Что указать в назначении платежа при оплате самозанятому
Что указать в назначении платежа при оплате самозанятому
Как компании платить самозанятым
Как официально работать с самозанятыми и правильно им платить, чтобы потом не было проблем с налоговой.
Сейчас в России проходит налоговый эксперимент — люди могут регистрироваться как самозанятые, законно предоставлять услуги, выдавать чеки и платить налоги. Но непонятно, как компаниям с ними работать, ведь у них нет расчетного счета или особого юридического статуса. Расскажем, как оформить все официально.
Подписать договор
Договор с самозанятым стандартный — такой же, как компания использует при работе с ИП или другой компанией. Это не должен быть договор подряда или гражданско-правового характера — нужен именно самый обычный договор. Просто вместо другой организации там будет самозанятый.
В договоре с самозанятым нужно обязательно написать: «В стоимость услуг не входит налог на добавленную стоимость, так как исполнитель применяет налог на профессиональный доход».
По статье 161 ГК РФ договор нужен обязательно, даже если сумма сделки меньше 10 000 рублей, так как ООО или ИП выступает как юридическое лицо.
Будьте готовы предоставить свой договор — у самозанятого его наверняка нет.
Оплатить услуги
Платить самозанятому можно с расчетного счета или наличными. На наличные у Центробанка есть ограничение — до 100 000 рублей в месяц. С расчетного счета переводы идут на карту — понадобится номер счета, БИК банка и ФИО самозанятого.
В назначении платежа нужно прописать номер и дату договора, а также работы, за которые переведена оплата. К примеру: «Оплата по договору №1 от 23.05.2019 за дизайнерские услуги без НДС». Условие про НДС прописано в договоре, но в платеже это лучше указать дополнительно.
Назначение платежа обязательно нужно писать, чтобы вас не заподозрили в обнале из-за перевода физлицу, а в случае споров вы могли доказать, что платили самозанятому по договору.
Получить от самозанятого чек
После оплаты исполнитель формирует чек в приложении «Мой налог», нажимает на кнопку прямо в приложении и отправляет его по электронной почте, смс или в мессенджеры. Физическая копия чека не нужна — электронная имеет законную силу.
Если вы платите самозанятому частями, например, с авансом, чек нужно просить по каждому платежу.
Чек нужен, чтобы учесть расходы на исполнителя на общей системе налогообложения или УСН «доходы минус расходы». Кроме того, он служит дополнительным подтверждением того, что вы получили услугу и провели оплату.
Какие есть риски
Риск один — ваша компания заплатит, а потом окажется, что самозанятый не имеет права использовать налог на профессиональный доход. К примеру, он уже заработал больше 2,4 миллионов рублей в год или вообще не зарегистрировался в системе «Мой налог».
Теоретически в таком случае налоговая может заставить компанию заплатить взносы и НДФЛ, но пока судебной практики по таким делам нет.
Чтобы защититься, нужно проверить самозанятого по специальному сервису от налоговой. Для проверки понадобится номер ИНН самозанятого, скан самого документа просить не нужно. Еще можно попросить скриншот приложения «Мой налог», где будет видно, что человек в нем зарегистрирован.
Других проблем с оплатой быть не должно — самозанятый выступает по факту в качестве ИП, только платите вы ему не на расчетный, а на обычный банковский счет.
Как компании платить самозанятому
Статья обновлена 7 декабря 2021 года.
В 2021 число самозанятых сравнялось с числом ИП: в стране их 3,5 млн. Все больше исполнителей регистрируются как плательщики налога на профессиональный доход, и бизнесу не нужно перечислять за них НДФЛ и сдавать отчеты. Но кое-какие документы все же нужны.
Подписать договор с самозанятым
Если компания или предприниматель оплачивает услуги самозанятого, нужен договор. По закону, сделки между компаниями и гражданами должны совершаться в «простой письменной форме», то есть по договору. Самозанятые — не исключение.
Для работы с самозанятым подойдет самый простой договор: договор-счет-акт, или ДСА. Он занимает одну страницу и не требует согласования с юристами.
Договор-счет-акт описывает условия сотрудничества с самозанятым, показывает, сколько денег платить, а еще заменяет счет и акт. Такой договор вправе заключать компании, предприниматели и самозанятые.
Если у компании есть стандартный договор услуг, можно использовать его. Никаких ограничений нет: в договоре прописывают все то же самое, что и в договоре с ИП или другой компанией.
Перевести деньги или оплатить наличными
Компании и предприниматели оплачивают услуги самозанятых с расчетных счетов или наличными. Наличными можно платить не больше 100 тыс. руб. в месяц.
Чтобы перевести деньги самозанятому с расчетного счета, понадобится три реквизита:
В назначении платежа компания вписывает номер, дату договора и за что платит. Например, оплата по договору-счету-акту № 1 от 1.01.2021 за редакторские услуги без НДС.
Получить от самозанятого чек
Продолжить работу со специалистом, который стал самозанятым
Итак, компания оплатила, теперь исполнитель формирует чек в приложении «Мой налог». Чек отправляется клиенту по электронной почте или в смс.
Так выглядит чек в приложении «Мой налог»:
Тест: угадайте решение суда
Если компания переводит оплату частями, например, половину авансом, а остальное потом, исполнитель должен отправить по чеку на каждый платеж.
В таком виде чек получает клиент:
Чек нужен, чтобы учесть оплату исполнителю в расходах компании на общей системе налогообложения или на упрощенке «доходы минус расходы».
Налоги самозанятый платит сам. Компании не нужно сдавать отчеты или переводить за него НДФЛ. Если не заплатит вовремя — его проблемы.
Какие риски у компании
Риск есть, если компания заплатила и оказалось, что самозанятый не вправе использовать налог на профессиональный доход. Тогда налоговая может попытаться доначислить компании взносы и НДФЛ. Но судебной практики по таким делам еще нет.
Стоит проверить две вещи:
У налоговой есть сервис для проверки самозанятых. Сейчас компания может попросить у исполнителя скриншот из приложения или личного кабинета, на котором видно, что он зарегистрировался.
Работайте с самозанятыми без проблем
Проверяем надёжность ваших подрядчиков, формируем чеки и защищаем от штрафов
Как оформить платежное поручение самозанятому: образец
kak_oformit_platezhnoe_poruchenie_samozanyatomu_obrazec.jpg
Похожие публикации
Сотрудничество юрлиц и ИП с самозанятыми может оказаться весьма выгодным: с оплат, произведенным в адрес плательщиков налога на профессиональный доход (НПД) не требуется удерживать НДФЛ и начислять страховые взносы. Оплата самозанятым может производиться любым способом, в том числе и безналичным. Как оформить платежное поручение самозанятому лицу от юридического лица, расскажем в этой статье.
Оформление платежного поручения самозанятому: какие документы потребуются
Профессиональный доход – это доход физлица от его деятельности (включая доход от использования имущества), которую он ведет самостоятельно, не имея работодателя и не привлекая работников по трудовым договорам. Применять НПД могут как обычные физлица, так и ИП. При этом они освобождаются от уплаты со своих «самозанятых» доходов НДФЛ и не обязаны платить с них страховые взносы. Доход самозанятого облагается по ставке 4% при получении оплаты от физлиц, и по ставке 6% при оплате ИП и юрлицами.
Оплата может производиться наличными деньгами, электронными средствами платежа или безналичным способом. При безналичной оплате самозанятому лицу за оказанные им услуги, выполненные работы и т.п. компании потребуется составить платежное поручение.
В свою очередь, самозанятый обязан выдать компании-покупателю (заказчику) чек, сформированный в приложении «Мой налог». Чек при безналичных расчетах передается покупателю (электронно либо на бумаге) не позднее 9-го числа месяца, следующего за месяцем, в которым произведен расчет (п. 3, 4 ст. 14 закона № 422-ФЗ от 27.11.2018). Если компания, перечислившая деньги самозанятому, чек от него так и не получит, произведенные расходы она не сможет включить в свою налоговую базу по налогу на прибыль, ЕСХН или УСН «доходы минус расходы» (п. 8, 9 ст. 15 закона № 422-ФЗ).
Заключать с самозанятым письменный договор не требуется в случаях, когда это не является обязательным (ст. 159 ГК РФ), но стороны вправе оформить любые отношения договором, а также составить акт приемки-передачи выполненных работ (оказанных услуг). Самозанятый может выставить счет на оплату. Если договор заключался, его реквизиты указываются в платежном поручении на оплату самозанятому. Но при этом основным подтверждением расходов для плательщика все равно остается чек, выданный ему самозанятым лицом.
Перед оплатой желательно проверить, действительно ли физлицо является плательщиком НПД. Это можно сделать с помощью ]]> специального сервиса ]]> на сайте ФНС, указав лишь ИНН самозанятого и дату, на которую требуется узнать статус.
Оплата самозанятым от юридического лица: платежное поручение
Каких-либо особенностей для оформления платежек при оплате самозанятому лицу не предусмотрено. Перечисление денег за товары, оказанные услуги, выполненные работы производится в обычном порядке.
Платежное поручение самозанятому: образец для физлица
Перечисление самозанятому гражданину, не являющемуся ИП, возможно на его банковскую карту или текущий банковский счет. В платежке необходимо указать ФИО физлица (поле «Получатель»), его ИНН, номер счета, корсчет и БИК банка.
Важно учесть, что с 01.06.2020 г. при перечислении любых выплат физлицам в платежке необходимо указывать соответствующий код вида дохода. Эти коды утвердил Центробанк своим указанием № 5286-У от 14.10.2019 (подробнее о них мы рассказывали в одной из наших статей). Код дохода в платежном поручении самозанятым указывается в поле 20 «Наз. пл.». Поскольку профессиональный доход самозанятый получает на основании гражданско-правового договора с покупателем (заказчиком), удержания из него могут производиться на основании ст. 99 закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007. Соответственно, при перечислении физлицу-самозанятому в платежном поручении необходимо указать в поле 20 код «1».
В поле «Назначение платежа» следует раскрыть, за что производится оплата физлицу (наименование товара, вида работ, услуг). Если был заключен договор, покупателю выставлялся счет, реквизиты этих документов (номер, дату) следует отразить в платежном документе.
Ниже приведен пример заполнения платежки на оплату услуг физлица-самозанятого, не имеющего статуса ИП.
platezhnoe_poruchenie_samozanyatyy_bez_ip.jpg
Как оформить платежное поручение самозанятому ИП
Режим НПД могут применять и предприниматели. В этом случае платежным поручением оплата услуг производится на расчетный счет самозанятого ИП.
При перечислении денег ИП-самозанятому код дохода в платежном поручении не указывается.
Образец платежного поручения самозанятому лицу в статусе ИП может выглядеть следующим образом:
platezhnoe_poruchenie_samozanyatyy_ip.jpg
Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.
Как заплатить самозанятому: инструкция для 1С
Режим самозанятости уже более года как распространился на всю страну, число сазанятых растет и вопросов по применению спецрежима всё еще много, как у самозанятых, так и у представителей бизнеса. Более того, для некоторых сама фраза «оплата физику от юрика» является своего рода негативным триггером.
Мы регулярно общаемся с представителями малого и среднего бизнеса и пришли к выводу, что многие до сих пор не сотрудничают с самозанятыми, потому что не знают, как это делать. В частности, как провести в учете выплату самозанятому. Поэтому мы составили пошаговую инструкцию по проведению платежей на примере программы 1С.
Это занимает всего несколько минут, но снимает множество рисков.
2. Сотрудничество с самозанятыми допускает как за наличный, так и за безналичный расчёт. Юридическим лицам и ИП необходимо отражать эти выплаты в бухгалтерском учёте. Вот как это сделать в 1С.
Шаг 1 : Создайте платёжное поручение.
Шаг 2: В графе «Вид операции» выберите «Прочие расчёты с контрагентами», чтобы можно было ввести код вида дохода, который необходимо указывать при перечислениях физическим лицам с 01 июня 2020 года.
В поле «Получатель» укажите самозанятого исполнителя, а в «Назначении платежа» — «Без НДС».
Шаг 3: Чтобы выгрузить документ нажмите «Отправить в банк», а затем «Выгрузить».
Шаг 4: Когда банк проведёт платёж, отразите его в разделе «Банк и касса» — «Банковские выписки».
Первый способ : предварительно выгрузите проведённые платёжные поручения из интернет-банкинга, для этого нажмите кнопку «Загрузить» в банковской выписке.
Второй способ : Нажмите кнопку «Подобрать» для выбора одного из платёжных поручений, которые банк исполнил.
Третий способ : Вернитесь к платёжным поручениям в программе, выделите нужное и кликните по нему правой кнопкой мыши, выберите операцию «Создать на основании» — «Списание с расчётного счёта».
Шаг 5: В списании с расчётного счёта проверьте счёт расчётов с контрагентом. Можно использовать как счёт 60.01, так и счет 76.09.
Шаг 6: Теперь нужно отразить расходы предприятия. Для этого перейдите в раздел «Покупки» и выберите пункт «Поступление (акты, накладные)».
Шаг 7: Нажмите кнопку «Поступление» в раскрывающемся меню и выберите операцию «Услуги (акт)».
В графе «Акт №» можно указать номер акта, если он был составлен, либо номер чека от самозанятого. Далее укажите, какие услуги были оказаны и на какой счёт затрат их следует отнести.
Шаг 8: Программа создаст проводки по дебету затратного счёта и в нашем примере кредит 60.01 (или кредит 76.09).
Ещё раз напомним: юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям необходимо хранить чеки, полученные от самозанятых. Если заключался договор, то акты тоже нужны. Считайте, что это дополнительно обезопасит вас.
Современные решения упрощают взаимодействие с исполнителями, позволяют перейти на безбумажный документооборот. Кроме того, партнёрство с Рокет Ворк позволяет комфортно, безбумажно и без рисков сотрудничать с индивидуальными предпринимателями и исполнителями по договорам ГПХ.
Если у вас есть вопросы по сотрудничеству с внештатными исполнителями и автоматизации «операционки», смело задавайте вопросы в комментариях или пишите напрямую.
Как ИП и ООО работать с самозанятыми
В России больше двух миллионов самозанятых, но некоторые предприниматели не торопятся с ними работать, считая такой статус ненадежным. Рассказываем, на что обратить внимание, чтобы всё прошло гладко.
Работать с самозанятыми дешевле, чем с физлицами. Смотрите сами:
Предприниматель заказал у дизайнера оформление сайта за 47 тысяч рублей. Если дизайнер выступает как физлицо, заказчик заплатит 7 тысяч НДФЛ и 10 тысяч страховых взносов, а ещё обязан будет сдать 6-НДФЛ, РСВ, СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ. Если дизайнер самозанятый, то налог составит всего 2820 рублей — эту сумму он может включить в стоимость своей работы. То есть наценка в виде налогов будет минимальной, а отчетности — и вовсе никакой.
Но помните, что переводить сотрудников в самозанятые незаконно. Об этом Маша тоже рассказывала.
При работе с самозанятыми важно уделить внимание трем вещам: договору, оплате и чеку. Разберёмся во всем по порядку.
Заключите договор
Подойдёт обычный гражданско-правовой: договор подряда или договор возмездного оказания услуг. С самозанятыми не заключают договоры агентирования, комиссии и поручения — это запрещённые для них услуги.
Договор может быть простым одностраничным — Гражданский кодекс обязывает заключить его при сделке свыше 10 000 ₽.
Пропишите в договоре, что самозанятый должен предупредить вас, если вдруг потеряет статус. В этом случае, вам придётся удержать из его вознаграждения НДФЛ и заплатить взносы как при работе с обычным физлицом из примера выше.
Именно поэтому в гражданско-правовой договор стоит включить пункт с такими словами:
В идеале штраф должен покрыть расходы заказчика, если налоговая доначислит НДФЛ. То есть рассчитать его можно с учётом стоимости услуг.
А ещё с самозанятыми можно сотрудничать по оферте — когда исполнитель принимает какие-то универсальные правила. К примеру, водитель грузовика регистрирует аккаунт в сервисе заказа грузоперевозок и работает по их правилам.
На самом деле эти внезапные НДФЛ и взносы — единственный налоговый риск при работе с самозанятыми.
Оплатите работу
За выполненную работу вы можете заплатить наличными, банковским переводом или перевести деньги на электронный кошелёк.
Перевести оплату можно на обычную карту самозанятого как физлица, заводить специальный расчётный счет он не обязан, это подтвердил Банк России. Но переводить деньги нужно не по номеру карты, а по полным банковским реквизитам. В назначении платежа подробно пропишите номер, дату договора и за что платите.
Перед оплатой на всякий случай проверьте на сайте налоговой по ИНН, что статус самозанятого действителен.
Возьмите чек
При любом способе оплаты самозанятый должен направить вам чек по электронной почте или смс. Такой чек формируется в специальном приложении и отличается от чеков с онлайн-касс. Самозанятый обязан выдать его сразу, если получил оплату наличными, а при оплате банковским переводом — не позднее 9 числа следующего месяца.
Если переводите оплату частями, исполнитель должен отправить по чеку на каждый платёж.
И кстати чек — это самое подлинное подтверждение того, что самозанятый — по-прежнему самозанятый. Он и обеспечивает вам защиту от НДФЛ и страховых взносов, а ещё позволяет учесть расходы на услуги самозанятого в УСН.
Самозанятый не обязан выдавать акт. Вы можете прописать это условие в договоре, но для признания расходов на УСН акт не обязателен, достаточно чека. А вот если будет только акт без чека, то признать расход не получится.
Если самозанятый не выдал чек, налоговая рекомендует отправлять жалобу через сервис обращений. Но как в этом случае учесть оплату в расходах, пока неясно.
В видео Маша задала несколько вопросов предпринимательнице, которая сотрудничает с самозанятыми, и рассказала, могут ли два самозанятых оказывать одну услугу вместе. Спойлер — могут, но нужно правильно это оформить.
Если у вас был позитивный опыт работы с самозанятыми, поделитесь им в комментариях. Возможно, кому-то это поможет решиться на такое сотрудничество или учесть другие особенности работы.
Статья актуальна на 02.08.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур