что значат животные на гербах
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
Геральдика. Животный мир
| ||
Рубрики: | Геральдика |
Метки: геральдика.
Процитировано 2 раз
Понравилось: 2 пользователям
murmia
Мурка
Герб (польск. herb от нем. Erbe — наследство) — эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба (человека, сословие, род, город, страну и т. п.). Изучением гербов занимается геральдика.
Гербы обычно состоят из следующих элементов: щит, шлем, намёт (выходящие из шлема украшения), корона, нашлемник, щитодержатели (изображения людей, аллегорических фигур или «геральдических зверей», стоящих на задних лапах), мантия и девиз
Список гербов в Википедии:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B1#top
ДЕВИЗ – выразительное изречение, афоризм, имеющий прямое или аллегорическое отношение к гербовладельцу. Помещается на узкой ленте под или над щитом. Цвет ленты и букв должен соответствовать цвету или металлу герба.
ЩИТ – геометрическая фигура, на которой помещаются гербовые фигуры. В русской геральдике принят так называемый французский щит – четырехугольной формы с закругленными нижними углами, с заострением в средней части нижней кромки щита, с соотношением ширины к высоте, равной 7:8. Среди других форм щита выделяются треугольный (варяжский), круглый (английский), овальный (итальянский), фигурный (немецкий), плоский сверху и закругленный внизу (испанский) и многие другие.
ФЕНИКС – мифическая птица, возрождающаяся из огня и пепла. Символ возрождения и бессмертия.
2) Цвета на гербе:
ГОЛУБОЙ ЦВЕТ – символизирует красоту, величие, верность, доверие, безупречность, а также развитие, движение вперед, надежду, мечту. Изображается горизонтальными линиями.
КРАСНЫЙ ЦВЕТ – символизирует любовь, мужество, смелость, великодушие, а также кровь, пролитую за веру, государя, отечество.
ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ – символизирует изобилие, плодородие, радость, свободу, покой и мир. Изображается диагональными линиями справа налево.
ЗОЛОТО – символизирует справедливость, милосердие и смирение, а также богатство, знатность, самостоятельность.
СЕРЕБРО – геральдический металл, изображаемый белым цветом. Символ веры, чистоты, искренности, чистосердечности, благородства, откровенности и невинности.
ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ – символ образованности, скромности, осторожности, постоянства в испытаниях, скорби и печали. Изображается пересекающимися вертикальными и горизонтальными линиями.
ПУРПУРНЫЙ ЦВЕТ – символ достоинства, благочестия, умеренности, щедрости и верховного господства. Изображается диагональными линиями слева направо.
5) символы, заинтересовавшие меня при рассматривании гербов и показавшиеся мне любопытными:
Палка с надетой на нее «шапкой Свободы» (иначе, Фригийская шапка — головной убор древних фригийцев, имела форму высокого колпака, верх которого ниспадал кпереди, часто снабжена была двумя клапанами на ушах; встречается на многих древних статуях (особенно Париса). Послужила образцом для шапочки якобинцев во время великой французской революции; с тех пор — символ свободы), они символизируют желание стоять на страже свободы своей страны. (например, на гербе Аргентины)
герб РФ
из Федерального Закона о Государственном гербе Российской Федерации:
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём змея.
История Российского герба:
Великий князь Московский Иван III (1462-1505) женился на византийской царевне Софье Палеолог. Чтобы завоевать уважение других государств, он принял родовой герб византийских царей — Двуглавого Орла. Византийский герб с изображением орла олицетворял независимость. Две головы символизировали власть над восточной и западной частью империи. На головах орла были изображены две короны, знак двойной власти. Когда Иван III превратился из Великого князя в царя Московского, он взял для своего государства новый герб — Двуглавого Орла. Иван III в 1472 году возложил на обе орлиные главы Цесарские венцы. В это же время на груди Орла появляется щит с изображением иконы Святого Георгия Победоносца. В 1480 г. царь Московский становится Самодержцем — независимым и самостоятельным главой государства, чья воля для всех — закон. А вот уже сын Ивана III, Василий III (1505-1533) возлагает на обе главы Орла одну общую самодержавную Шапку Мономаха.
В 1610 году впервые в лапе Орла появляется Скипетр — символ твердой власти. Слово происходит от соединения двух греческих слов: «палка» и «опираюсь». Это один из знаков монархической власти. Шекспир писал о скипетре так: «Он — атрибут величья и почета, внушающий пред царской мощью трепет». Жажда «скипетра» пробудила в народе волну патриотизма и привела к освобождению Москвы и избранию новой династии в лице Михаила Федоровича Романова (1613-1645), прозванного народом Тишайшим.
На протяжении 1472-1918 гг. русский Орел несколько раз меняет свои формы. На иконах Святой Георгий Победоносец всегда скачет слева направо, то есть с запада на восток, угрожая извечным врагам — монголо-татарам. Теперь же враг оказался на западе: поляки и Ватикан не оставляли своих надежд привести Русь в католическую веру.
другие примеры государственных гербов:
1. Республика Ирак. Ирак — государство в Западной Азии, на юго-востоке имеющее узкий выход к Персидскому заливу Индийского океана. Столица Багдад
Королевские Звери: Звери Королевы и Бейджи
The Queen’s Beasts, Molly Guion, 1953, Government Art Collection
Материал эксклюзивный, если уносите пост на сторонний ресурс, целиком или по частям, пожалуйста, ссылайтесь на журнал.
Статуи из гипса высотой 1,8 метра стояли перед временной западной пристройкой аббатства. Изначально были раскрашены только щиты.
Создание подобных фигур является древней традицией, десять коронационных статуй были выполнены по образу и подобию Королевских зверей Генриха VIII, которые до сих пор стоят на мосту через ров во дворце Хэмптон-Корт.
Все звери располагались вдоль фасада временной пристройки, однако английский лев был помещен в нишу, образованную северной стеной пристройки и входом в аббатство.
Coronation Annexe and the Queen’s Beasts, Westminster Abbey – 1953
Можно посмотреть архивный ролик, запечатлевший коронацию. Когда запряженная восьмеркой лошадей золотая карета с королевой и герцогом Эдинбургским подъезжает ко входу в Вестминстерское аббатства, на короткий миг можно видеть льва Англии и борзую Ричмонда (начиная с 3:50). После коронации Елизавета II выходит из аббатства, дабы возвратиться в Букингемский дворец, и опять камера запечатлела двоих из геральдических зверей (с 12:50):
Лев – царь зверей, символ благородства, великодушия, силы, храбрости и королевской власти. Неудивительно, что это величавое создание первым из королевских зверей приветствовало Её Величество при входе в Вестминстерское аббатство в день коронации.
Золотой, коронованный, вооруженный червлеными когтями английский лев держит щит с изображением королевского герба Соединённого Королевства.
Royal coat of arms of the United Kingdom
College of Arms
Геральдических львов Англии до конца 14 века обычно называли леопардами. Это отдельный вопрос, который не поместится в рамки данного поста, проблеме english lions vs english leopards, наверное, посвящу отдельный разбор.
На надгробной плите Жоффруа V Плантагенета, отца Генриха II, хорошо видно изображение синего щита с четырьмя золотыми зверями. Это настоящие восстающие геральдические львы с головой, обращенной в профиль.
Enamel effigy of Geoffrey Plantagenet, Count of Anjou on his tomb, formerly at Le Mans Cathedral, now in the Museum of Archeology and History in Le Mans, c. 1151
Detail of Richard the Lionheart’s second Great Seal, 1198, Cotton Ch XVI 1
Считается, что лев борется за корону со своим вечным соперником единорогом.
Молочно-белый единорог Шотландии на цепи с золотыми раздвоенными копытами, рогом и гривой, носит корону на шее. Цепь должна символизировать, что огромное животное было укрощено и приручено для службы королю. Как и у большинства закованных в цепи зверей в геральдике, оковы лишь подчеркивают его силу.
The Royal Arms in St Giles Cathedral, Edinburgh
Рассказы о мифическом единороге в европейской культуре восходят примерно к 400 г. до н.э., его вероятными прототипами могли послужить такие животные как носорог, дикие быки, лошади, антилопы или онагр из писаний Ктессия. Сначала единорог олицетворял силу и свирепость, но позже зверь стал символом благородства, чистоты и невинности.
Лев и единорог украшают приглашение на коронацию для принца Чарльза, которому на тот момент было 4 года:
Prince Charles’s invitation to the Coronation by Joan Hassall, 1953
Этот мифический зверь был символом Шотландии еще в 12 веке. Истолченный в порошок рог единорога, за который выдавали бивень нарвала, считался целебным средством от множества болезней, один из таких рогов был куплен Елизаветой I за огромную сумму. Яков I, объединивший английский и шотландский престолы, выбрал шотландского единорога щитодержателем в пару к английскому льву.
В щите, что держит единорог из серии зверей Елизаветы II, изображен неизменный со времен шотландского короля Александра III королевский герб Шотландии: в золотом поле с червлёной двойной внутренней каймой, проросшей лилиями, восстающий лев того же цвета, вооруженный синими когтями и языком.
Одно из самых древних сохранившихся изображений герба Шотландии из «Большой хроники» Матвея Парижского 13 века:
Shield of Scotland with sword, Cambridge. Corpus Christi College, Parker Library MS 16II, f 257r
Грифон Эдуарда III
Грифон Эдуарда III – ещё одно древнее мифическое животное царственной природы. Царь зверей лев и царь птиц орел подарили ему свои лучшие качества: отвагу и силу в сочетании с опекой, бдительностью, быстротой и проницательностью.
The griffin seal of Edward III
Изображение взято из книги Chapters in the administrative history of mediaeval England; the wardrobe, the chamber, and the small seals by Tout, T. F. (Thomas Frederick), 1930, Volume 5, App. pl. IV. no. 2.
Грифон держит щит с изображением стоящей на зелёной земле Круглой башни Виндзорского замка, где родился Эдуард III, над которой на ветру (wind) развевается королевский штандарт. Изображение обрамлено золотыми ветвями с дубовыми листьями и желудями и увенчано королевской короной. Георг VI в июле 1938 года утвердил его в качестве бейджа Виндзорской династии.
The House of Windsor £5 Coin Design
The Royal Badge of the House of Windsor
Датированная XII веком Круглая башня расположена в самом сердце Виндзорского замка на искусственном холме.
Башня и Центральный двор расположены на том самом месте, где ещё Вильгельм Завоеватель построил первый мотт и бейли.
Впервые сокол появляется в качестве личного бэйджа у Эдуарда III Плантагенета, он олицетворяет быстроту и целеустремленность. Серебряный, вооруженный червлёными когтями и языком сокол Плантагенетов держит щит с изображением геральдического бейджа династии Йорков: белого сокола в открытом золотом феттерлоке.
Запертый оков или путы (феттерлок) был популярным геральдическим бейджем в домах Йорка и Ланкастера, он использовался младшими сыновьями Эдуарда III, Джоном Гонтом и Эдмундом Лэнгли, и, вероятно, олицетворял отсутствие претензий на трон.
Позже его использовал Эдуард IV, первый король из династии Йорков (ветви Плантагенетов), захвативший престол в середине XV века в ходе Войны Алой и Белой розы.
House of York’s heraldic badge consisting of a fetterlock and a falcon
South side of Prince Arthur’s Chantry, Worcester Cathedral
Эдуард IV использовал бейдж белого сокола в открытом феттерлоке как символ того, что он разрушил оковы и завоевал трон.
Белый Лев Мортимера
Белый лев Мортимера пришел в британскую королевскую геральдику через Анну Мортимер, её внук Эдуард IV использовал данный бэйдж в бытность графом Марч до своего восшествия на престол. В отличие от льва Англии, у белого льва Мортимера нет короны, и он вооружен лазоревыми когтями. Он олицетворяет достоинство и лояльность.
Белый лев был не только бейджем, но и щитодержателем герба Эдуарда IV.
Master of the London Wavrin. BL. Ms Royal 15E IV fol. 14r
Существует красивая легенда создания «white rose en soleil». В ходе войны Алой и Белой розы 2 февраля 1461 года состоялась битва при Мортимерс Кросс. Войско Йорков возглавил восемнадцатилетний Эдуард, граф Марч (будущий король Эдуард IV). Битве предшествовало природное явление в виде «ложного солнца» (паргелия), увидев сразу «три солнца», войска испугались, но Эдуард истолковал знамение как заступничество Святой Троицы и выиграл бой.
Atlas.2.61.1, Speed, J., The Theatre of the Empire of Great Britaine, 1603-1611,Cambridge University Library, p 31
Король Ричард III тоже использовал «белую розу в лучах солнца» в качестве одного из личных бейджей, Георг VI, отец королевы Елизаветы II, также имел её своей личной эмблемой в бытность герцогом Йоркским.
Этот каменный белый лев чудом сохранился и сейчас обрел свое место в церкви Святой Девы Марии и всех святых, однако происходит он из несохранившегося замка Фотерингей в графстве Нортгемптоншир. Именно в этом замке в 1452 году родился Ричард III, а через сто с небольшим лет в главном зале замка Фотерингей была обезглавлена Мария Стюарт.
Судя по позе, лев является одним из щитодержателей несохранившегося королевского герба Эдуарда IV.
The Fotheringhay Castle Stone Lion,
Fotheringhay Church, Northamptonshire
Черный Бык Кларенса
Поскольку у Ричарда II не было детей, в 1385 году парламент утвердил в качестве наследника Роджера Мортимера, который был по матери внуком Лайонеля Антверпенского, герцога Кларенса. Но трон тогда узурпировал Генрих IV.
Первоначально свои права на престол Эдуард IV предъявлял как правнук Роджера Мортимера. Он часто использовал черного быка Кларенса в качестве личного бейджа, иногда мощный зверь также выступал в роли одного из щитодержателей.
В уже не раз упомянутой церкви Святой Девы Марии и всех святых сохранилась подаренная Эдуардом IV кафедра 15-го века. Можно видеть королевский герб, поддерживаемый черным быком и белым львом, в окружении черного быка, бейджа Джорджа Кларенса, и белого кабана, бейджа Ричарда Глостерского.
15th-century painted pulpit donated by Edward IV carrying the royal arms, flanked by a bull for George of Clarence and a silver boar for Richard of Gloucester, Fotheringhay Church, Northamptonshire
Richard the third King of England, Anne Neville Queen of England, Edward Prince of Wales, Margaret Countess of Salisbury and Edward 17th earl of Warwick, possibly early 19th century, National Portrait Gallery, London
Черный бык Кларенса из десятки зверей королевы держит щит с королевским гербом, принадлежавшим не только Эдуарду IV и его брату Ричарду III, но также всем монархам домов Ланкастеров и Тюдоров.
Jean of Wavrin, Recueil des croniques d’Engleterre, Royal 14 E IV, f. 10r, c. 1470- c. 1480
Потихоньку переходим к зверям Ланкастеров. Йейл был впервые описан Плинием Старшим в «Естественной истории»: зверь с телом антилопы, кабаньими клыками и длинными, подвижными, направленными в разные стороны рогами. Шкура у йейла обычно черная или рыжевато-коричневая. Этот мифический зверь может олицетворять грацию и элегантность или силу и решимость.
Он был эмблемой леди Маргарет Бофорт, фанатичной и непреклонной матери Генриха VII. Йел Бофортов белый с золотыми пятнами, он обладает внушительными рогами и клыками кабана.
Маргарет Бофорт была основательницей двух колледжей в Кембридже – колледжа Христа (соосновательница) и колледжа Св. Иоанна.
The gatehouse at Christ’s College, The Yale of Beaufort
Недавно были отреставрированы и перекрашены ворота леди Маргарет Бофорт в колледже Христа Кембриджского Университета. Над входом расположены её статуя и герб. После реставрации щитодержатели йейлы поменяли свой цвет с коричневого на белый, их привели в соответствие с геральдической расцветкой йейла Бофортов.
Шкуры йейлов над вратами колледжа Св. Иоанна по-прежнему коричневого окраса.
The Main Gate of St John’s College, decorated with the arms of the foundress Lady Margaret Beaufort
Йейл возлежит в ногах своей хозяйки Маргарет Бофорт на её надгробии в Вестминстерском аббатстве. К сожалению, за последующие пять столетий, рога куда-то подевались.
Yale at the foot of the tomb effigy of Margaret Beaufort, Countess of Richmond, Westminster Abbey, c. 1470
Йейл Бофортов из серии зверей королевы держит щит со знаменитым бэйджем Тюдоров: порт-кулис с висящими цепями, увенчанный короной. В приведенных изображениях рядом с йейлами отчетливо виден порт-кулис (герса) и красная коронованная роза Ланкастеров.
Белая борзая Ричмонда
Белая борзая Ричмонда была бейджем Джона Гонта, графа Ричмонда и 1-го герцога Ланкастера. Джон Гонт, третий выживший сын короля Англии Эдуарда III и Филиппы Геннегау, стал основателем дома Ланкастеров, к которому принадлежали английские короли Генрих IV, Генрих V и Генрих VI.
Carving over south door, King’s College Chapel, 1515
Генрих VI пожаловал своему единоутробному брату, Эдмунду Тюдору, титул графа Ричмонда и белую борзую в качестве геральдической эмблемы. Это была самая популярная порода собак в Северной Англии того времени и яркий символ благородства и преданности.
King’s College Chapel, 1515
Christ Church Gate, Canterbury, 1517
В щите белой борзой Ричмонда из серии зверей Королевы можно увидеть коронованную розу Тюдоров как символ объединения враждовавших династий Ланкастеров и Йорков. На приведенных изображениях из Часовни Королевского колледжа в Кембридже и из Кентербери отчетливо видны розы Тюдоров и порт-кулис.
Красный Дракон Уэльса/И-Драйг Гох (от валл. Y Ddraig Goch)
В Европе дракон считался устрашающим, но сильным, мудрым и могущественным созданием. Валлийского дракона иногда называют красным драконом Кадваладра ап Кадваллона, легендарного короля Гвинеда. Согласно «Истории бриттов» Гальфрида Монмутского, красный дракон олицетворял бриттов и пророчествовал о пришествии короля Артура (вепря из Корнубии).
King’s College Chapel, 1515
Красный дракон был бейджем Оуэна Тюдора, его внук Генрих VII, заимствуя данный бейдж, провозглашал свое валлийское происхождение от Кадваладра ап Кадваллона. Войска Генриха несли знамя с изображением огненно-красного дракона в битве при Босворте, когда Генрих завоевал корону Англии, положив начало правлению династии Тюдоров.
Roof boss, St George’s Chapel, Windsor Castle
Генрих VIII использовал красного дракона на зеленом и белом фоне, цветах Дома Тюдоров. При правлении Елизаветы I дракон иногда менял свой цвет с красного на золотой. Дело в том, что валлийский дракон изначально описывался как золотисто-красный.
Queen Elizabeth I’s coat of arms in St Thomas’s Church, Salisbury
И-Драйг Гох был главной валлийской эмблемой в течение многих лет, но только в 1959 году королева законодательно закрепила его в качестве официального флага Уэльса.
Дракон из серии Зверей Королевы красный с желтым брюшком, он вооружен синими когтями и языком и держит щит с личным гербом Ллевелина ап Грифида, последнего независимого правителя Уэльса.
MS 016II: Matthew Paris OSB, Chronica maiora II, the coat of arms of Gruffydd ap Llywelyn ap Iorwerth, f. 170r
Герб отца Ллевелина ап Грифида, Грифида ап Ллевелина ап Йорверта, из «Большой хроники» Матвея Парижского 13 века. Вы видите, что герб у них одинаков, но он перевернут, поскольку хронист повествует о том, что Грифид ап Лливелин ап Йорверт скончался, выпав из окна башни в Тауэре при попытке к бегству.
Белый конь Ганноверов
Белый конь Ганноверов появился в Королевском гербе в 1714 году, когда с прекращением династии Стюартов после смерти королевы Анны корона Великобритании перешла к курфюрсту Георгу Ганноверскому.
Герб ганноверов 1714–1801 гг:
Hanoverian Royal Arms in the church of St Michael, Begbroke, Oxfordshire
В 1701 году в Англии был издан Акт о престолонаследии, постановивший, что английский престол могут наследовать только протестанты. Мать Георга, София Ганноверская, оказалась второй в очереди на британский престол после наследницы Анны Стюарт. София была правнучкой Марии Стюарт и внучкой короля Англии Якова I.
Белый конь ганноверов изображен в красном щите королевского Гвельфского ордена, учрежденного Георгом IV:
Саксонский конь в 8 веке был геральдическим символом Видукинда Саксонского. Согласно легенде, Видукинд изначально ездил на вороном коне, но после крещения пересел на белого скакуна.
Hengist, King of Kent
Britain at the time of the Saxon Heptarchy, Atlas.2.61.1, Speed, J., The Theatre of the Empire of Great Britaine, 1603-1611,Cambridge University Library
Считается, что геоглиф возрастом около 2000–3000 лет изображает именно лошадь, вероятно, в честь кельтской богини Эпоны, защитницы лошадей, однако есть гипотезы, что это также может быть дракон или бегущий волкодав.
Сейчас оригинальные гипсовые звери королевы экспонируются в канадском музее истории, но их точные копии из знаменитого портлендского камня (из него, к примеру, был выстроен собор Святого Павла в Лондоне) украшают королевские ботанические сады Кью:
Королевские звери почтили своим присутствием различные статуэтки из костяного фарфора, чашки и блюдца, фарфоровые подсвечники, британские почтовые марки, серебряные чайные ложки, кухонные полотенца, драгоценные вазы, зверями королевы вдохновлялись мастера топиара.
A set of ten Minton Models of the Queen’s Beasts
1955, Designed by James Woodford OBE RA
The Queen’s Beasts, 1998, 650th Anniversary of the Order of the Garter
‘The Queen’s Beasts Spoons’ by Toye, Kenning & Spencer, London, 1977
John Wadsworth (1879-1955), The Queen’s Vase
Presented to the Commonwealth of Australia by Her Majesty Queen Elizabeth II
Даже современные художники, люди тонкие, бывало чувствовали, что «королевские звери хотят самовыразиться по-новому», и не могли отказать зверушкам.
Tom Hiscocks and heraldic beasts made out of recycled cans, at his home in Great Staughton, 2012
God Save the Queen!
God Save all the Beasts!