интернатура для провизоров с какого года
Обязан ли провизор проходить интернатуру?
В соответствии с разъяснениями Минздравсоцразвития России в отношении порядка применения Приказа Минздрава России №337 от 27.08.99 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» (Письма Минздрава России №154-ВС, №155-ВС и №156-ВС от 15.01.2007) требования Университета являются законными. Как следует из указанных документов, в связи с проводимой Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития работой по лицензированию учреждений здравоохранения в Минздравсоцразвития России и органы исполнительной власти в сфере здравоохранения поступают многочисленные обращения по вопросам допуска специалистов к занятию профессиональной деятельностью на врачебных и фармацевтических должностях в соответствии с полученным образованием.
На лиц, окончивших медицинские и фармацевтические вузы до указанного срока, распространяется порядок подготовки специалистов здравоохранения, установленный приказом Минздрава СССР №810 от 11.11.71 «Об улучшении организации и качества специализации и совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием в институтах усовершенствования врачей и других соответствующих учреждениях здравоохранения».
Учитывая сложившуюся ситуацию в кадровом обеспечении отрасли, по мнению Минздравсоцразвития России, лица, получившие высшее медицинское или фармацевтическое образование до 2000 г., не имеющие документов о необходимой послевузовской подготовке по врачебной и (или) фармацевтической специальности (интернатура, ординатура, аспирантура, специализация), но допущенные к замещению врачебных и фармацевтических должностей в учреждениях здравоохранения в порядке, предусмотренном Приказами Минздрава СССР №990 от 21.10.74 «Об утверждении перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и полученные звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью» и №418 от 13.07.89 «Об утверждении новой редакции «Перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и полученные звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью», утвержденного приложением №1 к Приказу Минздрава СССР от 21.10.1974 г. № 990″, могут продолжить работать в должностях тех же наименований при наличии стажа работы по специальности не менее 5 лет (по состоянию на 01.01.2000 г.), сертификата специалиста, квалификационной категории и соответствующих документов о повышении квалификации в течение последних 5 лет в объеме не менее 144 часов в образовательных учреждениях высшего или дополнительного профессионального образования. Данная категория специалистов может зачисляться на циклы дополнительного профессионального образования для продления срока действия имеющегося сертификата специалиста.
Минздравсоцразвития России обращает ваше внимание, что сертификационные циклы не заменяют регламентированные Приказом Минздрава России №337 от 27.08.99 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» этапы подготовки специалиста. В этой связи на указанные циклы при получении новой специальности должны зачисляться специалисты только при предоставлении документов о соответствующем высшем медицинском (фармацевтическом) образовании, свидетельства (удостоверения) об окончании интернатуры, ординатуры, аспирантуры и (или) диплома о профессиональной переподготовке.
Дмитрий Ситников
начальник юридического управления
ЗАО «Управляющая Компания «Аптечная сеть 36,6»
Статья предоставлена журналом «Аптекарь»
|
|
Министр | В.И. Скворцова |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 октября 2012 г.
Приложение № 1
к приказу Министерства здравоохранения РФ
от 18 сентября 2012 г. № 190н
Форма документа о послевузовском профессиональном образовании, выданного лицам, получившим такое образование в интернатуре
Титул лицевая часть
Левая часть Правая часть
Титул оборотная сторона
Левая часть Правая часть
¦ Российской Федерации ¦ Настоящий диплом свидетельствует о том, что ¦
¦ ¦ освоил(а) основную образовательную программу ¦
¦ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ¦ послевузовского профессионального образования ¦
¦ профессиональном образовании ¦ Решением ¦
¦ (интернатура) ¦ государственной аттестационной ¦
¦ 000000 000000 ¦ комиссии ¦
¦ Диплом является документом ¦ присвоена квалификация ¦
¦ Регистрационный номер ¦ по направлению подготовки (специальности) ¦
Приложение № 2
к приказу Министерства здравоохранения РФ
от 18 сентября 2012 г. № 190н
Технические требования
к документу государственного образца о послевузовском профессиональном образовании, выданного лицам, получившим такое образование в интернатуре
2. Бланк титула и обложка являются защищенной полиграфической продукцией уровня «Б» и изготавливаются по единому образцу в установленном законодательством Российской Федерации порядке в соответствии с Техническими требованиями и условиями изготовления защищенной полиграфической продукции, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 7 февраля 2003 г. № 14н «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. № 817», (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 марта 2003 г. № 4271).
