интернатура отменена в каком году
Отмена интернатуры — подробности реформы медицинского образования
В России идет полномасштабная реформация системы здравоохранения. Одна из ее составляющих — вузовская и послевузовская подготовка квалифицированных специалистов. Суть перемен касается вопросов интернатуры и ординатуры, повышения квалификации, замены сертификатов аккредитационными листами, утверждения образовательных стандартов подготовки будущих врачей.
2014 год — начало реформ в медицинском образовании
Суть перемен — в стандартизации. По планам МЗ РФ обучение, послевузовская подготовка, специализация, повышение квалификации врачей, лечение, реабилитация — все, что касается медицины, должно укладываться в рамки специально разработанных стандартов. С этой целью в 2014 году был принят Приказ Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326 (ред. от 17.03.2017). Он регламентировал переход на систему стандартизации в обучении врачей и должен был стать основой Федерального государственного общеобразовательного стандарта высшего образования в области медицины (ФГОС). Именно по таким стандартам работают практически все высшие учебные заведения страны. Однако в медицине до сих пор его окончательного варианта не разработано. Медицину ждут постоянные изменения: отменить или оставить интернатуру или ординатуру, как выдавать аккредитационные листы, как повышать квалификацию опытным врачам и т.д.
Обучение врачей до 2016 года
Каждый выпускник медицинского вуза, имеющий за плечами 6 лет теории и диплом по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия», мог выбрать, как развиваться и где работать.
Чтобы самостоятельно лечить пациентов и получить практические навыки, он был обязан поступить в интернатуру по общей специальности (терапия, хирургия, акушерство и гинекология) или на конкурсной основе в ординатуру, на одну из узких специальностей по своему выбору (неонатология, дерматология, кардиохирургия и т.д.). С институтской скамьи можно было поступить и в аспирантуру для продолжения научной деятельности.
Интернатура предполагала год практики под руководством опытного куратора, ординатура — два, аспирантура — три.
Интернатура | Ординатура |
---|---|
После окончания можно было работать в поликлинике или амбулатории врачом общей практики, терапевтом, педиатром, хирургом, акушером–гинекологом. | После окончания можно было работать в поликлинике и стационаре. |
Интернатура была бесплатной для всех выпускников вуза. | Ординатура могла быть бесплатной, если выпускник поступал на бюджетное место и знал, где будет трудиться после выпуска, или на платной основе со свободным трудоустройством. |
После окончания интернатуры врач мог поступить в ординатуру по узкой специальности, а мог продолжать работу самостоятельно, без куратора. | |
По окончании интернатуры, ординатуры, аспирантуры врач получал сертификат на право самостоятельной работы по специальности и должен был подтверждать его каждые 5 лет на курсах повышения квалификации. |
Если в процессе работы (стаж более 5 лет) возникало желание получить узкую специальность, врач мог пройти курсы усовершенствования (от 3 месяцев до года) и получить право вести пациентов самостоятельно по приобретенному профилю в поликлинике или стационаре.
Такая система действовала, действует и будет действовать ориентировочно до 2021 года для врачей, которые закончили вуз до 2015 года включительно.
2016 год — отмена интернатуры
В 2016 году принят Приказ № 127н от 25.02.2016, согласно которому с 2016 года поэтапно упраздняется интернатура. На первом этапе — для фармацевтов и стоматологов; на втором — для врачей терапевтических специальностей и затем для хирургов. Планировалось, что выпускники вузов вместе с дипломом теперь будут обязаны вместо сертификата получать аккредитационный лист, дающий право работать со студенческой скамьи самостоятельно на приеме в поликлинике или амбулатории врачом общей практики, терапевтом или педиатром. Только через год такой работы начинающий врач допускается к сдаче экзаменов в ординатуру. Эти инновации касались поступивших в медицинские вузы с 2013 года.
Практические навыки работы с пациентами в институте приобретаются в ходе субординатуры — шестого года обучения, когда студенты проходят практику в клиниках под руководством кураторов. Планировалось, что с 2016 года по окончании института они будут подтверждать эти навыки в симуляционных центрах, которых в стране открыто около 70.
На их базе должны подтверждаться практические навыки врача для получения или продления аккредитации (каждые 5 лет).
По плану МЗ РФ до 2018 года все медицинские работники были обязаны подтвердить профпригодность в симуляционных центрах по специальным клиническим протоколам. На сегодня эти планы полностью не реализованы. Вместе с тем, за два года произошли некоторые изменения в порядке получения аккредитационных листов. Теперь планируется получать их не вместе с дипломом, а после года практической работы.
2018 год — старт реформы послевузовского образования
С 2018 года интернатуры нет. Ординатура есть, но для поступления нужно получить аккредитацию. Планировалось, что аккредитацию и узкую специализацию можно будет получить только через год работы педиатром, терапевтом, лечебником, стоматологом, гигиенистом, эпидемиологом или фармацевтом. Таким способом Минздрав хотел наполнить специалистами первичное поликлиническое звено.
Однако в июле 2018 года это выглядит по-другому. Молодые врачи вместе с дипломом получают аккредитацию, которая позволяет работать в поликлинике в качестве терапевта, педиатра, врача общей практики или приемного покоя.
Также можно сразу поступать в ординатуру и не нужно отрабатывать год.
Аккредитация
Без аккредитации работать врачом невозможно. Это основная инновация в системе послевузовской подготовки кадров. К аккредитации допускаются все выпускники.
Аккредитация состоит из трех этапов:
Уровень аккредитационной комиссии — доктор медицинских наук, профессор. Суть мероприятия состоит в том, чтобы к получению узкой специальности допускались врачи с хорошей практической базой.
В результате, чтобы получить аккредитацию, все выполняют требования и идут работать в поликлинику, приемный покой, но остаются там единицы, поскольку перспективы работы в подобном первичном звене не самые радужные.
Ординатура
Все выпускники после окончания вуза имеют право на конкурсной основе поступить в ординатуру. Платно или бесплатно.
При этом есть возможность поступать в ординатуру в любое время, главное – получить выпускную аккредитацию и накопить баллы, необходимые для победы в конкурсе. Копить их можно со студенческой скамьи. Чем больше, тем лучше. Ординаторский минимум – 50 баллов. Но и платная, и бесплатная ординатура – конкурс. Выигрывает его тот, кто сумел отличиться на студенческой скамье или рабочем месте.
Баллы для ординатуры рассчитываются так:
Красный диплом | 100 баллов |
Получение именной стипендии | 50 баллов |
Правительственные и президентские стипендии | 100 баллов |
Научные статьи | не более 50 баллов вне зависимости от количества публикаций |
Ежегодное недельное обучение практическим навыкам, знаниям | 36 баллов |
Посещение научно-практических конференций | одно мероприятие дает около 10 баллов |
Особенно важны накопленные баллы для бесплатного конкурса. Однако и на платной основе проводится конкурс на общих условиях. Поэтому думать о карьере лучше со студенческой скамьи.
В июле 2018 года можно поступить в ординатуру по ходатайству главного врача той медицинской организации (МО), где работает выпускник, если возникает острая необходимость в узком специалисте. В этом случае за ординатора заплатит МО, он войдет в 5% бюджетных мест, но по контракту будет обязан отработать в направившей его МО от трех до пяти лет. Прибавьте учебу в самой ординатуре в течение двух-пяти лет, и перспектива стать узким специалистом станет на так заманчива.
После ординатуры выдается еще одна аккредитация, теперь уже узкому специалисту.
Выпускное тестирование в ординатуре
Тестирование – часть проверки готовности молодого врача к самостоятельной работе. Тест направлен на оценку общего уровня знаний, а не только по узкой специальности. За 60 минут предстоит ответить на 60 вопросов, отобранных в автоматическом режиме. Оценивают результат ведущие специалисты в каждой области, профессора, кандидаты наук.
Послевузовское образование на данный момент
Это получило название МНО – медицинского непрерывного обучения. Врачи, у которых еще действуют сертификаты, обязаны учиться раз в пять лет, но в течение месяца. Курсы повышения квалификации упразднены. В планах МЗ РФ обязать врачей каждые пять лет проходить курсы переподготовки в вузах (4-5 месяцев) или дистанционно на портале для непрерывного медицинского образования. И только после этого переаккредитовываться.
edu.rosminzdrav.ru — на сайте можно пройти онлайн-курсы для медицинских работников.
Мнения по поводу реформы
Вот, что говорит на этот счет член Экспертного совета при Росздравнадзоре, доктор медицинских наук Алексей Старченко:
Мы продолжаем держать руку на пульсе реформы. Статья будет обновляться.
С 1 сентября в России прекратила свое существование интернатура
Интернатура была учреждена в 1967 году, когда Постановлением Совета Министров СССР от 10.02.1967 №130 было принято предложение Минздрава СССР о ее проведении, в виде опыта, по основным клиническим специальностям для выпускников лечебных факультетов Первого Московского, Первого Ленинградского, Харьковского, Кишиневского медицинских институтов и педиатрического факультета Харьковского медицинского института.
Год спустя, после оценки результатов опыта, интернатура была введена для врачей-выпускников всех лечебных и педиатрических факультетов медицинских вузов и медицинских факультетов университетов страны. Понадобилось 5 лет для того, чтобы в целом завершить перевод выпускников лечебных и педиатрических факультетов медицинских институтов на систему интернатуры. В 1974 г. была введена интернатура и для выпускников стоматологических факультетов. Выпускники санитарно-гигиенических и фармацевтических факультетов проходили одногодичную специализацию-стажировку.
Интернатура вместе с субординатурой (преддипломной специализацией на выпускном курсе) представляли собой единую форму двухэтапной первичной специализации студентов-выпускников мединститутов.
Подготовка интернов осуществлялась в крупных республиканских, краевых, областных, городских больницах под руководством заведующих отделениями, которые получали за это дополнительную плату. Интернам в течение всего периода прохождения интернатуры выплачивалась заработная плата в размере, установленном для врачей соответствующей специальности и стажа.
Изменения в законодательной сфере в начале 90-х гг. привели к отмене механизма направления специалиста по окончании интернатуры для работы в конкретное учреждение здравоохранения. С этого времени трудоустройство врачей-интернов, за исключением тех, кто заключил индивидуальные договоры в период обучения, осуществлялось в соответствии с нормами трудового законодательства или через соответствующие подразделения службы занятости.
В 1992 году разрешение осуществлять подготовку врачей в интернатуре получили медицинские вузы. Так появилась клиническая интернатура, которая долгое время сосуществовала с интернатурой больничной (на базе лечебно-профилактических учреждений).
В 2007 году правовые основы интернатуры изменились и она была отнесена к послевузовскому профессиональному образованию.
Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 июня 2010 года «Об итоговой аттестации врачей-интернов» упразднило больничную интернатуру и регламентировало подготовку интернов с 2010/2011 учебного года только в образовательных учреждениях и научных организациях, имеющих лицензию на образовательную деятельность. Рядом приказов Минздравсоцразвития России была упразднена должность врача-интерна. Вопрос исключения должности врача-интерна оспаривался в Верховном Суде РФ, который признал такое исключение правомерным.
В итоге с 2010/2011 учебного года интерны:
1) зачислялись только в клиническую интернатуру;
2) лишились возможности зарабатывать стаж, обучаясь в интернатуре; они являлись слушателями, приравниваемыми в части получения образовательных услуг к студентам очной формы обучения;
3) потеряли право получать и заработную плату, и стипендию в размерах, предусмотренных предыдущими нормативными актами. Вместо этого Минздравсоцразвития РФ в августе 2010 года, перед самым началом учебного года, во все медвузы было разослано письмо, где сообщалось, что «в рамках работы по дополнению имеющейся законодательной базы по вопросам государственной поддержки обучающихся в интернатуре и ординатуре запланировано уменьшение размеров выплат обучающимся в интернатуре и ординатуре» и предлагается в целях «недопущения социальной напряженности в среде обучающихся» осуществлять выплаты интернам в размере 2700 рублей в месяц, ординаторам – 2900 рублей в месяц.
Однако социальной напряженности избежать не удалось. Интерны и ординаторы начали писать открытые письма в Правительство РФ, в региональные департаменты здравоохранения и т.д. Проблема освещалась в СМИ. К весне 2011 года во многих городах появились инициативные группы по организации митингов и пикетов, направленных на привлечение внимания. Попытки организации публичных мероприятий пресекались руководствами соответствующих вузов и администрациями соответствующих городов.
Ситуация сдвинулась с места после выступления многоуважаемого доктора Рошаля на форуме медицинских работников весной 2011 года, где среди других насущных проблем отечественного здравоохранения доктор назвал положение интернов и ординаторов. В сентябре 2011 года размер стипендий ординаторов и интернов был увеличен до прожиточного минимума и составил 6 367 рублей. Проблема так и не была решена вплоть до последних дней существования интернатуры, так как стипендия в размере 6-7 тысяч рублей не позволяет ни снять жилье, ни нормально питаться, ни передвигаться, не говоря о том, чтобы содержать семью, что естественно влияет на качество образования основной части российских врачей.
В конце 2011 г. был принят ФЗ «Об основах охраны здоровья груждан», который содержал норму о ликвидации интернатуры с 1 сентября 2017 года. А принятый год спустя ФЗ «Об образовании» принёс интернам последних наборов очередные радости. Законом была отменена отсрочка от армии для лиц, обучающихся в интернатуре (правда, весной 2014 г. её вернули), возникли проблемы с аккредитацией образовательных программ интернатуры, вследствие чего интерны многих вузов рисковали остаться без дипломов государственного образца (и некоторые остались), из-за нестыковок в законодательстве «вечерники» выпуска зимы 2017, обучавшиеся по ГОС 2, не смогли поступить в интернатуру.
И вот день икс настал – интернатура отменена. Такая ненавистная и не до конца понимаемая многими преподавателями вузов, начальниками отделов последипломного образования, администрациями лечебных учреждений, находящими мнимые отличия от более «престижной» ординатуры и считаемая ими «некотируемой» формой обучения. Хотя отличие было всего одно – срок обучения.
Несмотря на то, что подготовка специалистов в интернатуре прекращена, слово «интернатура» будет жить в квалификационных требованиях, квалификационных справочниках и профстандартах, давая всем, кто когда-то закончил интернатуру, абсолютно равные с выпускниками ординатуры права в осуществлении медицинской (фармацевтической) деятельности, в том числе на руководящих должностях.
Материал взят из открытых источников в соцсетях.
Минздрав объяснил отмену интернатуры отсутствием широты знаний у врачей
В Минздраве прокомментировали отказ от существовавшей в России до 2016 года интернатуры: врачам не хватало широты знаний, мышления и охвата всей специальности. Эти недостатки были учтены при подготовке новой модели обучения в ординатуре.
В отмененной системе подготовки врачей в интернатуре не было широты знаний, мышления, охвата всей специальности, а ординатура была лишена практикоориентированности. Эти недостатки были учтены при формировании новой концепции обучения в ординатуре, заявила заместитель министра здравоохранения Татьяна Семенова на конференции «Медицина и качество 2020» 8 декабря, передает корреспондент «МВ».
«Создание сегодняшней системы ординатуры – это попытка взять то лучшее, что было в интернатуре, и избавиться от того плохого, что было в ординатуре. В интернатуре была зацикленность на рабочем месте. Конечно, человек зрел, он формировался, но тем не менее не было комплексного охвата, а ординатура была лишена практикоориентированности», – уточнила Семенова. По ее словам, после ординатуры люди оставались на кафедрах и не шли в практическое здравоохранение.
В 2016 году интернатура была отменена для фармацевтов и стоматологов, спустя год – для педиатров и терапевтов, а в 2018-м – для оставшихся медицинских специальностей. Сейчас дополнительное профессиональное образование дает ординатура и профессиональная переподготовка. Таким образом, выпускники медицинских вузов получили право сразу начинать работать в качестве врачей общей врачебной практики – терапевтов и педиатров, амбулаторных стоматологов – в поликлиниках и центральных районных больницах при условии получения аккредитации специалиста.
Отмена интернатуры вызвала массу критики в вузовском и студенческом сообшествах, вплоть до того, что профильный комитет Госдумы готовил законопроект о ее возвращении и предлагал ввести мораторий на реформу системы медицинского образования. Занимавший тогда пост замглавы комитета Сергей Фургал прогнозировал возможный кризис среди молодых специалистов, так как не все из них готовы ехать в сельскую местность, из-за дефицита опытных врачей-наставников в сельских поликлиниках и больницах. По его словам, на молодых врачей возложили несоразмерную их опыту ответственность за пациентов.
В 2018 году тогдашний министр здравоохранения Вероника Скворцова сообщала, что отказ от интернатуры позволил привлечь в первичное звено 6 тыс. молодых специалистов, которые «сразу смогли выполнять функции врачей первичного звена – терапевтов, педиатров, стоматологов и некоторых других специалистов».
Интернатура отменена в каком году
Аккредитация врачей запись закреплена
СЕГОДНЯ В РОССИИ ПРЕКРАЩАЕТ СВОЁ СУЩЕСТВОВАНИЕ ИНТЕРНАТУРА
Интернатура была учреждена в 1967 году, когда Постановлением Совета Министров СССР от 10.02.1967 №130 было принято предложение Минздрава СССР о ее проведении, в виде опыта, по основным клиническим специальностям для выпускников лечебных факультетов Первого Московского, Первого Ленинградского, Харьковского, Кишиневского медицинских институтов и педиатрического факультета Харьковского медицинского института.
Год спустя, после оценки результатов опыта, интернатура была введена для врачей-выпускников всех лечебных и педиатрических факультетов медицинских вузов и медицинских факультетов университетов страны. Понадобилось 5 лет для того, чтобы в целом завершить перевод выпускников лечебных и педиатрических факультетов медицинских институтов на систему интернатуры. В 1974 г. была введена интернатура и для выпускников стоматологических факультетов. Выпускники санитарно-гигиенических и фармацевтических факультетов проходили одногодичную специализацию-стажировку.
Интернатура вместе с субординатурой (преддипломной специализацией на выпускном курсе) представляли собой единую форму двухэтапной первичной специализации студентов-выпускников мединститутов.
Подготовка интернов осуществлялась в крупных республиканских, краевых, областных, городских больницах под руководством заведующих отделениями, которые получали за это дополнительную плату. Интернам в течение всего периода прохождения интернатуры выплачивалась заработная плата в размере, установленном для врачей соответствующей специальности и стажа.
Изменения в законодательной сфере в начале 90-х гг. привели к отмене механизма направления специалиста по окончании интернатуры для работы в конкретное учреждение здравоохранения. С этого времени трудоустройство врачей-интернов, за исключением тех, кто заключил индивидуальные договоры в период обучения, осуществлялось в соответствии с нормами трудового законодательства или через соответствующие подразделения службы занятости.
В 1992 году разрешение осуществлять подготовку врачей в интернатуре получили медицинские вузы. Так появилась клиническая интернатура, которая долгое время сосуществовала с интернатурой больничной (на базе лечебно-профилактических учреждений).
В 2007 году правовые основы интернатуры изменились и она была отнесена к послевузовскому профессиональному образованию.
Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 июня 2010 года «Об итоговой аттестации врачей-интернов» упразднило больничную интернатуру и регламентировало подготовку интернов с 2010/2011 учебного года только в образовательных учреждениях и научных организациях, имеющих лицензию на образовательную деятельность. Рядом приказов Минздравсоцразвития России была упразднена должность врача-интерна. Вопрос исключения должности врача-интерна оспаривался в Верховном Суде РФ, который признал такое исключение правомерным.
В итоге с 2010/2011 учебного года интерны:
1) зачислялись только в клиническую интернатуру;
2) лишились возможности зарабатывать стаж, обучаясь в интернатуре; они являлись слушателями, приравниваемыми в части получения образовательных услуг к студентам очной формы обучения;
3) потеряли право получать и заработную плату, и стипендию в размерах, предусмотренных предыдущими нормативными актами. Вместо этого Минздравсоцразвития РФ в августе 2010 года, перед самым началом учебного года, во все медвузы было разослано письмо, где сообщалось, что «в рамках работы по дополнению имеющейся законодательной базы по вопросам государственной поддержки обучающихся в интернатуре и ординатуре запланировано уменьшение размеров выплат обучающимся в интернатуре и ординатуре» и предлагается в целях «недопущения социальной напряженности в среде обучающихся» осуществлять выплаты интернам в размере 2700 рублей в месяц, ординаторам – 2900 рублей в месяц.
Однако социальной напряженности избежать не удалось. Интерны и ординаторы начали писать открытые письма в Правительство РФ, в региональные департаменты здравоохранения и т.д. Проблема освещалась в СМИ. К весне 2011 года во многих городах появились инициативные группы по организации митингов и пикетов, направленных на привлечение внимания. Попытки организации публичных мероприятий пресекались руководствами соответствующих вузов и администрациями соответствующих городов.
Ситуация сдвинулась с места после выступления многоуважаемого доктора Рошаля на форуме медицинских работников весной 2011 года, где среди других насущных проблем отечественного здравоохранения доктор назвал положение интернов и ординаторов. В сентябре 2011 года размер стипендий ординаторов и интернов был увеличен до прожиточного минимума и составил 6 367 рублей. Проблема так и не была решена вплоть до последних дней существования интернатуры, так как стипендия в размере 6-7 тысяч рублей не позволяет ни снять жилье, ни нормально питаться, ни передвигаться, не говоря о том, чтобы содержать семью, что естественно влияет на качество образования основной части российских врачей.
В конце 2011 г. был принят ФЗ «Об основах охраны здоровья груждан», который содержал норму о ликвидации интернатуры с 1 сентября 2017 года. А принятый год спустя ФЗ «Об образовании» принёс интернам последних наборов очередные радости. Законом была отменена отсрочка от армии для лиц, обучающихся в интернатуре (правда, весной 2014 г. её вернули), возникли проблемы с аккредитацией образовательных программ интернатуры, вследствие чего интерны многих вузов рисковали остаться без дипломов государственного образца (и некоторые остались), из-за нестыковок в законодательстве «вечерники» выпуска зимы 2017, обучавшиеся по ГОС 2, не смогли поступить в интернатуру.
И вот день икс настал – интернатура отменена. Такая ненавистная и не до конца понимаемая многими преподавателями вузов, начальниками отделов последипломного образования, администрациями лечебных учреждений, находящими мнимые отличия от более «престижной» ординатуры и считаемая ими «некотируемой» формой обучения. Хотя отличие было всего одно – срок обучения.
Несмотря на то, что подготовка специалистов в интернатуре прекращена, слово «интернатура» будет жить в квалификационных требованиях, квалификационных справочниках и профстандартах, давая всем, кто когда-то закончил интернатуру, абсолютно равные с выпускниками ординатуры права в осуществлении медицинской (фармацевтической) деятельности, в том числе на руководящих должностях.