индусы какой расе принадлежат
От кого произошли индусы?
Индия имеет не только огромную численность, но и потрясающее разнообразие народов. Всегда в этой стране было огромное население, что отмечает еще Геродот, но откуда оно взялось там?
Проблема названия народа
Иллюстрация к Махабхарате
В России индусов называют неправильно.
Индус- это приверженец индуизма, а не представитель какого-то народа.
Но это вынужденная мера, так как народов в Индии не одна тысяча, весьма различающихся между собой, поэтому этноним возник сам собой, тем более он созвучен названию страны.
Хотя он и некорректен, как если бы всех евреев именовали иудеями.
Антропология дравидов
Арийское нашествие
Индоарии в Средней Азии
Здесь произошел религиозный раскол.
По каким-то причинам, боги Ирана стали демонами в Индии, а индийские божества-дэви стали демонами у персов. Большее неизвестно, но что-то произошло внутри племени.
Вероятно по этим причинам, несколькими волнами, арии уходят в Индию.
Там они уничтожают местную цивилизацию дравидов, занимают ключевые роли в экономике и политике, устанавливают жесткие законы.
Чтобы предотвратить смешение с местным населением, которое они откровенно презирают, вводится кастовая система.
В зависимости от рождения и белизны кожи, человек получал определенный статус.
Женщина из Северной Индии высокой касты
Конечно же, за тысячи лет, смешения происходили постоянно, сейчас едва ли найдется индиец имеющий только арийских предков.
Но кастовая система сохраняется и по сей день!
Каст насчитывается более тысячи, но в целом их можно разделить на три указанные части, которые полностью определяют статус, а также касту неприкасаемых, в которую попадают наиболее «первобытные» народности Индостана.
Высшие классы Индии зачастую значительно более светлокожие, чем низшие, а отношение к блондинам в Индии до сих пор, как к чему-то священному!
Индо-средиземноморская раса
Индосредиземноморцы в Пакистане
Таким образом, многолюдная и исключительно разнообразная Индия, состоит из трех элементов: коренных дравидов, пришлых с востока индо-средиземноморцев и с далекого севера индоариев.
Индийцы: этносы, языки и религии
Давным-давно, еще в пятом веке до н.э., греческий историк Геродот сказал: «Из всех народов, когда-либо известных, именно Индия имеет наибольшее население». Сегодня население Индии является вторым по величине в мире после Китая. Каждый шестой житель Земли – индиец.
Население Индии исключительно многообразно — здесь можно насчитать несколько сотен наций, народностей и племен. Хиндустанцы, кашмирцы, телугу, маратхи, бенгальцы, тамилы, гуджаратцы, пенджабцы, каннада, керальцы и многие, многие другие… Говорят, что Индия содержит большее количество человеческих типов, чем любая другая страна. Эти типы, в свою очередь, делятся на множество подтипов. Кроме того, люди следуют нескольким основным религиям и многим вероисповеданиям. Культура Индии, так же как и ее население, необычайно многообразна.
На сегодня в Индии есть 29 штатов, в каждом из которых своя культура (язык, религии, традиции и обычаи, кухня, одежда, искусства и ремесла и так далее). А в штатах живут еще малые народы и племена… со своей культурой. В Индии говорят на множестве языков и диалектов (более четырехсот), одних только официальных — двадцать два, так как государственный язык Индии – хинди – знают далеко не все. Жители южных штатов принципиально не учат его. Поэтому они будут разговаривать на языке интернационального общения – английском, который также считается государственным, или.. объясняться языком жестов.
А теперь обо всем по порядку.
Представители индоариев отличаются ростом выше среднего, сравнительно светлым цветом кожи, широким лбом, достаточно крупным носом. Среди них можно встретить голубоглазых индийцев. Типичные индоарии — это представители европеоидной расы. Они говорят на индоарийских языках, восходящих к санскриту. Самый распространенный из них — хинди ( на нем говорит более 300 млн.человек), в свою очередь подразделяющийся на множество диалектов. К индоарийской группе относятся также языки: кашмири, пенджаби, бенгали, гуджарати, ассами, кашмири, маратхи, ория. Язык урду — основной язык индийских мусульман на севере и юге Индии. В пограничных с Пакистаном районах штата Гуджарат распространен язык синдхи (здесь проживают эмигранты, бежавшие из пакистанской провинции Пенджаб после раздела страны в 1947 г.).
Дравидийская группа – это народы, населяющие юг Индии – штаты Тамил Наду, Андхра Прадеш, Керала и Карнатака. Это древнейшее доарийское население Индии. Южане отличаются от северян значительно более темным цветом кожи. Характерными признаками дравидов также считаются выпуклые черные глаза, слегка прогнатное (то есть с выступающими лицевыми костями) лицо, сравнительно полные губы, довольно широкий нос с вогнутой переносицей, прямые или волнистые черные волосы. Если говорить о расовой принадлежности, то дравидов даже считают отдельной расой, результатом смешения европеоидной и австрало-веддоидной (о ней пойдет речь позже) рас. Они говорят на дравидийской группе языков, таких как тамильский, телугу, малаялам, каннада. В результате многовекового смешения народов дравиды и арийцы оказались настолько перепутаны, что во многих местах трудно понять различия. Из-за такого расового слияния люди некоторых районов описываются как арио-дравидийцы. В качестве примера можно привести актрису Айшварию Рай, которая при своем дравидийском происхождении имеет арийскую внешность.
Тибетская группа – жители северо-востока Индии, семи штатов, называемых «семью прекрасными сестрами» — Аруначал-Прадеш, Ассам, Манипур, Мегхалая, Мизорам, Нагаленд и Трипура. Эти индийцы обладают чертами монголоидной расы – желтоватый цвет кожи, прямые волосы, широкое плоское лицо, глаза с эпикантусом (это вертикальная кожная складка полулунной формы у внутреннего угла глаза, которая прикрывает слезный бугорок). Говорят они на манипури и других тибетских языках.
И наконец, австроазиатская группа. Это многочисленные племена востока Индии (такие, как санталы, мунды), южно-индийских гор (ченчу, кадары), аборигены Андаманских и Никобарских островов и многие другие. Для них характерны: темная кожа, широкий нос с плоской переносицей, большие черные, глубоко посаженные, глаза, широкие губы. И эти индийцы представляют австрало-веддоидную расу. Жители островов в основном низкорослы, а континентальные племена – наоборот, отличаются, более высоким ростом. Они говорят на таких языках как мунда, сантали, кхаси и других.
Помимо этих групп, другие народы также приходили извне и оставались в Индии навсегда, оказав большое влияние на формирование индийской нации и ее культуру. Персы, греки, скифы, кушаны, саки, гунны, а позже – арабы, турки, афганцы, моголы, и наконец, англичане – все они стали частью индийского этноса.
Индия — родина одной из мировых религий — индуизма.
Тех, кто исповедуют индуизм, называют индуистами или индусами (hindu). Самая распространенная, пожалуй, ошибка, касающаяся Индии, которую никак не удается искоренить – это называние индусами всех жителей Индии. Нет и еще раз нет! Все многообразное население Индии, о которым мы только что говорили, обозначается общим словом — индийцы! (по-английски «Indians», в единственном числе – «Indian») И, повторимся, индус – это не этнический, а религиозный признак! Это только те индийцы, которые исповедуют индуизм. К слову сказать, их, действительно большинство – около 80%. Остальные 20% индийцев исповедуют ислам, сикхизм, джайнизм, буддизм, христианство. Есть в Индии также и зороастрийцы (или парсы), бахаи, а у племен, живущих на северо-востоке, сохранились также древние первобытные верования – анимизм, тотемизм.
Ну а если вернуться к индуизму, то он, в свою очередь представлен очень многими направлениями, а самые распространенные из них — это культы поклонения:
Мусульманское население (ислам исповедует 14% индийцев) сконцентрировано в штатах Джамму и Кашмир, западной Беигалии, западной части Уттар-Прадеш. Христиане (в большинстве католики) (около 2%) сосредоточены в северо-восточных штатах, в Мумбаи, в Гоа, а также на юге, в основном, в Керале; сикхи (около 2%)— в Пенджабе и смежных районах, буддисты — в Джамму и Кашмир, районах Гималаев; зороастрийцы (парсы) — в Гуджарате и Махараштре; иудаисты — на южном побережье; анимисты, тотемисты — на северо-востоке страны.
Однако, это только слегка расставленные акценты. Безусловно, в любой части Индии, особенно, в столичных городах штатов и таких крупнейших городах, как Дели, Калькутта, Мумбаи, Бангалор и других, можно встретить представителей всех религиозных конфессий. И, как официально написано в Конституции Индии, все граждане Индии (Indians!) образуют единую нацию. А все народы, населяющие ее – это проявление культурного многообразия страны.
От кого произошли индусы?
Индия имеет не только огромную численность, но и потрясающее разнообразие народов. Всегда в этой стране было огромное население, что отмечает еще Геродот, но откуда оно взялось там?
Проблема названия народа
Иллюстрация к Махабхарате
В России индусов называют неправильно.
Индус- это приверженец индуизма, а не представитель какого-то народа.
Но это вынужденная мера, так как народов в Индии не одна тысяча, весьма различающихся между собой, поэтому этноним возник сам собой, тем более он созвучен названию страны.
Хотя он и некорректен, как если бы всех евреев именовали иудеями.
Антропология дравидов
Арийское нашествие
Индоарии в Средней Азии
Здесь произошел религиозный раскол.
По каким-то причинам, боги Ирана стали демонами в Индии, а индийские божества-дэви стали демонами у персов. Большее неизвестно, но что-то произошло внутри племени.
Вероятно по этим причинам, несколькими волнами, арии уходят в Индию.
Там они уничтожают местную цивилизацию дравидов, занимают ключевые роли в экономике и политике, устанавливают жесткие законы.
Чтобы предотвратить смешение с местным населением, которое они откровенно презирают, вводится кастовая система.
В зависимости от рождения и белизны кожи, человек получал определенный статус.
Женщина из Северной Индии высокой касты
Конечно же, за тысячи лет, смешения происходили постоянно, сейчас едва ли найдется индиец имеющий только арийских предков.
Но кастовая система сохраняется и по сей день!
Каст насчитывается более тысячи, но в целом их можно разделить на три указанные части, которые полностью определяют статус, а также касту неприкасаемых, в которую попадают наиболее «первобытные» народности Индостана.
Высшие классы Индии зачастую значительно более светлокожие, чем низшие, а отношение к блондинам в Индии до сих пор, как к чему-то священному!
Индо-средиземноморская раса
Индосредиземноморцы в Пакистане
Таким образом, многолюдная и исключительно разнообразная Индия, состоит из трех элементов: коренных дравидов, пришлых с востока индо-средиземноморцев и с далекого севера индоариев.
Индусы какой расе принадлежат
Предполагают, что в Индии живет не менее 200 народов; их общее число нельзя точно определить. Основная масса населения представлена 20 крупнейшими народами, насчитывающими десятки миллионов человек каждый. Они составляют свыше 80 % населения страны. Наряду с ними проживает до 150 более мелких племен и народов разного происхождения и разного уровня развития; их численность колеблется от нескольких тысяч до 3–4 млн. человек.
Большую часть народов Индии составляют индоевропейцы: панджабцы, раджастханцы, маратхи, бенгальцы и другие, занимающие северную, западную и отчасти восточную области страны. Дравидские народы населяют южные Индию (тамилы, телугу, каннара, малаяльцы). Малые этнические группы встречаются в горах, лесах и полупустынях. Несмотря на столь дробный и пестрый состав населения, все граждане Индии образуют единую нацию, согласно официальной точке зрения, выраженной в конституции, а бенгальцы, телугу, маратхи и другие являются лишь проявлениями культурного разнообразия единой индийской нации.
Исключительно многообразен и антропологический облик индийцев. Здесь встречаются представители всех трех больших рас земного шара – экваториальной, еворопеоидной и монголоидной. Экваториальная раса представлена негритосами, низкорослыми аборигенами Андаманских островов (мужчины –148 см ростом, женщины –138) с почти черной кожей, и темнокожими веддоидами, племенами южно-индийских гор (ченчу, кадары и др). Именно негроавстралоиды считаются древнейшими обитателями субконтинента. Черты европеоидной расы яснее всего выражены на северо-западе и севере: обитатели этих районов (кашмирцы, панджабцы и др.) характеризуются сравнительно светлой кожей, высоким ростом, наличием бороды и усов (индо-афганский тип). Монголоидная раса, в ее смягченном южно-монголоидном варианте – встречается в основном у горных народов северо-востока Индии (нага, кхаси и др.), с их прямыми волосами, плоским лицом, наличием эпикантуса. На территории Индии, в результате многовекового смешения разных рас образовалось несколько территориальных типов – североиндийский, дравидийский и др., а также многочисленные контактные и переходные антропологические типы и группы.
Арии: выходцы из Индии или степей Евразии. Все аргументы ученых
Предупреждаю: статья не имеет отношения к расовой теории рейха.
Аргументы сторон приводит знаменитый российский ученый Лев Клейн.
Дело английского юриста продолжили немецкие лингвисты 19-го века, которые разработали принципы сравнительного анализа языков и окончательно доказали происхождение индоевропейских от одного общего предка.
Арии (авестийский: airya, древнеиндийский: ārya-, древнеперсидский: ariya )— название народов, говорящих на языках арийской (индоиранской) группы индоевропейской семьи.
В научной среде ведутся споры между сторонниками двух концепций их происхождения.
1-я версия: Арии (индоарии) вышли из Индостана.
Концепция в трактовке Клейна: Индоарии или их прямые предки в их языковом и культурном аспектах сформировались в Северо-Западном Индостане (Индия-Пакистан) не менее 9 тысяч лет назад (7 тыс. до н. э.), цивилизация долины Инда (хараппская) принадлежала им. В соседнем Восточном Иране, сформировались близко родственные им иранские народы. Оттуда они распространились по степям Евразии. Прародина всех индоевропейцев находится также в Азии.
Ученые: Кенойер, Эльст, Казанас, Шэффер, Лихтенштейн, А.Семененко
Клейн приводит их аргументы:
1. Культура серой расписной керамики, общепризнано индоарийская начинается в конце III тыс. до н. э.
2. Культура серой расписной керамики является прямым продолжением и развитием хараппской культуры.
6. Начало хараппской культуры тоже передатировано, удревнено. Теперь она начинается как минимум около 3700 г. до н. э.
7. Между 4500 и 800 гг. до н. э. нет вторжений в Индостан, подходящих для идентификации с ариями.
8. В Средней Азии есть следы миграций из Индостана: Шортугай (из хараппы), хвалынская культура (из шегирской), Синташта и андроновцы (из Передней Азии, по Григорьеву), индо-афганский антропологический тип.
9. ГЕНЕТИКА: Субклад Z93 гаплогруппы R1a распространился из Индии, а это арии.
Но появились и контр-аргументы: река Саравасти очень переменчива: то она пересыхала, то снова текла полноводной (Васильков).
-Сохранность старой топонимики (гидронимики) зависит не от ее древности, а исключительно от характера происходившей смены населения, а мы знаем по Ригведе, что арии презирали своих соседей и предшественников.
-Древность начала хараппской культуры не имеет никакого значения для определения древности индоариев в Индостане.
-Были в этот долгий период вторжения или их не было, определить вовсе не так легко, как это представляется Семененко и тем археологам, на которых он равняется.
-Распространение субклада Y93 гаплогруппы R1a из Индии главным образом на юг никак не вяжется с распространением ариев (главным образом на север), тем более, что Семененко отрицает достоверность датировок по геному.
География Ригведы:
10) Доминирование небольшой группы ариев над колоссальным населением Индостана невероятно.
11) Индоарийские генеалогии уводят начало счета в эпоху хараппской цивилизации – к 1900 году.
12) Древнейший языковой субстрат («почва) в Ригведе – мунда, а уж за ним появился субстрат дравидийский, кстати весьма незначительный. Значит арии не шли с севера, иначе дравиды появились бы до мунда.
13) Дравидийские заимствования, возможно, есть и в других индоевропейских языках (кельтском) и есть сходства дравидского с праиндоевропейским. Это вроде говорит в пользу восточной, азиатской прародины индоевропейцев.
14) Всё культурное богатство Северо-Запада Индостана создано в Пенджабе, а не к Северо-Западу от него. Оно не могло быть принесено ариями, особенно если они пришли после 800 г.
15) Венгры и другие несомненно переселились из Зауралья на Дунай – в рамках Великого Переселения народов на запад. А переселение ариев в противоположном направлении выглядит изолированным.
16) В Китае светлая пигментация появилась уже около 2600 г.: «Желтым» император назван так по цвету волос. А андроновцы почти на тысячу лет позже. На каком основании считается, что светлая пигментация распространялась из Европы?
Что ж и на это ответили:
10а. История знает немало примеров доминирования небольшой группы иностранных пришельцев над массами коренного населения. Например, норманны в целом ряде завоеванных стран. Пришельцы из Зауралья в Венгрии. Конкистадоры в Америке.
11а. Допустим, что индоарийские генеалогии действительно начались около 1900 года до н. э., но откуда взято, что они начались на территории Индостана?
12а. Как известно, и дравиды и мунда не жили непосредственно перед возникновением серой расписной керамики сплошными массивами, а были разбиты на ряд народностей, живших в разных регионах.
13а. Пока эти заимствования и сходства, чрезвычайно интересные, очень немногочисленны и сугубо предположительны, делать из них выводы преждевременно. Такие заимствования могли попасть через посредников и от общего источника.
15а. Козинцев: было и великое переселение народов на восток перед переселением на запад – освоение степей. Тохары, европеоиды на севере Китая..
16а. Козинцев: Китай 2600 г. это легенды, по фактам же это Гумугоу и Сяохэ, а они близки к андронову. Таримские мумии свидетельствуют о переселении из Европы.
2-я версия: Индоарии вышли из степей.
1. В реконструированном словаре праиндоиранского и праиндоарийского языков, Кузьмина проанализировала лексику быта и материальной культуры, дополнив это анализом Ригведы и Авесты. Обнаруженные термины свидетельствуют о пастушеском хозяйстве – с преобладанием скотоводства над земледелием. Скот – мерило богатства, война – борьба за захват коров. Она также показала, что эта лексика вполне соответствует реалиям андроновской культуры.
В своих исследованиях Кузьмина также показала, что обнаруженная лексика свидетельствует в деталях о соответствующем пастушескому хозяйству весьма подвижном быте, домостроительстве, утвари, которые налицо в андроновской культуре. Характерно, что свиноводство у андроновцев отсутствует.
2. Высокая роль коневодства в реконструированном по словарю хозяйстве и быте ариев, что отвечает высокой доле коня в стаде степных культур, в частности андроновской, тогда как в Индии в более ранней хараппской культуре коня либо нет, либо роль его крайне незначительна. Высокой роли коня у ариев соответствует его огромная роль в мифологии и культах ариев (конь – главное жертвенное животное), чему находятся соответствия в степных археологических культурах и у индоевропейских народов вообще.
3. Точно так обстоит дело с колесницами, тогда как в предшествующей хараппской культуре колесницы нет, а в культуре Синташты, исходной для андроновской культуры, колесницы представлены. Представлены там и детали колесничной упряжи, в частности узды (псалии), попавшие оттуда в микенскую культуру.
Аргументы против:
1а. Семененко противопоставил этому большое количество упоминаний земледелия и плуга в Ригведе. Клейн пишет : «Он поймал меня на грубой ошибке: в одной из работ, сделанной в период, когда я уже не мог работать в библиотеках, я написал, что в Ригведе не упомянут плуг.»
Торжествуя по этому частному поводу, Семененко по большому счету всё равно неправ: земледелие в Ригведе не столь значительно, как скотоводство, злаки, по его собственным словам, ограничены одним ячменем (немного есть и пшеницы). Я. В. Васильков показал, что все доводы Семененко о развитой ирригации и вообще передовом земледелии основаны на неверном толковании стихов Ригведы. Вообще выражения о пахоте встречаются массово только в поздних мандалах Ригведы. Ранняя Ригведа в основном пастушеская.
2а. Против этого пункта возражений нет.
3а. Семененко возражает, что лошадь есть и в хараппской культуре и приводит случаи находок. А индоарии Ригведы заказывали арабских скакунов (у них при жертвоприношении перечисляется 17 пар ребер, а не 18, как у обычных лошадей). Значит, полагает Семененко, индоарии не держались за своих коней, якобы приведенных из степей.
4а. Семененко неоднократно указывает на наличие колесниц в хараппской культуре, на то что они древнее уральских (имеется в виду Синташта) и обладают другой структурой. Под наличием колесниц он понимает наличие глиняных моделек и колес, на которых нарисованы спицы. Он мог бы еще упомянуть (но не упоминает) медную модель колесницы из Даймабадского клада (Центральная Индия), которую приписывают импорту из поздней хараппы. Что касается синташтинских колесниц, он склоняется к их толкованию как исключительно ритуальных устройств.
КАТАКОМБНАЯ версия КЛЕЙНА
1. В андроновской культуре не было свиноводства, чем свидетельствовался подвижной образ жизни этих скотоводов. Но и в стаде катакомбных культур свиньи либо не было, либо она занимала незначительное место.
2. В катакомбных культурах, как и в андроновских конь был весьма распространен, хотя еще и не использовался в повозках (это ведь III тыс. до н. э., а не II). В погребениях: в книге Пустовалова отмечается, что в сопроводительной пище конь на первом месте (16% погребений, в некоторых районах до 38,7%), бык/корова – с большим отрывом на втором (5,4%).
3. В андроновской культуре двугорбый верблюд был весьма используемым животным, и этим андроновская культура схожа с иранцами, а не индоариями, у которых верблюд не был распространен. Тут Семененко нашел у меня вторую ошибку. Он указал упоминания верблюда в Ригведе, правда, добавил, что это в поздней Ригведе, а в ранней его всё-таки нет. А вот у иранцев верблюд обычен и есть культ верблюда, от его имени «уштра» образовано имя пророка: Заратуштра. В катакомбных культурах верблюд отсутствует, и этим они больше подходят на роль предковых для индоариев, чем андроновская.
4. Кузьмина показала, что изготовление керамики, описанное в Черной Яджурведе и брахманах отвечает андроновским правилам и формам. Правда, андроновская керамика богато орнаментирована и изготовляется женщинами, а в ведийской Индии без орнамента и выделывается мужчинами. Что ж, протоиранские вклады в ведийскую культуру не исключаются: керамическая терминология в Ригведе вообще в большой мере иранская (Кузьмина).
5. Иранцы и индоарии вообще резко различаются по некоторым позициям. Иранцы придерживаются веры в то, что нельзя осквернять мертвым телом чистые стихии – землю, воду и огонь. Потому они применяли разные способы обойти это: скармливание мертвых собакам и птицам, помещение покойников в каменные ящики.
У индоариев, наоборот, Мать-Земля с радостью приемлет покойника, огонь его поедает. С этой точки зрения андроновцы – типичные иранцы: они хоронят в каменных ящиках, как срубники – в срубах.
Катакомбная версия миграции.
Остальные аргументы Клейнв направлены на доказательство преемственности именно от катакомбных культур к индоариям (и косвенно они поддерживают также оппозицию андроновской культуре).
Сахамарана (соумирание)
погребение женщины на похоронах мужчины, скелеты лежат в обнимку в позах соития. Правило объясняется из индийского ритуала – умирающий (а в древности это могло относиться и к умершему) должен произвести зачатие, а жена должны родить своему мужу новое тело для загробной жизни. В катакомбных культурах это частое явление (19,4%).
Красный траур
посыпка головы, кистей рук и стоп ног покойного красной краской в катакомбных могилах. В Индии именно эти места в ритуальных ситуациях окрашиваются в красный цвет.
Ранголи
В ряде катакомбных могил наших степей обнаружены рисунки, выведенные на дне могилы порошком. Это практика ранголи в современной Индии – узоры порошком на полу.
Чатурашра
Для индоариев характерно увлечение игрой в кости («Гимн игрока» в Ригведе и проч.). Ни в одной культуре бронзового века не найдено столько наборов резных метательных костей, сколько в катакомбных погребения Северного Причерноморья. Причем в Индии и в катакомбах Причерноморья это не кубики, что было бы банально, а октаэдры с притупленным срединным ребром. Получается четыре гнутых грани – чатурашра. В Индии до сих пор именно такие применяются в игре чаупар. По знакам восстанавливаются правила игры, совпадающие с индийскими.
Павитри и граваны.
В катакомбных погребениях есть прототипы культовых вещей индоариев – цедилок павитри (глиняные воронки) и пестов (граваны) для выдавливания сока из сомы – пестов фигурно оформленных и тщательно зашлифованных.
Капалы
С помощью Тонояна-Беляева я обнаружил в списке ритуальных предметов индоариев Черной Яджурведы капалы – жертвенные тарелочки из черепков, отбитых стенок глиняных сосудов. Это хорошие соответствия «жаровням» катакомбных погребений – отбитым стенкам сосудов, заполненным краской и угольками. Больше нигде в подобных масштабах таких нет.
Курильницы-кормушки
Типичным предметом катакомбных погребений являются «курильницы» — чаши с отделением внутри, на четырех ножках или на четырехлепестковом поддоне. В культуре Заман-баба эти курильницы приобрели вид четырехугольных сосудов. Узбекский археолог Аскаров нашел аналогии им в живом быту Узбекистана и Индии, где это двучастные кормушки и поилки для птиц, в которых видят души покойников. Клейн построил типологию родственных сосудов Европы и нашел подтверждение этому толкованию в керносах Кипра, где на бортике помещены фигурки птиц.
Культовые очаги
В Средней Азии (на пути в Индию) расположены культуры с катакомбами – Заман-баба (вдобавок и с курильницами), бишкентская и вахшская. В бишкентской есть очень специфичные для индоариев ритуальные очаги из камней – круглый (гархапатья), четырехугольный (ахавания) и полумесячный (дакшинагни), а также каменные вымостки в виде свастики. Всё в одном и том же могильнике. И там же сахамарана – в типичных позах. Обращаю Ваше внимание, что всё это не в Индии, а далеко на севере.
Если верны предположения генетиков, что ямная культура дала начало всем индоевропейцам Европы, то она не может быть культурой одних лишь ариев.