Что творится с мобильной связью
Операторы объяснили решение не давать безлимитный интернет новым клиентам
Операторы связи «ВымпелКом» (бренд «Билайн»), «МегаФон», МТС и Tele2 отключили опцию безлимитного интернета для новых абонентов. В пресс-службах операторов уточнили, что у действующих абонентов, у которых подключен безлимитный интернет, ничего не изменится, если они сами не поменяют тариф. Представители компаний объяснили РБК, с чем связано такое решение.
Мобильные операторы пояснили, что это решение было принято на основе анализа потребления интернета их абонентами. По итогам наблюдений, отмечают в «Билайне» и «МегаФоне», большинство клиентов с опциями неограниченного трафика на смартфонах и планшетах используют не более 50 Гб в месяц. «Билайн» добавляет, что 70% из них «укладываются» в 20 Гб и менее.
«Мы в первую очередь исходим из потребностей клиентов, а спроса на безлимиты в последнее время не наблюдаем», — рассказали в пресс-службе Tele2.
Для тех, чьи потребности выше этого объема, операторы предлагают выгодные опции и дополнительные пакеты трафика. Кроме того, отмечают компании, безлимитный интернет остался в тарифах для модемов и роутеров.
Также мобильные операторы проследили, на что абоненты расходуют интернет. «Основной массив трафика приходится на мессенджеры, социальные сети и видеосервисы», — отметили в «Билайне».
Приняв во внимание эти данные, операторы связи корректируют тарифные планы в соответствии с запросом потребителей. «Разнообразие пакетных предложений заточено под запросы любых пользователей и может удовлетворить самые разные потребности в трафике» — заявили в Tele2.
О том, что российские операторы сотовой связи начинают отказываться от тарифов с безлимитным интернет-трафиком, говорилось уже неоднократно. 29 ноября Forbes со ссылкой на ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина написал, что операторы связи «ВымпелКом» (бренд «Билайн»), «МегаФон», МТС и «Т2 РТК Холдинг» (бренд Tele2) перестали подключать новых абонентов к безлимитному интернету. Он подчеркнул, что безлимитные тарифные планы не исчезли, а просто стали дорогими для подключения. По мнению Муртазина, все операторы, которые сегодня прекратили подключение на такие тарифы, смогут их дать позднее. Помимо этого, аналитик заявил, что в уже существующих тарифных планах с декабря 2021 года предусматривается ограничение на скорость загрузки данных.
Мобильная связь в России сбоит. Это связали с коронавирусом, но все куда проще
У россиян начались проблемы с мобильной связью. Самые сильные — у МТС. В то же время у людей сложилось мнение, что сбои связаны с коронавирусом. Дескать оборудование и запчасти к нему везут зачастую из Китая, а там сейчас проблемы. Что в действительности происходит с российским оборудованием, разбирался «360».
В пятницу россияне столкнулись со сбоями в работе МТС. В основном жаловались на отсутствие подключения к сети — это было примерно в 12:40 по московскому времени, причем в западной части России. Большинство жалоб поступало из Москвы, Ярославля, Твери, Рязани и Воронежа.
И хоть в МТС сообщили, что никаких проблем нет, а сложности с подключением длились менее одной минуты, Dоwndetector фиксировал в течение всего дня такую картину:
Цветом отмечены места, где появились проблемы с соединением Источник фото: Dоwndetector
Сбоил также и Ростелеком.
Карта сбоев сервисов «Ростелекома» Источник фото: Dоwndetector
Сбои вернулись и к «Яндексу». Только 5 февраля компания столкнулась с проблемами и решила их, как 7 февраля вновь работа сервисов стала некорректной. Но в организации уверяют, что никаких проблем с работой систем нет.
Карта сбоев сервисов «Яндекса» Источник фото: Dоwndetector
Сбои у разных компаний происходят довольно часто, но в этот раз люди на фоне истерии о коронавирусе подумали о связи между российскими организациями и Китая, а именно об оборудовании, которое поставляется к нам.
IT-оборудование под вопросом
О связи коронавируса и поставок из Китая впервые заговорил Telegram-канал «Незыгарь». Он сослался на несколько неназванных источников, которые якобы сказали, что у них проблемы с «получением и заменой оборудования».
«Санкции привели к тому, что практически все компании перешли на китайское оборудование и софт. В связи с закрытием Китая все контракты не исполняются и речь идет даже не об оборудовании, но и о запчастях», — сказал «Незыгарь».
Петербургский сайт «Мойка78» связался с специалистом компании «Олли» Джавидом Юсубовым, который заявил, что обычно оборудование для их компании везут от шести до восьми недель. А теперь сроки увеличились минимум до 12 недель.
Другой собеседник сайта — из компании «Марс Телеком» — не согласился с предыдущим заявлениям. В их конторе никаких проблем нет, но там считают, что до них «еще не дошла волна».
В то же время пользователи продолжают заявлять о своих проблемах со связью.
Так есть связь между российским оборудованием и проблемами в Китае? Ведь ВОЗ еще в январе объявила чрезвычайную ситуацию и сейчас многие известные бренды, например, Adidas и Toyota закрываются в Китае, боясь последствий. Может, Россию паника коснулась дистанционно?
Сделано в Китае
Бывший советник президента России по интернету Герман Клименко объяснил «360», что сбои бывают всегда, а эти, скорее всего, связаны с проблемами в маршрутизаторе. Ведь все сервисы в какой-то степени связаны, и сбой в одном месте влечет за собой другие проблемы у сторонних компаний. Клименко посоветовал не привязываться к идее, что в любом сбое виновата ситуация с коронавирусом. Запасы китайского оборудования у России есть.
С вирусом никак [не связаны сбои]. Где-то, возможно, мы покупаем продукцию компании CISCO, которая слева идет, но если говорим об официальном взгляде, то все телекоммуникационное оборудование идет с Китая
Китай снабжает мир «пластом микроэлектроники», и если паника вокруг товаров и вируса продолжится, то рынок может пострадать. А Китай, несмотря на накопленные резервы, зависит от экспорта, но люди будут бояться заказывать товары с того же AliExpress. В этой связи у страны может случиться, как выразился Клименко, «черный лебедь» (это теория, рассматривающая труднопрогнозируемые и редкие события с тяжелыми последствиями). Собеседник отметил, что инвесторы ждут этого в Китае уже лет пять или шесть.
Мы напрямую зависим от того, как в Китае идут дела. Если упадет объем производства, может произойти не коллапс, а нам придется искать резкие заменители. Это не только для нас, это для мира может оказаться очень болезненным перепозиционированием
Что будет дальше?
Руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников посоветовал не паниковать и не винить во всем вирус. В беседе с «360» специалист отметил, что это могут быть простые компьютерные атаки, которые происходят постоянно. А так как многие IT-системы связаны, то проблемы распространились сразу на несколько российских компаний.
Масленников обратил внимание на экономическую сторону вопроса. Он напомнил, что в провинциях возле Ухани располагается большая доля заводов страны, поэтому внутри Китая могут быть сбои в производственных цепочках. И вот это — реальная проблема.
Многие аналитики рынка нефти говорят, что Китай может в текущем году снизить свой импорт на 20%, близкая к этой — оценка по сжиженному природному газу. Это деорганизует мировые рынки, отправляет цены вниз Китайское замедление отражается на динамике нефтяных и газовых цен. И мы несем свои внешнеэкономические потери
С 1 декабря миллионы россиян окажутся отключены от сотовой связи. Проверьте, есть ли вы в их числе
В России до того яростно борются с «серыми», то есть ни на кого не зарегистрированными, SIM-картами, что вот-вот могут начаться массовые отключения людей от мобильной связи. С 1 декабря вне зоны доступа окажутся те номера, о владельцах которых у операторов нет данных. В основном это коснётся корпоративной связи, поскольку компании не спешат передавать сведения о конкретных сотрудниках, которые пользуются SIM-картами.
А связи-то и нету. Фото: twitter.com
Сейчас в России имеется около 32 миллионов корпоративных SIM-карт, и в системе Госуслуг нет данных более чем о половине их пользователей. А между тем, согласно поправкам в закон «О связи», которые вступили в силу в конце прошлого года, сведения должны быть переданы операторам в обязательном порядке. Иначе с 1 декабря этого года связь будет отключена.
С одной стороны, как известно, незнание закона не освобождает от ответственности. С другой, как сообщает «Коммерсантъ», и представители Минцифры, и сотовые операторы — все предупреждают компании и напоминают регистрировать пользователей «симок» в системе. Директор департамента развития технологий цифровой идентификации Минцифры Дмитрий Дубынин отмечает:
Более сотен корпоративных абонентов получили от министерства напоминание о необходимости подать сведения, операторы разослали по всем корпоративным номерам смс-напоминание
Однако не все корпоративные клиенты понимают, что несоблюдение закона влечёт отключение. К тому же, иногда корпоративные SIM-карты остаются у россиян на долгие годы, через которые уже и не вспомнить, от какого работодателя они достались. В таких случаях операторы рекомендуют обращаться в салоны и переоформлять связь на себя. Видимо, большинство сделает это только после того, как останется без связи.
Кстати, у тех, кто не передал данные о себе сотовым операторам, могут возникнуть проблемы и с мессенджерами, поскольку по новому закону такие приложения идентифицируют пользователей по сведениям от операторов.
Мобильные операторы перестали подключать россиян к безлимитным тарифам
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press
Российские мобильные операторы «Вымпелком» (бренд «билайн»), «МегаФон» и Tele2 перестали подключать новых абонентов к тарифам с безлимитным мобильным интернетом, у МТС такая опция осталась только на двух премиальных тарифах. Об этом пишет Forbes.
Представители «Вымпелкома» и «МегаФона» сообщили изданию, что в их актуальных тарифных планах такой возможности нет, в Tele2 отметили, что оператор убрал ее много месяцев назад. При этом представитель «МегаФона» пояснил, что после подключения абонент может позвонить в контакт-центр и попросить подключить безлимитный интернет, однако издание не уточняет, на каких условиях.
Вместе с тем сотовые операторы отметили, что отсутствие возможности подключения безлимитных тарифов не распространяется на действующих абонентов актуальных тарифов.
Ранее гендиректор «ТМТ Консалтинга» Константин Анкилов предупредил, что более половины корпоративных мобильных номеров россиян (16 миллионов) могут отключить от услуг связи после 1 декабря. Отключения могут произойти из-за нарушения закона «О связи», регулирующего оборот серых сим-карт. Согласно внесенным в декабре 2020 года поправкам в закон, корпоративные абоненты должны внести сведения о конечных пользователях сим-карт в единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) портала «Госуслуги». Как рассказал Анкилов, более половины клиентов мобильных операторов до сих пор этого не сделали.
Операторы лишили россиян безлимитного интернета
В России почти исчезли тарифы с безлимитным интернетом, а те, что остались, стоят слишком дорого для большинства россиян. Операторы не объясняют причины отказа от этой опции, а лишь говорят, что большинству абонентов хватает и нескольких гигабайтов в месяц. Происходящее может привлечь внимание ФАС. В прошлом операторы уже отменяли безлимит на мобильный интернет, но позже вновь возвращали эту услугу.
Гигабайтов на всех не хватит
Российские операторы связи из состава «Большой четверки» лишили россиян возможности пользоваться безлимитным мобильным интернетом, пишет Forbes. Тарифы с соответствующей опцией полностью исчезли из списка предложений «Билайна», и Tele2, а «Мегафон» и МТС все еще могут предложить абонентам безлимитный мобильный интернет, но для этого придется пойти на ряд условий.
Как пишет Forbes, представители «Билайна» и Tele2 подтвердили факт полного отсутствия возможности пользования безлимитным мобильным интернетом на действующих тарифах доступных для подключения новым и старым абонентам. В МТС, по информации издания, эта опция осталась всего лишь на двух тарифах, да и те отличаются чрезмерно высокой для подавляющего большинства россиян абонентской платой – более 2000 руб.
Абонентам «Мегафона» для подключения этой услуги придется потратить время на звонок в колл-центр и на уговоры оператора подключить безлимит.
Спасения нет
По заверениям представителей «Большой четверки», абоненты действующих, но уже недоступных для подключения тарифных планов по-прежнему могут пользоваться безлимитным интернетом, если такая опция входит в них. Однако неизвестно, как долго это продлится.
Опрошенные Forbes эксперты заявили, что в будущем ограничения могут коснуться и тех, кто не собирается переходить на новые тарифы и продолжает пользоваться своим нынешним. «Если у вас тарифный план, в котором был безлимитный интернет, то вы будете им пользоваться ровно до момента, пока тариф не станет архивным. Например, на моем тарифе интернет безлимитный, он остается действительным, но для новых подключений такой опции просто нет», – заявил источник Forbes.
Следует отметить, что безлимитный интернет все же можно найти даже в составе тарифов, списанных в архив много лет назад. Для примера, в 2016 г. «Билайн» предлагал абонентам тарифы с постоплатной системой расчетов, одним из преимуществ которых был именно безлимитный интернет. Это было одно из основных условий тарифов. Оператор не может сменить абоненту тариф против его воли. В связи с этим многие абоненты постоплатных тарифов продолжают пользоваться безлимитным мобильным интернетом
Не всем нужны бесконечные гигабайты
Как пишет Forbes, из общей массы абонентов сотовых сетей лишь около трети имеют доступ к безлимитному мобильному интернету. И только 5% из них расходуют свыше 100 ГБ трафика в месяц.
Согласно другим экспертным оценкам. 80% абонентов мобильных сетей потребляют порядка 12 ГБ трафика ежемесячно. На 10% приходится потребление в пределах 20 ГБ, 2% абонентов расходуют свыше 100 ГБ трафика.
Представитель «Билайна» сообщил Forbes, что большинство абонентов с подключенной опцией безлимитного интернета расходуют не более 50 ГБ трафика в месяц. 70% из них не превышает порог в 20 ГБ.
По подсчетам аналитиков «Мегафона», в сети этого оператора складывается аналогичная ситуация. Пользователи безлимитного интернета редко выходят за 50 ГБ. Представитель «Мегафона» подчеркнул, что такой объем есть и в действующих тарифах. Редакция CNews убедилась, что в линейке тарифов «Мегафона» для Москвы 50 ГБ есть только на тарифах «Максимум», VIP и «Премиум» за 850 руб. 1100 руб. и 2000 руб. в месяц соответственно. Тем временем, жителям Адыгеи для получения такого объема придется перейти на тариф VIP стоимостью 1010 руб. в месяц.
В «Билайне» есть возможность подключения тарифа с 75 ГБ трафика. Это тариф «Твое решение», стоимость которого зависит от выбора опций и региона проживания абонента.
Безлимит выгоден только абонентам
Опрошенные Forbes эксперты считают, что безлимитный интернет невыгоден операторам, на нем они деньги не зарабатывают. При этом абоненты с такой услугой на тарифе могут расходовать большие объемы трафика и повышать нагрузку на сеть, что негативно скажется на качестве ее работы и скорости доступа к интернету других абонентов.
Со слов гендиректора аналитического агентства «ТМТ Консалтинг» Константина Анкилова, операторам выгоднее давать абонентам лимитированные тарифы, так как это позволяет им больше зарабатывать на них. Он подчеркнул, что Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) постоянно следит за тарифами на связь в России и, в теории, может не одобрить исключение безлимитного интернета из списка опций.
Анкилов отметил, что даже если ФАС обратит на это внимание, у операторов будет чем ответить. «Операторы могут обосновать свое решение тем, что они не в состоянии подключить сейчас сети пятого поколения (5G) для разгрузки инфраструктуры, при этом им нужно обеспечить абоненту стабильное качество услуг», – сказал гендиректор «ТМТ Консалтинг».
История повторяется
Россияне уже сталкивались с отменой безлимитного мобильного интернета и последующим возвращением этой опции. Все началось в 2014 г., когда на базе сети «Мегафона» заработал виртуальный оператор Yota. Он-то и познакомил жителей России с мобильным интернетом, в котором не нужно считать потраченные гигабайты.
Примеру Yota незамедлительно последовали и федеральные операторы.
В конце 2016 г. бывший гендиректор «Билайна» Шелль Мортин Йонсен (Kjell-Morten Johnsen) предупредил, что скоро операторы отменят безлимитный интернет. Прогноз сбылся через несколько месяцев – сперва безлимит отключила Yota, а затем подтянулись и другие операторы.
Летом 2018 г. сотовые операторы неожиданно решили вернуть тарифы с неограниченным мобильным интернетом. В середине августа 2018 г. на это решился МТС, а через пару дней безлимит появился и у «Билайна». Другие операторы тоже не заставили себя долго ждать.
Спустя три года операторы вновь решили отобрать безлимит у россиян. Когда они вернут его в следующий раз, остается неизвестным.