индивидуальные трудовые споры это споры какого характера
Индивидуальные трудовые споры
Любые отношения могут рано или поздно вызвать определенные разногласия. Не исключением являются и трудовые отношения. Работодатель и его потенциальные, настоящие или бывшие сотрудники имеют различные интересы, а значит, не исключены разногласия относительно применения буквы и духа любых законодательных актов, касающихся их профессиональных отношений.
Рассмотрим признаки индивидуального трудового спора, проблемы, которые входят в его компетенцию, а также пути его разрешения с наименьшими потерями для всех заинтересованных сторон.
Что такое индивидуальный трудовой спор
Далеко не любое столкновение интересов может быть признано индивидуальным трудовым спором. Этот термин имеется в Трудовом Кодексе (ст.381), и границы его четко определены.
Вопрос: На какой день приходится последний день годичного срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, если исчисление срока началось 29 февраля, — на 28 февраля или 1 марта?
Посмотреть ответ
Закон обозначает индивидуальный трудовой спор (ИТС) как не нашедший урегулирования конфликт между сторонами, состоящими, состоявшими или намеревающимися состоять в трудовых отношениях, по разногласиям, касающимся использования на практике:
Статус трудового спора эта ситуация приобретает, только если о ней сообщено в соответствующий орган, занимающийся анализом и регулированием таких проблем. Трудовой Кодекс РФ регламентирует эту процедуру в гл. 60 (ст. 382-397), если налицо все три признака индивидуального спора.
Предметы индивидуального трудового спора
Никогда нельзя с точностью предсказать, относительно какой ситуации работодатель и наемный персонал не смогут найти консенсуса. Чаще всего встречаются ИТС, связанные с:
Виды разбирательств по ИТС
Причина конфликта и его характер диктуют выбор юрисдикционного органа, способного разрешить возникший ИТС. Возможные варианты обращений:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Орган, имеющий право рассматривать конфликт и орган, способный привести к его завершению, далеко не всегда совпадают. Например, восстановление после незаконного увольнения правомерно рассматривать как в административном порядке (трудовой инспекцией), так и в суде. В первом случае конфликт может оказаться исчерпанным, не достигнув статуса ИТС.
Комиссия по трудовым спорам
Комиссия для разрешения индивидуальных трудовых споров создается в соответствии со ст. 384 ТК РФ.
Если в организации такой комиссии нет, она может быть создана в десятидневный срок после конфликта «с подачи» как сотрудника, так и начальства. Чтобы ее создать, должно пройти общее собрание коллектива, на котором будут утверждены делегаты от персонала. Свежесозданная КТС должна содержать одинаковое число представителей персонала и работодателя. Со стороны работодателя члены комиссии назначаются руководством.
Порядок обращения
Если работник обнаружил, что его права были нарушены, и не смог урегулировать данный вопрос сразу, у него есть три месяца для заявления в КТС. Он подает в данный орган бумагу, где излагает суть возникших противоречий и свои аргументы. Факт обращения регистрируется в КТС.
ВАЖНО! Если трехмесячный период, отведенный для жалобы, пропущен, КТС вправе, рассмотрев уважительность причин, продлить возможность подачи заявления.
Комиссия не позже 10 дней с момента получения обращения должна его рассмотреть и сделать определенные выводы. Для этого должно состояться одно или несколько заседаний КТС, считающихся действительными, если кворум составил не менее половины всех ее членов, представляющих каждую сторону. Желательно присутствие самого заявителя, но это его право, а не обязанность. Комиссия может воспользоваться правом приглашения на свое заседание любых лиц, могущих прояснить ситуацию: свидетелей, экспертов, специалистов, а также требовать предоставления нужных документов.
Вынесение решения
Всесторонне проанализировав ситуацию индивидуального трудового спора, комиссия должна сделать выводы и дать указания, направленные на разрешение конфликтной ситуации. Для этого проводится тайное голосование и подсчет голосов: важно абсолютное большинство.
Вынесенное решение оформляется письменно и состоит из 2 частей: мотивировочной – объяснительной и результативной – указаний к исполнению. В тексте принятого решения обязательны следующие компоненты:
Бумага подписывается и заверяется печатью организации или собственным штампом КТС.
Текст решения выдается обеим сторонам не позже, чем через 3 дня после его утверждения. После его выдачи у сотрудника есть декада на возможное обжалование результатов (через суд), такое же право есть у работодателя.
Исполнение решения
После того, как истекут выделенные для возможного судебного обжалования 10 дней, решение необходимо претворять в жизнь. Для этого отводится трое суток.
Если в трехдневный период сотрудник или его оппонент не счел нужным выполнять установленные предписания КТС, комиссией оформляется и выдается заинтересованной стороне специальное удостоверение – исполнительный документ, дающий право просить об услугах судебного пристава, чтобы указания были выполнены принудительно.
Разрешение индивидуального трудового спора в судебном порядке
Как правильно выбрать орган для разрешения возникшей проблемы? Есть ряд вопросов, в которых КТС вряд ли сможет помочь. Закон (ст. 391 ТК РФ) утверждает некоторые ситуации ИТС, которые следует рассматривать исключительно в судебном порядке:
Работодатель тоже вправе попросить помощи суда, но перечень претензий у него гораздо меньший:
К судебной юрисдикции, исключающей воздействие КТС, также относятся трудовые споры, если:
ВНИМАНИЕ! Во всех других ситуациях судебная инстанция как орган разрешения ИТС будет целесообразным только в порядке обжалования решения, вынесенного комиссией по трудовым спорам.
Трудовые споры
В определенных ситуациях между руководством и сотрудником возникает конфликтная ситуация. Она может быть решена сразу же, путем переговоров с начальником, но такой вариант возможен не всегда.
Чаще работнику приходится идти в надзорные органы и отстаивать права в установленном законом порядке. О том, куда обращаться по поводу нарушения трудового договора и как действовать поговорим далее.
Понятие и виды трудовых споров
В российском законодательстве под трудовым спором понимается конфликт, сформировавшийся между работодателем и его подчиненным, который был вынесен на рассмотрение судом или специальной комиссией. Такие споры могут быть индивидуальными или коллективными. Во втором случае компания может понести серьезные убытки по результатам судебного разбирательства.
Чаще всего спору предшествует нарушение работодателем прав сотрудников. Это может выражаться в задержке заработной плате, в отказе от предоставления отпуска, в незаконных сокращениях. Кроме того, нередки конфликтные ситуации, когда работодатель предъявляет завышенные требования, принуждает работать в выходные дни без оплаты, добавляет обязанности, не предусмотренные текущим трудовым договором.
Нередко трудовой спор возникает, когда сотрудник увольняется и получает расчет. Недобросовестные работники стараются как можно меньше платить расчетных и для достижения этой цели идут на разные уловки. Особенно это актуально, если по роду деятельности сотрудник был связан с материальными ценностями.
Сроки обращения и давности, рассмотрения
Сроками исковой давности называют определенный период, в течение которого гражданин может обратиться в суд для восстановления или защиты своих прав. Так, ст. 196 ГК РФ, устанавливает срок в 3 года с момента обнаружения нарушений прав. Однако в действующем трудовом законодательстве нет понятия искового срока, а применяется определение «срок обращения в суд».
Согласно ТК РФ, для индивидуальных трудовых споров срок обращения в суд составляет 3 месяца с момента выявления нарушения прав. Существуют исключения:
Восстановление сроков по трудовым спорам возможно только на основании решения суда и лишь в случае, если они были пропущены по уважительным причинам.
Срок обжалования решения по трудовому спору составляет месяц с момента его вынесения. При этом нужно учитывать, что суд готовит решение в срок до двух недель, а потому есть риск не успеть подать апелляционную жалобу. Чтобы избежать этого, рекомендуется заявлять о несогласии с решением суда сразу с момента его вынесения, а письменную жалобу отправлять в момент получения оформленного судебного решения.
Что касается сроков обращения за защитой по поводу коллективных трудовых споров, тут все будет зависеть от способа урегулирования конфликта:
Если коллективный трудовой спор будет рассматриваться Федеральной службой по труду и занятости, срок рассмотрения не будет превышать одного месяца.
Порядок рассмотрения трудовых споров
Порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров будет отличаться. Чтобы понять, как действовать в конкретной ситуации, проконсультируйтесь с юристом. Ниже будет указан лишь общий порядок действий.
Претензионный порядок по трудовым спорам в соответствии с современным ТК РФ не предусмотрен. Это означает, что работник не обязан писать на имя работодателя претензию. Можно попытаться уладить конфликт с работодателем путем составления соответствующего документа, в котором будут указаны требования и соответствующие ссылки на правовые нормы, но не факт, что работодатель пойдет навстречу.
Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров
Коллективные трудовые споры могут решаться как в досудебном порядке, так и через суд. Основные этапы и порядок разрешения конфликта в этом случае будет следующим:
Как показывает практика, суд чаще встает на сторону работника, который хуже всего защищен в трудовых отношениях.
Коллективные трудовые споры относятся к категории наиболее сложных. Сроки для подачи нужных документов тут незначительны, бывает затруднительно собрать доказательства, особенно, если этому препятствуют работодатели. Поэтому защиту прав работников лучше доверить опытному адвокату, это существенно повысит шансы выиграть судебный процесс.
Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
В случае индивидуального трудового спора также применим досудебный порядок. Работник может попытаться договориться с работодателем, найти компромиссное решение. Во многих случаях виной нарушения прав сотрудника является техническая ошибка, которую легко устранить.
Если поиск компромисса с руководством не удался, работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам. Главное, не забыть о сроках, которые составляют 3 месяца с момента нарушения прав или обнаружения этого факта. Если срок пропущен по уважительной причине, его можно без проблем восстановить. Если с решением комиссии одна из сторон не согласна, можно подавать исковое заявление в суд. Его решение также можно обжаловать в установленном законом порядке.
Причины возникновения трудовых споров
Предпосылки возникновения трудовых споров могут быть различными. Иногда тут виной становится неверная трактовка положений ТК РФ, причем как со стороны наемного работника, так и его работодателем. В некоторых случаях причиной могут быть различные технические ошибки, например, сбой в программном обеспечении.
Чаще всего причины и обстоятельства возникновения трудовых споров будут следующими:
Могут возникать трудовые споры и по вине самого работника. Тут можно назвать такие причины, как появление на работе в состоянии алкогольного опьянения, систематические нарушения рабочих процессов, опоздания, умышленная или случайная порча имущества, нарушение правил внутреннего распорядка. В этих ситуациях работодатель пытается применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, вплоть до увольнения, работник же с решением руководства не всегда согласен. В спорных ситуациях зачастую проще нанять адвоката, который поможет отстоять права работника или работодателя без начала спора.
Комиссия по трудовым спорам
Комиссией по трудовым спорам называют специальную инстанцию, созданную на конкретном предприятии или в организации по инициативе работодателя или работников. Занимается орган вопросами трудовых споров, потому в его составе должны быть представители каждой стороны. В свою очередь, стороны конфликта не имеют права оказывать какое-либо давление на членов комиссии.
Для решения трудовых споров посредством трудовой комиссии нужно написать заявление в любой форме на имя ее председателя. При необходимости к заявлению прилагаются документы, доказывающие правоту стороны. Не позднее, чем через 10 дней после подачи заявления состоится заседание, которое может проходить как в присутствии подателя заявления, так и без него. Ход рассмотрения заявления протоколируется, затем заверяется специальной печатью или штампом организации.
Решение комиссия принимает посредством тайного голосования ее членов. О результате составляется акт в письменной форме, в котором, помимо названия организации и данных ее руководителя, отображается информация по решению комиссии и результатам тайного голосования. Копии документа передаются каждой стороне трудового спора в течение трех дней. Решение комиссии может быть обжаловано в течение 10 дней. Если этого не произошло, то через 3 дня решение должно быть исполнено.
Удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, по своей силе равно исполнительному листу. При этом его не выдают в случае, когда одна из сторон решает продолжать разбирательство в судебном порядке.
Индивидуальные и коллективные трудовые споры
В сравнении с коллективными трудовыми спорами индивидуальные решаются просто. Работник или работодатель имеют право договориться между собой о закрытии конфликта, подать заявление в комиссию по трудовым спорам или обратиться в суд. В соответствии со ст. 382 ТК РФ органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются только комиссия по трудовым спорам и суд.
Больше сложностей возникает, если спор относится к категории коллективных. В этом случае сначала идет этап устранения разногласий сторонами. Для этого проводится собрание или конференция работников, на которой избираются представители от сотрудников и выдвигаются требования. По закону, собрание будет считаться правомочным, если на нем присутствовало более половины всех работников предприятия, для конференции минимальный порог ⅔ от числа сотрудников. Работодатель не имеет права чинить препятствия проведению этих мероприятий.
Оформленные в письменном виде требования подаются работодателю, он обязан их принять, рассмотреть и в течение трех дней дать ответ. В случае, если работодатель удовлетворяет требования работников, трудовой спор не возникает. В противном случае представители работников имеют право начать примирительные процедуры:
Ни работники, ни работодатель не имеют права отказаться участвовать в примирительных мероприятиях, которые проводятся в регламентированные законодательством сроки. На этапе примирения работники имеют право отстаивать и оглашать свои требования путем проведения демонстраций, митингов, пикетов, но только с соблюдением действующего законодательства.
Примирительные процедуры при разрешении коллективных трудовых споров не обходятся и без примирительной комиссии. По сути, это орган, созданный двумя сторонами в срок до трех дней с момента начала спора. Применение примирительной комиссии обязательно. Работодатель обязан предоставить все условия для ее работы, а сама она обязана рассмотреть конфликтную ситуация в течение 5 дней. Отсчет ведется с даты издания указа о ее создании.
Если примирительная комиссия не смогла добиться согласия между сторонами, по их соглашению привлекается посредник или трудовой арбитраж. На это дается законом три дня, начиная с составления примирительной комиссией протокола. В случае, если за это время стороны не смогли договориться в вопросе выбора посредника, начинается создание трудового арбитража. Он создается с участием Федеральной службы по труду и занятости специально для рассмотрения и решения вопросов, связанных с коллективным трудовым спором. На следующий (после создания арбитража) день участники трудового конфликта обязаны провести заседание, в ходе которого принять решение о доверии спора созданному органу. В случае согласия стороны составляют письменное соглашение в котором указывают обязательность исполнения решения органа. В случае нарушения соглашения дело передается дальше — в судебные инстанции. На этом этапе важно верно определиться с подсудностью, грамотно составить исковое заявление и собрать серьезную доказательную базу. В этом помогут наши юристы по трудовым вопросам.
Комитет по трудовым спорам
Департамент или комитет по трудовым спорам правильно называется «Государственная инспекция труда» или «Роструд». Для каждого региона есть свой сайт организации, на котором указаны контактные телефоны, адреса приемных и другая необходимая информация.
В сферу ее компетенции, в соответствии со ст. 356 ТК РФ, входит:
Кроме того, Роструд может приостановить деятельность предприятия в случае несоблюдения его руководством действующего законодательства, повлекшее нарушение прав работников.
Отдельный работник может написать письмо в Роструд для отстаивания своих прав. В некоторых случаях результат будет получен даже быстрее, чем при решении проблемы в судебном порядке Проконсультируйтесь с нашим юристом, целесообразно ли в вашей ситуации обращаться в Государственную инспекцию труда или есть другой, более эффективный способ решения проблемы.
Куда обращаться
Для решения трудового спора, нужно знать, куда обращаться с проблемой. Если в случае коллективного спора работники могут провести собрание, выбрать представителя и начать процесс примирения, то отдельному работнику в этом вопросе сложнее. Вот несколько вариантов, куда можно обратиться по трудовому спору в Москве:
На официальном сайте Роструда можно без личного посещения подать письмо с разъяснением сути проблемы. Также можно обратиться через портал Онлайнинспекция.рф. Эти варианты оптимальны для тех, кто не имеет возможности прийти лично в контролирующие организации или боится это сделать. Все обращения, поступившие через порталы, рассматриваются в обязательном порядке. Что касается вопроса, куда подавать иск в случае желания решить трудовой спор через суд, то тут важно действовать в соответствии с подсудностью.
Если вы в затруднении и не знаете, с чего начать защиту своих интересов — свяжитесь с нами. Опытный юрист внимательно изучит ваш вопрос и подскажет, с чего лучше всего начать и как добиться справедливости в короткие сроки с минимальными финансовыми затратами.
Подсудность по трудовым спорам
Собираясь судиться с работодателем, нужно понимать, в какой суд направлять исковое заявление. Выбор происходит с учетом подсудности, в России есть несколько ее видов, по отношению к трудовым спорам применимы следующие:
Существует альтернативная территориальная подсудность, которая регламентируется п.6 ст. 29 ГПК РФ. Согласно ей, работник может подавать иск в суд по месту своего жительства.
Если вы решаете инициировать судебное разбирательство по поводу нарушения ваших прав, установленных ТК РФ, обратитесь к нашим адвокатам. Они помогут определиться с подсудностью, составят грамотно иск, способствуют созданию хорошей доказательной базы. Если необходимо, юрист может представлять интересы клиента в суде. Также специалист подскажет, как обжаловать судебное решение в случае несогласия с ним и что делать, если работодатель не подчиняется решению суда. Люди, обратившиеся к юристам за помощью, имеют больше шансов отстоять свои права, добиться выплаты зарплаты, восстановиться на работе.
Юрист по трудовым спорам
В большинстве случаев, затевая тяжбу с работодателем, нужно сначала нанять юриста по трудовым спорам. Зачастую гражданин плохо осведомлен об имеющихся у него правах, не умеет их грамотно отстаивать, потому самостоятельная попытка решить конфликт с работодателем редко приводит к успеху.
Наши юристы по трудовым спорам, практикующие в Москве, помогут:
При необходимости адвокат по трудовым спорам будет присутствовать при судебном разбирательстве и всегда проконсультирует клиента в сложной ситуации. Кроме защиты интересов работника, он также поможет работодателю отстоять свои права, если их нарушение вызвано недобросовестностью или намеренными действиями сотрудников. Мы работаем с юридическими и физическими лицами, а также с ИП.
Трудовые споры: общий порядок, суд и комиссия
Понятие и виды трудовых споров
Понятие трудовых споров и порядок их разрешения рассмотрены в главах 60 и 61 ТК РФ. Закон различает такие виды трудовых споров, как индивидуальные и коллективные.
Индивидуальный трудовой спор — разногласия возникают между одним работником и работодателем.
Коллективные трудовой спор — разногласия возникают между работодателем и всем рабочим коллективом или профсоюзом.
Участником индивидуального трудового спора может быть как действующий, так и бывший сотрудник организации, а также соискатель, которому отказали в приеме на работу (ст. 381 ТК РФ). Разногласие с лицом, работающим по гражданско-правовому договору, тоже может рассматриваться как индивидуальный трудовой спор: ТК РФ требует применять к таким отношениям нормы трудового права, если в ходе разбирательства суд установит, что ГПД фактически был прикрытием для отношений формата «работник-работодатель».
Важно!
Стороны коллективного трудового спора, как правило, назначают представителей. Интересы работников может представлять руководитель профсоюзной ячейки или член рабочего актива, а работодателя — директор или юрист предприятия.
Индивидуальный спор может возникать по вопросам применения:
Коллективный трудовой спор может возникать по вопросам:
А если сразу несколько работников одного предприятия составили совместную жалобу, заявление или иск с однотипными претензиями к работодателю, какой это спор — коллективный или индивидуальный?
С точки зрения закона количество заявителей не меняет характер спора — он по-прежнему считается не коллективным, а индивидуальным. Ведь у каждого из заявителей есть собственное разногласие с ответчиком и конкретное требование к нему (как правило, материального характера).
Тема 12. Трудовые споры и порядок их разрешения
Цели: ознакомившись с данной темой, Вы будете:
Оглавление
12.1. Понятие, виды трудовых споров и основные принципы рассмотрения трудовых споров
Ст. 37 Конституции РФ признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, в том числе право на забастовку. Наряду с этим в ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также что решение и действие (бездействие) органов и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Эти конституционные положения являются основой порядка разрешения всех трудовых споров.
Понятие, причины и условия возникновения трудовых споров представлены в табл. 1.
Понятие, причины и условия возникновения трудовых споров
неурегулированные разногласия между субъектами трудового права, поступившие на разрешение в юрисдикционный органы
Причины и условия трудовых споров (объективные и субъективные)
Основные принципы рассмотрения трудовых споров
Демократизм при рассмотрении трудовых споров
Участие работников в разрешении трудовых споров через своих предстателей (профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, а также иные представители, избираемые работниками) (ст. 29 ТК РФ)
Равенство сторон перед законом
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституции РФ (ст. 2 ТК РФ)
Гарантированность государственной защиты участников трудовых отношений
Право всех граждан на судебную защиту предусмотрено ст. 37 Конституции РФ, что юридически гарантировано ст.46 Конституцией РФ
Бесплатность, доступность обращения работников в юрисдикционный орган по трудовым спорам
Работники освобождаются от уплаты пошлины и судебных расходов по требованиям, вытекающим из трудовых отношений (ст. 393 ТК РФ) и гл. 25 Налогового кодекса РФ
Гласность объективность и полнота исследования, законность.
Рассмотрение трудовых споров уполномоченными органами проводится открыто, публично, где любая сторона вправе заявить в начале заседания мотивированный отвод любому из его членов. Споры обязаны решаться в соответствии с законом, исследование материалов по делу должно проводиться объективно и полно, возможно привлечение экспертов и свидетелей, а также запрос дополнительных доказательств
Быстрота разрешения трудовых споров
Законодательство устанавливает более краткие процессуальные и исковые сроки для разрешения трудовых споров.
Процессуальные сроки – это установленный законом отрезки времени для процессуальных действий по начатому процессу: срок рассмотрения в суде, срок выдачи копий, решений и обжалований.
Обеспечение реального восстановления нарушенных прав
Исполнение решений юрисдикционного органа, рассмотревшего трудовой спор, обеспечивается в принудительном порядке с привлечением к юридической ответственности работодателя (административной, уголовной и гражданско-правовой)
Для успешного и справедливого разрешения трудового спора необходимо знать видовые отличия, по которым следует классифицировать по разным основаниям (см. табл. 3).
Классификация трудовых споров
1. По спорящему субъекту
Индивидуальные трудовые споры возникают между работодателем и
Коллективные трудовые споры возникают между работодателем (его представителями) и работниками (их представителями), которые объединены общим интересом и организационно представлены соответствующим органом (профсоюзами, группой работников и т. д.).
2. По характеру спора
Споры о применении норм трудового законодательства, в которых защищается и восстанавливается нарушенное право работника, профсоюза или коллектива работников
Споры об установлении новых или изменении существующих социально- экономических условий труда и быта, не урегулированных законодательством, которые могут возникнуть из трудового правоотношения;
— об установлении работнику в локальном порядке новых условий труда
3. По видам правоотношениям, из которых может возникнуть спор:
1) споры из трудовых правоотношений;
2) споры из правоотношений по трудоустройству;
3) споры из правоотношений по подготовке кадров и повышению квалификации работников на производстве;
4) споры из правоотношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда;
5) споры из правоотношений по возмещению материального ущерба работником, работодателем;
6) споры из правоотношений по возмещению работодателем ущерба работнику в связи с повреждением его здоровья на работе или нарушением его права на труд;
7) споры из правоотношений профкома с работодателем по вопросам труда и быта;
8) споры из правоотношений коллектива работников с работодателем;
9) споры из социально-партнерских правоотношений
12.2. Индивидуальные трудовые споры и порядок их рассмотрения
Классификация индивидуальных трудовых споров представлена в табл. 4.
Классификация индивидуальных трудовых споров
А. В зависимости от вида спора
Индивидуальные трудовые споры искового характера – это споры, возникшие по вопросам нарушения права
Индивидуальные трудовые споры неискового характера возникают из споров об установлении новых или изменении существующих условий труда
Б. В зависимости от процедуры рассмотрения
в комиссии по трудовым спорам (КТС)
в судебном порядке
Кроме судов в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. № 178-ФЗ «О мировых судьях РФ» трудовые споры могут рассматриваться также и мировыми судьями. Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников ( судей, прокурорских работников и т. д.) устанавливаются федеральными законами.
Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в КТС.
Трудовой конфликт, который не урегулирован путем переговоров между работником и работодателем, приобретает юридическую форму при обращении работника в соответствующий юрисдикционный орган.
Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя.
Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.
По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений (384 ТК РФ).
Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем.
Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.
Члены комиссии знакомы со спецификой трудовых отношений в данной организации, им известны объективные обстоятельства конфликта, что позволяет в более сокращенные сроки и в менее сложной процедуре по сравнению с судебной процедурой провести рассмотрение производственного спора.
Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым ТК РФ и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения. Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.
Порядок действий при разрешении индивидуального трудового спора в КТС указан в табл. 5.
Порядок действий при разрешении
индивидуального трудового спора в КТС
Наименование действия и содержание
Ст. ТК РФ
Подача работником заявления в КТС не позднее 3 месяцев (исключение при наличии уважительных причин) со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В соответствии в ТК РФ КТС может восстановить срок и решить дело по существу.
Работодатель не вправе обращаться в КТС.
Обязательная регистрация заявления в КТС
Рассмотрение спора в присутствии работника, подавшего заявление или уполномоченного им представителя в течение 10 календарных дней со дня регистрации заявления.
Если КТС не рассмотрело индивидуальный трудовой спор в указанный срок, то работник вправе перенести его рассмотрение в суд.
Ведение протокола на заседании комиссии, который должен быть подписан председателем комиссии или его заместителем и заверен печатью комиссии
Принятие решения путем тайного голосования простым большинством голосов 50% + 1 присутствующих на заседании членов комиссии
Вручение работнику и руководителю организации надлежаще заверенных копий решений КТС в течение 3 дней со дня принятия решения. В решении комиссии по трудовым спорам указываются:
фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;
существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);
Исполнение решения КТС:
Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в судах.
Суды на основании ст. 37 и 46 Конституции РФ гарантируют каждому гражданину охрану трудовых прав, при этом исполняются положения международно-правовых актов: ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, п.1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также п.1 ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, т. к. государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной. В судебном порядке не только восстанавливаются нарушенные трудовые права, но при этом выясняются причины и условия их нарушений, проводится профилактическая работа по их устранению и предупреждению путем вынесения представлений в государственные органы, общественные организации, должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, которые способствовали правонарушению. При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от уплаты пошлин и судебных расходов.
Трудовые споры, не разрешенные в общем порядке в КТС, могут быть рассмотрены судом в следующих случаях (см. табл. 6).
По заявлению работника.
При условии, если они не согласны с решением КТС
По заявлению работодателя.
По заявлению профсоюза, защищающего интересы работника
По заявлению работника
Когда работник обращается в суд, минуя КТС.
При условии если решение КТС не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права.
Трудовой кодекс РФ устанавливает перечень споров, которые рассматриваются в судебном порядке без предварительного обращения в КТС (ст. 391–392 ТК РФ) (см. табл. 7).
Содержание трудового спора
(ст.391 ТК РФ)
Срок обращения в суд (Ст.392 ТК РФ)
Заявление работника о восстановлении его на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы
В течение 1-го месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки
Заявление работника о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника 6 ;
Не позднее 3- х месячного срока с момента когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав
Заявление лица, обратившегося по поводу отказа в приеме на работу
Заявление лица, считающего, что оно подверглось дискриминации.
Заявление лиц, работающих в религиозных организациях
Заявление работодателя о возмещении работником вреда, причиненного организации, если иное не предусмотрено федеральными законами
В течение 1-го года со дня обнаружения причиненного вреда
Заявление работника по любому трудовому спору, если в организации отсутствует комиссия по трудовым спорам
В зависимости от содержания трудового спора
Решения суда по трудовым спорам подлежат исполнению немедленно в следующих случаях: о восстановлении на работе лица незаконно уволенного или переведенного на другую работу, а также при взыскании заработной платы или иной оплаты за труд в пределах платежей, исчисленных за один месяц. Особенностью данного исполнения является то, что должно быть исполнено решение, еще не вступившее в законную силу. Наряду с этим немедленно исполняется решение по спорам об отказе в приеме на работу. В случае задержки исполнения решения суда о восстановлении на работе по вине работодателя суд выносит определение о выплате работнику среднего заработка или разницы в заработке за все врем задержки денежной компенсации (ст. 236 ТК РФ). При отмене решения суда в порядке надзора возврат денежных выплат полученных работнику не допускается, кроме случаев, когда решение было основано на сообщенных работником ложных сведениях или подложных документов (ст. 397 ТК РФ).
12.3. Коллективный трудовой спор и порядок его рассмотрения
Коллективные трудовые споры затрагивают интересы многих работников как организаций, отраслей, профессий, так и территорий РФ. Предметом данного спора не могут быть разногласия, которые возникают в связи с нарушением трудовых прав работника, т. к. целью разрешения коллективного спора является погашение конфликта и поиск решений, удовлетворяющих обе стороны конфликта.
Правовое регулирование порядка разрешения коллективных трудовых споров определено главой 61 Трудового кодекса РФ и другимм правовыми актам.
Законодательством определен порядок разрешения коллективного трудового спора:
№ этапа
Содержание порядка действий
Каждая из сторон коллективного трудового спора в любой момент после начала этого спора имеет право обратиться в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора.
Ни одна из сторон коллективного трудового спора не имеет права уклоняться от участия в примирительных процедурах, которые проводятся в установленные ТК РФ сроки, а в случае необходимости сроки по согласованию сторон коллективного трудового спора могут быть продлены.
Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией
Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника
Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже
Участники (субъекты). участвующие в разрешении коллективного спора
Участники обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения возникшего коллективного трудового спора.
В установленном федеральным законом порядке работники имеют право проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в поддержку своих требований в период рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора, включая период организации и проведения забастовки.
Соглашение, достигнутое сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон коллективного трудового спора обязательную силу и контроль за его выполнением осуществляется сторонами коллективного трудового спора.
Гарантии в связи с разрешением коллективного трудового спора (ст. 405 ТК РФ).
I этап. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией
Действия сторон коллективного трудового спора, соглашения и решения, принимаемые в связи с разрешением этого спора, оформляются протоколами.
2. Требования, выдвинуты
работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя
утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников, излагаются в письменной форме и направляются работодателю.
Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. (50+1%).
Работодатель обязан предоставить необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований и не вправе препятствовать его (ее) проведению.
Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее 2/3 избранных делегатов.
3. Требования выдвинуты профессиональными союзами и их объединениями
направляются соответствующим сторонам социального партнерства.
4. Копия требований может быть направлена в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.
В этом случае государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров обязан проверить получение требований другой стороной коллективного трудового спора.
Процедура рассмотрения требований работников
Процедура рассмотрения требований профессиональных союзов и их объединений
1. Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников.
1. Представители работодателей (объединений работодателей) обязаны принять к рассмотрению направленные им требования профессиональных союзов (их объединений).
2. О принятом решении работодатель сообщает в представительный орган работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя в письменной форме в течение 3-х рабочих дней со дня получения требований.
2. О принятом решении сообщить в письменной форме профессиональным союзам (их объединениям) в течение 1 месяца со дня получения требований.
Примирительная комиссия – создается в срок до 3-х рабочих дней, спор в ней должен быть рассмотрен срок до 5-ти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании. Однако, при взаимном согласии сторон он может быть продлен, что оформляется протоколом (ст. 402 ТК РФ). В разрешении коллективных трудовых споров принимает участие государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров, а именно:
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров:
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров:
Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров в пределах своих полномочий:
Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров при организации работы по урегулированию коллективных трудовых споров взаимодействуют с представителями работников и работодателей.
Решение примирительной комиссии принимается по соглашен ию сторон и оформляется протоколом в порядке и в сроки установленные решением примирительной комиссии. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора приступают к переговорам о приглашении посредника и (или) создании трудового арбитража.
II этап. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника
Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника
Вариант действий № 1
Вариант действий № 2
После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора могут в течение 3-х рабочих дней пригласить посредника.
При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредника.
Если в течение 3-х рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о создании трудового арбитража.
Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до 7 рабочих дней со дня его приглашения (назначения) и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий. Данное действие регламентируется ст. 403 ТК РФ и постановлением министерства труда и социального развития РФ № 58 от 14 августа 2002 г. «Об утверждении рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника».
Основная цель привлечения посредника – разрешение сторонами коллективного трудового спора (далее – стороны) разногласий, возникших между ними по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Главная функция посредника – оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога.
Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон с участием посредника. Вопросы организационного обеспечения рассмотрения коллективного трудового спора решаются сторонами.
Согласованное решение представителей сторон и посредника оформляется протоколом совместного заседания представителей сторон коллективного трудового спора и посредника. В протоколе фиксируются конкретные договоренности и указывается, что спор считается урегулированным. Если соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий совместного заседания представителей сторон коллективного трудового спора и посредника, в котором должны быть отражены дальнейшие намерения одной из сторон (например, к переговорам о создании трудового арбитража). Протокол разногласий подписывается представителями сторон и посредником.
Посредник имеет право: запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения, касающиеся данного коллективного трудового спора; в процессе рассмотрения коллективного трудового спора по необходимости проводить совместные и раздельные заседания представителей сторон; предлагать возможные варианты разрешения коллективного трудового спора; подписывать решения, принятые сторонами при его участии. Посредник обязан сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную, охраняемую законом тайну при осуществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах.
III этап. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
При уклонении одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии коллективный трудовой спор передается на рассмотрение в трудовой арбитраж. В случае уклонения работодателя от создания трудового арбитража, а также в случае отказа от выполнения его рекомендаций работники могут приступить к проведению забастовки.
В случаях, когда законом запрещено или ограничено проведение забастовок, в целях разрешения коллективного трудового спора создание трудового арбитража является обязательным и его решение имеет для сторон обязательную силу. При этом если стороны не приходят к соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, то решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.
Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений (ст. 404 ТК РФ и Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 14 августа 2002 г. № 59 «Об утверждении рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже»).
Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и государственным органом в срок не позднее 3 рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником. Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается сторонам в письменной форме.
Реализация права на забастовку как средство защиты коллективных интересов трудового коллектива. Право на забастовку признается за гражданами РФ Конституцией РФ (ч. 4 ст. 37). В международном праве право на забастовку связывается также с процедурой разрешения трудовых конфликтов как способ волевого воздействия работников на работодателей для побуждения последних к принятию необходимых мер для разрешения конфликтов. Однако забастовка не должна быть использована в качестве средства давления на орган, разрешающий трудовой конфликт. Например, Рекомендация МОТ (Международной организации труда) № 92 предлагает сторонам воздерживаться от забастовок в период проведения переговоров о примирении или в период рассмотрения конфликта арбитражным органом.
Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон этого спора в срок до 5 пяти рабочих дней со дня его создания.
В РФ забастовка – это временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора (ст. 398 ТК РФ). Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами. При этом следует обратить внимание на то, что установлен запрет организации забастовки и на участие в ней представителям работодателя. В процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещается локаут – увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке (ст. 415 ТК РФ). Законодатель установил: как ответственность за уклонение от участия в примирительных процедурах и невыполнение соглашения, достигнутого в результате примирительной процедуры, так и ответственность работников за незаконные забастовки.
Работники, приступившие к проведению забастовки или не прекратившие ее на следующий день после доведения до органа, возглавляющего забастовку, вступившего в законную силу решения суда о признании забастовки незаконной либо об отсрочке или о приостановке забастовки, могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины (ст. 416-417 ТК РФ).
Забастовка может быть проведена в следующих случаях:
В решении об объявлении забастовки указываются: перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки; дата и время начала забастовки, ее предполагаемая продолжительность и предполагаемое количество участников 11 ; наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах; предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемых в организации, филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении, индивидуальным предпринимателем в период проведения забастовки.
Забастовки могут быть основными и предупредительными. После 5 календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее, чем за 3 рабочих дня.
При проведении предупредительной забастовки орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг) в соответствии с ТК и Постановлением Правительства от 17 декабря 2002 г. № 901 «О порядке разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах». При необеспечении минимума необходимых работ (услуг) забастовка может быть признана незаконной. О начале предстоящей основной забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее, чем за 10 календарных дней, а работодатель сам предупреждает о предстоящей забастовке в соответствующий государственный орган.
Забастовка прекращается подписанием соглашения об урегулировании конфликта, либо признанием ее незаконной.
Забастовка может быть признана незаконной, если имеется необходимость защиты обороны страны и безопасности государства, основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц (ст. 55 Конституции РФ), а также на основании ст. 413 ТК РФ:
а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;
б) в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.
в) забастовка при наличии коллективного трудового спора является также незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных ТК РФ.
Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора и подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.
Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.
Орган, возглавляющий забастовку, (представительный орган работников) имеет право:
Для возобновления забастовки не требуется повторного рассмотрения спора примирительной комиссией или в трудовом арбитраже. Работодатель и соответствующий государственный орган должны быть предупреждены о возобновлении забастовки не позднее чем за 3 рабочих дня.
В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения примирительных процедур.
Работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие от них меры по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества работодателя и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей (ст. 412 ТК РФ).