Что указывается в конспекте урока в графе средства
Разработка содержания и оформление конспекта урока физической культуры
После двух недель педагогической практики в школе студент начинает разрабатывать содержание и проводить урок физической культуры целиком сначала с помощниками из числа студентов-практикантов, а затем и самостоятельно.
Для современного урока, прежде всего, характерно комплексное планирование задач формирования знаний, практических умений, развития кондиционных и координационных способностей, профессиональной подготовки школьников. Комплексный подход к планированию задач урока является важнейшим средством оптимизации обучения, так как позволяет за одно и то же время достигать больших результатов без перегрузки учеников. Разумеется, не каждый урок позволит решить весь круг перечисленных выше задач. Многое будет зависеть от специфики темы, возможностей содержания, особенностей занимающихся и пр. Но то, что студент всегда будет искать возможности для более широкого, комплексного решения на уроке целого «веера» задач, бесспорно, будет способствовать повышению эффективности обучения.
После того как будет уточнен комплекс общих учебно-воспитательных задач урока с максимально возможным учетом возможностей учеников данного класса (группы), студент приступает к разработке содержания урока. Что нового при этом вносит требование оптимизации обучения? Во-первых, при подборе содержания надо обеспечить решение всего круга намеченных задач урока, а не только формирование знаний, двигательных умений и навыков. Во-вторых, в содержании урока надо выделить самое главное, существенное, основное. Именно в операции выделения главного заключен особенно важный элемент оптимизации. В-третьих, при отборе содержания урока надо стремиться не просто увеличить число упражнений, а попытаться выбрать из них те, которые кратчайшим путем приведут к формированию соответствующих умений и навыков и одновременно (сопряженно) позволят решать задачи совершенствования физических качеств и воспитания личности занимающихся.
Исходя из этого, при проектировании комплексного урока рекомендуется действовать в такой последовательности (алгоритм 7 шагов):
1. Наметить место реализации каждой программы обучения двигательному действию на уроке.
2. Определить теоретические сведения, которые следует сообщить учащимся на данном уроке.
3. Наметить место и уточнить пути решения запланированных на данный урок задач совершенствования двигательных способностей, оздоровительных и воспитательных задач.
4. Подобрать дополнительные средства, обеспечивающие всестороннее физическое развитие и укрепление здоровья.
5. Распределить в уроке все учебные задания с учетом динамики работоспособности занимающихся.
6. Разработать методы организации учебного процесса, а также наметить необходимое оборудование, инвентарь и пособия, обеспечивающие оптимальную двигательную плотность урока и наибольшую учебную активность занимающихся.
7. Разработать методику проверки, критерии и комплексные формы оценивания результатов учебного труда занимающихся на уроке в целом.
В заглавной части учебного конспекта школьного урока указывается номер занятия по четвертному (годовому) плану, дата его проведения и название группы занимающихся. Далее перечисляются общие задачи урока.
В случае необходимости здесь же указывается место проведения занятия, необходимый инвентарь, пособия и технические средства обучения, используемая литература.
В первой графе перечисляются частные задачи деятельности преподавателя в той последовательности, в которой они будут решаться для обеспечения решения общих задач урока.
Во второй графе описываются средства решения каждой частной задачи (физические упражнения, содержание игр и эстафет, полосы препятствий, теоретические сведения и т.д.).
Студентам следует помнить, что при записи отдельного двигательного действия указывается: 1) название двигательного действия; 2) исходное положение, из которого выполняется данное действие; 3) характеристики движений (направление, скорость, темп и т.д.). Не указывается конечное положение, если оно является естественным завершением двигательного действия.
Слитное выполнение двух последовательных движений обозначается с помощью союза «и». При описании двигательных действий, состоящих из двух одновременно выполняемых движений, применяется предлог «с», подчеркивающий целостность двигательного действия и совмещение движений во времени. При записи нескольких движений, выполняемых различными частями тела, каждое из них отделяется друг от друга запятой.
При описании двигательных действий необходимо пользоваться принятыми сокращениями, с помощью которых достигается краткость терминологического обозначения физических упражнений. Так, опускается термин «спереди», когда занимающийся стоит лицом к опоре. При описании положения рук, ног не упоминается, если они прямые, если ноги вместе – носки оттянуты. Не указывается, что ладони обращены друг к другу в положении руки вниз, вверх, назад, вперед, а также вниз в положении руки в стороны. При наклонах опускается термин «туловище». Если двигательное действие выполняется в необычном варианте, то это должно быть отражено в записи.
Запись физических упражнений с предметами осуществляется по тем же правилам, что и без предметов, но обязательно указывается положение предмета по отношению к занимающемуся. При записи упражнений, выполняемых с партнером, следует уточнить положение и действие каждого из партнеров. Допускается графическая запись упражнений (схемы, рисунки и прочее).
В графе «Дозировка» обозначается количество повторений, интенсивность и продолжительность заданий.
Содержание графы «Методические приемы обучения и организации» заслуживает особого внимания. В ней должны быть отражены конкретные способы решения каждой частной задачи – приемы преподавания и обучения, способы совершенствования физических качеств, трудового, нравственного, умственного и эстетического воспитания, а также организации деятельности занимающихся на уроке.
Деление плана на части может быть обозначено подзаголовком в графе «Средства», либо разделительными линиями с указанием продолжительности части в графе «Дозировка».
Ниже, в качестве примера, приводится методическая разработка конспекта урока №4, составленного по приведенному выше графику четвертного тематического плана.
Дата проведения: 25.11. 2 «А» класс.
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь: гимнастические маты, гимнастические палки, большой мяч.
1. Разучить переворот вперед с касанием опоры лопатками для выполнения кувырка вперед.
2. Создать представление о влиянии гимнастических упражнений на осанку человека.
3. Развивать способность точно воспринимать нервно-мышечные ощущения для сохранения заданного положения тела и его частей.
4. Совершенствовать способность к ориентации в пространстве на фоне повышенного уровня эмоционального состояния.
5. Сформировать умение определять положение головы для сохранения правильной осанки и статическую силовую выносливость мышц верхней части спины.
6. Воспитывать настойчивость при выполнении физических упражнений в условиях возникновения субъективных и объективных трудностей.
Методические указания по составлению конспекта урока физической культуры
Конспект является документом планирования педагогического процесса по физическому воспитанию на каждое занятие (урок). Это самый детализированный план занятия, необходимый для оперативного управления учебно-воспитательным процессом.
Конспект урока разрабатывается на основе тематического плана и итогов предыдущего рока. Необходимо учитывать сложность освоения нового материала, а также состав занимающихся, их подготовленность, условия места занятия.
Студент намечает план предстоящего урока: задачи, основные виды упражнений, порядок организации. После разрабатывает подробный конспект урока.
Работа над конспектом начинается с определения и формулирования задач урока.
На каждый урок ставится три задачи: образовательная, оздоровительная и воспитательная. Задачи должны быть конкретными и реальными, т.е. точно определять все, что намечено достигнуть и может быть достигнуто именно в данном уроке.
Образовательные задачи вооружают учащихся знаниями по физической культуре, умениями и навыками выполнять физические упражнения. Приняты следующие правила постановки и формулировки задач:
При разучивании двигательного действия – «Разучить технику выполнения…»;
При закреплении двигательного действия – «Закрепить технику выполнения…»;
При совершенствовании двигательного действия – «Совершенствовать технику выполнения…»;
При контроле – «Оценить или принять на оценку технику…(или учебный норматив…)».
Образовательные задачи должны отвечать на вопрос «Что сделать», потому, что эти задачи должны быть решены на этом уроке.
Оздоровительные задачи направлены на укрепление здоровья физическими упражнениями, на формирование правильной осанки, на развитие двигательных качеств. Так как на одном уроке невозможно сформировать осанку или воспитать двигательное качество, то для этого требуется система уроков. Поэтому оздоровительные задачи должны отвечать на вопрос «что делать?». Формулирование оздоровительных задач осуществляется следующим образом: «формировать правильную осанку, добиваясь свободного ненапряженного положения туловища во время ходьбы и бега», «развивать общую выносливость, используя кроссовый бег» и т.д.
При решении задач воспитания физических качеств рекомендуются формулировки с краткой терминологической записью, например: «Воспитывать быстроту движений в беге на короткие дистанции», «Воспитывать скоростно-силовых качеств при выполнении прыжка в длину с разбега» и т.д. Как видно из примеров, первое слово формулировки задачи — это «воспитывать», далее указывается конкретное физическое качество и затем обязательно то упражнение, с помощью которого решается данная задача.
Воспитательные задачиобеспечивают положительное влияние занятий физическими упражнениями на воспитание свойств и качеств личности учащегося.
При решении задач воспитания личности формулировки конкретизируются в соответствии с возрастными особенностями занимающихся и спецификой содержания учебного материала, например: «Воспитывать смелость при соскоке с гимнастического козла», «Воспитывать чувства выдержки в лыжных гонках на дистанции 5 км» и т.д.
Воспитательные задачи, так же как и оздоровительные должны отвечать на вопрос «что делать?».
При разработке содержания урока физической культуры необходимо:
1) определить средства и методы решения каждой из задач урока;
2) уточнить необходимый инвентарь для урока;
3) разработать методы организации деятельности занимающихся при решении каждой из задач;
4) определить критерии оценки деятельности учащихся на уроке.
Первоначально при составлении плана-конспекта определяется содержание основной части урока, а затем в соответствии с ним материал подготовительной и заключительной частей.
1.В первой графе конспекта «Части урока» указываются части урока и
их продолжительность (в мин).
2.В графе «Содержание урока» подробно записываются все упражнения и задания, а также содержание теоретических сведений в той последовательности, в которой предполагается их проведение на уроке.
Все упражнения и задания должны быть записаны достаточно полно с указанием исходного положения и перечнем составляющих их действий. При этом необходимо строго соблюдать терминологию, принятую в соответствующих видах спорта. Там, где необходимо, указывается счет.
В том случае, когда урок проводится групповым методом, в конспекте записывается содержание упражнений для каждого отделения и указывается порядок смены видов упражнений. Там, где необходимо, отдельно записываются упражнения для мальчиков и девочек.
Если урок – по типу изучения нового материала, то в графе «Содержание» записывается объяснение техники выполнения нового упражнения.
3.В графе «Дозировка нагрузки» указываются количество повторений
упражнений, затраты времени на выполнение упражнения (в мин), величина преодолеваемого расстояния и т.д.
4.В графе «Организационно-методические указания» указываются способы организации занимающихся, методы выполнения упражнений, требования к их выполнению, а также делаются записи типа: «сообщить об ошибках», «обеспечить страховку», «напомнить правила игры» и т.п.
Конспект урока № _____по физическому воспитанию в ________ классе
Что указывается в конспекте урока в графе средства
1. Технология составления плана-конспекта урока
План-конспект является документом планирования педагогического процесса по физическому воспитанию на каждое занятие (урок). Это самый детализированный план занятия, необходимый для оперативного управления учебно-воспитательным процессом.
Эффективность любого занятия связана прежде всего с четкой, правильной постановкой его задач, отражаемых в плане-конспекте.
При постановке задач следует исходить из содержания поурочного рабочего плана, учитывать результаты предыдущего урока и сложность освоения нового материала, а также состав занимающихся, их подготовленность, условия места занятия.
Количество намечаемых задач определяется возможностями их реализации на одном занятии. В плане-конспекте урока формулируются главные задачи, решаемые в основной части урока, и частные. Частные задачи должны быть сформулированы по отдельным упражнениям в каждой части урока и указаны в специальной графе плана-конспекта. Педагогические задачи необходимо формулировать возможно конкретнее, чтобы их можно было решить в рамках одного или нескольких занятий.
Содержание уроков по физической культуре определяется государственными программами и поурочным рабочим планом на четверть.
При разработке содержания урока физической культуры необходимо:
1) определить средства и методы решения каждой из задач урока;
2) уточнить необходимый инвентарь для урока;
3) разработать методы организации деятельности занимающихся при решении каждой из задач;
4) определить критерии оценки деятельности учащихся на уроке.
Первоначально при составлении плана-конспекта определяется содержание основной части урока, а затем в соответствии с ним материал подготовительной и заключительной частей.
В практике существуют разные формы составления плана-конспекта. В качестве примера ниже приводится одна из них.
Представленная форма является развернутой формой плана-конспекта урока. Преподаватели, имеющие достаточный опыт педагогической работы и хорошие профессиональные знаний пользуются различными вариантами сокращенной формы плана-конспекта занятия.
На с. 262—264 данного пособия приводятся примерные плань конспекты уроков физической культуры для I и VII классов.
План-конспект
урока физической культуры №___________ для учащихся класса
Необходимый инвентарь Примечания:
Примеры частных задач. Подготовительная часть урока: а) сообщить задачи урока; б) разучить отдельные строевые приемы; в) содействовать формированию правильной осанки и т.п. Основная часть урока: а) создать у занимающихся представление об изучаемом двигательном действии; б) разучить отдельные элементы двигательного действия (например, разбег и отталкивание от мостика при опорном прыжке); в) добиться мягкого и устойчивого приземления при опорных прыжках; г) ознакомить с основными правилами подвижной (спортивной) игры и т.п.
2. Планирование учебного процесса в физическом воспитании
Планирование физического воспитания — это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся.
По срокам планирования различают следующие его виды; перспективное, текущее (этапное) и оперативное.
Перспективное планирование — это планирование на длительный срок (например, в общеобразовательной школе на несколько лет с распределением программного материала по годам обучения).
Текущее планирование охватывает этапы работы (например, в общеобразовательной школе — это планирование на учебную четверть).
Оперативное планирование осуществляется на ближайшее время (на предстоящее занятие).
Планирование требует глубоких разносторонних профессиональных знаний и практического опыта, всегда предполагает творчес- | кий подход, так как оно не определяется жесткими рамками методических предписаний.
Требования к планированию в физическом воспитании
1. Целевая направленность педагогического процесса. Заключается в требовании определения конечной цели этого процесса и подчинении (подборе) всего его содержания, методов и форм организации достижению поставленной цели. Иначе говоря, из методического арсенала преподавателя (тренера) использовать то, что непосредственно служит реализации цели.
Намеченная цель должна быть реальной. Поэтому преподавателю (тренеру) необходимо трезво оценить возможности ее дости- ; жения (подготовленность занимающихся, затраты учебного вре
мени, наличие материально-технической базы и пр.)-
Основой для разработки целевых установок служат программно-нормативные положения системы физического воспитания (разрядные нормы и требования спортивной классификации, требования государственных программ по физическому воспитаниюдля различных контингентов населения). С установлением цели создается конкретная перспектива в педагогической работе.
Цель конкретизируют целой системой соподчиненных (частных, промежуточных) педагогических задач с определением последовательности и сроком их реализации. Все предусматриваемые планом задачи следует формулировать ясно, однозначно и так, чтобы они легко поддавались оценке и контролю. Поэтому их конкретизируют по возможности в количественных показателях (учебных нормативах, тестовых результатах), позволяющих применять математико-статистические методы оценки достижений (полученных результатов).
1. Всесторонность планирования задан педагогического процесса.
Требование состоит в том, чтобы исходя из поставленной цели достаточно полно предусматривать образовательные, оздоровительные и общевоспитательные задачи и намечать соответствующие им средства, методы и формы организации занятий.
Методическая последовательность планирования. При разработке любого плана желательно придерживаться такой последовательности основных операций.
1. Прежде чем приступить к планированию, надо иметь определенные сведения о контингенте занимающихся, для которого предстоит составить план (о состоянии здоровья, уровне физической и спортивно-технической подготовленности и др.). Без таких сведений нельзя полноценно осуществить планирование. Кроме
1 План — это заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.
того, данные нужны для комплектования однородных по состоянию здоровья и уровню подготовленности групп при проведении курса физического воспитания в общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях и других организациях.
Преподаватель получает необходимые предварительные сведения посредством собеседования с теми, с кем предстоит вести занятия, проведения среди них анкетирования, контрольных испытаний (тестирования), использования данных врачебно-физ-культурного обследования.
Таким образом, планирование носит последовательный характер и осуществляется по признаку от обобщенного к более детальному.
3. Особенности гигиенического обеспечения подготовки юных спортсменов
Важнейшее гигиеническое положение подготовки юных спортсменов заключается в том, чтобы в результате систематических занятий обеспечить нормальный рост и гармоническое развитие занимающихся.
Организация занятий с юными спортсменами, подбор средств и методов обучения и тренировки, также определение степени тренировочных и соревновательных нагрузок должны обязательно проводиться с учетом возрастных особенностей занимающихся.
Обеспечение всестороннего развития — одно из главных гигиенических положений подготовки юных спортсменов. Оно осуществляется путем применения широкого круга разнообразных физических упражнений, с помощью которых закладывается прочный фундамент здоровья и будущих спортивных успехов. На начальных этапах подготовки юных спортсменов особое внимание обращается на расширение функциональных возможностей организма и развитие физических способностей. Разнообразные упражнения не только способствуют всестороннему физическому развитию, но и обеспечивают активный отдых, способствуют борьбе с утомлением и повышению работоспособности учащихся. Преждевремен-ная узкая специализация в определенных видах спортивных упражнений препятствует достижению высоких спортивных результатов и может отрицательно сказаться на здоровье юных спортсменов.
Организация занятий с юными спортсменами, подбор средств и методов тренировки проводятся с учетом индивидуальных особенностей и степени подготовленности школьников. Особое внимание необходимо уделять характеру и объему тренировочных нагрузок. Они должны быть оптимальными и увеличиваться по мере развития тренированности. Большая увлеченность спортом, желание показать высокие спортивные результаты часто вызывают у юных спортсменов стремление выполнять чрезмерные тренировочные нагрузки, не соответствующие их функциональным возможностям. Такая форсированная тренировка может привести к нежелательным последствиям. Поэтому на всех этапах подготовки юных спортсменов тренировочные нагрузки следует строго дозировать в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, уровня спортивного мастерства. Увеличение тренировочных нагрузок обусловливается не спортивным ростом учащихся, а выполнением ими учебной программы, контрольных нормативов по общей и специальной подготовке и спортивной специализации.
Тренировочные занятия с юными спортсменами следует всегда стремиться проводить на открытом воздухе, чтобы в максимальной степени использовать благотворное влияние разнообразных природных факторов на их здоровье и повышение закаленности растущего организма.
В подготовке юных спортсменов важную роль играют соревнования. Они содействуют укреплению здоровья школьников, физическому развитию и росту спортивных достижений. Программы соревнований, их периодичность, возраст учеников должны строго соответствовать действующим правилам соревнований по видам спорта и допустимым нормам нагрузок, Все участники соревнований обязаны пройти соответствующую подготовку и. иметь разрешение врача на участие в них.
При подготовке юных спортсменов необходимо строго соблюдать все положения, связанные с личной гигиеной, питанием, закаливанием, необходимыми санитарно-гигиеническими условиями занятий.
Важное значение для юных спортсменов имеет пра-вильно составленный суточный режим. Он способствует успешному совмещению учебного процесса с занятиями спортом. В суточном режиме юного спортсмена прежде всего необходимо предусмотреть: правильное чередование учебных и тренировочных занятий; регулярное питание; длительный и полноценный сон; применение закаливающих процедур. Все это должно происходить в строго определенное время.
Во время школьных каникул юные спортсмены также должны строго соблюдать установленный распорядок дня. Каникулы рекомендуется использовать для более частых тренировок, пребывания на воздухе, занятий другими видами спорта.
В целях создания наилучших условий для сочетанияучебного процесса и тренировочных занятий в ряде общеобразовательных школ созданы специализированные классы, учащиеся которых проходят спортивную подготовку в СДЮСШ. Это позволяет в значительной мере улучшить рациональное гигиеническое обеспечение юных спортсменов путем правильного построения распорядка дня, питания, режима тренировок и отдыха и постоянного контроля за ними. В таких условиях открываются большие возможности для всестороннего физического развития и укрепления здоровья школьников.
Важное гигиеническое значение для учащихся специализированных классов имеет правильно построенный распорядок дня.
Особенности питания юных спортсменов
Проблема питания юных спортсменов является важным фактором обеспечения успешного спортивного роста и укрепления здоровья. Поэтому при организации питания исходят из общих положений о питании детей и подростков, вносят некоторые коррективы на основе отдельных исследований.
При систематических занятиях физической культурой и спортом суточная калорийность питания детей школьного возраста должна увеличиваться.
Дети 11 — 13 лет, занимающиеся спортом, нуждаются в потреблении 3 г белка на 1 кг массы тела в сутки,а подростки 14—17 лет — 2 г (Н. Л. Романченко).
Наблюдения за юными спортсменами показали, что детям 11 —13 лет и подросткам 14—17 лет требуется в сутки следующее количество витаминов: витамина С— 100 и ПО мг соответственно <зимой — 75 и 80 мг), В2 — 2,9 и 3,5 мг (2,8 й 3,4 мг), РР — 30 и 35 мг (25 и 35 мг).
В детских спортивных школах-интернатах рекомендуется на завтрак 30—35 % суточной калорийности, на обед — 40—45%, полдник — 50 и на ужин — 25—30% (Н. Л. Романченко).
Весовой режим спортсмена
Поддержание оптимальной массы тела имеет важное гигиеническое значение для спортсмена. В видах спорта, где имеются весовые категории, некоторые спортсмены стремятся уменьшить массу тела, или, как говорят, согнать вес, для того, чтобы остаться в старой или перейти в более легкую весовую категорию. Это связано с ошибочным мнением, что в более легкой весовой категории спортсмен, согнавший вес, будет выступать успешнее. Однако при значительной сгонке веса вместе с тягостным чувством жажды и голода наступает нарушение обменных процессов, что приводит к снижению боевых качеств спортсмена и может нанести серьезный ущерб его здоровью. Это подтверждается многочисленными примерами из спортивной практики.
Совершенно недопустимо сгонять вес или искусственными мерами задерживать его увеличение юным спортсменам, т.к. оно связано с естественными процессами роста молодого организма. Поэтому юным спортсменам рекомендуется поддерживать с помощью регулирования питания и водного режима. Требует определенной осторожности использование бани и сауны.