что значит 5 рядом с аккордом
Как читать цифровки и аккорды
Существует два вида обозначения гармонического движения: буквенно-цифровое и римская система счисления.
В этой статье расскажу о буквенно-цифровой системе.
Это система обозначения аккордов, привязанных к конкретной тональности. Для обозначения используются буквы латинского алфавита начиная от ноты ля.
Итак, двигаясь по буквам латинского алфавита от буквы A — ля — мы получим обозначения нот для все диатонической шкалы, то есть B — си, С — до и т. д.
Если выписать ноты от до, то получиться CDEFGAB.
Сразу обратите внимание, что нота B — это си, а встречающееся обозначение ноты си как H используется в русской и немецкой системе. Кстати, буква B во времена средневековья использовалась для обозначения ноты Си-бемоль, поскольку мажорно-минорной системы не существовало, а от ноты ля строился фригийский лад. Затем для обозначения ноты си выбрали следующую букву алфавита, то есть H.
Итак, обозначения нот у нас есть. Как обозначить с помощью них аккорды? Я пользуюсь следующей системой.
Большие буквы обозначают всегда мажорное трезвучие. То есть при написании любой ноты, например, F — говорим: «аккорд F мажор». Однако технически большая буква обозначает не мажорное трезвучие, а наличие в аккорде большой терции и чистой квинты.
Для обозначения минорных трезвучий добавляем букву m — Am, Dm и т. д. Опять же уточню, что технически m указывает только на терцию от примы аккорда.
Например, Cm-5 или Сm♭5
Для обозначения увеличенного трезвучия будем использовать повышение 5 ступени.
Двигаемся дальше. Следующий вид аккордов — это трезвучия с секундой и квартой вместо терции.
Для их обозначения используются сокращения «add» — добавленая или «sus» — задержанная. Я предпочитаю следующий вариант обозначения: add указывает на добавление ступени к трезвучию или септаккорду без изъятия других ступеней. То есть, например, обозначение C add9 — это трезвучие C мажор с 9 ступенью или нотами СEGD. Если же используется трезвучие СDG, тогда используем sus2, поскольку нота D в аккорде и является задержанием к терции аккорда.
Для обозначения аккорда СFG используется просто sus, поскольку задержание 4 ступени является образцовым. Однако иногда можно указывать и sus4. Если же используется трезвучие с 11 ступенью, то она указывается как надстройка add11 — при этом нужно помнить о том, что 11 ступень чаще всего используется натуральная, то есть повышенная относительно мажорной гаммы. Аккорды же мы строим относительно их натурального звучания (то есть обертонового). Поэтому следующий аккорд:
обозначается как С add♯11
Нотная запись и обозначения рассмотренных аккордов:
Далее идут септаккорды. Для обозначения большого мажорного септаккорда используется maj7. Например, Сmaj7. Следовательно, все надстройки также будут указываться для базового септаккорда — Cmaj9 — Большой мажорный с ноной. Cmaj7♯5 и т.д.
Большой минорный септаккорд обозначается соответственно m(maj7) — как понятно из обозначения, maj7 указывает на мажорную септиму, а не на терцию.
Минорные септаккорды обозначаются как m7
Малый мажорный септаккорд просто 7
Уменьшенный dim или o — например, С♯0
Также к септаккордам и нонаккордам может быть добавлено обозначение sus, которое в таком случае всегда трактуется как 4 задержанная.
Поскольку нонаккорд по умолчанию является доминантовым, то и обозначение надстройки 9 относится к септаккорду. То есть нет необходимости писать С79 — пишут просто С9. То же касается ундецимаккордов С11 и терцдецимаккордов С13. Следовательно, минорные нонаккорды обозначаются как Сm9 — здесь все достаточно прозрачно.
Для обозначения трезвучия с секстой используют цифру 6 и называют такие аккорды секстаккордами (не путать с обращениями трезвучий). Например, С6 или Am6 — причем минорный секстаккорд подразумевает мажорную сексту, то есть:
Также существуют секстнонаккорды, которые обозначаются 69 или 6/9
Альтерации в любом аккорде выставляются на общих основаниях, например, G7♭5♯9.
Очень часто в джазовой литературе для сложных доминантсептаккордов используют обозначение alt, что значит альтерированный, и подразумевает любую сложную альтерацию 5х и 9 ступеней.
Верхняя надстройка аккорда всегда предполагает наличие терции и септимы. Это следует из предыдущих обозначений. То есть аккорды должны включать как минимум 2-3 ноты при игре в ансамбле и четыре при сольной игре — для избежания неоднозначных трактовок.
При возникновении нестандартных или редких сочетаний используются те же правила обозначения. Например, если нужно указать на наличие в аккорде сексты, не терцдецимы, пишут С7/6 — это аккорд СEGABb, и обозначение говорит о наличии малой секунды.
Последнее обозначение — это многоэтажные аккорды. Дроби используются для обозначения обращений — например С7/B♭ и политональных аккордов — A/B.
Иногда сложные аккорды обозначаются как более простые с другим басом (что может быть в некоторых случаях более удобно), например, Cmaj7♯5 можно обозначить как E/C, что проще для чтения.
Итак, это базовые принципы, которыми пользуюсь я для обозначения аккордов и их последовательностей. Минус данного метода состоит в том, что он не позволяет показать схему последовательности, и при перенесении ее в другую тональность нужно думать о транспозиции и т. д.
Для более глубокого изучения гармонии используется римская система счисления о которой я расскажу в следующей статье
Детальное описании буквенно-цифровой системы аккордов вы можете найти в курсе Гармония 100: как читать аккорды
Гармония 100 — Буквенно-цифровое обозначение аккордов
В данном курсе 12 уроков, которые проведут Вас от основ и базовых правил до редких вариантов обозначения, с которыми Вы можете встретиться в своей практике.
Урок 2 — Большие буквы
В этом уроке рассматривается строение мажорных трезвучий и правила использования больших букв для обозначения аккордов.
Как понимать аккорды на гитаре: как читать названия и аппликатуры
Как понимать аккорды на гитаре, вот так чтобы в любом песеннике, любых табах и схемах было понятно – и по названию и как их брать на грифе? Чтобы никаких препятствий и «белых пятен» в гитарной партии – взять и сразу сыграть. Это вообще реально, без долгого и мучительного учения музыкальной теории?
Да, вполне. От музтеории принципиально, конечно, отказываться не стоит. Но основы для начинающих – как читать, как понять аккорды – освоить можно довольно быстро. И пусть это будет для вас радостной новостью на тот случай, если вы приуныли над партией аккомпанемента «с несколькими неизвестными» (непонятно с обозначениями, названиями некоторых аккордов), а может и со всеми «неизвестными» (и это поправимо).
Из этой статьи вы узнаете – как читать аккорды над текстом в буквенно-цифровом обозначении, и как определять аппликатуру аккордов в различных схемах и нотной записи.
Что это за буквы и цифры в названии аккорда?
Можно, конечно, взять просто запомнить названия – как они пишутся. И плюс – аппликатуру – как взять на гитаре. Вот это Am – «а эм», это Dm – «дэ эм» и т.д. Но если вы будете понимать систему – что к чему – преимуществ куда больше. Никакой бессмысленной зубрёжки, как бы вроде по именам. И название сразу вам будет «говорить», что это за аккорд – минор, мажор, септаккорд, какие надстройки и т.д.
Учимся читать обозначения аккордов буквами и цифрами:
Большая латинская буква – основной звук
Большая буква в названии – это основной звук аккорда, обозначенный латинской буквой; который и определяет его название.
Am (ля…), D (ре…), Em (ми….), Bm7b5 (си…) и др.
По буквам все звуки – начиная до и заканчивая си:
Можно запомнить и в алфавитном порядке: первые буквы алфавита – от A (ля) до G (соль)
И ещё важный момент! Иногда звук си обозначают буквой H, а буквой B – си-бемоль. Знайте, это не ошибка, а просто немного другая система. Так исторически сложилось, что применяется и такой вариант записи.
Итак, выпишем отдельно и запомним:
B – си, или H – си, B – си-бемоль
Для диезных и бемольных аккордов к большой букве (основному звуку) добавляется соответствующий знак альтерации:
Некоторые звуки можно записать в двух вариантах – с диезом или бемолем. Соответственно, также и аккорды.
Например, С#(до-диез) или Db (ре-бемоль) – аккорд один и тот же (одна и та же аппликатура), а названия разные (или до повышается на полтона, или ре понижается на полтона).
Вот список обозначений для всех звуков по буквенной системе, в том числе и со знаками альтерации (с диезом, бемолем – в двух вариантах для одного звука):
Что обозначает большая латинская буква в названии, мы разобрались. Идём дальше. Ведь есть же аккорды, где не только одна буква…. А если и одна только буква, тогда, что это за аккорд?
Обозначения «m», «aug», «dim», «sus»
Если в названии аккорда только одна латинская буква, без дополнительных обозначений и цифр, значит это мажорный аккорд.
Основной звук латинской буквой + «мажор»: A – ля мажор, С – до мажор, C# – до-диез мажор.
Вот и всё.
А теперь рассмотрим, как правильно понимать названия с дополнительными обозначениями – которые рядом с большой буквой (основной тон).
Если ещё есть маленькая буква «m» – значит аккорд минорный.
Вот так выглядит это буквенное обозначение: Am – ля минор, Dm – ре минор, Bm – си минор и т.д.
aug (от англ. augmented) – увеличенный (Caug).
dim, или ° (от англ. diminished) – уменьшенный (Cdim).
sus (от англ. suspended) – аккорд с задержанием, после «sus» указывается цифрой ступень, которая заменяет терцию.
sus2 – вместо терции секунда (Csus2).
sus4 – вместо терции кварта (Csus4).
Что обозначают цифры, символы в названии аккордов
+5, или #5 – в аккорде повышается 5-ая ступень (квинта) на полтона
-5, или b5 – в аккорде понижается 5-ая ступень (квинта) на полтона
«7» – септаккорды:
7 – малый мажорный септаккорд (C7): мажорный аккорд + 7-ая ступень (м.7 – малая септима).
m7 – малый минорный септаккорд (Cm7): минорный аккорд + м.7.
maj7, или Δ – большой мажорный септаккорд (Cmaj7): мажорный + б.7 (большая септима)
Если в большом мажорном септаккорде добавляются другие дополнительные ступени, то пишется только «maj» и цифрой обозначаются дополнительные ступени. Например, Amaj13, Emaj9.
m (maj7) – большой минорный септаккорд ( Cm (maj7) ): минорный + б.7
dim7 – уменьшенный септаккорд (Cdim7): уменьшённый (dim) + уменьшённая малая септима (bb7 или большая секста б.6)
m7b5, или ø – полууменьшенный септаккорд (Cm7b5, Сø): минорный с пониженной 5-ой ступенью (квинтой) + м.7
«6» – секстаккорды:
6 – мажорный секстаккорд (C6): мажорный + 6-ая ступень (б.6 – большая секста)
m6 – минорный секстаккорд (Cm6): минорный + б.6
«9» – нонаккорды:
9-ая ступень (нона) добавляется к септаккордам при этом в обозначении «7» не указывается.
9 – нонаккорд (С9), добавляется 9-ая ступень (нона) к малому мажорному септаккорду.
maj9 – 9-ая ступень к большому мажорному септаккорду (Cmaj9).
m9 – минорный нонаккорд (Cm9): малый минорный септаккорд + 9 ступень
#9 – повышенная на полтона 9-ая ступень.
b9 – пониженная на полтона 9-ая ступень.
«11» – ундецимаккорды:
Полный состав ундецимаккорда: мажорный/минорный аккорд + малая/большая септима (7) + нона (9) + ундецима (11)
При этом в обозначении аккорда, как правило, указывается только 11-ая ступень (ундецима).
11 – ундецимаккорд (C11): малый мажорный септаккорд + 9 + 11
maj11 – большой мажорный септаккорд + 9 + 11 (Cmaj11)
m11 – минорный ундецимаккорд: малый минорный септаккорд + 9 + 11 (Cm11)
#11 – повышенная на полтона ундецима (11-ая ступень)
«13» –терцдецимаккорды:
Полный состав терцдецимаккорда: большой/малый мажорный септаккорд + нона (9) + ундецима (11) + терцдецима (13). Но в названии аккорда указывается только 13-ая ступень. Если же 9, 11 ступень альтерируются, то они тоже добавляются в обозначении (например, C13b9, Amaj13#11).
13 – терцдецимаккорд (C13): малый мажорный септаккорд + 9-ая + 11-ая + 13-ая ступени
maj13 – большой мажорный септаккорд + 9-ая + 11-ая + 13-ая ступени (Cmaj13)
b13 – пониженная на полтона терцдецима (13-ая ступень).
Что такое «add» в названии аккорда
add: Иногда ступени указываются с приставкой «add» (Cadd9, Fadd#11 и др.). Это означает, что к мажорному или минорному аккорду добавляется только указанная ступень, без других ступеней, характерных для этого аккорда.
Например, C9 – этот нонаккорд, состоит из мажорного трезвучия, малой септимы (7) и ноны (9).
А вот в Cadd9 строение немного другое: к мажорному трезвучию (аккорду) добавляется только 9-ая ступень, без септимы (7-ой ступени).
В сложных аккордах может быть несколько дополнительных ступеней, в том числе и альтерированных (E7#9, Fb5b9, Gmaj13#11).
Примеры обозначений – читаем названия аккордов
Ну что ж, давайте расшифруем обозначения в названии нескольких аккордов – прочитаем:
Amaj9:
И ещё несколько примеров посложней:
E7#9: Ми мажор (малый) септаккорд с повышенной 9-ой ступенью.
A#5#9: Ля мажор септаккорд с повышенной 5-ой (квинтой) и 9-ой (ноной) ступенями.
Eb add9: Ми-бемоль мажор с добавлением 9-ой ступени (без септимы).
Для закрепления изученных обозначений буквенно-цифровой системы, самостоятельно читайте, расшифруйте названия аккордов, в аккомпанементе любимых песен, или может джазовых пьес, или в гитарной ритм-партии какой-нибудь инструментальной композиции.
Если вы хотите узнать больше о сложных аккордах – их обозначениях и аппликатурах – прочтите эту статью.
Какие есть способы записи аккордов
Изобразить аккорд – так чтобы было понятно, как пальцы поставить на грифе – можно по-разному. И кроме стандартной нотной записи, есть способы проще, наглядней.
Впрочем, мы с вами рассмотрим все распространённые варианты записи аккордов – и ноты, и схемы. Как научиться понимать их, читать, и в дальнейшем использовать для собственных гитарных партий (например, подобранный аккомпанемент к песне).
Аккордовая сетка
Аккордовая сетка – это схематическое изображение грифа гитары с указанным расположением пальцев (аппликатурой).
Вот так выглядит сетка – на ней изображён Am (Ля минор):
Изображение грифа в вертикальном положении:
В пересечении линий ладов с линиями струн получается сверху вниз – 1-ый лад, 2-ой, 3-ий и т.д.
Точки (кружочки) – на каком ладу, какие струны нужно прижать, чтобы взять аккорд.
Например, по сетке Am: смотрим, первый кружочек на какой вертикальной линии – следующая от 1-ой, это вторая струна. Теперь определяем лад – между «нулевым» порожком и первой горизонтальной линией. Это I лад. Получается, что нужно прижать 2-ую струну на I-ом ладу.
Цифра в кружочке – это обозначение, каким именно пальцем нужно прижать струну.
И аналогично определяйте следующие точки (кружочки) в сетке – чтобы полностью разобраться с аппликатурой.
Значок «X» – указывает на то, что струна (вертикальная линия в сетке), над которой он расположен, не звучит в аккорде. Просто не нужно ударять по ней, защипывать. Либо нужно приглушать её пальцами (если соседние струны звучат).
Значок «o» – струна (вертикальная линия), над которой он расположен, в аккорде звучит открытая, прижимать её на каком-либо ладу не нужно.
Цифрами в ряд
Простейший вариант и, пожалуй, самый компактный. Хорош тем, что не нужно рисовать сетки. Можно в строчку быстро записать все аккорды в текстовом редакторе или на бумаге. Ну и ещё, к примеру, можно быстро в чате кому-то отправить или от кого-то получить аппликатуру.
Разберём, как понимать аппликатуру гитарного аккорда в таком «цифровом коде»:
В начале строки название аккорда в буквенно-цифровом обозначении. И через тире, собственно, сама аппликатура.
Строка из 6-ти символов/цифр – это шесть ячеек, в которых информация для каждой струны:
Если «x» – струна не звучит (смотря в какой ячейке значок – в 1-ой по порядку, значит 6-ая струна).
Если «0» – открытая струна, не прижимается.
А цифра – это лад, на котором нужно прижать струну.
Расшифруем схему, изображённую на картинки – как определить по ней аппликатуру:
Аккордовая сетка и аппликатура цифрами в строку – самые лёгкие схемы для начинающих гитаристов.
Табы, или табулатура – это шесть горизонтальных линий, обозначающих струны. Верхняя – первая струна (самая тонкая). Цифры на линиях – лады.
Если звуки аккорда извлекаются одновременно щипком, ударом медиатора, то выписывается в табах аппликатура вертикально (цифра над цифрой).
В табах на картинке записан Am: разбираем аппликатуру от 1-ой струны (верхней линии).
Чтобы понимать аккорды по нотам, нужно не только хорошо знать нотный стан (какой звук по расположению на линейках), но и знать расположение звуков на грифе гитары. Допустим, где находится до первой октавы – на какой струне, на каком ладу. Без этих навыков, увы, никак.
Для начала простых схем вам вполне хватит (сетки, табы, цифрами в строке), чтобы разучивать песни. Но если вы хотите в дальнейшем развивать гитарное мастерство, заниматься более серьёзно, углублённо, то нотную грамоту желательно освоить.
Что касается аккордов, если их звуки звучат одновременно (щипком, ударом), то тоже выписываются на нотном стане вертикально.
Если кроме нот нет никаких обозначений, определяем звуки в нотной записи, находим их на грифе и берём аккорд. Для аккорда, как правило, нужно найти звуки на соседних струнах в одной позиции.
В таком виде записи не указывается конкретная аппликатура. То есть аккорд можно построить от ля на 6-ой струне, или от ля на 5-ой открытой струне. Обычно выбирается вариант аппликатуры, в зависимости от последующих аккордов, чтобы было удобно играть.
Иногда цифрами возле нот указываются пальцы левой руки (см. обозначения выше по тексту), это определённый ориентир для постановки (в какой именно аппликатуре).
Цифры в кружочках возле нот в аккорде – на какой струне нужно взять этот звук. То есть уже указывается конкретная аппликатура.
Например, в аккорде на картинке возле ноты ре (нижний звук) – «пятёрка» в кружочке. Значит нужно взять ре на 5-ой струне – это 5-ый лад. Также возле этого звука указана цифра «4» – прижимается мизинцем.
Первый, нижний звук аккорда есть, далее берём поочерёдно следующие звуки, выстраиваем аппликатуру.
Итак, мы рассмотрели с вами все распространённые способы записи аппликатур, разобрались с буквенно-цифровым обозначением аккордов. Чем больше будете практиковаться – разбирать названия аккордов, сетки, другие схемы – тем быстрей освоите все премудрости способов обозначения, научитесь быстро читать, определять аккорды по буквам, цифрам в названии. Интересных занятий на гитаре!
Джазовые аккорды, цифровка
Джазовые аккорды или цифровка. Так называют сложные аккорды.
Скорее всего вы уже сталкивались с интересными названиями аккордов наподобие таких: Cmaj7, Daug, A9. В этих названиях нет ничего сложного. Нам нужно просто с вами разобраться в том, что из себя представляют цифры или слова которые будут стоять рядом с основным аккордом. Очень удобно играть с листа, понимая какие аккорды с какими ступенями нужно играть. Конечно, если вы не встречали подобных обозначений, то вам будет сложно это сделать. Поэтому просмотрев несколько словарей, открыв свои старые тетради по джазовой цифровке, которую когда-то проходил в музыкальном колледже, сделал небольшую памятку, которая, думаю многим пригодиться.
Будем учить все от простого к сложному. Для начала определим наши звуки:
Эти обозначения следует сразу запомнить!
Бывает путаница с аккордом «си» в советской школе его обозначали как «H»-это си, а B-это си бемоль. Мы же с вами сейчас будем рассматривать «B» как ноту си, а «Bb» как си бемоль.
Цифровка
Мажорные аккорды обозначаются одной заглавной латинской буквой.
До-мажор будет обозначен как «C», ре-мажор – «D» и т.д.
В минорные аккорды добавляется маленькая буква m (реже mi, min).
До-минор – «Cm», ре-минор – «Dm» и т.д.
Уменьшенные аккорды обозначаются знаком dim (diminished)
Увеличенный аккорд, обозначается aug (augmented)
Аккорды очень просто выстраивать по гамме. Для этого нужно хорошо представлять ее аппликатуру. например перед вами аккорд «C7/9». Что мы видим? До-мажор, плюс малая септима и плюс нона, тоесть звук «ре» только желательно где-нибудь в верхних голосах.
Обозначения возле основной буквы
Обозначения без дополнительных уточнений
Обозначения без дополнительных уточнений (С6, С6/9, C7, C9, C11 и т.д., а также sus) относятся к аккордам, построенным в миксолидийском ладу (считаем от баса аккорда). Обозначения с минусами, плюсами, диезами и бемолями, m, dim, aug указывают на появления ступеней, не вписывающихся в миксолидийский лад.
Трезвучия
Септаккорды
Нонаккорды
Другие аккорды:
Обращения
С помощью данных обозначений, теперь вы можете прочитать и сыграть любой аккорд. Главное понимать из чего он состоит.
Как читать обозначения аккордов?
Большинство людей на земле пробуют играть на различных музыкальных инструментах, это классно испытывать трепетное чувства от чего-то нового. Так как гитара один из популярных инструментов на земле, эта участь постигла и ее. Многие люди берут инструмент у друзей, которые безрезультатно пробовали свои силы в самостоятельном освоении этого инструмента. Листают бесконечное количество страниц в интернете в надежде найти ответ: как быстро научится играть на гитаре. Видят песни, в которых над каждой строчкой какие-то буквы и еще в придачу рисунки с таблицами и точечками.
Сразу наступает следующий вопрос:
Буквенно-цифровое обозначение аккордов
Так исторически сложилось что вариантов записать музыку на бумаге было немалое количество. История отсеяла все непригодное и оставила самые удобные решения. Одно из них это буквенно-цифровое обозначение аккордов.
Есть две системы названия звуков. Первая система это – слоговая. Вероятно, многие знают известный звукоряд: До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си.
Вторая система – это буквенная, это как раз то, что вы видите над строчками в песнях.
Буквенная система основана на буквах латинского алфавита:
A | B | C | D | E | F | G |
ля | си | до | ре | ми | фа | соль |
Только вот сложилось так, что начинается она не со звука (До), а как мы уже видим со звука (Ля). Очень рекомендую запомнить эту таблицу.
В музыке при строении аккорда отталкивают от первого звука (основной тон) и от него уже выстраивается вверх вертикаль звуков что и образует различные аккорды. Этот нижний звук аккорда называется прима, которая и задает начальное название аккорда, идентифицирующая его.
Типы аккордов.
С заглавной буквой разобрались, а что делать с маленькой приставками к букве – m, 7, m7b5, sus2,sus4. Чтобы не залазить в глубокую теорию, в этой статье мы ознакомимся как читаются простые аккорды, мажорные, минорные и доминант септ аккорд.
Итак, в музыке есть два относительных эмоциональных оттенков.
Мажор – веселый, праздничный, радостный оттенок.
Минор – лирический, поморий, грустный оттенок.
Аккорд с заглавной буквы
Аккорды с заглавной буквы (A / B / C / D / E / F / G ), без приставок, они всегда читаются как мажорные.
— Как их читать (понять)?
Мы должны вспомнить, какая буква означает какой звук и добавляем к названию звука тип аккорда.