индуизм религия какой страны

ИНДУИЗМ — краткое описание религии. Основные киты индуизма

Индуизм. В мире существует множество религий и верований. Люди, проживающие в разных странах и на разных континентах, верят в высшие силы, способные повлиять на судьбу человека, и поклоняются им. Религии бывают мировыми — распространяющимися по миру, не зная границ, а также такими, которые объединяют людей одного народа или группы людей, проживающих в одном географическом регионе. Так, к примеру, религия индуизм является одной из древнейших религий на планете. Что это такое индийская религия, какова философия индуизма, конечная цель духовной практики — во всех этих вопросах мы и постараемся разобраться далее.

Что это за религия

Индуизм является одной из религий, возникших на территории, условно получившей название Индийский субконтинент, за которым скрываются такие страны, как Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал, Бутан, Шри-Ланка и некоторые близлежащие местности. Количество индуистов во всем мире очень велико, и некоторые ученые называют индуизм третьей из крупнейших религий мира, после христианства и ислама, поскольку около 1 млрд человек являются приверженцами этого вероисповедания. Во второй половине XX века основные идеи индуизма стали набирать популярность и сейчас известны во всех уголках света, многие наверняка слышали о йоге, вегетарианстве и карме.

В современном мире индуисты проживают не только в Индии и соседних странах, но и в большинстве азиатских стран, а также их много в Европе, Канаде и США. Краткое описание религии может быть таким: индуизм — сложная религия, поскольку ее приверженцы верят в 330 богов, существует много школ индуизма, по-различному трактующих те или иные понятия. Однако есть основные положения, священные тексты, содержащие философские размышления, стихи, рассказы, заклинания, объединяющие все это богатство под одним названием. Индуисты верят в существование самого главного божества во всем пантеоне божеств — Брахму, который не имеет облика и может приобретать 3 формы: Брахма-Создатель, Вишну-Хранитель и Шива-Разрушитель.

Он присутствует во Вселенной в каждой части ее действительности и в душе, которая индуистами называется Атман, каждого живого существа. Человек является божественным существом. Духовная цель каждого индуиста — стать единым целым с Брахмой. Процесс достижения цели подразумевает цепочку перерождений человека, каждое из которых является результатом его кармы, поступками, которые человек совершает на протяжении каждой жизни. Когда заканчивается земная жизнь человека, умирает его плоть, но не душа. Она продолжает свой путь к единению с Брахмой, перерождаясь в другом теле и совершенствуя свою карму.

Истоки и история возникновения

Индуизм принято считать одной из древнейших религий, существующих в мире. Издревле народы, проживавшие вблизи Инда, поклонялись божеству-матери, священным деревьям, о чем свидетельствуют каменные таблички, найденные в процессе раскопок. Известно, что во II тыс. до н. э. в эти места прибыли завоеватели-арии, в которых главенство принадлежало мужчине. Они поклонялись богам, представлявшим могущественные силы природы. Жрецы этих племен, именовавшиеся брахманами, проводили обряды жертвоприношения и составляли ритуальные гимны, которые и легли в дальнейшем в основу вед. Они почитали таких богов, как Варуна, Индра, Агни.

Со временем необходимость жертвоприношений была подвергнута сомнениям и появилась идея переселения человеческих душ, которая позднее была подтверждена законом кармы. Остановить бесконечную цепь перерождений можно было, следуя путем медитаций, а не приношением жертв, как считалось до этого. К 500 г. до н. э. индуизм стал религией, совместившей в себе многие положения буддизма и джайнизма. Верующие стали исповедовать идеи вегетарианства и отказа от алкогольных напитков, избегать насилия. К пантеону индуистских богов добавили Будду.

Расцветом индуизма принято считать период с VI–V в. до н. э. — период интенсивных философских исканий, когда существовало не менее 6 философских школ, предлагающих эффективный способ достижения заветной цели. Расколы и противоречия индуистских школ и течений привели к развитию народного индуизма в VII–VIII в. Теперь было признано почитание множества богов, из которых главными были Шива, Вишну и Шакти. Подтверждением этого можно назвать литературное произведение «Рамаяна», написанное на хинди, в котором рассказывается о древнеиндийских правителях и войнах, о том, как божества спускаются на землю, борются с демонами, помогают и хорошо относятся к людям.

В процессе завоевания земель индийских народов исламскими воинами индуизм постепенно подвергался некоторым насильственным, против воли людей на завоеванных территориях, или бытовым изменениям, в процессе ассимиляции народов, браков, рождения детей. В то же время часть индийской территории была колонизирована англичанами, где индуизм был подвержен влиянию христианства. Здесь не признавался жестокий ритуал сати, когда после смерти мужа его живую супругу необходимо было сжечь на костре вместе с телом усопшего, а также презирали свадьбы между детьми. Уже в VI–X в. в Индии активно развилось движение бхакти, почитавшее бога Вишну и его воплощение в смертных телах Кришны и Рамы.

