Что творится в магазинах москвы
Перед нерабочими днями в магазинах Москвы начался ад: «Смели всё»
Покупатели расхватывали часы за полмиллиона и чуть не дрались за одежду
С 28 октября Москва уходит на одиннадцатидневный локдаун. Казалось бы, ничего страшного, потерпеть можно. Однако среди тех, кто привык к красивой жизни, закрытие магазинов и ресторанов вызвало панику.
За неделю до локдауна в магазинах класса люкс и элитных ресторанах наблюдался нездоровый ажиотаж. И чем ближе стрелки часов подходили к часу X, тем длиннее становились очереди в бутиках, а за бронь столиков в элитных заведениях народ готов был переплачивать тройную стоимость.
Сотрудники дорогих столичных магазинов и ресторанов рассказали о ситуации.
Фото: Алексей Меринов
Работница магазина дорогих часовых и ювелирных брендов Татьяна: «Ажиотаж в нашем магазине начался не сразу, где-то спустя пару дней после объявления о локдауне. В основном приходили мужчины. Покупали часы, женские украшения. Если обычно в нашем магазине за день проходит максимум пять покупателей, то в этот раз мы не успевали обслуживать людей. У нас существует правило — на каждого клиента отводим столько времени, сколько потребуется. Человеку надо подробно рассказать о товаре. Порой на одного покупателя уходит час, а то и больше. Но в этот раз мы уделяли минимум полчаса клиентам, настолько много их было. За несколько дней у нас раскупили довольно много женских часов стоимостью до 500 тысяч рублей. Мужских по цене полтора миллиона и выше продали чуть меньше. Еще люди брали украшения — кольца, подвески. Кто-то покупал подарок на день рождения, а некоторые брали впрок. Такие вещи не обесценятся. В принципе, месячную выручку сделали за пару дней».
Сотрудница одного из самых дорогих торговых центров Москвы Наталья: «Такого количества людей я не видела даже накануне Нового года. Треш начался на прошлой неделе, сразу после того, как объявили о датах локдауна. С каждым днем покупателей становилось все больше и больше. Такое впечатление, что народ хватал что нужно и не нужно. Например, в отделе люксовой обуви в какой-то момент образовалась толкучка. Обувь здесь стоит от 80 тысяч рублей и выше. Продавцы не успевали обслуживать покупателей, людям приходилось ждать очереди, чтобы обратиться к освободившемуся сотруднику с просьбой принести нужный размер. Покупатели у нас специфические, далеко не бедные, не привыкли к такому обслуживанию, поэтому многие поднимали скандал. В магазине наблюдалось столпотворение, дорогие вещи по ценам не ниже 100 тысяч рублей оказались свалены в кучу. Продавцы не успевали возвращать товар на место. Народ мерил, оставлял, бросал, уходил, другие покупатели тут же подбирали. В какой-то момент из-за наплыва народа в помещении стало очень жарко, видимо, кондиционеры не справлялись. Женщинам становилось плохо, кто-то задыхался в духоте. Продавцы давали воду покупателям. Я простой человек и не могу понять, чем вызван такой ажиотаж. Дополнительных скидок мы не делали, разве что за покупку в эти дни начисляли на карту клиента двойные бонусы. Но тут люди оставляли миллионы рублей, для них эти бонусы не играют особой роли. Из разговоров покупателей стало понятно, что одни боятся, вдруг за время локдауна рухнет рубль, и пока есть возможность, лучше потратить деньги. Кто-то покупал уже подарки к Новому году, многие боятся, что локдаун продлится очень долго».
Стилист Юлия: «Я пришла в самый дорогой ТЦ Москвы с клиентом за два дня до локдауна. Хорошо, мы заранее отложили нужные вещи и забронировали примерочную кабинку. Иначе к вешалкам было не протолкнуться. В примерочную люди своей очереди ждали часами. С полок смели все. Размеров практически не осталось. Народ спятил. Очереди на кассе выстраивались гигантские. Одежду, обувь, сумки — все мели с полок. На эскалаторе в торговом центре образовались пробки, никогда такого не видела. Люди с трудом выкатывались с эскалатора, с ног до головы обвешенные пакетами с вещами».
Сотрудник ТЦ «Европейский»: «Ад в магазинах одежды начался с выходных. Ребята, которые работали последние пять дней перед локдауном, не успевали на обед выскочить. С работы мы не просто выходили, а выползали. Люди будто с ума сошли, покупали то, на что раньше даже не смотрели».
Покупательница Ольга: «Я пришла в ТЦ в последний день перед локдауном и ужаснулась. Зашла в простые магазины одежды — это кошмар. Люди вырывали вещи из рук друг друга. Проконсультироваться по размерам оказалось не у кого. Сотрудники в мыле бегали по залу. В более дорогом магазине, где обычно все аккуратно разложено по полочкам, — тоже бардак. Вещи валялись в куче, работники не успевали все разбирать. Обращаться за помощью к кому-то бесполезно, все злые, раздраженные. Периодически слышала крики: «Наденьте уже маску. Мы не станем вас обслуживать». Когда я поинтересовалась у продавца насчет размера, услышала раздраженное: «Нет, нет больше размеров. На складе ничего не осталось. Все, что есть, — в зале». Заметно, что продавцы устали и отдых после такой напряженной недели им не помешает».
В дорогих столичных ресторанах перед локдауном тоже наплыв посетителей, ажиотаж.
Постоянный клиент фешенебельных ресторанов Владимир: «Мы пытались забронировать столик на прошедшие выходные в дорогом ресторане. Не получилось. Вернее, нам сказали, есть окно на субботу строго с 12 до 15.00. И добавили: быстро думайте, потому что на эти два часа уже очередь. Мы стали звонить в другие рестораны, такая же ситуация. Не пойму, пожрать впрок, что ли, все решили?»
Сотрудница ресторана в шикарном отеле Мария: «Всю неделю до локдауна у нас была полная посадка. В 8 утра по брони уже ни одного столика. Раньше такого не наблюдалось. В последний день перед локдауном осталось только одно место — с 23.00 до полуночи. Если вы успеете за час поесть и уйти, можете резервировать. Но вынуждены предупредить, что ровно в полночь вы должны покинуть заведение».
Без еды не останемся, но нервы потреплем: что происходит в супермаркетах
В первом часу, в ночь с понедельника на вторник парковка у «METRO» была переполнена. Двойные-тройные очереди к кассам в торговых залах тянулись с противоположных углов магазина, все тележки разобрали, и в очереди за ними стояло на входе по 8-9 человек. Полки и упакованные складские поддоны опустели. По стеллажам с крупами как будто пробежалась стая диких зверей. Люди друг с другом общались нервно, пишет очевидец.
Во вторник спецкор «Новых Известий» проинспектировал, насколько изменилась в магазинах ситуация с поставками продуктов. С 12.00 до 15.00 час мы посетили «Дикси», «Пятерочку», «Верно», «Перекресток», «ОК» и «Ашан».
В гипермаркетах и сетевых магазинах действительно наблюдается нетипичное оживление. Однако, несмотря на визуальную панику и толпы посетителей с наполненными огромными телегами, ассортимент торговых сетей всё же полон процентов на 70%.
Почти во всех магазинах опустошены ряды с макаронами, мукой, сахаром, крупами, тушенкой, консервами, туалетной бумагой.
Менчендайзеров и менеджеров в залах заметно прибавилось. В ОКЕЙ на незаполненных стеллажах появились записки «Товар в пути» или «Витрина находится в оформлении». Почти разобраны полки с яйцами и остались единичные упаковки с недорогим рисом и спагетти. Повышенным спросом покупателей пользуются хлебобулочные изделия и консервированный зеленый горошек. Посетители теснятся у полок с шампунями, дезодорантами, зубной пастой и пр. предметами гигиены.
Несмотря на рекомендованный Роспотребнадзором масочный режим для заведений общепита, лишь единицы продавцов и сотрудников торговых сетей следуют этому предписанию.
В ОКЕЙ, АШАНе замечены курсирующие между стеллажами дезинфекционно-моечные машинки. В «Пятерочке» полки вручную протирают уборщицы.
В «Магните» усилена дезинфекция складов, водители грузовиков, проходят ежедневное медобследование.
Мосздрав не устает напоминать горожанам, что без нужды из дома выходить не стоит. Можно сказать, советы чиновников возымели эффект: эпидемия в разы увеличила число желающих получить продукты на дом через онлайн-сервисы. «Перекресток» уже увеличил минимальную сумму заказа с 1000 до 4000 рублей, фактическое время ожидания доставки при этом тоже возросло с одного до 3-4 дней.
Вместе с тем, Правительство и Центробанк во вторник объявили о мерах поддержки бизнеса, в том числе ритейлеров с целью обеспечения достаточного запаса социальной продукции. Власти намерены предоставлять игрокам отрасли льготные кредиты на пополнение оборотных средств.
Минпромторг пообещал не закрывать магазины и призвал не закупаться впрок
Правительство попросило торговые сети оценить, на сколько дней хватит их товарных запасов по социально значимым товарам, а также на сколько они смогут нарастить поставки «на случай непредвиденных обстоятельств». Такие данные Минпромторг 13 марта запросил у Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ, объединяет крупнейшие федеральные сети) и Союза независимых сетей (СНС, объединяет крупнейшие региональные сети). Они должны предоставить данные до 16 марта. Минпромторг в своей просьбе ссылается на поручение вице-премьера Татьяны Голиковой. Ее представитель от комментариев отказался.
Среди продуктов, по которым Минпромторг запросил данные, – сырокопченая колбаса, рыбные и мясные консервы, говядина, свинина, куры, подсолнечное и сливочное масло, молоко, яйца, сахар и соль, рис, пшено, гречка, картофель, капуста, морковь, детские смеси – заменители грудного молока и некоторые другие продукты.
Также сегодня, 15 марта, министр промышленности и торговли Денис Мантуров провел совещание с торговым сетями, на котором обсуждалась ситуация на продовольственном рынке, рассказали «Ведомостям» два участника встречи. Чиновники, по словам одного из них, хотели понять, достаточно ли продуктов на складах и как избежать их дефицита.
Из-за коронавируса спрос на товары с длительным сроком хранения (крупы, другая бакалея, консервы, бытовая химия и проч.) вырос еще в начале марта. Сначала ажиотаж пришелся на крупные онлайн-магазины, но к выходным 14–15 марта его ощутили и крупнейшие федеральные сети. В некоторых московских магазинах были пустые полки с крупами, отсутствовали популярные и дешевые товары, убедились журналисты «Ведомостей», посетив несколько десятков точек в разных частях Москвы.
Россияне начали запасаться едой в страхе перед эпидемией коронавируса
Чуть раньше продукты с полок начали исчезать и в европейских городах. В Италии, где правительство объявило о всеобщем карантине еще 9 марта, из магазинов исчезли нескоропортящиеся продукты, туалетная бумага и дезинфицирующие средства. На входе в торговые точки стоят очереди из покупателей, а некоторые товары (туалетная бумага, санитайзеры) продаются в ограниченном количестве на одного человека. Подобная ситуация наблюдается в Испании, Австрии, Финляндии, Франции и других странах.
«С учетом происходящего в зарубежных странах мы, безусловно, мониторим ситуацию на потребительском рынке и делаем это совместно и с региональными властями, и с сетями», – заявил «Ведомостям» представитель Минпромторга России.
Федеральное правительство, сети, местные администрации контролируют ситуацию, уверяет председатель президиума АКОРТ Сергей Беляков. Нет проблем ни с запасами, которые сформированы исходя из повышенного спроса, ни с операторной доставкой товаров повышенного спроса в магазины – особенно в те, чьи складские помещения не очень большие и куда товары надо везти из распределительных центров. Складских запасов розницы достаточно на несколько недель работы, запасы продолжают формироваться.
Минпромторг подчеркивает, что продовольственные магазины любых форматов «никто не планирует закрывать». Торговые сети заранее начали создавать товарный запас, говорит представитель министерства: даже если где-то локально обнаружится пустая полка, то это не потому, что товара нет, а потому, что выкладка на полку происходит в соответствии с определенным циклом – товар на разных его этапах может быть в подсобных помещениях, в пути, в машине, в распределительном центре торговой сети. «И хотелось бы предупредить потребителей, что у любого товара есть срок годности, и та же крупа, приобретаемая сейчас впрок, не может храниться вечно. Поэтому мы, конечно, призываем граждан осознанно и рационально подходить к планированию собственных покупок», – добавил представитель министерства.
В магазинах Москвы опустели полки из-за паники в связи с коронавирусом
В Москве в крупных магазинах опустели полки с продуктами — ажиотаж возник из-за паники на фоне распространения коронавируса. Об этом сообщают жители столицы в социальных сетях.
«Ну вот и я увидела пустые полки в магазине. Правда, только соль и сахар раскупили, зато подчистую», — написала пользователь в «Инстаграме».
«Туалетная бумага была, антисептический гель для рук нарасхват, а вот тушенка и крупа — это теперь дефицит! В „Ашане“ вчера вечером такая же ситуация! Консервы, правда, тоже разбирают! Готовимся, друзья, не болеть!» — поделилась впечатлениями одна из покупательниц.
Как сообщили изданию «Подъем» жители Первопрестольной, посетители не могут найти крупу в крупных магазинах, в частности в «Азбуке Вкуса» и интернет-магазине Ozon. По их словам, в ассортименте осталась только зеленая гречка или каша быстрого приготовления.
В пресс-службе X5 Retail Group, куда входят «Пятерочка» и «Перекресток», сообщили изданию, что не наблюдают заметного изменения спроса на продукты. При этом источники «Подъема» в компании заявляют, что в магазинах сети в последние два дня резко вырос спрос на товары первой необходимости, также «покупатели активно берут крупы, консервы, мясо и замороженную рыбу».
В пресс-службе «Ашана» подтвердили «Подъему», что спрос на крупы увеличился, однако в организации это связывают с «сезонным повышением, в том числе с началом Великого поста».
Подписывайтесь и читайте самое важное из новостей
в Telegram, Инстаграм и ВКонтакте
На главных торговых улицах Москвы навсегда закрылись 112 магазинов и кафе
С начала марта по начало июня на Арбате, Тверской, Никольской и других ключевых торговых улицах Москвы прекратили работу 112 продовольственных и непродовольственных магазинов, а также заведений общественного питания. Об этом свидетельствуют предоставленные РБК данные геосервиса 2ГИС. Таким образом, действовавший в Москве режим самоизоляции не пережили 4% от общего количества торговых точек на этих улицах.
Но были и открытия новых точек: на главных торговых улицах начали работу 39 заведений. Так что общее количество ресторанов и магазинов на 18 центральных улицах сократилось лишь на 3%.
Как считали
Проанализирована деятельность заведений общепита и магазинов на следующих улицах: Арбат, Новый Арбат, Большая Дмитровка, Большая Никитская, Кузнецкий Мост, Маросейка, Мясницкая, Никольская, Покровка, Пятницкая, Тверская, 1-я Тверская-Ямская, Столешников переулок, улицы и площади Садового кольца, район Патриарших прудов (улицы Малая Бронная и Спиридоновка, Ермолаевский и Большой Патриарший переулки).
Закрытыми считаются точки, удаленные из справочника 2ГИС. Заявку о закрытии может подать сама компания через личный кабинет. Кроме того, 2ГИС может получить сообщение от пользователей о закрытии точки либо при актуализации данных call-центром выясняется, что организация прекратила работу. Все случаи после получения такой информации верифицируются, утверждают в 2ГИС.
Всего были проанализированы данные о более чем 2,5 тыс. точек.
Больше всего магазинов и ресторанов как в абсолютных, так и в относительных значениях, прекратило работу на Садовом кольце и на Арбате.
На Садовом закрылись 64 точки, в том числе 33 заведения общепита и 22 непродуктовых магазина. Тогда же там было открыто 16 новых точек. На Арбате закрылись десять ресторанов и магазинов. За три месяца на улице открылся всего один непродовольственный магазин.
Больше всего от ограничений пострадали заведения общепита — к началу июня на изученных центральных улицах прекратили деятельность 62, а открылись 16. На основных торговых улицах прекратили работу 36 непродовольственных магазинов, открылись 15. А в продовольственной рознице это 14 и восемь точек.
Что говорят консультанты коммерческой недвижимости
В апреле аналитики консалтинговой компании JLL прогнозировали, что доля свободных помещений стрит-ритейла в центре Москвы по итогам второго квартала вырастет с 10 до 12–13%. Итоговых данных пока нет, но в компании Knight Frank рассмотрели ситуацию на отдельных улицах столицы.
К началу июня на Мясницкой, по подсчетам Knight Frank, доля свободных коммерческих помещений на первых этажах выросла на 3 п.п. по сравнению с концом 2019 года и достигла 9,5%. Среди точек, закрытых здесь, в Knight Frank назвали три заведения общественного питания.
Доля свободных площадей на улице Покровка увеличилась в два с лишним раза — с 4 до почти 9%. Здесь были закрыты бар, чайный магазин, салон связи, магазин товаров для дома и салон красоты.
Что происходит в торговых центрах
В торговых центрах Москвы за время ограничений число свободных площадей, по оценке аналитика департамента исследований и аналитики Cushman & Wakefield Евгении Сафоновой, увеличилось на два процентных пункта — до 10%.
После снятия ограничительных мер в моллах не открылись буквально считаные магазины, причем многие арендаторы открываются, не имея согласованных коммерческих условий на новый период, и начинают работать, отмечает партнер Colliers International Анна Никандрова. По ее мнению, основная ротация произойдет ближе к концу лета, когда сети проанализируют результаты работы в новых условиях и будут принимать решения, что оставить, а что закрыть.
В течение года ротация арендаторов в торговых центрах продолжится, и по итогам 2020 года доля свободных площадей в Москве может вырасти до 13–15%, прогнозирует Сафонова. Она напоминает, что о банкротстве уже заявила сеть магазинов одежды Fashion House, Dodo Pizza и «Шоколадница» объявили об оптимизации и сокращении числа заведений, а продуктовый ритейлер «Вкусвилл» остановил работу около 60 магазинов, из которых треть закрылась.