Что ты сделаешь если ученик ответит грубо тебе

Неуправляемый ученик в классе. Что делать?

Педсовет

28 апреля 2017 • 14:54

Эта проблема знакома всем учителям. И с каждым годом становится все острее. От этой ситуации страдают все: ученики класса, учителя, родители. Почему таких детей становится все больше? Какие есть способы решения этой проблемы? Как вести себя учителю?

Что ты сделаешь если ученик ответит грубо тебе. Смотреть фото Что ты сделаешь если ученик ответит грубо тебе. Смотреть картинку Что ты сделаешь если ученик ответит грубо тебе. Картинка про Что ты сделаешь если ученик ответит грубо тебе. Фото Что ты сделаешь если ученик ответит грубо тебе

Ситуация появления в классе неуправляемого и даже агрессивного ученика – настолько болезненная, что подчас вынуждает родителей остальных учеников идти на крайние меры. Например, в Туле около 20 учеников одного класса перешли на домашнее обучение, а в Москве родители устроили забастовку и оставили своих детей дома на несколько дней.

Среди пользователей Педсовета много опытных, высокопрофессиональных педагогов, которые могут дать квалифицированный совет практически в любой ситуации. Мы просим вас в комментариях поделиться своими рекомендациями, как поступать учителю, в классе которого есть неуправляемый ученик.

Пока же мы поговорили с детским психологом Татьяной Марковной Ильиной об этой ситуации.

— Татьяна Марковна, верно ли утверждение, что неуправляемые агрессивные дети в школьных коллективах стали появляться только в последние годы, раньше эта проблема не была настолько острой?

— Да, это так. В советские годы в школах уделялось повышенное внимание дисциплине и послушанию, с первого класса детей приучали неукоснительно выполнять все требования администрации и учителя. Поэтому внутренняя агрессия, которая была в некоторых детях, находила выход, как правило, вне школьных стен. Часты были драки, вплоть до стенка на стенку. В последние годы гуманизация школьного образования привела к тому, что правила поведения в школах стали не такие жесткие, отношение к детям изменилось. Многим детям это пошло на пользу, но зато дети с внутренней агрессией стали выплескивать ее на уроках и на переменах.

— А в чем причина такого поведения некоторых детей? Мы часто читаем учительские рассказы о том, что какой-то ребенок изо дня в день срывает уроки, не выполняет заданий, не слышит учителя, пристает к другим детям. Почему это происходит?

— Причина чаще всего психологическая. Современные дети, как и взрослые, живут в стрессогенной обстановке, в состоянии повышенной нервозности. Агрессия – это вид защиты от стресса, способ снять внутреннее напряжение. Конечно, не надо забывать и о неврологических проблемах, которые тоже могут быть причиной такого поведения. В более редких случаях встречаются и психиатрические отклонения.

— И что делать? Как системно можно решить эту проблему?

— У меня нет готового решения, в эффективности которого я уверена, но считаю, что грамотная психологическая диагностика при поступлении в школу необходима всем детям. Психолог может увидеть детей, которым нужна консультация невролога или психиатра, он может дать рекомендации родителям показать ребенка психолого-медико-педагогической комиссии… В любом случае, учителю, в класс которого пришли незнакомые ему дети, помогут в работе результаты такой диагностики и рекомендации психолога о том, как работать с тем или иным ребенком.

— Но сейчас этого нет. И вряд ли появится в ближайшем будущем. А что сегодня делать учителю, в классе которого есть такой ученик или ученики?

— Решить эту проблему учитель в одиночку не сможет. Здесь необходимо сотрудничество учителя, администрации и родителей. В моей практике встречались дети с такими проблемами, параллельно работе с ребенком я рекомендовала родителям какое-то время походить с ребенком в школу, посидеть рядом с ним на уроках. Во-первых, это помогало родителям увидеть своего ребенка в непривычной им, школьной обстановке, во-вторых, помогало учителю проводить уроки, не отвлекаясь на урезонивание неуправляемого ребенка (этим занимался родитель), а в третьих, это приучало ребенка вести себя спокойнее, усваивать правила поведения на уроке и на перемене.

Это мнение психолога. А что скажут учителя?

Уважаемые педагоги! Мы просим вас поделиться своими рецептами решения этой непростой проблемы.

Советы педагогов:

Фатима Кудзиева: » Выход один-на правовой основе заставить родителей следить за ментальным здоровьем своего ребенка. «

Диляра Казыханова: «В школах должна быть служба профилактики, например психолог +социальный педагог, которые бы занимались постоянно с такими детьми, а сейчас всё скинули на учителя, и он один должен разорваться. Разве нельзя оптимизировать систему образования так, чтобы было больше людей непосредственно работающих с детьми, а не с документами. Сократить те же отделы образования и т. п».

Источник

Агрессия и травля со стороны учеников в школе: что делать учителю

Лиля Брайнис

30 ноября 2020 • 18:39

Каждый учитель сталкивается в своей практике с трудным поведением детей. У такого поведения много видов, но иногда оно проявляется в форме агрессии или травли со стороны учеников в адрес одноклассников или взрослых. Причины могут быть разными, но при любых обстоятельствах учителю приходится с этим работать. Что делать педагогу, если он столкнулся с такой проблемой, на круглом столе «Взаимодействие с трудными детьми в классе», организованном Яндекс.Учебником и благотворительным фондом «Шалаш», рассказала директор фонда и педагог Лиля Брайнис.

Что такое трудное поведение и каким оно бывает

Трудное поведение – это поведение, которое мешает обучению и отношениям ребёнка с другими, причиняет вред окружающему пространству и вещам и создает риски для самого ребёнка, сверстников, взрослых и других живых существ. Из этого определения понятно, что от трудного поведения страдают не только окружающие, но и сам ребёнок, который себя так ведет.

Поскольку ребёнок сам страдает от этого, очень важно ему помочь, поддержать его и научить действовать по-другому. Потому что это не трудный ребёнок, а ребёнок, которому трудно.

У трудного поведения есть много разных видов: невыполнение домашнего задания, пропуск занятий, рискованное поведение, курение, употребление психоактивных веществ. Иногда это агрессия и травля – когда ребёнок выражает свои сильные эмоции деструктивными способами, которые задевают окружающих, наносят урон вещам и создают психологический дискомфорт.

Почему дети ведут себя агрессивно

Дети могут проявлять агрессию по разным причинам: из-за тревоги, стресса, неуверенности в себе, неблагоприятной ситуации в семье и неумения выразить свои чувства иным способом. Участвуя в травле, ребёнок может пытаться заслужить уважение в коллективе. Важно понимать, что, выражая агрессию, ребёнок делает это не назло и не ради удовольствия, а потому что не знает, как поступать иначе. В целом злость и агрессия – это нормальные чувства, такие же как радость, интерес или страх, но детей нужно учить выражать эти чувства не в деструктивном формате.

Что ты сделаешь если ученик ответит грубо тебе. Смотреть фото Что ты сделаешь если ученик ответит грубо тебе. Смотреть картинку Что ты сделаешь если ученик ответит грубо тебе. Картинка про Что ты сделаешь если ученик ответит грубо тебе. Фото Что ты сделаешь если ученик ответит грубо тебе

Как учителю вести себя, если ученик ведет себя агрессивно и провоцирует конфликты

Агрессия со стороны учеников обычно приводит к конфликтам на уроках или переменах. Учитель становится неотъемлемым участником этого конфликта и его задача – сначала эту ситуацию остановить, после чего помочь ребёнку найти новые способы выражения агрессии. Есть несколько основных рекомендаций, которые мы в фонде «Шалаш» используем в работе с детьми.

Первое, что нужно сделать в случае конфликта – остановить ребёнка. Часто дети в состоянии аффекта не реагируют на слова, и тогда учитель может быть вынужден остановить его физически, но не проявляя встречную агрессию – не нужно хватать ребёнка за руку или плечо, лучше, например, обнять его.

Если агрессия направлена в адрес учителя

Если агрессия со стороны ученика направлена в адрес учителя, план действий выглядит точно так же, но ориентироваться нужно на собственную поддержку. Ребёнка нужно остановить любыми способами, не давать причинять физическую или словесную боль и последовательно устанавливать жесткие границы – что можно делать, а что нельзя, и говорить, какие будут последствия нарушения этих границ.

Педагогу важно помнить, что создает условия для обучения именно он, и помочь детям учиться вести себя иначе в его силах.

Что такое травля и как она выглядит

Как учителю прекратить травлю в классе

В первую очередь важно понимать, что травля не пройдет сама собой, а со временем будет набирать все больший оборот, создавая негативные психологические последствия не только для жертвы и агрессора, но и свидетелей происходящего. Учителю необходимо вмешаться. Вот несколько советов о том, как справиться с травлей:

Признайте, что проблема существует, и назовите ее. Если в классе систематически один ученик не разговаривает с другим, чьи-то вещи постоянно портятся, о ком-то распускаются слухи, – это не шутки или игра, а явные признаки травли, которую нужно остановить. Травля – это проблема всего класса, а не отдельных детей, поэтому педагогу нужно назвать происходящий процесс всем ученикам, и дать понять, что такого проявления насилия никто не заслуживает. Нужно дать травле однозначную оценку, сказать, что это плохо, и не должно происходить в классе. Важно не переходить на критику отдельных детей и их личных особенностей, иначе дети займут оборонительную позицию. Покажите, что травля – общая проблема, от которой страдают все, и с этой ситуацией нужно бороться вместе.

Чтобы помочь учителям найти ключ к взаимодействию с детьми с трудным поведением, «Я Учитель» сервиса Яндекс.Учебник совместно с благотворительным фондом «Шалаш» запустил курс «Работа с трудным поведением: принципы и инструменты». Это бесплатный онлайн-курс, рассчитанный на 16 часов, который можно проходить в записи в любое удобное время, а по итогу получить удостоверение о повышении квалификации. Зарегистрироваться на него можно по ссылке.

Источник

Агрессор в классе: что делать учителю и родителям

Что ты сделаешь если ученик ответит грубо тебе. Смотреть фото Что ты сделаешь если ученик ответит грубо тебе. Смотреть картинку Что ты сделаешь если ученик ответит грубо тебе. Картинка про Что ты сделаешь если ученик ответит грубо тебе. Фото Что ты сделаешь если ученик ответит грубо тебе

Что делать учителю, если один ученик в классе регулярно срывает уроки, обижает одноклассников, отказывается вступать в диалог? А что делать родителям, если их ребёнка обидели в школе? Рассказывает наш блогер, куратор школы безопасности Анастасия Беренова.

Однажды после лекции для педагогов к нам подошла учитель: «Что делать? В классе агрессивный ребёнок, терроризирует всех. Ему прописали таблетки и лечение у психиатра, но мама отказывается что-либо делать». Мы рассказали ей о тактике возможного диалога, о том, как важно весь класс научить не реагировать на ребенка — не создавать почву для провокаций и травли, а в случае агрессии всем вместе защищать каждого.

Но всё это полумеры. Потому что, во-первых, мы не знаем, верное ли было выбрано лечение, а во-вторых, историй таких — легион. Где-то ребёнок агрессивно ведет себя, потому что не умеет контролировать поведение, как в данном примере, а где-то копирует поведение взрослых или дурно воспитан. На попытку диалога с родителями учитель получает от них волшебное слово «ачотакова» или и вовсе встречное обвинение — в травле «идеального ребенка».

Прочитайте УК РФ и КоАП РФ, чтобы проверить с какого возраста наступает ответственность за произошедшее. Если ребенок младше, а агрессия малозначительна или не доказуема, сделать ничего нельзя. Если действия опасны для окружающих, а ребёнок мал — есть шанс при настойчивости добиться постановки на учет или беседы с родителями органами опеки.

Но если родители маргинальны или высокопоставлены, от этой не будет никакой пользы, более того, может их разозлить ещё больше

Значит ли это, что нужно опускать руки? Конечно нет, и здесь мы приведём некоторые схемы возможных действий

Есть ситуации, которые стоят особняком — ребенок агрессирует из-за того, что не может управлять собой или транслирует внутреннюю боль. Если родитель готов работать над проблемой, идет на диалог и помогает ребенку — отлично. Здесь важно поддержать его в этом, а не травить. Возможно, в некоторых случаях ребенку может понадобиться тьютер.

Узнайте и помогите родителю агрессора — составьте хартию поведения в коллективе, обозначьте границы, поделитесь рекомендациями специалистов или помогающих служб, обучите своих детей специфике общения, если это нужно. Ребенок-агрессор может нуждаться как в помощи медикаментозной, так и в новых навыках — управление гневом и эмоциями, легитимным способам подружиться. Все эти вопросы решаемы.

Что ты сделаешь если ученик ответит грубо тебе. Смотреть фото Что ты сделаешь если ученик ответит грубо тебе. Смотреть картинку Что ты сделаешь если ученик ответит грубо тебе. Картинка про Что ты сделаешь если ученик ответит грубо тебе. Фото Что ты сделаешь если ученик ответит грубо тебе

10 лёгких способов вырастить агрессивного ребёнка

Чего делать нельзя

1. Оставлять учителя один на один с проблемой

То, что учитель должен за всё отвечать, всех научить и перевоспитать — опасное заблуждение, которое развязывает руки родителям дурно воспитанных детей, а не решает проблему. Если у вас в классе есть неуправляемый ребенок, лучше объединиться всем. Но не с посылом «Мы против него», а с посылом «Давайте вместе решать сложившуюся проблему». Замотивируйте учителей и администрацию объединиться с вами: в конце концов, школа, не обеспечивая безопасность учащихся, очень рискует.

2. Надеяться, что проблема «израстет»

Ребенок, который не получает должный отпор за проявление агрессии или должной помощи в управлении поведением будет чувствовать себя дальше более развязано.

3. Ни в коем случае не решать вопрос силой!

Реальная ситуация: ребенок попал в больницу в результате нападения, родитель пошел выяснять отношения с обидчиком. Сейчас его судят по УК, а нападавший подросток продолжает ходить по школе «королём», ведь теперь для общества он — жертва. По этой же причине ни в коем случае нельзя говорить с чужими детьми о поведении: не факт, что сработает, а завтра уже его родители выступят против вас. И не забывайте, что вы можете получить искаженную информацию и излишне эмоционально повести себя. Поэтому правило номер 1: действуем только в правовом поле.

4. Не настраивать коллектив против ребенка-агрессора

Учите детей легитимным способам самозащиты. Иначе вы получите так называемую «травлю самозащиты», когда дети в ответ на агрессию ведут себя не лучше, чем обидчик. Это потом даст полное право родителям зачинщика выставить агрессорами остальных, а своё чадо — жертвой.

5. Не показывать слабость

Это самое сложное. Психологи советуют учителям и родителям «просто поговорить» или пожалеть, но без должного проявления силы воли или авторитетного (не авторитарного!) поведения взрослого, обидчик посчитает такую реакцию слабостью, это его только раззадорит. Особенно, если в его поведении проявляются садистические черты. Рекомендации «давайте жить дружно» отлично работают в травле незнания, когда дети по неумению без умысла обижают друг друга, но в садистской травле это не поможет.

Что ты сделаешь если ученик ответит грубо тебе. Смотреть фото Что ты сделаешь если ученик ответит грубо тебе. Смотреть картинку Что ты сделаешь если ученик ответит грубо тебе. Картинка про Что ты сделаешь если ученик ответит грубо тебе. Фото Что ты сделаешь если ученик ответит грубо тебе

«Учителя, который кричит и давит на детей, можно понять, но нельзя оставить в школе»

Прочитайте Макаренко — он никого не жалел, был тверд, но справедлив, поэтому и смог справиться с воспитанием беспризорников. К сожалению, очень мало психологов систематизируют свои советы в зависимости от состояния системы и вида травли.

Что делать нужно

1. Объединяйтесь!

Если обидчик выбрал одного ученика в классе, не факт, что завтра он не найдет другого — под раздачу может попасть уже ваш ребёнок. Не пытайтесь придумать отговорки, что ваш ребенок сильнее, смелее и его-то не тронут. Критерии выбора жертвы вам неизвестны. Но самое главное — наблюдение насилия не менее травматично для психики.

Если даже ваш ребенок не пострадал, лучше составляйте коллективное обращение к директору. Коллективу сложнее противостоять, а аргумент «я не хочу, чтобы мой ребенок был наблюдателем агрессии» весом и подкрепляется данными, что это не менее вредно, чем наблюдать за травлей. Проговорите это руководителю, если не уверены в аргументах — принесете распечатки статей квалифицированных психологов.

2. Соберите доказательную базу

Вполне возможно, что возмутительное поведение, которым недовольны родители, имеет состав преступления. И тогда обращение к руководству будет совсем иным. Так, например, мама первоклассника была уверена, что старшеклассник, который угрозами вымогал у него телефон, просто дурно воспитан. Но когда она поняла, что это квалифицируется как грабеж, а ответственность за него уже есть — пошла к руководству с совсем другим настроем. Ведь её сыну в этой школе еще учиться! Как и другим детям.

Запросите записи с камер. Возможно, как в приведенном случае, всё происходящее было записано. Храните скрины переписок в социальных сетях, не удаляйте контакты. И самое главное — научите своего ребенка не отвечать ответной агрессией — тогда виноваты станут оба в равной степени.

3. Обратитесь за помощью

Вы собрали доказательства, нашли поддержку у родителей и руководства школы, теперь — обращайтесь к юристу, он поможет вам добиться цели быстрее и грамотнее. Кстати, чего вы хотите? Возмещения ущерба, исключения ребенка из школы, постановки его на учет, перевоспитания? Не все цели выполнимы в вашем конкретном случае. Юрист поможет заменить эмоциональную повестку на структуру действий.

4. Разберитесь с причиной агрессии

Ребенок копирует поведение родственников? Просто плохо воспитан? Имеет проблемы с психикой или неврологией, поэтому не справляется с ситуацией. От причины зависит решение: в первом и втором случае коллектив может занять позицию «у нас так не принято» и сделать так, что агрессору невыгодно будет так себя вести. Не модно, не престижно. Такое воспитание коллективом. В третьем случае, увы, без помощи специалиста ничего не сделать — разве что выработать с коллективом схемы действий, которые не провоцируют. Но это не всегда работает. Да и приучать детей к идее, что действия агрессора зависят от поведения жертвы — не лучшая стратегия.

5. Поговорите с родителем обидчика

Если родители готовы идти на диалог, начинайте со слов: «У нас есть проблема и мы должны решать ее вместе». Расскажите, как мелкие садистические поступки при попустительстве взрослых создавали почву для серьёзных проступков и уголовного наказания в итоге. Вы хотите такого? А психиатрический диагноз без должной коррекции может привести к большой психиатрии и даже преступлениях на этой почве.

Что ты сделаешь если ученик ответит грубо тебе. Смотреть фото Что ты сделаешь если ученик ответит грубо тебе. Смотреть картинку Что ты сделаешь если ученик ответит грубо тебе. Картинка про Что ты сделаешь если ученик ответит грубо тебе. Фото Что ты сделаешь если ученик ответит грубо тебе

«Меня били нещадно. Я отвечала, махала кулаками, но никогда не побеждала». Людмила Петрушевская — о травле

К сожалению, факт наличия психиатрических проблем у нас страшно стигматизирован и многие родители готовы отрицать диагноз, лишь бы не попасть на учет к психиатру. У этого опасения есть и реальные основания, и вымышленные.

Покажите в диалоге, что для вас признание диагноза не «ужас ужас», и это лучше, чем закрывать глаза на него. Возможно, что родитель не из умысла, а по незнанию или невозможности выдержать правду без поддержки, отказывается от помощи психиатра.

6. Переходите к активным действиям

Если у ребёнка нет родителей или они отказываются вступать в диалог, скажите, что будете обращаться в органы опеки или полицию. Не самый лучший сюжет, но, увы, истории «папа и мама сидят, а бабушка умеет только жалеть внука и не задаёт ему границ» — нерешаема без вмешательства извне. Конечно, в идеале родителям и опекуну нужны не запугивания и угрозы, а грамотная и квалифицированная помощь. Главное, чтобы опекун был готов её принять.

7. Научите детей объединяться

Не чтобы устроить «темную», а чтобы каждый знал, что все вместе они защитят любого. Против всех разом противостоять сложнее, и агрессор, почувствовав себя не у дел, не сможет пакостить. В конце концов, есть виды агрессии, которые ищут зрителя или почитателя. Если такого нет, если есть осуждение и сплоченность — ему просто будет нечем подпитывать свою подлость.

В заключении скажу, что дружному, сплоченному коллективу, гораздо легче противостоять нападкам агрессии одного ученика. И это будет ключевым навыком, который поможет детям. А память о том, что мы все были «один за всех и все за одного» не из агрессии, а из справедливой соразмерной силы, станет крепким фундаментом жизненной стойкости.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Рекомендации психолога педагогом школы

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Речевая агрессия в школе и способы ее преодоления.

Речевая агрессия- явление, тотально захватившее многие сферы жизнедеятельности современного общества и все чаще отмечаемое в речи конкретных людей: политиков и бизнесменов, пассажиров автобуса и продавцов, учащихся и самих школьных учителей. Мы наблюдаем, как агрессия слова вторгается в детские игры и развлечения подростков, все чаще проявляется во внутрисемейных отношениях, «усаживается» рядом с нашими детьми за школьную парту и помогает родителям активно воспитывать детей.

В самом общем виде речевую агрессию можно определить как грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме. Назовем лишь основные типы агрессивных высказываний: оскорбление, угроза, грубое требование, грубый отказ, обвинение, насмешка, прилюдное замечание, резкое прерывание речи собеседника. Агрессивные намерения скрыто или косвенно выражаются также в жалобах, доносах, сплетнях. Как показывает наблюдение за речью школьников, большинство из них проявляют очевидную склонность к грубому общению: могут словесно унижать, намеренно оскорблять, запугивать, высмеивать друг друга, чтобы повысить собственную самооценку («Ты хуже меня- я лучше тебя»), грубо продемонстрировать позицию лидера («Я могу себе позволить то, чего не можешь ты»), укрепить свой авторитет среди группы одноклассников («Я заставлю тебя слушать меня, даже если ты этого не хочешь») и т.п.

А как реагируют педагоги на подобное поведение школьников? Какие способы речевого воздействия они используют в конфликтных ситуациях общения с учениками?

Как ни печально констатировать этот факт, но речь учителя иногда демонстрирует пренебрежительно-грубое или повелительно-покровительственное отношение к учащимся, а иногда и администрации к подчиненным учителям, что проявляется в резких замечаниях, грубых требованиях, а иногда даже явных оскорблениях и угрозах.

Между тем именно речевая агрессия педагога имеет наиболее опасные последствия: у детей снижается самооценка, возникает неуверенность в себе, появляется сначала страх перед конкретным учителем. А потом и перед школой вообще (так называемый дидактогенный невроз). Кроме того, у ребят складывается впечатление, что агрессия учителя направлена не на их поведение в конкретной ситуации общения («Сейчас ты поступаешь неправильно»), а непосредственно на них самих («Ты вообще плохой, глупый, невоспитанный»).

Наконец, добиваясь сиюминутных целей послушания в грубой, оскорбительной форме, следуя прочному принципу «Пусть ненавидят, лишь бы боялись», педагог, во-первых, невольно провоцирует ответную грубость учащихся («принцип бумеранга»), а во-вторых, демонстрирует школьникам негативную модель речевого поведения для наблюдения и подражания.

Получается, что, с одной стороны, неумение педагога управлять поведением учащихся в конфликтной ситуации приводит к отчуждению, враждебности, непониманию в школьном коллективе. С другой стороны, используя агрессию слова как способ коммуникативного воздействия, учитель также не достигает ни методических, ни воспитательных целей, а лишь демонстрирует авторитарный стиль общения с учениками, отсутствие профессионализма.

В качестве подтверждения рассмотрим реальную и довольно типичную ситуацию общения учителя и учащихся на уроке.

Учитель (раздает индивидуальные задания):Итак, задания будут выполнять…Симакова Катя…

Ученица (недовольно перебивает): А что я-то?!

Учитель (не обращая внимания и не повышая тона): Так, разговоры все прекратили. Катя, тебе сделать еще одно замечание? Ты работаешь, у тебя есть задание!

Ученица (ворчливо): Я знаю!

Ученица, сидящая рядом: Да заткнись ты, наконец, мешаешь же!

Первая ученица: Сама заткнись!

Учитель ( начинает возмущаться): Так, вы находитесь на уроке! Ведите себя, пожалуйста, приличнее!

Восстанавливается относительная тишина, однако через несколько минут вновь возникает нерабочий шум, слышен смех Кати….

Учитель (медленно, устало): Так, болтать все давно уже перестали! Ка-а-тя, я делаю тебе после-е-днее замечание! Болтать перстань!

Ученица (раздраженно):Да я не болтаю!

Учитель (возмущенно): И хамить тоже перестань…

— Ну хватит уже всем болтать.

Мы видим, что явная цель ученицы – оттянуть время от начала работы, скрытая цель – самоутвердиться в глазах одноклассников. Негативный способ достижения этих целей хорошо известен и довольно примитивен – словесное препирательство с учителем и одновременно с одноклассниками. Реализация ученицей своих целей начинается с притворного возмущения по поводу того, что ее вызвали, которое выражается в форме вопроса-восклицания в резко повышенном тоне («А что я-то?»).

Видя, что учитель остался спокоен, не повысил тон и ограничился нейтральным замечанием ( «Ты работаешь, у тебя есть задание»), а одноклассница отреагировала грубым требованием «заткнуться», девочка усиливает словесное давление с помощью ответных враждебных замечаний в резко повышенном тоне («Я знаю!»-учителю, «Сама заткнись!»-однокласснице).Теперь она реализовала свое коммуникативное

Такая речевая деятельность, называемая в обиходе хамством ( так и учитель отметил в разговоре с ней), позволяет ученице достичь своей цели – упрочить свою позицию в классе, о чем свидетельствуют одобрительные («Ну, Катька, ты даешь!»), возмущенные («Да не хамит она!») и примиряющие («Ну хватит уже всем болтать. ») выкрики одноклассников.

Очевидно, что речевая агрессия является не только не допустимой в этическом отношении, но и просто неэффективной с коммуникативной точки зрения – быть педагогом типа Мери Поппинс оказывается гораздо выгоднее, чем следовать модели поведения фрекен Бок.

Давайте разберемся, может ли педагог предотвратить речевую агрессию школьников и избежать грубости собственной речи в этой и аналогичной ситуациях на уроке? Обозначим лишь основные направления и способы контроля над агрессией слова в педагогическом общении.

Чтобы избежать агрессии слова, необходим, во-первых, самоконтроль учителя над собственным речевым поведением. В данной же ситуации педагог быстро теряет терпение и, не замечая явно провокационных реплик обеих учениц, начинает возмущаться, раздражаться, болезненно и многословно реагируя на каждое их высказывание. Достаточно сохранять выдержку, продолжая говорить ровным спокойным тоном, чтобы разрушить «негативный сценарий» повышения школьницами самооценки и авторитета в глазах одноклассников за счет примитивной демонстрации умения «по-взрослому препираться».

Во-вторых, для предотвращения ответной грубости учителю часто бывает достаточно просто попытаться встать на позицию ученика, посмотреть на конфликт его глазами – «быть выше ссоры»: «Девочки, я вижу, вы обе устали, но зачем же ссориться!» и т.п.

Эффективен также прием смены ролей – моделирование ситуации, в которой «агрессор» оказывается на месте «жертвы», с целью добиться осознания неправильности поведения через сопереживание: «Значит, ты хочешь, чтобы это задание выполнял кто угодно, только не ты?»; «А тебе самой было приятно услышать то, что ты сейчас говоришь мне?»; «Представьте, что вы обе оказались на моем месте…»; «Подумайте, как мы могли бы с тобой договориться» и т.п. Все это позволяет избежать словесного давления, сделать общение с детьми дружески равноправным.

Таким образом, развитие и совершенствование способности к эмпатии – сопереживанию проблемам ребенка, умению объективно оценить его личностные особенности и конкретное эмоциональное состояние – необходимое профессиональное качество учителя, которое предполагает корректность оценок, умение прощать ошибки ученика, признавать его право на собственное мнение.

Существуют и более частые приемы контроля над агрессией слова – способы речевого воздействия и эффективного реагирования в конкретных ситуациях. Рассмотрим основные из них:

Игнорирование речевой агрессии.

Не реагировать на бестактность в свой адрес, «не замечать» враждебности со стороны собеседника, не отвечать грубостью на грубость.

Механизм действия этого метода достаточно прост: очень часто общение в конфликтной ситуации строится по принципу «он мне – слово, а ему два». Так возникает словесная перебранка, каждый участник которой стремится оставить за собой «последнее слово». Игнорирование же представляет собой альтернативную коммуникативную стратегию, которая, во-первых, оказывает психологическое воздействие на «агрессора» (эффект неожиданности) и разрушает его «негативный сценарий».

В данной ситуации учителю можно было попытаться продолжать говорить спокойно, не замечая враждебных выпадов ученицы и провоцируя грубость ее одноклассницы.

Это значит, изменить враждебное настроение собеседника, отвлечь его от агрессивного намерения или изменить его отрицательное эмоциональное состояние. Основные способы переключения внимания: перевод разговора на другую тему, неожиданный вопрос, отвлекающее предложение, необычное задание.

Так, вместо фиксации на агрессивных высказываниях учащихся («Разговоры все прекратили!»; «Вы находитесь на уроке!»; «Болтать перестань… и хамить тоже перестань») более целесообразной представляется попытка речевого взаимодействия учителя с классом, но не в традиционной форме публичного порицания («Посмотрите, как плохо ведет себя Катя!»), которое может только усилить речевую агрессию, а в форме интересного предложения, вопроса, просьбы. Например: «Давайте вместе подумаем над Катиным заданием» ( «…придумаем интересное задание для Кати»); «Кто хочет получить дополнительную оценку, можете взять Катино задание»; «Маша, вместо грубости, помоги, пожалуйста, Кате справиться с заданием» и т.п.

Метод проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций.

Зная сильные стороны личности ученика, в определенной ситуации актуализировать ( словесно обозначить публично напомнить) эти качества или выразить провокационное сомнение, намеренно задевать самолюбие ученика, бросая вызов его способностям (способ »подзадоривания»).

Формами таких высказываний в рассматриваемой ситуации могут быть:

напоминание («Ты же взрослая, (умная, рассудительная, терпеливая, способная) ученица!»; «Катя и Маша, на вас смотрит весь класс!»);

выражение уверенности в способностях ученика («Уверена, что именно ты легко справишься с этим заданием»)

удивления («Неужели это говорит Катя, которая всегда справляется с заданиями?!»; «Ну, Маша, не ожидала от тебя такой реакции!»; «Совсем никак не обойтись без ссоры?! »);

выражение разочарования («А я-то думала, это задание для Кати – пустяк!»; «Девочки, мне стыдно за вас!»; «Вам, наверное, трудно проявить терпение и выдержку!»).

Выражение одобрения может (и должно!) быть разнообразным по форме. В рассматриваемой ситуации возможны положительно-оценочные высказывания:

обращение к прошлым успехам ученика (вчера ты справилась с заданием отлично, давай сегодня поработаем еще лучше);

согласие, поддержка мнения ребенка (полностью согласна с мнением последней парты: действительно в конце урока все устали, но надо все-таки общаться вежливо и еще немного поработать);

приглашение к совместному действию (Катя, мне нравится, как ты обычно выполняешь подобные задания, может быть, вы с Машей представите его на доске для всего класса)) и т.п.

С одной стороны, прямое словесное воздействие учителя в форме упрека, запрета, требования может иметь противоположный результат – вызвать ответный грубый отказ, возражение. Протест ученика и легко нарушить гармонию общения, которое из равноправно-дружеского превращается в неравноправно-морализаторское. Поэтому порицание должно быть хорошо продумано педагогом и выражено непременно в корректной форме – с обязательным использованием необходимых формул вежливости.

Так, в данной ситуации возможны такие высказывания: «Катя, я делаю тебе строгое замечание!»; «Девочки, вы ведете себя очень некрасиво! Будьте добры, не отвлекайтесь от выполнения задания!» и т.п.

Психологами установлено, что юмор несовместим с явной агрессией и может использоваться как быстрый и эффективный способ единения участников общения. Однако необходимо заметить, что шутка – весьма сложный прием, требующий высокого уровня речевой подготовки учителя, умения быстро и нестандартно реагировать на реплики учеников.

Шутки неприязненного и оскорбительного содержания – это уже не юмор, а сарказм (язвительная, злая, едкая насмешка), который обижает ребенка и провоцирует его на ответную речевую агрессию. Вот несколько типичных примеров неудачных шуток учителя в приведенной ситуации: «Ребята, вы смотрите спектакль, как Катя старается перекричать учителя!»; «Ну-ка, кто кого перекричит – Маша или Катя? Предлагаю делать ставки!» (насмешка над учащимися; установка на развлечение вместо внимательного слушания); «Если ты чем-то недовольна, переходи в школу для дураков» (прямое оскорбление ученицы).

Не самые лучшие, но возможные реакции учителя в анализируемой ситуации: «Не боги горшки обжигают, а ты как раз представляла богиню в школьном спектакле, так что с заданиями разделаешься за пять минут!»; «Еще немного, еще

чуть-чуть последний бой, он трудный самый»; «Ссора не самое лучшее средство против усталости. Вы теряете драгоценные нервные клетки!».

Выделим ряд требований, нарушение которых делает убеждение неэффективным или вызывает активное неприятие, раздражение, враждебность адресата. Не следует разъяснять школьникам вполне очевидное (например, почему нельзя оскорблять другого человека) – лучше корректно напомнить о правилах приличия ( На эти слова я могу обидеться, вы ведете себя недостойно), не рекомендуется также отвлеченно морализировать ( Надо вести себя хорошо, нужно быть умницей), убеждать в невозможном ( На уроке всегда сидеть надо молча, никогда не надо возражать), повышать тон или говорить излишне пафосно (Екатерина, я до глубины души возмущена твоим ужасным поведением).

Особую роль в предотвращении агрессии слова играют средства речевого ЭТИКЕТА. Задумаемся, например, всегда ли наши обращения к учащимся, возражения, просьбы, отказы являются вежливыми? Всегда ли мы извиняемся за резкость замечания, несправедливую оценку, ошибочное суждение. Назовем основные жанры и конкретные этикетные средства, направленные на предотвращение речевой агрессии.

Русский речевой этикет предполагает множество способов косвенного, непрямого, опосредственного выражения побуждения, просьбы:

— форму вопроса (может не стоит ругаться?),

-употребление сослагательного наклонения (хорошо бы работать без шума),

-использование намека (мне трудно говорить с тобой в таком тоне, вы меня удивляете, вы мне сегодня совсем не нравитесь…).

-все эти реплики содержат указания на нарушение учащимися этикетных норм и просьбу прекратить препираться.

Один из наиболее эффективных этикетных способов демонстрации благожелательного, уважительного отношения – вежливое отношение. Например, для корректного выражения отрицательной оценки педагогу иногда бывает достаточно подчеркнуто обратиться к ученику на «ВЫ», усилив это полной формой имени, особенно если раньше учитель всегда использовал форму обращения на «ты».

Извинения перед учениками часто имеют ложное представления о достоинстве (просить у ребенка прощения…) и эгоистическое желание считать себя во всем и всегда правым (учитель всегда прав) приводят к тому, что извинение звучит в педагогической речи гораздо реже, чем необходимо. Между тем извинение «меняет знак» конфликтной ситуации – с отрицательного на положительный и определяет общую позитивную установку общения.

Итак, речь педагога выступает важнейшим фактором формирования фактором формирования коммуникативной личности ученика, служит образцом для подражания и основным инструментом педагогического воздействия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *