имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор

Тест. «Чудесный доктор»: образ главного героя

имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Смотреть фото имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Смотреть картинку имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Картинка про имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Фото имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор

имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Смотреть фото имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Смотреть картинку имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Картинка про имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Фото имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор

Обратите внимание на приёмы создания образа профессора Пирогова. Выполните тестовую работу, которая поможет узнать, как создаётся художественный образ в литературе.

Список вопросов теста

Вопрос 1

имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Смотреть фото имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Смотреть картинку имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Картинка про имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Фото имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный докторОтметьте, какие элементы при создании образа профессора Пирогова использовал А.И.Куприн

Варианты ответов
Вопрос 2

Установите соответствие между высказыванием из текста и элементами создания образа литературного героя

Варианты ответов
Вопрос 3

Какое слово пропущено в в предложении из рассказа «Чудесный доктор»:

Варианты ответов
Вопрос 4

Фамилия какого известного учёного встречается в рассказе?

Ответ набирается в форме И.П.

Вопрос 5

Установите соответствие между портретной характеристикой и персонажем рассказа

Варианты ответов
Вопрос 6

Определите, какие художественные детали при создании образа профессора Пирогова говорят о его скромности.

Варианты ответов
Вопрос 7

Установите соответствие между характеристикой и видом художественной детали

Варианты ответов
Вопрос 8

Установите, какие элементы использовал автор для создания художественного образа профессора.

Варианты ответов
Вопрос 9

Установите да или нет?

При создании образа Пирогова Куприн использовал или нет следующие элементы.

Варианты ответов
Вопрос 10

Какая общечеловеческая проблема привела автора к созданию образа Пирогова?

Источник

Тест по литературе на тему А.И.Куприн «Чудесный доктор». (6 класс)

Тест по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор». 6 класс.

Составитель: Гаврикова Анна Георгиевна,

учитель русского языка и литературы

РБ МО «Прибайкальский район»

МОУ «Таловская средняя общеобразовательная школа»

Каждый верный ответ оцениваем одним баллом.

Максимальное количество баллов за тест – 23.

1. Назовите жанр произведения «Чудесный доктор»:

А) повесть В) очерк
Б) рассказ Г) предание

2. Как автор относится к Мерцаловым?

А) сочувствует В) не высказывает определённого мнения
Б) осуждает за бездействие Г) равнодушно

А) в Одессе В) в Петербурге

Б) в Москве Г) в Киеве

4. Два брата, Гриша и Володя, стояли перед окном

Б) магазина игрушек; Г) гастрономического магазина.

5. «..эта великолепная выставка» еды «..возбуждала в одинаковой степени их»..

А) умы и желудки; В) любопытство и порок;

Б) кошельки и шутки; Г) глупое хихиканье и кривлянье.

6. Главные герои рассказа из семьи по фамилии:

А) Мелькаловы; В) Мельниковы;

Б) Мерцаловы; Г) Мурзилкины.

7. «В этот роковой год несчастье за несчастьем …сыпались» на семью (выбери несколько):

А) отец заболел брюшным тифом; Д) месяц назад умерла одна дочка;

Б) на лечение отца ушли все деньги семьи; Е) не хватает денег для поездки на море;

В) пока отец болел, его убрали с работы; Ж) отец не мог найти работу;

Г) начали болеть дети; З) семья продавала вещи, чтобы добыть деньги.

8. Сестру мальчиков звали:

А) Машутка; В) Дашутка;

Б) Маруся; Г) Снегурочка.

9. Семья главных героев состоит из:

А) отца, матери, троих детей; В) отца, бабушки, четырёх детей;

Б) бабушки, дедушки, четырёх внуков; Г) отца, матери, четырёх детей.

10. Мерцаловы жили в подземелье

Б) Более года. Г) полгода

11. Когда Мерцалов оказался в парке, то в его голову пришла мысль о том, чтобы:

А) заснуть и забыть обо всём; В) хорошо бы выпить горячего чаю;

12. Уходя из дома Мерцаловых, незнакомец под блюдцем оставил:

А) билеты в Москву.; В) носовой платок;

Б) несколько мелких купюр. Г) несколько крупных кредитных билетов.

13. Фамилию незнакомца Мерцаловы узнали:

А) от него самого; В) прочитали на его пальто;

Б) прочитав её на рецепте с лекарством; Г) спросив об этом в больнице.

14.Оба мальчика давно успели привыкнуть к

А) крысам и мышам в подземелье.

Б) сырости в подземелье.

В)закоптелым, плачущим от сырости стенам, и к мокрым отрепкам, сушившимся на протянутой через комнату верёвке, и к этому ужасному запаху керосинового чада, детского грязного белья и крыснастоящему запаху нищеты.

15.Так как в темноте нельзя было ничего разобрать, то Мерцалов закричал наугад:….?

А)”Доктор! Доктор, постойте. Скажите мне ваше имя, доктор! Пусть хоть мои дети будут за вас молится!”

В)”Доктор! Остановитесь, постойте. ”

16. Мерцалов на три рубля, полученные от доктора, купил

А)Чаю, сахару, булок и достал в ближайшем трактире горячей пищи.

В)Чаю и горячей пищи.

1. Какое событие лежит в основе сюжета произведения?

А)тяжёлая жизнь семьи Мерцаловых В) помощь незнакомого доктора
Б) болезнь Машутки Г) празднование Рождества

2. С утра мальчики поели:

А) пирожки с капустой; В) блины со сметаной;

Б) кашу с молоком; Г) пустых щей.

3. Выберите и запишите, на какие продукты смотрели мальчики:

А) апельсины; Г) чупа-чупс; Ж) колбаса;

Б) рыба; Д) поросёнок; З) яблоки;

В) чипсы; Е) окорока; И) мандарины.

4. События рассказа происходят накануне:

А) Нового года; В) Пасхи;

Б) Рождества; Г) Дня юмора и смеха.

5. Отец Мерцалов остался без работы по причине того, что:

А) пока он болел, хозяин на его место взял другого работника;

Б) был уволен хозяином за то, что совершил на работе кражу;

В) был уволен хозяином за то, что часто опаздывал на работу;

Г) был уволен хозяином за то, что часто появлялся на работе в нетрезвом виде.

6. Семья Мерцаловых жила:

А) в подвале; В) в гостинице;

Б) на чердаке; Г) в приюте.

7. Мерцалов каждый день уходил из дома, чтобы:

А) напиться в кабаке; В) искать любую работу;

Б) играть в бильярд; Г) встречаться с друзьями.

8. Когда отец пробовал просить милостыню, то:

А) собрал много денег; В) его чуть не отправили в полицию;

Б) собрал много продуктов Г) один господин сказал, что надо работать.

9. Незнакомец в парке оказался:

А) поваром; В) бизнесменом;

Б) доктором; Г) сбежавшим преступником.

10. Фамилия незнакомца оказалась:

А) Пирогов; В) Булочкин;

Б) Блинов; Г) Паровозов.

11. После этой истории Мерцаловы видели своего спасителя:

А) четыре раза; В) два раза;

Б) три раза; Г) один раз.

12. Где встретил Мерцалов чудесного доктора?

А)в лесу В) в общественном саду
Б) на улице Г) за городом

А) стало скучно В) от безысходности
Б) из-за несчастной любви Г) был пьян

14. Двое мальчуганов, стоящих перед огромным, из цельного стекла, окном гастрономического магазина, принялись….

А)Неудержимо хохотать, толкая друг друга в бок локтями, но невольно приплясывая от жестокой стужи.

Б)Смеялись над увиденном за стеклом.

В)Хохотали над своим отражением.

15.Этот рассказ плоды воображения автора или реальное событие?

А)Плоды воображения автора.

В)Наполовину реальное событие.

А)Весёлым и задорным человеком.

Б)Кротким и робким человеком.

В)Кротким и застенчивым человеком.

