что значат морские флаги
Флаги международного свода сигналов
Флаги международного свода сигналов были разработаны в 1857 году. Они используются на флоте для передачи сообщений между кораблями. До 1887 года свод назывался «Системой кодовых сигналов для торгового флота». Первоначально свод состоял из 18 флагов. С 1 января 1901 года все морские государства приняли этот свод. В 1931 году международная комиссия из 8 стран модифицировала систему сигналов.
Символ | Название (лат.) | Название (рус.) | Сигнальный флаг | Код Морзе | Значение сигнала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Code Pennant | Вымпел свода | Вымпел свода и ответный вымпел | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
A | Alpha | Альфа | .- | «У меня спущен водолаз, держитесь в стороне от меня и следуйте малым ходом» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
B | Bravo | Браво | -… | «Я загружаюсь, или разгружаюсь, или имею на борту опасный груз» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
C | Charlie | Чарли | -.-. | «Положительный ответ. Значение предыдущей группы должно читаться в утвердительной форме» (утвердительный) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
D | Delta | Дельта | -.. | «Соблюдай дистанцию, я маневрирую с трудом» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
E | Echo | Эхо | . | «Поворачиваю вправо» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
F | Foxtrot | Фокстрот | ..-. | «Я потерял управление и возможность связи» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
G | Golf | Гольф | —. | «Мне нужен лоцман» «Сигнал Golf для рыболовных судов, работающих в непосредственной близости друг от друга означает, я выбираю сети» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
H | Hotel | Хоутел | …. | «У меня на борту лоцман» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I | India | Индия | .. | «Поворачиваю влево» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
J | Juliet | Джульет | .— | «У меня пожар и я имею на борту опасный груз, держитесь в стороне от меня» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
K | Kilo | Кило | -.- | «Я хочу связяться с вами. Сигнал Kilo с цифрой означает, я хочу установить связь: K2 знаками Морзе с помощью флажков или руками; K3 усилительным устройством (мегафоном); K4 светосигнальным устройством; K5 звукосигнальным устройством; K6 флагами Международного свода сигналов; K7 радиотелефоном на частоте 500 кГц; K8 радиотелефоном на частоте 2182 кГц; K9 УКВ радиотелефоном по каналу 16.» Свод сигналовК идее передавать сигналы на море с помощью цветных флагов люди пришли довольно давно. Первоначально смысл флажного сигнала определялся только местом расположения флага, при этом использовались любые флаги, включая рыцарские штандарты. Первые попытки регламентировать и унифицировать флажные сигналы относятся только к XVII веку. В 1653 году в Великобритании был издан первый сборник флажных сигналов. Значение сигнала зависело не только от вида флага, но и от места его подъёма, а также от сопровождения определённой комбинацией парусов или выстрелами из орудий. В 1780 году (Howe signal book) было решено оставить в качестве сигнальных флагов лишь 10. Каждая комбинация флагов имела определённое значение. Чуть позже, в 1800 году, капитан Хоум Риггс Попхэм (Popham) составил т.н. «Морской словарь», в котором расшифровывались более 2000 флажных сигналов. В 1803 году систему Попхэма принял Королевский Военно-морской флот. Но всё это время флажные сигналы оставались прерогативой военных. Лишь в начале XIX века усилиями Фредерика Марриата был составлен «Кодекс сигналов для торгового флота». Система состояла из 15 флагов и вымпелов. С помощью неё можно было передавать слова и целые предложения. Система использовалась только британцами. Со временем возникла необходимость составить аналогичную систему для международного использования. В 1857 году была разработана «Система кодовых сигналов для торгового флота» из 18 флагов. Её пользовались уже в Британии, США, Канаде, Франции. В 1887 году «Система кодовых сигналов для торгового флота» была переименована в «Международный свод сигналов». Все морские государства приняли этот cвод. Он вступил в силу 1 января 1901 года. В 1931 году межданародная комиссия из 8 стран модифицировала систему сигналов, сделав её более удобной. Последняя ревизия Свода состоялась 1 апреля 1969 года( http://www.twirpx.com/file/499771/ ). C тех пор флаги Свода имеют расшифровку и на кириллице. (Морской сайт. http://seaman-sea.ru ) Русский военно-морской свод сигналов также имеет свою историю развития. Имеются немногочисленные материалы, свидетельствующие о некотором использовании флагов для сигнализации еще до Петра I. Так, например, сохранились сведения о том, что для корабля Орел, построенного в 1667–1668 гг. было отпущено на знамена (флаги) и яловички (флюгарки, вымпела) «из меновых товаров» 310 аршин «киндяков» (набойки, кухмачу), до 150 аршин «тафты черчатой (красной), белой и лазоревой». Первым официальным документом, свидетельствующим об использовании русским флотом флажных сигналов, является указ Петра I на второй азовский поход в 1696 г., в котором наряду с другими указаниями о порядке плавания были указаны также сигналы флагами, выстрелами, барабанным боем и фонарями. В 1720 г. был издан морской устав Петра I под названием «Книга устав морской, о всем что касается доброму управлению в бытность флота на море». К этому уставу было дано особое приложение о сигналах, в котором изложен порядок производства сигналов дневных, туманных и ночных на корабельном и галер-ном флоте и указано значение каждого сигнала, а также даны две таблицы сигнальных флагов, корабельных и галерных. Количество сигналов в то время было весьма ограниченным (22 корабельных и 42 галерных). В 1773 г. вышла в свет сигнальная книга, составленная адмиралом Спиридовым, которая содержала уже 332 сигнала. В этой сигнальной книге впервые были даны раздельно наборная и разборная части. Значительные изменения в систему флажной сигнализации были внесены в 1797 г. генерал-адъютантом Кушелевым. Количество сигналов возросло до 1500, но сама сигнальная книга Кушелева была довольно громоздкой, а система сигнализации весьма сложной. Для каждого сигнала было сделано подробное наставление, как его исполнять, например, описание сигнала «Приготовиться к сражению» занимало семь страниц. В Своде военно-морских сигналов, разработанном в 1807 г. адмиралом Головниным, были установлены заменительные, ответный, вопросительный, отменительные, числительные (цифровые) и компасные вымпела. Одновременно были отменены пушечные выстрелы, сопровождавшие каждый сигнал. Изменилась расцветка флагов и их форма — клинообразная заменена прямоугольной. Самым важным изменением, значительно упростившим флажную сигнализацию, явилось установление независимости значения сигнала от места подъема флагов. В 1869 г. под руководством генерал-адъютанта Бутакова был издан Свод сигналов в трех книгах, а в 1875 г. была издана первая шлюпочная сигнальная книга, которая дала возможность осуществлять флажную сигнализацию между шлюпками и шлюпок с кораблями и берегом. В 1901 г. вышел в свет Свод военно-морских сигналов. (Зрительная связь и зрительное наблюдение./ В.В. Полозок. – Военное издательство Министерства обороны Союза ССР, Москва – 1954. http://scilib-fleet.narod.ru/NavySignals/polozok.htm#03_01 ) Желающие могут обратиться и к более поздним изданиям, например: СПРАВОЧНИК СИГНАЛЬЩИКА Редактор Л. П. Демчук. Редактор (литературный) Я. Ф. Отмахова. Технический редактор Н. Я. Богданова. Корректор Э. В. Ежова — Воениздат, 1983. http://flot.com/publications/books/shelf/signalman/ Но меня по ходу дела интересует именно то, что было до дедушки Ленина. А именно — «Правила сигналопроизводства на военных кораблях». / (для сигнальщиков) – С.-Петербург. Типография морского министрества. 1901 год. ( http://www.knigafund.ru/books/122325/read#page2 ) Двухфлажная сигнальная книга содержит: а) Эволюционные сигналы и важнейшие походные; б) Боевые сигналы; в) Эскадренные позывные сигналы. Трехфлажная сигнальная книга содержит: словарь, сигналы рандеву, числовые, градусные, компасные и вообще все сигналы Морского Военного Свода. В ней повторены и сигналы двухфлажной книги, кроме эволюционных, требующих обозначения чертежами. Таким образом, два или три поднятых флага составляют кодовую фразу, которая имеет смысл только в случае определенного сочетания этих флагов. Статья 1065 Морского Устава Российской Империи требует сохранения этих кодов в тайне. Выписки. Списки и иные копии делать запрещается. «Посторонним лицам читать оные не дозволяется». Например, несчастный «глаголь» в сочетании с одним или двумя флагами может значить всё, что угодно от сообщения о появлении кораблей противника, до посылки по известному и весьма далёкому адресу. Хотя существует и «профессиональное мнение», что упомянутый флаг оповещает исключительно о кораблях противника. Ноги байки растут отсель — Манвелов Н. В. Обычаи и традиции Российского Императорского флота. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. Книжка для детей младшего и среднего дошкольного возраста. » Треугольный синий флаг «Глаголь» означает «обнаружен противник», а по международному своду — требование прислать лоцмана«. Глава 2. «На флаг и гюйс». Проблема в том, что автор даже не понимает разницы между буквой и флагом. Так «глаголю», то есть букве «Г» в МСС соответствует буква «G» — «гольф» и это совершенно другой флаг. Флагу же «глаголь», то есть синему треугольнику соответствует «D» — «дельта», именно так обозначавшаяся до тридцатых годов ХХ века. «Соблюдай дистанцию, я маневрирую с трудом». Есть и несколько другие версии, например, сайт http://www.vexillographia.ru/signalUS.htm указывает, что «глаголь» в ВМФ СССР может использоваться в обозначении сигнала «Обнаружены корабли противника по пеленгу … в расстоянии … каб». То есть имеем более расширенную версию;) Как видим тут уже составной сигнал. Авторы сайта указывают и реальное значение сигнала одиночным флагом. Всё проверяется по указанным авторами сайта источникам: Справочник по управлению кораблем (под руков. А.А.Александрова), М., Воениздат, 1974 г.( http://flot.com/publications/books/shelf/conning/index.htm ); Н. С. Серебряный, Б, Б. Жданов. Справочник сигнальщика, Воениздат, 1983 г. и др.; Правила сигналопроизводства на военных кораблях. Изд-во морского министерства, 1901 г.; В.В.Полозок. Зрительная связь и зрительное наблюдение. Военное издат-во МО, Москва, 1954 г. Сигнал составной, трехфлажный. Соответствует правилам установленным трехфлажным Сводом сигналов ВМФ СССР. Один флаг («глаголь»), или даже флажной сигнал, обозначает, что обнаружены корабли противника, второй указывает направление-пеленг, третий — расстояние. А, например, два флага «глаголь» предлагают кораблю «Следовать курсом …». Другой пример сигнал «Не извещать о ходе дела или работ» — (ГФШ, ВЙ9). «Глаголь-ферт-шапка веди-и краткое-девять». В данном случае первый трехфлажный сигнал, в который входит и «глаголь», означает отрицательное значение второго сигнала. Правила составления таких сигналов также указаны в источниках упомянутых как на сайте. так и в настоящем материале. Даны ссылки. Во всех флажных сигналах «глаголь», сам по себе, как и любой другой флаг, никакой смысловой нагрузки не несёт — он часть кодовой фразы имеющей смысл лишь в сборе. Пример из МСС. Сигнал «С» («чарли») означает «Да» (утвердительный). Сигнал «N»(«новембер») означает «Нет» (отрицательный). Сочетание этих двух флагов в двухфлажном сигнале МСС – «NC»(«новембер-чарли») – является морским флажковым сигналом бедствия ( дословно – «отрицательное положение»), аналогичным «SOS». Сигнальное дело. Учебник для подготовки сигнальщиков РКВМФ. – Военно-морское издательство народного комиссариата военно-морского флота СССР. Москва-1939-Ленинград.( http://mirknig.com/2009/07/25/signalnoe-delo-uchebnik-dlya-podgotovki.html) Каждый же отдельный сигнал имеет свое, строго определенное значение. Будучи же поднят после телеграфного флага – обозначает исключительно букву алфавита. ФЛАГИ СВОДА ВОЕННЫХ МОРСКИХ СИГНАЛОВ. 1901 год. Морские флаги и их значенияСамое важное о Международном своде сигналов.Находясь в порту или яхтенной марине, вы наверняка могли заметить внушительное количество флагов на различных лодках. Они предназначены вовсе не для украшения, а представляют собой Международный кодекс сигналов, основная цель которого заключается в том, чтобы обеспечить различные способы связи в различных ситуациях на воде. Первый Международный свод сигналов был создан в 1855 году и опубликован в 1857 году. За него отвечал Британский совет по торговле, в нем насчитывалось 70 тысяч сигналов, 18 флагов и использовались общепринятые и международные сигналы. Последующие изменения были внесены во время Международной конференцией по радиотелеграфной связи, состоявшейся в Мадриде в 1932 г. Было добавлено еще шесть флагов для разных языков, включая французский, итальянский, немецкий, японский, норвежский и испанский. В 1969 году были добавлены дополнительные флаги для греческого и русского языков. Каждому буквенно-цифровому сигнальному флагу было присвоено значение в соответствии с Международным кодом. То, что начиналось как ограниченная система связи, на протяжении веков превратилось во всеобъемлющую, международную сигнальную систему, функционирующую в военных и мирных целях. Сегодня морскими флагами пользуются и прогулочные суда, и чартерные яхты. Флаг судна — это, в первую очередь, внешнее выражение его государственной принадлежности. Все, кто находится на борту, обязаны подчиняться законам той страны, под флагом которой зарегистрирована лодка. Согласно Конвенции ООН, судно обязано плавать под флагом только одной страны и не имеет права менять флаг в течение плавания или после захода в порт. Флаги сигнализируют о вашем статусе, предупреждении или необходимости судна. Каждый флаг в группе разноцветных и фигурных флагов имеет свое собственное значение. Морские флаги могут использоваться в сочетании с другим флагом или в одиночку. В случае опасности или сбоев в системах связи, флаги и знание их значений могут быть весьма полезными и ценными. Alfa У меня спущен водолаз; держитесь в стороне от меня и следуйте малым ходом. Bravo Я гружу, или выгружаю, или имею на борту опасный груз. Charlie Утвердительный ДА или «Значение предыдущей группы должно читаться в утвердительной форме». Парусная регата: смена курса. Delta Держитесь в стороне от меня; я управляюсь с трудом. Echo Я изменяю свой курс вправо. Foxtrot Я не управляюсь; держите связь со мной. Авианосцы: выполняются полеты. Golf Рыболовные суда: я выбираю сети. Hotel У меня есть на борту лоцман. India Международный код: я изменяю свой курс влево. Код военно-морского флота: иду рядом. Парусная регата: заканчиваем стартовое правило. Juliett У меня пожар и я имею на борту опасный груз; держитесь в стороне от меня. Kilo Я хочу связаться с вами. Lima Международный код: немедленно остановите ваше судно. Парусная регата: проходи на расстоянии слышимости голоса или следуй за мной. Mike Международный код: моё судно остановлено и не имеет хода относительно воды. Парусная регата: отметка отсутствует. November Международный код: отрицательный НЕТ или «Значение предыдущей группы должно читаться в отрицательной форме». Парусная регата: оставить и отплыть. Oscar Papa В гавани: Судно собирается в море: всем доложить о прибытии. В море: Может быть использован рыболовными судами в значении «Мои сети зацепились за препятствие». Quebec Международный код: судно соответствует санитарным нормам; запросить разрешение в порт. Код военно-морского флота: отзыв лодки; все лодки возвращаются на корабль. Romeo Международный код: нет. Код военно-морского флота: подготовка к пополнению (в море). Готовый дежурный корабль (в порту). Sierra Международный код: мои движители работают на задний ход. Парусная регата: сократить курс. Tango Международный код: держитесь в стороне от меня; я произвожу парное траление. Код военно-морского флота: не проходи впереди меня. Uniform Вы идёте к опасности. Victor Мне необходима помощь. Whiskey Мне необходима медицинская помощь. X-ray Международный код: приостановите выполнение ваших намерений и наблюдайте за моими сигналами. Парусная регата: индивидуальный отзыв. Yankee Международный код: меня дрейфует на якоре / я поднимаю якорь. Код военно-морского флота: судно имеет визуальную связь. Парусная регата: надеть спасательные жилеты. Zulu Рыболовные суда: я вымётываю сети. Парусная регата: 20% штрафных очков. Сигнальные флагиПервые сигнальные флаги появились еще в IX веке, но их смысл зависел не от цвета или формы флага, а от его расположение на корабле. В России первые специальные сигнальные флаги появились в 1696 году, а свод отечественных сигналов был создан в 1710 году. Сигнальный флаг или их сочетание поднимается на стеньгах либо ноках реев и означает определенное слово или фразу. Расшифровка этих слов или словосочетаний происходит по наименованиям флагов, которые приведены в сводах сигналов. Таким образом, не было единой системы и применялись самые разные флаги и штандарты. Позже был создан Международный свод сигналов, который предназначен для кораблей и торговых судов всех стран мира. Флаги этого свода впервые появились в 1857 году и до 1887 года составляли Систему кодовых сигналов для торгового флота. Но в 1901 году флаги составили Международный свод сигналов, который приняли все морские государства мира. В 1931 году свод сигналов был модифицирован международной комиссией и принял современный вид. Существует пять различных комплектов сигнальных флагов, которые отличаются размерами. Размеры сигнальных флагов различных комплектов
Первый и второй комплекты используются на больших кораблях. Малые и средние корабли комплектуются третьим и четвертым комплектами, а на катерах и шлюпках используется пятый комплект. Также к сигнальным флагам можно отнести водолазный флаг. Он применяется для предупреждения окружающих о том, что с корабля, вывесившего флаг, осуществляются подводные спуски водолазов. Используется несколько вариантов водолазного флага: Международный морской флаг «Альфа» и красно-белый Дайв-флаг. Источники и литератураГалерея«Кодекс сигналов торгового флота» Фредерика Марриата, 1817 г. Международные морские сигнальные флаги Международные морские сигнальные флаги (продолжение)
|