Что у орла в лапах на монете

Масонский орёл на монетах России

Тайные общества всегда вызывали особый интерес у пытливых умов. Подобные организации существовали давно: одни распались, и история их забыла, другие, исчезнув, навсегда остались в памяти. Третьи же ведут свою деятельность до сих пор и сегодня продолжают образовываться новые. По некоторым данным история масонства насчитывает более тысячи лет, иные источники утверждают о нескольких веках их бытия. Таким обществам приписывают влияние на правителей, свершение революций и многое другое. При одних правителях такие объединения запрещали, а участников их арестовывали, при других они свободно функционировали. В наше время можно найти официально зарегистрированные масонские ложи. О них знают все, но про них не знают почти ничего.

Эти тайные организации должны как-то распознавать «своих», для этого они придумали специальные символы. На российских монетах был замечен «масонский орел». Впервые он чеканится в 1817 г. на 5 рублях в золоте – это время правления Александра Первого. Действительно ли орёл являлся масонским? Отец Александра, император Павел Первый, симпатизировал масонам и возможно сам находился в их рядах. Бабушка Екатерина Великая также благоволила тайным обществам и посещала такие мероприятия.

Сам же Александр Первый участвовал в убийстве собственного отца, переменил внешнюю политику в отношении Франции, которая в то время была «масонским государством». Именно война Франции с Россией стала окончанием эпохи наполеоновских войн и сильным ударом по европейским «вольным каменщикам». 1 августа 1822 года Александр подписывает высочайший рескрипт на имя управляющего министерством внутренних дел «О уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ». В 1826 году подобный рескрипт повторяет Николай Первый. Как же тогда в 1817 году мог появиться на российской монете другой – особый орёл и почему он все же «масонский»? Далее разберем подробнее.

Эта хищная птица довольно необычная, ее крылья направлены вниз, в лапах связка стрел, ликторский пучок, лента и венок. В символике масонов точно такой же орел не встречается, у них он может крылья расправить вверх или вниз, держит в лапах меч, также изображается треугольник или солнечный диск. При желании можно любого двуглавого называть «масонским» притягивая действительное к желаемому.

Что касается российского герба, то там гордая птица впервые появляется в XVI веке при Иване Третьем. Тогда хищник изображался без корон, и оба его клюва были закрыты. Московский князь хотел показать себя преемником Восточной Римской Империи, у него на это имелись основания. Дело в том, что его супруга – София Палеолог, происходила из последней правящей византийской династии, где гербом и являлся двуглавый орел. В то время возрождающаяся Россия хотела показать свою значимость и влияние на европейском континенте. С каждым новым правителем государственный символ приобретал новые элементы, изменял направление крыльев. Каждое нововведение связывалось с правопреемственностью, победами или особыми событиями в истории страны.

Словосочетание «масонский орел» появляется при Николае Первом. Возможно ложам из-за императорского запрета, угасания интереса к ним и утраты авторитета хотелось показать свою значимость в обществе, поэтому они и пустили слух о «своих» орлах на монетах. Жажда чего-то неизвестного, тайного, всегда порождает массу легенд, но оставим это в стороне.

Почему стали чеканить именно такой вид хищника, доподлинно неизвестно. Существует версия, что изображение является пробным вариантом государственного герба. Возможно, это просто дань моды стилю ампир, который в то время набирал популярность. Как раз этим и можно объяснить появление «странных» предметов в лапах орла, отсылающих нас к символам власти времен Древнего Рима. Некоторые нумизматы его так и называют «ампирный орел».

В изготовлении отечественных монет часто участвовали иностранцы. Еще Петр Великий приглашал зарубежных специалистов, которые налаживали монетное производство по европейским технологиям. Под таким влиянием также вполне мог появиться новый вид орла на российских деньгах. Подобный тип хищной птицы с незначительными изменениями чеканился с 1817 по 1839 год на монетах разного достоинства: от медных копеек на Екатеринбургском монетном дворе до упомянутого номинала на золотых монетах Санкт-Петербургского монетного двора.

Данная разновидность появилась довольно неожиданно и стала выпускаться параллельно с государственным гербом на монетах, но постепенно выходила из оборота. Последние монеты (1, 2, 5 и 10 копеек) с «масонским» или «ампирным» орлом чеканили в 1839 году на Екатеринбургском и Сузунском монетных дворах.

Далее птица с опущенными крыльями не появлялась на российских монетах вплоть до 1992 года. После на наши металлические рубли снова вернулся орел без всяких государственных обозначений и с крыльями, направленными вниз. Красовался он там до 2016 года.

