институт сердобольных вдов был создан в москве в каком году
Ч. 109 Появление сердобольных вдов
После официальной церемонии отправились в путь. С этого момента для сестёр милосердия начались испытания и в самом деле подвижничество. К югу от Москвы железных дорог в России не существовало.
Сотни километров грунтовых дорог во время дождей становились непроходимыми. Женщины ехали в уродливых тяжёлых четырёхместных тарантасах, запряжённых лошадьми. К колёсам привязали полозья, которые потом, когда на дорогах уже не было снега, сняли.
Тарантасы запрягли волами, а в Крыму – верблюдами. В некоторых местах повозки так глубоко застревали в грязи, что вытащить их могла только дюжина волов.
Естественно, повозки ломались, переворачивались, иногда вместе с пассажирками.
На тарантасе, запряжённом восемью парами волов, за час проезжали только три версты.
Во время путешествия случались травмы, у нескольких женщин были сломаны рёбра. Можно себе представить, какой вид имели во время этого путешествия женщины в длиннющих, по тогдашней моде платьях.
Ночёвки в населённых пунктах оказались тоже испытанием: всюду, где им приходилось останавливаться, жилища кишели клопами и тараканами. Питались в пути где, как и чем придётся. Впрочем, тогда на подобные вещи смотрели намного проще, чем сейчас.
Первую группу из 29 сестёр милосердия, добравшуюся до Симферополя, Пирогов там и оставил. Старшей назначил вдову капитана Александру Стахович. Впоследствии во время отсутствия Пирогова её повысили до руководительницы всех сестёр милосердия.
К счастью, в городе, переполненном беженцами, прибывших женщин удалось более или менее благополучно устроить на квартиры. К тому времени в Симферополе скопилось большое количество раненых и тяжелобольных.
1 декабря 1854 года женщины приступили к выполнению своих обязанностей в военных госпиталях. Сёстры милосердия работали посменно днём и ночью, без выходных. Они помогали перевязывать раны, некоторые присутствовали в качестве ассистенток при операциях.
Их обучение проводилось по ходу дела. Помимо чисто медицинских обязанностей, Пирогов возложил на них и некоторые хозяйственные: распределять чай и вино среди пациентов. Деятельность сестёр милосердия в симферопольских госпиталях была крайне напряжённой. На три десятка женщин приходилось свыше четырёх тысяч пациентов.
Неопытность, неумение распределить свои силы, а отсюда и работа на износ, привели к тому, что через двадцать дней они совершенно выбились из сил. Почти все переболели тифом, эпидемия которого свирепствовала в госпиталях.
Ослабленные организмы с трудом сопротивлялись болезням, четыре сестры милосердия (вдова купца Матрёна Аленева, вдова лейтенанта Александра Домбровская, вдова штабс-капитана Екатерина Шперлинг и жена художника Екатерина Эльберг) умерли от тифозной горячки.
Остальные находились в полуживом состоянии, на грани жизни и смерти, в том числе и старшая из сестёр милосердия Стахович. Между тем врачи быстро разобрались, что к чему, и уже не могли обходиться без их помощи.
Чтобы спасти положение, из Петербурга последовало распоряжение временно заменить сестёр милосердия так называемыми сердобольными вдовами, которых направила в Крым императрица Александра Фёдоровна (урождённая принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская.
По её поручению из вдов набрали выразивших желание отправиться на войну, выдали им металлические кресты на зелёных лентах, обозначавшие статус этих женщин. Их также подчинили Пирогову.
Сердобольные вдовы не относились к Крестовоздвиженской общине сестёр милосердия, считались самостоятельной организацией и выполняли обязанности сиделок, а не сестёр милосердия.
В основном это были малограмотные женщины из нижних слоёв общества. Иногда в общину поступали вдовы мелких чиновников, младших офицеров, оказавшиеся в безысходной нужде.
Рождению профессионального сестринского дела в России в начале XIX века предшествовали два события. Первое: в 1775 году по указу Екатерины II были созданы Приказы общественного призрения: губернские органы, на которые возлагалась забота об обустройстве и содержании больниц, домов для душевнобольных, богаделен (приютов) для нищих, сирот, калек. Под эгидой этого ведомства в 1776 году была создана Екатерининская больница, где по штату полагалось иметь 24 сиделки на 150 больных.
Второе: еще в 1715 году Указом Петра I были созданы Воспитательные дома, в которых должны были служить женщины. В их обязанности входил уход за здоровыми и больными детьми.
В 1803 году по инициативе императрицы Марии Федоровны при Воспитательных домах в Петербурге и Москве были учреждены так называемые «Вдовьи дома». В стенах Вдовьих домов предстояло создать систему постоянного ухода за престарелыми и больными вдовами. Для воплощения идеи в жизнь предполагалось иметь постоянный персонал. Так, для ухода за престарелыми и больными была набрана особая группа женщин из числа вдов, которые уже проработали в других благотворительных учреждениях императрицы не менее 15 лет. Женщины получили особое название – «сердобольные вдовы».
В разные годы во Вдовьих домах содержалось разное количество пациентов. Но, как правило, всегда на одну сердобольную вдову приходилось около десяти призреваемых.
Очень скоро организаторы Вдовьих домов осознали, что труд сердобольных вдов можно применить не только в уходе за престарелыми постояльцами Вдовьего дома, но и в больнице. Так, при Московском Вдовьем доме в 1806 году открыта Больница для бедных.
Организаторы Вдовьих домов понимали, что только обученный персонал должен и может правильно осуществлять уход за больными. Следующим шагом императрицы Марии Федоровны стало создание обучающего курса по профессиональной медицинской подготовке сердобольных вдов.
В 1813 году по указанию императрицы из числа желающих сердобольных вдов было избрано немногим более 20 женщин. Обучение было рассчитано на срок более 1 года и состояло из теоретических занятий в классных аудиториях и практических занятий в виде дежурств в хирургическом и терапевтическом отделениях больницы под руководством и наблюдением врачей.
В обязанности дежурных вдов входило: «наблюдать за благоустройством в палатах; за порядком в раздаче больным пищи; за порядком в раздаче больным лекарств; за чистотой и опрятностью больных; за чистотой постелей и белья; за поведением больных; за поведением посетителей. Доктора и лекари должны были давать вдовам необходимые наставления по уходу за больными. Кроме того вдовы осваивали некоторые медицинские приемы, чтобы в случае необходимости самим оказывать помощь больным».
Клятва вдов включала в себя следующие слова: «…клянусь, что доколе сил моих достанет, употреблять буду все мои попечения и труды на богоугодное служение болящим…, что буду тщательно соблюдать все, что по настоянию врачей призвано будет полезным и нужным для восстановления здравия вверенных моему попечению болящих…, что по долгу христианского милосердия не только буду заботиться о телесном, но и о душевном здоровье болящих…, буду по возможности стараться моим примером и советом располагать и самих болящих к молитве веры, спасающей больных…»
После принятия присяги, обученные сердобольные вдовы продолжали работать в больнице для бедных. Со второго года службы «сердобольные» могли посещать больных в частных домах, получая за свой труд плату. Все сердобольные носили платья коричневого цвета, которые были прототипом профессиональной формы.
Полученный опыт профессиональной подготовки сердобольных в Санкт- Петербурге считался очень успешным и приносящим пользу. Поэтому последовало новое распоряжение императрицы Марии Федоровны организовать обучающий курс профессиональной подготовки по уходу за больными для сердобольных из Московского Вдовьего дома.
Со временем название «Вдовьи дома» было заменено на «Сердобольные дома».
Мариинские вдовы
В 1803-м году в Петербурге и Москве на средства воспитательных домов были учреждены две больницы для бедных по 200 коек каждая, с целью «оказывать безвозмездно вречебное пособие всякого состояния, пола и возраста и всякой нации, бедным и неимущим больным, судя по роду и степени болезни: или оставляя больных для лечения в больнице, или надзирая над приходящими ежедневно за советом и лекарствами»; последним занимались сердобольные вдовы. После смерти императрицы Марии Фёдоровны, больницы в её честь были названы Мариинскими.
Так она подала своему сыну Александру мысль об устройстве больницы для бедных в ознаменование 100-летнего юбилея столицы. Строительство началось 28 мая 1803 года с закладки камня в основании Церкви Святого Павла, на коем было написано: «Положен сей камень во основании святого храма во Имя Первоверховного Апостола Павла при устрояемой от Воспитательного дома больницы для бедных, содержимых и лечимых безденежно. «
На одну сердобольную приходилось около десяти призреваемых, и труд их напрашивался к применению в больнице. В одном письме Мария Фёдоровна писала: «Дабы нам более удостовериться в полезности такого заведения, я на первый случай хочу сделать опыт, а когда успех соответствовать будет ожиданию, приступить к формальному учреждению постоянного разряда под названием сердобольных вдов. «
В Москве ансамбль больницы для бедных был воздвигнут к 1806 году по чертежам Джакомо Кваренги, строившим такую же больницу в Петербурге, которая стала практической школой молодых врачей Петербургской Медико-хирургической академи. Двухэтажное здание с церковью посередине было закончено весной 1805 года, но открытие отложили до 3 августа, дня Святого Александра (т.е. именин молодого императора).
Палаты отделялись друг от друга толстыми стенами, чтобы больные не беспокоили друг друга. В самой большой палате размещалось до 15 кроватей. В каждом отделении Московской больницы были небольшие библиотеки для больных. Библиотека для врачей размещалась на нижнем этаже главного здания, к которому со стороны двора примыкала церковь во имя святых апотолов Петра и Павла, и насчитывала к 1914 году 7344 тома. Часть Итальянского сада Петербургской больницы служила местом прогулок выздоравливающих больных. Дорожки были обсажены деревьями, в восточной части находился пруд и множество цветников. До 1836 года цвели оранжереи, а до конца 50-х годов выращивались овощи и фрукты.
2. ПЕТЕРБУРГСКИЕ ВДОВЫ.
Организаторы вдовьих домов понимали, что ходить за больными должен наученный персонал, и следующим шагом создали научающий курс медицинской подготовки сердобольных вдов. Экспериментальной базой стал Петербургский Вдовий дом.
Через год Петербургская больница стала постоянным учреждением с 50 вдовами во главе с настоятельницей. Вдов содержал их «дом», а больница давала помещение и несла некоторые дополнительные расходы. 12 марта 1815 года их привели к присяге.
(С января 1818 года дежурства сердобольных вдов были учреждены при Московском Вдовьем доме; первым организатором их работы был штаб-лекарь, главный врач этой больницы Христофор фон Оппель, который в 1822 году издал «Руководство и правила как ходить за больными», первое руководство по уходу на русском языке, учитывающее опыт и сиделок, и повивальных бабок, и сердобольных вдов. )
Время деятельности Царственной вдовы назвали эпохой благотворительности Марии Фёдёровны. После её смерти (в октябре 1828 года) обе больницы для бедных при Вдових домах были названы Мариинскими.
В 1829 году для управления благотворительной организацией Марии Фёдоровны, включающей воспитательные дома, женские приюты и госпитали, было создано «Ведомство учреждений императрицы Марии» во главе с императрицей Александрой Фёдоровной, по инициативе которой 15 августа был утверждён устав Петербургского Вдовьего дома и рекомендован для использования во всех анлогичных учреждениях империи. Параграф 6 указа гласил: «Вдовы, пожелавшие посвятить себя богоугодному попечению о больных, составляют особый разряд под названием сердобольных, и до принятия в которые подвергаются испытательному сроку. «
Сама клятва включала такие слова: «Желая подражать сердоболию Иисуса Христа, из любви к страждущему человечеству, исцелявшему всякий недуг и всякую болезнь, клянусь, что доколе сил моих достанет, употреблять буду все мои попечения и труды на богоугодное служение болящим, что буду тщательно соблюдать всё, что по настоянию врачей призвано будет полезным и нужным для восстановления здравия вверенных моему попечению болящих, что по долгу христианского милосердия не только буду заботиться о телесном, но и о душевном здоровье болящих, буду, по возможности стараться моим примером и советом располагать и самих болящих к молитве веры, спасающей больных. «
3. МАРИИНСКАЯ БОЛЬНИЦА В ПЕТЕРБУРГЕ.
Вначале старшими врачами назначали шведов, но в основном врачебный персонал состоял из немцев, и порой не знавших русского языка. Скорбные листы (истории болезней), висевшие в головах больного, велись на немецком и латинском языках, «дабы он не знал своей опасности».
Одним из представителей русской медицины был Илья Васильевич Буяльский, заведовавший вначале хирургическим отделением, а с 1831 по 1864 год бывший «первым консультантом» Петербургской Мариинской больницы. То многое, что благодаря Буяльскому происходило в хирургии, впервые осуществлялось именно здесь, начиная с операций пластических и костных и заканчивая грыжами и литотомиями (удалением камней из мочевыводящих путей).
КМК, Апатиты.
Сентябрь 2010 (редакция 2014)
«…и молят небо о любви»
Вдовы твои пусть надеются на Меня.
(Иер. 49: 11)
Не будь вдов среди нас, многие ли узнают, как иногда трагично и всегда потрясающе входит Господь в человеческую судьбу, меняя ее навсегда? Милосердием преображая мир…
|
Христос и вдовица |
В Иерусалимском храме встречали Младенца Христа Симеон-Богоприимец и благочестивая вдова – праведная пророчица Анна, дочь Фануилова, от колена Асирова, «которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2: 37–38). Сретение Иисуса Христа состоялось… И с тех пор повелось: первыми на земле встречают Бога священники и вдовы. Священников на службу призывает Господь, вдов – Он же – через ушедших к Нему мужей, умоливших Его стать оставленным на земле женам надеждой и опорой. Потому и живут вдовы при храмах, и каждой из них Бог назначает свое служение.
Так в первые века христианства называли особый род церковнослужителей из вдов – низшую ступень в иерархии. Они, по словам Иоанна Златоуста, украшали храмы и воспевали в них псалмы, посещали больных, утешали страждущих, по преимуществу женщин-христианок. Подчинялись вдовицы церковные диакониссам, которые также избирались из вдов, но поставлялись через рукоположение, участвовали в совершении литургии примерно в той же роли, в какой сейчас служат иподиаконы. Диакониссы занимались катехизацией женщин, помогали при крещении женщин, служили больным и заключенным. С развитием института монашества церковные вдовицы, как и диакониссы, постепенно исчезли из церковной иерархии. Заботу о немощных, странниках и заключенных взяли на себя монашествующие женщины.
Именно вдовы стали родоначальницами российской системы благотворительности и милосердия. Институт сердобольных вдов, идея организации которого принадлежала вдовствующей императрице Марии Федоровне, был предшественником российских общин сестер милосердия. В 1804 году мечта императрицы об «организованном» привлечении вдов к служению немощным и обездоленным была воплощена в Москве, а в 1813 году – в Санкт-Петербурге. С 1815 года после годового испытательного срока в церкви Петербургского вдовьего дома женщин впервые привели к присяге, вместе со свидетельством вручив знаки отличия – золотой крест на зеленой ленте с надписью на одной стороне: «Всех скорбящих радость», а на другой – «Сердоболие». Клятва вдов включала такие слова: «Желая… подражать сердоболию… Иисуса Христа, из любви к страждущему человечеству, исцелявшему всякий недуг и всякую болезнь… клянусь… что доколе сил моих достанет, употреблять буду все мои попечения и труды на богоугодное служение болящим…» Это была частная, а не церковная, как теперь бы сказали, инициатива особы царского дома. За «инициативой» стояла встреча со Христом во вдовьем сердце и невозможность отказать Ему в любви ко всем людям.
Попытку возродить чин диаконисс как служительниц Православной Церкви предприняла вдова великого князя Сергея Александровича – святая великая княгиня Елисавета Феодоровна Романова, создавая в 1909 году Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Николаю II она писала: «Мы просили о присвоении имени “диаконис”, что по-гречески означает “служительницы”, то есть служительницы Церкви, чтобы сделать наше положение в стране более ясным: мы – организация Православной Церкви». Вопрос введения чина диаконисс был утвердительно решен отделом церковной дисциплины в марте 1918 года на Поместном Соборе Православной Российской Церкви, однако соборного решения принять не успели…
Великая княгиня Елисавета Феодоровна в 1918 году претерпела мученическую кончину и была причислена к лику святых, став небесной покровительницей всех сострадательных сердец. «Быть не от мира сего и, однако, жить и действовать среди мира, чтобы преображать его – вот основание, на котором она хотела утвердить свою обитель», – вспоминал о ней митрополит Анастасий (Грибановский).
Проповедь делами любви по-прежнему преображает мир: в современных сестричествах милосердия, которых в России насчитывается уже более 70, более половины – вдовы. Не будь их при больных и умирающих, многие ли исцелятся или оставят землю с Богом-Любовью?
Матушка София, скрипачка, семь лет плакала на плече приходского священника – по покойному супругу тосковала «до ужаса», священник даже упрекал ее, что собственное горе «культивирует» – вера была еще слаба. А однажды она увидела сон, в котором покойный муж сказал ей всего четыре слова: «Моли небо о любви». И стала молиться… Теперь она умеет улыбаться без слез. Работает в приходской лавке.
Матушка Надежда, бывший PR-менеджер, самая активистка прихода, говорит, что к Богу ее привели покойный муж и Серафим Саровский. Готовит к изданию первый номер газеты благочиния и регистрирует приходское сестричество, которое будет «особенным»: его деятельность будет связана с патриотическими начинаниями, увековечиванием памяти защитников Отечества.
Много их, и не перечесть всех, и каждая несет по «кирпичику» на строительство своего храма, как когда-то покровительница всех верных вдов, матерей и сестер – невест Христовых – блаженная Ксения Петербургская на строительство храма Смоленской иконы Божией Матери. Вот и получается, да простят меня батюшки, что главные миссионеры в миру – «негромкие» Божии соработницы – с делами любви.
В России, по результатам «Переписи–2010», 11 миллионов 800 тысяч вдов! [1] Сколько из них православных, никто не считал… Но пока на Смоленском кладбище Петербурга прижимается щекой к стене часовенки Ксении Петербургской неизвестная заплаканная женщина, пока славится делами милосердия Марфо-Мариинская обитель, пока в роддоме принимает на руки младенца верующая акушерка «баба Анна» и «пашет» на трех работах безвестная София, растя трех дочек – Веру, Надежду и Любовь, будет жить в миру Бог.
История развития сестринского дела в России. Службы «сердобольных вдов».
Страницы работы
Фрагмент текста работы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ НОВОСИБИРСКИЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РОССИИ. Выполнила: преподаватель Г Новосибирск 2016 год
Одним из «нестареющих» является определение профессии медицинской сестры, которое дала Верджиния Хендерсон, выдающийся преподаватель, просветитель, исследователь и лектор:
«Медсестра – это ноги безногого, глаза ослепшего, опора ребенку, источник знаний и уверенность для молодой матери, уста тех, кто слишком слаб или погружен в себя, чтобы говорить».
Понятие «сестринское дело» в нашей стране было введено в 1988 г., когда в номенклатуре образовательных специальностей возникла новая учебная дисциплина – Основы сестринского дела. Самосовершенствование и совершенствование в профессии невозможно без знаний опыта предыдущих поколений.
Традиция участия женщин в помощи больным и раненым в России уходит корнями в глубокую древность. В XI веке при монастырях Киевской Руси стали строить монастырские больницы для тех, кто нуждался в лечении, и приюты (богадельни) для калек, нищих и всех тех, кто по каким-либо причинам не мог обеспечивать себе самостоятельного проживания. В X веке княгиня Ольга организовала больницу, где уход был поручен женщинам. В XVI веке «Стоглавый собор» издает указ об организации мужских и женских богаделен с привлечением на работу женщин.
В 1707 г. в Москве был создан первый гражданский госпиталь
Начало организованного ухода за больными и раненными было положено во время правления Петра I. В 1715 г. им был издан указ, в котором шла речь о применении женского труда по уходу за больными детьми. Несколько позже по указу ПетраI создается «медицинская коллегия» (канцелярия, которая для работы в госпиталях в 1728 г. ввела штатную единицу для женщин по уходу за больными и нуждающимися). Но после смерти Петра I все его начинания были прерваны практически на 100 лет.
Только к концу XVIII века женский труд по уходу за больными начал применяться в гражданских больницах (Павловская больница). В 1763 г. в Москве учреждена Павловская больница, где специально для больных женщин имелись «бабы-сидельницы» из вдов и жен больничных солдат, Специальная подготовка женского сестринского персонала в России началась в первые десятилетия XIX века.
Службы «сердобольных вдов».
Следующий шаг в развитии Сестринского дела – появление службы «сердобольных вдов». В 1807 г. в Москве и Петербурге были открыты приюты для бедных вдов. В январе 1814 г. в одном из таких приютов при Мариинской больнице 24 вдовы изъявили желание посвятить себя уходу за больными. В январе 1818 г. в Москве был учрежден институт «сердобольных вдов», а при больницах появились курсы сиделок для женщин.
Большой вклад в подготовку персонала внес главный врач Мариинской больницы Христофор фон Оппель, который издал учебник «Руководство и правила, как ходить за больными, …». В нем подчеркивалось: «Без надлежащего ухода и самый искусный врач мало или никакого даже, в восстановлении здоровья или отвращении смерти сделать не может».
Новый этап в развитии женской медицинской помощи – это появление в России общин милосердия.
Девятого марта 1844 года во дворце принца П.Г. Ольденбургского состоялось первое заседание Комитета, учредившего