, в 1956 году получая заказ от Би-би-си на создание радиопьесы, получившей название «Обо всех падающих» / «All That Fall». В конце 1950-х и начале 1960-х годов Беккет создаёт пьесы, заложившие фундамент так называемого театра абсурда, — «Конец игры» / «Endgame» (1957), «Последняя лента Крэппа» / «Krapp’s Last Tape» (1958) и «Счастливые дни» / «Happy Days» (1961). Эти работы, почти сразу ставшие международной театральной классикой, близкие по тематике с философией экзистенциализма, затрагивают темы отчаяния и воли к жизни перед лицом равнодушного к человеку и непознаваемого мира. В 1964 году по единственному сценарию Беккета для кино была снята короткометражная чёрно-белая картина «Фильм», посвящённая проблеме воспринимаемого объекта и воспринимающего субъекта.
Беккет продолжает работать на ниве драматургии и, несмотря на то, что его произведения глубоко проникнуты темами старения, одиночества, страдания и смерти, достигает не просто локального успеха в среде интеллектуальной богемы Парижа и Лондона, но приобретает общемировую известность и признание, вершиной которого становится присуждение Нобелевской премии по литературе за 1969 год. В своём решении Нобелевский комитет отметил [17] :
Сэмюэл Беккет награждён премией за новаторские произведения в прозе и драматургии, в которых трагизм современного человека становится его триумфом. Глубинный пессимизм Беккета содержит в себе такую любовь к человечеству, которая лишь возрастает по мере углубления в бездну мерзости и отчаяния, и когда отчаяние кажется безграничным, выясняется, что сострадание не имеет границ.
Лауреат, который плохо переносил пристальное внимание к собственной персоне, сопутствующее литературной славе, согласился принять премию только при условии, что получит эту награду французский издатель и давний его друг Жером Лендон, что и было исполнено.
Позднее творчество и последние годы (1970—1989) [ | ]
К концу 1960-х — началу 1970-х творчество Беккета всё более дрейфует в сторону минимализма и компактности. Ярким примером такой эволюции может служить пьеса «Дыхание» / «Breath» (1969), которая длится всего 35 секунд (30 с — по данным Книги рекордов Гиннесса, куда это произведение занесено как самая короткая пьеса [18] ) и не имеет ни единого действующего лица. Во время спектакля по пьесе «Не я» / «Not I» (1972) зритель имеет возможность созерцать лишь ярко освещенный рот рассказчика, в то время как всё прочее на сцене погружено во мрак.
Хотя работы Беккета сфокусированы на индивидуальном «экзистенциальном» опыте отдельной, частной и в социальном плане маргинальной личности, в его творчестве есть место и для проявления гражданской позиции. Примером может служить сосредоточенная на теме тирании пьеса «Катастрофа» / «Catastrophe» (1982), посвященная чешскому драматургу, хорошему другу Беккета и впоследствии первому президенту посткоммунистической Чехии Вацлаву Гавелу.
Поздний период творчества Беккета отмечен длительными паузами, продолжением прерванных драматургическими работами опытов с поэзией и прозой. В первой половине 1980-х Беккет создает серию новелл «Компания» / «Company» (1980), «Плохо увидено плохо рассказано» / «Ill Seen Ill Said» (1982) и «Худшему навстречу» / «Worstward Ho» (1984), в которых продолжает диалог с памятью, с голосами из прошлого.
Последние годы Беккет вёл чрезвычайно замкнутый образ жизни, избегая давать каких-либо комментариев о своём творчестве. Сэмюэл Беккет умер в Париже 22 декабря 1989 года в возрасте 83 лет, спустя несколько месяцев после смерти своей супруги Сюзанн.
Факты [ | ]
Наследие [ | ]
Влияние Беккета на современное искусство огромно. В разное время такие знаменитые драматурги, как Вацлав Гавел, Джон Бэнвилл, Эйдан Хиггинс, Том Стоппард и Гарольд Пинтер публично признавали авторитет Беккета. Многим обязаны творчеству ирландского писателя представители поколения битников, а также такие авторы, как Томас Кинселла и Дерек Махон. Многие крупные композиторы, включая Мортона Фельдмана, Хайнца Холлигера, Паскаля Дюсапена, создавали произведения на тексты Беккета.