3. Бланк титула имеет серию и номер.
Серия содержит 6 символов.
Первая и вторая цифры:
Номер бланка титула представляет собой 6-значный порядковый номер, присвоенный бланку предприятием-изготовителем (начиная с 000001).
Обложка
Бланк титула
5. Бланк титула представляет собой отдельный лист размером 205 мм х 290 мм в развернутом виде.
6. Бланк титула изготавливается на бумаге массой *, которая содержит не менее 25% хлопкового или льняного волокна, без оптического отбеливателя, общим двухтоновым водным знаком эмитента по всему полю, являющимся просветно-затененным, обладающим выраженной контрастностью, обеспечивающей его надежный визуальный контроль. Бумага не имеет свечения в УФ-излучении и содержит не менее двух видов защитных волокон: невидимое волокно с желто-зеленым свечением в УФ-излучении; видимое волокно красного цвета с малиновым свечением в УФ-излучении, контролируемых в видимых или иных областях спектра. Графический элемент водяного знака представляет собой изображение медицинской символики «чаша со змеей» по центру и наименования эмитента по кругу. Диаметр графического элемента должен быть не менее 50 мм.
Допускается применение дополнительного защитного волокна, являющегося отличительным признаком предприятия-изготовителя.
7. Фон лицевой и оборотной стороны бланка титула желто-коричневый, выполняется с наложением двух фоновых сеток с переменным шагом и ирисовыми раскатами и выполнены с переменными свойствами заполнения и раскопировкой линий. Ирисовый раскат расположен вдоль короткой стороны бланка и переходит от коричневого цвета к желтому и от желтого к коричневому. Сетки отпечатаны краской, обладающей зеленым свечением под воздействием УФ-излучения. Одна из сеток выполнена краской с химзащитой, препятствующей несанкционированному внесению изменений.
8. Лицевая и оборотная стороны бланка титула не содержат подчеркиваний и подстрочных пояснительных надписей.
При изготовлении бланка титула не допускается использования растровых структур, в том числе спецрастров.
9. В правой части лицевой стороны титула размещаются оригинальная гильоширная композиция с использованием медицинской символики, выполненная с переменными свойствами заполнения и раскопировкой линий, надписи и изображения с выравниванием по ширине:
надпись «РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ», выполненная шрифтом Lazurski 10п;
Государственный герб Российской Федерации в многоцветном исполнении, в том числе бронзовой краской, имеющей оранжевое свечение в УФ-излучении;
надпись «ДИПЛОМ о послевузовском профессиональном образовании (интернатура), выполненная краской, не имеющей поглощение в ИК-диапазоне спектра, шрифтом Lazurski 37п, Lazurski 11п соответственно.
10. В левой части лицевой стороны бланка титула внизу с выравниванием влево указываются наименование предприятия изготовителя и его местонахождение (город), год изготовления продукции, уровень защиты продукции «Б».
11. В левой части оборотной стороны бланка титула размещаются надписи и изображение с выравниванием по ширине:
государственный Герб Российской Федерации, в одноцветном исполнении;
надпись «РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ», выполненная полукругом, на фоне декоративной ленты;
специально разработанная надпись «ДИПЛОМ»;
надпись «О ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (ИНТЕРНАТУРА), шрифтом Lazurski 12п;
высокая нумерация бланка титула, без пробелов, выполненная красной краской, обладающей оранжевым свечением под УФ-излучением;
надпись «ДИПЛОМ ЯВЛЯЕТСЯ ДОКУМЕНТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗЦА», выполненная шрифтом Lazurski 11;
надпись «Регистрационный № » и «Дата выдачи» выполнены шрифтом Lazurski 9п краской, имеющей поглощение в ИК-диапазоне спектра.
12. В правой части оборотной стороны бланка титула размещаются:
надписи «Настоящий диплом свидетельствует о том, что», «освоил(а) основную образовательную программу послевузовского профессионального образования (интернатура)», «Решением государственной аттестационной комиссии», «присвоена квалификация врач (провизор) по направлению подготовки (специальности)», с выравниванием по ширине, выполненные шрифтом Lazurski 11п;
надписи «Председатель Государственной аттестационной комиссии», «Ректор/Директор», «Секретарь» с выравниванием влево, выполненные курсивом; надпись «М.П.» с выравниванием вправо; указанные надписи выполняются шрифтом Lazurski 11п.
* В серии диплома, выдаваемого лицу, обучавшемуся в филиале образовательного учреждения, расположенном на территории другого субъекта Российской Федерации, используется код субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено образовательное учреждение.
Приложение
к Техническим требованиям
к документу государственного
образца о послевузовском
профессиональном образовании,
выданного лицам, получившим
такое образование в интернатуре
Коды для Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
Обзор документа
Утверждена форма государственного диплома о послевузовском профессиональном образовании, полученном в интернатуре.
Также установлены технические требования к данному диплому.
Он состоит из титула и обложки.
Бланк титула и обложка являются защищенной полиграфической продукцией уровня «Б».
Твердая обложка должна быть коричневого цвета. На ее лицевой стороне методом горячего тиснения наносятся фольгой золотого цвета Герб России и надпись «ДИПЛОМ».
Интернатура для провизоров с какого года
Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2009 г. N 13459
________________________________________
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 9 декабря 2008 г. N 705н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ МЕДИЦИНСКИХ
И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
В соответствии с пунктом 5.2.24 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11, ст. 1036; N 15, ст. 1555; N 23, ст. 2713; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5618), приказываю:
Утвердить Порядок совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников согласно приложению.
Приложение
к Приказу
Минздравсоцразвития России
от 9 декабря 2008 г. N 705н
ПОРЯДОК
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ МЕДИЦИНСКИХ
И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Профессия
В июле 2017 года провизоры, завершившие обучение в интернатуре, прошли государственную итоговую аттестацию, по результатам которой получат сертификаты. Год назад начался переход системы фармацевтического образования к процедуре аккредитации. Однако у студентов и молодых специалистов остается достаточно много вопросов. На наиболее частные из них отвечает старший преподаватель кафедры фармации ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, кандидат фармацевтических наук Елена Добра.
Вопрос: чем итоговая аттестация провизоров-интернов в 2017 году отличается от предыдущих?
Вопрос: провизоры, окончившие ВУЗы 2016 году и последующие годы и получившие диплом по специальности «Фармация», имеют право (но не обязанность) пройти первичную аккредитацию. Насколько необходима первичная аккредитация молодому специалисту?
Первичная аккредитация необходима в следующих случаях:
Аккредитация – это допуск к фармацевтической деятельности. Если провизор не планирует заниматься фармацевтической деятельностью в дальнейшем, заявление на аккредитацию можно не подавать. Работа в сфере маркетинга (например, на должности медицинского представителя), а также работа на предприятии по производству лекарственных средств фармацевтической деятельностью не является. Поэтому в подобных сферах отсутствие аккредитационного сертификата не будет препятствием к карьерному росту.
Вопрос: обязательно ли для провизора обучение в ординатуре, ведь по окончании ВУЗа и при наличии сертификата первичной аккредитации у него и так имеется допуск к фармацевтической деятельности?
Вопрос: аккредитационное свидетельство провизора по той или иной специальности имеет срок действия – пять лет. А что нужно делать дальше после его истечения?
Пройдя специализированную аккредитацию в ординатуре и став полноценным провизором-технологом, провизором-аналитиком или провизором-управленцем, необходимо чуть ли не сразу готовиться к следующей, периодической аккредитации. Несмотря на то, что перерыв достаточно велик – 5 лет, за этот срок необходимо набрать необходимое количество кредитов (250 ЗЕТ=250 академических часов) для допуска к аттестации.
Вопрос: возможно ли освоить всю необходимую образовательную программу для допуска к периодической аккредитации в ускоренном темпе?
Почему сертификаты провизоров и фармацевтов признают недействительными
В КАКИХ СЛУЧАЯХ СЕРТИФИКАТЫ ПРОВИЗОРОВ И ФАРМАЦЕВТОВ ПРИЗНАЮТСЯ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ?
На сайт СИБФАРМА стали часто обращаться работники аптек за консультациями по вопросу: «Почему мой сертификат специалиста контролирующие органы признали недействительным?». Сразу уточним, что подобные обращения поступают от специалистов, не проходивших обучение в СИБФАРМА.
Постараемся объяснить правовую основу этой проблемы, с которой стали сталкиваться фармацевтические работники. Она напоминает ситуацию с рецептами врачей, которые в аптеке признаются недействительными потому, что они оформлены с нарушением требований приказов Минздрава России № 1175н или № 54н.
По аналогии, несоблюдение процедуры сертификации специалистов, весьма жестко регламентированной Минздравом и Минобрнауки России, является основанием для контролирующих органов признать сертификат провизора или фармацевта недействительным.
В дополнение к указанным документам этот процесс должен соответствовать требованиям: ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и еще 23 нормативных актов Минздрава и Минобрнауки России. Несоблюдение положений этих нормативно-правовых документов является основанием для признания сертификата специалиста выданным с нарушением действующего регламента, а следовательно недействительным.
Рассмотрим наиболее типичные ситуации.
Ситуация первая.
Правовая оценка ситуации. Высказанные в ваш адрес претензии представителями контролирующего органа справедливы. Согласно п. 8 Порядка совершенствования профессиональных знаний специалистов в области здравоохранения (утв. приказом Минздрава России от 3 августа 2012 г. № 66н «Порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков …») обучение по программам дополнительного профессионального образования работников, имеющих фармацевтическое образование, не соответствующее квалификационным характеристикам и квалификационным требованиям, но имеющих непрерывный стаж практической работы по соответствующей фармацевтической специальности более 5 лет.
В представленной ситуации, требования о наличии более 5 лет непрерывного стажа в должности провизора-технолога не были соблюдены. Руководствуясь квалификационными требованиями к должности «провизор-технолог», оговоренных в приказе Минздрава России от 8 октября 2015 г. № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием …», провизор должен иметь сертификат по специальности «Фармацевтическая технология», полученный на законных основаниях.
Богатырев Андрей из г. Новосибирск.
Здравствуйте! Я получил высшее фармацевтическое образование в Казахстане и при переезде в Россию на ПМЖ я прошел сертификационный цикл. По окончании этого обучения получил сертификат специалиста по специальности «Управление и экономика фармации» в образовательном центре в Новосибирске. При плановой проверке работы аптеки мой сертификат признали недействительным! Поясните, почему признали мой сертификат недействительным?
Правовая оценка ситуации. Решение о признании вашего сертификата специалиста недействительным имеет под собой нормативное обоснование. Процедура допуска к фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, определяется Постановлением Правительства РФ от 07.02.1995 г. № 119 «О порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах» и приказом Минздрава России от 5 мая 2016 г. № 284н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по выдаче сертификата специалиста лицам, получившим медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах». Установленный этими нормативными актами порядок вами был нарушен. Согласно этим документам первый сертификат специалиста, дающий право вам заниматься фармацевтической деятельностью на территории РФ, могло выдать вам только региональное управление Росздравнадзора, а не образовательная организация.
Иванова Вера из г. Екатеринбург.
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, я после 7-летнего перерыва вернулась работать в аптеку, сдала сертификационный экзамен в частном образовательной организации и получила сертификат. Однако, кадровая служба нашей аптечной сети сказала, что мой сертификат недействителен, и потребовала подтверждения о моем повышении квалификации в размере не менее 500 часов. Справедливы ли эти требования?
Правовая оценка ситуации. Требования вашей кадровой службы справедливы, так как в соответствии с п. 4 ст. 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», лица, имеющие фармацевтическое образование и не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к осуществлению фармацевтической деятельности в соответствии с полученной специальностью после прохождения обучения по дополнительным профессиональным программам в объеме не менее 500 часов.
Пономарева Екатерина из г. Тюмень.
Здравствуйте! Поясните пожалуйста ситуацию. Меня назначили руководителем одной из аптек аптечной сети. Я прошла профессиональную переподготовку в одном образовательном центре по специальности «Управление и экономика фармации». При проверке лицензионной деятельности аптеки выяснилось, что я не имела права проходить профессиональную переподготовку по указанной специальности, а должна была пройти обучение в интернатуре по специальности «Управление и экономика фармации». Почему я не могла обучаться по программе профпереподготовки?
