и берег и море молчали какое предложение

Сложные предложение и простые с союзами 10 и сложных и простых предложений помогите 5 класс

и берег и море молчали какое предложение. Смотреть фото и берег и море молчали какое предложение. Смотреть картинку и берег и море молчали какое предложение. Картинка про и берег и море молчали какое предложение. Фото и берег и море молчали какое предложение

Простые предложения:
1) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. (А.С.Пушкин)
2) Весенний ручей запоздал, не успел совсем сбежать. (М.М.Пришвин)
3) Не одежду, а ум надо украшать. (Пословица)
4) Дом был маленький, но уютный.
5) Мы не купались, а загорали.
6) На ручей рябой и пестрый за листиком летит листок.
7) Я люблю сказки про птиц или про животных.
8) Метели бушевали всю ночь, и утро, и день.
9) И берег, и море молчали.
10) В саду расцвели яблони и груши.

Сложные предложения:
1) Улетают журавли, и низкие осенние облака заволакивают небо.
2) С неба льются горячие лучи солнца, и золотится спелая рожь.
3) Петушок угомонился, шум затих, и царь забылся. (А.С.Пушкин)
4) Дверь тихонько заскрипела, и в светлицу входит царь. (А.С.Пушкин)
5) Едва зайдет солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта. (А.Чехов)
6)Он знал, что до сих пор его лучшая картина еще не написана, и поэтому искренне удивлялся шуму, который все чаще подымался вокруг его вещей. (К.Паустовский)
7) Я знал, что скоро наступит вечер.
8) Верхушки сосен закачались, когда подул ветер.
9) Вскоре машина застопорила и катер медленно начал причаливать к берегу.
10) Интереснее жить тогда, когда человек борется с тем, что ему мешает жить. (М.Горький)

Источник

И берег и море молчали какое предложение

(ответы в конце теста)

Тест составлен Еленой Владимировной Жуковской – автором книги «Итоговые тесты по русскому языку и культуре речи» (М.: Флинта: Наука, 2003). Это сбалансированный тест, который является хорошим способом самоконтроля.

Рекомендуемое соответствие оценки и числа выполненных заданий:

«отлично» – не более 4 ошибок;

«хорошо» – не более 10 ошибок;

«удовлетворительно» – не более 16 ошибок;

«неудовлетворительно» – 17 ошибок и более.

Дополнительное задание (сочинение-рецензия по тексту) оценивается как творческая работа.

1. Отметьте номер слова с приставкой ПРЕ-:

2. В каком примере НЕ пишется раздельно?

1) (не)стерпимая боль

2) поступить крайне (не)осторожно

3) купил (не)дорогой, но красивый костюм

4) далеко (не)легкое дело

3. Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится запятая:

1) Однажды Лебедь, Рак_ да щука везти с поклажей воз взялись.

2) И берег_ и море молчали.

3) Большой город притягивал своей мощью, жизненностью, суетой непрерывных человеческих потоков, грохотом трамваев_ и криком сирен автомобилей.

4) Иван Никифорович был ни жив_ ни мертв.

4. Отметьте номер слова с удвоенной согласной:

5. В каком слове пропущена буква О?

6. Лексическое значение какого слова определено неверно?

1) Мякина – мягкая часть печеного хлеба, хлебных изделий.

2) Озимь – всходы засеваемых осенью хлебов.

3) Паводок – поднятие уровня воды в реках от таяния снега, льда или сильных дождей.

4) Целина – земля, которую никогда не пахали.

7. Какое слово пишется через дефис?

8. Нужны запятые на месте цифр:

Я люблю подмосковные леса (1) и когда они весело шелестят при летнем ветерке (2) и когда они (3) заснеженные (4) спокойно спят (5) под холодным светом луны.

9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) Тр_пинка, накл_нение, н_тариус, затв_рить.

2) Ж_лет, соч_тать, ж_тон, пр_небрежение.

3) Ц_ган, без_нициативный, акац_я, опазд_вать.

4) Досух_, сорок_летие, р_зыграть, сорок_ножка.

10. Отметьте номер предложения с пунктуационной ошибкой:

1) Быстро, чтобы орлы не проведали об укрытом олене, я поспешил к Лувену.

2) Из всего сказанного следует, что после каждого выстрела, если тетерев не упал надобно смотреть за ним, пока он не улетит с глаз.

3) Вдоль берега моря и параллельно ему тянулись рядами болота и длинные озерки, которые были отделены друг от друга песчаными волами.

4) Проводник молча указал на клочья тумана, которые появились в горах и, точно привидения, бродили по лесу.

11. Пишется без Ъ:

12. Укажите пример с ошибкой в образовании грамматической формы слова:

4) полон впечатлений

13. В каком случае возможно только одно написание?

14. В каком словосочетании тип связи слов – управление?

3) учиться рисовать

15. В каком слове буква Т не пишется?

16. В каком слове ударение на первом слоге?

17. В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире?

1) Сержусь-то я на самого себя_ сам кругом виноват.

2) Тут открылась картина довольно занимательная_ широкая сакля, крыша которой опиралась на два закопченных столба, была полна народа.

3) Ввысь взлетает Сокол_ жмется Уж к земле.

4) Я знаю_ в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.

18. В каком примере в суффиксе пишется НН?

3) девочка избалован_а

19. Отметьте номер слова, где на месте пропуска пишется звонкая согласная:

2) стру_ка (от струя)

20. В каком предложении чужая речь оформлена неверно?

1) «Ну, хорошо, хорошо! – засмеялась Валя – я никому не скажу».

2) «Я ваш ординатор, – сказала она, – сегодня дежурю».

3) «Наше присутствие на местах в такой напряженный момент необходимо, – закончил Борташев. – Я выезжаю завтра».

4) Павел, уходя из дома, сказал матери: «В субботу у меня будут гости из города».

21. К какому слову неверно подобран синоним?

2) блестела – сверкала

3) монумент – пьедестал

22. Какое слово неверно разбито для переноса?

23. В каком примере на месте пропуска везде пишется НИ?

1) Кто н_ проклинал станционных смотрителей, кто с ними н_ бранивался?

2) Сын поцеловал мать, и н_ смотря на нее, н_ оборачиваясь, вышел из комнаты.

3) Казак на север держит путь, казак н_ хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе.

4) Как н_ придумывал Манилов, как ему быть и что делать, но ничего другого не мог придумать, как только выпустить изо рта оставшийся дым очень тонкою струею.

24. В каком ряду во всех словах пишется Ь?

1) роскош(ь), пореж(ь)те, рубеж(ь), достич(ь)

2) желч(ь), вос(ь)мью, съеш(ь)те, наотмаш(ь)

3) вскач(ь), лиш(ь), фонар(ь)щик, невмоч(ь)

4) вер(ь)фи, брит(ь)ся, фальш(ь), приготов(ь)те

25. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?

1) Конечно_ не один Евгений смятенье Тани видеть мог.

2) К счастью_ на всем своем протяжении река имеет большую глубину.

3) Мы не надеялись никогда более встретиться, однако_ встретились.

4) Как хорошо ты_ о море ночное!

26. Отметьте номер слова с орфографической ошибкой:

1) спуститься в долину

3) посвятить фонарем

4) умолять о помощи

27. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

28. Какой пример не соответствует нормам литературного языка?

1) Охотничьи заботы и мечты овладели моим воображением.

2) На изготовление лодок ушло четверо суток.

3) У Губарева была привычка постоянно расхаживать взад и вперед, то и дело подергивая и почесывая бороду.

4) Я попросил товарища внести свой чемодан в вагон.

29. Отметьте номер слова, где написание раздельное:

1) Что(бы) вода не залила огонь, пришлось подкладывать в костры больше дров.

2) Никита повернул (на)право, к речке.

3) (В)следствие сырой и прохладной весны зелень сохранила свою свежесть до начала июля.

4) У меня то(же) серое пальто, в котором вы меня видели в прошлом году.

30. В каком слове пропущена буква Ю?

2) готов_щийся к зачету студент

4) ненавид_щий взгляд

31. В каком предложении нужно поставить двоеточие (знаки препинания в предложениях не расставлены)?

1) Ничего не заметно было оживляющего картину ни отворяющихся дверей ни выходивших откуда-нибудь людей никаких живых хлопот и забот дома.

2) Много снега много хлеба.

3) Надежду и пловца все море поглотило.

4) В поле в роще в воздухе всюду царствовало безмолвие.

32. Отметьте пример, в котором подчеркнутое слово пишется с прописной (большой) буквы:

1) Государственная Третьяковская (г)алерея

2) Большой зал Московской (к)онсерватории

4) Ломоносовские (ч)тения

33. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?

1) Струйки дыма вились в ночном воздухе_ полном влаги и свежести моря.

2) Доносившийся снизу_ шум моря говорил о покое.

3) Держа кувшин над головой_ грузинка узкою тропой сходила к брегу.

4) Как истинный художник_ Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений, но для него все предметы были равно исполнены поэзии.

34. Отметьте номер слова, где написание с НЕ слитное:

1) Капля (не)велика, а камень разрушает.

2) Капля (не)велика, а мала.

3) На столе лежала (не)прочитанная, а лишь просмотренная книга.

4) На столе лежала (не)прочитанная мною книга.

35. «Соединения типа метана могут выделяться и при вулканической деятельности, но тот факт, что они неизменно связаны с “темными” морями, т.е. с самой почвой планеты, и что они присутствуют в спектре всякой растительности, несомненно, укрепляет позиции защитников органической жизни на Марсе».

Приведенный ниже текст относится к следующему стилю речи:

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 36–40.

(A) Всю ночь соловьиные трели будоражат чуткий сон лесных обитателей, пребывающих в таком же приподнятом настроении.

(Б) На рассвете их будит кукушка.

(B) В последние дни мая расцветает шиповник, распускаются гроздья сирени нежно-розовые кисти которой переваливаются за деревянную ограду сада.

(Г) В лесу раздается беспрестанно разноголосый птичий гомон.

36. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

37. Определите стиль и тип речи приведенного выше текста:

1) разговорный стиль, повествование

2) публицистический стиль, рассуждение

3) художественный стиль, повествование

4) научный стиль, рассуждение

38. Найдите ошибочное утверждение о предложениях текста:

1) Предложение А – простое предложение с обособленным определением.

2) Предложение Б – простое распространенное предложение.

3) Предложение В – сложное предложение, состоит из трех простых.

4) Предложение Г – простое предложение с однородными определениями.

39. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?

1) БЕСПРЕСТАННО – наречие

2) НЕЖНО-РОЗОВЫЕ – сложное прилагательное

3) ОБИТАТЕЛЕЙ – существительное в творительном падеже

4) СОЛОВЬИНЫЕ – относительное прилагательное

40. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

Напишите сочинение-рецензию по этому тексту. Выразите свое отношение к теме, описанной автором. Оцените языковое оформление текста: стиль, композицию, отбор языковых средств.

Теперь конец сентября, но ветлы еще не пожелтели. Зато из-за домов, с задворков, проглядывают верхушки желтых и багрово-красных деревьев.

Травка, которой заросло все село, тоже, как и ветлы, была бы совершенно зеленая, если бы старые липы, растущие в огороде, не начали ронять пожелтевшей листвы. А так как вчера был сильный ветер, листьев хватило на то, чтобы запорошить все село, и теперь уж сквозь опавшие листья проглядывает зелень травы.

Среди желто-зеленого яркая, мокрая, черная поблескивает неширокая проезжая дорога.
В небе какое-то странное сочетание наивной голубизны и темных, аспидных туч.

Временами проглядывает яркое солнце, и тогда еще чернее делаются тучи, еще голубее чистые участки неба, еще желтее листва, еще зеленее трава, еще чернее дорога, еще более проглядывает сквозь полуопавшие липы старенькая колокольня.

Если с этой колокольни, забравшись по полуистлевшим балкам и лестницам, поглядеть теперь во все стороны белого света, то сразу расширится кругозор: мы охватим взглядом весь холм, на котором стоит Олепино, увидим, может быть, речку, обвивающую подножие холма, деревни, стоящие по речке, крутое полукружие леса, подковой охватившее весь пейзаж: и село, и реку, и деревню, и то черные, то желтые, то нежно, не по-осеннему зеленые поля.

Нет конца миру. Воображение может поднять нас повыше колокольни, тогда вновь раздадутся горизонты, и село, которое только было вокруг нас, покажется как бы из игрушечных домиков, сбившихся в небольшую стайку посреди земли, имеющей заметную планетарную кривизну.
Мы увидим, что земля оплетена множеством тропинок и дорог. Те, что поярче, пожирнее, уводят к городам, которые с нашей высоты можно теперь увидеть.

Источник

Тестирование по русскому языку по теме «Синтаксис»

Итоговый тест по русскому языку в 11 классе

1. Укажите грамматическую основу в предложении: На рассвете с реки и с болот потянуло холодом.

2. Укажите предложение, в котором на месте цифр запятые не нужны.

Облака (1) оседая снежными холмами на ребрах гор (2) летят к западу.

Солнце (1) еще не вошедшее в силу (2) греет бережно и ласково.

Сквозь редкие деревья виден был (1) залитый лунным светом (2) двор.

Раскрыв клювы (1) чайки бродят по отмели.

3. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

В природе ни лист ни соломинка ни дерево не повторяются.

Туманы здесь бывают если не каждый день то через день непременно.

Мы увидели заросли земляники и лесной малины и решили наполнить наши корзинки.

Молчали берег и море и лес.

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Их дружба (1) казалось (2) будет вечной.

Это место (3) казалось (4) ему наилучшим выражением русской природы.

1, 2, 3 2) 1, 2, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 2

5. Укажите верную характеристику предложения.

Пока мы переходили через поляну, турки успели сделать несколько выстрелов

сложносочиненное; 2) сложноподчиненное; 3) бессоюзное.

6. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении.

Метель станоилась сильнее (?) и снег шел сухой и мелкий.

Предложение простое, запятая перед союзом И не нужна.

Предложение простое, запятая перед союзом И нужна.

Предложение сложное, запятая перед союзом И нужна.

Предложение сложное, запятая перед союзом И не нужна.

7. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Надо много читать: это помогает познавать окружающий мир и себя.

Первая часть содержит условие того, о чем говорится во второй.

Вторая часть сложного бессоюзного предложения указывает на следствие;

Вторая часть сложного бессоюзного предложения поясняет содержание того, что говорится в первой части.

Вторая часть сложного бессоюзного предложения указывает на причину;

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Поля (1) вдоль (2) которых мы проезжали (3) покрылись зеленью.

9. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?

Я не был уверен (1) хватит ли у меня сил добраться до вершины горы (2) и (3) подойдет ли к тому времени отряд.

1, 2 2) 1 3) 1, 3 4) 1, 2, 3.

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

С моря грянул пушечный выстрел (1) и (2) когда дым лег на сверкающие волны (3) все опять стихло.

1, 2 2) 1, 3 3) 3 4) 1, 2, 3

и берег и море молчали какое предложение. Смотреть фото и берег и море молчали какое предложение. Смотреть картинку и берег и море молчали какое предложение. Картинка про и берег и море молчали какое предложение. Фото и берег и море молчали какое предложение

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

и берег и море молчали какое предложение. Смотреть фото и берег и море молчали какое предложение. Смотреть картинку и берег и море молчали какое предложение. Картинка про и берег и море молчали какое предложение. Фото и берег и море молчали какое предложение

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

и берег и море молчали какое предложение. Смотреть фото и берег и море молчали какое предложение. Смотреть картинку и берег и море молчали какое предложение. Картинка про и берег и море молчали какое предложение. Фото и берег и море молчали какое предложение

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

и берег и море молчали какое предложение. Смотреть фото и берег и море молчали какое предложение. Смотреть картинку и берег и море молчали какое предложение. Картинка про и берег и море молчали какое предложение. Фото и берег и море молчали какое предложение

Номер материала: ДБ-626737

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

и берег и море молчали какое предложение. Смотреть фото и берег и море молчали какое предложение. Смотреть картинку и берег и море молчали какое предложение. Картинка про и берег и море молчали какое предложение. Фото и берег и море молчали какое предложение

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

и берег и море молчали какое предложение. Смотреть фото и берег и море молчали какое предложение. Смотреть картинку и берег и море молчали какое предложение. Картинка про и берег и море молчали какое предложение. Фото и берег и море молчали какое предложение

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

и берег и море молчали какое предложение. Смотреть фото и берег и море молчали какое предложение. Смотреть картинку и берег и море молчали какое предложение. Картинка про и берег и море молчали какое предложение. Фото и берег и море молчали какое предложение

В России будет введена должность советника директора по воспитанию

Время чтения: 1 минута

и берег и море молчали какое предложение. Смотреть фото и берег и море молчали какое предложение. Смотреть картинку и берег и море молчали какое предложение. Картинка про и берег и море молчали какое предложение. Фото и берег и море молчали какое предложение

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

и берег и море молчали какое предложение. Смотреть фото и берег и море молчали какое предложение. Смотреть картинку и берег и море молчали какое предложение. Картинка про и берег и море молчали какое предложение. Фото и берег и море молчали какое предложение

РАО учредит научно-образовательный центр для подготовки научных кадров

Время чтения: 1 минута

и берег и море молчали какое предложение. Смотреть фото и берег и море молчали какое предложение. Смотреть картинку и берег и море молчали какое предложение. Картинка про и берег и море молчали какое предложение. Фото и берег и море молчали какое предложение

В Тульской области вводят школьные каникулы c 25 октября по 7 ноября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Мгновение

НАСТРОЙКИ.

и берег и море молчали какое предложение. Смотреть фото и берег и море молчали какое предложение. Смотреть картинку и берег и море молчали какое предложение. Картинка про и берег и море молчали какое предложение. Фото и берег и море молчали какое предложение

и берег и море молчали какое предложение. Смотреть фото и берег и море молчали какое предложение. Смотреть картинку и берег и море молчали какое предложение. Картинка про и берег и море молчали какое предложение. Фото и берег и море молчали какое предложение

и берег и море молчали какое предложение. Смотреть фото и берег и море молчали какое предложение. Смотреть картинку и берег и море молчали какое предложение. Картинка про и берег и море молчали какое предложение. Фото и берег и море молчали какое предложение

и берег и море молчали какое предложение. Смотреть фото и берег и море молчали какое предложение. Смотреть картинку и берег и море молчали какое предложение. Картинка про и берег и море молчали какое предложение. Фото и берег и море молчали какое предложение

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

и берег и море молчали какое предложение. Смотреть фото и берег и море молчали какое предложение. Смотреть картинку и берег и море молчали какое предложение. Картинка про и берег и море молчали какое предложение. Фото и берег и море молчали какое предложение

Короленко Владимир Галактионович

Подготовка текста и примечания: С.Л.КОРОЛЕНКО и Н.В.КОРОЛЕНКО-ЛЯХОВИЧ

— Будет буря, товарищ.

— Да, капрал, будет сильная буря. Я хорошо знаю этот восточный ветер. Ночь на море будет очень беспокойная.

— Святой Иосиф пусть хранит наших моряков. Рыбаки успели все убраться.

— Однако посмотрите: вон там, кажется, я видел парус.

— Нет, это мелькнуло крыло птицы. От ветра можешь скрыться за зубцами стены. Прощай. Смена через два часа.

Капрал ушел, часовой остался на стенке небольшого форта, со всех сторон окруженного колыхающимися валами.

Действительно, близилась буря. Солнце садилось, ветер все крепчал, закат разгорался пурпуром, и по мере того как пламя разливалось по небу,синева моря становилась все глубже и холоднее. Кое-где темную поверхность его уже прорезали белые гребни валов, и тогда казалось, что это таинственная глубь океана пытается выглянуть наружу, зловещая и бледная от долго сдержанного гнева.

На небе тоже водворялась торопливая тревога. Облака, вытянувшись длинными полосами, летели от востока к западу и там загорались одно за другим, как будто ураган кидал их в жерло огромной раскаленной печи.

Дыхание близкой грозы уже веяло над океаном.

Над темной зыбью, точно крыло испуганной птицы, мелькал парус: запоздалый рыбак, убегая перед бурей, видимо, не надеялся уже достигнуть отдаленного берега и направил свою лодку к форту.

Дальний берег давно утонул в тумане, брызгах и сумерках приближавшегося вечера. Море ревело глубоко и протяжно, и вал за валом катился вдаль к озаренному еще горизонту. Парус мелькал, то исчезая, то появляясь. Лодка лавировала, трудно побеждая волны и медленно приближаясь к острову. Часовому, который глядел на нее со стены форта, казалось, что сумерки и море с грозной сознательностью торопятся покрыть это единственное суденышко мглою, гибелью, плеском своих пустынных валов.

Часовой со стены окликает лодку и берет ее на прицел.

Но море страшнее этой угрозы. Рыбаку нельзя оставить руль, потому что волны мгновенно бросят лодку на камни. К тому же старые испанские ружья не очень метки. Лодка осторожно, словно плавающая птица, выжидает прибоя, поворачивается на самом гребне волны и вдруг опускает парус. Прибоем ее кинуло вперед, и киль скользнул по щебню в маленькой бухте.

— Погоди, сейчас придет капрал.

На стене задвигались тени, потом открылась тяжелая дверь, мелькнул фонарь, послышались разговоры. Испанцы приняли рыбака. За стеной, в солдатской казарме, он найдет приют и тепло на всю ночь. Хорошо будет вспоминать на покое о сердитом грохоте океана и о грозной темноте над бездной, где еще так недавно качалась его лодка.

Дверь захлопнулась, как будто форт заперся от моря, по которому, таинственно поблескивая вспышками фосфорической пены, набегал уже первый шквал широкою, во все море, грядою.

А в окне угловой башни неуверенно светил огонек, и лодка, введенная в бухту, мерно качалась и тихо взвизгивала под ударами отраженной и разбитой, но все еще крепкой волны.

В угловой башне была келья испанской военной тюрьмы. На одно мгновение красный огонек, светивший из ее окна, затмился, и за решеткой силуэтом обрисовалась фигура человека. Кто-то посмотрел оттуда на темное море и отошел. Огонек опять заколебался красными отражениями на верхушках валов.

Первое время, в светлые дни, когда солнце сверкало на верхушках синих волн и выдвигало далекий берег, он подолгу смотрел туда, вглядываясь в очертания родных гор, в выступавшие неясными извилинами ущелья, в чуть заметные пятнышки далеких деревень. Угадывал бухты, дороги, горные тропинки, по которым, казалось ему, бродят легкие тени и среди них одна, когда-то близкая ему. Он ждал, что в горах опять засверкают огоньки выстрелов с клубками дыма, что по волнам оттуда, с дальнего берега, понесутся паруса с родным флагом возмущенья и свободы. Он готовился к этому и терпеливо, осторожно, настойчиво долбил камень около ржавой решетки.

Но годы шли. На берегу все было спокойно, в ущельях лежала синяя мгла, от берега отделялся лишь небольшой испанский сторожевой катер, да мирные рыбачьи суда сновали по морю, как морские чайки за добычей.

Понемногу все прошлое становилось для него, как сон. Как во сне, дремал в золотистом тумане усмирившийся берег, и во сне же бродили по нем призрачные тени давно прошедшего. А когда от берега отделялся дымок и, разрезая волны, бежал военный катер,-он знал: это везут на остров новую смену тюремщиков и стражи.

И еще годы прошли в этой летаргии. Хуан-Мария-Мигуэль-Хозе-Диац успокоился и стал забывать даже свои сны. Даже на дальний берег он смотрел уже с тупым равнодушием и давно уже перестал долбить решетку. К чему.

Только когда поднимался восточный ветер, особенно сильный в этих местах, и волны начинали шевелить камнями на откосе маленького острова,- в глубине его души, как эти камни на дне моря, начинала глухо шевелиться тоска, неясная и тупая. От затянутого мглою берега, казалось ему, опять отделяются какие-то тени и несутся над морскими валами, и кричат о чем-то громко, торопливо, жалобно, тревожно. Он знал, что это кричит только море, но не мог не прислушиваться невольно к этим крикам. И в глубине его души поднималось тяжелое, темное волнение.

В его каморке от угла к углу, по диагонали, была обозначена в каменном полу углубленная дорожка. Это он вытоптал босыми ногами камень, бегая в бурные ночи по своей клетке. Порой в такие ночи он опять царапал стену около решетки. Но в первое же утро, когда море, успокоившись, ласково лизало каменные уступы острова, он также успокаивался и забывал минуты исступления.

Он знал, что его держит здесь не решетка. Его держало это коварное, то сердитое, то ласковое море, и еще. сонное спокойствие отдаленного берега, лениво и тупо дремавшего в своих туманах.

Так прошли еще годы, которые казались уже днями. Время сна не существует для сознанья,.а его жизнь уже вся была сном, тупым, тяжелым и бесследным.

Однако с некоторых пор в этом сне опять начинали мелькать странные видения. В очень светлые дни на берегу поднимался дым костров или пожаров. В форте происходило необычайное движение: испанцы принялись чинить старые стены; изъяны, образовавшиеся в годы безмятежной тишины, торопливо заделывались; чаще прежнего мелькали между берегом и островом паровые баркасы с военным испанским флагом. Раза два, точно грузные спины морских чудовищ, тяжело проползли мониторы с башенками над самой водой. Диац смотрел на них тусклым взглядом, в котором порой пробивалось удивление. Один раз ему показалось даже, что в ущельи и по уступам знакомой горы, в этот день ярко освещенной солнцем, встают белые дымки от выстрелов, маленькие, как булавочные головки, выплывают внезапно и ярко на темно- зеленом фоне и тихо тают в светлом воздухе. Один раз длинная черная полоса монитора продвинулась к дальнему берегу, и несколько коротких оборванных ударов толкнулось с моря в его окно. Он схватился руками за решетку и крепко затряс ее. Она звякнула и задрожала. Щебенка и мусор посыпались из гнезд, где железные полосы были вделаны в стены.

Но прошло еще несколько дней. Берег опять затих и задремал; море было пусто, волны тихо,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *