имена прилагательные делают нашу речь какой
Русский язык. 4 класс
Конспект урока
Русский язык, 4 класс
Урок № 45. Роль имён прилагательных в тексте.
Имя прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы какой? каков? какая? какова? какое? каково? какие? каковы? В начальной форме обозначает признак предмета. Бывают по форме полные – красивый и краткие – красив. Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, яркой и точной.
Полные прилагательные. В предложении полные прилагательные чаще всего являются определением. Мы подарили Марине большого медведя и вкусный торт.
Краткие имена прилагательные. В предложении краткие прилагательные являются только сказуемыми. Моя учительница строга и справедлива.
Текст-описание – текст, в котором много имён прилагательных. Текст описывает внешние (внутренние) качества кого-то или чего-то.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На этом уроке Вы сможете применить на практике свои знания о роли имени прилагательного в речи.
Прочитайте два текста. Какой текст вам нравится больше и почему?
Сегодня был хороший солнечный день. Мы с друзьями пошли на реку купаться. Вода в реке была чистая, прозрачная, свежая. Так и хочется искупаться в свежей струе! Маленькие рыбёшки плавали рядом. Они грелись в тёплой воде около берега.
Сегодня днём мы пошли с друзьями на реку купаться. В реке мы видели мальков. Они плавали у берега и грелись на солнце.
Текст слева имеет много имён прилагательных. Текст более красочный, можно представить картину, описанную в тексте. Текст справа не содержит слов, описывающих качества предметов и живых существ. Такой текст легко читать, но трудно представить в своём воображении.
Вы уже знаете типы текстов: текст-повествование, текст-рассуждение, текст-описание. Текст-описание – это текст, в котором много имён прилагательных, который описывает внешние (внутренние) качества какого-то живого существа или даже любого предмета. Текст-описание отвечает на вопрос какой?
Вот пример текста-описания:
Вечером снег укутал всё вокруг белым искрящимся покрывалом. Белые шапки и шали надели кусты и деревья. Двор усыпан мягким ковром снежинок. За окном холодная зима, а нам так и хочется упасть в этот пушистый, ласковый снег.
Утром выходим из дома, видим птичьи следы на свежем снегу. Воздух свеж и прозрачен. Хорошо зимой!
Синтаксическая роль имени прилагательного.
Прочитайте предложения. Как Вы думаете, какую роль выполняет прилагательное в предложении? Мы подарили Марине большого медведя и вкусный торт. Моя учительница строга и справедлива.
В предложении полные прилагательные чаще всего являются определением.
В предложении краткие прилагательные чаще всего являются сказуемым.
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля
2. Отгадайте загадки.
Что за фрукт? На вкус хорош
И на лампочку похож,
Бок зелёный солнцем греет,
Он желтеет и краснеет.
Какой вывод Вы можете сделать?
Проверьте себя по эталону:
Что за фрукт? На вкус хорош
И на лампочку похож,
Бок зелёный солнцем греет,
Он желтеет и краснеет.
Какой вывод Вы можете сделать?
Вывод: Имена прилагательные служат для уточнения значения имён существительных.
3. Вставьте имена прилагательные в текст-описание.
На западе ______________ накалом горела заря. Солнце клонилось к лесу, края _____________ облаков плавились, загорались _____________ светом. От его лучей иней горел всеми цветами радуги: от _______________ до ____________________. Наклонишься к снегу, и блеск исчезает.
Слова для справок: ослепительным, фиолетового, высоких, розовым, розового.
Проверьте себя по эталону:
На западе ослепительным накалом горела заря. Солнце клонилось к лесу, края высоких облаков плавились, загорались розовым светом. От его лучей иней горел всеми цветами радуги: от розового до фиолетового. Наклонишься к снегу, и блеск исчезает.
Примеры и разбор заданий контрольного модуля
Он начал колотить по _____________ груше.
2) Какое имя существительное можно подставить к этим прилагательным?
Деревянный __________, зелёный горький ________.
3) Долгими зимними вечерами мы собирались вокруг Машиной бабушки и слушали её интересные истории. В этом предложении…
А) Имён прилагательных три.
В) Имён прилагательных два.
В) Имён прилагательных четыре.
Г) Имён прилагательных нет.
4) Дом Антона Михайловича уютен. В этом предложении имя прилагательное является …
Проверьте себя по эталону:
Четыре правильных ответа – «Отличный результат!»
Три правильных ответа – «Хороший результат!»
Два-один правильных ответа – «Потренируйся ещё!»
В саду зацвела сирень. Куст все видели издалека, он был покрыт яркими сиреневыми кистями цветов. Подойдём ближе, вдохнём прекрасный аромат сирени. Вкусный запах поднимает настроение на весь день!
Перед домом зацвела сирень. Мы решили сорвать букет и подарить его учительнице. Ветки сирени легко ломались. Учительница поставила наш букет в центре стола. По классу разливался запах сирени.
Во-первых, это неприхотливое растение. Во-вторых, цветы сирени вкусно пахнут. В-третьих, с куста сирени надо обламывать цветущие побеги, чтобы куст цвёл на следующий год ещё больше. Вот за что мне нравится сирень.
Русский язык. 4 класс
Конспект урока
Русский язык, 4 класс
Урок № 45. Роль имён прилагательных в тексте.
Имя прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы какой? каков? какая? какова? какое? каково? какие? каковы? В начальной форме обозначает признак предмета. Бывают по форме полные – красивый и краткие – красив. Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, яркой и точной.
Полные прилагательные. В предложении полные прилагательные чаще всего являются определением. Мы подарили Марине большого медведя и вкусный торт.
Краткие имена прилагательные. В предложении краткие прилагательные являются только сказуемыми. Моя учительница строга и справедлива.
Текст-описание – текст, в котором много имён прилагательных. Текст описывает внешние (внутренние) качества кого-то или чего-то.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На этом уроке Вы сможете применить на практике свои знания о роли имени прилагательного в речи.
Прочитайте два текста. Какой текст вам нравится больше и почему?
Сегодня был хороший солнечный день. Мы с друзьями пошли на реку купаться. Вода в реке была чистая, прозрачная, свежая. Так и хочется искупаться в свежей струе! Маленькие рыбёшки плавали рядом. Они грелись в тёплой воде около берега.
Сегодня днём мы пошли с друзьями на реку купаться. В реке мы видели мальков. Они плавали у берега и грелись на солнце.
Текст слева имеет много имён прилагательных. Текст более красочный, можно представить картину, описанную в тексте. Текст справа не содержит слов, описывающих качества предметов и живых существ. Такой текст легко читать, но трудно представить в своём воображении.
Вы уже знаете типы текстов: текст-повествование, текст-рассуждение, текст-описание. Текст-описание – это текст, в котором много имён прилагательных, который описывает внешние (внутренние) качества какого-то живого существа или даже любого предмета. Текст-описание отвечает на вопрос какой?
Вот пример текста-описания:
Вечером снег укутал всё вокруг белым искрящимся покрывалом. Белые шапки и шали надели кусты и деревья. Двор усыпан мягким ковром снежинок. За окном холодная зима, а нам так и хочется упасть в этот пушистый, ласковый снег.
Утром выходим из дома, видим птичьи следы на свежем снегу. Воздух свеж и прозрачен. Хорошо зимой!
Синтаксическая роль имени прилагательного.
Прочитайте предложения. Как Вы думаете, какую роль выполняет прилагательное в предложении? Мы подарили Марине большого медведя и вкусный торт. Моя учительница строга и справедлива.
В предложении полные прилагательные чаще всего являются определением.
В предложении краткие прилагательные чаще всего являются сказуемым.
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля
2. Отгадайте загадки.
Что за фрукт? На вкус хорош
И на лампочку похож,
Бок зелёный солнцем греет,
Он желтеет и краснеет.
Какой вывод Вы можете сделать?
Проверьте себя по эталону:
Что за фрукт? На вкус хорош
И на лампочку похож,
Бок зелёный солнцем греет,
Он желтеет и краснеет.
Какой вывод Вы можете сделать?
Вывод: Имена прилагательные служат для уточнения значения имён существительных.
3. Вставьте имена прилагательные в текст-описание.
На западе ______________ накалом горела заря. Солнце клонилось к лесу, края _____________ облаков плавились, загорались _____________ светом. От его лучей иней горел всеми цветами радуги: от _______________ до ____________________. Наклонишься к снегу, и блеск исчезает.
Слова для справок: ослепительным, фиолетового, высоких, розовым, розового.
Проверьте себя по эталону:
На западе ослепительным накалом горела заря. Солнце клонилось к лесу, края высоких облаков плавились, загорались розовым светом. От его лучей иней горел всеми цветами радуги: от розового до фиолетового. Наклонишься к снегу, и блеск исчезает.
Примеры и разбор заданий контрольного модуля
Он начал колотить по _____________ груше.
2) Какое имя существительное можно подставить к этим прилагательным?
Деревянный __________, зелёный горький ________.
3) Долгими зимними вечерами мы собирались вокруг Машиной бабушки и слушали её интересные истории. В этом предложении…
А) Имён прилагательных три.
В) Имён прилагательных два.
В) Имён прилагательных четыре.
Г) Имён прилагательных нет.
4) Дом Антона Михайловича уютен. В этом предложении имя прилагательное является …
Проверьте себя по эталону:
Четыре правильных ответа – «Отличный результат!»
Три правильных ответа – «Хороший результат!»
Два-один правильных ответа – «Потренируйся ещё!»
В саду зацвела сирень. Куст все видели издалека, он был покрыт яркими сиреневыми кистями цветов. Подойдём ближе, вдохнём прекрасный аромат сирени. Вкусный запах поднимает настроение на весь день!
Перед домом зацвела сирень. Мы решили сорвать букет и подарить его учительнице. Ветки сирени легко ломались. Учительница поставила наш букет в центре стола. По классу разливался запах сирени.
Во-первых, это неприхотливое растение. Во-вторых, цветы сирени вкусно пахнут. В-третьих, с куста сирени надо обламывать цветущие побеги, чтобы куст цвёл на следующий год ещё больше. Вот за что мне нравится сирень.
Урок русского языка «Роль имен прилагательных в речи»
Выбранный для просмотра документ открыт.урок 6кл.рус прилаг..docx
урок русского языка в 6 классе
Роль имен прилагательных в речи
Учитель рус.яз. и литературы
Молодогвардейской средней школы
Учащиеся входят в класс, получают карточки и делятся на группы. (по прилагательным, относящимся ко временам года. (Белый, жаркий, снежный, ледяной, дождливый, морозный, зеленый, знойный.) Выбрать в каждой группе руководителя, который будет озвучивать работу группы.
Цель: осознание учащимися практической значимости употребления прилагательных в речи.
дать представление о роли имен прилагательных в речи;
обучить правильному и обоснованному подбору синонимов и антонимов к прилагательным;
способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнения, делать необходимые выводы ;
формировать умение правильного употребления прилагательных ;
способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе.
Стратегия активного обучения:
I. Вводно-мотивационный этап
1. Приветствие. Готовность к уроку.
2. Создание коллаборативной среды. (Различные виды приветствия)
Неоглядные дали открывает для нас школьное утро. И в эти неоглядные дали мы должны отправиться с хорошим настроением.
Ребята, хорошее ли у вас сегодня настроение? Подарите его друг другу, улыбнитесь!
У каждого на столе лежат смайлики, поделитесь ими с тем, кому вы хотите пожелать хорошего настроения, друг с другом или с нашими гостями.
С этим хорошим настроением мы и начинаем сегодняшний урок русского языка, п усть нам всем он принесет радость взаимодействия друг с другом, потому что язык – основное средство общения.
Художника нашего знает весь свет.
Раскрасит художник всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие.
Какой? Какая? Какое? Какие?
О какой части речи мы с вами будем говорить?
Формулировка темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы будем говорить о роли имен прилагательных в нашей речи.
Ваша цель: понять важность правильного употребления имён прилагательных в речи.
II. Этап актуализации прежних знаний.
1. Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает?
2. Найдите ключевое слово, спрятанное в кроссворде.
1) Марка вкусного сока. (добрый)
2) Исполненный твёрдости, непреклонности (решительный)
3) Человек, который много-много знает. (умный)
4) Подарок, который очень хотят и желают. (желанный)
5) Полный сил и энергии человек. (бодрый)
6) Деятельный, по значению противоположный пассивному. (активный)
– Кто уже готов? Озвучьте, что получилось. (Cлово дружба )
– Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Дети выходят и вокруг этого слова дружба пишут. (Cплоченность, коллективизм, помощь, поиск идей, ведь именно дружба, сплоченность помогли вам найти в кроссворде ключевое слово)
– А какие части речи помогли найти это слово? (Прилагательные)
III. Информационно-операционный этап.
1. Работа с текстом. Объяснение стратегии учителем.
Итак, ребята, именно дружба, сплоченность людей, помогают находить правильные решения в экстремальных ситуациях. Однажды в открытом океане моряки получили сообщение о вражеской торпедной атаке. Капитан собрал всю команду на палубе корабля. И все, начиная с младших матросов, отвечали на один вопрос: Как спастись в ситуации торпедной атаки? Каждый выдвигал свою идею. Все идеи были разные, даже абсурдные, дикие, нереальные. Корабельный кок предложил всем вместе подуть на торпеду, чтобы сбить ее с курса. Им повезло. Торпедной атаки не было. Но капитан пришел к выводу, что даже “дикая” идея кока могла привести к настоящему решению (торпеду можно было притормозить мощной струей корабельной помпы). Так возник мозговой штурм как способ поиска новых идей.
Правила мозгового штурма таковы:
Принимать все идеи, даже абсурдные.
2. Групповая работа.
В группах есть руководители, выберите секретаря, который будет фиксировать идеи.
На первом этапе создаем банк идей. Рабочие группы получают задания, которые помогут определить роль прилагательных в речи.
Задание первой группе: у прилагательных не было своих рода, числа, падежа. Как помочь прилагательным обрести эти грамматические категории? (Попросить у существительных, предложить ему свои услуги взамен этих категорий)
Задание второй группе: представьте такую ситуацию, что из нашей речи исчезли все прилагательные. Что может произойти? (Катастрофа, все станет серым)
На втором этапе нужно проанализировать все свои идеи. Какие из них самые важные, докажите!
На третьем этапе обработайте свои результаты, сделайте окончательный вывод.
Подведение итогов работы в группах:
К какому выводу мы пришли? Какова роль прилагательных? (речь с прилагательными богаче, образнее). Какое практическое применение могут найти ваши идеи? В этом нам помогут творческие задания.
Творческие задания в группах: Осень бывает разной. Каждый видит её по-своему.
У вас на столах лежат тексты, которые необходимо “украсить” прилагательными. Сделайте запись в тетрадях. (записывайте уже готовый текст, с прилагательными).
Задание 1 группе: опишите осень, как прекрасное время года, используя прилагательные.
« Пришёл октябрь, а с ним и ____осень, _____, ____ и _____.
_____ осень любит _____ краски. _____ветер гонит опавшую листву по _____ аллеям.
______дождик стучит _____ каплями по крышам. По _____небу плывут ______и ____ облака.»
Слова для справок: золотая, ласковая, грустная, прекрасная, теплая, яркие, прохладный, широким, мелкий, теплыми, голубому, легкие, пушистые.
Задание 2 группе: опишите осень, как дождливое, холодное, грязное, неуютное время года, используя прилагательные.
« Пришёл октябрь, а с ним и ____осень,_____,____ и_____.
_____осень любит_____краски. _____ветер гонит опавшую листву по _____ аллеям.
_____дождик стучит _____каплями по крышам. По_____небу плывут______и____облака.»
Слова для справок: холодная, дождливая, грязная, неуютная, суровая, темные, пронзительный, мокрым, ледяной, тяжелыми, темному, свинцовые, грозные.
Сравните первый и второй варианты текста. Какой вывод из этого следует?
Сравните текст 1 гр. и 2ой. как меняют разные прилагательные один и тот же текст?
вывод : в художественном описании почти каждое четвертое слово – прилагательное. /Наша речь без прилагательных не будет точной, меткой, образной, а будет бедной, неэмоциональной, неяркой./ От прилагательных зависит эмоциональный характер текста.
Чем еще может помочь прилагательное нам, кроме описания природы? ( описание внешнего вида предмета, характера, внутреннего состояния.)
Учитель называет слова весёлый(2), ушастый(1), печальный(2), грустный(2), хвостатый(1), радостный(2), пятнистый(1), задумчивый(2), маленький(1).
Молодцы, умеете отличать прилагательные, которые обозначают признак внешнего вида от прилагательных, обозначающих признак настроения.
— Ребята, посмотрите на слайд, сравните с тем, что назвали команды. Что означает многоточие в конце каждой строчки?
(Ряды слов-антонимов можно продолжить)
Записывем в тетрадь 2 примера, какие нравятся.
Какой вывод можно сделать о роли антонимов-прилагательных в речи?
(Антонимы-прилагательные обогащают нашу речь, делают ее более выразительной. Очень часто используются в пословицах, чтобы подчеркнуть противоположное. Старый друг лучше новых двух. Хороша веревка длинная, а речь короткая. Маленькое дело лучше большого безделья.)
2) А что такое синонимы?
Продолжим нашу игру. Я показываю цветную карточку, а вы находите на слайде нужный синоним или синонимы к определенному виду цвета. Устно называете.
(на слайде разные оттенки цвета с надписями)
Красный (алый, багровый, огненный, кровавый, пурпурный)
Синий (голубой, бирюзовый, небесный, васильковый, лазурный )
Желтый (золотой, солнечный, янтарный)
Записываем 2 примера в тетрадь
Вывод: синонимы-прилагательные устраняют повтор слов, обогащают язык.
I V. Рефлексивно-оценочный этап.
1.Что нового узнали на уроке? Какие важные проблемы мы решили?
Для чего же в речи нужны имена прилагательные?
Мы сегодня наблюдали, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи и пришли к выводу, что прилагательные делают нашу речь, яркой, эмоциональной, образной, слова-антонимы и слова-синонимы устраняют повтор, обогащают язык, делая его более выразительным.
Все разнообразие нашего мира передается с помощью имен прилагательных. Именно они способны сделать нашу речь живописной. Без них речь бедна и невыразительна. Мир без прилагательных теряет краски, размеры, запахи, звуки – становится серым, однообразным.
Вы хорошо сегодня поработали, передайте ваши тетради на проверку, я проверю их и оценю каждого из вас.
Оценивание работы учащихся на уроке. За устную работу сразу.
Попробуйте сами оценить свою работу при помощи прилагательных. Какие вы?
Интеллектуальные, любознательные, успешные, трудолюбивые, эрудированные, старательные, умные, внимательные. Молодцы.
Открываем дневники, записываем Д/З
(картина с изображением зимы)
V . Домашнее задание. напишите мини-сочинение по теме “Зима”.
Посмотрите на доску, пусть каждый выберет вариант по своим силам.
“ Пишу сам (а)” (на доске картина “Зима”).
Прошу маленький SOS (помощи). ( В кармане под SOS – слова – помощники: день, мороз, небо, земля, снег, лес, деревья, зима).
“ Прошу большой SOS”. (В кармане – карточки.)
Пришла ______ зима. Стоят ______ и______морозы. Земля покрылась ______ снегом. Стоит ______ лес. Деревья украшены _______ узорами инея. В ______ снег спрятались ______ ёлочки. ______ мороз сковал воду на реке. _______ жители давно приготовились к зиме.
Учитель. Человека окружают разные предметы, их много и у каждого немало признаков.
Дать конверты с надписью, дети читают (шоколадная, сладкая, вкусная, хрустящая, ореховая, лимонная, апельсиновая, нежная ). Как вы думаете, о каком предмете идет речь? Откройте конверты, это конфета. Как много признаков у одного маленького предмета.
Стихотворение о важности имен прилагательных.
Имя прилагательное. Употребление имен прилагательных в речи
МБОУ «СОШ №26» города Оби Новосибирской области
Технологическая карта урока
русский язык по теме: Имя прилагательное . Употребление имен прилагательных в речи .
Подготовила: учитель начальных классов Зенина Алла Викторовна
Тема урока: Имя прилагательное. Употребление имен прилагательных в речи
Тип урока: Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
Цель урока: Обобщение знаний учащихся об имени прилагательном, закрепление лексико-грамматических признаков имён прилагательных.
1. Углубить представление учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов.
2. Создать условия для развития познавательного интереса к языку, формирования орфографической зоркости, речевой культуры, мыслительных процессов.
3. Формировать навыки грамотного письма
4. Способствовать воспитанию нравственных качеств личности и эстетических чувств.
Личностные: осознание значимости в речи имен прилагательных; актуализация мыслительной и творческой деятельности; формирование умения работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму.
Регулятивные: отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков, структурировать знания; сличение способа действия при анализе имен прилагательных, орфографической работе и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Форма организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование : компьютер, презентация, карточки с заданиями.