На 1992 год в нашей стране не было утвержденных символов государства, из-за этого на монетах стали изображать орла в виде, предложенном художником Билибиным ещё до Октябрьской революции. Этот вариант и сегодня является официальной эмблемой Центрального банка России. Современный герб Российской Федерации окончательно утвердили лишь 25 декабря 2000 года. К тому моменту оформление монет новой России сформировалось, и менять его не входило в первоочередные задачи. Тем не менее, Государственный герб на аверсе обиходных монет Российской Федерации всё же появился. Почему изменился аверс именно в 2016 году, государственными органами не уточняется. А первые монеты с новым гербом отчеканены в 2011 году. Медно-никелевые 25 рублей с новым аверсом открывали серию, приуроченную к Олимпиаде-2014. Этот же вариант аверса использовался на всех позициях, вошедших в монетную программу «XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры 2014 года в г. Сочи».

Монеты неразрывны с историей государств и народов, на них сменяются портреты правителей, символы, номиналы, материалы и формы. На российских деньгах это отчетливо видно.

Каждое неожиданное изменение на них порождает массу теорий и догадок, связанных с тайными обществами, заговорами, влиянием спецслужб. Все тайное и неведомое всегда остается поводом для появления новых легенд и «масонский» орел одна из таких.

Источник

Что у орла в лапах на монете

Что у орла в лапах на монете. Смотреть фото Что у орла в лапах на монете. Смотреть картинку Что у орла в лапах на монете. Картинка про Что у орла в лапах на монете. Фото Что у орла в лапах на монете

Кривоносов Е.В. «Размышления по поводу асимметрии лап орла на монетах РФ».

При несколько скептическом отношении к разгля­дыванию некоторыми коллекционерами-нумизматами штемпельных разновидностей ходячих современных монет, где определить различие без сильного увеличения довольно трудно (т. к. это порой выражается в долях миллиметра), всё же нельзя отрицать пользу такой скрупулёзности.

В этой связи, мне странно, что никто не обратил должного внимания на такое явление, которое я назвал асимметрией лап орла на монетах РФ.

Рассматривая монету 5 рублей 2014 года Москов­ского монетного двора, я обнаружил странную несим­метричность лап орла. А именно: у левой (со стороны зрителя) лапы орла один коготь как бы сильнее загнут вниз.

Что у орла в лапах на монете. Смотреть фото Что у орла в лапах на монете. Смотреть картинку Что у орла в лапах на монете. Картинка про Что у орла в лапах на монете. Фото Что у орла в лапах на монете

С чего бы это? Почему на другой лапе не так? Как- никак изображён герб, а не просто птица. Чем руководство­вался художник? На геральдических символах случайно­сти маловероятны. Каждый элемент продуман и исполнен согласно канонам геральдики. И если автор загнул один коготь сильнее — значит, была тому причина. Может, это брак чекана? Стал рассматривать другие номиналы и года. Не стали исключением и монеты, отчеканенные Санкт-Петербургским монетным двором, а также памят­ные монеты из драгоценных металлов. Выявилась та же закономерность. На всех монетах коготь левой лапы орла чуть больше загнут вниз (по сравнению с правой лапой, что видно невооружённым глазом.). Возможно, именно так изображён орёл Билибиным? С его рисунка и был взят, как известно, образец.

Что у орла в лапах на монете. Смотреть фото Что у орла в лапах на монете. Смотреть картинку Что у орла в лапах на монете. Картинка про Что у орла в лапах на монете. Фото Что у орла в лапах на монете

Вот что говорил главный художник ГОЗНАКа Бакла­нов А.В.: «Для всех остальных номиналов монет на лицевой стороне был выбран двуглавый орел. Это — особенный орел. Его нарисовал для герба Временного правительства знаменитый художник Иван Билибин. Но орел был весьма модернистским, вытянутым и сначала билибинского орла сделали более маленьким и коротким для чеканки памятных монет. Потом его же разместили на современной россий­ской мелочи, а потом этот самый орел стал эмблемой Банка России» [1], (Фото 2). Так и писали сначала на сайте ЦБ РФ: «Аверс: в центре диска —эмблема Банка России (двуглавый орёл художника Ивана Билибина)».

Нет, на первоисточнике — билибинском орле, асим­метрии нет.

Явление асимметрии наблюдается уже на монетах 1992 года и серебряных монетах серии «Красная книга» 1993 года и прослеживается до 2015 года.

Что у орла в лапах на монете. Смотреть фото Что у орла в лапах на монете. Смотреть картинку Что у орла в лапах на монете. Картинка про Что у орла в лапах на монете. Фото Что у орла в лапах на монете

Монеты 20 р. и 50 р. 1992 г.. 1 рубль 1994г. «Красная книга».

Исключением является более грубый тип орла (шт. 2), который иногда встречается на ранних ходячих монетах и на некоторых памятных монетах РФ.

В чём же причина? Может, недоглядели? Вряд ли. Вот что говорит автор монет Бакланов А.В.: «Если уж юби­лейная монета проходит 5-6 чиновных инстанций, прежде чем ее утвердят, то уж регулярная, массовая, и того боль­ше» [2].

В.М. Рославский, к. и. н., реставратор высшей кате­гории Государственного историко-культурного музея-за­поведника «Московский Кремль», говоря о коллекциони­ровании советских монет, отмечает: «. нельзя отрицать факт, что каждый элемент, появившийся на таком пред­мете, как монета, не мог оказаться там случайно, и если он там обнаружен, то и эта „мелочь» может иметь под своим возникновением глубокое основание» [3].

Художнику-медальеру обязательно должна быть известна причина. И я предполагаю, это была идея сделать свой авторский знак в рамках «дозволенного». Вот что го­ворил Бакланов А.В.: «Душа художника на хорошей монете обязательно видна. А у нас душу в работе выразить еще сложнее» [4]. Следовательно, так было задумано худож­ником. Вот к такому выводу я пришёл. На наших монетах не принято ставить инициалы авторов рисунка монет. Эта традиция сложилась в советское время, когда монетный двор был сверхсекретным объектом и всё, что касалось производства монет, в том числе и работа художника, было тайной за семью печатями. Напротив, на монетах многих государств мира мы встречаем монограммы или инициалы медальеров. Да и у нас в России до революции 1917 года на некоторых монетах можно обнаружить имена медальеров.

Так почему же загнутый коготь не может быть своего рода автографом художника?

Уж очень велик соблазн превратить простую мо­нетку с многомиллионным тиражом в авторскую вещь. Другой причины появления асимметрии в лапах орла не вижу.

Скоро, возможно, настоящий государственный герб России вытеснит герб Центробанка, как это произошло на олимпийских монетах. А монетки с интересным орлом останутся в коллекциях нумизматов.

Что у орла в лапах на монете. Смотреть фото Что у орла в лапах на монете. Смотреть картинку Что у орла в лапах на монете. Картинка про Что у орла в лапах на монете. Фото Что у орла в лапах на монете

2. Художник-медальер и сдача, http://izvestia.ru/ news/253351#ixzz2tnhkw2Z9

3. Рославский В.М. «Этапы большого пути» в жур­нале «Нумизматика» №7, март 2005 г., стр.31.

4. Художник-медальер и глача. http://izvestia.ru/ news/253351 #ixzz2tnLkw2Z9

Фото Егора Ракова (увеличение произвольное).

Опубликовано в журнале «Петербургский кол­лекционер» №2 (82) 2014 г.

В текст внесены некоторые уточнения и улучшен­ные фотографии монет. К сожалению, широкого обсу­ждения эта тема не получила, кроме как подтверждения наличия факта асимметрии. Больше никто не внёс серь­ёзных дополнений. Поэтому, необходимость уточнений исходит от автора. Это касается первого появления герба с загнутым когтем на ходячих монетах в 1992 году, а не в 1993, как я считал раньше.

Интересная мысль родилась при просмотре па­мятных монет серии «300-летие Российского флота». При сравнивании оригинальных монет с поддельными (китайскими копиями), на последних выявилось от­сутствие явления асимметрии. Т. е. сильнее загнутый коготь на одной из лап орла в гербе Центробанка на монетах РФ — служит своеобразной защитой от под­делок. Хорошо бы провести сравнительный анализ по другим сериям. У кого есть необходимые монеты — подключайтесь!

Недолго ждать пришлось подтверждения моих слов: «Скоро, возможно, настоящий государственный герб России вытеснит герб Центробанка» — всего два года. Приятная новость.

Что у орла в лапах на монете. Смотреть фото Что у орла в лапах на монете. Смотреть картинку Что у орла в лапах на монете. Картинка про Что у орла в лапах на монете. Фото Что у орла в лапах на монете

Егору Ракову спасибо за прекрасные фотографии

Источник

Скандал с монетами: судя по-всему они задумали монархию

Что у орла в лапах на монете. Смотреть фото Что у орла в лапах на монете. Смотреть картинку Что у орла в лапах на монете. Картинка про Что у орла в лапах на монете. Фото Что у орла в лапах на монете

И ещё: в когтистых лапах орла появились СКИПЕТР и ДЕРЖАВА.

Что у орла в лапах на монете. Смотреть фото Что у орла в лапах на монете. Смотреть картинку Что у орла в лапах на монете. Картинка про Что у орла в лапах на монете. Фото Что у орла в лапах на монете

Лейтенант мне говорит: У нас же республика? Почему короны появились? Я предположил, что страну готовят к монархическому строю, к самодержавию. Но вот это уж нет, извините,самые смирные из населения превратятся в свирепых фурий. «Не затем у врага,кровь лилась по дешёвке, чтоб несли жемчуга руки каждой торговки»: орёл с коронами, монархия не пройдёт. Уберите короны, опупели что ли? Пусть Банк России объяснится.

Что у орла в лапах на монете. Смотреть фото Что у орла в лапах на монете. Смотреть картинку Что у орла в лапах на монете. Картинка про Что у орла в лапах на монете. Фото Что у орла в лапах на монете

Что у орла в лапах на монете. Смотреть фото Что у орла в лапах на монете. Смотреть картинку Что у орла в лапах на монете. Картинка про Что у орла в лапах на монете. Фото Что у орла в лапах на монете

Что у орла в лапах на монете. Смотреть фото Что у орла в лапах на монете. Смотреть картинку Что у орла в лапах на монете. Картинка про Что у орла в лапах на монете. Фото Что у орла в лапах на монете

Но с периода «преемничества», когда высшая власть в стране стала передаваться еще не по наследству, но и не вполне республиканским способом, то есть на манер «принципата» эпохи ранних Цезарей, по ходу того, как правители стали задумываться об увековечивании своей власти, обращение к императорской символике, к архетипам императорской России в целом стало носить системный характер. И это было заметно уже достаточно давно.

Видео еще 2013 года, но уже тогда поднакопилось достаточно примеров явной реабилитации монархии в общественном сознании.

И сегодня уже стоит речь о защите республики в России! Да-да, уже республиканский строй в России находится под угрозой, причем явной и недвусмысленной.

Анатолий Баранов, главный редактор ФОРУМа.мск

Источник

Орёл на российских монетах опять расправил крылья

Что у орла в лапах на монете. Смотреть фото Что у орла в лапах на монете. Смотреть картинку Что у орла в лапах на монете. Картинка про Что у орла в лапах на монете. Фото Что у орла в лапах на монете

Что у орла в лапах на монете. Смотреть фото Что у орла в лапах на монете. Смотреть картинку Что у орла в лапах на монете. Картинка про Что у орла в лапах на монете. Фото Что у орла в лапах на монете

Объясняют в инете это так:

«Изображение орла на аверсе российских монет раньше было без гербовых атрибутов. Это было связано с тем, что когда Центробанк стал чеканить монеты, официальная государственная символика, в том числе Герб Российской Федерации еще не был утверждены. Таким образом орел на монете можно было считать эмблемой Банка России, что в принципе допустимо, т.к. в мировой практике было принято изображать на аверсе монеты либо герб государства, либо эмблему эмиссионного центра.

С 2016 года было принято решение отказаться от чеканки эмблемы Банка России, а на аверсе российских монет появился Государственный герб РФ.

Изменилась и надпись на аверсе. Раньше сверху, над эмблемой был указан номинал монеты, внизу полукруглая надпись «Банк России» и ниже год чеканки, Под левой лапой эмблема монетного двора. Теперь же над гербом полукруглая надпись «Российская Федерация», а снизу под гербом в одну строку «Банк России» и год чеканки второй строкой, а под лапой с державой так же размещена эмблема монетного двора.

До 2016 года на монетах герб изображался без регалий государственной власти. В 1992 году, когда устанавливались виды монет, герб России не был официально утвержден. На монетах, по мнению некоторых общественных деятелей, изображается герб Временного правительства 1917 года.

Сейчас настала необходимость привести внешний вид монет в соответствие с изображением государственного герба России.

Все монеты ( 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей) будут постепенно заменяться, старые будут изыматься из обращения.»

Это, конечно, объяснение рациональное и здравое.

Миром правят символы. И не просто так на монтах России орёл опять чеканится с поднятыми крылами.

UPD: По подсказке камрада, что орёл с опущенными крыльями называется среди нумизматов «масонским орлом» пошла искать в сети. И вот что нашла:

Что у орла в лапах на монете. Смотреть фото Что у орла в лапах на монете. Смотреть картинку Что у орла в лапах на монете. Картинка про Что у орла в лапах на монете. Фото Что у орла в лапах на монете

Масонский орел на российском рубле

Что у орла в лапах на монете. Смотреть фото Что у орла в лапах на монете. Смотреть картинку Что у орла в лапах на монете. Картинка про Что у орла в лапах на монете. Фото Что у орла в лапах на монете

Увлекаясь нумизматикой, изучая монеты, я наткнулся на описание и изображение необычного для России орла на монетах периода правления Николая I, которые чеканились в разных номиналах и из разных металлов с 1817 по 1843 годы. Нумизматы называют эти монеты «масонскими» потому что символы на этих монетах напоминают символы масонов. Даже в произведении Льва Толстого «Война и мир» часто встречается словосочетание «масонский пятак». Меня заинтересовало, действительно ли масонские символы оказались на российских монетах и как они могли там оказаться в правление антизападника Николая I? Поиск ответов на эти вопросы и стал предметом моего исследования.
Монеты – это памятники истории и культуры своего времени. Символы на монетах отображают исторические события в стране и мире, их изучение во взаимосвязях с экономикой, политикой, культурой и техникой позволяют лучше понимать ход исторических событий, чем и объясняется актуальность их изучения.

Работая над данной темой, я столкнулся с полным отсутствием информации. Американский нумизмат из семьи русских эмигрантов Г. М. Северин дал описание всех известных видов монетной чеканки Российской империи с 1701 до 1911 года. Его каталоги стали первыми действительно научными нумизматическими изданиями. Но в них нет объяснения значений изображенных символов. Василий Васильевич Уздеников, нумизмат с мировым именем, крупнейший специалист по русской нумизматике императорского периода констатирует, что отсутствие научно обработанной источниковой базы служит причиной того, что мы до сих пор не имеем полного представления об истории русского денежного обращения XVIII–XX вв.

Многие нумизматы называют эти монеты «масонскими», объясняя это наличием масонских знаков, но вот как эти знаки оказались на монетах, они объяснить не могут. В поисках информации обратились к известному на Кубани искусствоведу, художнику, заместителю директора Краснодарского краевого художественного музея имени Ф.А. Коваленко по научной работе Ващенко Ивану Ивановичу. Сам он не смог объяснить почему масонские символы появились на монетах Николая I, но обещал пообщаться с нумизматами города Краснодара и Краснодарского края, которые, могли бы нам помочь. Но таких людей не нашлось. Так как никто не пытался объяснить феномен появления масонских знаков на монетах Николая I, то этим и объясняется новизна нашего исследования.

Пытаясь понять, что делает масонский орел на монетах антизападника Николая I, мы написали письма в отдел нумизматике Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и задавали вопросы нумизматам на форумах в Интернете, где они общаются. В ответе из музея нам порекомендовали обратить внимание на две книжки по истории российского герба – Г. В. Вилинбахова и В. А. Дурова. На монетах печатали государственные символы страны и мы обратились к истории этих символов, надеясь там найти ответы на наши вопросы. Вот только опять натолкнулись на то, что дается констатация фактов, без объяснения причин.

1. История выпуска монет
В первой трети XIX века в России появляются монеты, которые называют «масонскими». На реверсе этих монет изображен номинал, указывался металл и его содержание в монете в долях, например 5 руб. (полуимпериал) чеканился всегда в золоте, а на монете писали 1 золотник 39 долей. Под ним изображались обозначения монетного двора, например С.П.Б. (Санкт-Петербургский монетный двор), а по кругу монет – лавровый венок, увенчанный короной.

На аверсе этих монет изображен традиционный двуглавый орел, с опущенными крыльями. В лапах орла вместо самодержавных регалий скипетра и державы, располагаются символы, такие, как молнии Перуна (их называют «Зевесовы»), венок, фасции или ликторский пучок, не свойственные России ленты. Указывался год выпуска монеты и знак минцмейстера, например ФГ (Федор Гельман).

Что у орла в лапах на монете. Смотреть фото Что у орла в лапах на монете. Смотреть картинку Что у орла в лапах на монете. Картинка про Что у орла в лапах на монете. Фото Что у орла в лапах на монете

5 рублей (полуимпериал) 1817 года – самая первая «масонская» монета.
На аверсе: собственно номинал – 5 рублей (полуимпериал), под номиналом не свойственный Российской империи орел (на груди которого герб Московского княжества), в лапах которого «масонские» символы – молнии Перуна («Зевесовы» молнии), фасции, венок, факел, впервые появившиеся такого плана ленты. Под этой символикой идут знаки минцмейстера – ФГ, т. е. Федор Гельман (минцмейстер отвечал за создание знаков и чеканку монет. В эту работу никто не мог вмешиваться, за исключением расходного казначея, поставлявшего металл на монеты и получающего из этого металла монеты, но за чеканку отвечал только минцмейстер). Под знаками минцмейстера расположен год – 1817 в данном случае.
На реверсе: по именному указу от 14 февраля 1817 года о начале чеканки 5 рублей из 1 фунта золота 88 пробы – 312 руб. 888/9 коп., после которого и началась чеканка данного империала 1817 года с пробой в 1 золотник 39 пробы, оные значения и отображены на реверсе. Под пробой монетный двор – в данном случае С.П.Б.

Первая такая золотая монета полуимпериал вышла в 1817 году в количестве всего 30 штук. Массовое производство монет с таким орлом началось с 1830 года. Сначала выпускали серебряные монеты достоинством в 5, 10, 20, 25 копеек и полтину, золотые – 5 рублей В 1826 году орел с расправленными крыльями появляется и на серебряных монетах всех номиналов: на груди у него московский герб, в лапах ликторский пучок, факелы и лавровый венок, перуны отсутствуют и остаются только на медных монетах.

Нумизматы причисляют к «масонским» монетам и платиновые, которые стали выпускать с 1840-х годах. «Масонскими» их называют потому, что они чеканились в одно время с другими монетами и также были необычны: крылья орла подняты, а на них размещены шесть местных гербов – казанский, астраханский, сибирский, польский, херсонесский и финляндский (фото 19). Вот только масонских знаков на них не было. Новое оформление монет должно было помочь населению отличать новый металл от гораздо более привычного серебра.

В январе 1830 года Николай дает министру финансов Е.Ф. Канкрину устное указание «о сделании на золотых и серебряных монетах орла как на платиновых». И с 1832 года серебряные и золотые монеты с «масонским орлом» перестают выпускать, этот орел остается только на медных, но в слегка измененном виде: на обеих головах орла теперь короны, а в когтях – перуны, символы верховной власти.
«Масонские» монеты печатались на двух монетных дворах: Санкт-Петербургском и Екатеринбургском. На Екатеринбургском чеканились только монеты из меди, здесь же были выпущен последние «масонские» монеты в 1839 г.

2. Объяснение символов на монетах
Итак, на монетах в лапах орла вместо привычных скипетра и державы, располагаются молнии Перуна (их называют «Зевесовы»), венок, фасции или ликторский пучок, не свойственные России ленты.
Фасция, именуемая также дикторским пучком, представляет собой перевязанную кожаными ремешками связку березовых или вязовых прутьев с выступающей из ее центра секиры на древке. Фасция была знаком властных полномочий высших лиц Римской республики, так как прутья применялись по их распоряжению для телесных наказаний, а вложенная в них секира – для исполнения смертных приговоров. Поэтому фасция стала символом исполнительной власти, правосудия, наказания, превосходства государства над личностью. Впрочем, консулы и преторы пользовались неограниченной властью только за пределами Рима, а перед вступлением в Вечный город секиры удалялись из дикторских пучков, так как внутри Рима высшей инстанцией для вынесения смертных приговоров признавался римский народ. У масонов фасции символизируют власть и полномочия, или «силу в единстве».

Лавровый венок обозначал победителя и олицетворял победу в греко-римской культуре, а молнии Зевса (перуны) – употреблялось, как символическое обозначение воинов, сражения, звуков сражения.
Эти символы Римской Империи стали использовать французские революционеры в конце XVIII века при зарождении и становлении Республики, как бы уподобляясь Римской Империи и их достижениям. Французские революционеры, например Мирабо, Робеспьер были масонами.

Масонство – это движение, которое возникло в XVIII веке в виде закрытой организации. Название «масон» или «франкмасон» переводится как вольный каменщик. Масонами были французские философы Вольтер, Кондорсэ, Дидро, Монтескье и Руссо, идеи которых и подготовили Великую французскую революцию 1789 г.

После подавления революции к власти приходит Наполеон, время правления которого было периодом настоящего процветания масонства. Молнии Перуна (их называют «Зевесовы»), венок, фасции или ликторский пучок – все эти символы использовались в масонских ложах рубежа начала XIX в. Эти символы использовались и при Французской монархии вплоть до Наполеона III.

3. Как появились масонские знаки на монетах?
На сайтах нумизматов нам подсказали, что чеканка «масонских» знаков на российских монетах может быть связанна с тем, что на монетных дворах работали иностранцы. Действительно в России долгое время у монетного производства были иностранцы, и только при Екатерине II в производстве становится много русских. Однако обучением минцмейстеров занимались иностранцы, и возможно, вместе с знаниями минцмейстеры впитывали прозападные мысли, включая масонские знания и идеи, что могло отразится на монетах.

Минцмейстер отвечал за создание знаков и чеканку монет. В это работу никтоне мог вмешиваться, за исключением расходного казначея, поставлявшего металл на монеты и получающего из этого металла монеты, но за чеканку отвечал минцмейстер.

Что у орла в лапах на монете. Смотреть фото Что у орла в лапах на монете. Смотреть картинку Что у орла в лапах на монете. Картинка про Что у орла в лапах на монете. Фото Что у орла в лапах на монете

25 копеек 1830 года.
На аверсе: орел тот же самый, что и на 5 рублях (полуимпериале). Под символами также знаки минцмейстера – это НГ,
т. е. Николай Грачев. Ниже идет год – 1830.

На реверсе: отличие медных и серебряных «масонских» монет от золотых в том, что номинал расположен на реверсе, в данном случае – 25 копеек. Далее монетный двор – С.П.Б.

Минцмейстерами Санкт-Петербургского монетного двора были: Федор Гельман, Павел Данилов, Николай Грачев, Павел Ступицын, а Екатеринбургского – Федор Хвощинский, Николай Алексеев, Константин Томсон. Монеты только одного номинала выпустили: Федор Гельман – 5 рублей золотом, Павел Ступицын – 1 копейку медью Константин Томсон – 5 копеек медью. Николай Грачев выпускал монеты только из серебра и из платины Павел Данилов – только полуимпериалы из золота. Федор Хвощинский и Николай Алексеев работали только с медью.

Судя по фамилиям их сложно отнести к иностранцам. Минцмейстер следил за работой монетного двора, на котором действительно могли работать иностранцы. Но простые рабочие вряд ли могли влиять на решение о том, какие знаки чеканить на монетах.

И потом, перед тем, как начиналась чеканка монет, выходил указ императора. В 1817 году вышел именной указ от 14 февраля о начале чеканки 5 рублей из 1 фунта золота 88 пробы – 312 руб. 888/9 коп., после которого началась чеканка данного империала 1817 года с пробой в 1 золотник 39 пробы.
В 1828, 1829, 1830-х годах выходили именные указы о чеканки монет из платины и после указа началась чеканка данных монет.

В 1832 году вышел именной указ от 1 июня для монет всех номиналов о чеканки 36 рублей из 1 пуда меди и после этого указа Федор Хвощинский начинает чекан медных монет в размере 36 рублей из 1 пуда меди на Екатеринбургском дворе.

Но не всегда император выпускал именные указы о выпуске монет, чаще всего подобные указы делал министр финансов. Когда выпускалась первая масонская монета в 1817 году, министром финансов был Гурьев Дмитрий Александрович, а сразу после него с 1823 года по 1844 год – Канкрин Егор Францевич. Сведения о том, что они состояли в масонских ложах у нас нет.

В первых десятилетиях XIX в. основным стилем архитектуры и декоративно-прикладного искусства был ампир. Он возник во Франции в период правления императора Наполеона I. Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаичной Греции и императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величия и мощи государства: монументальные массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы, факелы, доспехи, жертвенники в виде треножников и т. п.).

Стиль ампир в российском искусстве под влиянием наполеоновской Франции развивается в годы правления Александра I. При нем приглашение архитекторов-иностранцев в Россию было частым и модным явлением, а в начале XIX в. в России существовало увлечение французской культурой. Так, для возведения Исаакиевского собора Александр I пригласил начинающего французского архитектора Анри Луи Огюста Рикар де Монферрана, впоследствии ставшего одним из основоположников «русского ампира». Распространению этого стиля способствовали и победы России над Наполеоном в войне 1812 – 1815 гг. На волне победы над наполеоновской Францией имперский стиль ампир стал олицетворять торжество государственности, монархической власти, должен был продемонстрировать властителям Европы, что теперь Россия является наследницей Рима (Москву называли третьим Римом, а Петербург – четвертым Римом). Победа над Наполеоном, доказала это право. Военные победы в Отечественной войне 1812 года находили выражение в сооружении триумфальных арок и мемориальных колонн: Казанский собор, Адмиралтейство, Александринский театр, ансамбли стрелки Васильевского острова и Дворцовой площади. Распространению стиля ампира могло способствовать и то, что Александр I увлекался масонскими идеями.

Что у орла в лапах на монете. Смотреть фото Что у орла в лапах на монете. Смотреть картинку Что у орла в лапах на монете. Картинка про Что у орла в лапах на монете. Фото Что у орла в лапах на монете

10 копеек 1833 года.
На аверсе: орел тот же самый, что и на 5 рублях (полуимпериале) и 25 копейках. Под символами также знаки минцмейстера – это ФХ, т. е. Федор Хвощинский. Ниже идет год – 1833.

На реверсе: номинал, у нас это 10 копеек. Далее монетный двор – Е.М. (Екатеринбургский монетный двор).

Ампир наложил свой отпечаток и на изображение герба. Наряду с традиционным изображением (крылья орла подняты, в лапах – скипетр и держава, над орлом три короны, на крыльях расположены гербы некоторых земель, вокруг щитка с Георгием орденская лента) возникло и другое. На нем двуглавый орел стал похож на французского орла. Вместо скипетра и державы он держал в правой лапе пучок стрел, факел и ленту, а в левой – венок и ленту. Щиток на груди орла приобрел необыкновенную форму, а орденская цепь исчезла и титульные гербы на крыльях также отсутствовали. Часто орел изображался с одной короной и, кроме того, его крылья были опущены вниз (распластаны). В стилистическом плане этот герб был итогом влияния французского ампира, а в плане гербоведческом – отражением прусской практики использования официальных знаков власти, вольно варьирующих элементы герба. Такого орла в России изображали на официальных документах, монетах и т. п., однако никогда на государственной печати – так что он имел, так сказать, полуофициальный статус.

Впервые «ампирный» орел появляется на золотых пятирублевых полуимпериалах 1817 года. Чеканка золотых монет возобновилась после 12-летнего перерыва в правление, и именно полуимпериал на долгое время становится единственным золотым номиналом.

Николай I начинает новую работу над гербом. При нем был приглашен в Россию известный нумизмат и знаток геральдики Бернгард Кене. Под конец царствования Николая I негербовая версия государственного орла постепенно вытеснялась гербовой, при этом на крыльях орла, как в свое время при Петре I, располагались шесть щитков с гербами важнейших владений.

Итак, необычный орел на российских монетах первой половины XIX в. свидетельствует об изменениях российского герба, о поиске того варианта который бы действительно отображал основные идеи российской государственности. Так, увлечение Павла I рыцарством привело к тому, что на российском гербе мальтийский крест и корона. Мистические настроения Александра I привели к тому, что в Петербург начали приезжать различного рода иностранные проповедники и мистики. Европейские мистические учения создавали благоприятную почву для развития масонской теософии и привели к тому, что при Александре I была разрешена деятельность масонских лож.

Масонские знаки появляются в символах новой республики, которую стали создавать победители Великой французской буржуазной революции. К примеру, ликторский пучок стал первой эмблемой Французской Республики после отмены французского королевского герба. Вместе с ветвями дуба и оливы, символами достоинства и славы государства, фасция (ликторский пучок) была помещена на синем овале герба Французской Республики. В наполеоновской Франции возник и получил распространение стиль ампир, вобравший в себя масонские знаки. А так как в России была мода на французскую культуру, то неудивительно, что у нас получает распространение этот стиль. И вот уже «ампирный» орел появляется на российских монетах.

Если в правление Александра I деятельность масонских лож была разрешена, то при Николае I – запрещена. Однако монеты с масонскими знаками в его правление выпускаются в большем количестве, чем при Александре. Я думаю, что Николай I просто следовал моде на ампир. Однако опущенные вниз крылья орла вызывало нарекание общества: «дескать, Россия не возвышается, а опускает крылья». Работа над гербом продолжается дальше, ведь не зря Николай I пригласил знатока геральдики – немца Бернгарда Кене. Под его руководством была проделана большая работа и в 1857 г. Александр II утвердил три новых государственных гербов – Большого, Среднего и Малого. На этих гербах масонских знаков уже не было.

На монетах печатали государственные символы страны и, следуя за изменениями герба России, мы и узнали, почему на российских монетах появились масонские знаки. Все в этом мире взаимосвязано и у любой загадки есть ответ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *