информатика в каких классах ведется
Технологический профиль обучения: какие предметы изучаются и кому подойдёт
Рассказываем, на какие специальности можно поступить с профильной математикой и навыками программирования.
Что такое технологический профиль обучения
Технологический профиль предполагает изучение математики и информатики на углублённом уровне. Также в некоторых учебных заведениях школьники изучают языки программирования, знакомятся с основами разработки, готовятся к олимпиадам по информатике и программированию, а также к обучению в вузах по IT-направлениям.
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» технологический профиль доступен для изучения с шестого класса.
Какие предметы в него входят
В «Фоксфорде» технологический профиль подразумевает углублённое изучение математики и программирования.
Школьникам доступны различные языки программирования. С шестого класса изучается Python, с восьмого — разработка веб-приложений, а с девятого — языки С и С++.
В рамках технологического маршрута в нашей школе проходит подготовка к таким олимпиадам, как «Физтех», «Ломоносов», «Покори Воробьёвы Горы!», муниципальному и региональному этапам Всеросса.
В десятом классе к профильным математике и программированию добавляются шахматы на продвинутом уровне.
Кому подходит технологический профиль
Это направление способствует формированию технического и математического мышления.
Технологический индивидуальный маршрут подходит тем, кто:
Куда можно поступить
После технологического профиля в школе можно смело попробовать себя в программировании — это по-прежнему прибыльная и перспективная профессия. Опыт успешных разработчиков показывает, что высшее образование не является обязательным для карьеры в этой сфере, но диплом не будет лишним. С «корочкой» легче переехать в другую страну, если школьник мечтает работать в стартапе Кремниевой долины или писать код в горах Швейцарии.
Вот какие специальности предлагают российские вузы для школьников с технологическим профилем.
Математическое обеспечение и администрирование информационных систем
Вузы: СПбГУ, ТГУ, РЭУ им. Г.В. Плеханова, НГТУ, МЭСИ, УГАТУ и другие.
Развивает компетенции разработчика. Как правило, за четыре года бакалавриата студенты работают с C++, Java, Python. Обучение даёт понимание программирования в принципе, чтобы в дальнейшем изучать любые языки самостоятельно. После получения диплома выпускник будет джуниором (младший ранг в IT-среде), но после практики с конкретными задачами и инструментами компании быстро перейдёт в мидлы (средний ранг в IT-среде).
Фундаментальная информатика и информационные технологии
Вузы: МГУ им. Ломоносова, СПбГУ, ТГУ, КФУ, РУДН, МАИ, МАТИ и другие.
Специальность близка к предыдущей, но больше ориентирована на вычислительные задачи. Студенты должны разбираться не только в алгебре с матанализом, но и в физике. Выпускник сможет работать в научных лабораториях и исследовательских командах. Минус: бакалавриата будет недостаточно для полноценной карьеры.
Информатика и вычислительная техника
Вузы: НИУ ВШЭ, МГТУ им. Баумана, НИЯУ МИФИ, МФТИ, МИРЭА, МИИТ, НГУ и другие.
На этой специальности студенты изучают программирование, автоматизированные системы программирования, электротехнику и электронику, операционные системы, компьютерную графику. Учатся создавать поисковые системы, сети хранения, обработки и передачи информации. После дополнительного обучения в магистратуре есть шансы работать в лабораториях крупных брендов.
Программист — не единственная специальность технологического профиля. Вот ещё несколько вариантов для поступления, не связанных исключительно с программированием.
Программная инженерия
Вузы: СПбГУ, НИУ ВШЭ, МГТУ им. Баумана, НИЯУ МИФИ, ТГУ, КФУ и другие.
Специальность, которая направлена на подготовку ведущих технических специалистов, квалифицированных разработчиков и архитекторов программного обеспечения, менеджеров по качеству программного обеспечения и его разработке. Индустрия программного обеспечения стремительно развивается, ведь софт — важнейшая составляющая технологий.
Прикладная информатика
Вузы: СПбГУ, МГТУ им. Баумана, ТГУ, КФУ, Финуниверситет, Университет ИТМО, ДВФУ и другие.
Специальность, которая готовит системных аналитиков. Студенты учатся не только программированию, но и написанию техзаданий, формализации бизнес-процессов и коммуникации с разработчиками.
Бизнес-информатика
Вузы: НИУ ВШЭ, СПбГУ, МГТУ им. Баумана, НИЯУ МИФИ, НГУ, КФУ и другие.
Специальность, которая близка к прикладной информатике, но с упором на менеджерские компетенции. Программа направлена на подготовку профессионалов по разработке и использованию информационных систем и технологий в бизнесе, обладающих знаниями в области информатики, экономики и управления.
Математика и компьютерные науки
Вузы: СПбГУ, МГТУ им. Баумана, НГУ, ТГУ, КФУ, РУДН и другие.
Специальность даёт фундаментальные математические и компьютерные знания. Студенты погружены в научные исследования и впоследствии могут работать преподавателями или аналитиками в компаниях.
Информационная безопасность
Вузы: НИУ ВШЭ, НИЯУ МИФИ, КФУ, МИИТ, МИРЭА и другие.
Специальность, на которой не только учатся программировать, но и осваивают программно-аппаратные средства защиты информации, криптографические методы. Студенты знакомятся с сетями и операционными системами, впоследствии работают в сфере безопасности с нормативно-правовыми документами.
Кем можно работать
С багажом знаний по технологическому профилю школьник в будущем сможет стать:
Список не является исчерпывающим — технологический профиль открывает многие двери. Навыки программирования и аналитическое мышление пригодятся даже при переходе в гуманитарную сферу. Технологический профиль развивает такие качества, как гибкость, креативность и адаптивность к непрерывно меняющемуся миру.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Изучение информатики в школьном курсе основной школы
Изучение информатики в школьном курсе основной школы
Курс «Информатика и ИКТ» входит в предметную область «Математика и информатика». На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю в 7-9 классах, с общим количеством часов 105 [12].
Как и многие другие дисциплины, изучаемых в школе, информатика является непрерывным курсом, включающий в себя пропедевтический курс (обучение информатики в начальной школе) и изучение информатики в старших классах (базовый или профильный уровень)[12].
Таким образом, по окончанию начальной школы обучающиеся должны обладать ИКТ-компетентностью, необходимой для дальнейшего обучения в основной школе. [12]
С пятого класса во многих школах вводится изучение курса информатики за счет часов школьного учебного плана, тем самым выстраивается непрерывный курс информатики с 5 по 9 классы.
«Обработка текстовой информации» изучается в школе довольно в упрощенной форме. На этот курс отводится не так много времени, рассматривая краткие теоретические сведения по обработки и хранению текстовой информации, а также овладение самыми необходимыми базовыми навыками работы в текстовом редакторе. Тем не менее, в любом школьном курсе данный раздел обязательно присутствует. Допустим, по УМК Л. Л. Босовой[4] данный вопрос освещают следующие темы:
подготовка текстов на компьютере (5 класс);
обработка текстовой информации (7 класс).
Наибольший интерес по этой теме составляет практикум. Рассмотрим более подробно примерное тематическое планирование практических работ курса «Обработка текстовой информации» в основной школе[4].
Планирование курса «Обработка текстовой информации»
Кол-во часов теор. части
Кол-во часов практич. части (ч.)
Элементы окна и настройки
Редактирование текстовых документов
Шрифт и форматирование символов
Создание и использование стилей
Форматирование разделов, колонок
Проверка орфографии и грамматики. Тезаурус
Вставка рисунков и автофигур
Добавление буквицы и подложки
Вставка символов и специальных знаков
Вставка объектов WordArt
Создание графических объектов
Гиперссылки и закладки
AdobePagemaker 7.0.Элементы окна и настройки
Основная задача школьного образования при изучении курса «Обработка текстовой информации»-это получение определенных навыков обработки текста. Для реализации этой задачи в школе используют определенные программы (коммерческие или бесплатные), однако в настоящее время появляется все больше возможностей использования облачных технологий, которые способны заменить привычные текстовые редакторы.
Чаще всего учитель при рассмотрении данного раздела выбирает какой-то определенный текстовый редактор и разрабатывает для него методику. В основном, весь материал педагог делит на теоретическую и практическую часть, отдавая предпочтение практической; в большей мере выбирая лабораторную работу в форме самостоятельной.
При выполнении практических заданий обучающиеся взаимодействуют с алгоритмом выполнения работы. В свою очередь, алгоритм выполнения, разработанный учителем, основывается на основных инструментах того или иного текстового редактора. Таким образом, с помощью небольшой инструкции, обучающиеся смогут овладеть навыками обработки текстовой информации.
В соответствии с ФГОС обучающиеся должны иметь следующие навыки по данной теме: создание, сканирование текста, а также распознавание сканированного текста; редактирование и структурирование текста [10]. Чтобы добиться вышеописанных навыков при столь малом количестве часов, достаточно рассматривать обработку текстовой информации с использованием базовых параметров, опуская дополнительные возможности текстовых редакторов.
Тем самым обучающиеся должны иметь навыки по всем темам, указанных в таблице 1. Заметим, что для того, чтобы всему необходимому обучить школьников можно воспользоваться аналогами в облачных сервисах.
Теперь рассмотрим конспекты уроков по обработке текстовой информации по средствам облачных технологий.
2.3. Применение облачных сервисов на уроках информатики
Тема урока: Обработка текстовой информации.Редактирование текста.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: расширить представления обучающихся о возможностях обработки текстовой информации и сформировать представление о возможностях редактирования текста как наиболее важном изменении в технологии подготовки текстовых документов.
формирование знаний по редактированию текста;
введение новых понятий по данной теме;
формирование практических навыков при обработке
текстовой информации на компьютере.
Развивающие: развитие внимания, памяти, логического мышления.
Воспитательные: развитие творческой активность обучающихся.
Оборудование:компьютерный класс с персональным компьютером для каждого обучающегося, проектор, экран, компьютер, презентация, подключение к сети Интернет.
2. Актуализация опорных знаний-5мин.
3. Изучение нового материала-10 мин.
4. Закрепление материала-5 мин.
5. Физкультминутка-3 мин.
6. Практическая обучающихся-15 мин.
7. Подведение итогов урока-3 мин.
8.Домашние задание-2 мин.
Приветствие, проверка отсутствующих.
2. Актуализация опорных знаний
Что такое текстовый редактор?
Какие функции в текстовом редакторе были уже рассмотрены намиранее? [Удаление символа слева (справа) от курсора; установка режима прописных букв; переключение режима вставки и замены символов; смена языка]
Давайте вспомним какие кнопки на клавиатуре соответствуют этимфункциям?
Как вы думаете, ведь вы уже в какой-то степени знакомы из начальнойшколы или из личного опыта с текстовыми редакторами, что можно сделать еще с текстом. Что можно сделать, чтобы убрать какой-то фрагмент из текста? [Удалить.] А если мы что-то хотим поменять, то чем можем воспользоваться? Какой функцией? [Замена.] А как все эти преобразования мы можем назвать, исходя из названия «текстовый редактор»? [Редактирование текста.]
Значит тема нашего сегодняшнего урока как будет называться?
3. Изучение нового материала.
В тетрадях записывается обучающимися тема урока- Обработка текстовой информации. Редактирование текста.
Предлагается ученикам проследить, как же раньше создавались текстовые документы, еще за долго появления компьютера(Приложение, Рис. 26, Рис. 27, Рис. 28,Рис. 29).
Дается определение «редактирование текста» под запись.
— способы выделения текста;
Рис. 16. Способы выделения текста
— способы работы с текстом;
Рис. 17. Основные правила набора текста
Рис. 18. Основыне правила набора текста
Мы сидим за монитором,
Наблюдаем за курсором,
Вдруг курсор пропал с экрана,
Посмотрели мы направо,
Посмотрели мы налево,
Нет курсора, что же делать?
Мы посмотрим в уголок,
Мы посмотрим в потолок.
Снова включим монитор
Там когда-то был курсор.
6. Практическая работа обучающихся
Каждый обучающийся с помощью «Общего доступа» в MSWordOnline получает несколько файлов с заданиями:
1. Задание «Замени букву».
Рис. 19. Задание к уроку 1. Задание №1
Рис. 20. Задание к уроку 1. Задание №2
Рис. 21. Задание к уроку 1. Задание №3
7. Подведение итогов урока.
Какую тему сегодня мы изучали?
Что мы сегодня научились делать в текстовом редакторе?
Что такое редактирование текста?
Как произвести замену в тексте?
Продолжите фразу: «Основными правилами набора текста являются…»
Выучить конспект урока; выполнить все задания в документе «Урок 3.3.Домашнее задание».
Конспект второго урока.
Тема урока: Набор текста. Форматирование текста.
Тип урока: практикум.
Развивающая: развитие умения обработки текстовой информации.
Воспитательная: повышение интереса к творческой активности.
2. Актуализация опорных знаний-5мин.
3. Практическая обучающихся-35 мин.
4. Подведение итогов урока-2 мин.
5.Домашние задание-2 мин.
Приветствие, проверка отсутствующих.
2. Актуализация опорных знаний
Классу задаются следующие вопросы:
— что такое форматирование текста?
— каким образом выделяется фрагмент текста?
— как можно изменить шрифт, очертание текста?
3. Практическая работаобучающихся.
Каждый из учеников получает раздаточный материал в который входит текст(Приложение Рис. 30), который необходимо набрать и в последствии форматировать, а также указания к выполнению работы.
Указания к выполнению работы .
Наберете текст документа по образцу, а потом-оформите текст.
Чтобы сделать абзац в тексте, достаточно выполнить следующие действия:
выделить необходимый фрагмент текста и щелкнуть правой кнопкой мыши. В появившемся окне рядом с «Особый» нажать на стрелочку и выбрать «Отступ». В нижнем окошке выбрать 1.25. И нажимаем «ОК»
Рис. 22. Установка абзаца
Особое внимание уделите на маркированные списки (абзацы помеченные галочками). Такой список можно сделать так: набрав нужные абзацы, выделить их и на панели меню выбрать «Главная», а затем в столбце «Абзац» выбрать «Маркеры», далее выбрать необходимый по заданию.
Рис. 23. Установка маркерных списков
Рис. 24. Выравнивание текста по левому
Заголовок оформите курсивом (на панели «Главная» в раздели «Шрифт» нажмите на кнопку K ). Для строки«Зимний отдых…» установите шрифт 16.
Выделите название загородного комплекса «Зимняя сказка» и установите для него курсив.
4. Для того, чтобы создать таблицу с расценками на услуги необходимо: выбрать где именно будет находится таблица. Установить туда курсор. После чего на панели меню выбрать «Вставка», а затем «Таблица». И выбрать необходимый размер. В данном случае-4 на 2.
Рис. 25. Создание таблицы
Чтобы заполнить таблицу, достаточно установить курсор в необходимую ячейку и вписать все необходимое. Если нужно изменить длину строки, то нужно просто курсом навести на границу ячейки (справа или слева) и передвинуть в нужную сторону.
Таблица должна быть по середине страницы, вся информация в столбцах-по центру. Для этого выделяем таблицу и в «Главная» в разделе «Абзац» выбираем «Выравнивание по центру». Таким же образом поступаем и с информацией внутри таблицы. Выделяем нужную строку и наживаем «Выравнивание по центру».
5. Предложения «Позвоните нам…» и « Ждем Ваших звонков!» установите также центру, последнее предложение выделите полужирным шрифтом.
После выполнения задания, сохраните документ под названием «7(буква) класс_Лаб. раб._№1_Фамилия Имя», где буква-это буква класса;Фамилия Имя-фамилия и имя того, что выполнил данную работу. И с помощью «Общего доступа» поделитесь своей работой с учителем.
4. Подведение итогов урока.
На какую тему была практическая работа?
Чего вы научились, выполнив эту лабораторную работу?
Выполнить все задания в документе «Лаб.раб.№1_Д.з.».
Володя, где мой компьютер? Проблемы школьной информатики в России
Моя статья ни коем образом не претендует на «научную точность». Я постараюсь с рядом некоторых допущений наиболее подробно и объективно рассмотреть проблему, описанную в данной статье. Прошу не торопиться кидаться в меня камнями, а попробовать помочь в раскрытии каких-то заголовков, опубликовав информацию в комментариях. Полагаю, она может послужить кому-нибудь пользой.
Рассматриваемые проблемы и вопросы
Что такое информатика и откуда она появилась в школах?
Содержание учебника и четыре года «каши»
А последний Word потянет?
Средний возраст среди учителей информатики и их образование
Школьники-самоучки или как сдать ЕГЭ по информатике не посещая уроков
Может лучше сдавать физику?
План самостоятельного изучения информатики
Что такое информатика и откуда она появилась в школах?
В советских школах информатика появилась в 1985 году, одновременно с учебником советского ученого Андрея Петровича Ершова «Основы информатики и вычислительной техники». Можно долго разглагольствовать о том, что такое информатика, выбирая лучшее определение из википедии и прочих ресурсов. Под информатикой будем понимать предметную область, направленную на освоение разного рода «манипуляций» с информацией. О целях появления информатики в школах тоже долго говорить не стоит. С началом компьютеризации Советы нуждались в поколении «компьютерщиков», ныне известными как «юзеры».
Содержание современного учебника и реальность
Рассмотрим содержание того самого учебника А. П. Ершова «Основы информатики и вычислительной техники» и сравним его с содержанием небезызвестного учебника И. Г. Семакина «Информатика».
Перед началом сравнения хотелось бы отметить, что существуют и другие учебники (Е. А. Еремина и К. Ю. Полякова, о котором чуть позже будет сказано несколько слов). Тем не менее, популярность первого учебника либо превалирует, либо равна популярности второго. Второй же учебник, как отмечает автор портала в своей статье, не смотря на крайне хорошего автора Константина Полякова, рассматривает темы за пределами ЕГЭ. Вы в праве ознакомиться с содержанием учебника Полякова и сделать свое сравнение с содержанием учебника Семакина.
А пока вернемся к сравнению. Содержание описано в главах/разделах.
А. П. Ершов (I и II части)
И. Г. Семакин (учебник 7-11 классы)
Алгоритмы. Алгоритмический язык
[7кл.] Человек и информация ^^
Построение алгоритмов для решения задач
[7кл.] Компьютер: устройство и программное обеспечение
[7кл.] Текстовая информация и компьютер
Знакомство с программированием
[7кл.] Графическая информация и компьютер
Роль ЭВМ в современном обществе. Перспективы развития вычислительной техники
[7кл.] Мультимедиа и компьютерные презентации
[8кл.] Передача информации в компьютерных сетях
[8кл.] Информационное моделирование ***
[8кл.] Хранение и обработка информации в базах данных
[8кл.] Табличные вычисления на компьютере
[9кл.] Управление и алгоритмы
[9кл.] Введение в программирование
[9кл.] Информационные технологии в обществе
[10кл.] Информационные процессы в системах
[10кл.] Информационные модели ***
[10кл.] Программно-технические системы реализации информационных процессов
[10кл.] Технология использования и разработки информационных систем
[10кл.] Технологии информационного моделирования
[11кл.] Информационные системы и базы данных
[11кл.] Информационное моделирование ***
На первый взгляд, если сравнивать по признаку количества разделов, то может показаться, что современные учебники по информатике сильно превосходят первый учебник, состоящий из двухсот страниц. Однако если мы посмотрим на правый столбец, то можем заметить справа от некоторых разделов интересные маркеры. Этими маркерами я обозначил повторяемость темы на протяжении курса Информатики с 7 по 11 класс.
Действительно, иногда полезно в течение курса повторять некоторые темы, которые могут вызывать затруднения у школьника. Но можно ли сказать, что целесообразно растягивать столь небольшой курс на 4 года (в некоторых школах и вовсе с 5 или 6 класса)? Я считаю, что нет. Постараюсь обосновать свой ответ.
Незаинтересованность учеников
«Современные дети хотят видеть результат, – уверен Паволоцкий. – 20 лет назад было достаточно рассказать, что можно вычитать числа, не зная операции «вычитание», пользуясь только сложением. Теперь же нужно показать на практике, почему именно так всё работает. Можно сделать какой-то совместный проект с учениками. Например, создать навык для голосового помощника Алисы. Это просто и наглядно»
С возникшей и стремительно-развивающейся популярностью программирования и IT-технологий некоторое множество школьников самостоятельно приступает к изучению современных технологий того же программирования, моделирования.
А последний Word потянет?
Проскакивает следующая мысль, что в домашних условиях не только наиболее комфортно, но также и наиболее эффективно можно изучать ту же информатику. Конечно, это далеко не всегда так. По сей день остаются малообеспеченные семьи, которые не имеют возможности приобрести ПК для своего чада. Однако от подобной проблемы не должны страдать школы. Школьные классы и созданы были для того, чтобы изучать преподаваемую дисциплину со всеми условиями, а на данный момент техническое оснащение школ, не относящихся к той же Москве, оставляет желать лучшего. Так как мы стараемся более или менее объективно рассмотреть все проблемы, давайте ознакомимся с данными об оснащенности школьников компьютерами. Процитирована следующая статья.
«. По данным на начало 2019 г. в среднем по России на 1000 школьников приходится 141 персональных компьютеров (ПК). В отдельных регионах число ПК на 1000 обучающихся превышает 200 единиц. К таким регионам относятся: Калужская область (200 ед.), Тульская область (201 ед.), г. Москва (234 ед.), Республика Татарстан (243 ед.), Тюменская область (271 ед.) и Камчатский край (295 ед.). При этом ряд регионов России не выходит на уровень 100 компьютеров на 1000 обучающихся. В Центральном федеральном округе к таким регионам относится только Орловская область (98 ед.). Большинство регионов с низким уровнем оснащенности компьютерной техникой находятся в Южном и Северо-Кавказском федеральном округах. Из Южного федерального округа – это Республика Адыгея (85 ед.), республика Крым (74 ед.) и Астраханская область (98 ед.). В Северо-Кавказском федеральном округе – это Республика Дагестан (96 ед.), Республика Ингушетия (41 ед.), Кабардино-Балкарская Республика (86 ед.), Чеченская республика (42 ед.) и Ставропольский край (78 ед.). »
Из приведенной сводки видно, что некоторые регионы явным образом страдают малым количеством компьютеров. Это ещё речь не зашла о капиталовложениях в оборудование. По данным с сайта кабинета министров, за тот же 2019 год на развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры общеобразовательных организаций было выделено из федерального бюджета 3 млрд. рублей, которые распределились между 13 субъектами РФ, определённых в соответствии с их участием в качестве пилотных регионов, осуществляющих внедрение целевой модели цифровой образовательной среды. Какие именно это субъекты, не уточняется.
«. Принятие проекта распоряжения позволит обеспечить к концу 2019 года развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры не менее чем в 1,7 тыс. общеобразовательных организациях в части модернизации существующих структурированных кабельных систем и локальных вычислительных сетей внутри указанных объектов, а также в части решения технологических вопросов обеспечения комплексной безопасности, а именно систем видеонаблюдения, контроля доступа и источников бесперебойного питания. »
Более информации об обновлении оборудования посредством выделения Н-ых сумм денег я не нашел. Хотя, чего стоило ожидать, когда малообеспеченным семьям выдают оборудование для дистанционных занятий на время, а это самое оборудование собирают с чуть более обеспеченных граждан? Для уроков информатики минимальные условия имеются, хоть зачастую приходится и потесниться с товарищем около одной клавиатуры и монитора. Зато воспитаем в детях способность к работе в команде! Более печальная ситуация (проблема оснащения классов) наблюдается с химией и физикой. Пока что мечты о препарировании лягушек снисходят на нет.
Средний возраст среди учителей информатики и их образование
Проведя весь вечер в размышлениях над источником проблемы некачественного преподавания информатики, я решил сослаться на возраст. Но в своей сути не возраст является источником проблем. Конечно, мы не можем с абсолютной уверенностью утверждать, что если учитель моложе, то информатику он будет преподавать лучше. Также мы и не можем утверждать обратного. Однако сейчас мы постараемся разобраться и, возможно, грубо прикинуть, насколько актуальны знания современных учителей.
Признаюсь честно, опираясь на собственный опыт, я ожидал найти данные о том, что средний возраст порядка 60-ти лет (при этом я не шучу и желаю кого-либо оскорбить; я говорю это к тому, что молодые люди уже не имеют желания идти и работать учителем), но результаты меня впечатлили. Хотя, честно, данных имею недостаточно. Но постараемся оперировать тем, что имеем из открытых источников.
Сложно найти конкретно по учителям информатики. Зато есть информация о среднем возрасте среди всех учителей. На 2021 год, по заявлению министра просвещения Сергея Кравцова, средний возраст школьного учителя в РФ составляет 45-47 лет. Информация взята с портала Рамблер.
«. Средний возраст учителя в российских школах составляет 45-47 лет. Это нормально, нас это радует», — выразил мнение министерства Кравцов. »
Также удалось найти данные на 2019-2020 гг., хоть и относящиеся к небольшой выборке, но которые свидетельствуют о среднем возрасте конкретно среди учителей информатики в образовательных учреждениях Петровского городского округа. Да, выборка крайне мала, состоящая из 24 учителей, но является полезной для рассмотрения конкретно Петровского городского округа. Данные взяты с сайта Петровского отдела образования из следующего документа.
«. Среди учителей информатики 79% преподавателей в возрасте от 20 до 49 лет и 24% предпенсионного и пенсионного возраста. Уменьшилось количество педагогов в возрасте до 25 лет. Средний возраст данной категории учителей составляет 39 лет. Средний возраст учителей информатики стабилен. »
Ничего не остается, кроме как грубо положить, что средний возраст учителя информатики в РФ равен 39 годам. Смотрим в пользу молодости, так сказать. В пределах некоторой окрестности (
2-4 года) разница должна быть несущественной. Хорошо, это отличный показатель, как я считаю. Но перед тем, как что-то говорить о потенциальной компетентности учителей, узнаем, согласно каким критериям устраиваются на работу учителя информатики. Обратимся к статье Национального исследовательского института дополнительного образования и профессионального обучения.
Дело также в том, что в современных реалиях учителю не представляется возможным изучать современные технологии, поскольку нагрузка на школьного учителя падает неимоверная. Это относится к учителям разных предметных областей и виноваты в этом не они. Учителя в рассмотренных проблемах преподавания не виноваты.
На деле же мы получаем, что потенциальный учитель может также и не иметь образования, связанного с информатикой и ИКТ. Курсы сверхбыстрой переподготовки никогда не смогут полноценно восполнить знания учителя из сторонней области. Другой вопрос, если преподавать хочет специалист, но мало кто готов пожертвовать себя, чтобы нести знание в молодые массы.
Отсюда вопрос «А как обучить предмету детей?». Никак. У учителя нет возможностей не то, чтобы следовать за последними технологиями, но даже преподавать фундаментальные вещи. Хотя бы из-за нехватки времени. В наше время учитель скорее офисный планктон, работающий под гнетом бюрократии и заполняющий очередной журнал.
Не думаю, что на этот раз следует приводить данные по размеру заработной платы учителя, поскольку ситуация всем и без того известна. Чтобы организовать образовательный процесс и вовлечь детей, нужно вовлечь и самих учителей, которые сами готовы обучаться и отдавать свои силы и знания ученикам.
Школьники-самоучки или как сдать ЕГЭ по информатике не посещая уроков
Не один уже год ведутся споры по поводу того, как школа готовит детей к ЕГЭ. Вопрос очень интересный и экзотический. Не смотря на весь тот большой объем знаний, что нам предлагает Семакин в виде своих учебников, ситуация такова, что невозможно хорошо сдать ЕГЭ, даже если ты решаешь все примеры, данные в учебнике по информатике. Давайте в этом убедимся. Сделать это действительно просто, ведь достаточно сравнить сканы заданий из учебника по информатике за 11 класс и задания на ЕГЭ за 2021 год.
С натяжкой, но разбор мы начнем со второй части. Если бы статья была написана ещё год назад, то я добавил бы несколько слов про 23 номер (решение систем логических уравнений) из открытого варианта ЕГЭ по информатике 2021 года.
Идея задания достаточно простая, если обучаться не по школьному учебнику. Ведь учебник, к сожалению, к такому роду заданий мало готовит. Стоит отметить, что сложность заданий остается из года в год приблизительно одной и той же. Но об этом сложно судить, поскольку структура стандартного варианта ЕГЭ по информатике в 2021 году была переписана. И теперь, в отличие от предыдущих лет, школьники не вынуждены программировать на листочках, а имеют возможность это сделать на предоставленном ПК. Это, как мне кажется, достаточно серьезный шаг, который несомненно присваивает плюс в пользу ЕГЭ по информатике. Кстати, посмотрим на практикумы из учебника за 11 класс.
Хочу сразу в этом же разделе и подытожить тему с изучением информатики по школьной программе. На данный момент это крайне нецелесообразно. Не понятно, зачем одни и те же разделы растягивать на курс с 7 по 11 класс. Не понятно, зачем вовсе нужен столь длинный курс информатики и зачем детей изнурять темами, которые даже целостно не раскрываются (мои слова вы можете проверить, найдя учебник в электронном виде). Я уже не говорю про субъективный опыт. Мы сейчас рассмотрели программу в явном виде, открыли учебник и сделали выводы. А ведь встречаются и частные истории про ежегодное изучение Paint, Word и Excel. Иногда и Access преподают. И если тот же Word, Excel и Access можно ещё обозначить как то, что пригодится, то в остальных случаях складывается впечатление, что изучают не информатику, а бухгалтерское дело, заготавливая новую партию офисных работников на низкооплачиваемых должностях. Но это все эмоции и, к сожалению, далеко не конец. Переходим к следующему разделу.
А может лучше сдавать физику?
Нельзя игнорировать перспективу информатики как экзамена на ЕГЭ. Сейчас, когда IT-технологии быстро и верно завлекают подрастающие поколения, очень популярными стали направления, связанные с информатикой, что хорошо видно, если посмотреть ТОП 10 популярных направлений подготовки в ВУЗ`ах. Рейтинг составлен порталом Табитуриент.
Действительно, показатели очень даже неплохие, с учетом того, что в рейтинге программ обучения представлены не только технические и физико-математические профили.
Давайте рассмотрим иные показатели. Меня интересует перспектива поступления с информатикой «среднего абитуриента», который по трём предметам набрал средние баллы. При этом мы рассматриваем не отдельную страту, объединяющую школьников Z-региона, а всю совокупность, школьников всех регионов. Ниже представлены нужные нам показатели за 2020 год, взятые с ресурса 4ege.