Проверочная работа по рассказу

А.И.Куприна «Чудесный доктор»

Проверочная работа предназначена для учащихся 6 класса с целью проверки фактического знания содержания произведения как основы для дальнейшей деятельности: анализа произведения, написания развернутого ответа на вопрос и обсуждения интересных работ. Часть 1 данной работы можно провести в двух формах:

В форме литературного диктанта. Ответы на вопросы содержат от одного до трех-четырех слов. Вопросы литературного диктанта позволяют проверить знание содержания произведения в течение нескольких минут. Подобная форма работы на уроке литературы приучает учащихся к внимательному и вдумчивому домашнему чтению текста изучаемых произведений. Взаимопроверка в парах по предложенным ключам позволяет быстро проверить, оценить диктант и обсудить результаты.

В форме краткого письменного ответа на бланках с вопросами, которые раздаются каждому ученику. Подобный вид работы прививает навык внимательного чтения вопросов (что очень важно в плане подготовки к ОГЭ) и умения подбирать ключевые слова (фразы), содержащие основную информацию.

В каком городе и накануне какого праздника происходили события рассказа?_________________

Какое блюдо в витрине магазина поразило мальчишек?____________________________________

Какие фрукты в начале XX века были редкостью в магазинах России и были в продаже только в гастрономах крупнейших городов? _____________________________________________________

При виде какого предмета у мальчиков возникала соблазнительная мысль – «остановиться на несколько секунд и прильнуть глазком к окну»?__________________________________________

Где жила семья Мерцаловых?_________________________________________________

Кем раньше, год назад, работал отец семейства? __________________________________________

Почему отца уволили с хорошей должности?_____________________________________________

Почему мальчики были вынуждены есть холодный обед?__________________________________

Зачем мальчики ходили с письмом к барину, а отец обегал полгорода?______________________________________________________

Что во внешности Мерцалова говорило о крайне бедственном положении семьи?______________________________________________________

Какой выход он придумал сегодня, за что чуть не попал в полицию?____________________________________________________

Кого увидел Мерцалов в темноте аллеи?________________________________________________

Какие слова прохожего привели его в бешенство?___________________________________________________

Почему Мерцалов все рассказал незнакомому прохожему?__________________________________________________

Кем по профессии был встреченный прохожий?_________________________________________

Сколько в начале века стоил «чай, сахар, булки и горячая пища из ближайшего трактира»? ______________________________________________________

Что оставил незнакомец под чайным блюдцем?__________________________________________

Назовите фамилию незнакомца. Это был известнейший на то время человек, позже его именем назовут медицинский институт в Москве ______________________________________________

Как изменилась жизнь семьи после знакомства с «благодетельным ангелом»? ____________________________________________________________________________________________________________

Часть 2. Напишите развернутый ответ на один из вопросов (не менее 5 предложений).

Считаете ли вы себя добрым человеком?

Приходилось ли вам встречать доброго человека?

Инструкция для учителя

Проверочная работа состоит из двух частей.

Часть 1 включает в себя вопросы с кратким ответом, выявляющие знание прочитанного текста. Часть 2 требует написания развернутого ответа на поставленный вопрос (5-8 предложений). В зависимости от уровня подготовки класса Часть 2 можно предложить для домашней работы.

Критерии оценивания ответа на задания

Каждый правильный ответ части 1 оценивается в 1 балл. Максимальное количество – 20 баллов.

Часть 2 оценивается по пяти критериям:

— глубина раскрытия темы и убедительность аргументов — 1//0,

— уровень владения теоретико-литературными понятиями — 1//0,

— композиционная цельность и логичность изложения — 1//0,

— следование нормам речи (наличие или отсутствие речевых ошибок) — 1//0

Максимальное количество – 5 баллов.

Максимальное количество баллов за всю работу – 25.

Источник

Презентация по литературе. УМК В.Я.Коровиной

имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Смотреть фото имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Смотреть картинку имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Картинка про имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Фото имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор

Описание презентации по отдельным слайдам:

Александр Иванович КУПРИН «Чудесный доктор» 6 класс тест Зайцева Анжела Иосифовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №311 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Какой факт не относится к биографии А.И. Куприна? а) родился в 1870 году в селе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника б) является автором рассказа «Белый пудель» в) закончил Московский университет

В каком городе происходят события, описанные в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»? а) в Киеве б) в Москве в) в Петербурге

Накануне какого праздника происходят события, описанные в рассказе «Чудесный доктор»? а) накануне Рождества б) накануне Пасхи в) накануне Крещения

Что мама Елизавета Ивановна, героиня рассказа «Чудесный доктор», поручила сделать своим детям Грише и Володе? а) растопить печку дровами б) пригласить доктора Афросимова в) отнести письмо бывшему хозяину своего мужа

Кем работал Емельян Мерцалов, герой рассказа «Чудесный доктор»? а) швейцаром б) управляющим домом в) врачом

Сколько лет было Грише, старшему сыну семьи Мерцаловых? а) 7 б) 10 в) 13

Кто из героев рассказа «вообще был кротким и застенчивым человеком»? а) доктор Афросимов б) Савелий Петрович в) Емельян Мерцалов

Как профессор Пирогов, герой рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор», обратился к Елизавете Ивановне, войдя в комнату Мерцаловых? а) дорогуша б) голубушка в) госпожа

Имя какого известного ученого встречается в рассказе «Чудесный доктор»? Оно было написано «на аптечном ярлыке, прикрепленном к пузырьку с лекарством, четкою рукою аптекаря». а) Николая Ивановича Пирогова б) Ивана Михайловича Сеченова в) Ивана Петровича Павлова

О ком из детей Мерцалова говорится: «Теперь он занимает довольно крупный ответственный пост в одном из банков, слывя образцом честности и отзывчивости на нужды бедности»? а) о Григории б) о Владимире в) о Марии

Как называется изобразительно-выразительное средство языка, использованное в предложении из рассказа «Чудесный доктор»: «Началась отчаянная, судорожная погоня за случайной работой»? а) сравнение б) эпитет в) гипербола

а) в старину у крестьян: кафтан из толстого сукна б) старинная мужская верхняя одежда, обычно без рукавов в) род длинного двубортного пиджака, обычно в талию В рассказе «Чудесный доктор» есть предложение: «Войдя в комнату, доктор скинул с себя пальто и, оставшись в старомодном, довольно поношенном сюртуке, подошел к Елизавете Ивановне». Что означает слово «сюртук»?

В рассказе «Чудесный доктор» есть предложение: «Иногда сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они <мальчуганы>видели елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой__________________». Звуки какого танца слышали мальчики, когда торопливо бежали по улице? а) польки б) мазурки в) кадрили

Какое слово пропущено в предложении из рассказа «Чудесный доктор»: «В тот же вечер Мерцалов узнал и фамилию своего неожиданного _______________»? а) благожелателя б) благотворителя в) благодетеля

К какому роду литературы относится рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор»? К эпосу

Какое пожелание произнес профессор Пирогов, прощаясь с семьей Мерцалова? «…главное – не падайте никогда духом»

Каково имя отца Гриши и Володи Мерцаловых? Емельян

Какой сюрприз ожидал Мерцалова после ухода профессора Пирогова? Деньги: «под чайным блюдцем вместе с рецептом чудесного доктора лежало несколько крупных кредитных билетов»

В каком учреждении работал Григорий Мерцалов, когда вырос? В банке

Как называлось имение профессора Пирогова? «Вишня»: сейчас это музей-усадьба Н.И. Пирогова в Виннице (Украина)

Как ты объяснишь название рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор»?

Можно ли сегодня следовать совету профессора Пирогова: «…главное – не падайте никогда духом»?

О чем заставил тебя задуматься рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор»?

имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Смотреть фото имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Смотреть картинку имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Картинка про имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Фото имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Смотреть фото имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Смотреть картинку имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Картинка про имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Фото имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Смотреть фото имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Смотреть картинку имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Картинка про имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Фото имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Смотреть фото имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Смотреть картинку имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Картинка про имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Фото имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор

Номер материала: ДБ-026523

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Смотреть фото имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Смотреть картинку имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Картинка про имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Фото имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Смотреть фото имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Смотреть картинку имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Картинка про имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Фото имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор

В московском метро появились наклейки для потерявшихся детей

Время чтения: 1 минута

имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Смотреть фото имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Смотреть картинку имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Картинка про имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Фото имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Смотреть фото имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Смотреть картинку имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Картинка про имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Фото имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор

Власти Амурской области предложили продлить каникулы в школах в связи с эпидобстановкой

Время чтения: 2 минуты

имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Смотреть фото имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Смотреть картинку имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Картинка про имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Фото имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор

Самым возрастным участником ЕГЭ в 2021 году стал 72-летний учитель математики

Время чтения: 1 минута

имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Смотреть фото имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Смотреть картинку имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Картинка про имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор. Фото имя какого известного ученого встречается в рассказе чудесный доктор

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемНиколай Родионов

Похожие презентации

Презентация на тему: » Александр Иванович КУПРИН «Чудесный доктор» 6 класс Тест Зайцева Анжела Иосифовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 311 Фрунзенского района.» — Транскрипт:

1 Александр Иванович КУПРИН «Чудесный доктор» 6 класс Тест Зайцева Анжела Иосифовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 311 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

3 1. Какой факт не относится к биографии А.И. Куприна? а) родился в 1870 году в селе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника б) является автором рассказа «Белый пудель» в) закончил Московский университет

4 2. В каком городе происходят события, описанные в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»? а) в Киеве б) в Москве в) в Петербурге

5 3. Накануне какого праздника происходят события, описанные в рассказе «Чудесный доктор»? а) накануне Рождества б) накануне Пасхи в) накануне Крещения

6 4. Что мама Елизавета Ивановна, героиня рассказа «Чудесный доктор», поручила сделать своим детям Грише и Володе? а) растопить печку дровами б) пригласить доктора Афросимова в) отнести письмо бывшему хозяину своего мужа

7 5. Кем работал Емельян Мерцалов, герой рассказа «Чудесный доктор»? а) швейцаром б) управляющим домом в) врачом

8 6. Сколько лет было Грише, старшему сыну семьи Мерцаловых? а) 7 б) 10 в) 13

9 7. Кто из героев рассказа «вообще был кротким и застенчивым человеком»? а) доктор Афросимов б) Савелий Петрович в) Емельян Мерцалов

10 8. Как профессор Пирогов, герой рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор», обратился к Елизавете Ивановне, войдя в комнату Мерцаловых? а) дорогуша б) голубушка в) госпожа

11 9. Имя какого известного ученого встречается в рассказе «Чудесный доктор»? Оно было написано «на аптечном ярлыке, прикрепленном к пузырьку с лекарством, четкою рукою аптекаря». а) Николая Ивановича Пирогова б) Ивана Михайловича Сеченова в) Ивана Петровича Павлова

12 10. О ком из детей Мерцалова говорится: «Теперь он занимает довольно крупный ответственный пост в одном из банков, слывя образцом честности и отзывчивости на нужды бедности»? а) о Григории б) о Владимире в) о Марии

13 11. Как называется изобразительно-выразительное средство языка, использованное в предложении из рассказа «Чудесный доктор»: «Началась отчаянная, судорожная погоня за случайной работой»? а) сравнение б) эпитет в) гипербола

14 а) в старину у крестьян: кафтан из толстого сукна б) старинная мужская верхняя одежда, обычно без рукавов в) род длинного двубортного пиджака, обычно в талию 12. В рассказе «Чудесный доктор» есть предложение: «Войдя в комнату, доктор скинул с себя пальто и, оставшись в старомодном, довольно поношенном сюртуке, подошел к Елизавете Ивановне». Что означает слово «сюртук»?

15 13. В рассказе «Чудесный доктор» есть предложение: « Иногда сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они <мальчуганы>видели елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой__________________». Звуки какого танца слышали мальчики, когда торопливо бежали по улице? 13. В рассказе «Чудесный доктор» есть предложение: «Иногда сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они <мальчуганы>видели елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой__________________». Звуки какого танца слышали мальчики, когда торопливо бежали по улице? а) польки б) мазурки в) кадрили

17 15. Какое слово пропущено в предложении из рассказа «Чудесный доктор»: «В тот же вечер Мерцалов узнал и фамилию своего неожиданного _______________»? а) благожелателя б) благотворителя в) благодетеля

19 1. К какому роду литературы относится рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор»? К эпосу

20 2. Какое пожелание произнес профессор Пирогов, прощаясь с семьей Мерцалова? «…главное – не падайте никогда духом»

21 3. Каково имя отца Гриши и Володи Мерцаловых? Емельян

22 4. Какой сюрприз ожидал Мерцалова после ухода профессора Пирогова? Деньги: «под чайным блюдцем вместе с рецептом чудесного доктора лежало несколько крупных кредитных билетов»

23 5. В каком учреждении работал Григорий Мерцалов, когда вырос? В банке

24 6. Как называлось имение профессора Пирогова? «Вишня»: сейчас это музей- усадьба Н.И. Пирогова в Виннице (Украина)

26 1. Как ты объяснишь название рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор»?

27 2. Можно ли сегодня следовать совету профессора Пирогова: «…главное – не падайте никогда духом»?

28 3. О чем заставил тебя задуматься рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор»?

Источник

Анализ рассказа «Чудесный доктор» (А.И. Куприн)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 09.05.2020 · Обновлено 09.05.2020

Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ рассказа «Чудесный доктор» по плану. Здесь он изложит смысл, тематику, проблематику и художественные особенности произведения А.И. Куприна. Книга интересна и лаконична, а ее разбор полезен на уроках и во время экзаменов.

История создания

В основе рассказа «Чудесный доктор» лежит достоверная история, которую поведал один из героев произведения автору. Куприн в 1897 году находился в Киеве, где и услышал трогательную повесть от банкира. В том же году 25 декабря в газете «Киевское слово» выходит рассказ. Прототипом чудесного доктора является знаменитый хирург Николай Пирогов.

Жанр, направление

Произведение «Чудесный доктор» создано на основе реальных событий, поэтому относится к реалистическому направлению. Автор также был представителем реализма.

Жанр – рассказ, но многие уточняют, что относится он к святочному или рождественскому. Данный жанр предполагает быструю завязку с определенной проблемой и такую же развязку с применением чуда. Произведение имеет свой чистый и светлый финал: добро побеждает зло, и вера в чудо оправдывается.

Смысл названия

Автор назвал свой рассказ «Чудесный доктор» по двум причинам:

Суть: о чем рассказ?

Действие разворачивается в 60-е годы 19 века в городе Киев. Повествование начинается с двух мальчиков, которые пристально смотрят на витрину с поросенком. Они весело толкают друг друга, улыбаются и смеются. Но не так все радостно, как оказалось. Семья Мерцаловых живет за счет любых найденных копеек. Дом в подземелье, денег нет, главу семьи выгнали с работы, год назад умер ребенок, а теперь еще болеет семилетняя сестра, которой нужны деньги на лечение. Надежд никаких уже не осталось, вся семья готовилась к худшему исходу.

Отец не мог сидеть дома, так как «сидением ничего не поможешь» и отправился просить милостыню. Мысли о самоубийстве начинают посещать его все чаще и выглядят не так трагично и ужасно. Наоборот, ему проще быстро умереть, чем смотреть на голодную и беспомощную семью. Но тут Мерцалов увидел огонек, который то и дело погасал и зажигался. Человек радостно подходит к отцу и делится новостью о подарках. Мерцалов не в силах больше терпеть, он начал яростно кричать о своей нелегкой жизни.

Но судьба повернулась к нему лицом и помогла встретить доктора. Они сразу же едут обратно домой. Врач осматривает Машутку и выписывает лекарство, деньги на которое оставляет подле записки на рецепт. Кроме этого, он оставил несколько крупных купюр. Не называя своего имени, доктор поспешил уйти. И только на самом рецепте было написано, что это знаменитый врач – Пирогов.

Главные герои и их характеристика

Главными действующими лицами являются глава семейства Мерцалов и доктор Александр Пирогов. Главные герои рассказа «Чудесный доктор», по мнению Многомудрого Литрекона, должны занять свое место в таблице.

Пироговзнаменитый врач хирургии. Он знает, как нужно общаться с людьми, что им сказать. Его взгляд и мягкая интонация в голосе сразу же вызывают доверительное отношение. Ему верят и его одобряют люди. Он не стал раздумывать: стоит помогать или нет. Сразу направился к дому Мерцаловых, чтобы сделать все возможное и спасти его дочь. Герой, который поведал эту историю автору, называет доктора святым. Он действительно таким был и будет.
Мерцаловсломленный мужчина, у которого когда-то было все: работа, деньги, здоровая семья. Теперь он потерял это. Но он устал бороться с цинизмом и подлостью людей. Его семья одна против всех, никто не хочет им помогать. Единственный выход для главы семейства – покончить жизнь самоубийством. Мерцалову стыдно и обидно, что он не может помочь своим детям и жене. Доктор спас его от страшной ошибки, которая привела бы всю его семью к погибели.

В своем рассказе «Чудесный доктор» автор поднимает важные темы: милосердие, человечность и доброта. Это и есть тематика произведения:

Проблемы

Автор раскрывает несколько проблем в маленьком рассказе «Чудесный доктор», которые в настоящее время присутствуют в жизни каждого человека.

Основная идея

Главная мысль рассказа «Чудесный доктор» заключается в одной фразе, произнесенная доктором: «Не падайте никогда духом». Всегда есть выход из ситуации, какая бы она не была. Опускать руки, впадать в уныние и отчаяние – последнее дело. Нужно бороться за жизнь, а не тянуться к веревке с мылом.

Нужно надеяться на чудо, которое обязательно случится. И такое чудо может совершить любой человек, который не останется в стороне. Доброта спасет каждого и поможет не осуществить безрассудные поступки. Всегда нужно быть честным, искренним и добрым по отношению к другим.

Автор говорит о том, что в наше время таких людей стало ничтожно мало. Всякое милосердие воспринимается чудом, а такого не должно быть. В этом и состоит смысл рассказа «Чудесный доктор».

Чему учит?

Произведение «Чудесный доктор» учит тому, чтобы каждый из нас не оставался равнодушным к людям. Проходя мимо бездомных, нищих, старых, больных, мы не замечаем, что им нужна помощь. Люди забывают о сострадании и милосердии. Все могут оказаться в подобной ситуации, как Мерцалов. Важно не пройти мимо и поддержать в любой ситуации. Если не деньгами, то хотя бы словом. Такое действие может изменить непоправимое решение человека.

Помощь одному не изменит в корне весь мир, но хотя бы направит одну жизнь на правильный вектор. Куприн заставляет задуматься об этом читателя. Такова мораль рассказа «Чудесный доктор».

Художественные особенности

А. Куприн прибегает к стилистическому приему, как антитеза. В начале он описывает красочную рождественскую улицу, которая украшена громадной елкой. Резкая смена эпизода, и автор уже рассказывает о жутком подвале, в котором живут герои. Детали еще больше погружают читателя в этот мир: плачущие от сырости стены, запах нищеты, крик ребенка, летнее пальто зимой и так далее.

А также применение эпитетов, которые раскрывают и описывают картину того дня: «ветхий дом», «грязная широкая постель», «душная промозглая комната», «Красных крепких яблок», «Мандаринов, нежно золотившихся», «толстым слоем розового сала».

Критика

Критики о рассказе «Чудесный доктор» высказывались так:

В. Лилин: «В ряде его [Куприна] произведений 1900-х годов видно стремление к показу хорошего, доброго, положительного начала в жизни. Но это стремление не приводит к примирению с окружающей действительностью, к восхвалению сложившихся общественных отношений… И хотя в таких рассказах, как «Чудесный доктор», «Тапер», есть отпечаток «благотворительного, рождественского жанра», но в основе этих рассказов лежит не проповедь мнимого братства имущих и неимущих, а восхваление славных деятелей русской культуры. Благотворителем в рассказе «Чудесный доктор» является великий русский медик Н. И. Пирогов в рассказе «Тапер» — замечательный пианист Антон Рубинштейн.»

Т. Л. Александрова: «…многие его [Куприна] произведения (например, рассказы «Тапер», «Чудесный доктор») свидетельствуют о том, что веры в высшее милосердие и жажды восстанавливающего справедливость чуда Божия Куприн не утратил.»

А. А. Волков: «Напряженные поиски положительного начала, острое внимание к проблескам хорошего, доброго проявились… в ряде… произведений, созданных Куприным во второй половине 90-х годов. Однако эти поиски положительного никогда не приводят его к примирению с действительностью, к утверждению или воспеванию сложившихся общественных отношений… »

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *