Что толстой сделал для россии
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Лев Толстой – вклад России в мировую литературу
Его произведения «Война и мир» и «Анна Каренина» ознаменовали собой вершину русского романного искусства. 9 сентября исполнилось 186 лет со дня рождения Льва Николаевича Толстого.
Сегодня о России в западных СМИ пишут мало хорошего. Когда речь идет о политике президента Владимира Путина, проводятся параллели с автократичным правлением Ивана Грозного, Петра Великого или Иосифа Сталина. Но когда речь заходит о литературе, например, о новом переводе романа «Война и мир» или экранизации «Анны Карениной», даже самых ярых русофобов охватывает восторг. Поскольку с произведениями Льва Николаевича Толстого русская литература достигла своей вершины.
В жизни и в творчестве Толстой не олицетворял собой противоположность русского человека того времени, напротив, он был тесно с ним связан. Время жизни он понимал как часть русского мира, в нем он видел исходную точку своего творчества, его он хотел направить на правильный путь. В день, когда великому писателю исполнилось бы 186 лет, всемирная поисковая машина Google разместила на своей странице дудл, посвященный Толстому.
Толстой был насквозь русским человеком. Его отец происходил из дворянского рода, у семьи было родовое имение в Ясной поляне, в 200 километрах к югу от Москвы с 300 крепостными. Лев Толстой относился к числу среднестатистических русских дворян, чье мышление и действия на протяжении многих поколений было тесно связано с царской Россией.
Он изучал восточную словесность в Казани, но обучение не закончил, отправился в армию. Но то, что двадцатилетний молодой человек стремился улучшить состояние своих «душ», как назывались крепостные, показывает, что Толстой рано почувствовал признаки изменения общества и менталитета.
«Я хочу образования для народа»
Подходящие для себя средства для выражения протеста он нашел в литературе. «Севастопольские рассказы», вышедшие в 1855 году, сделали Толстого известным в один миг.
Но он видел себя не просто в рамках традиции Пушкина или Гоголя, которые возвели русский язык на вершину мировой литературы. Толстой хотел просвещать, воспитывать, образовывать. В одном письме он писал: «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами. на меня находит тревога, ужас. Я хочу образования для народа».
Он писал школьные учебники, которые издавались миллионными тиражами. Но его устремления не были этим полностью реализованы. И семейная жизнь с немкой по происхождению Софьей Андреевной Берс, которую он взял в жены в 1862 году, и с которой у него родилось 13 детей, также не могла заполнить его полностью. «Есть вещи, которые я люблю больше добра — славу».
Образец морали
Роман «Война и мир» Толстой писал на протяжении семи лет. Он вышел в 1869 году. На создание романа «Анна Каренина» (1978) ушло пять лет. Эти произведения принеслиа втору известность, сделали его образцом морали. Толстой использовал свою славу, чтобы обратить внимание на растущие социальные искажения, которые все больше потрясали и разъедали царскую Россию.
В то время как представители интеллигенции выступали за радикальные меры, Толстой делал основной упор на русскую душу. Еще в «Войне и мире» герой Пьер Безухов, наследник огромного состояние, осознает, что именно простые крестьяне спасли Россию от Наполеона и его Великой армии.
Толстой вернулся в свое имение в Ясную поляну близ Тулы. Открыл для себя вегетарианство и выступал за простой образ жизни. Невыносимо, когда в господском доме много внимания уделяется изысканным, утонченным блюдам. В то время как вокруг царят жуткая бедность и голод, писал Толстой.
Основываясь на этой позиции, писатель яростно критиковал православную церковь, которую он считал защитницей автократического устройства и дворянства. То, что Толстой все-таки придерживался христианской веры и морали, существенно отличало его от революционеров 1905 и 1917 годов.
Пример для Махатмы Ганди
Только слава его романов уберегла Толстого от преследований, которые могли обрушиться на писателя из-за его критики общества. И последующие поколения пытались отделить автора русского национального эпоса «Война и мир» от критика господствующих в стране обстоятельств.
Поворот заметен в более поздней повести «Холстомер», которая символизировала неподвластные времени предостережения, о которых писал Толстой. «Есть люди, которые землю называют своею, а никогда не видали этой земли и никогда по ней не проходили. И люди стремятся в жизни не к тому, чтобы делать то, что они считают хорошим, а к тому, чтобы называть как можно больше вещей своими».
Сам индийский борец за свободу Махатма Ганди обозначил это кредо Толстого основной идеей книги. На Владимира Путина, который с удовольствием выступает в роли спасителя России в духе «Войны и мира», вероятно, этот отрывок особого впечатления не произвел.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Толстой Лев Николаевич
Детство
Лев Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в именитой дворянской семье в родовой усадьбе матери Ясная Поляна Тульской губернии. Он был четвертым ребенком в семье. Но в уже в детстве будущий великий писатель осиротел. После очередных родов, когда Льву не было и двух лет, умерла мать. Еще через семь лет, уже в Москве, внезапно умер отец. Опекуном над детьми была назначена их тетя – графиня Александра Остен-Сакен, но и ее скоро не стало. В 1840 году Лев Николаевич вместе с братьями и сестрой Марией переехал в Казань к другой тете – Пелагее Юшковой.
Обучение
В 1843 году повзрослевший Лев Николаевич поступает учиться в престижный и один из самых известных Императорский Казанский университет по разряду восточной словесности. Однако после успешных вступительных экзаменов будущий светило русской литературы посчитал обучение и экзамены формальностью и провалил итоговую аттестацию за первый курс. Чтобы заново не проходить обучение, молодой Лев Толстой перевелся на юридический факультет, где он не без проблем, но все-таки перешел на второй курс. Однако здесь он увлекся французской философской литературой и, не доучившись на втором курсе, покинул университет. Но обучение не прервал – поселившись в доставшейся ему по наследству усадьбе Ясная Поляна, он занялся самообучением. Каждый день он ставил перед собой задачи и пытался их выполнять, анализируя проделанное за день. Кроме того, в распорядок дня Толстого входили работа с крестьянами и налаживание быта в поместье. Чувствуя вину перед крепостными, он в 1849 году открыл школу для крестьянских детей. Но самовоспитание молодого Толстого не задалось, далеко не все науки его интересовали и давались ему. Решить эту проблему он собирался в Москве, готовясь к кандидатским экзаменам, но вместо них увлекся светской жизнью. То же самое повторилось и в Петербурге, куда он уехал в феврале 1849 года. Не досдав экзамены на кандидата прав, он вновь уехал в Ясную Поляну. Оттуда он часто приезжал в Москву, где много времени уделял азартным играм. Единственным полезным навыком, который он приобрел в эти годы, была музыка. Будущий писатель научился неплохо играть на рояле, результатом чего стало сочинение вальса и последующее написание «Крейцеровой сонаты».
Военная служба
В 1850 году Лев Толстой начал написание автобиографической повести «Детство» – далеко не первого, но достаточно крупного и значимого своего литературного произведения. В 1851 году к нему в имение приехал старший брат Николай, служивший на Кавказе. Необходимость перемен и финансовые трудности заставили Льва Николаевича присоединиться к брату и отправиться с ним на войну. И к осени того же года он был зачислен юнкером в 4-ю батарею 20-й артиллерийской бригады, стоявшей на берегу Терека под Кизляром. Здесь у Толстого вновь появилась возможность писать, и он, наконец, закончил первую часть своей трилогии «Детство», которую летом 1852 года отправил в журнал «Современник». В издании оценили работу молодого автора, и с публикацией повести к Льву Николаевичу пришел первый успех.
Но и о службе Лев Николаевич не забывал. За два года на Кавказе он не раз участвовал в стычках с неприятелем и даже отличился в бою. С началом Крымской войны он перевелся в Дунайскую армию, вместе с которой оказался в гуще войны, пройдя и Сражение у Черной речки, и отбивая атаки врага на Малаховом кургане в Севастополе. Но даже в окопах Толстой продолжал писать, опубликовав первый из трех «Севастопольских рассказов» – «Севастополь в декабре 1854 года», который также был благосклонно принят читателями и высоко оценен самим императором Александром II. Вместе с этим артиллерист-писатель пытался добиться разрешения на издание простенького журнала под названием «Военный листок», где могли бы публиковаться склонные к литературе военные, но эта идея не получила поддержки у властей.
Творческий путь и признание
В августе 1855 года Льва Николаевича отправили курьером в Петербург, где он дописал оставшиеся два «Севастопольских рассказа» и остался, пока в ноябре 1856 года окончательно не оставил службу. В столице писателя приняли очень хорошо, он стал желанным гостем в литературных салонах и кружках, где сдружился с И.С. Тургеневым, Н.А. Некрасовым, И.С. Гончаровым. Однако Толстому это все быстро наскучило, и в начале 1857 года он отправляется в заграничное путешествие. В последующие четыре года он побывал во многих странах Западной Европы, но так и не нашел того, что искал. Европейский образ жизни ему категорически не подходил.
Жена стала для писателя настоящей спутницей жизни. С ее помощью он приступает к созданию своего самого знаменитого романа «Война и мир» о российском обществе в период с 1805-го по 1812-й годы, отрывки и главы которого он публиковал с 1865-го по 1869-й годы.
Творческий и философский перелом
Следующим великим произведением автора стал роман «Анна Каренина», над которым Толстой начал трудиться в 1873 году. После этого романа в творчестве Льва Николаевича наступил идейный перелом, выразившийся в новых взглядах писателя на жизнь, отношении к религии, критике власти, внимании к социальным аспектам устройства общества. Произведения на сюжеты светской жизни больше его не интересовали. Все это нашло свое отражение в автобиографическом произведении «Исповедь» (1884). Далее последовали религиозно-философский трактат «В чем моя вера?», «Краткое изложение Евангелия», а позже – роман «Воскресение», повесть «Хаджи-Мурат» и драма «Живой труп».
Вместе со своим творчеством изменился и сам Лев Николаевич. Он отказывается от богатств, одевается просто, занимается физической работой, отделяя себя от остального мира. Огромное внимание Толстой уделяет вопросам веры, но эта философия уводит его далеко от лона Русской православной церкви. К тому же церковные устои активно критикуются в таких произведениях писателя, как роман «Воскресение», из-за чего Священный синод в 1901 году отлучает его от Церкви, хотя данное решение скорее было констатацией факта, нежели какой-то мерой.
Вместе с тем Толстой много времени уделяет помощи крестьянам, заботится об их образовании и пропитании. Во время голода в Рязанской губернии Лев Николаевич открывал для нуждающихся столовые, где кормились тысячи крестьян.
Последние дни
28 октября (10 ноября) 1910 года Толстой тайно покидает Ясную Поляну и случайными поездами направляется в сторону границы, но на станции Астапово (ныне Липецкая область) он вынужден покинуть поезд из-за начавшегося воспаления легких. 7 (20) ноября великого писателя не стало. Умер он в доме начальника станции на 83-м году жизни. Льва Николаевича Толстого похоронили в его имении Ясная Поляна в лесу на краю оврага. На похороны приехали несколько тысяч человек. Дань памяти писателю отдали и в Москве, и в Петербурге, и даже за рубежом. По случаю траура были отменены некоторые развлекательные мероприятия, приостанавливалась работа заводов и фабрик, люди выходили на уличные демонстрации с портретами Льва Николаевича.
Исполняется 100 лет со дня смерти Льва Толстого. Строго говоря, он умер 7 ноября по старому стилю, т.е. 20 ноября по новому. Но я выбрал 7 ноября не случайно. Символическое совпадение «толстовских дней» и дня большевистской Революции.
Крестьяне интуитивно не признавали частную собственность на землю, не признавали легитимность этой собственности.
Левин: «Все эти люди, как наши откупщики, наживают день ги так, что при наживе заслуживают презренье людей, пренебрегают этим презреньем, а потом бесчестно нажитым откупаются от прежнего презренья».
— Да, но каким трудом? Разве это труд, чтобы добыть концессию и перепродать?
— Разумеется, труд. Труд в том смысле, что если бы не было его или других ему подобных, то и дорог бы не было.
— Да кто ж определит соответствие?
Эту экономическую систему Толстой отвергал, как и все русское крестьянство. Но противопоставить ей ничего не мог. Левин «нутром чует», что он морально прав, но понимает и то, что по его правде экономическое колесо крутиться не будет.
Остается два выхода.
Толстой отвергал власть правящей царской бюрократии. С кем она борется, от кого «охраняет общество»?
«Всех этих людей хватали, запирали, ссылали совсем не потому, что эти люди нарушали справедливость или совершали беззакония, а только потому, что они мешали чиновникам и богатым владеть тем богатством, которое они собирали с народа. Все те слова о справедливости, добре, законе, вере, Боге и т.п. были только слова и прикрывали самую грубую корысть и жестокость».
Когда эта мысль овладела массами крестьян, одетых в солдатские шинели, царская Россия была ОБРЕЧЕНА.
Но если царская бюрократия лжива, корыстна, бессовестна, то что же лучше? Гражданское общество?
Но свято место пусто не бывает.
Выход предложил Ленин: «ВЛАСТЬ НАРОДА», «диктатура пролетариата», т.е. диктатура Партии и ВЧК.
Я пишу это не чтобы «оспорить Толстого», а чтобы показать, какие сложные и ЖИВЫЕ вопросы он ставил. Мы до сих пор путаемся «в трех березках», обсуждая эти темы.
Как 110 лет назад Лев Толстой изменил мир
Лев Николаевич Толстой был не только выдающимся писателем, ещё при жизни ставшим признанным классиком, но и мыслителем, повлиявшим на ход истории.
Фото © Getty Images
20 ноября исполнилось ровно 110 лет со дня смерти Льва Толстого. Ещё при жизни он стал выдающимся классиком русской и мировой литературы, одинаково признанным и на Западе, и на Востоке. Но, не удовлетворившись этим, Толстой создал собственное религиозно-философское учение, которое оказало значительное влияние на ход мировой истории.
Каждый советский и российский школьник читал (или хотя бы пытался) произведения писателя в рамках школьной программы. Между тем сама по себе личность автора ничуть не менее интересна, чем его творчество. Настолько яркой личностью был Лев Николаевич, сумевший изменить мир уже после смерти.
Братья Сергей Николаевич, Николай Николаевич, Дмитрий Николаевич и Лев Николаевич Толстые (слева направо). Репродукция. Фото © ТАСС
Лев Толстой был одной из самых противоречивых личностей своей эпохи. Большинство мировых религий категорически осуждают беспорядочные половые связи, однако терпимо относятся к сексуальной жизни в браке. Толстой пошёл гораздо дальше и в своих поздних статьях и произведениях выступал против каких-либо плотских связей вообще. «Крейцерова соната» стала настоящим гимном антисексуальности.
И всё бы ничего, только сам Толстой в жизни был чрезвычайно любвеобилен. 13 детей, рождённых в браке, и по меньшей мере один внебрачный от крестьянки — немалая цифра даже по тем временам. «Я блудник», — сокрушался Толстой в дневнике на седьмом десятке лет.
Все свои любовные приключения и переживания по их поводу Лев Николаевич скрупулёзно заносил в дневник, который вёл большую часть жизни. Перед свадьбой с Софьей Берс он настоял на том, чтобы будущая супруга прочитала его. Софья Андреевна была потрясена любовным размахом избранника.
Писатель Лев Толстой с супругой Софьей Толстой. Фото © ТАСС / Эйхенвальд А.
Несмотря на военное прошлое, Толстой был убеждённым противником армии как инструмента насилия и принуждения. Также негативно он относился к государству, которое считал суеверием, и правительству — «силе, призванной нарушать справедливость». Патриотизм Лев Николаевич называл не иначе как «пережиток варварских времён» и считал категорически несовместимым с его учением.
Однако сам писатель был явно несвободен от патриотических чувств. В интервью для газет он говорил, что не поддерживает ни японцев, ни русских в их бессмысленной войне. А придя домой, писал в дневнике, что ему «очень больно из-за потери Порт-Артура». Татьяна Кузьминская, сестра Софьи Андреевны, вспоминала, как к Толстому пришли студенты, чтобы обсудить Русско-японскую войну. Один из них имел неосторожность одобрить сдачу Порт-Артура японцам, после чего Лев Николаевич рассвирепел: «В наше время Порт-Артур бы не сдали! Сами бы погибли, взорвали крепость, с голоду бы пропали, да не сдались!» От неожиданности студенты спешно ретировались.
Толстой с ранних лет был страстным охотником. Писатель испытывал настоящий экстаз, выслеживая зверя. Порой эта страсть даже мешала его работе, и в своих дневниках он с удовлетворением отмечал, что сезон завершился и теперь наконец можно вернуться к литературе. Всех своих сыновей он с пелёнок приучал к охоте, считая её важной частью обучения.
Фото © Getty Images
Вместе с тем пункт о непричинении зла стал одной из фундаментальных основ его учения. В середине 80-х Толстой решил стать вегетарианцем и призывал к этому всех своих последователей. Именно толстовцы стали популяризаторами этой диеты в России. Они открывали первые вегетарианские столовые в крупных городах, которые одновременно были местом их встреч.
Толстой сумел отказаться от убийства животных, но не смог до конца одолеть свою тягу к охоте. Порой он уходил в лес, чтобы представить себя на охоте и вновь пережить эти сладкие мгновения. Горький вспоминал, как они однажды гуляли по лесу уже после того, как Толстой «завязал», и наткнулись на зверя: «Вдруг под ноги подкатился заяц. Лев Николаевич подскочил, заершился весь, лицо вспыхнуло румянцем, и эдак старым зверобоем как гикнет».
Фото © Getty Images
Уже при жизни писателя почитателей его идей, стремившихся жить в соответствии с этими заветами, стали называть толстовцами. Наиболее широко это движение распространилось в России, хотя позднее его последователи появились и за границей. На пике популярности в рядах толстовцев насчитывались десятки тысяч человек. К середине ХХ века движение пошло на спад.
Однако в 60-е годы в США возникло движение хиппи, которое наиболее близко было толстовским идеям. В определённой степени появление этой субкультуры изменило Америку, а с ней и большую часть мира. Фундаментальной основой толстовства был пацифизм и отказ от насилия. В движении хиппи эти взгляды также играли преобладающую роль, даже символом этой субкультуры стал знак «пацифик».
Толстовцы стремились к «опрощению» — отказу от материальных благ, высокого статуса, частной собственности. Они уходили от «мирской жизни» в коммуны, где пытались жить «естественной и простой» жизнью. Хиппи тоже отвергали «общество потребления», бросали работу и учёбу, чтобы уйти в коммуны и жить там в гармонии с миром.
Толстовство было синкретическим течением, впитавшим установки и принципы многих религий. Хиппи также испытывали тягу к синкретизму в духе new age. И те и другие разделяли недоверие к государству и политике в целом, а высшими ценностями считали свободу и любовь к ближнему. Впрочем, были и отличия. Хиппи проповедовали свободную любовь. А Лев Николаевич хоть и прожил значительную часть жизни в соответствии с принципом free love, но позднее передумал и решил, что плотские утехи только всё портят.
Лев Николаевич Толстой
Гениальный автор «Войны и мира» и «Анны Карениной», известный на весь мир писатель – Лев Николаевич Толстой был не просто литератором, но властителем умов многих поколений. Его произведения переведены на 98 языков, изданы многомиллионными тиражами, а имя писателя неоднократно входило в список нобелевских номинантов.
Ранние годы
Учеба в университете и самообразование
В 1844 году Л.Н. Толстой начал учебу в престижном Казанском университете, избрав специальность «арабо-турецкая словесность». Но в следующем году сменил направление на юриспруденцию. А еще через два года им было принято решение оставить учебу и поселиться в Ясной Поляне, чтобы начать самообразование и позаботиться о судьбе крепостных крестьян. В итоге цели, поставленные в плане образования, были достигнуты весьма успешно. Толстой овладел несколькими языками (и с годами их количество только росло). Кроме того, он много читал и анализировал как свою личную жизнь, так и окружающую действительность. Результатом первых измышлений стал личный дневник, начатый Толстым еще в 1847 году. Этот дневник писатель продолжал вести вплоть до ноября 1910 года.
Поездка на Кавказ
В 1851 году молодой писатель отправился вслед за своим братом на Кавказ, где с 1817 года продолжались военные действия. Здесь Толстой провел почти три года волонтером. Он принимал участие в набегах, столкновениях с горцами, жил в казачьей станице. Впечатления тех лет нашли свое отражение в военных рассказах («Кавказский пленник») и повестях («Казаки», «Хаджи-Мурат»). В 1854 году Толстой отправился в Севастополь, где в числе русской армии принимал участие в обороне города, а спустя еще два года ушел в отставку и вернулся в Петербург.
В период своего пребывания на Кавказе Толстой написал свое первое литературное произведение – повесть «Детство». В 1852 году она была впервые опубликована на страницах журнала «Современник». Толстому к тому времени исполнилось всего лишь 24 года, и он был настолько не уверен в успехе, что даже решил не подписывать рукопись своим именем, оставив в конце лишь никому не известные инициалы «Л.Н.», а редактору отправил деньги на возврат текста. В дальнейшем были напечатаны «Юность» и «Отрочество», составившие трилогию, посвященную истории души ребенка, подростка и юноши. В этом новом направлении литературного творчества Толстой был первооткрывателем (в повествовании подробности душевной жизни вышли на первый план, отодвинув события на второй), что ведущий критик того времени Н.Г. Чернышевский назвал «диалектикой души».
Педагогические опыты и семейная жизнь
В 1857 и в 1860-61 гг. Толстой путешествовал по Европе. Западные страны произвели на писателя двоякое впечатление: с одной стороны, он увидел свободу, с другой – жестокость наказаний, равнодушие и безразличие к человеческой судьбе (рассказ «Люцерн»). Во время второй поездки Толстой изучал вопросы народного образования, но остался не доволен тем, как эта проблема решалась в Европе. Вернувшись на Родину, он открыл сельскую школу в Ясной Поляне, а позднее начал издавать педагогический журнал.
В 1862 году состоялась женитьба Л.Н. Толстого на Софье Берс, 18-летней дочери врача Кремлевского дворцового ведомства. Семейная жизнь Толстых продолжалась 48 лет, насыщенных различными делами: заботы по хозяйству, воспитание детей (их в семье родилось 13, но пятеро умерли во младенчестве), учебные занятия с крестьянскими детьми, интенсивная литературная работа (жена копировала многочисленные исправленные рукописи мужа).
В 60-е годы, в пору счастливых лет семейной жизни, Толстой написал роман-эпопею «Война и мир». Работа длилась без малого семь лет и была закончена в 1869 году. Отраженные в романе масштабные исторические события и социальная жизнь общества, характерные для эпопеи, ставят роман Толстого в один ряд с «Одиссеей» и «Илиадой» Гомера. В «Войне и мире» нет главного героя, нет единой сюжетной линии, от начала и до конца на страницах романа появляются 559 персонажей. Повествование состоит из художественных глав и отступлений (исторических и философских). Новаторством Толстого стало и то, что он открыл подлинную сторону войны: все военные события представлены буднично и повседневно, но при этом они становятся испытанием душевных способностей человека, проверкой его личностных качеств.
Перемены во взглядах
В 70-е годы Л.Н. Толстой одновременно работал над написанием «Анны Карениной» и «Азбуки». В своей «Азбуке» писатель не изобрел нового способа преподавания грамматики, но создал прекрасный цикл детских рассказов. Работа над «Анной Карениной» отнимала много сил. Толстой использовал свой метод «диалектики души», но с применением пушкинского принципа изображения жизни: движения души передавались в жесте, реплике, взгляде (внешние детали преобладали над внутренним диалогом и монологом).
Последние годы жизни
Л.Н. Толстой умер от воспаления легких в 1910 году, спустя десять дней после своего ухода из Ясной Поляны. За время своего последнего странствия он посетил Оптину пустынь и Шамординский монастырь, там жила его сестра Мария. В монастыре он не остался, потому что не хотел участвовать в обрядах. Ему нужно было просто уединение.
Похоронили Л.Н. Толстого в Ясной Поляне. Его могила находится на краю оврага, там, где, согласно давней легенде, закопана зеленая палочка, хранящая тайну всеобщего счастья на земле.
Монеты и медали, посвященные Л.Н. Толстому
В 1928 году к 100-летнему юбилею со дня рождения Л.Н. Толстого в Советском Союзе было подготовлено сразу три собрания сочинений писателя: в 12-ти, 15-ти томах и весь свод сочинений (включая дневники и письма) в 90 томах. 150-летие писателя праздновалось по всему миру еще более широко: в 1978 году в СССР также было издано новое собрание сочинений, почтовые марки, открытки, конверты и настольная медаль. Медаль диаметром 35 мм и весом 30 г изготовлена латуни. На её лицевой стороне представлен портрет писателя, на обороте – даты жизни и цитата из сочинений В.И. Ленина о значении творчества Толстого.
Настольная медаль «150 лет со дня рождения Л. Н. Толстого»
К 150-летию Л.Н. Толстого также была выпущена памятные 1000 лир 1978 года Сан-Марино. Монета из серебра 835-й пробы весит 14,6 г при диаметре 31,4 мм. Интересен портрет писателя, представленный на реверсе. Его автор – знаменитый итальянский художник Пьетро Аннигони (1910-1988), портретист и медалист, работавший в традициях ренессансной живописи, интерпретируя их на современный манер. Аннигони известен как автор портретов Елизаветы II, папы римского Джона XXIII, президента США Джона Кеннеди, британской принцессы Маргарет и иранского шаха Мохаммада Резы Пехлеви.
Сан-Марино, 1000 лир 1978 года «150 лет со дня рождения Льва Николаевича Толстого»
Еще одна известная памятная монета с портретом Л.Н. Толстого (1 рубль) была отчеканена в 1988 году к 160-летию со дня рождения писателя. На реверсе использован тот же классический портрет, что и на памятной медали.
1 рубль 1988 года «160 лет со дня рождения Л.Н. Толстого»