что же мне делать певцу и первенцу в мире
Что же мне делать певцу и первенцу в мире
Что же мне делать, слепцу и пасынку,
В мире, где каждый и отч и зряч,
Где по анафемам, как по насыпям —
Страсти! где насморком
Назван — плач!
Что же мне делать, ребром и промыслом
Певчей! — как провод! загар! Сибирь!
По наважденьям своим — как по мосту!
С их невесомостью
В мире гирь!
Что же мне делать, певцу и первенцу,
В мире, где наичернейший — сер!
Где вдохновенье хранят, как в термосе!
С этой безмерностью
В мире мер!
4 комментария
Похожие цитаты
Зверю — берлога,
Страннику — дорога,
Мертвому — дроги.
Каждому — свое.
Женщине — лукавить,
Царю — править,
Мне — славить
Имя твое.
Мария Магдалина
Меж нами — десять заповедей:
Жар десяти костров.
Родная кровь отшатывает,
Ты мне — чужая кровь.
Во времена евангельские
Была б одной из тех…
… показать весь текст …
ПОРА СНИМАТЬ ЯНТАРЬ.
ЗЕРКАЛА. Марина Цветаева. Художественный фильм. https://www.youtube.com/watch?v=oPbipEEbcKc (2ч.18мин.)
Пора снимать янтарь,
Пора менять словарь,
Пора гасить фонарь
Наддверный…
Марина Цветаева
Февраль 1941
________________________________
Недавно посмотрел х/ф»ЗЕРКАЛА» (2013г. реж. Марина Мигунова).
Фильм неоднозначный, впечатления диаметрально противоположные — на грани аннигиляции.
Режиссер ленты:
— К документальной точности я не стремилась… Напротив, мне хотелось, чтобы сценарий изначально был самостоятельным художественным произведением. Каждая сцена — это метафора…
… показать весь текст …
Анализ стихотворения М. Цветаевой «Что же мне делать, слепцу и пасынку. »
Стихотворение «Что же мне делать, слепцу и пасынку…» было написано Мариной Цветаевой в 1923 году. Оно буквально наполнено противоречиями. Читатель чувствует пессимистичные настроения и безвыходность положения лирического героя, его отчуждение от окружающего мира. Для того, чтобы понять, откуда у тридцатилетней поэтессы возникли такие мысли, нужно обратиться к ее биографии.
В 1922 году Марина Цветаева вместе с мужем Сергеем Эфроном уехала за границу, в Чехословакию. Эмиграция оставила глубокий след в ее жизни. Смена страны, языка, постоянное отсутствие мужа (он был офицером Добровольческой армии), нехватка материальных средств – все это делало женщину еще более несчастной. За границей она всегда чувствовала себя одинокой, ведь, кроме мужа и детей, ее никто не принимал и не понимал. Вообще, вся поэзия Марины Цветаевой автобиографична, ее стихи часто называют исповедью поэта.
Что отталкивает лирическую героиню от существующей действительности? Что ей неприятно в этом мире? Ответы на вопросы возникают по ходу развития стихотворения. Фальшь, грубость, отсутствие чувств и сострадания царят в этом мире, где плач называется «насморком», а «вдохновенье хранят, как в термосе». Последние две строчки каждой из строф содержат яркие антитезы:
С их невесомостью
В мире гирь.
С этой безмерностью
В мире мер?!
Лирическая героиня противопоставлена этому миру «серых». По сравнению с ними она чувствует себя духовно слепой и осиротелой, но, вместе с тем, она «певчая», первая. Все у героини не так, как у других, она сильно отличается от всех остальных и потому одинока:
Что же мне делать, слепцу и пасынку,
В мире, где каждый и отч и зряч,
Что же мне делать, певцу и первенцу,
В мире, где наичернейший — сер!
Но героиня не хочет мириться с безразличием окружающих, она не подчиняется, а пытается найти выход. О сильном желании бросить вызов этому миру свидетельствуют первые строки каждой строфы, которые начинаются словами «Что же мне делать». Поэтесса не только противопоставляет себя окружающим, но и пытается найти себя, свое место в этом обществе.
Читая это стихотворение, думаешь о том, что в любом обществе всегда найдутся такие чужые, непринятые и непонятые, как Цветаева. Если ты оказался чужим среди своих, то ни в коем случае нельзя подчиняться «серой» бездуховной массе, нужно стоять на своем, отстаивать свои убеждения и верить в них. Если же встретится «странный» человек, живущий по иным принципам, то не стоит сразу отталкивать его, а стоит попытаться понять этого человека, вникнуть в его мысли. Марине Цветаевой очень не хватало понимания, поэтому, возможно, ее жизнь и закончилась трагически:
Что же мне делать, слепцу и пасынку,
В мире, где каждый и отч и зряч,
Где по анафемам, как по насыпям —
Страсти! где насморком
Назван — плач!
Что же мне делать, ребром и промыслом
Певчей! — как провод! загар! Сибирь!
По наважденьям своим — как по мосту!
С их невесомостью
В мире гирь.
Что же мне делать, певцу и первенцу,
В мире, где наичернейший — сер!
Где вдохновенье хранят, как в термосе!
С этой безмерностью
В мире мер?!
Марина. Цветаевой
… «Не было у Дон Жуана донны Анны»!
… «И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли».
Марина, Марина… с руками тонкими,
С тонким прищуром внимательных глаз,
Марина… в россыпях темных локонов,
Жаль, что не встретил я Вас.
Марина, Марина… в гроздьях рябины ли,
В бронзовом клекоте осенних кленов,
Кого Вы тогда называли любимым,
В том далеком для меня и зеленом?
О чем Вам шептала подушка полночью?
Чьи волосы Вы теребили руками?
Вы Пушкиным бредили в юности солнечной,
Как я, должно быть, бредил стихами,
Как я когда-то роялем бредил,
Впервые в детстве его услыхав,
Как я внезапно душу разбередил
Режущей Женственностью
. Твоего Стиха.
…Марина, Марина… собой спасавшая
Других от клевет в невинности,
Всегда Россию собой вычищавшая
От серости и от сирости,
В любви замолчанная, в убогость сосланная,
Родною землею преданная,
Судьбой затолканная под колеса,
По смерти лишь нам поведанная,
В своей судьбе увидав могилу,
Но в жизни всегда дерзя,
Ты вопреки всем несчастьям любила
«…Смеяться, когда нельзя»,
Бесстрашная Сапфо Страстного времени,
Втоптавшего мудрость в грязь,
Ты в этом мире жила беспредельно,
Ни чувств, ни слов не стыдясь,
С Твоим безудержным Нетерпением
К миру алчных и глупых вер,
С Твоим бесстрашием откровения,
С Твоей «безмерностью в мире мер».
И Не на подмостки, и Не на Голгофу,
И Не опустив своего креста,
Ты сердце свое несла к эшафоту,
Муками обеднив самого Христа.
И эти муки, как жизнь, перерезывая
Той елабужской, смертной петлей,
Ты даже петлю возвела в поэзию,
Женской своей рукой.
Не от того ли и в радости, и в печали,
И в той молодой «золотой пыли»
Меня до сих пор, как мальчишку «смущает,
Твой голос из-под земли».
И говорю, наплевав на раны,
Во времени Твои расправляя черты:
Что нет же, не было у Дон Жуана,
Чем Ты, прекраснее Донны Анны
И преданнее, чем Ты.
Марина, Марина… губами выверенными,
Чувством, отточенным, как жест балерины,
Зачем повторяю, как песню былинную,
Твое музыкальное, неповторимое,
И, как заклинание, необоримое
Имя Твое – Марина…
…………………………………
Твоим стихам, «написанным так рано,
Что и не знала Ты, что Ты – поэт»,
Твоих стихов кровоточащим ранам –
Поклонный свет.
Что же мне делать, слепцу и пасынку…
Что же мне делать, слепцу и пасынку,
В мире, где каждый и отч и зряч,
Где по анафемам, как по насыпям —
Страсти! где насморком
Назван — плач!
Что же мне делать, ребром и промыслом
Певчей! — как провод! загар! Сибирь!
По наважденьям своим — как по мосту!
С их невесомостью
В мире гирь.
Что же мне делать, певцу и первенцу,
В мире, где наичернейший — сер!
Где вдохновенье хранят, как в термосе!
С этой безмерностью
В мире мер?!
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Анализ стихотворения М. Цветаевой “Что же мне делать, слепцу и пасынку…”
Стихотворение “Что же мне делать, слепцу и пасынку…” было написано Мариной Цветаевой в 1923 году. Оно буквально наполнено противоречиями. Читатель чувствует пессимистичные настроения и безвыходность положения лирического героя, его отчуждение от окружающего мира.
Для того, чтобы понять, откуда у тридцатилетней поэтессы возникли такие мысли, нужно обратиться к ее биографии.
В 1922 году Марина Цветаева вместе с мужем Сергеем Эфроном уехала за границу, в Чехословакию. Эмиграция оставила глубокий след в ее жизни. Смена страны, языка,
За границей она всегда чувствовала себя одинокой, ведь, кроме мужа и детей, ее никто не принимал и не понимал. Вообще, вся поэзия Марины Цветаевой автобиографична, ее стихи часто называют исповедью поэта.
В стихотворении “Что же мне делать, слепцу и пасынку…” поэтесса, во-первых, показывает несуразность окружающего мира, во-вторых – противопоставляет себя этому миру и в-третьих – пытается найти выход их сложившегося положения.
Что отталкивает
Фальшь, грубость, отсутствие чувств и сострадания царят в этом мире, где плач называется “насморком”, а “вдохновенье хранят, как в термосе”. Последние две строчки каждой из строф содержат яркие антитезы:
С их невесомостью
В мире гирь.
С этой безмерностью
В мире мер?!
Лирическая героиня противопоставлена этому миру “серых”. По сравнению с ними она чувствует себя духовно слепой и осиротелой, но, вместе с тем, она “певчая”, первая. Все у героини не так, как у других, она сильно отличается от всех остальных и потому одинока:
Что же мне делать, слепцу и пасынку,
В мире, где каждый и отч и зряч,
Что же мне делать, певцу и первенцу,
В мире, где наичернейший – сер!
Но героиня не хочет мириться с безразличием окружающих, она не подчиняется, а пытается найти выход. О сильном желании бросить вызов этому миру свидетельствуют первые строки каждой строфы, которые начинаются словами “Что же мне делать”. Поэтесса не только противопоставляет себя окружающим, но и пытается найти себя, свое место в этом обществе.
Эмоциональная напряженность лирической героини и сила ее переживаний передается через обилие восклицательных знаков, через короткие, как бы “рваные” предложения и фразы, сквозь которые проступает огромная сила воли и стремление к постоянному поиску и совершенствованию. Также важную роль играют слова-символы, такие, как “термос”, хранящий вдохновение, “насыпи” – анафемы, “мост” – наваждение.
Читая это стихотворение, думаешь о том, что в любом обществе всегда найдутся такие чужые, непринятые и непонятые, как Цветаева. Если ты оказался чужим среди своих, то ни в коем случае нельзя подчиняться “серой” бездуховной массе, нужно стоять на своем, отстаивать свои убеждения и верить в них. Если же встретится “странный” человек, живущий по иным принципам, то не стоит сразу отталкивать его, а стоит попытаться понять этого человека, вникнуть в его мысли. Марине Цветаевой очень не хватало понимания, поэтому, возможно, ее жизнь и закончилась трагически:
Что же мне делать, слепцу и пасынку,
В мире, где каждый и отч и зряч,
Где по анафемам, как по насыпям –
Страсти! где насморком
Назван – плач!
Что же мне делать, ребром и промыслом
Певчей! – как провод! загар! Сибирь!
По наважденьям своим – как по мосту!
С их невесомостью
В мире гирь.
Что же мне делать, певцу и первенцу,
В мире, где наичернейший – сер!
Где вдохновенье хранят, как в термосе!
С этой безмерностью
В мире мер?!
1923