Что указывают пбс в 1 17 разрядах балансового счета
Как правильно формировать 1-17 разряды номера счета по доходам от платной деятельности?
StudioLaMagica / Depositphotos.com |
Осуществление разрешенных форм приносящей доход деятельности – важная составляющая деятельности учреждений всех типов. Оказание платных услуг – образовательных, медицинских, социальных и пр., развитие подсобных хозяйств, изготовление продукции – от выпечки до мебели, – лишь малая часть возможных способов заработка в бюджетной сфере. Но любой вид внебюджетной деятельности должен быть правильно отражен в бухгалтерском учете и отчетности, по нему нужно начислить и уплатить НДС и налог на прибыль. При этом важно помнить, что доходы от платных услуг и доходы от реализации продукции учитываются по разным кодам доходов, соответственно, и начисление НДС тоже будет отражено по-разному.
Все о платных работах услугах бюджетных, казенных и автономных учреждений, об учете выручки от реализации, расходов в целях налогообложения прибыли, расчетов по уплате налогов и многом другом – в «Энциклопедии решений» интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получить полный доступ к интернет-версии системы ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Сформировать без ошибок 17-17 разряды номеров счетов, задействованных в учете операций по доходам от оказания платных услуг/ работ, от реализации готовой продукции/ товаров, по начислению налогов в рамках этих видов деятельности, поможет наша наглядная таблица:
Госсектор. Новые редакции инструкций по бухучету
Содержание
Разберем основные новшества в сфере бухгалтерского (бюджетного) учета, предусмотренные этим приказом.
Формирование номеров счетов бухучета
При формировании 1-17 разрядов счета бюджетного учета в казенных учреждениях применяются 4-20 разряды кодов бюджетной классификации, используемых для составления и исполнения бюджетов, а в 24-26 разрядах – соответствующие коды КОСГУ.
Что касается бюджетных и автономных учреждений, то для них начиная с 2016 года действует требование об обязательном включении в 15-17 разряды номеров соответствующих счетов бухучета кодов:
23 января 2017 года
Программа повышения квалификации «Бухгалтерский и налоговый учет в госсекторе: последние изменения, типичные нарушения и ответственность за их совершение»
Порядок формирования 5-14 разрядов номера счета бюджетные (автономные) учреждения могут установить в своей учетной политике. В частности, можно будет задействовать коды целевых статей расходов. Если же учетной политикой вопрос о формировании 5-14 разрядов номера счета не будет урегулирован, то в этих разрядах необходимо будет указывать нули.
И наконец, согласно п. 21.1 Инструкции № 157н (в редакции приказа Минфина России от 6 августа 2015 г. № 124н) в 1-4 разрядах номера счета с 1 января 2017 года бюджетные и автономные учреждения обязательно должны отражать коды раздела и подраздела расходов бюджета.
Приказом Минфина России от 16 ноября 2016 г. № 209н предусмотрен ряд исключений из общего порядка формирования 1-17 разряда номера счета. Все новшества обобщены в таблице:
Разряды номера счета
КРБ (код расходов бюджетов)
101 00 – 105 00,
108 00*
Аналогичная структура КРБ у корреспондирующих счетов:
0 401 20 240,
0 401 20 270.
По счетам бюджетного учета дополнительно:
0 401 20 250,
0 304 04 000
Аналогичная структура КРБ у корреспондирующих счетов 0 401 20 241
Аналогичная структура КРБ у корреспондирующего счета 4 401 10 1
При отражении операций по централизованному снабжению
КИФ (код источников финансирования)
За исключением 201 35, который применяется с КРБ
820 – в 15-17 разрядах счетов бюджетного учета
* Если иное не предусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества или с требованиями главного администратора бюджетных средств
** Если иное не предусмотрено целевым назначением соответствующих активов, обязательств
Учреждение вправе задействовать 1-17 разряды номера счета, в котором Инструкциями предусмотрены нули, для ведения аналитического учета. Необходимость такого учета, например, может быть обусловлена дополнительными требованиями по раскрытию информации в отчетности, предъявляемыми органом – учредителем. Соответствующие положения надо утвердить в учетной политике.
Исправление ошибок в бухгалтерской отчетности
Исправление последним днем отчетного периода теперь может быть сделано даже после представления отчетности. Порядок исправления ошибок согласно новой редакции п. 18 Инструкции № 157н смотрите в таблице:
Когда обнаружена ошибка
Период исправления ошибки
Способ исправления ошибки
Условия применения способа исправления / Примечание
После представления, но до утверждения отчетности
Последним днем отчетного периода
Дополнительная запись
ИЛИ
запись способом «Красное сторно» и (или) дополнительная запись
Информацию об исправительных проводках и изменении показателей отчета раскрыть в Пояснительной записке
Решение об исправлении отчетности (внесении уточненной отчетности) принято:
– финорганом;
– ГРБС;
– органом – учредителем
Под датой утверждения бюджетной отчетности понимается дата утверждения отчета об исполнении бюджета публично-правового образования соответствующим законом (решением) (ст. 264.6 БК РФ)
После представления, но до утверждения отчетности
Датой обнаружения ошибки
Дополнительная запись
ИЛИ
запись способом «Красное сторно» и (или) дополнительная запись
Финорган (ГРБС, орган – учредитель) НЕ принял решение об исправлении отчетности
После утверждения отчетности
После вступления в силу федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» исправительные проводки в отчетности текущего года учитывать не будем – проводим ретроспективный пересчет отчетности (изменение остатков в прошлых отчетах)
До представления отчетности
Последним днем отчетного периода
Дополнительная запись
ИЛИ
запись способом «Красное сторно» и (или) дополнительная запись
Требуется корректировка регистров бухучета
До представления отчетности
Датой обнаружения ошибки (текущей датой)
Зачеркивание тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое
И
Написание над зачеркнутым исправленного текста и суммы.
В учетном регистре за подписью главного бухгалтера делается надпись «Исправлено»
НЕ требуется корректировка регистров бухучета
По результатам камеральной проверки отчетности орган, составляющий сводный (консолидированный) отчет, оформляет Уведомление о принятии отчетности или о несоответствии отчета установленным требованиям. В последнем случае учреждению предоставляется время на исправление отчетных форм. Теперь соответствующие положения предусмотрены как Инструкцией № 191н, так и Инструкцией № 33н.
Учет расчетов по получению субсидий и возврату остатков субсидий в бюджет
Предусмотрены новые корреспонденции, а также уточнены ранее установленные корреспонденции, применяемые для отражения в учете ряда важных фактов хозяйственной жизни. Так, расчеты по субсидиям на выполнение государственного (муниципального) задания, а также по целевым субсидиям надо учитывать с применением следующих корреспонденций:
Содержание хозяйственной операции
Порядок отражения в учете бюджетного (автономного) учреждения
Начисление доходов в сумме субсидии на выполнение задания
Начисление доходов будущих периодов в сумме субсидии на выполнение задания, подлежащей предоставлению в очередных годах на основании заключенного в текущем году соглашения
Признание доходами текущего периода ранее начисленных доходов будущих периодов в сумме субсидии на выполнение задания
Отражение задолженности перед бюджетом в части возврата:
– остатков субсидий на выполнение задания в связи с недостижением показателей характеризующих его объем;
– неиспользованного остатка целевых субсидий прошлых лет;
– целевых субсидий в случае выявления факта нарушения порядка их использования
Погашение задолженности перед бюджетом в части средств целевых субсидий, подлежащих возврату
Отражение задолженности по доходам в части остатков целевых субсидий прошлых лет, потребность в которых подтверждена учредителем
Учет отложенных обязательств
Операции по начислению резервов и принятию обязательств за счет резервов помимо балансового учета должны быть отражены на счетах по санкционированию расходов. Приказ Минфина России от 16 ноября 2016 г. № 209н уточняет порядок отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете операций по счету 0 502 99 000 «Отложенные обязательства». Обновленными редакциями Инструкции № 162н, Инструкции № 174н и Инструкции № 183н установлен следующий порядок учета отложенных обязательств:
Содержание хозяйственной операции
Порядок отражения в учете
Принятие обязательств, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определен период их исполнения (финансовый год):
– в казенном учреждении
1 501 93 000,
1 503 93 000
– в бюджетном (автономном) учреждении
Принятие обязательств за счет ранее сформированных отложенных обязательств (при определении размера обязательства и периода его исполнения (финансового года))
– в казенном учреждении
– в бюджетном (автономном) учреждении
Учет изменения кадастровой стоимости земли
Урегулирован порядок учета операций по изменению кадастровой стоимости земельных участков, находящихся на праве безвозмездного (бессрочного) пользования у учреждений либо в казне публично-правового образования. Для отражения в учете изменения стоимости земельных участков (за исключением проведения переоценки по решению Правительства РФ) надо применять корреспонденцию:
0 103 11 000 «Земля – недвижимое имущество учреждения»
1 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну»
0 401 10 180 «Прочие доходы»
В случае увеличения балансовой стоимости – в положительном значении
В случае уменьшения балансовой стоимости – со знаком «минус»
Основания проведения инвентаризации и порядок учета ее результатов
Обновленная редакция п. 20 Инструкции № 157н будет содержать перечень оснований для обязательного проведения инвентаризации:
при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
при смене материально ответственных лиц (на день приемки – передачи дел);
при передаче имущества организации в аренду, управление, безвозмездное пользовании, а также выкупе, продаже комплекса объектов учета;
в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или нормативными актами Минфина России.
Кроме того, определен порядок отражения в учете результатов инвентаризации:
Основание проведения инвентаризации
Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности
В годовой бухгалтерской отчетности
Даже если протоколы, акты были подписаны в текущем году, например, в январе
При реорганизации (ликвидации) субъекта учета
В бухгалтерской отчетности, представляемой на дату реорганизации, ликвидации учреждения, упразднения органа власти (местного самоуправления)
В учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация
Правила применения забалансовых счетов 17 и 18
Уточнены наименования и порядок отражения операций по забалансовым счетам 17 и 18. Теперь в обновленной редакции п. 365 и п. 367 Инструкции № 157н прямо определен такой порядок учета за балансом следующих операций:
Счет 18 «Выбытия денежных средств»
Возврат остатков неиспользованных субсидий (грантов) прошлых лет (в разрезе КДБ)
Поступления от возвратов расходов (источников) текущего года (в разрезе КРБ, КИФ), учтенные на счете 18
Счет 17 «Поступление денежных средств»
Перечисление возвратов поступлений, учитываемых на счете 17
Для бюджетных и автономных учреждений меняется порядок отражения операций по возвратам остатков субсидий прошлых лет. Такие поступления теперь учитываются как увеличение по счету 18. Ранее аналогичные операции надо было отражать в качестве уменьшения по забалансовому счету 17 в разрезе кодов классификации доходов бюджета (КДБ).
Еще больше информации о последних изменениях в инструкции по бухучету и отчетности в госсекторе смотрите в системе ГАРАНТ.
Для казенных учреждений уточнен порядок учета движения денежных средств при оплате расходных обязательств наличными деньгами. Речь идет об учете на счетах 17 и 18, открытых к балансовым счетам 0 201 34 000 «Касса» и 0 210 03 000 «Расчеты финансовым органом по наличным денежным средствам». Так, обновленный п. 367 Инструкции № 157н прямо предусматривает, что операции по возврату расходов текущего года отражаются в качестве уменьшения по счету 18. При этом не предусмотрено исключений для ситуаций, когда восстанавливаемые расходы были произведены в текущем году с лицевого счета. То есть в качестве уменьшения по счету 18 могут быть отражены внесенные в кассу денежные средства даже при отсутствии в текущем периоде выплат из кассы. Напомним, ранее исключалась возможность отражения отрицательного показателя по счету 18, открытому к балансовым счетам 0 201 00 000, 0 210 03 000 (см., в частности, п. 3.2 раздела I совместного письма Минфина России и Федерального казначейства от 4 июля 2016 г. №№ 02-07-07/39110, 07-04-05/02-493).
Применение счета 209 00
Обновленная редакция п. 220 Инструкции № 157н прямо предусматривает применение счета 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» для учета сумм, поступивших в качестве компенсации расходов, понесенных учреждением в результате реализации требований законодательства. Один из примеров такой компенсации – поступающие от ФСС РФ средства на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний. Начисление доходов в сумме компенсации ранее произведенных расходов отражается по дебету счета 0 209 30 000 в корреспонденции с кредитом счета 0 401 10 130. Например, при расчетах с ФСС по предупредительным мерам в казенном учреждении могут применяться такие корреспонденции:
Начисление страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Перечисление денежных средств за имущество и услуги в рамках мероприятий по сокращению травматизма
1 302 34 830
1 302 26 830
1 304 05 340
1 304 05 226
Поступило имущество, оказаны услуги в рамках мероприятий по сокращению травматизма
1 105 ХХ 340
1 401 20 226
(119) 1 302 34 730
(119) 1 302 26 730
Начисление требований по компенсации затрат государства, произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма
Зачет расходов, произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма, путем встречного требования к ФСС
Перечислено в ФСС за вычетом произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма расходов
Кроме того, теперь при формировании 1-17 разрядов номера счета аналитического учета счета 0 209 30 000 могут быть включены не только коды КДБ, но и коды КРБ. Такой порядок позволяет обособленно учитывать на этом счете расчеты по суммам подлежащей возврату учреждению «расходной» дебиторской задолженности, по которой ведется претензионная работа. В частности:
Учет НДС по перечисленным авансам
Налоговым законодательством предусмотрено право налогоплательщика на вычет НДС по перечисленным суммам предварительной оплаты (частичной оплаты), а не обязанность по принятию налога к вычету. Таким образом, налогоплательщик-покупатель при получении авансового счета-фактуры от продавца может воспользоваться своим правом на вычет по НДС. Для учета подобных операций теперь предусмотрен специальный счет 0 210 13 000 “Расчеты по НДС по авансам выплаченным”. Порядок применения этого счета смотрите в таблице:
Перечислен аванс в счет предстоящей поставки
Как правильно формировать 1-17 разряды номера счета: особенности для различных операций
racorn / Depositphotos.com |
Общий порядок формирования 1-17 и 24-26 разрядов номеров счетов бухгалтерского/ бюджетного учета определен положениями Инструкций №№ 157н, 162н, 174н, 183н. Кроме того, для правильного формирования номера счета необходимо также руководствоваться Порядком применения КБК № 85н, Порядком применения КОСГУ № 209н, а еще Контрольными соотношениями по отчетности, Сопоставительными таблицами Минфина России и т. д.
Казенные учреждения, органы власти и местного самоуправления в 1-17 разрядах номеров счетов бюджетного учета отражают коды классификации доходов бюджетов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов (разряды КБК с 4 по 20) в соответствии с Приложением № 2 к Инструкции № 162н.
Бюджетные и автономные учреждения отражают:
в 1-4 разрядах номера счета – отраслевой код раздела, подраздела классификации расходов бюджетов, соответствующий выполняемым учреждением функциям (работам, услугам);
в 5-14 разрядах номера счета – нули, за исключением операций в рамках реализации нацпроектов, а также если органом-учредителем или учетной политикой учреждения не предусмотрен иной порядок;
в 15-17 разрядах номера счета – аналитический код вида поступлений и выбытий, а именно АнКВД, АнКВР, АнКВИ.
Коды разделов и подразделов при формировании номера счета бухгалтерского учета применяются АУ и БУ исходя из отраслевой принадлежности учреждения и осуществляемых им функций/ услуг с учетом вида финобеспечения.
Так, по КФО 4, 5, 6 при формировании номеров счетов бухгалтерского учета в 1-4 разрядах указываются коды разделов и подразделов, по которым предоставлена соответствующая субсидия из бюджета.
По КФО 2 в 1-4 разрядах номеров счетов рекомендуем применять коды разделов и подразделов классификации расходов бюджетов в соответствии с отраслевой направленностью учреждения исходя из основных функций/ услуг учреждения, для выполнения которых они созданы. При выполнении нескольких видов деятельности можно отражать код раздела, подраздела, по которому предусматривается наибольший объем субсидии на задание либо исходя из основного вида деятельности учреждения. Бюджетные и автономные учреждения могут осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, причем такая деятельность должна быть указана в учредительных документах. Полученными доходами учреждения вправе распоряжаться самостоятельно, и 1-4 разряды номеров счетов по расходам должны соответствовать кодам разделов, подразделов, по которым учреждением отражаются доходы, являющиеся источником финансового обеспечения соответствующих расходов. Например, при отражении операций с объектами учета аренды считаем возможным применять код раздела и подраздела, в рамках которого учреждением осуществляется основной вид деятельности. То есть если учреждение создано для оказания услуг в сфере высшего образования, возможно отражать код 07 06 как по доходным, так и по расходным операциям.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Вместе с тем, финансовым ведомством при формировании отчетности допускается отражение в 1-17 разрядах номеров счетов группировочных (не детализированных) или нулевых кодов по отдельным операциям. Особенности формирования номеров счетов с учетом системных писем Минфина России и Федерального казначейства учреждение может использовать не только при формировании отчетности, но и при отражении операций в учете, закрепив порядок в своей учетной политике и согласовав неурегулированные Инструкциями особенности с учредителем или финорганом.
Признаем, учесть все требования и правила нелегко, да и не всегда понятно, какой же код применять в отношении конкретной ситуации. Разберемся в особенностях формирования 1-17 разрядов номеров счетов бухгалтерского/ бюджетного учета при отражении в учете различных операций:
1. Корректировка расчетов учредителей и подведомственных бюджетных, автономных учреждений в части имущества, которым учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться:
Отдельно рассмотрим, как формируются 1-26 разряды номеров счетов бухгалтерского/ бюджетного учета по объектам учета операционной аренды на льготных условиях с учетом требований Минфина России и Казначейства.
Приложение N 2. Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений
Инструкция
по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений
С изменениями и дополнениями от:
31 декабря 2015 г., 16 ноября 2016 г., 29 ноября 2017 г., 31 марта, 28 декабря 2018 г., 30 октября 2020 г.
ГАРАНТ:
См. Путеводитель по бухгалтерскому учету в бюджетных и автономных учреждениях
Информация об изменениях:
Приказом Минфина России от 31 декабря 2015 г. N 227н пункт 1 изложен в новой редакции, применяющейся государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями при формировании показателей объектов учета на 1 января 2016 г. и при формировании учетной политики, начиная с 2016 г.
Информация об изменениях:
Изменения применяются при ведении учета и формировании бухгалтерской отчетности на 1 января 2021 г.
1 Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный N46517, с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 10 июня 2019 г. N94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 июля 2020 г., регистрационный N 55140), от 30 июня 2020 г. N 130н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 сентября 2020 г., регистрационный N 59804).
2 Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2010 г., регистрационный номер 19452, с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 12 октября 2012 г. N 134н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 декабря 2012 г., регистрационный N 26060), от 29 августа 2014 г. N 89н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 октября 2014 г., регистрационный N 34361), от 6 августа 2015 г. N 124н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 августа 2015 г., регистрационный N 38719), от 1 марта 2016 г. N 16н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 марта 2016 г., регистрационный N 41570), от 16 ноября 2016 г. N 209н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный N 44741); от 27 сентября 2017 г. N 148н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 октября 2017 г., регистрационный N 48573), от 31 марта 2018 г. N 64н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2018 г., регистрационный N 50910), от 28 декабря 2018 г. N 298н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2019 г., регистрационный N 53597), от 14 сентября 2020 г. N 198н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 октября 2020 г., регистрационный N 60238).
Информация об изменениях:
Изменения применяются при ведении учета и формировании бухгалтерской отчетности на 1 января 2021 г.
ГАРАНТ:
Абзац второй пункта 2.1 применяется, начиная с 1 января 2017 г.
Наименование соответствующего счета аналитического учета Рабочего плана счетов включает наименование соответствующего счета Плана счетов бюджетного учреждения и наименование классификационного признака вида поступлений или выбытий, указанное в круглых скобках.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
4. Бюджетное учреждение вправе с учетом положений Инструкции по применению Единого плана счетов, при утверждении Рабочего плана счетов, вводить дополнительные аналитические коды счетов, обеспечивающих формирование в бухгалтерском учете дополнительной информации, необходимой внутренним, внешним пользователям бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений.
Кроме того, при отсутствии в настоящей Инструкции корреспонденций счетов бухгалтерского учета по хозяйственной операции, производимой бюджетным учреждением в соответствии с законодательством Российской Федерации, бюджетные учреждения имеют право по согласованию с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета (органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя), определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей настоящей Инструкции.
Информация об изменениях:
Изменения применяются при ведении учета и формировании бухгалтерской отчетности на 1 января 2021 г.