Виды индуизма

Существует немало традиций и верований, объединенных общим названием «индуизм». Основополагающим является признанный авторитет Вед, но есть и такие религиозные течения, которые имеют собственные традиции и культовые писания. Таким образом, дать точное определение индийской религии нельзя, поскольку она является совокупностью верований и традиций.

Типология

Принято выделять такие основные виды индуизма, среди которых главными можно назвать:

Знаете ли вы? Индуизм дает право выбора божества, которому желает поклоняться каждый человек. Так, даже члены одной семьи могут почитать разных богов и прославлять их.

Направления

Поскольку в индуизме нет четкой религиозной концепции и системы понятий, религия является комплексом традиций и верований, то, согласно исследованиям ученых, можно сказать, что господствующими направлениями являются:

Во что верят индуисты: основные положения

Главными верованиями индуистов, несмотря на все различия философский школ, традиции, и почитаемые божества и их проявления, можно назвать ряд понятий, которые стали отличительными для индуизма среди прочих религий мира.

Перевоплощение душ (сансара)

Сансара является одним из центральных понятий в индуистской идеологии. Условно это можно назвать колесом перерождений, бесконечных рождений и смертей земного тела и движения души к мокше, избавления от результатов деяний в прошлой жизни и ее освобождения. Сансара происходит в соответствии с законом кармы, согласно которому все действия человека, хорошие и плохие, определяют его дальнейшую судьбу и достижение душой мокши или нирваны. Причиной нахождения души в колесе сансары является его незнание и неосознание истинного себя, принятие себя единым с материальным телом. Это отождествление держит душу в каме, чувственных наслаждениях, и заставляет ее принимать новые тела, перерождаясь вновь и вновь.

Важно! Индуисты веруют в то, что тело человека объединяет в себе такие стихии, как эфир, огонь, воздух, вода и земля. Поэтому материальное тело после смерти должно быть кремировано и возвращено в природу.

Закон возмездия

Карма является законом действия и последствий. Согласно ему, каждое деяние человека влечет за собой определенные последствия и определяет его дальнейшую судьбу, страдания и радости, которые он встретит на своем жизненном пути. Закон кармы лежит в основе колеса сансары и регулирует цепочку перерождений. Следуя закону, каждый человеческий поступок, добрый или плохой, будет иметь последствия в будущем и заставляет человека задумываться над каждым своим делом, нести ответственность за свою жизнь. Это касается прошлых и будущих жизней, поскольку душа меняет лишь материальную оболочку. А главный тезис закона кармы созвучен с пословицей: «Что посеешь, то и пожнешь».

Мокша — это освобождение души от страданий, материального существования и выход из круга сансары, цепи перерождений. Это философское понятие означает возвышенное, спокойное сосредоточенное состояние человека, в котором материя, время, карма и пространство рассматриваются как особая сила и энергия, скрывающая истинную природу мира и открывающая многообразие его проявлений. Способом достижения мокши является самосознание или «атама-джана», осознание своего истинного внутреннего мира и единства с богом, достижение чистой любви к Богу и полная свобода от материальных желаний.

Знаете ли вы? Омовение в священной реке Ганг в Индии считается священным действом, способным смыть грехи с души индуиста.

Варны и касты

Индийское общество традиционно принято разделять на сословия, или варны. Всего их выделяют 4:

Кастами называют социальные группы индуистского общественного уклада. Для каст характерны:

Дхарма

Этим понятием принято обозначать комплекс или свод правил и норм, которых следует придерживаться для соблюдения космического порядка. Согласно индуистской философии, человек, живущий по правилам дхармы, может достичь нирваны или мокши.

Индуистские божества

Существует множество индуистских божеств, их аватаров и обожествляемых форм, которым поклоняются индуисты. Среди прочих можно выделить нижеследующие.

Тримурти

Это божественная триада, объединившая в едином облике 3 самых главных божества индуизма: Брахму-Хранителя, Вишну-Создателя, Шиву-Разрушителя. Тримурти представляет духовное начало Брахмана или «душу мира», которое является основой всех вещей и феноменов.

Локапалы

Локапалами называются божества-властители, охраняющие стороны света, являющие собой опоры и защитников мира. Каждой стороной света опекается свой бог, при поклонении которому зачитывается особая мантра. У каждого божества есть свое орудие и животное, которое ему служит для передвижения. В современном индуизме существует 8 локапал, хотя ранее их было 4. Их имена звучат так, двигаясь с севера по стрелке компаса: Кубера, Сома, Инда, Сурья, Яма, Агни, Варуна, Ваю.

Общеиндийские

Все течения индуизма признают и почитают таких богов:

Также к общеиндийским божествам можно отнести таких, как Кама, Парвати, Сарасвати, Сканда, Хануман.

Важно! В индуизме корова считается священным животным и олицетворяет материнство. Убивать животное запрещено законом, а в некоторых штатах действует запрет на употребление говядины в пищу.

Ведийские

Самыми известными божествами ведийской мифологии можно назвать таких:

А также к ним относятся Митра, Яма, Сома, Ушас, Притхиви, Рудра.

Аватары Вишну

Аватары, или воплощения бога Вишну, подробно описываются в священном писании «Пуранах». Их список достаточно велик и со временем дополнялся. Аватары, чья миссия была наиболее значимой в индуизме и чей облик принимал Вишну, были следующими:

Священные тексты

Издревле литературные писания, имевшие значение святыни, имели стихотворную форму и передавались из уст в уста, поскольку так легче было запомнить их содержание. Тексты священных писаний записывались на санскрите. Как правило, их разделяют на 2 таких вида: Шрути и Смрити.

Шрути

Принято считать, что Шрути — это откровения бога, переданные через святых мудрецов, дословно переводится как «услышанное». Шрути называют четыре самых главных «Веды»:

В свою очередь, каждая книга священного писания разделяется на 4 части:

Смрити

Это вид священных писаний, к которому относят эпические поэмы индуизма «Рамаяна» и «Махабхарата». Согласно исследованиям ученых, в «Махабхарата» содержится суть всех «Вед», переданная в виде философских наставлений Кришну воину Арждуне, являвшемуся принцем, перед началом важной битвы. «Рамаяна» рассказывает историю Рамы и плена его жены Ситу. В виде аллегорического повествования с философским смыслом поданы темы человеческого существования и дхармы. К Смрити еще относят «Пураны» и отдельные писания, содержащие отдельные наставления последователям индуизма.

Основные этапы и цели человека согласно религии

Жизненный путь и духовное развитие человека в индуизме по древней традиции разделяют на ашрамы. Философское учение говорит о том, что система ашрамов ведет к осуществлению жизненных целей человека пурушартх, на каждом жизненном этапе, которых так же, как и ашрамов, 4. Важными пурушартх являются: артха, кама, дхарма, мокша.

Ашрамы

Артха, кама, дхарма, мокша

Цели, пурушартхи, которые человек должен достичь за свою мирскую жизнь следуя моральным принципам, в индуизме сформулированы философами и получили такие названия:

Индуизм — образ жизни. Выполняя духовные практики, следуя здоровому образу жизни, совершая хорошие и добрые дела с чистой душой и открытым сердцем, придерживаясь дхарма, индуисты смогут достичь всех пурушартхи.

Источник

ИНДУИЗМ

Ста­нов­ле­ние ин­ду­из­ма.

Фор­ми­ро­ва­ние ос­нов­ных на­прав­ле­ний ин­ду­из­ма.

В эпо­ху му­сульманских и ев­ропейских за­вое­ва­ний Ин­дии, длив­шую­ся бо­лее 700 лет, индуизм вдох­нов­лял внеш­нее и внутреннее со­про­тив­ле­ние ино­зем­цам. Под воз­дей­ст­ви­ем сна­ча­ла му­суль­ман­ской, а за­тем ев­ропейской куль­ту­ры в ре­лигиозных нор­мах ин­дуи­ст­ско­го об­ще­ст­ва на­зре­ва­ли зна­чительные пе­ре­ме­ны: за­кос­не­лость и да­же жес­то­кость мно­гих ин­дуи­ст­ских обы­ча­ев (са­мо­со­жже­ние вдов, дет­ские бра­ки, бес­пра­вие жен­щин и т. д.) вы­зва­ли по­треб­ность в ре­фор­ми­ро­ва­нии индуизма. Од­ним из на­прав­ле­ний ре­фор­ма­тор­ско­го дви­же­ния в индуизме, по­явив­ше­го­ся в начале XIX века, ста­ла ори­ен­та­ция на соз­да­ние уни­вер­саль­ной ре­ли­гии, объ­е­ди­няю­щей идеи индуизма, хри­сти­ан­ст­ва и ис­ла­ма (например, Рам­мо­хан Рой, ос­но­ва­тель общества Брах­мо Са­мадж). Другое на­прав­ле­ние, пред­став­лен­ное Дая­нан­дой Са­рас­ва­ти и ос­но­ван­ным им обществом Арья Са­мадж, про­воз­гла­си­ло ло­зунг «На­зад, к Ве­дам!» и со­сре­до­то­чи­лось на усо­вер­шен­ст­во­ва­нии тра­диционной ре­ли­гии. На­ча­ло треть­ему на­прав­ле­нию, свя­зан­но­му с иде­ей рас­про­стра­не­ния индийской муд­ро­сти на За­па­де, бы­ло по­ло­же­но Ра­ма­к­риш­ной и его уче­ни­ком Ви­ве­ка­нан­дой, вы­сту­пив­ших с обос­но­ва­ни­ем пра­ва каж­до­го че­ло­ве­ка на ин­ди­ви­ду­аль­ный путь в дос­ти­же­нии мис­тического еди­не­ния с бо­гом. Вы­дви­ну­тый Ви­ве­ка­нан­дой прин­цип «един­ст­ва в мно­го­об­ра­зии», объ­яс­няю­щий меж­кон­фес­сио­наль­ные от­но­ше­ния внут­ри индуизма и от­но­ше­ния индуизма с другими ве­ро­ис­по­ве­да­ния­ми, стал впо­след­ст­вии ча­стью государственной идео­ло­гии не­за­ви­си­мой Ин­дии. В не­оин­ду­из­ме при­об­ще­ние к индуизму пе­ре­ста­ло ог­ра­ни­чи­вать­ся эт­нической при­над­леж­но­стью (до это­го ин­дуи­стом мож­но бы­ло толь­ко ро­дить­ся), ста­ли по­яв­лять­ся не­оин­дуи­ст­ские об­щи­ны в стра­нах Ев­ро­пы и Аме­ри­ки.

Другие ре­фор­ма­то­ры (Ма­хат­ма Ган­ди, Ау­ро­бин­до Гхош) ве­ли борь­бу за унич­то­же­ние от­жив­ших ре­лигиозных и со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов, свя­зы­вая в то же вре­мя ре­ли­гию с идео­ло­ги­ей ан­ти­ко­ло­ни­аль­но­го про­тес­та и ис­поль­зуя прин­ци­пы индуизма в по­ли­тической борь­бе. По­сле об­ре­те­ния не­за­ви­си­мо­сти в 1947 году Ин­дия бы­ла про­воз­гла­ше­на свет­ским го­су­дар­ст­вом, од­на­ко и в начале XXI века по­зи­ции индуизма в ней очень силь­ны, он ос­та­ёт­ся сис­те­мо­об­ра­зую­щим эле­мен­том куль­ту­ры, во мно­гом оп­ре­де­ляя по­ли­тическую жизнь, юри­дические нор­мы, со­ци­аль­ную стра­ти­фи­ка­цию, иден­тич­ность, мен­та­ли­тет и об­раз жиз­ни боль­шин­ст­ва ин­дий­цев.

Пред­став­ле­ния о бо­же­ст­ве в ин­ду­из­ме.

Бо­ги индуизма («де­ва») не все­мо­гу­щи (например, ас­кет мо­жет при по­мо­щи си­лы, об­ре­тён­ной по­сред­ст­вом йо­гической прак­ти­ки, при­ну­дить бо­гов ис­пол­нить его во­лю), не­ред­ко они рас­смат­ри­ва­ют­ся как смерт­ные су­ще­ст­ва; например, соз­да­тель ми­ров Брах­ма жи­вёт 100 лет, по­сле че­го его сме­ня­ет дру­гой Брах­ма. Год Брах­мы со­сто­ит из дней Брах­мы, кальп, ка­ж­дая из ко­то­рых рав­на 4 миллирдам 320 миллионам зем­ных лет. Мир су­ще­ст­ву­ет один день Брах­мы, по ис­те­че­нии это­го дня он раз­ру­ша­ет­ся и на­сту­па­ет рав­ная по дли­тель­но­сти ночь Брах­мы.

В по­все­днев­ной жиз­ни ин­дуи­ста бог вы­сту­па­ет как по­мощ­ник и по­кро­ви­тель, обес­пе­чи­ваю­щий бла­го­ден­ст­вие. Ве­рую­щий, воз­но­ся мо­лит­вы основному бо­гу той вет­ви индуизма, к ко­то­рой он при­над­ле­жит по ро­ж­де­нию, не за­бы­ва­ет дру­гих бо­гов. Су­ще­ст­ву­ют бо­ги, лю­би­мые прак­ти­че­ски все­ми ин­дуи­ста­ми: иг­раю­щий роль по­сред­ни­ка ме­ж­ду людь­ми и бо­га­ми сло­но­го­ло­вый сын Ши­вы Га­не­ша, про­слав­лен­ные ге­рои «Ра­мая­ны» Ра­ма и Ха­ну­ман. Час­то бо­ги от­ве­ча­ют за отдельные сто­ро­ны жиз­не­дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка; например, к Га­не­ше об­ра­ща­ют­ся ра­ди ус­пе­ха на­чи­на­ния или в на­ча­ле пу­те­ше­ст­вия, бо­ги­ня Лак­шми со­пут­ст­ву­ет на­ко­п­ле­нию бо­гат­ст­ва, Ин­д­ру про­сят о свое­вре­мен­ных до­ж­дях и хо­ро­шем уро­жае.

Ре­ли­ги­оз­ная прак­ти­ка

Чрез­вы­чай­но под­роб­но раз­ра­бо­та­на сис­те­ма пра­вил и за­пре­тов от­но­си­тель­но пи­щи. Для чле­нов выс­ших каст, в осо­бен­но­сти брах­ма­нов, важ­но, кто уча­ст­ву­ет в тра­пе­зе, где она про­ис­хо­дит, кем при­го­тов­ле­на пи­ща и из че­го она со­сто­ит. До­ми­ни­рую­щим ви­дом пи­щи в ин­дуи­ст­ском об­ще­ст­ве яв­ля­ет­ся ве­ге­та­ри­ан­ская, хо­тя в древ­но­сти, су­дя по ве­дий­ским, эпическим и др. тек­стам, ин­дий­цы упот­реб­ля­ли в пи­щу мя­со, да­же го­вя­ди­ну. По ме­ре то­го как в индуизме вы­зре­ва­ла идея ахим­сы, про­ис­хо­дил пе­ре­ход к рас­тительной пи­ще; по­гло­ще­ние мя­са счи­та­ет­ся ос­к­вер­няю­щим и не­воз­мож­ным для боль­шин­ст­ва брах­ман­ских каст, но по ме­ре по­ни­же­ния кас­то­во­го ста­ту­са пи­ще­вые, рав­но как и дру­гие, за­пре­ты ста­но­вят­ся ме­нее стро­ги­ми.

Ши­ро­чай­шее от­ра­же­ние индуизм на­шёл в тра­диционной пе­сен­но-ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ке ре­гио­нов Ин­до­ста­на, при­уро­чен­ной к ре­лигиозным фес­ти­ва­лям, а так­же в ре­гио­наль­ных тан­це­валь­ных и те­ат­раль­ных тра­ди­ци­ях (клас­сическая тан­це­валь­ная тра­ди­ция бха­рат­нать­ям, южноиндийский те­атр кат­ха­ка­ли, североиндийские тан­це­валь­ные фор­мы одис­си, ма­ни­пу­ри, ку­чи­пу­ди и др.).

Дополнительная литература:

Renou L. Hinduism. N. Y., 1962;

Zim­mer H. Myths and symbols in Indian art and civilization. N. Y., 1962;

Ин­дия в древ­но­сти. М., 1964;

Zaehner R.C. Hinduism. Oxf., 1966;

Moor E. The Hindu pantheon. Varanasi, 1968;

Бо­ги, брах­ма­ны, лю­ди. М., 1969;

Joshi L. M. Brahmanism, Вuddhism and Hinduism: An essays on their origins and interactions. Kandy, 1970;

Бон­гард-Ле­вин Г.М., Ге­ра­си­мов А. В. Муд­ре­цы и фи­ло­со­фы Древ­ней Ин­дии. М., 1975;

Эр­ман В.Г., Тем­кин Э.Н. Ми­фы Древ­ней Ин­дии. М., 1976;

Гу­се­ва Н.Р. Ин­ду­изм: Ис­то­рия фор­ми­ро­ва­ния. Куль­то­вая прак­ти­ка. М., 1977; она же. По­зна­ко­мим­ся с ин­ду­из­мом. М., 1999;

Creel A.B. Dharma in Hindu ethics. Calcutta, 1977;

Stutley M., Stutley J. Dictio­nary of Hinduism. L., 1977;

Bhandarkar R.G. Vaisnavism, Saivism, and minor religious sys­tems. N. Y.; L., 1980;

Tahtinen U. Indian tra­ditional values. New Delhi, 1983;

Кос­тю­чен­ко В.С. Клас­си­че­ская ве­дан­та и не­ове­дан­тизм. М., 1983;

Banerjea J.N. The development of Hindu iconography. New Delhi, 1985;

Kin­sley D. Hindu goddesses. Berk., 1986;

Biar­deau M. Hinduism. The anthropology of a ci­vi­lization. Oxf., 1989;

Тка­че­ва А.А. Ин­дуи­ст­ские мис­ти­че­ские ор­га­ни­за­ции и диа­лог куль­тур. М., 1989;

Sharma D. Hindu belief and practice. L., 1989;

Пан­дей Р.Б. Древ­не­ин­дий­ские до­маш­ние об­ря­ды (обы­чаи). 2-е изд. М., 1990;

Bhattacharyya N.N. A glossary of Indian religious terms and concepts. New Delhi, 1990;

Brockington J.L. The sacred thread: a short history of Hinduism. Delhi, 1992;

Бон­гард-Ле­вин Г.М. Древ­не­ин­дий­ская ци­ви­ли­за­ция. М., 1993;

Аль­бе­диль М.Ф. Про­то­ин­дий­ская ци­ви­ли­за­ция: Очер­ки куль­ту­ры. М., 1994; она же. Ин­дия: бес­пре­дель­ная муд­рость. 2-е изд. М., 2005; она же. Ин­ду­изм: глав­ная ре­ли­гия Ин­дии. СПб., 2006;

Hardy F. The re­ligious culture of India: power, love and wis­dom. Camb.; New Delhi, 1995;

Radha­kri­shnan S. Religion and society. New Delhi, 1995;

Ин­ду­изм. Джай­низм. Сик­хизм. Сло­варь. М., 1996;

Chaudhuri N.C. Hinduism: a religion to live by. Delhi; Oxf., 1996;

Chandra S. Encyclo­pae­dia of Hindu gods and goddesses. New Delhi, 1998;

Дре­во ин­ду­из­ма. М., 1999;

Глуш­ко­ва И.П. Ин­дий­ское па­лом­ни­че­ст­во. М., 2000; она же. Из ин­дий­ской кор­зи­ны. М., 2003;

То­мас П. Ле­ген­ды, ми­фы и эпос древ­ней Ин­дии. СПб., 2000;

Дю­мон Л. Homo hierar­chi­cus. Опыт опи­са­ния сис­те­мы каст. СПб., 2001;

Кнотт К. Ин­ду­изм. М., 2001;

Дан­де­кар Р.Н. От вед к ин­ду­из­му. М., 2002;

Nath S. Dictio­nary of Vedanta. New Delhi, 2002.

Иллюстрации:

Стран­ст­вую­щий ас­кет (Не­пал). Фо­то. Нач. 21 в. Архив БРЭ;

Сад­ху в со­про­во­ж­де­нии чхе­ла (уче­ни­ка). Фо­то. Нач. 21 в. Архив БРЭ;

Ро­га­тый бог в ок­ру­же­нии жи­вот­ных, най­ден­ный в Мо­хенд­жо-Да­ро, ве­ро­ят­ный про­то­тип Ши­вы. На­цио­наль­ный му­зей (Нью-Де­ли). Архив БРЭ;

Бо­ги на свадь­бе Ра­мы и Си­ты. Ин­д­ра вос­се­да­етна бе­лом сло­не. Фре­ска 18 в. из Бун­ди (штат Рад­жа­ст­хан). Архив БРЭ;

Мо­ло­дой брах­ман во вре­мя со­вер­ше­ния пуд­жи. Фо­то. Нач. 21 в. Архив БРЭ;

Ста­туя Ши­вы в пе­щер­ном хра­мена о. Эле­фан­та. Три го­ло­вы оли­це­тво­ря­ют функ­ции соз­да­те­ля, хра­ни­те­ляи раз­ру­ши­те­ля Все­лен­ной. 6–10 вв. Архив БРЭ;

Ку­па­ние мла­ден­ца-Криш­ны. Ил­лю­ми­ни­ро­ван­ная ру­ко­пись «Бха­га­ва­та-пу­ра­ны». Ок. 1500. Мум­баи. Архив БРЭ;

Мо­лит­вен­ное об­ра­ще­ниек свя­щен­ным ко­ро­вам в ин­дуи­ст­ском хра­ме (Ин­дия). Фо­то. Нач. 21 в. Архив БРЭ;

«Свя­тое се­мей­ст­во» ши­ва­из­ма: Ши­ва, Пар­ва­ти, Га­не­ша, Му­ру­ган. Му­зей Рит­берг (Цю­рих). Архив БРЭ;

Виш­ну. Эпо­ха позд­ней Чо­лы. 12 в. Юж­ная Ин­дия. На­цио­наль­ный му­зей (Нью-Де­ли). Фото Namit Arora. Архив БРЭ;

Де­ви. 15 в. Юж­ная Ин­дия. На­цио­наль­ный му­зей (Нью-Де­ли). Фото Namit Arora. Архив БРЭ;

Храм Мук­теш­ва­ра (ок. 950) в го­ро­де Бху­ба­неш­вар (штат Орис­са). Архив БРЭ;

«Пах­та­нье океа­на». Рисунок из кни­ги: Moor E. The Hindu pantheon. Varanasi, 1968. Архив БРЭ;

Куль­ми­на­ция Кумб­ха Ме­лы. 1992. Омо­ве­ниев ре­ке Сип­ра (го­род Удд­жайн, штат Мад­хья-Пра­деш). Архив БРЭ.

Источник

Индуизм – разбираемся в истории, основных принципах и течениях религии

Во все времена человеку нужно было верить в то, что он не одинок. Что есть некая незримая сила, обладающая мудростью и справедливостью. Что именно она преподносит ему жизненно важные уроки, защищает от невзгод и помогает взглянуть философски на самые удручающие ситуации.

индуизм религия какой страны. Смотреть фото индуизм религия какой страны. Смотреть картинку индуизм религия какой страны. Картинка про индуизм религия какой страны. Фото индуизм религия какой страны

Религии бывают самыми разными: от тех, что объединяют лишь небольшую группу людей, до тех, что, не имея границ, распространяются по всему миру. Сегодня мы рассмотрим индуизм и дадим краткое, но подробное описание религии.

История происхождения индуизма: кратко о 5 основных периодах становления и развития

Для начала рассмотрим, как развивался индуизм в Индии. Религиоведы разделили этапы становления на пять периодов:

индуизм религия какой страны. Смотреть фото индуизм религия какой страны. Смотреть картинку индуизм религия какой страны. Картинка про индуизм религия какой страны. Фото индуизм религия какой страны

индуизм религия какой страны. Смотреть фото индуизм религия какой страны. Смотреть картинку индуизм религия какой страны. Картинка про индуизм религия какой страны. Фото индуизм религия какой страны

индуизм религия какой страны. Смотреть фото индуизм религия какой страны. Смотреть картинку индуизм религия какой страны. Картинка про индуизм религия какой страны. Фото индуизм религия какой страны

индуизм религия какой страны. Смотреть фото индуизм религия какой страны. Смотреть картинку индуизм религия какой страны. Картинка про индуизм религия какой страны. Фото индуизм религия какой страны

индуизм религия какой страны. Смотреть фото индуизм религия какой страны. Смотреть картинку индуизм религия какой страны. Картинка про индуизм религия какой страны. Фото индуизм религия какой страны

Несмотря на упрощение ритуалов и культурной практики, индуизм сохраняет прочные позиции и в наши дни. На смену разрушенным религиозным ценностям приходят новые: богоискатели пытаются примерить все противоречия, чтобы индуизм отвечал всем требованиям современной жизни.

Шесть видов индуизма – типология

Индуизм – религия неоднородная и многогранная. Поэтому принято выделять следующие шесть течений индуизма. Кратко рассмотрим каждое из них:

индуизм религия какой страны. Смотреть фото индуизм религия какой страны. Смотреть картинку индуизм религия какой страны. Картинка про индуизм религия какой страны. Фото индуизм религия какой страны

Индуизм как религия не ограничивает верующего в выборе божества, которому он хочет поклоняться. Таким образом, члены одной семьи могут почитать разных богов не конфликтуя.

Четыре направления индуизма

Религия включает в себя четыре основные направления:

Вишнуизм

Это одна из самых крупных религиозных традиций, включающая в себя множество школ. В качестве верховного божества почитается Вишну, а также его воплощения: Кришну, Раму, Нарасимху.

индуизм религия какой страны. Смотреть фото индуизм религия какой страны. Смотреть картинку индуизм религия какой страны. Картинка про индуизм религия какой страны. Фото индуизм религия какой страны

Вишнуизм берёт своё начало ещё во времена древнего культа Васудевы-Нараяны. Духовные практики вишнуизма сконцентрированы на бхакти-йоге, а также воспевании священных имён Бога. Традиционными праздниками вайшнавов считаются Дивали, Джамнаштами, Ратха-ятра и Холи. Кришнаизм так-же является ответвлением вишнуизма.

За последние годы праздник Холи обрёл мировую популярность, в том числе и в странах бывшего СНГ. Но, в связи с погодными условиями его проводят не весной, как в Индии, а летом. У нас он не имеет никакого религиозного контекста, и является лишь ярким развлечением. По этой причине его название видоизменили до «Фестиваль красок Холи». В Индии же Холи знаменует начало Нового года и празднуется в начале весны.

Шиваизм

Получил широкое распространение не только в Индии, но и за её пределами. К примеру, в Непале и на Шри-Ланке весомая часть верующих причисляет себя к шиваитам (так называют последователей шиваизма).

индуизм религия какой страны. Смотреть фото индуизм религия какой страны. Смотреть картинку индуизм религия какой страны. Картинка про индуизм религия какой страны. Фото индуизм религия какой страны

Шиваиты почитают Шиву бесполое существо, символизирующее бесконечное Высшее Божественное сознание. Стоит понимать, что Шива – это сознание бога, а Шакти его сила. Можно процитировать древнее писание: «Шива без Шакти подобно покойнику». Основная духовная практика – аскеза.

Религия индусов включает в себя множество различных шиваитских школ. Все из них используют в своих служениях что-то из нижеперечисленного:

индуизм религия какой страны. Смотреть фото индуизм религия какой страны. Смотреть картинку индуизм религия какой страны. Картинка про индуизм религия какой страны. Фото индуизм религия какой страны

индуизм религия какой страны. Смотреть фото индуизм религия какой страны. Смотреть картинку индуизм религия какой страны. Картинка про индуизм религия какой страны. Фото индуизм религия какой страны

индуизм религия какой страны. Смотреть фото индуизм религия какой страны. Смотреть картинку индуизм религия какой страны. Картинка про индуизм религия какой страны. Фото индуизм религия какой страны

Шактизм

Приверженцы этого направления поклоняются Богине-матери – Шакти или Деви. В этом контексте она абсолют Божественной формы.

индуизм религия какой страны. Смотреть фото индуизм религия какой страны. Смотреть картинку индуизм религия какой страны. Картинка про индуизм религия какой страны. Фото индуизм религия какой страны

В древние времена шактизм имел сильную склонность к мистическим ритуалам: отдельные секты устраивали ритуальные оргии, целью которых было единение со вселенской силой Шакти путём достижения экстаза.

Шактизм и по сей день тесно переплетается с Тантрой, хоть и не во всех направлениях.

Смартизм

Древняя брахманская традиция, только реформированная. Основной философией является алвайта-веданта, разработанная Шанкарой. Некоторые другие традиции больше близки к школам Бхаскары и Шричанда. Наиболее значимый религиозный текст – Смрити, что и дало этому направлению такое название.

индуизм религия какой страны. Смотреть фото индуизм религия какой страны. Смотреть картинку индуизм религия какой страны. Картинка про индуизм религия какой страны. Фото индуизм религия какой страны

Смартисты придерживаются мнения, что каждый верующий свободен в выборе божественного объекта поклонения, но большинство выбирают одного из следующих богов: Шиву, Вишну, Деви, Ганешу или Сканду.

Сам Шанкара рекомендовал приверженцам Панчаятана-пуджу: это практика, которая включает в себя поклонение сразу пяти вышеуказанным божествам.

Основы индуизма и его философия

Индуизм строится на вере в бессмертие души: она существует изначально и приходит в этот мир, чтобы познать его и осознать себя. Верующий человек должен постоянно стремиться к осознанности себя и с пониманием принимать все проявления этого мира. Основополагающей является вера в реинкарнацию – перерождение души после смерти в другого человека или любое другое живое существо.

Конечной целью жизни в индуизме является познание истинного «Я»: осознание себя Атманом. Вечной, неизменной духовной сущностью.

индуизм религия какой страны. Смотреть фото индуизм религия какой страны. Смотреть картинку индуизм религия какой страны. Картинка про индуизм религия какой страны. Фото индуизм религия какой страны

Служение Богу сильно отличается от того, что привычно православным или католическим христианам. Вы можете прийти в храм, где есть художественные образы и фигуры божеств — это уже будет считаться поклонением Богу, но поверхностной форме. Если же вы просто выйдите на улицу и будете петь, читать мантры, медитировать или практиковать йогу – это и будет истинным, искренним служением высшим силам.

индуизм религия какой страны. Смотреть фото индуизм религия какой страны. Смотреть картинку индуизм религия какой страны. Картинка про индуизм религия какой страны. Фото индуизм религия какой страны

Индуистские традиции подразумевают, что Бог есть во всём сущем, в том числе внутри каждого человека. Проявить к нему свою любовь и получить её в ответ можно через религиозные ритуалы.

Индуизм в наши дни

Начиная со второй половины XX века, в Индии начал активно развиваться реформированный неоиндуизм. Его приверженцы отрицают кастовую систему и считают, что в индуизм люди должны приходить по воле своей души, вне зависимости от своего происхождения, места рождения и национальности.

индуизм религия какой страны. Смотреть фото индуизм религия какой страны. Смотреть картинку индуизм религия какой страны. Картинка про индуизм религия какой страны. Фото индуизм религия какой страны

Консервативные верующие с этим не согласны – они считают, что настоящим индуистом можно только родиться.

Неоиндуизм становится всё популярнее не только в Индии, но и в других странах: Северной Америке, Европе и даже странах СНГ.

Заключение

Несмотря на то, что Индуизм — это основная религия Индии, жители этой страны лояльно относятся ко всем верованиям и споров на этой почве не возникает. Местные жители уважают друг друга несмотря на все различия, не навязывая своего мнения по тому или иному вопросу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *