Что указывается на ремонтных чертежах элементов металлоконструкций пс
Что указывается на ремонтных чертежах элементов металлоконструкций пс
Контроль качества. Требования к итоговой документации
94. Конструкторская документация, используемая при ремонте, реконструкции или модернизации ПС, а также итоговая документация по результатам выполненных работ должна включать ремонтные рабочие чертежи и, при необходимости, описание последовательности работ и выполнения ответственных операций.
96. На ремонтных чертежах элементов металлоконструкции ПС должны быть указаны:
поврежденные участки, подлежащие ремонту или замене;
материалы, применяемые при замене;
деформированные элементы и участки элементов, подлежащие исправлению правкой, с назначением способа правки;
типы сварных соединений и способы их выполнения;
виды обработки сварных швов после сварки;
способы и нормы контроля сварных соединений (места, подлежащие контролю или проверке);
допускаемые отклонения от номинальных размеров.
98. Контроль качества ремонта (реконструкции, модернизации) ПС должен быть подтвержден протоколом. Контроль качества ремонта рельсового пути должен быть подтвержден актом сдачи-приемки рельсового пути (для ПС, передвигающихся по рельсам).
99. По завершении выполнения ремонта, реконструкции или модернизации ПС специализированная организация обязана сделать в паспорте ПС запись, отражающую характер проведенной работы, и предоставить сведения (копии сертификатов) о примененных материалах.
100. Организация, некачественно выполнившая ремонт, реконструкцию, несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Что указывается на ремонтных чертежах элементов металлоконструкций пс
Единая система конструкторской документации
Unified system of design documentation. Repairing drawings. General requirements
* Поправка (ИУС N 12-2008)
Дата введения 2001-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) Госстандарта России
2 ВНЕСЕН Госстандартом России
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 18 октября 2000 г. N 18)
За принятие проголосовали:
Наименование национального органа по стандартизации
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
4 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 29 марта 2001 г. N 150-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 2.604-2000 введен в действие в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2001 г.
5 Изменение N 1 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол от 28 февраля 2006 г. N 23)
6 ВЗАМЕН ГОСТ 2.604-88
За принятие изменения проголосовали национальные органы по стандартизации следующих государств: AZ, AM, BY, KZ, KG, MD, RU, TJ, TM, UZ, UA [коды альфа-2 по МК (ИСО 3166) 004]
7 ИЗДАНИЕ (октябрь 2020 г.) с Изменением N 1, принятым в феврале 2006 г. (ИУС 9-2006)
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 12, 2008 год (указанная поправка не учтена в тексте переиздания 2020 года)
Поправка внесена изготовителем базы данных
1 Область применения
На основании настоящего стандарта допускается при необходимости разрабатывать стандарты, устанавливающие правила выполнения ремонтных чертежей для выполнения ремонта конкретных видов техники с учетом специфики изделий и (или) ремонта.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 2.052 Единая система конструкторской документации. Электронная модель изделия. Общие положения
ГОСТ 2.102 Единая система конструкторской документации. Виды и комплектность конструкторских документов
ГОСТ 2.104 Единая система конструкторской документации. Основные надписи
ГОСТ 2.106 Единая система конструкторской документации. Текстовые документы
ГОСТ 2.316 Единая система конструкторской документации. Правила нанесения на чертежах надписей, технических требований и таблиц
ГОСТ 2.602 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы
ГОСТ 2.610 Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов
В Российской Федерации действует ГОСТ Р 2.610-2019.
ГОСТ 2.701 Единая система конструкторской документации. Схемы. Виды и типы. Общие требования к выполнению
3 Определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.
3.1 ремонтный размер: Размер, установленный для ремонтируемого изделия или для изготовления нового изделия взамен изношенного и отличающийся от аналогичного размера изделия по рабочему чертежу.
3.2 категорийный ремонтный размер: Ремонтный размер, установленный для определенного вида и (или) категории ремонта. Например, для текущего, среднего или капитального ремонта; для 1-го, 2-го, 3-го вариантов ремонта.
3.3 пригоночный ремонтный размер: Ремонтный размер, установленный с учетом припуска на пригонку изделий «по месту».
4 Общие требования
4.1 Ремонтными считаются документы (чертежи, схемы, спецификации, ведомости, инструкции и другие документы в соответствии с ГОСТ 2.102 и ГОСТ 2.602), предназначенные для:
— ремонта изделий (деталей, сборочных единиц, комплексов и комплектов);
— сборки (монтажа) и контроля отремонтированных изделий;
— изготовления дополнительных (новых) деталей (сборочных единиц) с ремонтными размерами.
Ремонтные чертежи разрабатывают в дополнение к ремонтным документам по ГОСТ 2.602 или, при отсутствии последних, как самостоятельные документы.
Для простых изделий допускается разрабатывать ремонтные чертежи вместо руководства по ремонту и (или) технических условий на ремонт.
4.2 В комплект ремонтных чертежей изделия в общем случае входят:
— чертежи изделий, перечисленных в 4.1;
— габаритные, монтажные чертежи, если в результате ремонта должны измениться габаритные размеры изделия либо монтажные размеры;
— чертежи дополнительных деталей (сборочных единиц), выполняемые в соответствии с требованиями ЕСКД;
— ведомости спецификаций, ссылочных документов;
Допускается в комплект этих документов включать расчеты размерных и кинематических цепей, расчеты изделий (деталей, сборочных единиц и т.п.) на прочность и другие необходимые документы в соответствии с ГОСТ 2.102 и ГОСТ 2.602.
4.3 Ремонтные габаритные и монтажные чертежи, ремонтные схемы и спецификации и другие документы, перечисленные в 4.1 и 4.2, могут быть выполнены в бумажной или электронной форме в соответствии с требованиями настоящего стандарта и стандартов ЕСКД.
4.4 На ремонтных чертежах, ремонтных габаритных и монтажных чертежах, ремонтных схемах, входящих в комплект документов для ремонта, помещают только те данные, которые отличны от данных соответствующих документов, входящих в комплект рабочей конструкторской документации.
5 Правила выполнения ремонтных чертежей
5.1 Ремонтные чертежи выполняют в соответствии с требованиями стандартов Единой системы конструкторской документации и настоящего стандарта.
Ремонтные чертежи в электронной форме могут быть выполнены в виде электронной модели детали и электронной модели сборочной единицы в соответствии с требованиями ГОСТ 2.052.
5.2 На ремонтных чертежах указывают только те размеры, предельные отклонения, натяги, зазоры и другие данные, которые должны быть выполнены и проверены при ремонте изделия.
5.3 На изделия, которые при ремонте не могут быть разъединены (неразъемные соединения, выполненные клепкой, сваркой и т.п.), допускается не выпускать самостоятельные чертежи на отдельные детали. Указания по ремонту таких изделий приводят на ремонтном сборочном чертеже изделия, в которое входят ремонтируемые детали, с добавлением изображений и данных, поясняющих сущность ремонта.
5.4 На ремонтных чертежах изображают только те виды, разрезы, сечения, которые необходимы для ремонта изделия.
5.5 На ремонтных чертежах предельные отклонения линейных размеров указывают, как правило, числовыми значениями, например ,
, или условными обозначениями с последующим указанием в скобках их числовых значений, например 18 Н7
, 12 е8
.
V. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ «ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ, НА КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ПОДЪЕМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ»
V. Ремонт, реконструкция или модернизация ПС ОПО
V. Ремонт, реконструкция или модернизация ПС ОПО
При выборе оборудования необходимо использовать указания по ремонту, а также требования к составу работ, приведенные в руководстве (инструкции) по эксплуатации данного ПС.
64. Такелажная оснастка и вспомогательные механизмы, используемые при выполнении ремонта, реконструкции или модернизации ПС, должны соответствовать эксплуатационным документам ПС.
65. Набор инструментов и приборов, необходимых для ремонта, реконструкции или модернизации ограничителей, указателей и регистраторов параметров ПС, определяют работники организаций, выполняющие указанные работы с учетом требований эксплуатационных документов.
Требования к выбору материалов при ремонте, реконструкции
или модернизации ПС
66. Организация и производство сварочных работ на ОПО с ПС должны осуществляться в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, разработанных в соответствии с требованиями части 3 статьи 4 Федерального закона N 116-ФЗ.
67. Неразрушающий контроль сварных соединений элементов ПС на ОПО должен осуществляться с соблюдением требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, разработанных в соответствии с требованиями части 3 статьи 4 Федерального закона N 116-ФЗ.
68. Металлопрокат, прошедший приемку, должен быть отправлен на хранение в соответствии с порядком (инструкцией), принятым в специализированной организации.
Места и порядок хранения металлопроката, принятые в организации, должны быть доведены до сведения каждого работника организации.
69. Хранить металлопрокат следует в помещениях. Допускается временное хранение (в течение 3 месяцев со дня поставки) проката на специально оборудованных местах (стеллажах) на открытом воздухе.
70. Стальной прокат перед подачей в производство должен соответствовать сопроводительной документации, очищен от поверхностной коррозии, влаги, снега, льда и масла.
71. Правку стального проката в зависимости от профиля следует выполнять на листоправильных, сортоправильных машинах или прессах в холодном состоянии.
Разрешается правка стали местным нагревом по технологии, разработанной специализированной организацией.
72. Предельные допустимые значения прогибов проката после правки должны соответствовать требованиям проекта ремонта, реконструкции или модернизации ПС.
73. Торцы деталей из профильного металлопроката независимо от способа обработки не должны иметь трещин, а также заусенцев и завалов более 1 мм.
74. Резку листового металлопроката следует выполнять по разработанной и принятой в специализированной организации технологии.
75. Контроль качества ремонтных сварных соединений должен проводиться в соответствии с положением о контроле соблюдения технологических процессов, разработанным в специализированной организации, согласно требованиям пункта 13 настоящих ФНП.
76. Объемы контроля должны обеспечивать качество выполненных сварочных работ.
Визуальный контроль и измерение стыковых сварных соединений расчетных элементов должны производиться по всей протяженности соединения. Если внутренняя поверхность сварного соединения недоступна для осмотра, осмотр и измерение производятся только с наружной стороны.
Поверхностные дефекты, выявленные при визуальном и измерительном контроле сварных соединений отремонтированных расчетных элементов металлоконструкций, должны быть исправлены до проведения контроля другими неразрушающими методами.
77. При составлении рабочей процедуры неразрушающего контроля объем выполнения последнего назначают с учетом типа сварного соединения и прочностных свойств металлоконструкций.
Перед проведением неразрушающего контроля участки сварного соединения, на которых он будет проводиться, должны быть промаркированы, чтобы их можно было идентифицировать.
Начало и окончание сварных швов стыковых соединений поясов и стенок коробчатых металлоконструкций балок, колонн и стрел подвергают обязательному радиографическому или ультразвуковому контролю.
78. Неразрушающий контроль стыковых сварных соединений должен выполняться в соответствии с проектом ремонта, реконструкции или модернизации ПС, разработанным специализированной организацией.
При этом суммарная длина контролируемых участков сварных соединений устанавливается специализированной организацией в проекте ремонта, реконструкции или модернизации ПС и должна составлять не менее:
Ремонтные сварные соединения элементов металлоконструкций из высокопрочных сталей подвергаются 100-процентному ультразвуковому и магнитопорошковому контролю. Допускается замена магнитопорошкового контроля на капиллярный контроль.
Применение капиллярного контроля сварных швов (кроме стыковых) устанавливается специализированной организацией в проекте ремонта, реконструкции или модернизации ПС.
79. Качество ремонтных сварных соединений считается неудовлетворительным, если в них при любом виде контроля будут обнаружены внутренние или наружные дефекты, выходящие за пределы норм, установленных в эксплуатационной документации или проекте ремонта, реконструкции или модернизации ПС.
80. При выявлении во время неразрушающего контроля недопустимых дефектов ремонтных сварных соединений неразрушающему контролю должно быть подвергнуто все соединение. Дефектные участки сварных швов, выявленные при контроле, должны быть исправлены с последующим подтверждением качества соединения.
Повторение ремонтных сварных швов на одном и том же участке более двух раз запрещено.
81. Проведение плановых ремонтов должно осуществляться после наработки определенного числа машино-часов (циклов) или через интервалы времени, указанные в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС.
82. Для обеспечения нормальной эксплуатации ПС должны своевременно в соответствии с требованиями, установленными в руководстве (инструкции) по эксплуатации, подвергаться текущим и капитальному ремонтам, обеспечивающим поддержание ПС в работоспособном состоянии.
83. При выполнении капитального или капитально-восстановительного ремонта, для определения объема работ по восстановлению и замене выполняется полная разборка всех ремонтопригодных механизмов и соединений в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации ПС, их дефектация (с обязательным применением одного из методов неразрушающего контроля), с восстановлением или заменой изношенных элементов. Специализированная организация (при отсутствии требований в эксплуатационной документации на ПС) должна руководствоваться разработанным проектом на капитальный или капитально-восстановительный ремонт ПС, в котором указано, какие части, компоненты или оборудование ПС должны подвергаться ремонту, какими методами и в каких случаях они должны быть заменены.
При восстановительном ремонте изношенных изделий ПС при помощи сварки требования по качеству выполнения сварочных работ и браковочные признаки должны быть приведены в проекте на капитальный или капитально-восстановительный ремонт.
Если в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС указано, что при достижении определенной наработки ПС должна выполняться замена отдельных элементов или сборочных единиц, такая замена обязательна, даже если видимого повреждения отдельных элементов или сборочных единиц ПС не обнаружено.
Срок продления эксплуатации ПС после выполнения капитально-восстановительного и полнокомплектного ремонтов устанавливается в заключении экспертизы промышленной безопасности.
84. При необходимости оснащения находящихся в эксплуатации кранов механизированными и (или) электрифицированными грузозахватными приспособлениями, в том числе моторными грейферами и грузоподъемными электромагнитами, при выполнении реконструкции должны быть учтены:
а) величина полезной грузоподъемности крана с вновь установленным оборудованием должна быть ограничена в зависимости от его паспортной группы классификации согласно таблице, приведенной в приложении N 1 к настоящим ФНП;
б) изменение параметров в настройке ограничителя грузоподъемности и регистратора параметров, которыми оборудован реконструируемый кран, либо установка новых приборов, обеспечивающих работоспособность.
Оборудование кранов данными ограничителями не требуется, если их полезная грузоподъемность после реконструкции не превышает 50 процентов паспортной грузоподъемности крана.
Краны, в зоне работы которых находятся производственные или другие помещения, запрещается оснащать грузовым электромагнитом.
85. Ремонт ограничителей, указателей и регистраторов осуществляют изготовители ПС (при наличии квалифицированного персонала на данные виды работ), изготовители ограничителей и указателей, их сервисные организации (сервисные центры), а также специализированные организации (при наличии квалифицированного персонала на данные виды работ).
Ремонт должен выполняться в объеме и последовательности, установленных в эксплуатационных документах ограничителей, указателей и регистраторов. Если указания по ремонту в эксплуатационных документах отсутствуют и не могут быть предоставлены разработчиками и изготовителями ограничителей, указателей и регистраторов, то ремонтную документацию разрабатывают специализированные организации, отвечающие требованиям пункта 20 настоящих ФНП.
86. Ремонт осуществляется при возникновении неисправностей ограничителей, указателей и регистраторов или при реализации графика планово-предупредительного ремонта, установленного эксплуатирующей организацией.
Техническое обслуживание ограничителей, указателей и регистраторов осуществляется в соответствии с их эксплуатационной документацией.
87. После ремонта регистратора, ограничителя, указателя или их отдельных узлов проводятся настройка (регулировка), проверка работоспособности и их опломбирование в соответствии с указаниями эксплуатационной документации. Опломбирование концевых выключателей электромеханического типа, применяемых в ограничителях рабочих движений и блокировках, не требуется.
88. Ремонт регистратора параметров работы не должен приводить к потере информации долговременного хранения. В случае невозможности восстановления такой информации специализированной организацией должна быть сделана соответствующая запись в паспорте ПС.
89. Реконструкция или модернизация ограничителя, указателя или регистратора (установка прибора иного типа) осуществляется с учетом требований пунктов 85 и 86 настоящих ФНП. Реконструкция или модернизация ограничителя, указателя или регистратора путем внесения изменений разрешается по документации разработчика или изготовителя ограничителя, указателя или регистратора и при наличии согласования с изготовителем ПС.
В случае, когда изготовителя ПС установить невозможно, реконструкция или модернизация должна быть выполнена по проекту специализированной организации, отвечающей требованиям пункта 20 настоящих ФНП.
90. По решению эксплуатирующей организации (на основании требований технологического процесса или заключения изготовителя ПС) может производиться корректировка программного обеспечения ограничителей, указателей и регистраторов для ограничения проектных рабочих параметров и характеристик ПС.
Установка нового программного обеспечения выполняется работниками изготовителя ограничителя, указателя, регистратора, а также работниками специализированных организаций. О выполненном программировании делается запись в паспорте регистратора, ограничителя, указателя с приложением документа, на основании которого проведена корректировка программного обеспечения.
Разрешение на пуск ПС в работу после окончания ремонта, реконструкции или модернизации ограничителя, указателя или регистратора дает инженерно-технический работник, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии.
Контроль качества. Требования к итоговой документации
92. Конструкторская документация, используемая при ремонте, реконструкции или модернизации ПС, а также итоговая документация по результатам выполненных работ должна включать ремонтные рабочие чертежи и технологические карты на выполнение ответственных операций.
94. На ремонтных чертежах элементов металлоконструкции ПС должны быть указаны:
поврежденные участки, подлежащие ремонту или замене;
материалы, применяемые при замене;
деформированные элементы и участки элементов, подлежащие исправлению правкой, с назначением способа правки;
типы сварных соединений и способы их выполнения;
виды обработки сварных швов после сварки;
способы и нормы контроля сварных соединений (места, подлежащие контролю или проверке);
допускаемые отклонения от номинальных размеров.
95. Контроль соблюдения специализированной организацией требований проекта, ремонтных чертежей и технологии производства ремонтных работ должен осуществляться службой отдела технического контроля специализированной организации, выполняющей ремонтные работы.
96. Контроль качества ремонта (реконструкции, модернизации) ПС должен быть подтвержден протоколом или актом приемки из ремонта, утвержденными эксплуатирующей организацией. Контроль качества ремонта рельсового пути должен быть подтвержден актом сдачи-приемки рельсового пути (для ПС, передвигающихся по рельсам).
97. По завершении выполнения ремонта, реконструкции или модернизации ПС специализированная организация обязана сделать в паспорте ПС запись о проведенной работе, и предоставить копии сертификатов о примененных материалах, замененных и отремонтированных запчастях, узлах и агрегатах.
Как научиться читать чертежи металлоконструкций?
Типы швов и их расшифровка
ГОСТы по ручной дуговой сварке и сварке в среде газа выделяют различные типы сварных швов и их расшифровки. Виды сварных соединений обозначаются буквами для более удобной записи и экономии места. Есть стыковой шов (обозначается буквой «С»), торцевой (тоже буква «С»), нахлесточный («Н»), тавровый («Т») и угловое («У»). Давайте подробнее остановимся на каждом типе соединения.
Стыковое сварное соединение выполняется по смежным торцам, а свариваемые детали находятся в одной плоскости. Такой тип шва наиболее прочный и долговечный, он широко применяется при сварке особо ответственных металлических конструкций. Перед сваркой необходимо тщательно подготовить поверхность металла и убедиться, что все детали будут сварены в соответствии с чертежом.
Торцевой шов, исходя из названия, формируется по торцам деталей. Боковые поверхности деталей надежно соединяются друг с другом. Торцевой шов зачастую используется при сварке тонких металлов.
Нахлесточный шов менее требовательный к качеству работы, чем предыдущие. Но при этом он не обладает такими хорошими прочностными характеристиками и хуже переносит нагрузки. Чтобы сделать нахлесточный шов расположите детали параллельно, но с небольшим смещением в сторону и частичным перекрыванием друг друга.
Тавровое сварное соединение — одно из самых жестких и долговечных, но плохо переносящих нагрузки на изгиб. Чтобы сделать тавровый шов расположите одну деталь горизонтально, а вторую вертикально и сварите с первой торцом к поверхности.
Угловой шов используется не так часто, как другие типы соединений. Такой шов относительно надежный и долговечный. Одна деталь относительно другой может быть повернуть торцом и располагаться под разным углом, в зависимости от чертежа.
Любые сварные соединения, вне зависимости от их типа, могут быть односторонними (или как их еще называют «SS»; эта аббревиатура используется в чертежах по всему миру) или двусторонними (аббревиатура «BS»). Односторонние швы получаются при сварке с одной стороны детали, а двусторонние — при сварке с обеих сторон.
Если вам нужно сварить детали методом плавления, то необходимо разделать кромки. Существует множество форм раздела кромок, они характеризуются разными показателями угла, величины зазора и так далее. Выбор формы разделки зависит от толщины металла и метода сварки. Мы привели некоторые примеры раздела кромок на изображении. Вы можете использовать любой, как на картинке ниже.
Изображение сварных швов на чертеже
Теперь перейдем к условным изображениям и знакам, которые характеризуют швы на чертежах. Сварные соединения могут быть видимыми и невидимыми. Если шов невидимый, то он показывается штриховой линией. Если видимый — сплошной линией. Невидимым называют шов, который расположен с обратной стороны детали, а видимым — шов на лицевой поверхности. Если шов односторонний и сварка производится швом наверх, то такое соединение тоже называется лицевым. Если шов двусторонний, то лицевым считается то соединение, которое было сделано первым. Если кромки симметричны, то любая из сторон может быть названа лицевой.
Односторонняя стрелка показывает, где линия шва. На самой стрелке может быть специальная «полка», где указывается вспомогательный знак или буква обозначения шва. Где располагать обозначения — под «полкой» или над ней? Это так же зависит от типа шва. Если шов невидим, то под полкой, и соответственно над ней, если видим.
Вспомогательные знаки
Помимо стрелок и букв могут использоваться вспомогательные знаки для обозначения сварных швов. Ниже вы можете видеть стандартную структуру условного обозначения, его «скелет», на котором затем должны появиться «мышцы» в виде букв или иных знаков.
К вспомогательным знакам относятся буквенно-числовые комбинации, которые содержат в себе информацию о типе шва и виде соединения. Звучит довольно запутанно, но вот небольшой пример: у нас есть обозначение С1 и оно обозначает «стыковой шов односторонний». С — буква, обозначающая тип шва, а 1 — цифра, указывающая на строну сварки. Двусторонняя сварка обозначается цифрой 2.
Ниже вы можете видеть условные обозначения швов и соединений для некоторых способов сварки.
Также свое условное обозначение есть и у способов сварки. Они тоже маркируются буквой, это указывается в нормативных документах. Опираясь на нормативы как раз и выполняется указанный на сборочном чертеже процесс сварки.
Ниже вы можете видеть основные способы сварки и их обозначение:
Как читать чертежи металлоконструкций
Здравствуйте, уважаемый читатель блога, в статье как читать чертежи металлоконструкций разберемся с данными чертежами и поймем где, что стоит и как крепиться. Заодно узнаете, как продвигается стройка в Мытищах, что мы сделали и какие ближайшие цели на выполнение.
Как вы знаете из моих новостей со стройплощадке в Мытищах, установили все металлоконструкции это фахверковые колонны, балки, прогоны, ферма, связи нижнего и верхнего пояса.
Железобетонные колонны не относятся к металлическим конструкциям, но на них устанавливаются балки весом около 3,5 тонн.
В данной статье я покажу чертежи и фото установленных конструкций согласно проекту.
Знакомство с чертежами металлоконструкций начинается с общих указаний на первом листе и с содержанием проекта, в котором указаны номера чертежей и их названия.
Советую внимательно прочитать общие указания, кроме того что там написано согласно каким снипам сделан проект, так же вы узнаете какие болты следует использовать, какие шайбы и сколько необходимо ставить, в каких условиях и чем следует производить антикоррозийную защиту.
В общих указаниях есть еще одна важная деталь, указывают марку электродов, с которыми должны производится сварные работы. Вы должны будете применять именно эти электроды и сертификат их качества приложить к актам скрытых работ, журналу сварочных работ.
У меня на одном объекте было прописано, что антикорозию следует наносить в заводских условиях. На площадку конструкции прибыли в загрунтованном виде и эмаль мы хотели нанести после их установки.
Технадзор запретил монтировать данные конструкции из-за этой рекомендации, сказал прописано, в заводских условиях красить везите их обратно, на заводе покрасьте и потом монтируйте.
После того как ознакомились с указаниями смотрим схемы расположения колонн, балок, связей и т.д. Если здание имеет несколько этажей, то у вас будут чертежи с расположением металлоконструкций на разных отметках.
В Мытищах склад и показана схема расположение колонн на отметки 0.000. В другом проекте здание имеет несколько отметок и схемы показаны на разных отметках. Далее смотрим, как и чем между собой связанны колонны, это могут быть балки, связи, прогоны.
В схемах указаны разрезы с указанием, на каких листах они расположены. На этих разрезах показаны узлы связей между колонами, балками, ригелями и т.д.
Что самое сложное, по крайней мере для меня, не сразу разберешься с узлами крепления балок, связей, ферм. После того, как все это построишь, кажется, что все просто, но при выяснение узлов крепления лично у меня возникают трудности.
В местах соприкосновения допустим колонны с балкой показано две цифры в кружке, верхняя обозначает номер узла и нижняя номер листа, на котором он начерчен.
Детали металлоконструкций (колоны, балки, прогоны, фахверковые колоны, фермы и т.д.) производят на заводе изготовления металлоконструкций, по созданным своими проектировщиками чертежи кмд.
Кмд создают по км и расписывают подробную деталировку с указанием наименование детали и их установки. При приемки деталей металлоконструкций на строительной площадки вам так же завод отдаст свои чертежи кмд. По кмд вы и будете монтировать детали металлоконструкций.
После общего ознакомления с чертежами км и кмд я советую решать проблемы по мере их поступления. Допустим сегодня, вы монтируете колонны, то перед монтажом изучаете схему расположения колонн, на какой отметки должна стоять пятка колонн, какой толщины должна быть подливка под базу колон.
Завтра вам предстоит монтировать балки, соответственно изучаете узлы соприкосновения балки с колонной и так далее. Я не изучаю чертежи металлоконструкций сразу, а разбираюсь с узлами по мере выполнения работ.
На стройплощадке в Мытищах сделали планировку основания под бетонный пол с упрочненным верхним слоем толщиной 300 мм (результаты планировки можно увидеть в видео расположенном ниже), производим работы по устройству мягкой кровли на крыше.
Примеры условных обозначений
Чтобы вам было понятнее, и вы смогли быстрее разобраться во всех обозначениях, мы приведем несколько простых и наглядных примеров. Итак, начнем.
Пример №1
На картинке выше вы видите стыковой шов, у которого одна кромка имеет криволинейный скос. Само соединение двустороннее, сделано методом ручной дуговой сварки. С обеих сторон нет усиления. С лицевой стороны шероховатость шва равна Rz 20 мкм, а с оборотной —Rz 80 мкм.
Пример №2
Здесь вы можете видеть, что шов угловой и двусторонний, у него нет ни скосов, ни кромок. Это соединение выполнено автоматической сваркой и с использованием флюса.
Пример №3
Тут у нас снова стыковой шов, но уже без скосов или кромок. Соединение одностороннее, с подкладкой. Выполнен шов с использованием нагретого газа и сварочной проволоки.
Пример №4
В четвертом примере шов тавровый, не имеет скосы или кромки. Он прерывистый и выполнен двусторонним методом. Шов как бы в шахматном порядке. Работа выполнена с помощь РДС в среде газа и с использованием неплавящегося металлического стержня. Катет шва равен 6 миллиметров, а длина шва составляет 50 миллиметров, с шагом в 100 миллиметров (обозначается буквой «Z»). t ш — это протяженность шва, а t пр — протяженность шага прерывистого соединения.
Пример №5
В нашем последнем примере шов выполнен нахлестом, не имеет скосов и кромок. Он также односторонний и выполняется ручной дуговой сваркой в среде защитного газа и с применением плавящегося стержня. Сварное соединение выполнено по незамкнутой линии. Катет шва равен 5 миллиметрам.
Основные правила чтения чертежей (порядок).
Пожалуй основное правило это не спеша изучить конструкторскую документацию и по порядку начать впитывать информацию с чертежа которую для нас хотел донести инженер конструктор. Только после этого начинаем собственно говоря читать чертеж.
Требования к чистоте поверхностей детали.
И так, что мы видим на чертеже этого вала? Именно! Я выделил красным цветом обозначение шероховатости. Ra от 0,8 до 1,6. Единицы измерения данного параметра микрометры (мкр).
Почему я решил первым делом рассмотреть именно этот параметр спросите вы? Это самое первое, что достойно вашего внимания, сейчас объясню почему. От того какая шероховатость обозначена на чертеже зависит какой финишный вид обработки вам необходимо выполнить на рассматриваемой детали. Например если брать именно этот чертеж, то поверхности где Ra 0,8 и 1,6 мкр необходимо шлифовать или применить токарный станок для твердого точения (после прохождения термообработки или как еще называют ее закалки). Даже наверное Ra 0,8 это скорее всего полирование.
Обозначение разрезов на чертеже детали.
И вот когда мы сделали два разреза мы сможем увидеть, что находится в внутри (или плоскости сечения) колбасы ТФУУУ…ТЫ вала конечно :). Не точно пора перекусить.
То что мы увидим в разрезе показано в большой прямоугольной рамке внизу чертежа это виды разрезов А-А и Б-Б. На нашем чертеже это всего лишь два шпоночных паза, ничего интересного и сложного.
Обозначение выносных элементов на чертежах.
Продолжаем чтение машиностроительных чертежей с изучением обозначений. На данном чертеже мы видим. Да на этой детали есть выточки, которые обозначить на основном виде нет возможности, так как это будет слишком мелко и невидно человеческому глазу. По этой причине инженеры технологи и конструктора придумали эти элементы выносить в отдельную область чертежа. Такие элементы называются просто — выносные элементы. На этот параметр обращать особое внимание не стоит так как в основном это всегда стандартные канавки и выточки (фаски). Будьте внимательны, бывает что такая выноска может показывать оригинальную выточку которая может стать достаточно большой проблемой при изготовлении детали и даже проектирования специального инструмента для получения необходимой геометрии канавки. Ну это уже из другой исторрии.
Технические требования чертежа.
Ну вот пожалуй на сегодня и все. Чтение машиностроительных чертежей, как машиностроительных так и других областей производства наука совсем не сложная и складывается из совокупности знаний которые вы получите после того как закончите соответствующие учебные заведения СУЗы и ВУЗы, а читать чертежи быстро и правильно вы научитесь уже непосредственно когда поработаете на производстве и наберетесь опыта.
Кстати у меня появмлся свой YouTube какнал и вот видео как читать чертежи правильно. Посмотрите для закрепления материала.
Обозначения на чертежах в машиностроении
Допуски и посадки
Зачем это все нужно? Этот вопрос возникает не только у рабочего на производстве. Это задумано, чтобы на заводе не теряли время на постоянное измерение фактических размеров полученной детали, и без брака производили совместимые изделия.
Числовые значения верхнего и нижнего предельных отклонений указывают рядом с размерами шрифтом меньшей величины, чем для размерных чисел. Допуск – это диапазон отклонения от номинального размера. Поле допуска обозначают либо одной, либо двумя буквами основного отклонения и номером квалитета.
Посадка состоит из допуска на наружной, охватываемой поверхности, допуска на внутреннюю поверхность, и определяется величиной зазора или натяга. Посадки указывают с помощью дроби в правой части от размера, в числителе обозначение предельного отклонения, а в знаменателе аналогичное обозначение для совместимой детали.
Обозначения размеров
Величина детали обозначается соответствующими числами и линиями со стрелками на концах. Линии размеров непрерывны и располагаются параллельно за пределами контура детали.
Единицы измерения на чертежах не обозначаются, по умолчанию всё указывают в миллиметрах.
Выносные элементы
Бывают случаи, когда удобнее вынести и увеличить часть детали за пределы основного контура. По сути, это самые сложные участки рассматриваемого изделия. Обычно так поступают с деталями замысловатой формы для экономии места на чертеже.
Комплексную часть обводят либо кругом, либо овалом и подписывают римской цифрой. Выносному элементу этого фрагмента присваивают тот же римский номер в знаменателе, а в числителе указывают его масштаб.
Обозначение материалов в сечениях
Сечение – это изображение фигуры, получившееся после условного её рассечения. Оно показывает лишь формы детали, не раскрывая остальные сегменты, что располагаются за ним.
Сечения бывают вынесенными или наложенными. Первые отображаются за пределами формы предмета, вторые прямо на нём.
Контур сечения заполняют косыми сплошными линиями с углом наклона 45 градусов. Линии должны располагаться в одну и ту же сторону на всех сечениях для одной детали, учитывая и материал изделия.
Могут быть расположены в любом месте на чертеже, под произвольным углом, но в этом случае с добавлением в надписи слова «повёрнуто» над сечением.
Оформление чертежей
Процесс подготовки любой работы, требуемой для аттестации на строительных, дизайнерских и архитектурных специальностях изучаемых в высший учебных заведениях, подразумевает изготовление чертежей. Изготовление чертежа – довольно не простая задача. Его создание требуется производить с учётом соблюдения определённых правил. Кроме этого, любая чертёжная работа должна быть оформлена на листах определённого размера.
Нюансы использования различных форматов
Формат чертежа ограничивается рамками выполнения работы, которые наносятся на лист линией минимальной толщины.
Оформляемая работа позволяет обучающимся принять в расчёт размеры всех применяемых в работе форматов. Путём разделения работы на две части, оформляется чертёж, содержащий следующие характеристики:
Для других форматов чертежей правилами так же установлены параметры размеров их сторон:
Так же, согласно ГОСТу, должна быть учтена возможность использования остальных форматов, применяемых в качестве дополнения к изготавливаемым учащимися чертежам, которые образуются в результате проведения работы над изменением основных параметров в сторону увеличения. При этом, для их создания, применяется величина, кратная используемым в базовых форматах размерам, а коэффициент произведённых изменений обязательно должен представлять собой целое число.
Корректное указание масштабов
Во время оформления чертежа, необходимо учитывать корректность применяемых масштабов. Этот термин используется в учете линейных характеристик наносимого на бумагу изображения разнообразных деталей по отношению к их натуральным габаритам.
Масштаб необходимо отражать в специально отведанном для него поле. Обозначение масштаба устанавливается в виде 2:1 или (2:1)
Особое внимание необходимо уделять линиям, используемым создания для чертежей. Для них также установлены конкретные критерии, отражаемые в специальном ГОСТе 2.303-68. Этот официальный документ даёт возможность точно определить толщину, начертание и ключевые назначения контуров.
Особенности использования линий и штрихов
Если говорить о толщине линии, то ей непременно требуется попадать в интервал от 0,5 до 1,4 миллиметров. Тут роль играет то, на сколько сложен чертёж и какая у него величина. Толщина линии, выбираемая во время оформления работы, напрямую зависит её формата.
Обратите внимание! У одной работы толщина всех используемых для её создания линий должна быть обязательно одинаковой. Ещё один момент, требующий особого внимания учащихся – длина наносимых штрихов. У этих линий длина должна быть примерно в десять раз больше, чем их толщина. Если же говорить о длине линии, именуемой штрих-пунктирной, то она устанавливается, исходя из размеров создаваемой работы. Важно, чтобы в рамках одного чертежа и штрихи были примерно одинаковыми. Штрих-пунктирные линии должны находить точки пересечения и заканчиваться штрихами. Просветы между элементами штрих-пунктиров необходимо делать одного размера. Кроме этого, следует брать во внимание габариты изображаемых геометрических фигур и диаметр окружности.
Читаем чертежи
Чтобы научиться понимать чертежи проектов, можно применить один из нижеупомянутых способов:
Понимание проекта
К первому методу можно отнести несколько этапов:
Дополнительная информация
Для получения дополнительных знаний по чтению проектов нужно:
Важно не торопиться в прочтении проектов. Нужно обратить внимание на определенные символы и слова, понять, с какой целью они использованы и лишь потом ознакомляться с другими частями проекта.
Если вам необходимо прочитать электрическую схему, изучите информацию из статьи Как читать электрическую схему.
Здравствуйте, уважаемый читатель блога, с этой статьи как читать чертежи проекта начнется не большая серия под рубрикой строительная документация о чертежах на объекте. Решил поделиться с вами своим опытом, как я изучаю чертежи объекта, многим опытным строителям это не пригодиться и еще подумают, о чем здесь можно рассказывать.
Сначала новости блога вчера 25.07.15 закончился не большой миниконкурс, по отгадыванию слова в кроссворде. Я думал, что участников будет больше 10 человек и с помощью сервиса генератора случайных чисел планировал выбрать победителей.
Но участников оказалось всего три человека, я решил присвоить призовые места в порядке присланных ответов на почту первое место Алексей Иванов – 150 рублей, второе Стас – 100 рублей и третье Денис – 50 рублей. Поздравляю участников миниконкурса с победой.
Если вы только начали работать на стройке в должности итр может, откроете для себя, что то новое. Вспоминая свой первый день на объекте по общестрою, мне выдали проект производства работ чертежи для изучения, через какое то время я его забросил, так как ничего не понял с чего начинать строить и куда смотреть.
А ведь когда то окончил институт и преподавателя по предмету инженерная графика запомнил на всю жизнь, с первого раза у меня ничего не получалось сдавать и чертежи с разрезами домов, генпланы перечерчивал или исправлял многократно.
Условные обозначения на чертежах технологической документации
На чертежах используют условные обозначения, установленные государственными стандартами. Это основы, в них описываются правила оформления знаков, букв, цифр, линий и так далее.
Обычно их на чертеже не разъясняют, за исключением обозначений, в которых необходимо указать номер стандарта. Всё-таки с ГОСТами необходимо ознакомиться для выполнения и распознавания чертежей или схем.
Это как раз тот случай, когда просто прочесть учебник по черчению недостаточно. Лучше всего пройти специализированные курсы или обучиться инженерным специальностям или другим профессиям, относящимся к производству или к строительству.
Умение читать технологическую документацию необходимо как инженеру, так и рядовому токарю.
В целом, машиностроение и другие отрасли используют ряд основных обозначений:
Все это необходимо для корректной подачи минимума информации на листе и последующего его верного прочтения.
Порядок чтения чертежей для начинающих
Помимо чертежей, также широко используется эскиз – это не технический чертёж. Это набросок предмета в произвольном масштабе, для изготовления которого не применяют чертёжные инструменты, и он не сопровождается надписями и размерами. Какие-либо знаки на нём и рядом с ним также не ставятся. Качество эскиза зависит от того, насколько он приближен к чертежу.
Чтение чертежа – это представление на двумерной плоской поверхности по изображениям объёмной формы предмета и его размеров и содержащее прочие сведения.
Но как научиться читать чертежи правильно? Существуют ли какие-нибудь простые, общие принципы для этого?
Чтение происходит в следующем порядке:
Пример чтения чертежа детали
Основная надпись говорит о том, что на данном техническом рисунке изображено резьбовое соединение, в частности, скрепление болтом. Также на ней указан код документа и индекс изделия. Масштаб чертежа выполнен в натуральную величину, а именно 1:1.
Главный вид представлен с наложенным сечением скрепляемых деталей. Соединение показано двумя проекциями. Отдельно представлен болт, с метрической резьбой и высотой 120 мм и 30 миллиметровым диаметром. Также изображена гайка на виде сверху. А вот размеры шайбы по данным этого чертежа неясны.
Почему читать чертежи сложно?
Чертеж — конструкторский документ, который используется в процессе создания изделия и его эксплуатации. Его может прочитать каждый, кто знаком с правилами графического отображения и системой условных обозначений (они вырабатывались столетиями и едины для всех без исключения).
Но иногда с прочтением возникают сложности. И вот несколько причин, почему:
Умение читать чертежи в основном зависит от того, были ли они оформлены согласно общепринятому стандарту или нет.
Что значит «читать чертежи»?
Чтение чертежей – это особый процесс, когда специалист не просто смотрит на картинку, представляя ее на конкретном участке, а вникает в детали, изучая условные обозначения, особенности тех или иных элементов и пр. Другими словами, чтение чертежей представляет собой «перевод» схем, планов в понятный для специалиста вид, который даст представления о последовательности действий (что, где, когда и как делать), желаемом результате.
Чтение чертежей
Чтение чертежей происходит не только на основе изучения непосредственно «рисунка». Здесь важно разобраться, как с самим чертежом, так и технической, проектной и иной сопровождающей документацией.
«Читателю» чертежей важно изучить все схемы, пояснительные записки, сметы, рекомендации, правила безопасности и иные моменты. Изучение планов является обязательной частью в любом монтажном, строительном, даже в производстве деталей/конструкций, сборке изделия и пр.
Сегодня многие инструкции по сборке мебели, игрушек и прочих изделий представлены в виде схем и чертежей. Поэтому важно понимать, как вникнуть в приложенную к товару схему, чтобы правильно собрать его и пользоваться в дальнейшем.
Кому же надо научиться читать чертежи?
Чтобы читать чертежи следует двигаться от большого, общего к более мелкому. Сначала окиньте взглядом всю картину целиком, а после присмотритесь к деталям.
Чтобы научиться читать чертежи самому, нужно начать с понимания, что же это такое. В самом общем понимании это изображение чего-либо на плоскости с помощью линий, при этом используется масштабирование, указание размеров и подписи. Существуют различные виды чертежей: теоретические, деталей, сборочные, фото-чертежи, монтажные и т.д.
В зависимости от назначения они могут быть: изображением общего вида, разреза, отдельной детали или ее проекций, способов крепления.
Заказчикам, строителям, производственным рабочим, конструкторам, инженерам и, конечно же, студентам.
Дадим основные советы, как научиться читать чертежи.
Диплом за неделю и его актуальность? — это реально, если серьезно и организованно подойти к данному вопросу. Если у вас сложилась такая ситуация, что до защиты осталась всего 1 неделя, а дипломная работа — это всего лишь тема в тетрадке, то не нужно расстраиваться — вы не одни с такой проблемой, это уж точно. Если сосредоточенно взяться за дело и прислушаться к советам, то узнаете, как написать диплом за ночь.
Чтобы было проще научиться читать чертежи, просмотрите учебники и специальные справочники, видео на Ютуб, для более глубокого понимания существует специализированная литература, например, книга А.В. Коваленко или учебники по отдельным направлениям. Также проводятся специализированные семинары в ВУЗах или же на онлайн-курсах. Читайте книги, изучайте возможности программного обеспечения, просматривайте схемы в Интернете. Развитие должно быть постоянным, тогда научиться читать чертежи будет легче! Не стремитесь сразу же узнать все, проглатывая за раз несколько книг или видео-инструкций. Отвлекайтесь от чтения чертежа, чтобы прояснить непонятные моменты.
Сегодня чаще всего для создания чертежей используют специальные программы, где тоже вполне можно отыскать подсказку, что значит та или иная линия.
Почему читать чертежи бывает сложно?
Чертеж – это не просто рисунок или схема, а самый настоящий «конструкторский документ», который разъясняет нюансы сборки изделия, делает его пригодным для дальнейшего использования, безопасным. Если с инструкцией к товару ознакомиться может каждый, так как там изображен простейший чертеж, то вот со строительными планами, монтажными съем амии, архитектурными решениями разобраться сможет не каждый. Здесь важны знания в определенной области наук и навыки по обработке, «переводу» графической информации в осмысленный текст.
Как научиться читать чертеж?
«Чтение чертежа» бывает сложным на фоне следующих факторов:
Чаще всего проблемы при чтении чертежей возникают из-за неправильного оформления или не точных рекомендаций, сведений. Разобраться в этом случае в схеме сможет только ее создатель.
Почему бы просто не использовать 3D-модель?
В отличие от 3D-модели, технический чертеж предлагает гораздо более конкретную информацию и требования, в том числе:
3D-модели хороши для использования и обычно (особенно в настоящее время) используются в сочетании с чертежами. Они являются хорошим визуальным представлением желаемого элемента, но не содержат всей информации, которую делают рисунки.
Как правильно научиться читать чертежи металлоконструкций?
Все, что создано человечеством на всех этапах его развития, все гениальные мысли, которые нашли свое воплощение или остались мечтами конструкторов – так или иначе, были представлены в виде чертежей. Так же, как художественный текст передает фантазии писателя, так и чертеж фиксирует то, что пришло в голову инженера и было приближено им к реальности.
Рис. №1 «Пример чертежей Эйфелевой башни. Франция»
На сегодняшний день все чертежи создаются по единым правилам и ГОСТам, что облегчает их чтение. Научиться читать чертежи металлоконструкций совсем не трудно, поэтому, если вы решили связать свои увлечения или профессиональную деятельность с воплощением конструкций из металла, то стоит ознакомиться с общей информацией по этому вопросу, после чего перейти к практике самостоятельного чтения.
Чертежи КМД, представляющие собой детализированное схематичное изображение металлоконструкции, разрабатываются с учетом некоторых правил, изложенных в таких документах как:
— СНиП (Строительные нормы и правила),
— СПДС (требования Системы проектной документации для строительства),
— ЕСКД (Единая система конструкторской документации).
Чертежи такого рода включают в себя набор данных, которыми вы можете пользоваться для производства — разметки, обработки, сварки и монтажа металлоконструкций.
Перед началом обучения тому, как читать чертежи, желательно самостоятельно обратиться к вышеперечисленным документам. Не забудьте выучить все относящиеся ГОСТы, их знание не раз поможет вам быстро сориентироваться в чтении чертежа. Кроме этого, при создании любого чертежа конструкции используются специальные условные обозначения.
Рис. №3 «Пример схемы проекта КМ»
Чертежи КМ обычно снабжены пояснительной запиской, в которой в текстовой форме изложены результаты проведенных расчетов и принятые решения, которые эти расчеты обосновывают. Вместе с этим, в пояснительной записке содержатся технические и нормативные документы, которые использовались при создании чертежа и ссылки на ГОСТы. Данная записка призвана облегчить чтение схемы.
Рис. №4 «Пример узлов проекта КМ»
Полный проект КМД разрабатывается по КМ-у и представляет собой набор из заглавного листа, с общими данными, ведомостей, чертежей монтажных схем, чертежей монтажных узлов и чертежей отправочных элементов. По просьбе заказчика в проект могут быть включены: чертежи деталей отдельно, 3D схемы, особые ведомости, т.д.
Рис. №5 «Титульный лист проекта КМД»
В монтажной схеме вы будут изображены стыки и узлы, сварные или болтовые соединения, которые будут выполняться в монтаже. Здесь же могут быть даны текстовые комментарии. Так же здесь вы найдете ведомость отправочных элементов вместе со схемами конструкций или ссылками на чертеж, поэтому вы сразу поймете, к какому конкретному чертежу относится каждый элемент. Чертежи отправочных элементов компонуются на листе группами. Таким образом, на листе могут быть чертежи элементов, не требующих сборки или только конструкции из гнутого профиля.
Рис. №6 «Монтажная схема проекта КМД»
При разработке схем металлоконструкций выбирается тот масштаб, который позволяет делать чертеж наиболее понятным или легким для чтения, поэтому с пониманием профессионально составленного чертежа у вас не должно возникнуть проблем. Обратите внимание, что такие конструкции, как балки и колонны можно вычерчивать без соблюдения масштаба, но с сохранением взаимного расположения деталей и отверстий.
Рис. №7 «Пример сборочного чертежа, проекта КМД»
После того, как вы ознакомились с документацией чертежей, нужно проверить условные обозначения и вам нужно хорошо знать, как обозначается то или иное изделие. Заклепки, отверстия, узлы, виды применяемого материала – все это имеет буквенное, цифровое или графическое обозначение, поэтому лучше сверяться с таблицей, если у вас еще нет достаточного опыта чтения чертежей.
Не торопитесь, сверяйте все значения. Чертежи изначально выполнены для удобства чтения и понимания, поэтому если вы несколько минут поразмышляете над ними – дальнейший процесс чтения будет намного более простым.
Как научиться читать чертежи
1. Начинать читать чертеж нужно с изучения основных методов, правил, видов нанесения на бумагу предметов всевозможного размера и формы на плоскости, а также стандартов и условных обозначений, которые должны быть на любом чертеже, когда его оформляешь. Следует обучиться технологии обработки соответствующих изделий.
2. Чтобы правильно читать чертежи, необходимо придерживаться такой последовательности:
Ознакомления с чертежом поможет представить детали, изображенные на нем: по каким принципам расположены, как взаимодействуют и прочее. Внимательное чтение чертежей поможет не только рассмотреть на нем детали, позволяющие точно представить будущую форму изделия уже в готовом виде, но и узнать массу изделия, количество одинаковых деталей, название, а также рассчитать масштаб, учитывая все стандарты и требования.
3. После этого подробно ознакомьтесь со всеми размерами, изображенными на чертеже, дабы узнать допустимое отклонение от установленных размеров.
4. В конце, нужно установить тип чистоты поверхности каждого элемента, дабы в будущем на основании информации, полученной в процессе прочтения чертежа, представить каждый этап обработки и производства изделия на всех циклах, а также проанализировать, как эта деталь или изделие будет применено в конечном продукте или узле, по какому принципу будет работать, в каких условиях будет эксплуатироваться, и, какое предназначение будет исполнять.