что же все таки побуждает людей жить и созидать сообща
Эволюция философского понимания общества
Тема 13.Учение об обществе (социальная философия)
Эволюция философского понимания общественной жизни людей и ее истории. Проблема построения теоретической модели общества. Структура общества и его система. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество и государство. Культура и цивилизация; критерии их типологии. Аналитические и синтетические концепции цивилизаций. Проблемы кризиса, распада, взлета и упадка, становления и уровня развития культур и цивилизаций.
Космопланетарные факторы социального развития. Проблема поиска внеземных цивилизаций.
Эволюция философского понимания общества
Некоторые философы, рассматривая вопрос о происхождении общества, обращались к роману английского писателя Даниеля Дефо «Робинзон Крузо». Они пытались доказать, что у истоков человеческой истории стоит фигура одиночки. Однако пример с английским путешественником явно неудачен. Ведь он спасся на необитаемом острове благодаря тем качествам, которые приобрел раньше, не от рождения, а в результате жизни в обществе. Робинзон Крузо — продукт общества определенного типа.
Этот герой только и делает, что развертывает потенциал социальности, который был заложен в нем в процессе воспитания в обществе. Он прекрасно знает, что лишь труд способен вызволить человека из беды, оптимизм рождает веру в успех, а полноценную жизнь может обеспечить исключительно общение.
Робинзон Крузо совсем не одиночка, а человек, имеющий огромный социальный опыт. Просто реализовать его приходиться в диких условиях. Но откуда такому опыту взяться у первобытного человека? Английские экономисты Адам Смит и Давид Рикардо пытались ответить на этот вопрос. В частности, Смит выводил экономическую жизнь из личных интересов индивида совершенно в духе Даниеля Дефо. Карл Маркс критиковал взгляды Смита. Он писал: «Единичный и обособленный охотник и рыболов, с которых начинают Смит и Рикардо, принадлежат к лишенным фантазии выдумкам XVIII в. Это робинзонады, которые отнюдь не являются, как воображают историки культуры, лишь реакцией против чрезмерной утонченности и возвращением к ложно понятой природной, натуральной жизни» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46, ч. 1, с. 17).
Конечно, речь — благодатный дар. Однако сама по себе способность общаться еще не гарантирует умения различать добро и зло. Язык помогает сознанию выражать себя. Но откуда взялись «социальные инстинкты»? Как они проявляют себя? Наконец, допустим, что в природе человека есть такой механизм, который побуждает его жить в обществе. Разве это избавляет философов от тех вопросов, которые уже поставлены: как родилось общество?
По мнению Руссо, люди первоначально жили в условиях неограниченной свободы. Однако такая анархия ни к чему хорошему не приводила. Тогда они заключили между собой негласный договор, по которому всеобщим волеизъявлением каждому гарантировалось неотъемлемое право на личную жизнь и собственность. Так возникло общество. Конечно, все это очень логично. Но ведь и Руссо было известно, что существовавшие в истории государства возникали в результате насилия, а не договора.
В XIX веке философы стали резко критиковать «договорную теорию». Радикально новый ответ на вопрос, как родилось общество, пытались дать Маркс и Энгельс. Они призывали не противопоставлять общество как абстракцию конкретному индивиду. Идея общества заложена в каждом человеке. Он изначально — существо общественное. Маркс писал: «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу».
С таким определением общества согласились не все философы. Некоторые даже увидели здесь некую парадоксальность, и возник другой вопрос: что произошло раньше—человек или общество? Одни философы утверждали, будто сначала был человек, а потом возникло общество. Другие возражали — первично общество.
Маркс и Энгельс как бы объединили эти точки зрения. Человек и общество появились одновременно: никто никому не предшествовал. Первой предпосылкой человеческой истории, считали они, является существование человеческих индивидов, которые живут не в одиночку. Поэтому общество — продукт взаимодействия людей. Однако не сознание людей, готовых вступить в некий договор, порождает общество, а их целенаправленная трудовая, производственная жизнь.
Действительно, пока не было человека, не могло быть и речи об обществе. Оно органично сложилось благодаря совместной жизни людей, их активности — независимо от того, хотели они этого или нет.
Однако в теории Маркса и Энгельса присутствует и некий исключительно рассудочный момент: человек рассматривается ими в качестве сознательного, деятельного существа. Разумеется, у него есть эти качества. Но человек не только таков. В нем кипят могучие страсти, а в обществе проявляется коллективное бессознательное. И не одна лишь производственная деятельность укрепляет единство людей. Они тянутся друг к другу благодаря голосу крови, общим святыням, огромной внутренней энергии.
Однако не может же человеческая деятельность осуществляться автономно, без других людей. «А как и из чего определяется существо человека?» — спрашивал М. Хайдеггер.— Маркс требует познать и признать «человечного человека». Он обнаруживает его в «обществе». «Общественный» человек есть для него «естественный» человек. «Обществом» соответственно обеспечивается «природа человека», т.е. совокупность его «природных» потребностей (пища, одежда, воспроизведение, экономическое благополучие). (Хайдеггер М. Время и бытие. М„ 1993, с. 283).
По поводу причин возникновения, путей развития и будущего общества философы высказали самые различные суждения. Однако, по мнению Н.А. Бердяева, зарождение человеческого общества по-прежнему остается философской тайной.
Структураобщества и его система
Человек — существо социальное. Жизнь людей взаимообусловлена. Иначе говоря, люди как физически, так и духовно творят друг друга. Между ними складываются связи, рожденные социальностью. Общество — это не просто совокупность людей. Общество — это сумма социальных связей.
В свое время в Индии нашли двух девочек, которых вскормила медведица. Они не смогли жить в человеческом обществе и быстро умерли: если ребенок провел раннее детство среди животных, он никогда не научится тому, что умеет человек. Он не сможет освоить человеческую культуру. Общество — это та сила, которая делает человека человеком. Оно не остаётся неизменным, а постоянно меняется. Развитие общества называется социальным процессом, а накопление знаний о нем — социальной теорией.
Человеческое общество — сложная живая система. В ней самым замысловатым образом переплетаются разнообразные взаимодействия между людьми и группами людей. Для наглядности представим себе общество в виде огромного организма. Можно изучать его отдельные клетки, ткани и органы, но одно лишь знание изолированных частей и процессов не позволит представить организм в целом. Внутри общества также выделяют отдельные сферы — социальную, экономическую, политическую и духовную. Однако само понятие сферы — определенная абстракция. Общество целостно, границы внутри его есть, но они условны, его сферы постоянно взаимодействуют, переплетаются и проникают друг в друга.
Мы можем, например, рассматривать отношения, которые складываются внутри экономики. Но ведь те же самые люди, которые действуют в зоне хозяйства, живут и политической, и социальной жизнью. Например, руководитель фирмы, с одной стороны, противостоит своим работникам. А с другой — у него и его сотрудников складываются общие экономические отношения с потребителями продукции фирмы. С третьей стороны, он может состоять в той же политической партии, что и часть его подчиненных и, наоборот, оказаться политический противником другой их части. Существуют и множество иных социальных отношений — связей между отдельными индивидами и социальными общностями. Общество — это и есть единство всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга.
22.12.2020 Обществознание 9 класс варианты ОБ2090201 ОБ2090202 ОГЭ 2021 ответы и задания статград
ПОДЕЛИТЬСЯ
Ответы и задания для вариантов ОБ2090201 и ОБ2090202 тренировочной работы №2 статград по обществознанию 9 класс для подготовки к ОГЭ 2021, официальная дата проведения работы статград: 22.12.2020 (22 декабря 2020 год).
Ссылка для скачивания вариантов (ОБ2090201-ОБ2090202): скачать в PDF
Ссылка для скачивания всех ответов и критериев: скачать
Тренировочная работа №2 по обществознанию 9 класс статград 2020-2021 решать онлайн:
Сложные задания с варианта ОБ2090201:
1)Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании духовной сферы общества? Гражданство; наука; рынок; религия; политика. Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Ответ: 1) понятия: наука, религия; 2) смысл понятия, например: наука – система теоретических знаний, деятельность человека, направленная на их получение и проверку / религия – вера в Бога или в сверхъестественные силы и поклонение им.
2)Марина занимается в художественной школе, этой весной она подготовила несколько пейзажных работ для участия в детской художественной выставке, которая будет проходить в известном музее. К средствам деятельности Марины относится(-ятся)
Ответ: 2
3)Одиннадцатиклассник Михаил изучает физику и биологию в специализированном классе, а также занимается на подготовительных курсах медицинской академии. К какому виду образования в соответствии с законом «Об образовании в РФ» относятся подготовительные курсы?
Ответ: 3
4)Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни? А. Политическая сфера включает отношения, связанные с производством и обменом материальных благ. Б. Социальная сфера обеспечивает удовлетворение материальных потребностей общества.
Ответ: 4
6)Виктору Николаевичу позвонили из банка, в котором у него был открыт счёт, и сообщили о том, что удалось заблокировать попытку снятия со счёта большой суммы денег. Для решения проблемы Виктору Николаевичу предложили указать персональные данные и сообщить код из трёх цифр на обратной стороне карты. Виктор Николаевич понял, что разговаривает с мошенниками. Какое обстоятельство (по условию задачи) позволило ему сделать подобный вывод? Какие действия вы посоветуете предпринять в данной ситуации?
Ответ: 1) ответ на первый вопрос, например: представители банка владеют информацией о персональных данных клиента / представители банка никогда не запрашивают информацию о коде на обратной стороне карты; 2) ответ на второй вопрос, например: ни в коем случае не предоставлять данных по телефону, прекратить телефонный разговор и сообщить в банк о попытке мошенничества, если возможно, зафиксировать и сообщить номер телефона мошенников.
7)Рыночная экономика основана на
Ответ: 2
8)Гражданин Караулов оформил кредит на покупку автомобиля. При ежемесячной оплате кредита деньги выполняют функцию
Ответ: 3
9)Верны ли следующие суждения о факторах производства? А. Земля как фактор производства – это природные ресурсы. Б. Производственные сооружения, машины и оборудование составляют такой фактор производства, как капитал.
Ответ: 3
10)Только семья выполняет функцию 1) воспитательную 2) психологическую 3) экономическую 4) репродуктивную
Ответ: 4
11)Верны ли следующие суждения о социальной мобильности? А. Социальная мобильность, как правило, приводит к положительным изменениям в жизни индивида или социальной группы. Б. Получение новой должности вследствие завершения профессионального образования является примером социальной мобильности.
Ответ: 2
12)В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей стран Z и Y социологи изучали представления о популярности профессий в этих странах. Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены на гистограмме. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.
13)В стране Z раз в пять лет граждане избирают президента, раз в четыре года проходят всеобщие, равные и прямые выборы в законодательный орган власти. Ход выборов освещают многочисленные средства массовой информации, отражающие мнения различных политических партий. На основе приведённых данных можно сделать вывод, что в государстве Z
14)Верны ли следующие суждения о гражданском обществе? А. Гражданское общество представляют созданные государством объединения граждан. Б. Одним из условий существования и развития гражданского общества является правовое государство.
16)В отличие от других законодательных актов, действующих в Российской Федерации, Конституция РФ
17)Молодой человек перепрыгнул через турникет метро и попытался сбежать по эскалатору, но был остановлен работником метрополитена. Безбилетный проезд является правонарушением
18)Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя в Российской Федерации? К основам конституционного строя относят А. основные принципы государственного устройства и общественной жизни, закреплённые в Конституции РФ. Б. нормы административного и уголовного права, действующие в Российской Федерации.
19)Существуют различные виды знаний о человеке, природе и обществе. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства научных знаний с другими видами (формами) знаний, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия. 1) могут быть проверены на практике 2) правильность обязательно должна быть доказана 3) отражают окружающий мир, отношения между людьми, внутренний мир человека 4) включают факты, законы, теории
23)Автор показывает, что человек одновременно действует в различных сферах общества. В каких сферах общества проявляются социальные связи людей в примере автора? (Укажите три сферы.) Приведите два примера социальных связей людей из духовной сферы общества; один пример, иллюстрирующий противоположность, а второй – единство (общность) людей.
24)Автор перечисляет возможные ответы на вопрос: «Что же всё-таки побуждает людей жить и созидать сообща?» Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) любые два его ответа (один ответ – один аргумент).
Сложные задания с варианта ОБ2090202:
1)Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества? Этнос; искусство; социализация; суверенитет; капитал.
Ответ: 1) понятия: этнос, социализация; 2) смысл понятия, например: этнос – исторически сложившаяся социальная общность, члены которой имеют устойчивые особенности языка, культуры, сознание своего единства и отличия от других подобных общностей / социализация – освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества.
2)Будущим летом ученики специализированного биологического класса собираются в поход по Уралу, поэтому сейчас они занимаются физической подготовкой и изучают природный мир Урала. Субъектом данной учебной деятельности является(-ются) 1) природный мир Урала 2) физическая подготовка 3) ученики специализированного класса 4) планирование летнего похода
Ответ: 3
3)Пятилетний Игорь посещает детский сад, расположенный во дворе его дома. Какому уровню общего образования соответствует посещение детского сада? 1) основное общее образование 2) среднее общее образование 3) начальное общее образование 4) дошкольное образование
Ответ: 4
4)Верны ли следующие суждения о морали? А. Требования морали распространяются лишь на людей, достигших совершеннолетия. Б. Государство всегда контролирует моральные нормы. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Ответ: 4
6)Шестнадцатилетний Антон хотел купить игровую приставку к компьютеру в интернет-магазине. Он нашёл сайт нового магазина, в котором цена игровой приставки оказалась почти в два раза ниже, чем на всех остальных сайтах. Магазин вводил обязательную предоплату товара банковской картой на своём сайте, после чего осуществлял курьерскую доставку. Антон решил не пользоваться услугами этого интернет-магазина. Какие факты из условия задачи могли послужить причинами подобного решения (укажите два факта с пояснениями)? Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания
Ответ: – низкая цена может быть уловкой мошенников, которые стремятся получить предоплату и не собираются поставлять оплаченный товар клиенту; – при внесении предоплаты на сайте нового интернет-магазина вводятся данные банковской карты, этой информацией могут завладеть мошенники.
7)Недостатком рыночной экономики является(-ются) 1) дефицит товаров и услуг 2) отсутствие материальных стимулов к производству 3) незаинтересованность производителей во внедрении технических новшеств 4) экономические кризисы
Ответ: 4
8)В стране Z снижен подоходный налог. К какому виду налогов относится подоходный налог? 1) косвенный 2) местный 3) прямой 4) региональный
Ответ: 3
9)Верны ли следующие суждения о факторах производства? А. Земля как фактор производства – это природные ресурсы. Б. К факторам производства относят прибыль и заработную плату. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Ответ: 1
10)Девятиклассники организовали шахматный клуб для всех, кто хочет научиться играть в шахматы. Их коллектив является 1) социальной группой 2) профессиональной группой 3) социальной общностью 4) демографической группой
Ответ: 1
11)Верны ли следующие суждения о социальных ролях? А. Каждому человеку приходится выполнять различные социальные роли. Б. Социальная роль – это поведение, которого ожидает общество от человека с определённым социальным статусом. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Ответ: 3
12)В ходе социологического опроса совершеннолетних жителей страны Z был задан вопрос «С Вашей точки зрения, видеоигры приносят больше пользы или вреда для тех, кто в них играет?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены на гистограмме. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие.
13)В стране Z законодательную власть осуществляют двухпалатный парламент и авторитетный правитель, передающий свои полномочия по наследству. Право сформировать правительство получает лидер партии, победившей на всеобщих, равных и прямых выборах в нижнюю палату парламента. Конституция защищает и гарантирует права и свободы граждан. На основе приведённых данных можно сделать вывод что Z – государство 1) унитарное 2) монархическое 3) авторитарное 4) республиканское
14)Верны ли следующие суждения о признаках государства? А. Суверенитет – это верховенство государственной власти и независимость её в международных отношениях. Б. Государство обладает специальным аппаратом управления и принуждения. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
16)В отличие от других социальных норм, правовые нормы 1) регулируют общественные отношения 2) принимаются полномочными государственными органами в специально установленном порядке 3) закрепляются в устной форме 4) являются правилами поведения людей в различных жизненных ситуациях
17)Граждане РФ Анна и Пётр решили вступить в брак. Какое условие обязательно для заключения брака в РФ? Вступающие в брак должны 1) получить среднее общее образование 2) иметь жилплощадь для проживания будущей семьи 3) разделять общие интересы 4) достичь определённого законом возраста
18)Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах РФ? А. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов в РФ, соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Б. В обязанности адвокатуры водит удостоверение сделок, оформление и закрепление наследственных и других прав граждан. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
19)Ольга Петровна преподает химию в школе и работает над научным исследованием об особенностях усвоения химических понятий в основной школе. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства двух сфер деятельности человека – образования и науки, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия. 1) направлена на передачу знаний и формирование умений 2) связана с духовной культурой 3) направлена на открытие новых знаний 4) представлена различными организациями и учреждениями
22)Какое определение понятия «знание» дает автор? В чём состоят результаты познавательной и производственно-технической деятельности по отношению к такому природному веществу, как уголь? Какие стремления, по мнению автора, составляют базисные ценностные установки человека? (Используя текст, укажите три стремления.)
23)Какие цели познавательной деятельности называет автор? (Укажите две любые цели). Приведите примеры (ситуации), иллюстрирующие достижение указанных Вами целей. В каждом примере назовите возможное средство, которое может быть использовано для достижения цели.
24)Автор рассматривает познание как общественно-исторический процесс деятельности человека. Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) утверждение о том, что в познавательной деятельности индивида всегда пролеживаются связи с жизнью общества.
Варианты ОБ2090201 ОБ2090202 тренировочной работы №2 статград по обществознанию 9 класс ответы и задания 22 декабря 2020
Share the post «Варианты ОБ2090201 ОБ2090202 тренировочной работы №2 статград по обществознанию 9 класс ответы и задания 22 декабря 2020»
Тренировочные варианты статград по обществознанию 9 класс ОГЭ 2021 ответы и задания для вариантов ОБ2090201, ОБ2090202 официальная дата проведения 22 декабря 2020 год.
Тренировочная работа включает в себя 24 задания: 16 заданий с кратким ответом и 8 заданий с развёрнутым ответом.
Тренировочные варианты (ОБ2090201-ОБ2090202): скачать в PDF
Все ответы, задания (без водяного знака) и критерии для вариантов: скачать
Тренировочные варианты по обществознанию 9 класс ОГЭ 2021 ответы и задания ОБ2090201 ОБ2090202:
Сложные задания с варианта ОБ2090201:
1)Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании духовной сферы общества? Гражданство; наука; рынок; религия; политика. Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
2)Марина занимается в художественной школе, этой весной она подготовила несколько пейзажных работ для участия в детской художественной выставке, которая будет проходить в известном музее. К средствам деятельности Марины относится(-ятся)
3)Одиннадцатиклассник Михаил изучает физику и биологию в специализированном классе, а также занимается на подготовительных курсах медицинской академии. К какому виду образования в соответствии с законом «Об образовании в РФ» относятся подготовительные курсы?
4)Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни? А. Политическая сфера включает отношения, связанные с производством и обменом материальных благ. Б. Социальная сфера обеспечивает удовлетворение материальных потребностей общества.
6)Виктору Николаевичу позвонили из банка, в котором у него был открыт счёт, и сообщили о том, что удалось заблокировать попытку снятия со счёта большой суммы денег. Для решения проблемы Виктору Николаевичу предложили указать персональные данные и сообщить код из трёх цифр на обратной стороне карты. Виктор Николаевич понял, что разговаривает с мошенниками. Какое обстоятельство (по условию задачи) позволило ему сделать подобный вывод? Какие действия вы посоветуете предпринять в данной ситуации?
7)Рыночная экономика основана на
8)Гражданин Караулов оформил кредит на покупку автомобиля. При ежемесячной оплате кредита деньги выполняют функцию
9)Верны ли следующие суждения о факторах производства? А. Земля как фактор производства – это природные ресурсы. Б. Производственные сооружения, машины и оборудование составляют такой фактор производства, как капитал.
10)Только семья выполняет функцию
11)Верны ли следующие суждения о социальной мобильности? А. Социальная мобильность, как правило, приводит к положительным изменениям в жизни индивида или социальной группы. Б. Получение новой должности вследствие завершения профессионального образования является примером социальной мобильности.
12)В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей стран Z и Y социологи изучали представления о популярности профессий в этих странах. Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены на гистограмме. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.
13)В стране Z раз в пять лет граждане избирают президента, раз в четыре года проходят всеобщие, равные и прямые выборы в законодательный орган власти. Ход выборов освещают многочисленные средства массовой информации, отражающие мнения различных политических партий. На основе приведённых данных можно сделать вывод, что в государстве Z
14)Верны ли следующие суждения о гражданском обществе? А. Гражданское общество представляют созданные государством объединения граждан. Б. Одним из условий существования и развития гражданского общества является правовое государство.
16)В отличие от других законодательных актов, действующих в Российской Федерации, Конституция РФ
17)Молодой человек перепрыгнул через турникет метро и попытался сбежать по эскалатору, но был остановлен работником метрополитена. Безбилетный проезд является правонарушением
18)Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя в Российской Федерации? К основам конституционного строя относят А. основные принципы государственного устройства и общественной жизни, закреплённые в Конституции РФ. Б. нормы административного и уголовного права, действующие в Российской Федерации.
19)Существуют различные виды знаний о человеке, природе и обществе. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства научных знаний с другими видами (формами) знаний, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
21)Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
22)Какие определения общества даёт автор текста? (Приведите любые два определения.) Как объясняет автор условность границ внутри целостного общества? Какими качествами, которые невозможно реализовать в одиночку, обладает отдельный человек? (Используя текст, укажите любые два качества.)
23)Автор показывает, что человек одновременно действует в различных сферах общества. В каких сферах общества проявляются социальные связи людей в примере автора? (Укажите три сферы.) Приведите два примера социальных связей людей из духовной сферы общества; один пример, иллюстрирующий противоположность, а второй – единство (общность) людей.
24)Автор перечисляет возможные ответы на вопрос: «Что же всё-таки побуждает людей жить и созидать сообща?» Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) любые два его ответа (один ответ – один аргумент).
Сложные задания с варианта ОБ2090202:
1)Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества? Этнос; искусство; социализация; суверенитет; капитал. Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
2)Будущим летом ученики специализированного биологического класса собираются в поход по Уралу, поэтому сейчас они занимаются физической подготовкой и изучают природный мир Урала. Субъектом данной учебной деятельности является(-ются)
3)Пятилетний Игорь посещает детский сад, расположенный во дворе его дома. Какому уровню общего образования соответствует посещение детского сада?
4)Верны ли следующие суждения о морали? А. Требования морали распространяются лишь на людей, достигших совершеннолетия. Б. Государство всегда контролирует моральные нормы.
5)Рассмотрите фотографию. Какой вид деятельности осуществляют члены семьи? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила рационального осуществления этой деятельности и кратко поясните каждое из правил. Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.
6)Шестнадцатилетний Антон хотел купить игровую приставку к компьютеру в интернет магазине. Он нашёл сайт нового магазина, в котором цена игровой приставки оказалась почти в два раза ниже, чем на всех остальных сайтах. Магазин вводил обязательную предоплату товара банковской картой на своём сайте, после чего осуществлял курьерскую доставку. Антон решил не пользоваться услугами этого интернет-магазина. Какие факты из условия задачи могли послужить причинами подобного решения (укажите два факта с пояснениями)?
7)Недостатком рыночной экономики является(-ются)
8)В стране Z снижен подоходный налог. К какому виду налогов относится подоходный налог?
9)Верны ли следующие суждения о факторах производства? А. Земля как фактор производства – это природные ресурсы. Б. К факторам производства относят прибыль и заработную плату.
10)Девятиклассники организовали шахматный клуб для всех, кто хочет научиться играть в шахматы. Их коллектив является
11)Верны ли следующие суждения о социальных ролях? А. Каждому человеку приходится выполнять различные социальные роли. Б. Социальная роль – это поведение, которого ожидает общество от человека с определённым социальным статусом.
12)В ходе социологического опроса совершеннолетних жителей страны Z был задан вопрос «С Вашей точки зрения, видеоигры приносят больше пользы или вреда для тех, кто в них играет?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены на гистограмме. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.
13)В стране Z законодательную власть осуществляют двухпалатный парламент и авторитетный правитель, передающий свои полномочия по наследству. Право сформировать правительство получает лидер партии, победившей на всеобщих, равных и прямых выборах в нижнюю палату парламента. Конституция защищает и гарантирует права и свободы граждан. На основе приведённых данных можно сделать вывод что Z – государство
14)Верны ли следующие суждения о признаках государства? А. Суверенитет – это верховенство государственной власти и независимость её в международных отношениях. Б. Государство обладает специальным аппаратом управления и принуждения.
16)В отличие от других социальных норм, правовые нормы
17)Граждане РФ Анна и Пётр решили вступить в брак. Какое условие обязательно для заключения брака в РФ? Вступающие в брак должны
18)Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах РФ? А. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов в РФ, соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Б. В обязанности адвокатуры водит удостоверение сделок, оформление и закрепление наследственных и других прав граждан.
19)Ольга Петровна преподает химию в школе и работает над научным исследованием об особенностях усвоения химических понятий в основной школе. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства двух сфер деятельности человека – образования и науки, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
22)Какое определение понятия «знание» дает автор? В чём состоят результаты познавательной и производственно-технической деятельности по отношению к такому природному веществу, как уголь? Какие стремления, по мнению автора, составляют базисные ценностные установки человека? (Используя текст, укажите три стремления.)
23)Какие цели познавательной деятельности называет автор? (Укажите две любые цели). Приведите примеры (ситуации), иллюстрирующие достижение указанных Вами целей. В каждом примере назовите возможное средство, которое может быть использовано для достижения цели.
24)Автор рассматривает познание как общественно-исторический процесс деятельности человека. Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) утверждение о том, что в познавательной деятельности индивида всегда пролеживаются связи с жизнью общества.