Что такое отсек на корабле
Отсек корабля
Смотреть что такое «Отсек корабля» в других словарях:
ОТСЕК — отдельная от др. специальная часть объёма корпуса летательного аппарата, корабля, подводной лодки и др.; герметичный О. часть фюзеляжа самолёта, космического корабля, подводной лодки, судна, герметично отделённая от соседних О. и внешней среды.… … Большая политехническая энциклопедия
Отсек — Отсек пространство внутри корпуса судна или корабля, ограниченное смежными переборками («стенками»). В широком смысле часть устройства, имеющая полость внутри. Категория: Детали кораблей … Википедия
Отсек — часть объема корпуса корабля между соседними поперечными и продольными водонепроницаемыми переборками. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь
Отсек — м. 1. Изолированное от других отделений корабля, подводной лодки или самолёта помещение специального назначения. 2. Место разрыва между воинскими частями, занимающими фронт. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
отсек — ОТСЕК, а, м Часть транспортного средства (корабля или летательного аппарата) в виде изолированного или отдельного от других помещения. В третьем отсеке подводной лодки начался пожар … Толковый словарь русских существительных
Пробный отсек — отсек корабля, выбранный для затопления с целью определения степени потери остойчивости поврежденным кораблем. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь
Подводная лодка (класс корабля) — Российская атомная подводная лодка типа «Акула» («Тайфун») Подводная лодка (подлодка, пл, субмарина) корабль, способный погружаться и длительное время действовать в подводном положении. Важнейшее тактическое свойство подводной лодки скрытность … Википедия
Проект 1231 опытного малого погружающегося ракетного корабля — Проект 1231 опытного малого погружающегося ракетного корабля … Википедия
Основные элементы и строение морского судна
Морское судно это как плавучий город, состоящий из деталей и элементов. Судно нельзя представить без его основных частей – корпуса судна, машинного отделения и навигационного мостика. Из чего же еще состоит морское судно?
Корабль состоит из видимых и не видимых элементов. К примеру: винт, якорь, бак, киль, надстройка, перо руля, мачта, навигационный мостик и подруливающее устройство – основные видимые элементы. Трюм, балластные танки, топливные танки, кофердамы, двойное дно и т.д. – невидимые элементы судна.
Чтобы понять из чего состоит судно, нам придется разобрать судно по частям.
Пеленгаторная палуба (Monkey Island)
· Находится над навигационным мостиком
· В прошлом использовалось моряками для обсервации, пеленгования и ориентирования в море.
· На этой палубе установлены антенны навигационного оборудования мостика: VDR, АИС, радары прикреплены к мачте, антенны коммуникационного оборудования (VHF, MF/HF), НАВТЕКС и так далее. Так же присутствует мачта, на которой помимо антенн находятся навигационные огни.
Навигационный мостик (Bridge)
· Судовой мостик – командный центр корабля. Отсюда управляется судно с помощью навигационного оборудования и вахтенного офицера.
· С мостика можно управлять палубными устройствами, главным двигателем и навигационной системой корабля.
· Рутинная работа на мостике состоит из: мониторинга скорости, курса и позиции судна, наблюдение за погодными условиями и состоянием моря, связь с другими судами, а так же с берегом.
Труба (Funnel)
· Она же – дымовая труба, предназначена для выброса дыма с машинного отделения.
· Задача дымовой трубы – выброс выхлопных газов подальше от палубы и экипажа. Именно поэтому она находится выше мостика.
Надстройка (Accommodation)
· Надстройка на судне служит как жилой дом для экипажа. В нем есть все возможные удобства для команды корабля: офисы, спортивные тренажеры, каюты, госпиталь, кают-компания, комната отдыха, прачечная, камбуз и другие помещения.
· Это основная часть судна, которая включает в себя: систему подачи воды, расфасовку мусора, вентиляцию помещений, систему сточных вод, охлаждающую систему и так далее.
· Часть корабля с помещениями для отдыха, медицинской помощи и склада для еды.
Палуба дымовой трубы (Funnel deck)
· Как писалось выше, основная функция дымовой трубы – выброс выхлопных газов.
· Трубы не устанавливаются под прямым углом. Дымоход установлен под маленьким углом наклона в сторону кормы, чтобы газы не попадали на палубу или навигационный мостик.
Шлюпочная палуба (Boat Deck)
· Корпус судна разделен на палубы.
· В зависимости от нахождения, палубы на судне делятся на 6 категорий: основная палуба, корма, верхняя палуба, нижняя палуба, открытая палуба и бак.
· Шлюпочная палуба прикрывается от непогоды, что дает матросам место для работы.
Мачта (Mast)
· Это высокая конструкция, которая возвышается вертикально по линии центра судна.
· У мачты существует несколько предназначений. Основная задача это конечно навигационные огни. Второстепенная задача это место для расположения антенн навигационного оборудования.
Крылья мостика (Flying Bridge или Bridge Wings)
· Это продолговатая конструкция на открытой палубе или мостике. Дает хороший обзор для штурманов как в носовую, так и в кормовую часть судна.
· Имеет в наличии дублирующие устройства управления судном, которые благодаря отличному обзору помогают капитану и лоцману швартоваться или отшвартовываться.
Форштевень (Stem)
· Самая носовая точка судна.
Бак (Forecastle)
· Бак – носовая часть судна. Составляет примерно 7% от всей длины судна.
· Раньше, на военных судах, использовался солдатами в оборонительных целях.
· Бак используют для якорных и швартовочных операций, погрузочных работ в трюме, хранения палубных материалов.
Основная палуба (Main deck или Foredeck)
· Начинается от носовой части надстройки и заканчивается началом бака.
Бульба (Bulbous Bow)
· Выпуклость в носу судна сразу под ватерлинией.
· Рассекает волны, что позволяет судну идти быстрее, экономить топливо и иметь повышенную остойчивость.
· Суда с бульбой имеют меньший расход топлива примерно на 12-15%.
· Бульба так же увеличивает плавучесть носовой части судна, что позволяет уменьшить килевую качку до определенного момента.
Кормовая часть судна (Stern)
· Задняя часть судна. Спроектирована с учетом малой сопротивляемости трения, повышенным эффектом хода и уменьшением винтовой вибрации.
· Именно с задней части судна выталкивается вода. Винт и перо руля находятся в этой части судна.
Подруливающие устройства (Side Thrusters)
· Представляет из себя винт, который может работать только в стороны бортов судна.
· Помогает маневрировать на малом ходу во время швартовочных операциий в порту.
Рулевое устройство (Rudder)
· Необходим для маневрирования судном. Представляет из себя плоскую конструкцию установленную перед винтом.
· Состоит из следующих частей: баллер руля, рулевой привод, рулевая машина, контрольные приборы.
Винт (Propeller)
· Механическое устройство с лопастями.
· На морском судне может быть до трех винтов.
· Без винта, судно не будет двигаться с места.
Малярная (Paint Room)
· Место для хранения краски.
· Для предотвращения взрывов и отравления посетителей имеит винтеляцию – вытяжку с подачей кислорода.
· Помещение оснащено системой быстрого тушения пожара углекислым газом.
Помещение аварийного генератора (Emergency Generator Room)
· Когда основное устройство подачи электричества на судне выходит из строя автоматически включается аварийный генератор.
· Он находится на кормовой палубе вдали от машинного отделения и имеит личный распределительный щит.
· Должен быть легок в использовании и заводится даже при нулевой температуре.
Балластные танки (Ballast Tanks)
· Подобные отсеки судна нужны для хранения забортной воды, что позволяет судну улучшать остойчивость.
· Обслуживание этих помещений важно, так как металл в соленной воде быстро ржавеет.
Топливные танки (Bunker tanks)
· Нужны для хранения топлива и смазочных масел на судне.
· В целях безопасности эти помещения находятся вдали от возможных источников огня.
Туннельный киль судна (Duct keel)
· Представляет из себя полую конструкцию из двух балок и металлических пластин соединенных между собой, что формирует коробчатую конструкцию.
· Встречаются на судах с двойным дном.
· Многофункциональная часть судна, которая служит для водонепроницаемого прохода вдоль судна, место для магистрали балластных, водяных и других труб.
· Имеет замерочную трубу для обнаружения протечки.
Судовые краны (Ship Cranes)
· Используются для грузовых операций (выгрузка и погрузка)
· Встречаются либо электрические краны, либо гидравлические.
· Грузовой подъем кранов варьируется от 15 до 4000 тон.
Грузовой трюм (Cargo hold)
· Закрытое помещение для хранения различного груза или контейнеров.
· Находится под палубой.
· Основная функция – предотвращения повреждения груза от дождя или морской воды.
Крышки трюма (Hatch covers)
· Служат для предотвращения загрязнения или повреждения груза.
· Не пропускают воздух, а так же водонепроницаемы.
· Дизайн крышек зависет от типа судна, но основные требования к ним это возможность быстро открыть и закрыть.
· Раньше трюмные крышки открывались с помощью кранов или лебедок. В наше время оперируются гидравлическим путем.
Надводный борт (Freeboard)
· Можно охарактеризовать как высота между ватерлинией и основной палубой.
· Подобная дистанция показывает запас плавучести судна, что помогает понять остойчивость, а так же другие качества судна.
· Минимальная высота надводного борта одобряется специальной организацией класса судна.
· Высота надводного борта тесно связана с количеством груза на борту.
Корпус судна (Hull)
· Водонепроницаемая часть судна, которая может быть открыта или закрыта палубой.
· Корпус судна построен из балок, стрингеров и переборок.
· В зависимости от особенностей и типа судна, строение балок и стрингеров может быть продольным, вертикальным или перемещенным. Перемещенный тип строения корпуса считается самым крепким.
Существуют необходимые составные корабля, а есть дополнительные для комфорта или улучшения судоходства судна.
Все элементы судна проверяются и обслуживаются постоянно, иначе судно может стать непригодным для плавания в море.
Была ли эта статья полезна вам? О каких частях судна вы хотели бы узнать поподробней?
Средняя оценка 4.9 / 5. Количество оценок 7
Морской словарь для сухопутных читательниц
И если бы только это! Женщин больше на любой выставке, любой театральной постановке, на любой экскурсии. В любом концерте. В любой библиотеке. В любой литературной аудитории. Даже на сайте проза.ру большинство составляют женщины. И только среди моих читателей преобладают мужчины. Эту несправедливость я и собираюсь исправить.
Ведь читательниц у меня было много, пока не разбежались. Несколько раз перед этим они жаловались, что в моих рассказах слишком много непонятных им морских терминов. Некоторые советовали даже написать специальный словарик. Я знаю, что на нашем сайте есть много старых моряков, опытных капитанов, которые составили бы такой словарь лучше меня.
Ясно, что разъясняя многие понятия, я иногда прибегал к помощи морских словарей и учебников. Очень надеюсь, что составители этих словарей не станут со мной судиться. Хотя бы из любви к тем, для кого предназначен мой словарик.
Что такое «узел»? Нет-нет, не морской такелажный узел, а что-то совсем другое. А что? Что такое дедвейт судна? Тоннаж? Водоизмещение? Сколько груза может взять на борт современное грузовое судно? Почему на маленьком траулере работает больше людей, чем на огромном океанском танкере? Что такое ватерлиния? Что такое каботаж? Зачем на судне танки? Что такое порт приписки судна? По какому времени живут моряки, странствуя по свету?
Что такое «вышка», «середуха», ШМО, ТФ? «Рыбка», «тюлька», «централка»? Вряд ли вы даже слышали о них, если не живёте в портовом городе. Что такое ТУС, или, более благозвучное, ТУК, вы, конечно, тоже не знаете. А, между прочим, это – именно то, что я и собираюсь вам рассказать.
Конечно, не теорию и устройства судна, или корабля, но – некоторые основные морские понятия и жаргонные словечки для детей и взрослых, желающих выучить еще один язык. На это раз – морской. Итак, приступим в алфавитном порядке.
АВРАЛ- срочные судовые работы, требующие участия всего экипажа.
АРТЕЛКА – помещение для хранения судовой провизии.
БАКЛАН – голодный человек на судне который постоянно хочет есть и находится в районе камбуза.
БЛЭКАУТ – (англ. BLACK OUT) – полное обесточивание теплохода.
БРАШПИЛЬ- палубный механизм с горизонтальной осью вращения, предназначенный для подъёма якоря и выбирания тросов при швартовке. Обычно устанавливается в носу судна, на баке.
БУКВАРЬ – книга, инструкция.
ВАЙПЕР – моторист 2-ого класса (от англ. – wiper – уборщик). Он же ВАЙПЕРЕНЫШ.
ВАХТИТЬ – нести вахту.
ВЗЯТЬ ЗА НОЗДРЮ – шутл. – взять на буксир.
ВООРУЖИТЬ – изготовить для действия
ГАЗ – крепкие алкогольные напитки.
ГОЛУБЯТНЯ – навигационный мостик.
ГОЛУБИЦА- отверстие между килем,шпангоутом и обшивкой корпуса судна.
ГРОТ-МАЧТА- вторая от носа мачта. На современном судне находится на пеленгаторном мостике.
ДЕЙДВУД- подводная часть кормового заострения судна в месте прохода гребного вала. Вал в этом месте лежит на дейдвудном подшипнике.
ДИФФЕРЕНТ- наклон судна в продольной плоскости. Обычно бывает на корму.
ДНИЩЕ- заглублённая, подводная часть обшивки корпуса судна.
ИЛЛЮМИНАТОР- застекленное отверстие в борту или надстройке.
КАМБУЗ- кухня на судне.
КАЧКА- колебания судна под воздействием волн, бывает килевой, бортовой, днищевой и смешанной.
КЛЮЗ- отверстие в фальшборте, палубе или борту, окантованное прутком или отливкой, служащее для проводки троса или цепи.
КНЕХТ- деталь швартовного устройства в виде парных металлических тумб на общем фундаменте, прикрепленном к палубе. Швартовы накладываются восьмёрками.
КОНЕЦ- так называется любая верёвка на судне.
КРАНЕЦ- приспособление, служащее для амортизации ударов и защиты борта судна о причал или другое судно на швартовках и стоянках. Часто используют автомобильные покрышки.
КУБРИК- помещение на судне для размещения экипажа. В отличие от кают, многоместный.
ЛАГ- прибор для измерения пройденного расстояния судна.
ЛОТ- устройство для измерения глубин с борта судна.
ЛОЦМАН- специалист по проводке судов в определенном районе, порту, канале или проливе. Бывает обязателен к приему на борт, но ни в коем случае не подменяет капитана и не снимает с него ответственности за безопасность судна.
МАСТЕР – (англ. master) капитан теплохода. Он же Папа, Дядя.
МАШКА – судовая швабра.
МИДЕЛЬ-ШПАНГОУТ (МИДЕЛЬ)- средний по длине судна шпангоут.
НА ХОДУ- термин означает, что судно не стоит на якоре, не ошвартовано к берегу и не стоит на мели. То есть, либо в походе, либо в дрейфе.
НАБОР КОРПУСА СУДНА- совокупность поперечных и продольных балок, составляющих остов судна.
НАДСТРОЙКА- закрытое сооружение на палубе, простирающееся от борта до борта. Может быть на корме, в середине судна, и в носу.
НОС- передняя оконечность судна.
ОБСЕРВАЦИЯ- определение места судна по наблюдениям объектов с известными географическими координатами (береговые ориентиры, радиомаяки, звёзды и т.д.).
ОБШИВКА- стальная поверхность борта судна.
ОСТОЙЧИВОСТЬ- способность судна, получившего по какой-либо причине крен, выпрямляться. Недостаточная остойчивость, происходящая от слишком высокого центра тяжести, делает судно валким, склонным к опрокидыванию. Чрезмерная остойчивость приводит к очень резкой и быстрой качке, опасной для корпуса и оборудования.
О.С., ОСЛИК – матрос 2-ого класса, младший матрос (от англ. OS – ordinary seamen)
ПОДВАЛ – машинное отделение.
ПОСУДИНА – лодка, судно.
ПРИВЯЗАТЬСЯ – пришвартоваться, завести швартовые концы. Например: привязаться к стенке – пришвартоваться к причалу.
ПРИСПОСОБА – приспособление, любая вещь, которую можно приспособить для проведения какой-либо работы.
РОГАТЫЕ – матросы, штурмана.
СТАРМЕХ – сокращенно СТАРШИЙ МЕХАНИК, он же ДЕД.
СТАРПОМ – сокращенно СТАРШИЙ ПОМОШНИК КАПИТАНА, он же ЧИФ.
СТЕНКА – причал, пирс.
СТРИНГЕРЫ — внутренние продольные связи для крепления обшивки. Они делятся на бортовые и днищевые — КИЛЬСОНЫ.
ПАЙОЛ- настил палуб и платформ машинного отделения. Как правило, делается полностью или частично съёмным.
ПАЛУБА- горизонтальное перекрытие корпуса судна. Палуба может быть главная, шлюпочная, палуба мостика и так далее.
ПЛАНШИРЬ- планка (брус), ограничивающий фальшборт по верхней кромке.
ПЛАСТЫРЬ- облицованный, многослойный, прямоугольник из парусины с коушами по периметру, для закрытия пробоины в борту. Был обязательным на советских судах дальнего плавания.
ПОДВОЛОК- зашивка потолка во внутреннем помещении.
ПРИЖИМНОЙ- швартов, подаваемый перпендикулярно ДП судна.
ПОДЗОР- свес кормы судна.
ПРОДОЛЬНЫЙ- швартов, подаваемый с носа вперёд, с кормы назад.
РЕВЕРСИРОВАНИЕ- изменение направления вращения двигателя на противоположное.
РЕЙД- открытая, прибрежная часть водной поверхности, предназначенная для стоянки судов на швартовных бочках, буях или якорях.
РУЛЬ- конструкция, состоящая из пера руля, баллера и румпеля.
РУМБ- единица плоского угла в навигации, равная 1\32 части окружности.
СВЕТОВОЙ ЛЮК- люк прямоугольной формы в палубе, огражденный комингсом.
СЕКСТАН- угломерный инструмент для измерения высот небесных светил и углов на земной поверхности.
СТРИНГЕР- продольный элемент набора корпуса судна. Различают днищевой, скуловой, бортовой и палубный стрингер.
СТРОП- Приспособление из тросов для захвата и подвешивания к гаку грузов.
СУДОВАЯ РОЛЬ- список экипажа и пассажиров с паспортными данными и должностями на судне.
СУДОВЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ ОГНИ- основные огни, которые должны нести все суда в море: бортовые, топовые, кормовой, буксирный, круговой.
СХОДНЯ- переносной трап, используемый, когда судно находится на одном уровне с причалом.
ТАЛИ- грузоподъёмное устройство с ручным приводом.
ТРАП- любая лестница на судне. Бывает парадный, наружный, внутренний, лоцманский.
ТУГРИКИ, Х*ЯБРИКИ – любая местная валюта.
ТРЕВОЖИТЬСЯ – выполнять учения по тревогам (Человек за бортом, Пожар, Оставление судна и т.п.).
ТУРАЧКА- барабан шпиля, брашпиля, лебёдки, на который наматывается трос.
УЗЕЛ- принятая в мореплавании единица скорости, равная одной морской миле в час.
ФАЛЬШБОРТ — ограждение по краям наружной палубы судна, пояс выше главной палубы, выполненный как продолжение борта судна. Заканчивается планширем.
ФАРВАТЕР- безопасный, в районе навигационных опасностей, проход для судов.
ФЛОР- нижняя часть шпангоутной рамы.
ФОРПИК- крайний носовой отсек судна.
ФОРШТЕВЕНЬ-брус по контуру носового заострения судна, жестко соединенный с килём.
ФОРДЕК- носовая часть палубы судна.
ХОДИТЬ (на судне)- находиться на борту судна во время плавания.
ЧЕРДАК – навигационный мостик.
ЧИРИК – четвертый механик.
ШВАРТОВ- швартовный трос, предназначенный для закрепления судна у причала или борта другого судна. Разделяются на продольные, прижимные и шпринги.
ШВАРТОВКА- совокупность действий по подходу и закреплению судна к месту швартовки.
ШВАРТОВНОЕ УСТРОЙСТВО- шпили, кнехты, клюзы, вьюшки и пр.оборудование, предназначенное для швартовки.
ШЛЮП-БАЛКА- устройство в виде двух балок с механизмом для спуска за борт шлюпки, и подъёма её. Применяется для спасательных шлюпок.
ШПАНГОУТ- основная балка поперечного набора судна, основа для обшивки судна.
ШПАЦИЯ- расстояние между шпангоутами.
ШПИГАТ- отверстие для свободного перетекания воды.
ШПИЛЬ- вертикально расположенный механизм для выбирания якорь-цепи и швартовов.
ЮТ- надстройка в кормовой части судна. Наиболее часто встречающаяся у грузовых судов.
ЯМА – машинное отделение.
ЯШКА – якорь. Обычно говорят встать на ЯШКУ или кинуть ЯШКУ.
ЯХТА- судно для отдыха (парусное или моторное). Яхты могут быть громадными, как у Романа Абрамовича и совсем крохотными, на одного-двух человек.
Отсек судна
Приказ Минморфлота СССР от 03.05.1989 N 56 (вместе с «РД 31.15.01-89. Правила морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ)»)
Смотреть что такое «Отсек судна» в других словарях:
ОТСЕК — отдельная от др. специальная часть объёма корпуса летательного аппарата, корабля, подводной лодки и др.; герметичный О. часть фюзеляжа самолёта, космического корабля, подводной лодки, судна, герметично отделённая от соседних О. и внешней среды.… … Большая политехническая энциклопедия
Отсек — судна, пространство внутри корпуса судна, ограниченное водонепроницаемыми поперечными и продольными переборками. Делением судна на О. обеспечиваются его Непотопляемость при повреждении и аварийная Устойчивость, рациональность размещения… … Большая советская энциклопедия
ОТСЕК — судна пространство внутри корпуса судна, огранич. непроницаемыми поперечными и продольными переборками. Деление судна на О. во многом определяет его непотопляемость … Большой энциклопедический политехнический словарь
ОТСЕК — ОТСЕК, а, муж. Изолированная или отделённая от других часть специального помещения (на корабле, летательном аппарате). О. судна. Кормовой о. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Отсек — Отсек пространство внутри корпуса судна или корабля, ограниченное смежными переборками («стенками»). В широком смысле часть устройства, имеющая полость внутри. Категория: Детали кораблей … Википедия
Технический отсек — Технический отсек(в авиации) помещение или пространство внутри воздушного судна, ограниченное стенками или перегородками (шпангоутами), в котором размещается техническое оборудование (узлы, электронные блоки, агрегаты, ёмкости) и в котором… … Википедия
ФОРМИРОВАНИЕ КОРПУСА СУДНА — процесс сборки и сварки корпуса на построечном месте из блоков, секций, узлов и деталей. Начинается с установки закладных секций или блоков. При наличии по длине корпуса одной закладной секции (блока) способ Формирования корпуса судна называется… … Морской энциклопедический справочник
Морские термины — Эта страница глоссарий. # А … Википедия
форпик — ФОРПИК, ФОРПИК, а; м. [англ. forepeak] Мор. Крайний носовой отсек судна, где обычно размещают цистерну для водяного балласта. * * * форпик (англ. forepeak, голл. voorpiek), крайний носовой отсек судна, где обычно размещается цистерна для водяного … Энциклопедический словарь
Бикгед — # А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы … Википедия
Что такое отсек на корабле
Содержание
Судовые помещения образованы путем разделения корпуса судна на отсеки и разделением отсеков, надстроек и рубок палубами, платформами и выгородками на отдельные замкнутые пространства. Количество, номенклатура и расположение помещений зависят от типа и назначения судна.
Все судовые помещения по общим признакам делятся на жилые, общего пользования и служебные.
Жилые помещения располагаются в средней надстройке и надстройке юта. Они могут находиться в средней и кормовой частях основного корпуса, но с условием, что каждое жилое помещение будет иметь естественное освещение и вентиляцию через иллюминаторы. Оборудование жилых помещений пассажиров и экипажа в принципе одинаково. На пассажирских судах помещения экипажа располагаются отдельно от помещений пассажиров. Номенклатура оборудования и удобств жилых помещений зависит от служебного положения члена экипажа, а для пассажиров — от категории (классности) помещения. Комсостав судна, как правило, располагается в одноместных каютах, рядовой состав (команда)—в двух- и четырехместных каютах. На крупнотоннажных судах, где много свободного пространства, рядовые члены экипажа могут располагаться в одноместных каютах. Каюты старшего комсостава (капитана, главного механика), как правило, состоят из нескольких помещений. Расселение экипажа по каютам зависит от места несения вахты. Путь от каюты до рабочего места должен быть кратчайшим. Расположение оборудования в жилых помещениях показано на рис. 79.
Помещения общего пользования
Помещения общего пользования — это помещения, которыми пользуется определенная группа людей или все лица, находящиеся на судне. К таким помещениям на грузовом судне относятся:
На пассажирских судах кроме упомянутых помещений имеются
На открытых палубах для экипажа и пассажиров оборудуются:
В данную группу помещений входят также санитарнобытовые помещения:
Некоторые помещения общего пользования показаны на рис. 79.
Служебные помещения обеспечивают нормальную эксплуатацию судна. В этих помещениях экипаж несет вахту, здесь же выполняются различные работы, хранятся судовые запасы, перевозится груз. Ниже перечисляются служебные помещения с краткой характеристикой.
К служебным помещениям относятся:
Принципы расположения судовых помещений на сухогрузном судне и танкере показаны на рис. 82 и 83.
Машинные помещения. Это помещения содержащие главные механизмы, валопроводы, котлы, двигатели внутреннего сгорания, электрогенераторы и другие основные электрические механизмы, установки, рулевые машины и т. п. Главные механизмы [ энергетическая установка (ЭУ) ] предназначены для приведения в действие двигателей, вспомогательные механизмы обеспечивают работу главных механизмов, снабжение судна электроэнергией и другими видами энергии, а также функционирование систем и устройств. К машинным помещениям относят МО, котельное (или МКО), отделение холодильных машин (рефрижераторное отделение), румпельное, туннель валопровода и др. Каждое машинное помещение с механизмами общей мощностью не менее 375 кВт, работающими на жидком топливе, туннели валопроводов и трубопроводов должны иметь не менее двух выходных путей, расположенных как можно дальше друг от друга. Размещение главных и вспомогательных механизмов, оборудования, трубопроводов, арматуры и т. п. должно быть таким, чтобы был возможен свободный доступ к ним для обслуживания и аварийного ремонта при обеспечении свободного прохода шириной не менее 600 мм к выходным путям из их постов управления и мест обслуживания.
Машинное отделение (рис. 80) служит для размещения всех необходимых механизмов и агрегатов. Рациональное использование объема МО обеспечивают платформы, а удобство обслуживания — установленные в несколько ярусов решетчатые площадки с трапами и прочным леерным ограждением. Палубу настилают рифлеными металлическими листами, плотно прилегающими к металлическому каркасу. Между настилом и вторым дном прокладывают трубопровод. На малых добывающих судах получили распространение дизель-редукторные ЭУ (дизель или два дизеля — редуктор — гребной вал), на средних — одномашинные дизель-редукторные ЭУ, на больших и крупных — двухмашинные дизель-редукторные ЭУ с отбором мощности на валогенераторы (рис. 1.33). ЭУ крупных ТР — одновальные дизельные (ТР типа „Кристалл-2”) или дизель-редукторные агрегаты (ТР пр. „Атлантик-602”), крупных обрабатывающих судов — одновальные двухмашинные дизель-редукторные агрегаты с отбором мощности на валогенераторы (краборыбоконсервная плавбаза), одновальные одномашинные дизельные агрегаты [ ПБ (ПНР) ], малых обрабатывающих судов — одновальные одномашинные дизель-редукторные агрегаты (малая ПБ).
Для обеспечения электроэнергией судовой электростанции устанавливают дизель-генераторы либо дизель-генераторы и валогенераторы. Прием электроэнергии и ее подачу к потребителям обеспечивает главный распределительный щит (ГРЩ), располагаемый в ЦПУ в районе МО. В перспективе на крупнотоннажных обрабатывающих и приемно-транспортных судах возможно использование ЭУ с комбинированной двухпоточной передачей мощности на гребной винт (рис. 1.33,в). Главные двигатели могут работать непосредственно на гребной винт через вертикальные передаточные колонки и редуктор либо, при отключенных колонках, на генераторы, питающие гребной электродвигатель.
Место расположения МО по длине судна зависит от многих причин.При расположении МО в средней части судна упрощается удифферентовка судна, уменьшается величина изгибающего момента на вершине волны для судна без груза и на подошве волны для судна с грузом. К отрицательным факторам можно отнести: использование наилучшего по расположению и форме объема корпуса не для размещения груза, снижение грузоподъемности судна из-за большой длины валопровода и наличия его туннеля, уменьшение полезного объема кормовых трюмов и ухудшение их формы из-за проходящего в них туннеля, затруднение центрования валопровода большой длины и при продольном изгибе судна нарушение нормальных условий его работы.
При расположении МО в кормовой части лучшие объемы предоставляются под груз, для сухогрузных судов улучшаются условия размещения и эксплуатации грузового устройства, укорачивается валопровод и отпадает необходимость в устройстве туннеля. Однако ухудшаются условия удифферентовки судна без груза, так как в носовые отсеки приходится принимать балласт, что улучшает мореходные качества, судна, но увеличивает изгибающий момент на вершине волны.
На современных сухогрузных судах часто наблюдается промежуточное расположение МО, при котором за МО располагается один грузовой трюм, реже два. Такое расположение МО дает возможность частично избавиться от недостатков расположения МО в средней и кормовой частях судна.
В отделении холодильных машин (рефрижераторном отделении) располагают механизмы и оборудование холодильных установок, предназначенных для производства искусственного холода. Требования, предъявляемые к рефрижераторному отделению, зависят от группы холодильного агента (ХА), на котором работают холодильные машины. К группе I относят невоспламеняющиеся ХА (R 22, R 12 и др.), к группе II — токсичные и воспламеняющиеся ХА при объемной концентрации паров в воздухе 3,5 % и более (аммиак), к группе III — взрывоопасные и воспламеняющиеся ХА при объемной концентрации паров в воздухе 3,5% (пропан, пропилен).
Холодильные машины с ХА групп II и III должны устанавливаться в отдельных газонепроницаемых помещениях, имеющих два выхода, расположенных как можно дальше друг от друга, с открывающимися наружу дверями. Эти выходы не должны вести в жилые и служебные помещения или в помещения, сообщающиеся с ними. Один из выходов должен сообщаться с открытой палубой. Отделение должно иметь автономную вентиляцию. Отделения автоматизированных холодильных машин с безвахтенным обслуживанием, работающих на ХА группы I могут не иметь второго выхода. Механизмы, аппараты и другое холодильное оборудование устанавливают на расстоянии не менее 100 мм от переборок и стенок других устройств.
Представление о расположении оборудования рефрижераторного отделения БМРТ дает рис. 1.35.
Хранилища топлива и смазочных масел. К ним относят цистерны основного запаса, размещаемые в двойном дне и выше двойного дна, расходные, сточные, переливные и отстойные цистерны, располагаемые чаще всего в МО. Цистерны оборудуют системами заполнения-осушения, локализации пожара, предусматривают возможность их зачистки.
Производственные помещения. Это цехи, лаборатории, мастерские и т. п. На современных больших и крупных добывающих судах, обрабатывающих судах производственные помещения располагают в два-три яруса. На ярусах устанавливают легкие переборки, выгородки, образуя производственные цехи и участки. Так, на РКТМ-С типа „Антарктида” сырые разделочно-заготовительные участки размещены на верхней палубе, консервное и морозильное производство — на главной, жиромучное производство — в нижнем ярусе. Оборудование производственных помещений зависит от размеров и назначения судна, вида вырабатываемой продукции. Разнообразные специальные машины и установки (головоотсекающие, филетировочные, шкуросъемные и т. п.) увязывают средствами транспортировки в технологические линии обработки объекта промысла, технологические линии также увязывают между собой, обеспечивая полную утилизацию отходов.
Грузовые трюмы служат для размещения перевозимых грузов на судне.
Трюмы нефтеналивных судов (танки) оборудуются люками с водогазонепроницаемыми крышками, трапами и специальными судовыми системами, которые обеспечивают нормальные условия погрузки, перевозки и выгрузки жидкого груза. Грузовые танки отделяются от других помещений в корпусе пустыми отсеками длиной в одну шпацию — коффердамами. При перевозке нефтепродуктов первого разряда коффердамы могут заполняться водой. Такие мероприятия повышают противопожарную защиту судна.
Рефрижераторные трюмы предназначены для перевозки скоропортящихся грузов. В этих трюмах устанавливают потолочные и бортовые батареи холодильной установки. Бортовые батареи ограждаются решетками. Между грузами прокладывают рейки, чтобы оставить каналы для циркуляции воздуха.
Отсеки судовых запасов и балласта располагаются в основном в междудонном пространстве. На некоторых судах имеются диптанки — высокие встроенные цистерны, располагаемые у поперечных переборок или бортов судна. В диптанках хранят топливо или в них принимают балласт. Для хранения питьевой воды имеются вкладные цистерны соответствующей вместимости. Во всех емкостях для хранения жидкостей устанавливают наливные и расходные трубопроводы с регулирующей арматурой, воздушные трубки, указатели уровня и другое необходимое оборудование. Внутренние поверхности емкостей для питьевой воды цементируют или покрывают полиэтиленом.