интернет маркетинг появился в каком году
Интернет-маркетинг: что это такое и из чего он состоит — виды, цели, задачи, особенности, функции и направления internet marketing
Сущность интернет-маркетинга сегодня понятна не всем. Для многих людей это малознакомое понятие, а кто-то вовсе не слышал о нем. Тем не менее это явление стремительно набирает обороты как на Западе, так и в России.
Всемирная паутина в наше время стремительно набирает популярность и вытесняет другие источники информации. Ею пользуются те, кто еще вчера смотрел телевизор или слушал радио. Разумеется, онлайн-пространство активно используется владельцами компаний для продвижения товаров или услуг. Популярность этого явления определила новое направление в сфере продаж. О нем будет идти речь в данной статье.
Интернет-маркетинг: что это такое
Чтобы эффективно увеличивать популярность продукта у целевой аудитории, необходимо применять различные инструменты и стратегии. Недостаточно просто создать страницу в социальной сети и наполнить ее контентом, чтобы увеличить заинтересованность среди потенциальных потребителей. На успех кампании влияет буквально все: картинки, тексты, частота публикации записей. Также важно удачно выбирать ресурсы для закупки рекламы. Это могут быть блогеры или популярные сообщества. Если обобщить всю информацию, то можно сказать, что маркетинг в сети интернет – это комплекс всех приемов, которые помогают владельцам бизнеса продвигать товары или услуги.
Обзор онлайн-пространства в РФ
Распространение продуктов разных категорий на веб-сайтах и в социальных сетях набирает популярность не только на Западе, но также в России. Об этом говорит официальная статистика Ассоциации Коммуникационных Агентств. Как сообщает ведомство, в 2019 количество рекламы на радио сократилось на 5%, по телевидению – на 6%. Отток из печатных изданий составил 16% по сравнению с предыдущим годом. При этом доля промоушена в интернете выросла на 20 процентов. Это говорит о стремительном росте востребованности.
В 2020 из-за экономического кризиса общий объем рынка значительно упал. Это объясняется закрытием множества представителей малого и среднего бизнеса. Телевизор потерял 7%, пресса – 33%. Только Всемирная паутина при этом сохранила свои позиции на прежнем уровне. Это говорит о востребованности сайтов и социальных сетей как площадок для продвижения.
Интернет-маркетинг
Интернет-маркетинг (англ. internet marketing ) — это практика использования всех аспектов традиционного маркетинга в Интернете, затрагивающая основные элементы маркетинг-микса: цена, продукт, место продаж и продвижение. Основная цель — получение максимального эффекта от потенциальной аудитории сайта.
Основные элементы комплекса интернет-маркетинга:
Товар (Product) — то, что вы продаете с помощью Интернета, должно иметь достойное качество. Он конкурирует не только с другими сайтами, но и традиционными магазинами.
Цена (Price) — принято считать, что цена в Интернете ниже, чем в обычном магазине за счет экономии на издержках. Контролируйте цены и сравнивайте их с конкурентами регулярно.
Продвижение (Promotion) — комплекс мер по продвижению как сайта, так и товара в целом в сети. Включает в себя огромный арсенал инструментов (поисковое продвижение, контекстная реклама, баннерная реклама, e-mail маркетинг, аффилиативный маркетинг, вирусный маркетинг, скрытый маркетинг, интерактивная реклама, работа с блогами и т. д.).
Содержание
Общая информация
Интернет-маркетинг является составляющей электронной коммерции. Его также называют online-маркетингом. Он может включать такие части, как интернет-интеграция, информационный менеджмент, PR, служба работы с покупателями и продажи. Электронная коммерция и интернет-маркетинг стали популярными с расширением доступа к интернету и являют собой неотъемлемую часть любой нормальной маркетинговой кампании. Сегмент интернет-маркетинга и рекламы растёт как в потребительском секторе, о чем свидетельствует появление с каждым днем все новых интернет-магазинов, так и на рынке B2B. Основными преимуществами интернет-маркетинга считаются интерактивность, возможность максимально точного таргетинга, возможность постклик-анализа, который ведет к максимальному повышению таких показателей как конверсия сайта и ROI интернет-рекламы. Интернет-маркетинг включает в себя такие элементы системы как:
История
Интернет-маркетинг появился в начале 1990-х годов, когда текстовые сайты начали размещать информацию о товарах. Сейчас интернет-маркетинг — это нечто большее, чем продажа информационных продуктов, сейчас идет торговля информационным пространством, программными продуктами, бизнес-моделями и многими другими товарами и услугами. Такие компании, как Google, Yahoo, и MSN подняли на новый уровень и сегментировали рынок интернет-рекламы, предлагая малому и среднему бизнесу услуги по локальной рекламе. Рентабельность инвестиций возросла, а расходы удалось снизить. Этот тип маркетинга стал основой современного капитализма, которая позволяет любому, у кого есть идея, товар или услуга, достичь максимально широкой аудитории.
Использование термина «интернет-маркетинг» обычно подразумевает использование стратегий маркетинга прямого отклика, которые традиционно используются при прямых почтовых рассылках, радио и в телевизионных рекламных роликах, только здесь они применяются к бизнес пространству интернета.
Эти методы оказались очень эффективными при использовании в интернете благодаря возможностям точно отслеживать статистику, умноженным на возможность находиться в относительно постоянном контакте с потребителями, будь-то сектор B2B или B2C (бизнес-потребитель). Эта возможность прецизионного анализа применяется сейчас повсеместно, и поэтому так часто можно увидеть такие термины, как ROI — коэффициент окупаемости инвестиций, conversion rate — коэффициент эффективного посещения (он же — конверсия сайта), а также мгновенно получить статистику продаж, спроса и т. д.
Бизнес-модели
Интернет-маркетинг ассоциируется с несколькими бизнес-моделями. Основные модели: бизнес-бизнес (B2B) и бизнес-потребитель (B2C). B2B состоит из компаний, которые делают бизнес между собой, в то время как B2C подразумевает прямые продажи конечному потребителю. Первой появилась модель B2C. B2B схема оказалась более сложной и начала действовать позже. Третья, более редкая модель это — «пользователь-пользователь» (С2С), где обычные пользователи интернета меняются между собой и продают товары друг другу. Как пример можно привести международный аукцион eBay или систему обмена файлами Kazaa.
Преимущества
Интернет-маркетинг в первую очередь предоставляет потребителю возможность получить информацию о товарах. Любой потенциальный потребитель может, используя интернет, получить информацию о товаре, а также купить его. Хотя, если там не будет информации об одном товаре, или он её не найдёт, то, скорее всего он приобретёт другой товар у конкурента.
Применение методов интернет-маркетинга нацелено на экономию средств (на заработной плате сотрудников отделов продаж и на рекламе), а также на расширение деятельности компаний (переход с локального рынка на национальный и международный рынок). При этом как крупные компании, так и малые, имеют более уравновешенные шансы в борьбе за рынок. В отличие от традиционных рекламных медиа (печатных, радио и телевидения), вход на рынок через интернет является не слишком затратным. Важным моментом является то, что в отличие от традиционных маркетинговых методов продвижения, интернет-маркетинг дает чёткую статистическую картину эффективности маркетинговой кампании.
В сравнении с другими видами медиамаркетинга (печатными, радио и телевидением), интернет-маркетинг растет очень быстро. Он завоёвывает все большую популярность не только у бизнеса, но и обычных пользователей, которые хотят продвинуть свой эффективный веб-сайт или блог и заработать на нем. Тем не менее, в развитых странах, затраты на интернет-маркетинг и рекламу составляют около 5 % от общих рекламных затрат.
Ограничения
Ограничения в интернет-маркетинге создают проблемы как для компаний, так и для потребителей. Если у потребителя медленное интернет-соединение, это приводит к затруднению в использовании в рекламе анимированных роликов, презентационных фильмов и высококачественной графики, хотя, в принципе, проблема со скоростью — это вопрос времени, с каждым днем «медленных» пользователей становится все меньше. Место dial-up занимает скоростной интернет.
Следующее неудобство состоит в том, что интернет-маркетинг не дает возможность потребителю опробовать товар до того, как сделать покупку. Но большинство потребителей решают эту проблему просто. Они знакомятся с интересующим их товаром в обычном магазине, а покупку делают в интернет-магазине. Германия, например, приняла в 2000 году закон (Fernabsatzgesetz, позже объединён с BGB), по которому любой покупатель может вернуть товар, купленный через интернет без всяких объяснений и получить полный возврат денег. Это одна из основных причин, почему в Германии так развита интернет-торговля.
Проблема отсутствия возможности у покупателя «потрогать» товар также может решаться иными способами, например, некоторые владельцы интернет магазинов используют фотографии товара высокого качества и разрешения, стараясь передать в изображениях все детали и особенности своей продукции. Набирает популярность и использование специальной фото-техники для оцифровки снимков товара в формате 3D (объемное изображение), дающее посетителю интернет магазина рассмотреть товар со всех ракурсов.
Ещё один тормозящий фактор — это ограниченность платёжных методов, которым доверяют потребители. Но, в принципе, все эти ограничения касаются только B2C.
Безопасность
Как для компаний, так и для потребителей, участвующих в онлайн-бизнесе, вопросы безопасности очень важны. Многие потребители боятся делать покупки в интернете, так как не уверены, что их персональная информация останется конфиденциальной. Уже были случаи, когда компании, которые занимались онлайн-бизнесом, были пойманы на разглашении конфиденциальной информации, касающейся их клиентов. Некоторые из них декларировали на своих веб-сайтах, что гарантируют конфиденциальность информации о потребителе. Продавая информацию о своих клиентах, такие компании нарушают не только свою декларируемую политику, но и законы сразу нескольких государств.
Некоторые компании скупают информацию о потребителях, потом предлагают потребителю за деньги убрать эту информацию из базы данных. Так или иначе, многие потребители не знают, что их приватная информация разглашается, и не могут предотвратить обмен этой информацией между недобросовестными компаниями.
Вопрос безопасности является одним из основных для компаний, которые серьёзно подходят к бизнесу в интернете. Шифрование — один из основных методов использующихся для обеспечения безопасности и конфиденциальности передаваемых данных в интернете.
Влияние интернет-маркетинга на бизнес
Интернет-маркетинг оказал огромное влияние на ряд деловых сфер, включая музыкальную индустрию, банковское дело, рынок портативных электронных устройств (мобильные телефоны, плееры и т. д.), так называемый «блошиный рынок» и главное — на рекламу.
В музыкальной индустрии многие потребители начали покупать и загружать музыку в формате MP3 через интернет вместо того, чтобы покупать CD.
Интернет-маркетинг также повлиял и на банковскую индустрию. Все большее количество банков предлагают свои услуги в режиме онлайн. Онлайн-банкинг является более удобным для клиента, так как избавляет от необходимости посещать каждый раз банк или его филиалы. В США на сегодняшний день около 50 миллионов человек пользуются услугами онлайн-банкинга. Онлайн-банкинг является одним из наиболее быстрорастущих секторов интернет-бизнеса. Увеличивающиеся скорости интернет-соединений занимают в этом исключительно важную роль. Из всех пользователей Интернета около 44 % пользуются услугами интернет-банкинга.
Интернет-аукционы завоевали популярность, блошиные рынки борются за выживание. Уникальные вещи, которые раньше можно было найти на блошиных рынках, теперь продаются на онлайн-аукционах, таких как eBay. Также развитие аукционов сильно повлияло на цены на уникальные и антикварные вещи. Если прежде информацию о цене найти было трудно, то теперь можно посмотреть цену на аналогичную вещь на аукционе. И иметь хотя бы общее представление о стоимости товара, так как всегда можно узнать, за сколько продавалась та или иная вещь. Все больше и больше продавцов подобных товаров ведут свой бизнес онлайн, сидя дома.
Эффект на рекламную индустрию был и остается поистине огромным. В течение всего нескольких лет объем онлайн-рекламы стремительно вырос и достиг десятков миллиардов долларов в год. Рекламодатели начали активно менять свои предпочтения и сегодня Интернет-реклама уже занимает бо́льшую рыночную нишу, чем реклама на радио (в развитых странах). Интернет-маркетинг достаточно сильно повлиял на сектор B2B, и это влияние с каждым днем усиливается.
На сегодняшний день сложно найти крупное индустриальное предприятие, которое не продвигает себя в сети. Тенденции роста можно легко увидеть и по постоянному расширению торговых интернет-площадок, а также росту их количества. Торговые онлайн-площадки уже давно перестали быть досками объявлений, из которых они и выросли. Сегодня некоторые из них превратились в крупные корпорации, предоставляющие целый ряд маркетинговых услуг. Растут и цены за участие на таких площадках (имеется в виду привилегированное членство), несмотря на то, что количество их увеличивается.
Интернет-маркетинг в России: куда идет и куда заведет
Из этой статьи вы узнаете:
Доступность высоких технологий в 21 веке открывает новые возможности перед маркетингом, который активно ассимилируется в онлайн-пространство. Традиционные маркетинговые инструменты, привычные для использования в физической реальности, уступают место новым видам взаимодействия с клиентами (пользователями). В обиход входят понятия «SEO», «контекстная реклама», «инбаунд» и проч. О роли, которую сегодня играет интернет-маркетинг в России, поговорим в статье.
История развития интернет-маркетинга как отдельного направления в рекламе
Интернет, изначально создававшийся для решения военных задач, стал средством общения в реальном времени, а затем и безграничной торговой площадкой. Сейчас сложно в это поверить, но до 1990 года использование интернет-пространства для ведения бизнеса было запрещено. Как только табу отменили, первыми, кто воспользовался новыми возможностями, стали авиакомпании. Сегодня заказ билетов через интернет знаком большинству пассажиров и является востребованной услугой.
Всемирная паутина и неограниченные возможности – эти понятия стали тождественными, что подтверждает опыт сотен компаний и предпринимателей, вовремя разглядевших потенциал интернета. Для кого-то виртуальное пространство становится дополнительным каналом привлечения клиентов, для кого-то – единственным, поскольку весь бизнес строится на онлайн-площадках, но игнорировать интернет уже попросту невозможно и весьма недальновидно. Если пару десятилетий назад еще можно было говорить, что за интернетом будущее, то сегодня очевидно, что всемирная сеть – это уже настоящее, основанное на информационных технологиях и системах, позволяющее взаимодействовать со всей планетой.
Глобальный электронный рынок обладает мощным потенциалом, для использования которого в своих целях необходимо выстраивать грамотные маркетинговые стратегии, привлекая и аккумулируя весь имеющийся опыт ведения коммерческой деятельности. Ключевые принципы маркетинга действуют и в онлайн-пространстве, которое лишь слегка видоизменяет их для достижения большего эффекта в новой среде. И все же интернет-маркетинг – это совершенно отдельный вид маркетинга, являющийся сложной системой из множества составляющих.
Узкая трактовка понятия давно в прошлом, сегодня маркетинг в Сети воспринимается не просто как реклама, а в качестве комплекса мер по продвижению продукта: начиная от предварительного изучения аудитории, вычленения целевых сегментов до стратегии доверия и интереса со стороны клиента, работы на удержание его внимания и т.д.
Традиционно действие маркетинговых инструментов направлено на привлечение покупателя, в онлайн-среде маркетологи нацелены на эффективное позиционирование продуктов, которые пользователю не всегда нужно покупать. Продуктом могут быть новости, видео, статьи, песни и т.д., которые человек читает, слушает, смотрит, но не покупает. Тем не менее, монетизации подвергается само действие пользователя, ведь каждое посещение сайта становится капелькой, из которых в итоге формируется поток под названием «трафик».
Интернет-маркетинг называют еще гипермаркетингом, подчеркивая, таким образом, глобальность среды, которая проявляется во всем: от охвата аудитории до предоставляемых возможностей.
Электронный бизнес развивается ускоренными темпами, теория не поспевает за практикой, а потому определения интернет-маркетинга все еще часто основываются на его трактовке в качестве рекламного инструментария. Между тем, многие специалисты уже рассматривают маркетинг в интернете как отдельную отрасль экономической науки, и это представляется справедливым, поскольку Всемирная сеть является самостоятельным экономическим пространством с возможностью проведения транзакций и получения цифрового товара.
Основные причины популярности интернет-маркетинга в России и в мире
Глобальное медиа агентство We Are Social и разработчик платформы для управления социальными сетями HootSuite обнародовали отчет, по данным которого количество интернет-пользователей за год увеличилось на 7% и к концу 2019 года составит более 4 млрд, что равняется 53 % населения планеты.
В этом списке РФ находится на 7 месте, опережая многие страны Евросоюза. Почти 2 млн. россиян старше 18 лет проводят в сети не менее 1 часа в неделю. Среди постоянных пользователей абсолютное большинство младше 34 лет (70%). При этом 83% пользователей являются людьми умственного труда: 60% обладают доходом выше среднего (это руководители и служащие, 17% и 43% соответственно) и 23% приходится на долю учащихся. Мужчины и женщины составляют 80% 20% пользователей соответственно. Эти данные позволяют в общих чертах оценить масштаб аудитории, с которой позволяет работать интернет.
Разумеется, не каждый пользователь может стать клиентом. Для того, чтобы понять, кому интересен ваш продукт, проводятся маркетинговые исследования, позволяющие сегментировать рынок и в дальнейшем строить взаимоотношения с конкретной группой пользователей максимально эффективно, используя при этом все новые и новые способы привлечения внимания и расширения целевой аудитории. Интернет-маркетинг позволяет реализовывать самые нестандартные, уникальные идеи, обладает рядом неоспоримых преимуществ, которые необходимо использовать для развития бизнеса:
Продуманная маркетинговая стратегия строится на использовании самых разных рекламных площадок, но все они уступают интернет-маркетингу, поскольку виртуальное пространство обладает огромной аудиторией и стремится к еще большему охвату пользователей (приведенные выше данные исследования тому подтверждение). Кроме того, возможности интернет-маркетологов практически неограниченны. Они могут:
Благодаря всем названным преимуществам, интернет-маркетинг становится все более востребованным и популярным и в России, и в мире в целом. Успешная компания не мыслит своего развития без охвата веб-аудитории. При этом успех зависит от качества маркетинговой стратегии, ее проработанности и нацеленности на конкретный результат. Профессиональный маркетолог выстраивает индивидуальную стратегию бизнеса – это одно из самых важных условий, ведь какой-нибудь инструмент маркетинга, находящийся в данный момент на пике моды, совсем не обязательно подходит для продвижения конкретного ресурса. При профессиональном подходе онлайн-маркетинг может стать «козырным тузом», который выведет бизнес на ТОПовые позиции.
Какие позиции занимает интернет-маркетинг в России сегодня
Телевизионная реклама пока держит пальму первенства в РФ. Но во времена различных кризисов, когда рекламные бюджеты урезаются, именно онлайн-реклама сохраняет стабильность своих позиций и даже демонстрирует некоторый рост. И это только по статистике, собранной на самой популярной контекстной рекламе, а если учесть расходы на поисковое продвижение, то рост будет еще заметнее. Крайне важно, что, при общем отставании от мировых позиций, рынок веб-рекламы в России растет стабильно и уверенно, что позволяет прогнозировать и рост значимости digital для развития любой компании.
Выстраивая стратегию сегодня, необходимо четко понимать, что завтра интернет-маркетинг начнет играть ведущие роли, а послезавтра станет основным инструментарием для продвижения продукта, поскольку поколение, которое родилось уже в цифровую эпоху, станет платежеспособным и начнет самостоятельно принимать решения о покупках. К этому нужно готовиться планомерно, чтобы встретить новых покупателей и разговаривать с ними на одном языке.
Рекомендуемые статьи по данной теме:
Почему именно кризис дает импульс развития российскому веб-маркетингу? Действительно, первая волна интереса к онлайн-сегменту пришлась на 2008-09 годы, когда тяжелейшая экономическая ситуация ускорила переход к электронному формату, выявив целый ряд его существенных преимуществ. В условиях вынужденной жесткой экономии крайне важно рационально расходовать бюджет и оценивать эффективность работы вложенных в рекламу средств – интернет-маркетинг позволяет это. Кроме того, грамотное использование его инструментов помогает выстроить отношения с клиентом, позволяющие вносить коррективы в покупательское поведение и закладывать основу для будущего долгосрочного сотрудничества.
Появилось понятие performance-маркетинга. Это единство стратегии и аналитики, некий обширный комплекс, позволяющий достигать конкретных результатов при общей оптимизации деятельности, которая приходит на смену урезанию бюджетов (и не только финансовых, но и временных). Перфоманс ориентируется на эффективность и результат, позволяя концентрировать усилия на работе с каналами, дающими реальный рост доходов. И лучшие условия для данной деятельности создаются в интернет-среде, где к услугам performance большое количество необходимых инструментов, использование которых позволяет добиваться максимальных целей при минимальных затратах.
Это возможно, если в разработке стратегии принимают участие профессионалы, но именно их в современных условиях катастрофически не хватает. Назвать себя аналитиком или маркетологом может любой, но необходимыми знаниями и умениями обладают единицы. И вновь получается, что кадры решают все, и привлечение на работу классного специалиста становится основой успеха. Команда компетентных сотрудников может выстроить гениальную индивидуальную стратегию развития, учитывая специфику бизнеса и опираясь на аналитические данные. При этом они находятся в постоянном поиске интересных идей и свежих решений, способных вывести бизнес на новый уровень.
Основные виды интернет-маркетинга, пользующиеся спросом в России
Из вспомогательной рекламной площадки интернет превратился в самостоятельную отрасль, где действуют свои законы и пользуются спросом свои рекламные инструменты. Приведем ТОП-5 видов веб-маркетинга, которые все чаще используются в комплексе, гарантируя реальное продвижение продукта.
Это тематическое объявление, соответствующее запросу пользователя (в таком случае это поисковая контекстная реклама) или тематике ресурса, на котором находится (контекстно-медийная). Являясь средством привлечения целевой аудитории, контекстная реклама позволяет еще и очень четко отслеживать траты, ведь оплата производится за переход на сайт. Но есть у данного вида рекламы пара минусов. Во-первых, в случае размещения на сайте, объявление далеко не всегда вызывает интерес, поскольку не каждый пользователь приходит на ресурс с мыслью что-то приобрести. Во-вторых, пользователь может заблокировать рекламу в браузере, и просто не увидит объявление.
Данный вид рекламы можно представить как игру в ассоциации: с помощью оригинального графического изображения у пользователей формируется «запоминание», способствующее узнаваемости бренда. Свою эффективность баннеры доказывают только в случае размещения на ресурсах с большой аудиторией.
К числу недостатков относится высокая цена на данный вид рекламы, что делает его недоступным для начинающего бизнеса. Ну и, разумеется, баннер, как и контекстная реклама, подвержен блокировке.
Значимость социальных платформ для интернет-маркетинга невозможно переоценить. Они подкупают доступностью, минимумом финансовых вложений (или их полным отсутствием) и самостоятельностью: запустив сообщение в соцсети, рекламодатель, по сути, сделал свое дело, дальше за него работают пользователи, распространяющие понравившийся контент по своим друзьям и подписчикам. Стоит ли говорить, что доверие к сообщению, которое присылает знакомый, во много раз выше, чем к обращению незнакомца.
К тому же, обращаться можно непосредственно к целевой аудитории, выбирая сети и группы, где интересующий сегмент представлен наиболее полно. Способов взаимодействия также множество: блоги, создание сообществ, имиджевые инструменты и др. SMM-менеджер совершенно заслуженно занимает отдельную должность, поскольку отвечает за огромный пласт работы с клиентами на самых разных социальных площадках.
Отдельно стоит сказать о таргетинге в соцсетях. Странички пользователей позволяют рекламодателю получить массу полезной информации о поло-возрастных характеристиках, географии проживания, образовании, интересах и т.д. Эти данные помогают рекламе становиться адресной, направленной на конкретную группу людей, представляющую интерес для бизнеса.
В Рунете данный вид рекламы пока используется не так активно, как на Западе, но постепенно он входит в инструментарий маркетологов. Смысл в том, что реклама не является навязчивой, а становится органичной частью какого-либо контента (текстового или видео). Можно использовать имеющиеся каналы (например, тематическая реклама заполняет паузу во время ожидания скачивания), можно генерировать собственные возможности, как сделала BMW, выпустив художественные короткометражки о новинках модельного ряда и предложив их к просмотру в открытом доступе. 13 миллионов человек скачали эти мини-фильмы добровольно.
В РФ самой популярной площадкой для продакт-плейсмента являются компьютерные игры, позволяющие продвигать продукты. Игра позволяет дольше удерживать внимание пользователя, а искусно вплетенная в сюжет реклама становится идеальным средством продвижения и брендинга.
Быстродействующий и самостоятельный вид интернет-маркетинга. Интересный контент, покоряющий пользователей оригинальностью, становится предметом передачи от одного к другому, люди спешат поделиться роликом/текстом/приложением, вызвавшим у них положительные эмоции. Контент в рекордные сроки распространяется по сети, приобретая эффект вируса, отсюда и название.
Рассчитывать на длительный эффект не стоит, ведь симпатии пользователей постоянно переключаются между объектами, и совсем скоро они начинают делиться следующим роликом, занимающим их внимание.
Стимулирование продаж с помощью интернет-маркетинга
Очевидно, что речь пойдет об увеличении объемов продаж, достигаемом разными способами. Почти все они известны и время от времени применяются компаниями, но часто именно выбор самого эффективного на данный момент метода стимулирования заводит бизнес в тупик.
Маркетинговая деятельность охватывает всех участников процесса продажи, а также рекламу и мероприятия, проводимые в целях увеличения спроса/сбыта. Целеполагание является важнейшим шагом на пути к выбору стратегии стимулирования продаж. Цель может обозначаться как:
В таком случае мероприятия воздействуют на потенциал компании, ее ресурсы: стимулирование сотрудников на успешную деятельность, их мотивацию на достижение конечной цели, являющейся общей для всех, и т.д.
Объектом становится торговый посредник, которого всячески поощряют на увеличение объемов партий товара и продаж, создают условия для обмена опытом, накопленным в деятельности по продажам, и др.
Содействовать потребителю также можно разными способами. Например, посредством промо-акций, подарков, бонусов за покупки осуществляется стимулирование на совершение покупки, электронная рассылка помогает знакомить клиентов с новинками ассортимента, накопительная система скидок стимулирует клиента на непрерывность покупок и проч.
Итак, принято решение о стимулировании сбыта. Первый этап – целеполагание, затем – разработка программы с выбором средств для стимулирования, обязательное тестирование программных положений (например, на фокус-группе). И только если результаты апробирования будут удовлетворительными, можно приступать к реализации программных мероприятий, эффективность которых следует обязательно оценивать.
В приведенной ниже таблице представлены средства стимулирования продаж в Сети с конкретными примерами их использования в бизнесе.
Приемы
Как применять
Кто использовал
Демо-версии, пробники и проч.
Для бесплатного использования предлагается ограниченная версия услуги или пробный экземпляр товара, что крайне востребовано в цифровом пространстве.
Важно, что затраты минимальны.
На сайте www.abbyy.com есть возможность скачать демо-версию FineReader (программа распознавания текстов востребована, а потому желающих оценить продукт немало). Многие из тестировщиков становятся клиентами корпорации, сумев оценить свойства продукта, благодаря бесплатной пробной версии.
Предъявителю купона – скидка (размер зависит от ситуации, может составлять и несколько десятков рублей, и несколько десятков процентов). Эффективность доказана как при раскрутке нового бренда, так и при стимулировании спроса на уже знакомые продукты.
Магазин дубленок и кожаной одежды «Дамла».
Посетителям сайта предлагалось получить купон, гарантирующий 10-процентную скидку в магазине.
В физической реальности на ценнике прежняя цена перечеркивается, указывается новая сумма. В виртуальной реальности действует тот же принцип – только скидка действует при заказе онлайн.
Заказывая ультразвуковую стиральную машину (Бионика) через сайт, покупатель получал 10-процентную скидку от суммы.
Предложить подарок за покупку в качестве благодарности за то, что клиент выбрал вас.
Каждому купившему цифровую камеру Canon PowerShot S40 полагался штатив – подарок ценный и нужный. Фотолюбители оценили такую заботу.
Проводить лотереи, различные конкурсы, игровые программы с весомым главным призом и/или несколькими ценными призами.
Online System Group.
В лотерее разыгрывалось программное обеспечение интернет-магазина (OSG WebShop).
Все перечисленные приемы характеризуются как плюсами, так и минусами, которые следует объективно оценить перед началом использования инструмента:
Прием стимулирования
Плюсы
Минусы
Демо-версии, пробники и проч.
Возможность расширить представления покупателя о товаре, привлекать новых клиентов, ускорять внедрение нового товара на рынок
Расходы на проведение мероприятий в физической реальности высоки
Доказана эффективность стимулирования потребления новинок, положительно воспринимаются клиентами
Невозможность охватить большую аудиторию, высокая финансовая затратность
Гарантировано увеличение сбыта, наглядность и удобство в использовании
Иногда страдает престиж бренда. Нецелевая направленность (т. е. избирательность к потенциальным клиентам не является достаточной, но в веб-пространстве это легко корректируется, благодаря специализированному ПО)
При незначительных расходах объем продаж может вырасти существенно. Возможность привлечения новых клиентов
Эффект не является длительным, поскольку аналогичные мероприятия проводятся и конкурентами. Для постоянных клиентов стимул не является достаточным
6 трендов интернет-маркетинга западных стран, набирающих популярность в России
США и Европа давно обратили внимание на тенденции, которые постепенно набирают популярность и в нашей стране. Поговорим о трендах интернет-маркетинга.
Мода на натуру, в широком смысле включающую в себя естественность и правдоподобие, касается не только продуктов и макияжа, но и рекламы. Идеальная фотография вызывает массу вопросов и сомнений. Реальные кадры, показывающие натуральность продукта, его подлинность становятся для клиентов доказательством качества.
Адаптация ресурсов под гаджеты сегодня уже не просто дань моде, а насущная необходимость для тех, кто желает эффективного развития своего бизнеса. Мобильные устройства стали маленькими карманными персональными компьютерами, а иногда обладают даже большим функционалом. Мобильник и планшет всегда под рукой, но если сайт не адаптирован под них, пользователь просто откажется от посещения неудобной площадки.
Видео в интернете для маркетологов является одним из главных инструментов продвижения товара/услуги. В этом нет ничего удивительного, ведь более универсального языка, понятного всем без исключения пользователям, чем язык визуальных образов пока не придумали. Сегодня на долю видео приходится три четверти трафика, к 2020 году эксперты прогнозируют увеличение этой цифры до 80%. Видеоконтент должен прочно войти в инструментарий российских интернет-маркетологов.
К текстовому контенту сегодня предъявляются повышенные требования. Напичкать его ключевыми словами и ждать появления сайта в ТОП-10 больше не приходится, поскольку поисковые роботы оценивают уникальность и качество предлагаемого пользователям текста, а также его полезность.
Маркетинг в мессенджерах – весьма перспективное направление, на которое нужно было обратить внимание еще вчера. Но если этого до сих пор не сделано, стоит срочно скорректировать деятельность маркетологов и обратить их внимание на приложения, в которых люди проводят все больше времени, предпочитая их социальным сетям.
Это нужно взять за правило и придерживаться его неукоснительно. В мире, где поток информации постоянен, повышается ценность каждого человека, обратившего внимание на ваш веб-ресурс. Даже большое количество подписчиков блога или страницы в социальных сетях не становится гарантией постоянного внимания аудитории, если ничего для этого не делать. Непосредственное взаимодействие с подписчиками в виде общения в режиме «вопрос-ответ» (разумеется, ответы должны быть интересными, с юмором, запоминающимися), опросы, конкурсы позволяют пользователям убедиться, что о них думают, заботятся, уважают.
Для западных маркетологов все названное давно стало прописными истинами, в России же тенденции пока только намечаются.
Проблемы интернет-маркетинга в России
Развитию интернет-маркетинга в России препятствует множество проблем. В основном, они связаны или вытекают из отсутствия квалифицированных специалистов, способных заниматься маркетингом в веб-среде профессионально. Подготовленность и компетентность специалистов являются залогом успеха маркетинговой стратегии, но если ее разрабатывают дилетанты, то все усилия будут напрасными, а бизнес так и не сможет достичь запланированных высот.
Низкая квалификация специалистов не позволяет им проводить на должном уровне аналитику, которая часто сводится к простой фиксации количества посетителей и учету конверсии (что считается уже практически запредельным профессионализмом). На самом деле аналитика в интернет-маркетинге играет огромную роль, позволяя не только оценивать эффективность рекламных кампаний, но и делать долгосрочные прогнозы касаемо развития бизнеса в целом.
Грамотно сегментировать аудиторию – по сути значит выполнить огромную часть работы, ведь трансляция рекламы целевым пользователям существенно повышает ее эффективность и позволяет значительно быстрее окупить затраты. Но этим тоже должны заниматься профессионалы, а потому опять встает вопрос кадрового обеспечения.
Но кроме «кадрового голода», существует еще целый ряд проблемных моментов:
Так что же делать, чтобы избежать проблем?
Как быть компаниям, делающим ставки на интернет-маркетинг в России
Начать стоит с понимания необходимости и неизбежности изменений: онлайн-формат прочно входит в маркетинг и занимает в нем лидирующие позиции, а потому следует грамотно использовать предоставляемые возможности и не упускать время.
Чему уделить особое внимание:
Потенциальные клиенты – это живые люди. Как только наступает понимание этого основополагающего момента, сразу становится гораздо легче достигать заветной цели по увеличению прибыли. К сожалению, пока для большинства компаний целевая аудитория рассматривается просто как некая масса, которая обязана приносить прибыль. Но почему-то не приносит. Почему?
Для эффективного выстраивания взаимоотношений с клиентом, направленных на стимуляцию к совершению покупки, продавец должен обладать важной информацией:
Чтобы ответить на все эти вопросы и в итоге стать обладателем важнейшей информации, необходимо вдумчивая работа, которую многие компании уже ведут, многие находятся на пути к осознанию ее важности. Действенность алгоритмов взаимодействия с клиентом зависит от тщательности анализа и точности расчетов, проведенных на этапе стратегического планирования.
Почему ведение интернет-маркетинговых кампаний в России лучше доверить профессионалам
Каждый должен заниматься своим делом – казалось бы, эта истина давно перестала требовать доказательств, однако желающие проверить ее справедливость все еще находятся. Но если в некоторых сферах последствия непрофессионализма могут быть далеки от катастрофических, то интернет-маркетинг, проводимый дилетантом, может обернуться серьезными и бесполезными тратами и горьким разочарованием.
Что движет владельцами бизнеса, берущими на себя, ко всем прочим обязанностям, еще и веб-маркетинг?
В первую очередь, желание сэкономить, на которое наслаивается недооценка роли профессионального маркетолога в развитии бизнеса. В такие моменты кажется, что главное сделано – создан качественный супер-продукт, который является мечтой для всех покупателей. А уж «раскрутить» его труда не составит. Через определенное время становится понятно, что самостоятельно не справиться. Тогда начинаются поиски специалиста, услуги которого не должны стоить дорого (естественное желание сэкономить все еще присутствует). И такой «профессионал» неизбежно найдется: портфолио небогатое, зато какой энтузиазм и желание работать!
Стоит оговориться, что свои услуги в интернет-маркетинге предлагают, действительно, не только агентства, но и отдельные специалисты, которые могут быть настоящими профессионалами. Но их очень мало, и услуги тоже стоят недешево.
Поэтому не стоит спешить радоваться, найдя «крутого» маркетолога «за умеренную плату». С огромной долей вероятности, маркетолог не так крут, как позиционирует себя. В итоге останется только вынести вердикт: специалист со своей работой не справился, выбранные им маркетинговые инструменты не работают, прогресса в бизнесе не наметилось. Хорошо, если разочарование наступит только в конкретном сотруднике, но часто владельцы бизнеса считают никчемной затеей интернет-маркетинг в целом, полагаясь на саморазвитие бизнеса. Увы, это очередная иллюзия, которая не имеет под собой реальной почвы.
Если же еще на этапе поиска правильно расставить приоритеты и заставить желание экономии уступить место желанию эффективно развивать бизнес, можно сразу принять верное решение и доверить интернет-маркетинг в своей компании профессионалам, работа которых обходится дорого, но она, действительно, стоит затраченных средств.
Digital-агентство подразумевает командную работу, где у каждого специалиста своя зона ответственности, но при этом все усилия координируются. Маркетолог, специалист по контекстной рекламе и SEO, менеджер, контент-маркетолог, аналитик, PR-менеджер – все они работают на достижение конкретных целей конкретного бизнеса. Конечно, те же задачи ставит перед собой и специалист, работающий в одиночестве, но временные затраты при этом значительно выше. Кроме того, может существенно страдать эффективность: при узкой специализации сотрудник решает вопросы в рамках своей профессиональной компетенции значительно результативнее, чем специалист широкого профиля.
К сожалению, часто владельцы бизнеса обращаются в агентство уже от безысходности, когда допущен ряд серьезных ошибок и ситуацию необходимо срочно исправлять. Опыт работы маркетинговых агентств позволяет назвать несколько распространенных ошибок, совершаемых предпринимателями:
И на первых порах кое-что, действительно, может получиться. Это заставит думать, что маркетинг – не такая уж сложная система, и ее вполне по силам выстроить самостоятельно. И вот здесь подстерегает главная опасность: если действия привели к улучшению некоторых показателей, сразу хочется думать, что достигнутый успех долгосрочный и ничто не в силах его пошатнуть. Но уже через короткое время станет понятно, что внимание концентрация на одной составляющей бизнеса отвлекла внимание от остальных. И пока праздновалась победа, было упущено драгоценное время для работы над всем остальным.
А ведь владелец бизнеса должен заниматься еще и своим прямым функционалом (к примеру, постоянно развивать бизнес), а нюансы интернет-маркетинга требуют пристального внимания, на которое уже нет ни сил, ни времени, ни желания. Вот в такой ситуации и следует звонок в маркетинговое агентство.
Еще одно желание, которое можно понять, но нельзя оправдать. Положительные результаты, как и в первом случае, также возможны, но это не является закономерным результатом длительного труда. Скорее, речь идет о случайности.
Многие предприниматели перед обращением к профессионалам пытаются тасовать рекламные каналы, перескакивая с одного вида рекламы на другой, занимаются редизайном, экспериментируют с контентом, считая, что такие попытки рано или поздно принесут удачу, и верный путь будет найден.
Но время уходит, силы тратятся, а перспектив развития по-прежнему нет. Приходится смириться с провалом и обратиться в специализированное агентство.
Эту ошибку тоже можно приравнять к желаниям – в данном случае это желание сэкономить средства и найти специалиста, услуги которого будут стоить значительно дешевле, нежели деятельность профессиональной команды из агентства. Но результат работы одиночки, который к тому же оценивает ее ниже рыночных показателей, вряд ли порадует эффективностью. Хорошая работа стоит денег – это должно укрепиться в сознании.
Если все же решите прибегнуть к услугам фрилансера, стоит вовремя позаботиться о юридической стороне вопроса, а также наладить взаимодействие со специалистом, который мог бы объективно оценить действия нанятого сотрудника и стать страховочным вариантом на случай, если аутсорсер-одиночка пропадет из поля зрения и перестанет выходить на связь. Такое частенько случается.
Агентство же гарантирует выполнение запланированного объема работ. Если один специалист не может работать, ему оперативно находят замену, и командная деятельность не прерывается.
Думать так неправильно. Период покоя возможен для любой, даже самой успешной компании. Поэтому вопрос нужно ставить иначе: компания не развивается, может ли интернет-маркетинг изменить ситуацию? Уже после недолгих размышлений станет очевидно, что не просто может, а изменит ее коренным образом.
Главное для этого – найти хорошего маркетолога, а лучше группу специалистов, которые будут вместе с вами «гореть» идеями возрождения бизнеса, заниматься поиском путей на новые высоты. Увы, в реальности ситуация часто развивается иначе: нанятым специалистам нет никакого дела до бизнеса клиента, а индивидуальный подход является просто декларативным элементом, не используемым на практике.
Бизнес застопорился – и многие опускают руки, а нужно использовать представившуюся возможность для новых стратегий, вариантов, инструментов и каналов. Помощником в этом станет интернет-маркетинг, траты на который необходимо рассматривать как инвестиции в развитие компании.
Да, бывает и так. Веб-маркетологи рассказывают, что задача «по-быстрому впарить» нередко ставится перед ними предприимчивыми предпринимателями. Таких бизнесменов не заботит стратегия, не волнует аналитика, им важно здесь и сейчас реализовать продукт, который часто характеризуется как плохой, некачественный. Агентство, дорожащее репутацией, данную услугу не предоставит, поскольку знает, как тяжело создавать положительный имидж и как легко его разрушить.
Критерии выбора агентства интернет-маркетинга в России
Специализированных фирм, предоставляющих комплексные услуги интернет-маркетинга, немало. Как не ошибиться в выборе, на что обратить внимание, чтобы быть уверенным в эффективности потраченных средств и результативности маркетинговой стратегии?
К числу общих критериев (которые можно учитывать также при выборе, например, SEO-специалистов) относятся:
При выборе агентства интернет-маркетинга обязательно учитываются специальные критерии:
Прогнозы развития интернет-маркетинга в России
Развитие веб-маркетинга в РФ идет постепенно, но неуклонно. Он занимает особую нишу и не ставит целью вытеснить другие каналы, которые для многих пока еще остаются более привычными. Напротив, интернет-маркетинг предлагает всю палитру своего инструментария для интеграции традиционной рекламы в стремительно меняющееся пространство.
Агрессия в рекламе уступает место нативности (естественности), желание охвата большой аудитории сменяется таргетингом, ориентированным на целевую группу пользователей, лозунг «продать любой ценой» забывается, поскольку акцент теперь делается на интерес клиента, завоевание его доверия.
Перспективы развития интернет-маркетинга в России совсем недавно оценивались как туманные. О колоссальной пользе, которую приносят веб-маркетологи компаниям, российские бизнесмены узнавали от западных коллег и только пожимали плечами: в России должность интернет-маркетолога вводилась скорее в угоду моде, а не с расчетом на какие-то реально полезные действия. Сегодня без такого специалиста невозможно представить качественное ведение бизнеса, советы маркетологов, их аналитические выкладки ложатся в основу долгосрочного планирования развития огромных корпораций и предприятий малого бизнеса. На тренды онлайн-маркетинга держат ориентир все, кто понимает его ключевую роль в привлечение клиентов и их удержании.
Общемировые тенденции развития маркетинга в онлайн-пространстве прослеживаются в России. Эксперты отмечают отставание на несколько лет, что позволяет еще более грамотно и точно выстраивать стратегии и использовать интернет-маркетинг для продвижения своего бизнеса. Времени на раскачку больше нет. Виртуальное пространство предлагает массу возможностей, пользоваться которыми нужно как можно активнее.