институт контрасигнатуры существует в какой монархии
КОНТРАСИГНАТУ́РА
Том 15. Москва, 2010, стр. 146
Скопировать библиографическую ссылку:
КОНТРАСИГНАТУ́РА, контрассигнация (от лат. сontra – против и signo или assigno – подписывать), в ряде стран подписание премьер-министром или уполномоченным министром нормативного акта главы государства, придающее этому акту юридич. силу. К. применяется там, где есть «слабый» по реализации числящихся за ним в конституции полномочий глава государства (монарх или президент), – в парламентарных республиках и парламентарных монархиях, иногда в президентско-парламентарных и парламентарно-президентских республиках, и означает, что правительство берёт на себя политич. и юридич. ответственность за правовой акт главы государства. Таким образом, К. – юридич. предпосылка неответственности главы государства, подписавшего данный правовой акт как глава государства, а не как его автор. Акты, принимаемые главой государства в порядке самостоят. осуществления им своих особых (дискреционных) полномочий, К. не требуют. Один из первых прецедентов введения К. в законодат. практику – Акт об устроении, принятый англ. парламентом в 1701. Институт К. закрепляется в конституции [напр., в ФРГ (республика), Японии (монархия) и др.]. В некоторых странах, где действуют обычаи англосаксонского права [в Великобритании (монархия), в Индии (республика) и др.], К. имеет устный характер двухстороннего согласия главы государства и премьер-министра.
Институт контрассигнатуры: понятие, основные черты.
Встречающаяся значительно реже контрасигнатура актов главы правительства соответствующими министрами объясняется стремлением усилить солидарность кабинета
Конституции зарубежных государств наделяют главу государства свойством безответственности, юридическим выражением которого является институт контрасигнатуры. Любой акт (указ, прокламация, приказ, ордонанс и т.д.), исходящий от главы государства, приобретает юридическую силу только в том случае, если он получает скрепу (подпись) премьер-министра или соответствующего министра, к ведомству которого этот акт относится. Без скрепы акт главы государства ничтожен. Ответственность за этот акт несет не глава государства, а подписавший его министр. Таким образом, ни один акт главы государства не получит юридической силы, если он не будет соответствовать воле правительства
Институт контрасигнатуры является юридическим оформлением ограничения полномочий главы государства: полномочия его обширны, иногда огромны, но он их не осуществляет. Здесь мы сталкиваемся с одной из юридических фикций, которыми так богато конституционное право
Процедура импичмента.
Импи́чмент — процедура судебного обвинения, в т.ч. и уголовного, лиц муниципального или государственного исполнения, чиновников, вплоть до главы государства, с последующим их отстранением от должности. Обвинение в процессе импичмента как правило уличает лицо в актах, совершённых незаконно, т.е. в сознательном правонарушении, независимо от злоупотребления должностными полномочиями.
— Юридический комитет Палаты представителей Конгресса выдвигает инициативу импичмента;
— После прений Палата представителей Конгресса простым большинством голосов от общего числа членов Палаты принимает решение о выдвижении обвинения против должностного лица и предании его суду Сената. При этом формулируются конкретные пункты обвинения «статьи импичмента»;
— Дело об импичменте слушается в Сенате как обычное судебное дело (на началах состязательности сторон, с вызовом свидетелей, истребованием доказательств);
— Сенат выступает в качестве суда присяжных;
— Без обсуждения Сенат принимает решение о виновности должностного лица по каждому пункту обвинения (по каждой статье импичмента);
— Решение о виновности принимается большинством в 2/3 от общего числа сенаторов;
— Если хоть один пункт обвинения наберет голоса 67 сенаторов, импичмент считается состоявшимся и должностное лицо покидает свою должность.
Контрассигнатура актов главы государства в зарубежных странах
Контрасигнатура, контрасигнация, контрасигиляция (лат. contrasignatura — министерская скрепа, подпись) — порядок, при котором утверждённые главой государства или парламентом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра или уполномоченного министра для придания этому акту юридической силы.
Подобный порядок является не просто визированием издаваемого правового акта, а процедурой, которая предусмотрена конституциями ряда стран, приобретая таким образом правовое значение[2]. Подпись, поставленная повторно рядом с основной подписью, удостоверяет её либо подтверждает факт дополнительно заявленных в документе обязательств. Формально порядок контрасигнатуры объясняется тем, что глава государства юридически не ответственен за свои действия (за исключением случаев государственной измены или иных преступлений, если речь идет о президенте).
В некоторых странах подпись министра на акте, исходящем от главы государства, означает, что министр принимает на себя юридическую и политическую ответственность за данный акт. Без контрасигиляции соответствующий акт обычно считается недействительным. Например, в Англии эти правила предусмотрены в Акте об устроении 1701 г. и конкретизированы в постановлении палаты лордов в 1711 г. Принцип контрасигиляции закреплен в конституциях США, ФРГ 1949 г., Японии 1946 г., Франции 1958 г. и др.
Институт контрасигнатуры чаще применяется в государствах с парламентской формой правления, нежели в президентской республике. В конституции Российской Федерации институт контрасигнатуры не предусмотрен[2]. Отсутствие такого института в российском конституционном праве влечет ряд негативных последствий, например, неизвестную большинству зарубежных стран практику предъявления судебных исков к главе государства.
Встречающаяся значительно реже контрасигнатура актов главы правительства соответствующими министрами объясняется стремлением усилить солидарность кабинета