Правовая оценка ситуации. Высказанные в ваш адрес представителями контролирующего органа претензии справедливы, так как право получения специальности «Управление и экономика фармации» через профессиональную переподготовку в соответствии с приказом Минздрава России от 8 октября 2015 г. № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием …» имеют только руководители аптечных организаций. В соответствии с п. 35 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» под термином «аптечная организация» понимается самостоятельное юридическое лицо или структурное подразделение медицинской организации. В вашем случае вы являетесь руководителем структурного подразделения аптечной организации, и выше указанная норма приказа № 707н о профессиональной переподготовке на вас не распространяется, на что справедливо обратила внимание проверяющая организация.
Правовая оценка ситуации. В соответствии с действующими нормативными документами, регламентирующими квалификационные требования к фармацевтическим работникам: Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности», приказ Минздрава России от 10 февраля 2016 г. № 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием»; приказ Минздрава России от 8 октября 2015 г. № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием …» и профессиональные стандарты, обязательным условием допуска к фармацевтической деятельности в аптечных организациях является наличие у специалиста базового фармацевтического образования, которое может быть подтверждено только дипломом государственного образца по специальности «Фармация».
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» диплом о профессиональной переподготовке является лишь дипломом установленного образовательной организацией образца и поэтому не дает права медицинским специалистам занимать фармацевтические должности в аптеке. Использование медицинских работников на фармацевтических должностях в аптечных организациях является грубым нарушением лицензионных требований в соответствии с п. 13 Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения (утв. приказом Минздрава России от 31 августа 2016 г. N 647н).
Мы остановились лишь на пяти наиболее часто встречающихся ситуациях, связанных с несоблюдением нормативно-правового регламента, регулирующего квалификационные требования и порядок повышения квалификации провизорами и фармацевтами.
Важно, при этих обстоятельствах принять во внимание то, что с 14 июля 2017 г. с вступлением в силу новой редакции «Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 г. № 1081), согласно которой все вышеперечисленные ситуации без исключения стали относиться к грубым нарушениям лицензионных требований и условий.
При этом, в соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, контролирующий орган имеет право оштрафовать юридическое лицо на сумму от 100 000 до 200 000 руб. или приостановить деятельность аптеки на срок до 90 суток. Эта же статья предусматривает штрафы для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 4000 до 8000 руб. или закрытие аптеки на срок до 90 суток; а для должностных лиц — штраф в размере от 5000 до 10 000 руб.
Причины указанных проблем
1. Незнание положений нормативно-правового регламента, регулирующего квалификационные требования к фармацевтическим специалистам и порядок повышения квалификации провизорами и фармацевтами.
2. Использование услуг провизорами и фармацевтами не обремененных профессиональной ответственностью образовательных организаций, обещающих максимально легкое повышение квалификации, переподготовку в провизоры и фармацевты из врачей и медсестер, сказочно низкие цены или другие «маркетинговые ловушки», противоречащие действующим нормативно-правовым актам.
Что делать для устранения обсуждаемых проблем и их профилактики
1. Познакомиться с действующим нормативно-правовым регламентом, регулирующим квалификационные требования к фармацевтическим специалистам и порядок повышения квалификации провизоров и фармацевтов (см. на сайте СИБФАРМА по ссылке: https://ano.sibfarm.com/normativno-pravovaya-osnova-dpo/).
2. Обращаться за консультациями и сотрудничать в сфере повышения квалификации (дополнительного профессионального образования) с профессиональными образовательными организациями, гарантирующими соблюдение нормативно-правового регламента повышения квалификации фармацевтических специалистов.
Где можно получить нормативно обоснованную консультацию?
В описанных ситуациях мы не представили конкретных рекомендаций по устранению обозначенных проблем, так как эти рекомендации носят сугубо индивидуальный характер с учетом множества факторов и особенностей профессиональной деятельности специалистов.
Специалисты СИБФАРМА, будучи провизорами с большим опытом работы в области дополнительного профессионального образования, готовы дать и постоянно дают развернутые рекомендации в области повышения квалификации в строгом соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.
Для получения консультации обращайтесь по бесплатному многоканальному телефону 8-800-100-41-66 звонки принимаются с 6.00 до 17.00 МСК, Пн-Сб.
Или на электронный адрес: edu@sibfarm.com
Так же вы можете стать участником одной из наших групп в социальных сетях:
Участников указанных групп мы оперативно информируем об изменениях нормативно-правовых документов, регулирующих фармацевтическую деятельность, и новостях фармацевтической отрасли.
- что делать с градусником если он разбился но ртуть не вытекла
- что такое рохли для погрузки