игра в договорки когда текст нужно закончить словом представляет собой какое чтение

Советы родителям «Как помочь дошкольнику полюбить книгу»

игра в договорки когда текст нужно закончить словом представляет собой какое чтение. Смотреть фото игра в договорки когда текст нужно закончить словом представляет собой какое чтение. Смотреть картинку игра в договорки когда текст нужно закончить словом представляет собой какое чтение. Картинка про игра в договорки когда текст нужно закончить словом представляет собой какое чтение. Фото игра в договорки когда текст нужно закончить словом представляет собой какое чтение Жанна Гребенникова
Советы родителям «Как помочь дошкольнику полюбить книгу»

Как помочь дошкольнику полюбить книгу

Детская литература имеет большое значение в эмоциональном, эстетическом, познавательном и речевом развитии детей. Первый литературный опыт ребенок получает в семье, от отношения родителей к литературе зависит качество и широта читательских интересов дошкольников. Но не всегда в семье процесс литературного развития происходит эффективно. Это вызвано комплексом причин. Первая, заключается в угасании интереса к литературе в обществе. Вторая, в недостаточном знании возрастных особенностей ребенка и возможностей своего ребенка. Зная взрослую литературу, родители не достаточно знают произведения детской. Между тем исследования ученых убедительно доказывают, что будущего читателя необходимо воспитывать, когда он еще слушает. Но детское чтение можно разделить на виды: опосредованное, самостоятельное, чтение-сотворчество.

Здесь ведущая роль принадлежит чтецу – родителю, воспитателю. Ребенок выступает в роли слушателя. Это позволяет взрослому:

— контролировать процесс чтения: соблюдать ритм, варьировать текст, делая его более доступным;

— ярко и выразительно подавать материал;

— следить за реакцией детской аудитории;

Но для того, чтобы чтение стало радостью важен настрой не только ребенка, но и взрослого как чтеца. Это задача не легкая. Текст, требуется не просто механически произносить, но и обыгрывать, не торопиться, создавать голосом образы героев произведения. Взрослый должен быть готов реагировать на внезапно возникшие по ходу текста вопросы, комментарии. Чтение процесс творческий. Творится внутренний мир читателя, оттачивается читательский вкус, гармонично развивается речь. Но существует еще такой вид чтения как

Ребенок совмещает роль слушателя с ролью чтеца (пусть не надолго) и ролью литературного критика. Необходимо как можно раньше учить отличать положительные и отрицательные стороны героев произведений. Сотворчество как совместное исследование, открывает новый мир книги и дает массу положительных эмоций и полезных навыков. Кроме развития речи, творческого мышления сотворчество при общении с книгой позволяет в игровой форме привлечь ребенка к самому процессу чтения. Можно начать чтение и предложить ребенку продолжить его. Детям нравится игра в «договорки», когда текст, лучше стихотворный, нужно закончить словом подходящим по смыслу (в рифму). Такое полезное развлечении увеличивает словарный запас, развивает чувство языка, ребенок учится слышать не только отдельные слова но их сочетания. Можно предложить и такой вариант: взрослый читает, а ребенок слушает текст и считает, сколько раз встречается какое-либо слово (рекомендуется брать небольшие произведения). Поскольку в сложный процесс слушания вводится элемент игры, то этот процесс становится более интересным. Также можно обыграть любимое детское произведение в том или ином варианте. Либо предложить читающему дошкольнику чтение по ролям небольших произведений.

Наиболее сложный вид чтения. Важно, чтобы на фоне неудач у ребенка не пропал интерес к обучению чтения. Ребенок сталкивается с трудностью в виде слабой технике чтения, и с другой стороны, необходимостью вникать в смысл текста. А также маловыразительное чтение по слогам отличается от захватывающего чтения взрослого, да еще и слова малознакомые попадаются. Таким образом, очень важно чтобы на этом этапе рядом всегда был взрослый, помогая вникать в смысл.

Совместное чтение детских книг поможет родителям закладывать в душу ребенка добрые впечатления и достойные для подражания примеры поведения. Сколько существует стихов, рассказов о любви детей к родной семье, к родителям, бабушке и дедушке, к сестрам и братьям (Я. Аким, А. Барто, Р. Погодин, Е. Благинина! Наконец, книги, которые выбирают взрослые, должны развивать художественный вкус, чувство прекрасного, познавательную активность, обогащать речь ребенка.

Методические рекомендации по организации домашнего чт ения

1. Семейное чтение должно стать любимым ритуалом. Ежедневно по 15-20 минут в спокойной обстановке. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребенок научится читать.

2. Показывайте ребенку, что чтение доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая повинность.

3. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребенок должен знать, что книга не игрушка, не крыша для кукольного домика, не повозка для игрушек, Приучайте к аккуратному обращению к ней.

4. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком. Дети должны видеть лицо, мимику, выражение глаз, жесты читающего взрослого. Это усиливает впечатление от прочитанного и ребенок чувствует, что читают для него и взрослый замечает чувства и эмоции ребенка.

5. Читайте детям не торопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чаруют ребенка, он наслаждается напевностью русского сказа, ритмом стиха.

6. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко то тихо – в зависимости от содержания текста.

7. Сокращайте текст, если он слишком длинный. Окончание перескажите. Если вы читаете ребенку на ночь, следите, чтобы у истории был счастливый конец.

8. Читайте книги всегда, когда ребенок хочет их слушать.

9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка позволить ему самому выбрать книгу в семейной детской библиотеке.

10. Ходите вместе с ребенком в библиотеку, в книжный магазин.

11. Отведите дома уголок для ремонта книг. Оборудование для ремонта: бумага, клей, ножницы, нитки.

12. Прежде чем прочитать ребенку незнакомую вам книгу прочитайте ее сами.

13. Не отрывайте ребенка от рассматривания книги с картинками.

1. Дошкольное воспитание 2009 №6

3. Микляева Н. В., Мишина Т. С. Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения

«Опытно — экспериментальная деятельность в работе со старшими дошкольниками. Проект «Хочу всё знать» В проекте рассматривается вопрос о развитии исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании в рамках введения «ФГОС.

«Потенциал игровой деятельности в познавательном и речевом развитии детей» Работая с детьми старшего дошкольного возраста, считаю, что этот период очень важный в жизни ребенка. В этом возрасте дошколята желают познавать,.

Источник

Игра в договорки когда текст нужно закончить словом представляет собой какое чтение

игра в договорки когда текст нужно закончить словом представляет собой какое чтение. Смотреть фото игра в договорки когда текст нужно закончить словом представляет собой какое чтение. Смотреть картинку игра в договорки когда текст нужно закончить словом представляет собой какое чтение. Картинка про игра в договорки когда текст нужно закончить словом представляет собой какое чтение. Фото игра в договорки когда текст нужно закончить словом представляет собой какое чтение

Уважаемые родители!
Читать вместе – это огромный труд, но, когда вы читаете, ваши дети фантазируют, создают красочный мир, в котором живут их друзья – литературные герои.

Когда вы читаете вслух, вы делите с ребенком не только время, но и интерес, вы рассуждаете, обсуждаете прочитанное.

Когда вы читаете, вы учите ребенка слушать, слушать долго, и не прерываясь, слушать вдумчиво и внимательно.

Чтение хорошей детской книги всегда приятно: помогает лучше понимать своих детей и вновь возвращает вас в мир своего детства.

игра в договорки когда текст нужно закончить словом представляет собой какое чтение. Смотреть фото игра в договорки когда текст нужно закончить словом представляет собой какое чтение. Смотреть картинку игра в договорки когда текст нужно закончить словом представляет собой какое чтение. Картинка про игра в договорки когда текст нужно закончить словом представляет собой какое чтение. Фото игра в договорки когда текст нужно закончить словом представляет собой какое чтение

1. Виды семейного чтения
Чтение бывает опосредованным, чтением-сотворчеством и самостоятельным.

Опосредованное чтение – это чтение, когда ведущая роль принадлежит чтецу, то есть взрослому. Ребенок выступает в роли слушателя. Это дает возможность взрослому:
— контролировать процесс чтения: соблюдать ритм, изменять текст, делая его более доступным
— ярко и выразительно подавать материал
— следить за реакцией ребенка

Чтение вслух – задача не из легких. Текст требует не просто механического произношения, но и обыгрывания, создания голосом образов героев книги. По своему опыту родители знают, что через страницу начинает одолевать зевота и клонит в сон. А случается это тогда, когда чтение ребенку воспринимается как обязанность. Чтобы чтение вслух стало радостью, важен настрой не только ребенка, но и взрослого. Будьте готовы реагировать на внезапно возникающие по ходу чтения вопросы и комментарии ребенка и его проявлению отношения к прочитанному: смех, плач, протест. Чтение – это общение, разговор, и если вы обрываете ребенка: «Сначала послушай, разговаривать будем потом», он почувствует себя брошенным и ненужным.

Чтение как сотворчество – это чтение, когда на равных участвуют взрослый и ребенок. Ребенок совмещает роль слушателя и роль рассказчика, и даже роль критика. Учите ребенка отмечать положительные и отрицательные стороны героев книги как можно раньше, ведь высказанная вслух симпатия или антипатия к герою поможет малышу осознать, почему нравится один и не нравится другой герой. Кроме развития речи и творческого мышления, сотворчество позволяет незаметно привить у ребенка желание читать самому. Какие же варианты сотворчества существуют?
— Начинаете чтение и через некоторое время предлагаете ребенку придумать, что должно произойти дальше
— Можно прочитать стихотворение с разными интонациями: весело, печально и обсудить, какая из них была правильная.
— Можно устроить чтение по ролям. Вы говорите за одного героя, ребенок за другого, он начинает следить за смыслом, учится говорить с выражением, тренирует память.
— Очень нравится детям игра в «договорки», когда текст надо закончить словом, подходящим по смыслу. Эта игра увеличивает запас слов ребенка, развивает чувство языка, учит слышать отдельные слова и их сочетания.

Самостоятельное чтение – самый сложный вид чтения. Легко запоминая буквы, ребенок сталкивается с проблемой соединения их в слоги, а затем в слова. На фоне неудач у него может пропасть интерес к чтению. Введите элементы игры в процесс овладения чтением.
Упражнение-загадка поможет понять логику образования слова. Выберите для чтения простые и понятные слова, например: мяу, гав, хрю и т.п. Буквы напишите на отдельных карточках. Прежде, чем показывать буквы, спросите: «Как мяукает кот?» Покажите поочередно буквы, М-Я-У, попросите их назвать, причем именно звуки м, я, у – это облегчит складывание их в слоги. Когда буквы названы, спросите: какое слово получилось, и кто его произносит.
Следите, чтобы занятие не утомило ребенка, предложите послушать стихи или сказки о буквах.
Ваш ребенок научился читать сам. Вы испытываете гордость и облегчение. Вручаете ему интересную книгу и освобождаете себя от этой повинности. Это самая большая ошибка родителей. Даже научившись читать самостоятельно, ребенок нуждается в вас, как в чтеце.
Во-первых, стремление ребенка получить из книги интересующую его информацию натыкается на его слабую технику чтения, теряется смысл текста.
Во-вторых, чтение взрослого выразительное, эмоциональное, что делает содержание более захватывающим.
В-третьих, взрослый помогает вникнуть в смысл, если попадаются незнакомые слова.
В-четвертых, это возможность пообщаться с ребенком, жить с ним одними интересами.
Испытывая негативные эмоции от вашего отказа почитать, он на подсознательном уровне проводит параллель между чтением и вашим нежеланием тратить на него время. И он все меньше стремится к чтению, родители удивляются: «Он так любил читать!».
Не торопите события, пусть инициатором самостоятельного чтения станет он сам.

Источник

Договорки, как эффективный способ запоминать слова

Помочь ребенку выучить иностранный язык – дело непростое, ведь занятие с детьми должно быть не только простым и понятным, но еще и интересным. В противном случае ребенку станет скучно, он перестанет обращать на вас внимание и учеба пройдет зря.

В основе обучения детей устному общению на иностранном языке в начальной школе лежит игра, которая, по меткому выражению И.А. Зимней, является для маленьких учеников психологическим оправданием для перехода на новый язык обучения.

Как же заинтересовать ребенка и заставить его выучить несколько новых английских слов? На помощь приходят так называемые стишки-договорки, написанные на русско-английском языке.

Такая форма разучивания оптимально подходит для детей младшего школьного возраста, однако уместна для всех, кому простое «зазубривание» плохо дается.

Более того, благодаря контексту, хорошо запоминает не только звучание нового слова, но и его значение. Но чтобы связать графическую оболочку со значением, важно в голове придумать образ. И его оживить. Картинка должна быть яркой, интересной для ребенка. И, что самое главное, двигаться. (мнемотехника)

Изучение иностранного языка позволяет загадывать самые элементарные вещи, получая от этого огромное удовольствие (ребенок осознает: сам придумал и загадал (или сам отгадал) загадку на иностранном языке!).

Их огромное множество, но плюс в том, что сочинить их может как сам учитель, так и его ученики.

Ребята сами с удовольствием составляют загадки-договорки. Обучение составлению загадок провожу на конкретном примере. Этапы следующие:

1. Предлагаю несколько загадок-договорок для разгадывания

2. Представляю ряд слов, к которым подбираем рифму (устно или письменно). В основном ориентируюсь при выборе на новую лексику. Например, くだものーのりもの

Вот что из этого получается:

1. くだもの – это фрукты, очень важные продукты

Источник

Лекторий для родителей на тему » Роль семейного чтения»

Лекторий для родителей :

« Роль семейного чтения. Как совершенствовать технику и выразительность чтения.»

Учитель: Омелько Е. В.

Способствовать возрождению традиции семейного чтения.

Организация семейного общения и совместного досуга детей и родителей.

изучить читательскую ситуацию в семьях, круг детского чтения.

расширить социальное партнерство, привлечь детей и родителей к чтению.

помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания школьников, интеллектуального ресурса развития их личности.

Василий Александрович Сухомлинский, когда исследовал причины

умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной

школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура

формирующие человека читающего. Дефицит внимания хотя бы одной из

сторон негативно сказываются на ребёнке в целом.

Сегодня мы поговорим о семейном чтении и его роли в жизни ребёнка.

педагогический процесс совместного чтения детей и родителей с последующим

обсуждением, анализом текста в любых формах ( устных, письменных, игровых и

Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика.

Именно дом является наиболее важным образовательным учреждением в стране, и

нравственные основы, прививаются духовные ценности, зарождаются истоки

детской души и основы мировоззрения.

Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его

родителей. Недаром ещё в XVI веке было замечено: «Ребёнок учится тому, что

ли родители сами или нет. Если они вечером большую часть времени проводят на

кухне или у телевизора, то вряд ли их дети будут любить читать. Желание читать,

Семья – начало детского чтения.

Главное отличие семейных чтений от других его видов, состоит в том, что

развитием своего ребёнка, формированием его нравственности. Сам по себе

процесс семейного чтения является фактором духовного и эмоционального

развития ребёнка, потому что в такие минуты происходит тесный эмоциональный

контакт, взрослый и ребенок вместе сопереживают героям книги, а ничто так не

сплачивает семью, как совместные переживания. Именно в процессе семейного

чтения, при помощи книги происходит передача идеалов добра и духовности от

одного поколения к другому.

Читать вместе – это огромный труд, но, когда вы читаете, ваши дети

фантазируют, создают красочный мир, в котором живут их друзья – литературные

Когда вы читаете вслух, вы делите с ребенком не только время, но и интерес, вы

рассуждаете, обсуждаете прочитанное.

Когда вы читаете, вы учите ребенка слушать, слушать долго, и не прерываясь,

слушать вдумчиво и внимательно.

Чтение хорошей детской книги всегда приятно: помогает лучше понимать

своих детей и вновь возвращает вас в мир своего детства.

Семейное чтение подразделяется на следующие виды: оно может быть

опосредованным, чтением-сотворчеством и самостоятельным.

Опосредованное чтение – это чтение, когда ведущая роль принадлежит

чтецу, то есть взрослому. Ребенок выступает в роли слушателя. Это дает

контролировать процесс чтения: соблюдать ритм, изменять текст, делая его более

— ярко и выразительно подавать материал;

— следить за реакцией ребенка.

Чтение вслух – задача не из легких. Текст требует не просто механического

произношения, но и обыгрывания, создания голосом образов героев книги. По

своему опыту родители знают, что через страницу начинает одолевать зевота и

клонит в сон. А случается это тогда, когда чтение ребенку воспринимается как

обязанность. Чтобы чтение вслух стало радостью, важен настрой не только

ребенка, но и взрослого. Будьте готовы реагировать на внезапно возникающие по

ходу чтения вопросы и комментарии ребенка и его проявлению отношения к

прочитанному: смех, плач, протест. Чтение – это общение, разговор, и если вы

обрываете ребенка: «Сначала послушай, разговаривать будем потом», он

почувствует себя брошенным и ненужным.

Чтение как сотворчество – это чтение, когда на равных участвуют взрослый и

ребенок. Ребенок совмещает роль слушателя и роль рассказчика, и даже роль

Учите ребенка отмечать положительные и отрицательные стороны героев книги

как можно раньше, ведь высказанная вслух симпатия или антипатия к герою

поможет ребёнку осознать, почему нравится один и не нравится другой герой.

Кроме развития речи и творческого мышления, сотворчество позволяет незаметно

привить у ребенка желание читать самому. Какие же варианты сотворчества

— Начинаете чтение и через некоторое время предлагаете ребенку придумать, что

должно произойти дальше.

— Можно прочитать стихотворение с разными интонациями: весело, печально и

обсудить, какая из них была правильная.

— Можно устроить чтение по ролям. Вы говорите за одного героя, ребенок за

другого, он начинает следить за смыслом, учится говорить с выражением,

— Очень нравится детям игра в «договорки», когда текст надо закончить словом,

подходящим по смыслу. Эта игра увеличивает запас слов ребенка, развивает

чувство языка, учит слышать отдельные слова и их сочетания.

Самостоятельное чтение – самый сложный вид чтения. Только ребенок

научился читать, родители испытывают гордость и облегчение. Вручают ему

интересную книгу и освобождают себя от этой повинности. Это самая большая

ошибка. Даже научившись читать самостоятельно, ребенок нуждается в нас, как в

Во-первых, стремление ребенка получить из книги интересующую его

информацию натыкается на его слабую технику чтения, теряется смысл текста.

Во-вторых, чтение взрослого выразительное, эмоциональное, что делает

содержание более захватывающим.

В-третьих, взрослый помогает вникнуть в смысл, если попадаются незнакомые

В-четвертых, это возможность пообщаться с ребенком, жить с ним одними

Испытывая негативные эмоции от вашего отказа почитать, он на

подсознательном уровне проводит параллель между чтением и вашим нежеланием

тратить на него время. И он все меньше стремится к чтению, родители удивляются:

«Он так любил читать!».

Для наших детишек я настоятельно рекомендую вам следующее:

1. У наших детей очень скудное представление об окружающем мире, поэтому

перед чтением посмотрите вместе с ним диафильм или мультфильм по данному

произведению, причём, обсуждая каждый кадр. ( Кто это? Что это? Что хочет

сделать мальчик? Как ты думаешь почему он так поступил? И т.д.)

2. Из-за маленького словарного запаса, необходимо объяснять ребёнку большое

количество непонятных ему слов. Обязательно это нужно делать с

иллюстрациями.( История с вербой.)

3. Не поленитесь, обыграйте самый яркий отрывок из произведения или весь

рассказ. Это может быть и чтение по ролям, кукольный театр, рисунок,

Как же привлечь ребенка к чтению книг?

1. Чтобы ребенок полюбил чтение, нужно подавать ему пример,

читая при нем книги, газеты, журналы.

2. Читать с ребенком нужно каждый день. Пусть это в вашей семье будет

доброй традицией. И что не маловажно, чтение вслух оставляет воспоминания на

всю жизнь. Можно читать друг другу по очереди, по ролям….. Вариантов очень

много. А если ребенку читать перед сном, то он будет в восторге, и приятнее ему

3. И, конечно же, не забывайте выбрать ту книжку, которая будет интересна

ребенку, а не вами не то, что читают в школе.( особенно нашим детям, т.к. те

произведения, которые они читают в классе сложны для их восприятия и не

вызовут столько положительных эмоций, сколько бы хотелось). Можно выбрать

книгу, описывающею ситуацию, в которой он был. Например, после прогулки по

лесу или по аллее книга про природу будет воспринята на «ура».

4. Окружайте ребенка книгами. Если ребенок живет в окружении книг, они

становятся обязательной частью его жизни.

5. Подпишите ребенка на детский журнал – он должен привыкнуть, что

ежемесячно будет получать замечательный подарок, поскольку чтение такого

подарка доставляет удовольствие.

6. Сделайте ребенку свой книжный уголок. Пусть у него дома будет своя

7. Читайте медленно с интонацией. Не спешите, добавьте драматичности и

выражения вашему голосу. Ребенку интереснее будет слушать вас. В конце

задавайте вопросы о прочитанном. Делайте паузы в чтении, чтобы ребенок мог

спросить о непонятных местах и обдумать прочитанное.

8. Дети любят перечитывать любимые истории, потому что знают, что

произойдет с любимыми героями дальше. Или же можно купить аудио запись

9. Обязательно слушайте, как ребенок читает сам. Пусть он чувствует интерес

старших. Если ребенок заинтересовался каким-либо жанром (приключением,

фантастикой и т.п.), темой (о животных, о природе и т.п.), то предложите ему

10. Лучший подарок – игрушка, а не книга! Говорят книга – хороший подарок,

только не для школьника. Хороша она только для того, кто любит читать. Книгу

нужно дарить, но не на праздники. Дарите просто так.

11. Запишитесь с ребенком в библиотеку! Там атмосфера особенная. К

тому же проводятся праздники и занятия. У ребенка начнется формироваться

Давайте подружим наших детей с книгой, научим наслаждаться чтением, ведь

чтение способствует успешному освоению грамотного письма, обогащает

словарный запас, развивает память и воображение, ребенок учится

сопереживать, развивается эмоционально. Так же общение с книгой выступает

мощным источником развития интеллекта, и успешность ребенка в учебе

находится в прямой зависимости от его начитанности. А семейное чтение

способствует укреплению семейных связей, повышает у ребенка авторитет

родителей, позволяет взрослому участвовать в жизни ребенка, познать мир его

Если у ребенка слезы и капризы
Не берите, мамы, в помощь телевизор.
Малыш не разберется, что там на экране,
И добрей, и лучше от него не станет.
И не упустите в этой жизни мига:
Покажите детям, что такое книга!

Анкета для родителей по теме «Ребенок и книга»

Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты:

1. Читаете ли вы ребёнку книги? Если да, то как часто:
— ежедневно
— несколько раз в неделю
— редко, когда есть время

2. Вы читаете детям книги:
— по просьбе ребенка
— по своей инициативе

3. Обсуждаете ли вы прочитанное с ребёнком?

4. Есть ли у ребёнка домашняя библиотека?
Сколько книг (приблизительно) она включает?
Каких жанров (стихи, сказки и т. д.)

5. Какие книги предпочитает ваш ребёнок:
— сказки
— стихи
— литературу о природе
— энциклопедии, книги познавательного содержания
— нет определённых предпочтений

6. Рассказывает ли ваш ребёнок о тех книгах,
которые прочитали в детском саду?

7. Ходите вы с ребёнком в библиотеку?

8. Читаете ли вы с ребёнком произведения для длительного чтения?
Если да, то, какие последние произведения вы прочитали?

9. Читаете ли вы сами литературу?
Если да, то что предпочитаете:
— периодическую литературу (журналы, газеты)
— познавательную литературу
— художественную литературу

Спасибо за сотрудничество!

Памятка для родителей «Рекомендации по организации семейного чтения»

При выборе взрослым сказки для семейного чтения следует ориентироваться на собственный интерес и на проблему семьи и своего ребёнка.

Читать детям нужно регулярно, в специально отведённом для этого месте.

Кто именно будет читать ребёнку – определите сами исходя из понимания смысла этого ритуала: к кому из вас должен потом обратиться ребёнок за советом в случае появления житейских затруднений.

Если после прочитанного у ребёнка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, спросите, как он сам понимает слово или ситуацию, возможно, вы услышите рассуждения ребёнка, важные для понимания много в его поведении и эмоциональном состоянии.

Если у ребёнка возникло непонимание, постарайтесь зафиксировать это, чтобы на досуге разобраться, что на самом деле озадачило ребёнка и каких именно объяснений он ждал от вас, по видимому его что-то беспокоит, он нуждается в вашей помощи.

Порой в вопросах ребёнка кроется проблема, поэтому не спешите читать дальше или «сворачивать» разговор, если ребёнок «застрял» на чём-то – это для него очень важно, поэтому постарайтесь его выслушать и понять.

Если в ритуале семейного чтения принимают участие старшие члены семьи (дедушка или бабушка, окажите им уважение и выслушайте их вместе с ребёнком, даже если их рассуждения будут расходиться с вашим, родительским мнением.

Если ребёнок попросил вас и назавтра повторить ту же сказку или главу из книги – это не случайно, выполните его просьбу и постарайтесь понять, что именно заставляет вашего ребёнка ещё и ещё раз переживать события из произведения, что его так глубоко затронуло?

Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, размышлять, чувствовать и сопереживать. И тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь, и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из вашей семьи «перетечёт» в семью ваших повзрослевших детей.

Книги, рекомендуемые для духовного развития ребёнка:

1. М.А. Андрианов « Философия для детей в сказках и рассказах» ( пособие по

воспитанию детей в семье и школе)

2. А. Лопатина, М. Скребцова « Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах.»

( для младших школьников)

5. А. Лопатина, М. Скребцова « Вечная мудрость сказок. Уроки нравственности в

притчах, легендах и сказках народов мира.»

Советы родителям: « Как совершенствовать технику и выразительность чтения».

1. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения.

Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитывает одну – две строчки и после этого получит кратковременный отдых.

Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы, слайды: 2 строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадрик – опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку.

2. Артикуляционная гимнастика.

вдох носом, выдох через рот;

вдох, задержка дыхания, выдох;

вдох, выдох по порциям.

б) упражнения для развития четкости произношения:

Самолеты взлетают: у-у-у.

Лошадки поскакали: цок-цок-цок.

Рядом ползет змея: ш-ш-ш.

Муха бьется в стекло: з-з-з-з.

в) чтение чистоговорок шепотом и медленно:

ра-ра-ра – начинается игра,

ры-ры-ры – у нас в руках шары,

ру-ру-ру – бью рукою по шару.

г) чтение тихо и умерено:

д) чтение громко и быстро:

дверь – зверь – червь

е) чтение скороговорок, пословиц, поговорок

ж) чтение согласных

Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:

Чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу.

Например: 1 ряд читает с гласным [а], 2 ряд – с гласным [о], 3 ряд – с гласным [у].

После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.

Складывание слов из половинок.

Берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова. В более сложном варианте предлагаются слова, похожие по написанию.

Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова .

3. Для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) используется упражнение

Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.

Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.

Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.

Чтение в темпе скороговорки

Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

Следующее упражнение называется

Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем:

Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.

Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение

Детям всегда хочется посоревноваться – кто быстрее читает. В этом случае полезно упражнение

При этом упражнении маленькие читатели учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.

Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. Предложите его, когда у вашего ребенка одноклассники. Устройте «Радиоспектакль».

В современной педагогике разработан комплекс упражнений для формирования навыка чтения и понимания текстов. Авторами этих разработок стала группа педагогов и психологов: Заика Е.В., Нечаева Н.В., Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Ладыженская Т.А., Симановский А.Э.

Вот некоторые из них:

Чтение текста с прикрытой верхней частью строчки:

В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой сколько-нибудь смышленый ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!

Это упражнение формируют сразу несколько значимых учебных качеств:

Чтение про себя (т.к. это надо скрыть);

Словесно-логическую память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их несколько секунд).

Распределение внимания и умение выполнять одновременно как минимум 2 задачи (чтение заданной строчки вслух и чтение нижележащей строчки про себя).

Большую часть времени школьник должен читать «про себя», молча. Это и понятно. Вслух читать трудно, усталость приходит раньше.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *