идеи каких школ и направлений методологически наиболее близки положениям ордолиберализма
Фрайбургская школа (ордолиберализм)
Ордолиберализм предпринял попытку создать собственное учение о народном хозяйстве на базе синтеза идей новойисторической школы, неоклассицизм и традиционного либерализма.
Методологически ордолиберализм наиболее близок к новой исторической школе, для которой характерна трактовкапроцесса общественного развития как медленной, постепенной эволюции.
В отличие от неоклассики в методологическом инструментарии ордолиберализма маржинализм не занимает самостоятельного места. Он учитывается как распространенный взападных концепциях теоретический прием.
С традиционным либерализмом ордолиберализм роднитидея индивидуальной свободы на основе всемерного укрепления и поощрения частной собственности на средства производства. Вместе с тем неолибералы, в отличие от своихпредшественников, оценивали процессы хозяйственной жизни с макроэкономических, а не микроэкономических позиций. Кроме того, ордолиберализм отличается от либерализмаэпохи капитализма свободной конкуренции тем, что он выступал за активное государственное воздействие на экономику. Причем объектом этого вмешательства ордолибералы, вотличие от кейнсианцев, считали не сам процесс воспроизводства, а институциональные основы механизма прибыли и
Основу ордолиберализма составляют учение о строе конкуренции и концепция социального рыночного хозяйства.
Учение о двух типах экономического строя принадлежитВальтеру Ойкену (1891-1950 гг.) и изложено в его работах«Основания национальной экономии» (1947 г.) и «Основныепринципы экономической политики» (1950 г.).
Экономический строй – совокупность реализованных напрактике хозяйственных форм, в которых протекает повседневный конкретный хозяйственный процесс.
Ойкен считает, что ключ к анализу всех известных в истории экономических систем можно получить, выделив два основных типа экономического строя. Во-первых, центральноуправляемое хозяйство, воторых, хозяйство общения, илирыночное хозяйство. Они никогда не встречаются в чистом виде, но всегда в виде некоторой смеси спреобладанием одногоиз них.
Задача экономического исследования состоит в том, чтобынайти, какой из возможных хозяйственных порядков реализовался в данном месте в данное время. Решив эту задачу, можнополучить ответы на два вопроса: какова структура хозяйственного порядка и каковы происходящие в нем процессы.
Если Кейнс объяснял недуги капитализма хроническимнедостатком эффективного спроса, что при невмешательствегосударства в экономику лишает этот строй стимулов к развитию, то ордолибералы видели источник бед в подрыве совершенной конкуренции, монополизации. Монополия – отклонение от модели совершенной конкуренции. К монополистам
он причислял профсоюзы, этим обосновывая правомерностьпринятия предпринимателями и государством ограничительных мер против них.
Из пассивности государства Ойкен выводил подрыв совершенной конкуренции и социальные издержки капитализма, которые могут быть устранены при помощи государства.
Основные принципы строя конкуренции по Ойкену:
1) неприкосновенность частной собственности;
2) стабильность денежной валюты;
4) свобода всех сделок и договоров;
5) возложение материальной ответственности на тех, кто отвечает за действия хозяйственных единиц;
6) постоянство экономической политики.
Ордолибералы противопоставляли постоянство экономической политики идеям Кейнса, считавшегонеобходимойгибкую фискальную и кредитно-денежную антициклическуюполитику. Государственное воздействие на хозяйственныйпроцесс ордолибералы допускали лишь в исключительныхслучаях, связанных с действием экзогенных факторов.
Теория ордолибералов не могла использоваться в Западной Германии после войны по двум причинам:
1) из-за объективной необходимости более гибкого государственного воздействия на экономику, чем это допускалиордолибералы;
2) строй конкуренции не находил поддержки у широкихслоев населения из-за кризиса 20-30-х гг.
Данные обстоятельства были учтены теоретиками «социального рыночного хозяйства». Этот термин впервые появился в 1947 г. в работе А. Мюллера-Армака «Регулированиеэкономики и рыночное хозяйство».
Если Ойкен провозглашал венцом социальной справедливости рыночное распределение доходов в условиях совершенной конкуренции, то Мюллер-Армак выступал за активнуюсоциальную политику, подчиненную принципу социальнойкомпенсации, что являлось основным отличием социальногорыночного хозяйства от капитализма.
Главным инструментом социальной компенсации МюллерАрмак считал прогрессивное налогообложение лиц с высокимидоходами и перераспределение этих средств в пользу менееимущих слоев в виде бюджетных дотаций на содержание детей,выплату квартплаты, строительство собственных жилищ. К другим формам социальной политики он причислял развитие системы социального страхования: по безработице, по болезни, – идостойной человека социальной инфраструктуры.
Выдающуюся роль в практической реализации ордолиберальных идей сыграл Людвиг Эрхард (1897-1977 гг.), вицеканцлер ФРГ при Аденауре и канцлер после его смерти. Вкниге «Благосостояние для всех» (1956 г.), которая явилась отчетом о проделанных преобразованиях, Эрхард отмечает, чтоосновные цели социального рыночного хозяйства – свобода исправедливость, причем экономическая свобода невозможнабез политической свободы, без государственных гарантийобеспечения прав и свобод человека, без социальной защищенности и социальной справедливости.
Фрайбургская школа (ордолиберализм )
Ордолиберализм предпринял попытку создать собственное учение о народном хозяйстве на базе синтеза идей новой исторической школы, неоклассики и традиционного либерализма.
Методологически ордолиберализм наиболее близок к новой исторической школе, для которой характерна трактовка процесса общественного развития как медленной, постепенной эволюции.
В отличие от неоклассики в методологическом инструментарии ордолиберализма маржинализм не занимает самостоятельного места. Он учитывается как распространенный в западных концепциях теоретический прием.
С традиционным либерализмом ордолиберализм роднит идея индивидуальной свободы на основе всемерного укрепления и поощрения частной собственности на средства производства. Вместе с тем неолибералы, в отличие от своих предшественников, оценивали процессы хозяйственной жизни с макроэкономических позиций, а не микроэкономических. Кроме того, ордолиберализм отличается от либерализма эпохи капитализма свободной конкуренции тем, что он выступал за активное государственное воздействие на экономику. Причем объектами этого вмешательства ордолибералы, в отличие от кейнсианцев, считали не сам процесс воспроизводства, а институциональные основы механизма прибыли и конкуренции.
Основу ордолиберализма составляют учение о строе конкуренции и концепция социального рыночного хозяйства. Учение о двух типах экономического строя принадлежит Вальтеру Ойкену и изложено в его работах Основания национальной экономии (1947) и Основные принципы экономической политики (1950).
Экономический строй – совокупность реализованных на практике хозяйственных форм, в которых протекает повседневный конкретный хозяйственный процесс. Ойкен считает, что ключ к анализу всех известных в истории экономических систем можно получить, выделив два основных типа экономического строя. Во-первых, центрально-управляемое хозяйство, во-вторых, хозяйство общения, или рыночное. Они никогда не встречаются в чистом виде, но всегда в виде некоторой смеси с преобладанием одного из них.
Задача экономического исследования состоит в том, чтобы найти, какой из возможных хозяйственных порядков реализовался в данном месте в данное время. Решив эту задачу, можно получить ответы на два вопроса: какова структура хозяйственного порядка и каковы происходящие в нем процессы.
Если Кейнс объяснял недуги капитализма хроническим недостатком эффективного спроса, что при невмешательстве государства в экономику лишает этот строй стимулов к развитию, то ордолибералы видели источник бед в подрыве совершенной конкуренции, монополизации. Монополия – отклонение от модели совершенной конкуренции. К монополистам он причислял профсоюзы, этим обосновывая правомерность принятия предпринимателями и государством ограничительных мер против них.
Из пассивности государства Ойкен выводил подрыв совершенной конкуренции и социальные издержки капитализма, которые могут быть устранены при помощи государства.
Основным направлением государственной экономической политики является формирование хозяйственного строя: регулирование монополии и конкуренции, соотношения частной и государственной собственности, прямых и косвенных мер вмешательства в экономику, установление правовых норм хозяйствования.
Ордолибералы противопоставляли постоянство экономической политики идеям Кейнса, считавшего необходимой гибкую фискальную и кредитно-денежную антициклическую политику. Государственное воздействие на хозяйственный процесс ордолибералы допускали лишь в исключительных случаях, связанных с действием экзогенных факторов.
Теория ордолибералов не могла использоваться в Западной Германии после войны по двум причинам:
1) из-за объективной необходимости более гибкого государственного воздействия на экономику, чем это допускали ордолибералы ;
2) строй конкуренции не находил поддержки у широких слоев населения из-за кризиса 20-30-х г.
Эти обстоятельства были учтены теоретиками социального рыночного хозяйства. Этот термин впервые появился в 1947 г. в работе А. Мюллера-Армака Регулирование экономики и рыночное хозяйство.
Если Ойкен провозглашал венцом социальной справедливости рыночное распределение доходов в условиях совершенной конкуренции, то Мюллер-Армак выступал за активную социальную политику, подчиненную принципу социальной компенсации, что являлось основным отличием социального рыночного хозяйства от капитализма.
Главным инструментом социальной компенсации Мюллер-Армак считал прогрессивное налогообложение лиц с высокими доходами и перераспределение этих средств в пользу менее имущих слоев в виде бюджетных дотаций на содержание детей, выплату квартплаты, строительство собственных жилищ. К другим формам социальной политики он причислял развитие системы социального страхования: по безработице, болезни и достойной человека социальной инфраструктуры.
Выдающуюся роль в практической реализации ордолиберальных идей сыграл Людвиг Эрхард (1897-1977 гг.), вице-канцлер ФРГ при Аденауре и канцлер после его смерти. В книге Благосостояние для всех (1956 г.), которая явилась отчетом о проделанных преобразованиях, Эрхард отмечает, что основные цели социального рыночного хозяйства – свобода и справедливость, причем экономическая свобода невозможна без политической свободы, без государственных гарантий обеспечения прав и свобод человека, без социальной защищенности и социальной справедливости.
Фрайбургская школа (ордолиберализм )
Ордолиберализм предпринял попытку создать собственное учение о народном хозяйстве на базе синтеза идей новой исторической школы, неоклассики и традиционного либерализма.
Методологически ордолиберализм наиболее близок к новой исторической школе, для которой характерна трактовка процесса общественного развития как медленной, постепенной эволюции.
В отличие от неоклассики в методологическом инструментарии ордолиберализма маржинализм не занимает самостоятельного места. Он учитывается как распространенный в западных концепциях теоретический прием.
Основу ордолиберализма составляют учение о строе конкуренции и концепция социального рыночного хозяйства. Учение о двух типах экономического строя принадлежит Вальтеру Ойкену (1891-1950 гг.) и изложено в его работах Основания национальной экономии (1947) и Основные принципы экономической политики (1950).
Экономический строй – совокупность реализованных на практике хозяйственных форм, в которых протекает повседневный конкретный хозяйственный процесс. Ойкен считает, что ключ к анализу всех известных в истории экономических систем можно получить, выделив два основных типа экономического строя. Во-первых, центрально-управляемое хозяйство, во-вторых, хозяйство общения, или рыночное. Они никогда не встречаются в чистом виде, но всегда в виде некоторой смеси с преобладанием одного из них.
Задача экономического исследования состоит в том, чтобы найти, какой из возможных хозяйственных порядков реализовался в данном месте в данное время. Решив эту задачу, можно получить ответы на два вопроса: какова структура хозяйственного порядка и каковы происходящие в нем процессы.
Если Кейнс объяснял недуги капитализма хроническим недостатком эффективного спроса, что при невмешательстве государства в экономику лишает этот строй стимулов к развитию, то ордолибералы видели источник бед в подрыве совершенной конкуренции, монополизации. Монополия – отклонение от модели совершенной конкуренции. К монополистам он причислял профсоюзы, этим обосновывая правомерность принятия предпринимателями и государством ограничительных мер против них.
Из пассивности государства Ойкен выводил подрыв совершенной конкуренции и социальные издержки капитализма, которые могут быть устранены при помощи государства.
Основным направлением государственной экономической политики является формирование хозяйственного строя: регулирование монополии и конкуренции, соотношения частной и государственной собственности, прямых и косвенных мер вмешательства в экономику, установление правовых норм хозяйствования.
Основные принципы строя конкуренции по Ойкену :
1) неприкосновенность частной собственности;
2) стабильность денежной валюты;
4) свобода всех сделок и договоров;
5) возложение материальной ответственности на тех, кто отвечает за действия хозяйственных единиц;
6) постоянство экономической политики.
Теория ордолибералов не могла использоваться в Западной Германии после войны по двум причинам:
1) из-за объективной необходимости более гибкого государственного воздействия на экономику, чем это допускали ордолибералы ;
2) строй конкуренции не находил поддержки у широких слоев населения из-за кризиса 20-30-х г.
Эти обстоятельства были учтены теоретиками социального рыночного хозяйства. Этот термин впервые появился в 1947 г. в работе А. Мюллера-Армака Регулирование экономики и рыночное хозяйство.
Если Ойкен провозглашал венцом социальной справедливости рыночное распределение доходов в условиях совершенной конкуренции, то Мюллер-Армак выступал за активную социальную политику, подчиненную принципу социальной компенсации, что являлось основным отличием социального рыночного хозяйства от капитализма.
Главным инструментом социальной компенсации Мюллер-Армак считал прогрессивное налогообложение лиц с высокими доходами и перераспределение этих сре дств в п ользу менее имущих слоев в виде бюджетных дотаций на содержание детей, выплату квартплаты, строительство собственных жилищ. К другим формам социальной политики он причислял развитие системы социального страхования: по безработице, болезни и достойной человека социальной инфраструктуры.
Выдающуюся роль в практической реализации ордолиберальных идей сыграл Людвиг Эрхард (1897-1977 гг.), вице-канцлер ФРГ при Аденауре и канцлер после его смерти. В книге Благосостояние для всех (1956 г.), которая явилась отчетом о проделанных преобразованиях, Эрхард отмечает, что основные цели социального рыночного хозяйства – свобода и справедливость, причем экономическая свобода невозможна без политической свободы, без государственных гарантий обеспечения прав и свобод человека, без социальной защищенности и социальной справедливости.
Германский ордолиберализм как методологическая основа модели «социального рыночного хозяйства» в ФРГ
С.Н.Левин
Ваш комментарий | |
(для участников конференции) |
В статье анализируется германский ордолиберализм как методологическая основа модели «социального рыночного хозяйства» в ФРГ. Ордолиберализм рассматривается как специфический вариант «конституционной экономики». Рассмотрены основные методологические подходы теории порядка, связанные с выделением и разрешением проблемы «большой антиномии» на основе сочетания методов «выделяющей» и «обобщающей» абстракции. Специально отмечено, что ордолиберализм активно и системно использует принципы междисциплинарного анализа в отличие от возникшей в русле «экономического империализма» теории общественного выбора. Поэтому хозяйственный, правовой и политический порядки выступают как относительно самостоятельные, но при этом связанные отношениями взаимозависимости (интердепенденции) части совокупного общественного порядка. Соответственно, именно вписывание рыночной экономики в систему не сводимого к рынку социального порядка придает по мысли ордолибералов ей характер «социального рыночного хозяйства».
Таким образом, можно сказать, что методология теории порядка базируется на плюралистической версии методологического индивидуализма. Её исследовательская программа заключается в рациональном анализе индивидуальной свободы и несвободы в различных формах деятельности (хозяйственной, политической) и при разных рамочных условиях (институциональных, культурных, экономических).
Оптимальным, как с позиций экономической эффективности, так и обеспечения свободы индивида ордолибералы считают конкурентный рыночный порядок, который должен формироваться целенаправленно. Государство призвано обеспечивать его сохранение и развитие через проведение активной политики «порядка», выступая в качестве арбитра. В конкурентном порядке государство постоянно стремится защитить экономическую свободу, приближаясь к идеалу полной конкуренции. Участие государства в регулировании хозяйственных процессов ограничивается теми отдельными сферами и отраслями, которые по своей природе могут функционировать только на принципах «централизованно-управляемого» порядка. Деление функции государства на «политику порядка» и «политику регулирования хозяйственных процессов» по своей сути аналогично выделению «государства защищающего» и «государства производящего» в теории общественного выбора.
[2] Ойкен В. Основы национальной экономии: Пер. с нем. / Общ. ред. В.С. Автономова, В.П. Гутника, К. Херр манн-Пиллата. – М.: Экономика, 1996. – С. 34.
Реферат: В. Ойкен и школа «ордолиберализма»
Название: В. Ойкен и школа «ордолиберализма» Раздел: Рефераты по философии Тип: реферат Добавлен 07:21:49 11 января 2011 Похожие работы Просмотров: 2459 Комментариев: 16 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать |