Что творится с бензином в приморском крае
Бензин не для всех: жители Приморья призывают власти разобраться с дефицитом, которого якобы нет (ФОТО; ВИДЕО)
В редакцию VL.ru сообщают об отсутствии топлива в Приморском крае. Заправочные станции «ННК-Приморнефтепродукт», которые в некоторых населённых пунктах являются единственной заправкой в радиусе десятков километров, не отпускают АИ-95 и АИ-92. Где-то висят таблички «ремонт», но тут же заправляются машины госслужб.
Очередь в несколько сотен метров собралась перед заправкой ННК в Арсеньеве. По сообщениям операторов, здесь идёт ремонт, но заправляют по топливным картам машины госслужб, причём не только экстренные, но и те, с кем заключён государственный контракт.
«Это очередь на одной-единственной заправке в Арсеньеве, – показывает на видео читатель. – Остальные заправки «Альянса» (старое название «ННК-Приморнефтепродукт». – Прим VL.ru) повесили таблички «ремонт» и не отпускают топливо. Отпускают только якобы государственным [службам], по госконтрактам, и пошло-поехало. А людям с детьми, кто едет далеко в районы, заправляться негде. Каждая вторая машина по госконтракту – с канистрой».
Далее мужчина заходит со включённой камерой на телефоне в помещение АЗС и просит, чтобы ему продали 20-25 литров топлива. Операторы, которые тоже начинают снимать его в ответ, отказывают ему в продаже, говоря, что это «распоряжение администрации «Альянса».
Мужчина указывает, что, несмотря на табличку «ремонт», на колонках с АИ-92 и АИ-95 заправка всё же производится – причём автомобили заливают не только в баки, но также льют топливо и в канистры. Семья направлялась в Чугуевку, но не добралась до дома.
«Простояли только что на последней коммерческой заправке в Арсеньеве – и топливо закончилось. Теперь реально придётся искать, где ночевать с двумя детьми, не добравшись до дома. Искусственно создаваемый дефицит топлива вопреки заявлениям губернатора о десятидневном запасе! Олег Николаевич, вы сегодня на совещании говорили, что проблем нет, что у вас создан десятидневный запас топлива», – говорит мужчина.
В Варфоломеевке на заправку стоит очередь из десятков автомобилей.
О ситуации в Приморском крае сообщил зампреду правительства РФ по энергетическому комплексу Александру Новаку и глава «Российского топливного союза» Евгений Аркуша. Копия обращения есть в распоряжении редакции VL.ru.
«В этом году объёмы переработки нефти, производства и поставок высокооктановых автомобильных бензинов на внутренний рынок снижаются, плановые показатели, рекомендованные Минэнерго РФ, в полном объёме не выполняются, товарные остатки на НПЗ и ПНПО нефтяных компаний критически низкие. На многих базисах сбытовых структур нефтяных компаний наблюдается ограничение отгрузок предоплаченного товара, по товару, купленному на биржевых торгах, сроки отгрузки увеличиваются сверх установленного нормативного срока в 30 дней. Снижение производства привело к нарушению баланса спроса/предложения, в том числе и на биржевом рынке, резкому росту биржевых индикаторов, вслед за которыми повысились и мелкооптовые цены. В условиях недостатка предложения некоторые нефтяные компании покупают топливо на бирже в ходе основной торговой сессии, оказывая негативное влияние на рост биржевых индикаторов. С 21 декабря 2020 года по 22 января 2021 года биржевые индикаторы по автомобильным бензинам выросли примерно на 16%, или на 8000 рублей за тонну, а розничные цены выросли в соответствии с темпами инфляции, что привело к диспаритету оптовых и розничных цен. В этих условиях оптовые цены для розничных операторов практически сравнялись с потребительскими, а в ряде регионов даже превысили их. Особенно тяжёлая ситуация сложилась в регионах, моторное топливо в которые традиционно поступает с удалённых от них нефтеперерабатывающих заводов. Для примера, на сегодняшний день в Приморском крае оптовая цена топлива с учётом доставки превышает розничные цены от 1 до 3 рублей за литр в зависимости от базиса отгрузки. Диспаритет цен, к сожалению, уже сегодня вынуждает независимых операторов в ряде регионов поднимать розничные цены выше темпов инфляции», – говорится в обращении.
«Российский топливный союз» просит принять меры для стабилизации обстановки, в частности, увеличить объёмы переработки нефти и производства автомобильных бензинов, увеличить нормативы продаж до 11% и 7,5% для бензина и дизельного топлива соответственно, ускорить реализацию принятого решения о субсидировании тарифов на железнодорожные перевозки автомобильного бензина и дизельного топлива до балансовых пунктов, расположенных на территории ДФО, а также ряд других.
Отметим, что УФАС по Приморскому краю посчитало заявление о диспаритете цен потенциальным нарушением. В заявлении главы «Приморского топливного союза» Владимира Чирскова, который сказал, что Дальний Восток – это единственный регион с таким положением дел, усмотрели потенциальное нарушение закона о защите конкуренции.
«В связи с публичным заявлением о прогнозе роста цен автомобильных бензинов на АЗС края, Приморская ФАС России выдала президенту «Приморского топливного союза» предостережение о недопустимости совершения планируемых действий (бездействия) в связи с тем, что такое поведение может привести к нарушению части 5 статьи 11 и части 1 статьи 11.1 Федерального закона от ФЗ «О защите конкуренции». Приморское УФАС России напоминает, что коммерческим и некоммерческим организациям запрещено осуществлять координацию экономической деятельности, кроме того, запрещены согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, если такая координация или такие действия могут привести, в том числе к установлению или поддержанию цен», – говорится в сообщении ведомства.
При этом никаких проблем ни в реальном росте цен на топливо, ни в сложившихся посреди зимы перебоях с поставками бензина антимонопольная служба не замечает.
«СМИ били тревогу»: что на самом деле происходит с бензином во Владивостоке
Во Владивостоке автовладельцы обратили внимание на очередное повышение цен на топливо. А вот слухи о дефиците бензина и дизеля оказались сильно преувеличенными. Ситуацию на автозаправочных станциях изучили корреспонденты Общественного телевидения Приморья.
Бензин есть, отставить панику! На крупных АЗС Владивостока нет дефицита топлива для авто. Еще на днях СМИ били тревогу: из-за снегопада и перекрытых дорог в городе начались перебои с поставкой бензина на крупные автозаправочные станции. Писали, что на некоторых АЗС не было 92 и 98 марки. В одной из компаний-поставщиков топлива на это отвечали:
Официальный представитель АО «ННК-Приморнефтепродукт»: «Проблем, связанных с наличием бензина на нефтебазах нет, топливо на АЗС поступает в полном объеме, доставка осуществляется бензовозами, которые соответствуют всем требованиям, применяемым к перевозке опасных грузов».
Сегодня на крупных городских АЗС бензин есть. Разве что на одной не оказалось дизеля. Но за эти дни после снегопада даже не все заметили, что были какие-то проблемы. Зато повышение цен на топливо – почти все.
Владислава Золотова, корреспондент: «Сразу четыре АЗС известной сети во Владивостоке закрываются. Здесь, на Борисенко, на Харьковской, Фадеева и Некрасовской. Остается всего пять. Еще недавно жители жаловались на резкий скачок тут цен на дизель. Сразу на три рубля».
Только директор сети утверждает, что заправки закрылись из-за разногласий с арендодателем по цене. Собственники уже вывезли своё имущество. Теперь не то что бензина – вывески нет. Территория огорожена. И даже не очищена от снега.
Часть независимых АЗС Дальнего Востока перестали продавать АИ-95 и АИ-98
Независимые АЗС Приморского края перестали продавать бензины АИ-95 и АИ-98, рассказал РБК Владимир Чирсков, глава Приморского топливного союза (объединяет девять компаний, которым принадлежит 70 АЗС). Например, по его словам, с июля входящая в союз сеть «Октант», совладельцем которой является Чирсков, перестала продавать АИ-98 на всех своих девяти заправках. Нет АИ-95 и АИ-98, по информации собеседника РБК, и на половине заправок сети «Бензо» (в союз не входит, владеет 31 АЗС).
«Перебои с поставками нефтепродуктов носят системный характер по всему краю. Мы подтверждаем факт частичного ограничения реализации ГСМ (горюче-смазочных материалов. — РБК) в адрес физических лиц», — сказала РБК коммерческий директор сети «Бензо» Анна Моисеенко.
Почему на приморских АЗС пропал бензин
Единственный НПЗ на Дальнем Востоке, который продает бензин на бирже, — Комсомольский НПЗ «Роснефти» (владеет 30 АЗС в Приморье). В регионе есть и другой крупный завод — Хабаровский НПЗ, принадлежащий «Нефтегазхолдингу» экс-президента «Роснефти» Эдуарда Худайнатова. Но последний редко продает дизель мелким оптом: основную часть топлива завод поставляет на собственные заправки (владеет сетью из 270 АЗС в нескольких регионах Дальнего Востока, из них в Приморье — 92). По данным Приморского топливного союза, в регионе работает 335 заправок, большая часть (214) — у независимых сетей.
С конца июня оптовые цены Комсомольского НПЗ превышают розничные цены на АЗС «Роснефти» и «Нефтегазхолдинга», утверждает Чирсков. По его данным, на 31 июля в Приморском крае розничные цены обеих компаний на АИ-95 были на 8% (почти 4 руб. на литр) ниже оптовых цен Комсомольского НПЗ, а на АИ-98 — почти на 6% (3 руб. на литр). Владельцам независимых АЗС невыгодно покупать топливо на оптовом рынке для продажи, объясняет Чирсков.
Из-за чего выросли оптовые цены
Оптовые цены на АИ-95 выросли из-за ограничения предложения на бирже, считает глава Приморского топливного союза. По его словам, Комсомольский НПЗ «Роснефти» продает через биржу около 120 т АИ-95 в день, а рынку Дальнего Востока нужно не меньше 1 тыс. т этого бензина. «Роснефть» не удовлетворяет заявки потребителей на покупку бензина АИ-95 в мелком опте со своих нефтебаз, переориентируя их на биржу, утверждает Чирсков.
В «Роснефти» заявление главы союза опровергают. «Заявления Приморского топливного союза о занижении «Роснефтью» продаж топлива на Дальнем Востоке на бирже и мелким оптом являются необоснованными и не соответствующими действительности. Заявки, поданные «независимыми» сетями, в июле были удовлетворены компанией в полном объеме», — говорится в ответе пресс-службы «Роснефти», поступившем в РБК. Представитель «Роснефти» также уточнил, что заявки на приобретение бензина марок АИ-95 и АИ-98 со стороны розничной сети «Октант» в июле не поступали.
По данным «Роснефти», ежедневно Комсомольский завод продает на бирже 1,2 тыс. т различных видов бензина и дизеля, «что соответствует производственным возможностям предприятия». Из них компания действительно продает 120 т АИ-95 и АИ-98 в сутки, добавил ее представитель.
Представитель «Роснефти» указал, что в первую очередь топливом обеспечиваются ее собственные АЗС, но она не является монополистом по его продаже на региональных рынках: топливо можно приобретать через биржу или у других поставщиков.
В этом году Комсомольский завод снизил продажи топлива, отмечает гендиректор «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов. В июле прошлого года Комсомольский НПЗ продавал на оптовом рынке 3,3 тыс. т АИ-95 в месяц, а в этом году — 2,76 тыс. т, объясняет он. С конца мая оптовая цена на АИ-95 превысила уровень прошлого года, а к 31 июля составила 63 877 руб. за тонну, то есть стала на 26% выше прошлогоднего уровня (50 618 руб. за тонну).
Из-за пандемии заводы сократили производство, но когда спрос начал расти, так и не восстановили его до необходимого уровня, что и привело к росту оптовых и мелкооптовых цен, говорит президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша.
По словам Аркуши, такая ситуация сложилась по всей стране: оптовые, мелкооптовые и розничные цены на бензин находятся на таком уровне, что владельцы АЗС не в состоянии работать без убытка. Заправщикам нужно, чтобы разница между мелкооптовыми и розничными ценами составляла 5–6 руб. на литр, для покрытия эксплуатационных расходов, затрат на зарплаты, кредиты и т.д. Но сейчас в различных регионах эта разница составляет 2–3 руб. на литр или меньше, указывает он. На Дальнем Востоке ситуация еще сложнее, с учетом того что на бирже бензин продает только Комсомольский завод, а везти топливо с других НПЗ в этот регион слишком дорого из-за высоких железнодорожных тарифов, добавляет глава РТС.
Вырастут ли цены на заправках
Независимые АЗС уже продают АИ-95 на 3 руб. дороже, чем «Роснефть» и «Нефтегазхолдинг» (49 против 46 руб. за литр). Но если оптовые цены продолжат расти, в сентябре цены на заправках могут увеличиться до 55–57 руб. за литр, предупреждает Чирсков.
Владельцы независимых АЗС построили нефтебазы и АЗС (одна заправка — 70–100 млн руб., нефтебаза — от 300 до 500 млн руб.), купили бензовозы, но периодически вынуждены работать с отрицательной маржой, констатирует собеседник РБК. В результате, по его словам, например, в Хабаровском крае до 2018 года было около 20–25 владельцев заправок, но за последние два года большинство из них закрылись или находятся в процедуре банкротства, на рынке осталось три-четыре независимых компании.
Минэнерго рекомендовало нефтяникам увеличить производство, но ответственности за невыполнение рекомендаций не предусмотрено, говорит Аркуша. Топливные проблемы Дальнего Востока можно решить за счет снижения тарифов на железнодорожный транспорт: еще в начале года вице-премьер Юрий Борисов поручил к маю их значительно сократить, напоминает он. Но, по словам Аркуши, это поручение не выполнено до сих пор.
РБК направил запрос представителю Борисова.
Ситуация на Дальнем Востоке регулярно обсуждается в ФАС и Минэнерго, рассказывает один из участников рынка. «Необходим более детальный контроль со стороны регулирующих инстанций над диспаритетом розничных и оптовых цен крупнейших нефтяных компаний, а также контроль над биржевыми ценами и объемом биржевого ресурса, что позволит независимым участникам устанавливать на АЗС конкурентоспособную цену с оптимальной маржинальностью», — считает Моисеенко из «Бензо». По мнению Турукалова, в решении проблемы могло бы помочь ограничение для «Роснефти» экспорта прямогонного бензина и компонентов бензина, а также увеличение выпуска товарного бензина и его поставок на внутренний рынок. «Компания поставляет на биржу самые большие объемы моторного топлива для развития рыночного индикатива», — парирует представитель «Роснефти».
Представитель Минэнерго отказался от комментариев, представитель ФАС не ответил на запрос РБК.
В российском регионе бензин подорожал до 75 рублей
На Дальнем Востоке взлетели розничные цены на автомобильное топливо. В Сахалинской области дизельное топливо стоит уже 75 рублей за литр. Об этом говорят фотографии с АЗС в телеграм-канале газеты «Углегорские новости».
Издание сообщает, что на автозаправках города АИ-92 подорожал до 66 рублей за литр, АИ-95 стоит 70 рублей, а дизель продается по 72-75 рублей за литр. «Это не фантастика, а реальность. Сказочные цены. Сказать, что мы в шоке, — ничего не сказать», — констатируют журналисты.
По информации сахалинских СМИ, за месяц автомобильное топливо в регионе подорожало в среднем на 10 рублей, рост цен заметили не только в небольших городах, но также в областном центре — Южно-Сахалинске.
В начале ноября министр энергетики России Николай Шульгинов назвал стоимость бензина искусственно заниженной. По его словам, без мер правительства по корректировке цен на топливо (демпферного механизма), бензин на российских АЗС мог бы стоить дороже на 15 рублей за литр. Об этом глава Минэнерго сказал после того, как цены на топливо в России достигли исторического максимума.
В марте 2021 года Счетная палата предупредила о риске повторения в России топливного кризиса 2018 года. Тогда россияне ощутили резкий рост цен на бензин и дефицит топлива на фоне роста мировых цен на нефть. Это побудило правительство принять экстренные меры по стабилизации ситуации на внутреннем рынке.
Россияне ездят заправлять автомобили в Казахстан, где на российских АЗС бензин дешевле почти в два раза
Властям пришлось разработать демпферный механизм и частично минимизировать эффект от резких колебаний мировых нефтяных котировок на стоимость топлива в России. Но фактически цены на автозаправках неминуемо растут. В 2020 году в России вступил в силу запрет на ввоз в страну дешевого топлива. В результате жители приграничных регионов периодически ездят в Казахстан, где на российских АЗС бензин дешевле почти в два раза.
Механизм сглаживания цен (демпфер) призван компенсировать нефтяникам недополученную прибыль при поставках нефтепродуктов на внутренний рынок — по сравнению с более выгодной продажей на экспорт. Если экспортные цены оказываются ниже определенного уровня, то уже сами компании доплачивают в бюджет разницу. Именно поэтому они не могут снижать цены на автозаправках в России.
Глава аналитического центра «Независимого топливного союза» Григорий Баженов считает, что власти РФ создали нерыночную ситуацию, которая приводит к более быстрому росту цен на бензин и дизельное топливо, чем это произошло бы в нормальной конкурентной среде. По его словам, дальнейшая деятельность в том же направлении приведет к тому, что число АЗС в России сократится и автомобилистам, как в советские времена, придется возить в багажнике канистры с запасом топлива, чтобы не остаться в провинции один на один с заглохшей машиной.
Отсутствие бензина на заправках Дальнего Востока — не системный, а рукотворный кризис
Цены на оптовом рынке превысили розничные, и торговля стала убыточной, заявил господин Чирсков.
Странно, но больше всего тревогу бьют не водители (спрос на премиальное топливо в регионе минимален), а некоторые независимые АЗС, которые недовольны происходящим на рынке, прежде всего, снижением своей маржи. Дело в том что цены на заправках стабильны. Сверху они ограничены постановлением правительства от 2018 года, снизу — маржой (алчностью) АЗС. В то же время отпуск топлив с НПЗ идет по плавающим ценам, биржевым.
Стоит отметить, что недовольство независимых розничных игроков звучит только когда ситуация выводит их из зоны комфорта. Так в I квартале 2020 года независимые АЗС получили сверхприбыли благодаря обвалу мировых цен на нефть. Экспортная пошлина на нефтепродукты снизилась и как следствие потянула за собой и оптовые цены. При этом в рознице цена оставалась неизменной. Получается — АЗС покупали дешево, а продавали выгодно. Маржинальность АЗС в такие моменты достигает 20%. Подобное возникает достаточно часто, но, как правило, получать сверхмаржу получается недолго. Как только показатель маржинальности падает до 10-12% представители независимых розничных сетей начинают инициировать обсуждение темы цен на АЗС.
Особенно остро эта проблема стоит для Дальнего Востока. Обусловлено это двумя факторами — в регионе работает лишь 2 НПЗ: Комсомольский принадлежит компании «Роснефть», и Хабароскский — ННК. Основные сети АЗС принадлежат не крупным нефтяным компаниям, а независимым игрокам. Крупные компании, у которых есть свои нефтеперерабатывающие заводы, поставляют топливо в свои сети и на биржу. На бирже их могут покупать независимые компании, которые владеют АЗС. В целом биржевое ценообразование — прозрачно и понятно. Но именно эта прозрачность заставляет АЗС выкручивать руки и потребителям и властям. Независимым АЗС выгодней покупать топливо на нефтебазах, и они не хотят мириться с тем, что им предлагается осуществлять закупки на бирже на рыночных условиях.
«Владимир Чирсков давно уже приобрел известность на дальневосточном топливном рынке благодаря своим спекуляциям и агрессивным популистским кампаниям, — отмечает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. — Он не подавал заявок на покупку бензина у „Роснефти“, а теперь пытается представить ситуацию так, будто нехватка некоторых видов топлива связана с тем, что ему не предоставили необходимые объемы. В действительности же, Чирсков не хочет закупать данные объемы по рыночной цене и создает искусственный дефицит, обвиняя в этом госкомпанию. Он не желает мириться с потерей сверхприбылей, которые „независимые“ сети получали в момент резкого падения цен на нефть этой весной. Очевидно, что этот человек, выступающий от имени некоего Дальневосточного топливного союза обслуживает определенный политический заказ и работает на дестабилизацию социальной обстановки в регионе. Принадлежащая Чирскову розничная сеть „Октант“ в прошлом не раз закупала бОльшие объемы топлива, чем способна реализовать через собственные АЗС, чтобы заниматься затем спекулятивными продажами. Это способствовало возникновению дефицита топлива на Дальнем Востоке. А „независимые“ во главе с Чирсковым переводили стрелки на госкомпании, шантажируя государство и региональные власти и угрожая дестабилизацией обстановки».
Традиционно летом спрос на топливо начинает расти. Обусловлено это сельхозработами, северным завозом дизеля и мазута в отдаленные поселения, сезоном отпусков. Вслед за спросом растет и биржевая цена на топливо. Однако в последний месяц цены растут не сильно, на копейки за литр АИ-95. Обусловлено такое ценообразование сложной налоговой системой в нефтепереработке и рознице. Механизм демпфера, по словам экспертов, не работает, у НПЗ — минимальная, а иногда и отрицательная маржа, розница также не приносит существенной прибыли. «В себестоимости бензина на нефть приходится лишь около 30%, остальное — на налоги. Именно они не позволяют топливу реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Теоретически, чем ниже будет налоговая составляющая, тем гибче станут цены, а значит и у розницы появится возможность реагировать на цены» — заявил Директор Академии управления финансами и инвестициями Арсений Дадашев.
Хотя проблем с топливом на Дальнем Востоке хватает. Потребление всего макрорегиона — до 3 млн тонн в год, а производится на двух НПЗ только 1,5 млн тонн топлива. Везти далеко и дорого и часто нерентабельно, — с этой проблемой хорошо знакомы бизнесмены Дальнего Востока. Каждый год тарифы на транспортировку нефтепродуктов увеличиваются, а инвесторов, способных помочь в решении проблемы, отпугивает ручное управление ценами и «фискальный фанатизм».
При этом стабильно снабжать топливом требуется огромный регион, что существенно удорожает транспортировку нефтепродуктов. Если в Москве цена логистики за литр бензина — 1,8 рубля, то во Владивостоке показатель достигает уже 3,7 рубля, а в Южно-Сахалинске, куда топливо завозится только по морю — и вовсе 6,2 рубля за литр. В итоге получается чудо-логистика: на Сахалине добывают нефть. Ее везут в Комсомольск-на-Амуре, там перерабатывают и только затем на танкерах возвращают обратно. Выходит на 25-30% дороже, чем бензин в других регионах Дальнего Востока.
«В регионе не хватает перерабатывающих мощностей, — заявляет генеральный директор Инфо-ТЭК Терминал Рустам Танкаев. — В Центральном регионе 10 НПЗ, на Дальнем Востоке — 2. И не нужно перекладывать проблемы с больной головы на здоровую. Тот же Комсомольский НПЗ не может перерабатывать больше топлива, чем позволяют его мощности. Решать этот вопрос нужно на государственном уровне, создавая нормальные фискальные условия для реализации новых нефтеперерабатывающих проектов на Дальнем Востоке, снижая транспортные тарифы, чтобы можно было по адекватным ценам закупать топливо в других регионах, развивая альтернативную систему топливообеспечения. На сегодняшний день одним из самых быстрых способов разрешения ситуации могло бы стать развитие сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. С данной инициативой недавно выступил глава совета директоров „Газпрома“ Виктор Зубков. Это — комплексное решение вопросов как экологической, так и энергетической безопасности».
Однако сейчас возник искусственный дефицит премиальных бензинов — АИ95 и АИ-98 — эти марки в полном объеме, необходимом для нужд региона производятся на местных НПЗ.