интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий

Познавательная игра «Юный изобретатель»

Конкурсная программа, нацеленная на изучение и развитие технического творчества

Просмотр содержимого документа
«Познавательная игра «Юный изобретатель»»

МБОУ ДО «Центр творчества и досуга»

Автор: Вятчанина М.В., педагог-организатор

Сегодня, я хочу предложить вам увлекательное путешествие в мир технических открытий, которые давно и прочно вошли в нашу жизнь. А начиналось все так…

(Музыка «Звуки природы»)

Однажды, человек слез с дерева, почувствовал себя человеком и стал как-то обустраиваться. И чем больше его быт обрастал нужными и полезными предметами, тем комфортнее и приятнее становилась его жизнь.

Путь, пройденный людьми с глубокой древности, до наших дней, можно показать различным образом, в том числе и через великие изобретения человечества.

Именно так звучит тема нашей игры. И сейчас, я предлагаю вам разделиться на две команды. (Открыватели, изобретатели)

Итак, мы начинаем игру, которая состоит из 7 раундов. За каждый правильный ответ команда зарабатывает один балл, время на обдумывание вопросов определяется в каждом раунде. После звукового сигнала обсуждение прекращается и один из игроков дает ответ, учитывая мнение всей команды.

Внимание, первый раунд!

На ваших столах карточки с названием шести величайших открытий и соответственно шесть карточек с именами замечательных изобретателей. Вам необходимо, за 60 секунд найти автора, каждого из предложенных изобретений. (телефон, электрическая лампочка, радио, маятниковые часы, телевизор, компьютер; Беббиджем, Попов, Галилей, Эдисон, Белл, Термен). Время пошло!

Слушаем правильный ответ.

Каждому из представленных изобретателей, принадлежит свое изобретение. Радио изобрел – Попов, маятниковые часы – Галилей, электрическую лампочку – Эдисон, телефон – Белл, телевизор – Термен, а компьютер – Беббиджем.

Ребята, мы переходим во второй раунд!

На своих столах, вы видите таблички с цифрами – 1,2, и 3. Это варианты предлагаемых ответов. После обсуждения вы поднимаете цифровую табличку с номером правильного по вашему мнению ответа.

И наш, следующий вопрос непосредственно связан с замечательным изобретением человечества – электричеством.

А точнее с предметом, который со времени своего изобретения, внешне почти не изменился. Я думаю, вы догадались, что речь идет об электрической лампочке. (1880 г, Эдиссон)

Существенное отличие лампочки Эдисона от современной, это нить накаливания.

Эдисон предпринимал попытки изготавливать ее из разных материалов: платины, угля, и даже из растений. Вопрос! Из какого растения Эдисон изготовил нить для своей лампочки.

Из бамбука, из тростника или из крапивы? Время на обсуждение 30 секунд!

А теперь внимание на экран.

Одним из материалов для нити накаливания в электрической лампочке Эдисона был бамбук, так как его волокна были прочные и эластичные.

Ребята, а из чего стали позже изготавливать нить накаливания? (вольфрам)

Внимание, третий раунд!

Послушаем правильный ответ.

Подобную радиоустановку создал Гульельмо Маркони. И в 1896 году получил патент на свое изобретение, таким образом, с формальной точки зрения, именно Маркони может считаться первым изобретателем радио, хотя создал его на год позже, чем наш Попов.

Уважаемые игроки, мы переходим в четвертый раунд!

И здесь мы поговорим об одном из главных чудес света – телевидении.

Прежде, чем телевидение достигло современного уровня, над его совершенствованием работал целый ряд изобретателей, из разных стран. Вопрос! Как называется высоковакуумная приемная электронно-лучевая трубка, созданная русским ученым Владимиром Зворыкиным, которая стала основой первых телевизоров – диаскоп, кинескоп, иконоскоп? Время пошло!

Итак, правильный ответ!

В1929 году, Владимир Зворыкин создал электронно-лучевую трубку, названную им кинескопом, которая в дальнейшем была усовершенствована и до сих пор работает в некоторых моделях телевизоров.

Я объявляю начало пятого раунда!

Первый программируемый компьютер, так сказать пра-пра-дедушка современных, изобрели еще в 1822 году в Лондоне. Он мог только считывать инструкции с перфокарт и производить вычисления.

Он предназначался для расшифровки кодов и весил 30 тонн. А вот в каком году появился первый персональный компьютер, мне ответят наши игроки.

В 1962, 1971, 1979 году?

Первый персональный компьютер появился в 1971 году. Он назывался

Каждой команде будет задано по два индивидуальных вопроса, время на обдумывание 15 секунд.

Первый вопрос для первой команды.

Изобретатель телефона …. ….. …Александр Белл, по профессии был врачом и учил говорить глухих детей. Какие профессиональные знания помогли Белу в создании телефона.

А, теперь, послушаем правильный ответ!

Белл много знал о чистоте звука и голоса. Именно эти знания помогли ему создать телефон.

Вопрос второй команде. Первой стиральной машиной были руки и ноги человека. А вот моряки стирали белье особым способом? Они привязывали его к канату, выбрасывали за корму, затем доставали и прополаскивали. Благодаря чему, белье становилось чистым?

Белье попадало в пенящиеся струи воды, которые отбрасывали корабельные винты, вызывая создание крошечных пузырьков газов, которые попадая в ткань, вымывали грязь. По принципу вращающегося барабана работает большинство стиральных машин.

Второй вопрос для первой команды. Всем известно, что вода в термосе долго не остывает. Еще в конце 19 века, английский физик и химик Джеймс Дьюар

А теперь послушаем правильный ответ!

Внутри термоса помещена стеклянная колба с двойными стенками, а между этими стенками находится вакуум. Именно вакуум не выпускает тепло из термоса.

Третий – образование цифрового кода.

Каким же будет заключительный этап создания фотографии?

Полученный цифровой файл, сохраняется в памяти фотоаппарата.

Блиц опрос окончен, и у нас впереди седьмой раунд!

(Музыка из передачи «Что, где, когда») (черный ящик)

Ребята, в черном ящике находится предмет – одно полезное и нужное изобретение, а что это, вы должны угадать при помощи пяти подсказок.

Чем меньше использованных подсказок, тем выше заработанный балл.

Я приглашаю выйти по одному представителю от каждой команды.

Первая подсказка ценой пять баллов!

5 – Это предназначено для исправления дефекта, у человека. Причем, этот дефект может быть как врожденный, так и приобретенный.

4 – В основе действия этого лежит способность изменять направление падающих лучей света.

3 – В древности это изготавливали из прозрачных камней. В наше время для этого используют стекло.

2 – Это носят постоянно, или надевают по необходимости.

1 – Это выписывают у врача или покупают в оптике.

Закончился последний раунд, и пришло время подвести итоги …

Но, прежде чем будет озвучен результат игры, я предлагаю вам самим побывать в роли изобретателей.

Сегодня у вас есть отличная возможность пофантазировать и общими усилиями сделать собственное изобретение, которое в будущем может очень пригодиться человечеству.

Ровно через 3 минуты я жду от вас интересные изобретения с инструкцией к применению! (Ватман, маркеры, линейка, карандаши)

По итогам игры победителем становится….

Ребята, думаю, сегодня вы не только проверили свои знания, но и применили их на практике, и наверняка получили новую, полезную информацию!

И если вам понравилась игра, поставьте автографы под своим замечательным изобретением.

Источник

Интеллектуальная игра для школьников 5-9 классов

интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Смотреть фото интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Смотреть картинку интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Картинка про интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Фото интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий

интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Смотреть фото интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Смотреть картинку интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Картинка про интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Фото интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий

(Ответ: Шприц – изобретатель Праваз)

интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Смотреть фото интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Смотреть картинку интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Картинка про интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Фото интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий

интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Смотреть фото интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Смотреть картинку интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Картинка про интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Фото интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий

интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Смотреть фото интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Смотреть картинку интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Картинка про интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Фото интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий

интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Смотреть фото интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Смотреть картинку интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Картинка про интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Фото интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий

интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Смотреть фото интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Смотреть картинку интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Картинка про интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Фото интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий

интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Смотреть фото интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Смотреть картинку интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Картинка про интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Фото интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий

интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Смотреть фото интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Смотреть картинку интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Картинка про интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Фото интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий

интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Смотреть фото интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Смотреть картинку интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Картинка про интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Фото интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий

интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Смотреть фото интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Смотреть картинку интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Картинка про интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Фото интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий

2. Насекомых разводят в специальных помещениях. Через несколько дней после того, как бабочка отложит яйца, появляются червячки, которых кормят свежими листьями. Через 24 дня червячок прикрепляется к прутику и, выпуская длинную тонкую паутину, обматывается ею, образуя кокон. Коконы заливают кипятком, а затем разматывают паутинки.
(Шелк)

3. Сначала рыли круглую яму и ее стенки обмазывали глиной. К яме подводился канал для подачи воздуха. Сверху яму накрывали конусообразной крышей. В яму укладывали смесь угля и руды. Уголь поджигали, а для большего жара поддували воздух при помощи кожаного мешка. Когда печь прогорала, из нее извлекали крицу. Ее обрабатывали ударами молота, чтобы удалить шлак.
(Выплавка железа)

4. Мальчики взяли со стола большую дубовую доску и положили ее на деревянный станок. В углубления доски были вставлены свинцовые буквицы, которые один из мальчиков смазал черной краской при помощи кожаной подушечки. Затем сверху деревянными шипами прикрепили лист бумаги. Все это поместили под пресс, крепко зажав винты. Затем доску вынули из-под пресса и осторожно сняли с нее бумагу. На листе виднелся отчетливый оттиск.
(Книгопечатание)

5. На один плоский и круглый камень помещали другой подобный, но более тяжелый. В центре верхнего камня делалось отверстие, а также он снабжался ручкой. Нижний камень закреплялся неподвижно, а верхний крутили, держась за ручку. Впоследствии тяжелый ручной труд заменили энергией воды или ветра.
(Жернова, мельница).

интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Смотреть фото интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Смотреть картинку интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Картинка про интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Фото интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий

Ответ: На первой картинке изображено орудие труда – борона, на двух других – оружие: рогульки и кистень.

интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Смотреть фото интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Смотреть картинку интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Картинка про интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Фото интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий

интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Смотреть фото интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Смотреть картинку интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Картинка про интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Фото интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий

интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Смотреть фото интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Смотреть картинку интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Картинка про интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Фото интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий

Некоторые изобретения были сделаны благодаря случайному стечению обстоятельств, но также и благодаря наблюдательности и сообразительности их авторов. Назовите эти изобретения и их авторов.

4. Однажды некий швейцарец, вернувшись с прогулки со своей собакой, обнаружил, что к шерсти животного снова прицепились плоды репейника. Кому приходилось удалять репьи с собаки, тот поймет эмоции хозяина. Пытаясь понять, как репейнику удается так прочно прицепляться к шерсти, и нельзя ли что-нибудь с этим сделать, он стал рассматривать репейник под микроскопом и разглядел крошечные крючочки, которыми и цеплялись семена. Что создал этот швейцарец на основе подсмотренного у природы принципа? (Застежку – липучку – велкро, Жорже де Местраль)

5. В 1936 году владелец продуктового магазина в Америке увидел, как одна из его посетительниц поставила тяжелую сумку с покупками на игрушечный автомобиль своего ребенка и так катила ее по магазину. Владелец магазина понял, что так можно увеличить количество продаваемого товара, и придумал эту, хорошо знакомую нам вещь. Какую? (Магазинную тележку для покупок, Сильван Голдман)

1. Эта клавиатура не имеет клавиш, она представляет собой небольшой блок, который передает изображение клавиш на стол. Текст можно набирать, касаясь этого изображения. Как называется такая клавиатура?
а) фантастическая б) проекционная в) настольная

2. Одна китайская компания изобрела тестер, при погружении которого в пищу можно получать информацию о её качестве прямо во время еды с помощью специального приложения, например, для телефона. В виде чего предполагается выпустить это изобретение?
а) в виде ложки б) в виде вилки в) в виде палочек для еды

3. Это приспособление представляет собой каркас из углеродного волокна, который надевается на тело человека и помогает ему двигаться либо усиливает его физические возможности. Как оно называется?
а) скафандр б) экзоскелет в) ходунки

4. В фантастическом фильме «Назад в будущее» были показаны самозашнуровывающиеся кроссовки. Интересно, что недавно компания «Найк» действительно сделала подобную обувь. Нога в обуви активирует сенсор, и «шнурки», больше похожие на ленты, затягивают ботинок. Как предполагается регулировать силу натяжения «шнурков»?
а) силой мысли б) дистанционным пультом в) с помощью специальных кнопок на обуви

6. В 2001 году придумана концепция множества миниатюрных датчиков, способных производить вычисления, а также хранить информацию и передавать ее по беспроводной связи. Предполагается, что такие датчики будут способны самоорганизовываться в сети. Как называется такая технология?
а) сетевые нано-роботы б) умное облако в) умная пыль

7. В этой одежде невозможно замерзнуть или перегреться. Дело в том, что она способна накапливать энергию в теплом помещении или при активном движении человека, а когда холодно, возвращать тепло. Как называется такая одежда?
а) умная одежда б) одежда с климат-контролем в) одежда с термодатчиками

Дети и взрослые, не умеющие плавать, тоже хотели бы иногда посещать бассейн. Придумайте способ/способы сделать посещение бассейна достаточно безопасным для таких людей. Охарактеризуйте плюсы и минусы предложенного способа.

Данная задача является так называемой задачей с открытым ответом, то есть она не имеет единственно правильного решения. Оценивается оригинальность предложенного решения, его реализуемость, а также то, как юный изобретатель сумел проанализировать предложенный способ/способы.
В одном из решений предлагалось скопировать обычный морской пляж: в начале воды немного, если пройти дальше, её становится по горло (что достаточно для тех, кто не умеет плавать), а если заплыть далеко, то дна уже не видно. Еще одним, более оригинальным, решением было увеличить плотность воды за счет добавления соли до такого уровня, чтобы утонуть было невозможно.

Источник

Конкурсная познавательная программа «История великих изобретений»

интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Смотреть фото интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Смотреть картинку интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Картинка про интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Фото интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий

Целью данного мероприятия является развитие творческих способностей и познавательного интереса на основе приобретения информации и обмена знаниями.

интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Смотреть фото интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Смотреть картинку интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Картинка про интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий. Фото интеллектуальный блиц турнир без каких изобретений невозможна современная жизнь сценарий

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр творчества и досуга»

Методическая разработка по технической направленности

Конкурсная познавательная программа

«История великих изобретений»

Предлагаемое методическое обеспечение конкурсной познавательной программы для учащихся 8-10 классов. Программа представляет собой экскурс в историю великих технических изобретений. Воспитательный потенциал заложен в научно – технической информации, предлагаемой в качестве содержания конкурсов, а также в характере взаимодействия между учащимися и ведущим. Данная программа позволяет ребятам обмениваться своими мнениями, знаниями, ставить вопросы, доказывать и опровергать, вести коллективный поиск истины.

Целью данного мероприятия является развитие творческих способностей и познавательного интереса на основе приобретения информации и обмена знаниями.

И включает в себя следующие задачи:

Знакомство детей с историей развития технического прогресса.

Развития интеллекта, логического мышления. Рационализаторских способностей.

Воспитание лидерских качеств, чувства коллективизма.

Материально – дидактическое оснащение:

Цифровые таблички, карточки, звуковая сигнализация, ватманы, маркеры, линейки, карандаши, черный ящик, фотография.

Средства ИКТ, используемые в мероприятии:

Компьютер, мультимедийная аппаратура, колонки, микрофон.

Чтобы подготовить мероприятие, нужно подготовить презентацию, подобрать музыкальное сопровождение, видеоролики, демонстрационный материал. Подготовить атрибуты, составить вопросы и найти исторические справки в интернет ресурсах, журналах и книгах технической направленности.

Сценарный план, ход проведения мероприятия:

Мероприятие построено на основе соревнования двух команд, это могут быть ребята из одного класса, а также учащиеся из разных классов или школ.

Мероприятие состоит из 9 раундов, в ходе которых учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы, предлагаемые в тестовой форме (3 варианта ответа на каждый вопрос), определяют содержимое черного ящика, самостоятельно работают над проектом нового изобретения.

Во время познавательного дела каждая группа участников обменивается своими мнениями, знаниями, доказывает, опровергает. Ведет коллективный поиск истины. Таким образом, подготовка ответов является дискуссионной.

Подготовка проектов новых изобретений носит характер экспромта, каждой группе участников, предлагается одна общая тема: транспорт будущего, бытовые приборы, средства связи роботы и т.д. Цель данного проекта – привлечь ребят к научным открытиям, нерешенным проблемам жизни и перспективам её развития.

Для получения наибольшей эффективности мероприятия используются средства информационно коммуникативных технологий мультимедиа, компьютер, музыкальное оформление, слайды, видеоролики, что помогает закреплению полученных знаний и стимулирует интерес ребят к данному виду деятельности.

В качестве материально – диагностического оснащения используются цифровые таблички, как номера варианта предложенных ответов, карточки с вариантами ответов, звуковая сигнализация, черный ящик, в котором находится фотография, ватманы. Карандаши, маркеры, линейки для конкурса изобретателей.

Помимо основного ведущего, в программе задействован костюмированный архивариус, который с помощью звуковой сигнализации следит за хронометражем обдумывания ответов на вопросы, озвучивает исторические справки, демонстрирует дидактический материал, оценивает конкурс по 5 бальной системе, подводит итоги.

Ведущий и архивариус встречают ребят в подготовленном зале. Для участников конкурса отведены специальные места со столиками, на которых расположены необходимые атрибуты. В качестве музыкального сопровождения используется песня «До чего дошел прогресс» из к/ф «приключения Электроника», заставка «Ход часов», «Звуки природы». Программа начинается со вступительных слов ведущего, ребята узнают о цели и ходе мероприятия, знакомятся с условиями проведения конкурсов и формируют команды юных изобретателей, которые в свою очередь придумывают названия команд.

В первом раунде ребятам предлагаются карточки с названием шести величайших

Открытий пытливой человеческой мысли и соответственно таблички с именами шести знаменитых изобретателей. Участники конкурса должны найти автора каждого изобретения и ровно через минуту, после звукового сигнала дать свой ответ. Архивариус оценивает ответы и дает историческую справку, которая сопровождается показом иллюстраций – портретов изобретателей и их изобретений. Далее, на протяжении всей программы, мы будем более подробно останавливаться на каждом из этих изобретений. Начиная с появления часов, именно об этом пойдет речь во втором раунде.

В седьмом раунде – блиц турнире, каждой команде предлагается по два индивидуальных вопроса, в которых речь идет об изобретении бытовых приборов.

Следующий, восьмой раунд, заставляет ребят особенно призадуматься, потому что им предстоит определить содержимое черного ящика, используя 5 подсказок ведущего. С каждой новой подсказкой шанс заработать максимальное количество баллов уменьшается. Но по опыту проведенных мероприятий ребята с 3,4 попытки определяют, что в черном ящике находится фотография.

«Юные Кулибины», так называется последний конкурс. Здесь, за 3 отведенные минуты, ребята должны предоставить на суд жюри проект нового изобретения, инструкцию к его применению и доказать актуальность данного проекта.

Защита изобретений сопровождается вопросами ведущего и архивариуса. По окончании защиты, команда соперников, так же может задать свои вопросы.

Конкурс «Юные Кулибины» всегда проходит на высоком эмоциональном подъеме. Ребята спорят, доказывают, предлагают свои решения, а во время защиты наперебой рассказывают о достоинствах своего творения. В основном это роботы и агрегаты, выполняющие рутинную домашнюю работу, вплоть до подготовки уроков, а так же различные фантастические машины и другие средства передвижения, усовершенствованные бытовые приборы и станки.

(Звучит песня «До чего дошел прогресс» из к/ф «Приключения Электроника»)

Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня, я хочу предложить вам увлекательное путешествие в мир технических изобретений, без которых мы просто не представляем свою жизнь. А начиналось все так……

(Музыка «Звуки природы»)

Однажды, человек слез с дерева, почувствовал себя человеком и стал как-то обустраиваться. И чем больше его быт обрастал разными нужными и полезными предметами, тем кардинальнее менялась его жизнь. Он научился не просто выживать в огромном и порой очень опасном мире, но и делать свое существование комфортным, удобным и приятным.

Путь, пройденный людьми с глубокой древности, до наших дней, можно показать различным образом, в том числе и через историю великих изобретений человечества, которые прочно вошли в нашу жизнь, которые помогают нам, как в быту, так и в работе и в учебе, благодаря которым, у нас появляется все больше свободного времени, для себя и для таких познавательных встреч, как сегодня.

И я предлагаю творческим, любознательным ребятам, попробовать свои силы в интересном техническом поединке.

(дети делятся на две команды, подходят к столикам и занимают места)

А сейчас, я предлагаю нашим юным изобретателям, придумать названия для своих команд, учитывая то, что наша игра носит сугубо технический характер.

(участники придумывают название для своих команд)

Итак, мы начинаем игру, состоящую из 9 раундов, каждый из которых будет оцениваться нашим уважаемым Архивариусом.

(заходит Архивариус, здоровается и занимает свое место)

Довожу до вашего сведения, что ига оценивается по пятибалльной системе, время на обдумывание вопросов определяется в каждом раунде, после звукового сигнала, обсуждение прекращается и один из игроков дает ответ, учитывая мнение всех членов команды. Команда, ответившая досрочно, получает 1 дополнительный балл.

Также, на своих столах, вы видите таблички с цифрами – 1,2, и 3. Это варианты предлагаемых ответов. Цифровые таблички будут использоваться вами в ходе нашей игры.

Внимание, первый раунд!

Ребята, перед вами карточки с названием шести величайших открытий пытливой человеческой мысли и соответственно шесть карточек с именами замечательных изобретателей. Вам необходимо, за 60 секунд найти автора, каждого из предложенных изобретений. (телефон, электрическая лампочка, радио, маятниковые часы, телевизор, компьютер; Беббиджем, Попов, Галилей, Эдисон, Белл, Термен). Время пошло!

(Во время работы включается заставка «Ход часов»)

А теперь послушаем нашего уважаемого Архивариуса!

Каждому из представленный изобретателей, принадлежит свое изобретение. Радио изобрел – Попов, маятниковые часы – Галилей, электрическую лампочку – Эдисон, телефон – Белл, телевизор – Термен, а компьютер – Беббиджем. (демонстрация слайдов на мультимедиа)

Ведущий: Первый раунд завершен, и самое время перейти во второй! (Гонг)

Кстати, следующий вопрос непосредственно связан со временем, а точнее, с приборами для измерения времени. В древности не было такого понятия, как час, полчаса, 45 минут. В Греции, например, время исчисляли по сожженной палке или веревке. В ходу были и водяные часы, где из одного горшка с отверстием, вода выливалась в другой. Когда падала последняя капля, завершался определенный промежуток времени.

Представьте такой диалог древних греков:

— Друг мой, жду вас в гости через две веревки.

— Увы, раньше трех горшков, пожалуй не получится….

Да, много с тех пор воды утекло. Менялись и часы. Ребята, а какие часы помимо перечисленных знаете вы?

Правильно, были часы солнечные, песочные, водяные, и наконец, наступила эра механических часов! Это был настоящий прорыв к новому времени. Но, вот когда это произошло, мне через 30 секунд должны ответить наши команды. Вопрос! В каком веке началась эра механических часов, в 11,12 или 13? После обсуждения поднимите цифровую табличку с номером правильного, по вашему мнению ответа. Время пошло!

А, теперь, послушаем правильный ответ!

Эра механических часов началась в Европе в 13 веке. Первые башенные часы были установлены в Англии. Они представляли собой трехколесный зубчатый механизм с однострелочным циферблатом. Имена создателей этих часов, к сожалению не известны, сами часы так же не сохранились, но остались зарисовки подобных механизмов, которые я вам сейчас продемонстрирую.

Ребята, а какие часы, появились в наш современный век? (электронные)

Ну что же, нас ждет третий раунд!

Вопрос в нем связан с замечательным изобретением человечества – электричеством. А точнее с предметом, который со времени своего изобретения, с 1880 года, внешне почти не изменился. Я думаю, вы догадались, что речь идет об электрической лампочке.

Существенное отличие лампочки Эдисона от современной, это нить накаливания. Эдисон предпринимал попытки изготавливать ее из разных материалов: платины, угля, хлопковой нити и даже из растений. Вопрос! Из какого растения Эдисон изготавливал нить для своей лампочки. Из бамбука, из тростника или из крапивы? Для ответа используем цифровые таблички. Время на обсуждение 30 секунд!

Слово нашему уважаемому Архивариусу.

Одним из материалов для нити накаливания в электрической лампочке Эдисона был бамбук, так как его волокна были прочные и эластичные. Но, такая лампочка горела всего несколько часов и была не рентабельна для массового производства.

(рассказ сопровождается показом слайдов)

Ребята, а из чего изготавливается нить накаливания в современных лампах? (вольфрам)

Внимание, четвертый раунд!

(ответы детей с использованием цифровых табличек)

Послушаем, что скажет наш Архивариус!

Подобную радиопередающую установку создал итальянец Гульельмо Маркони. А в 1896 году, Маркони получил английский патент на свое изобретение, таким образом, с формальной точки зрения, именно Маркони может считаться первым изобретателем радио, хотя создал его на год позже, чем наш Попов.

(демонстрация различных моделей радиоприемников)

Уважаемые игроки, мы переходим в пятый раунд!

И здесь мы поговорим об одном из главных чудес света – телевидении. Телевидение настолько проникло во все сферы нашего бытия, настолько тесно связано с жизнью каждого человека, что без голубого экрана невозможно представить себе современную цивилизацию.

Прежде, чем телевидение стало таким, каким мы его знаем сейчас, над его созданием и совершенствованием работал целый ряд изобретателей, в том числе и наши соотечественники. Вопрос! Как называется высоковакуумная приемная электронно-лучевая трубка, созданная русским ученым Владимиром Зворыкиным, которая стала основой первых телевизоров – диаскоп, кинескоп, иконоскоп? Время для обсуждения 30 секунд.

(ответы детей с помощью цифровых табличек)

А теперь послушаем правильный ответ!

В1929 году, Владимир Зворыкин создал электронно-лучевую трубку, названную им кинескопом, которая в дальнейшем была усовершенствована и до сих пор работает в некоторых моделях телевизоров. (демонстрация отрывка из телевизионного фильма)

Ребята, а вы знаете, сколько кадров за одну секунду проходит при просмотре кинофильма? (24)

Я объявляю начало шестого раунда!

И следующее чудо технического прогресса, это, конечно же, компьютер!

Если еще 20 лет назад о собственном персональном компьютере можно было только мечтать, то сегодня он имеется практически у каждого человека. А вы знаете, что первый программируемый компьютер, так сказать пра-пра-дедушка современных компьютеров и ноутбуков, появился еще в 1822 году в городе Лондоне. Его изобрел Чарльз Бэббиджем. Этот компьютер мог только считывать инструкции с перфокарт, производить вычисления и печатать полученный результат.

Он предназначался для расшифровки кодов, весил 30 тонн, содержал 18 тысяч ламп и 1500 реле. А вот в каком году появился первый персональный компьютер, мне ответят наши игроки через 30 секунд! В 1969, 1971, 1975 году?

(ответы детей с помощью цифровых табличек)

Каждой команде будет задано по два вопроса, время на обдумывание 20 секунд.

Первый вопрос для первой команды.

В1876 году, Александр Белл воплотил в жизнь свою мечту, при помощи электрического сигнала передавать человеческий голос. Вы догадались, что это за изобретение? (телефон)

А теперь вопрос! Кем по профессии был изобретатель телефона – врачом, инженером, почтальоном?

(ответы детей с помощью цифровых табличек)

А, теперь, послушаем правильный ответ!

Александр Белл был врачом и учил говорить глухих детей. Он много знал о звуках и голосах. Именно эти знания помогли ему создать телефон. (демонстрация различных моделей телефонов)

Первый вопрос для второй команды. До создания первых электрических утюгов, которые появились в конце 19 века, люди пользовались тяжелыми чугунныни утюгами. Эти утюги разогревали с помощью угля и, как вы понимаете, глажение белья было трудоемким процессом. Именно с таким утюгом и работал в молодости один американский писатель. Вопрос! Кто из перечисленных

писателей в молодости работал в прачечной? Марк Твен, О Генри, Джек Лондон.

(ответы детей с помощью цифровых табличек)

Слово нашему уважаемому Архивариусу.

С чугунными утюгами довелось поработать в прачечной тогда еще неизвестному американскому писателю Джеку Лондону. Позже, он описал это занятие в своей книге, которая называлась «Мартин Иден». (демонстрация слайдов)

Второй вопрос для первой команды. Как известно, первой стиральной машиной были руки и ноги человека. Да, да, не удивляйтесь! В Китае прачки издавна топчут намоченное белье, и такая работа считается сугубо мужской. А кто из вас знает, как стирали белье моряки? Они привязывали покрепче грязную робу к канату, выбрасывали ее за корму, в пенящиеся струи воды, которые отбрасывали корабельные винты. Через определенное время робу доставали и прополаскивали в чистой пресной воде. По этому принципу вращающегося барабана, работают почти все стиральные машины. Однако, это не последнее слово техники. Японцы придумали аппарат для стирки, в котором используется другой принцип работы. Вопрос! Это ультразвук, ультрафиолетовые лучи, фотоэффект?

(ответы детей с помощью цифровых табличек)

Вместо активатора, японцы предложили использовать ультразвук, который вызывает колебания, создающие крошечные пузырьки газов. Вместе с частицами порошка, эти пузырьки проникают в волокна ткани и активно атакуют грязь, которой ничего не остается, как отступить. (демонстрация слайдов)

Второй вопрос для второй команды. Наверняка, каждый из вас пользовался термосом, и конечно, задавал себе вопрос: «Почему же чай в термосе так долго не остывает?»

В конце 19 века, английский физик и химик Джеймс Дьюар

(ответы детей с помощью цифровых табличек)

А теперь послушаем правильный ответ!

Внутри футляра термоса помещена, блестящая снаружи и изнутри стеклянная колба с двойными стенками, а между этими стенками находится вакуум. Именно вакуум не выпускает тепло из термоса. (просмотр видеосюжета)

Блиц опрос окончен, и мы переходим в восьмой раунд!

(Музыка из передачи «Что, где, когда»)

(ведущий выносит черный ящик)

В этом ящике лежит нечто. С помощью моих подсказок, вы должны отгадать, что находится в черном ящике. Команда, давшая правильный ответ после первой подсказки, получает 5 баллов, после второй- 4 балла и так далее. Время на обсуждение 10 секунд.

— Первая подсказка. Среди многих удивительных изобретений, это занимает далеко не последнее место. Оно зародилось на границе двух наук – химии и физики. Для его изготовления необходимы: бумага и раствор азотного серебра, насыщенный йодистым серебром.

— Вторая подсказка. Изготовление этого состоит из нескольких этапов, один из которых – закрепление.

— Четвертая подсказка. Это любят просматривать и показывать.

— Пятая подсказка. Это хранят в альбомах и вставляют в рамки.

(в черном ящике находится фотография)

И, наконец последний, девятый раунд!

Этот раунд называется «Юные Кулибины».

А кто такой Кулибин? (изобретатель)

И сегодня мы дадим командам возможность пофантазировать и сделать новые актуальные изобретения, которые смогут принести пользу человеку в различных сферах деятельности. Это может быть что угодно: бытовые приборы, станки, агрегаты, машины, роботы и т.д. Все зависит от вашей фантазии. Оценка вашей работы, так же будет производиться по пятибалльной системе. Ровно через 3 минуты мы ждем от вас интересные, новые изобретения с инструкцией к их применению! (командам предоставляются ватманы, маркеры, линейки, ластики и т.д.) Приступаем к работе!

(Звучит мелодия песни «До чего дошел прогресс»)

(самостоятельная работа детей)

Ну что же, я вижу «Юные Кулибины» уже готовы поразить нас своими проектами. Итак, слово первой команде.

(защита изобретений, вопросы Архивариуса и ребят из команды соперников)

Позади девять непростых раундов игры, и впереди нас ждет волнующий момент награждения победителей.

Наш многоуважаемый Архивариус завершил подведение итогов и готов назвать команду, которая побеждает в этой игре!

(слово Архивариусу, победители получают медальки «Юный Кулибин»)

А теперь я предоставляю слово самим победителям.

Я думаю, что ребятам из противоположной команды, тоже есть что сказать.

(слово игрокам другой команды)

Спасибо всем ребятам за хорошую игру, за ваше стремление к познанию, за творческий порыв и изобретательность. Всегда ждем вас в нашем Центре! До новых встреч!

(Песня «До чего дошел прогресс» из к/ф «Приключения Электроника»)

Мероприятие проводится в зале или кабинете. Оформление на усмотрение ведущих. Это могут быть фотографии изобретателей, выставочные экспонаты, плакаты, иллюстрации и.т.д.

Для создания эмоционального настроя, на протяжении всего мероприятия используется звуковое оформление и видеосюжеты, слайды, экспонаты, а так же живое общение с Архивариусом.

Для того чтобы избежать конфликтных ситуаций, вопросы и задания должны быть равнозначными по сложности и соответствовать возрасту учащихся.

После награждения победителей, ведущий дает возможность ребятам оценить игру, предоставив слово команде-победительнице, затем ребятам из другой команды.

По окончании мероприятия, ребята забирают свои проекты с целью демонстрации друзьям и одноклассникам или с целью доработки и усовершенствования.

Хочется отметить, что степень активности участников в ходе программы значительно увеличивается. Даже самые пассивные ребята к последнему раунду начинают проявлять заинтересованность и включаются в работу. По оценке эффективности мероприятия, которую заполняют классные руководители, можно судить, что поставленные цели и задачи соответствуют возрастным особенностям и познавательным интересам ребят, а использование информационно коммуникативных технологий позволяет сделать программу зрелищнее, интереснее и ярче.

Бешенков, А.К. Технические и проектные задания для учащихся А.К.Бешенков.- Москва: Дрофа, 2004.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *