Что то слышится родное в долгих песнях ямщика
Александр Пушкин — Зимняя дорога: Стих
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне…
Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.
Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.
Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.
Анализ стихотворения «Зимняя дорога» Пушкина
А. С. Пушкин одним из первых среди отечественных поэтов удачно сочетал в своих произведениях пейзажную лирику с личными чувствами и переживаниями. Примером этого служит знаменитое стихотворение «Зимняя дорога». Оно было написано поэтом во время поездки в Псковскую губернию (конец 1826 г.).
Поэт совсем недавно был освобожден из ссылки, поэтому находится в печальном настроении. Множество бывших знакомых отвернулось от него, свободолюбивые стихотворения не пользуются популярностью в обществе. К тому же Пушкин испытывает значительные финансовые затруднения. Окружающая поэта природа также наводит тоску. Автора совершенно не радует зимняя поездка, даже обычно веселый и ободряющий «колокольчик… утомительно гремит». Заунывные песни ямщика обостряют грусть поэта. Они представляют собой чисто русское оригинальное сочетание «разгулья удалого» с «сердечной тоской».
Нескончаемые российские версты, отмечаемые путевыми столбами, утомительно однообразны. Кажется, что они могут тянуться всю жизнь. Поэт ощущает необъятность своей страны, но это не приносит ему радости. Слабый огонек представляется единственным спасением в непроглядном мраке.
Автор предается мечтам об окончании путешествия. Возникает образ таинственной Нины, к которой он и едет. Исследователи не пришли к единому мнению, кого Пушкин имеет в виду. Некоторые считают, что это дальняя знакомая поэта С. Пушкина, с которой его связывали любовные отношения. В любом случае автора согревают воспоминания о женщине. Он представляет себе жаркий камин, интимную обстановку и уединение с любимой.
Возвращаясь к действительности, поэт с грустью отмечает, что скучная дорога утомила даже ямщика, который уснул и оставил своего барина в полном одиночестве.
В каком-то смысле «зимнюю дорогу» Пушкина можно сравнить с его собственной судьбой. Поэт остро чувствовал свое одиночество, он практически не находил поддержки и сочувствия своим взглядам. Стремление к высоким идеалам – вечное движение по необъятным русским просторам. Временные остановки в пути можно считать многочисленными любовными романами Пушкина. Они никогда не были долгими, и поэт был вынужден продолжать свое утомительное путешествие в поисках идеала.
В более широком смысле стихотворение символизирует общий исторический путь России. Русская тройка – традиционный образ отечественной литературы. Многие поэты и писатели вслед за Пушкиным использовали его в качестве символа национальной судьбы.
Зимняя дорога (Пушкин)
Точность | Выборочно проверено |
Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.
Общественное достояние Общественное достояние false false
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
5 По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.
Варианты автографа
А. Черновой автограф.
Сквозь волнистые туманы [
1]
Пробирается луна
На печальные поляны
Льет печальный свет она. [
По дороге зимней скучной
Тройка борзая бежит
Колокольчик однозвучный
Предо мной гремит гремит [
Сердце русское простое
[Слышно] в [песни] ямщика
5] [русское простое]
[Слышно] в песнях ямщика
[Что слышится живое ]
В [т ] песнях ямщика
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика
То разгулье удалое
То душевная тоска
[Ель под инием сребрится]
[Сосны инием сребр тся]
Скучно-грустно. друг мой [нежный]
[Завтра] [на ]
Скучно-грустно. друг [сердечный]
Скучно-грустно.
>
[Скоро ль радостной рукою]
[Постучусь]
[Скоро ль в комнате тв ] [
Скучно-грустно. друг мой Нина
Радость сердца и очей [
7]
Буду завтра у камина [
8]
В светлой комнате твоей
Скучно-грустно. друг мой Нина
Завтра к милой
Я забудусь у к
Загляжусь не на
[Лишь порой ему на встречу]
[Полосатые версты]
9]
М и глушь — на встречу мне [
10]
Только версты полосаты
Попадаются
[Стрелки часовые]
[Тихо стрелки часовые]
Звучно стрелка часовая
Путь свой полный совершит [
11]
В полночь тьма ночная
Звучно стрелка часовая
Путь свой мерный совершит
И докучных удаляя [
12]
Полночь нас не разлучит [
Скоро ль Нина — Путь мой скучен [
Скоро ль Нина—Путь мой скучен
Светит бледно лик луны [
15]
Колокольчик однозвучен
Смолкнул
Скоро ль Нина—Путь мой скучен
Светит бледно лунный лик
Колокольчик однозвучен
Дремля смолкнул мой ямщик
Б. Отличия первой беловой редакции.
Примечания
См. также комментарий Бонди. У Александра Алябьева есть романс на это стихотворение.
Русские поэты о Зимушке-Зиме
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска.
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег. На встречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.
ВОТ СЕВЕР, ТУЧИ НАГОНЯЯ (отрывок из поэмы «Евгений Онегин»)
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
Щенка прогуливает тетя.
Щенок расстался с поводком.
И вот на бреющем полете
Летят вороны за щенком.
Сверкает снег…
Какая малость!
Печаль, куда же ты девалась?
ВЕЧЕР ТИХИЙ И МОРОЗНЫЙ
Вечер тихий и морозный.
Только снега нет и нет.
За окном включили звезды,
В доме выключили свет.
Из-за леса туча вышла
Дом притих и замолчал
Ночью кто-то еле слышно
В окна лапками стучал,
А под утро в серебристой
Белоснежной тишине
Кто-то чистый и пушистый
На моем лежал окне.
Еду. Тихо. Слышны звоны.
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
За окошком в белом поле –
Сумрак, ветер, снеговей.
Ты сидишь, наверно, в школе,
В светлой комнатке своей.
Зимний вечер коротая,
Наклонилась над столом:
То ли пишешь, то ль читаешь,
То ли думаешь о чем.
Кончен день – и в классах пусто,
В старом доме тишина,
И тебе немножко грустно,
Что сегодня ты одна.
Из-за ветра, из-за вьюги
Опустели все пути,
Не придут к тебе подруги
Вместе вечер провести.
Замела метель дорожки, –
Пробираться нелегко.
Но огонь в твоем окошке
Виден очень далеко.
Что хоть лениво и несмело
Луч возникает за лучом,
А небо так еще всецело
Ночным сияет торжеством.
Но не пройдет двух-трех мгновений,
Ночь испарится над землей,
И в полном блеске проявлений
Вдруг нас охватит мир дневной.
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
«ЗИМА. Огромная, просторная зима. »
Зима. Огромная, просторная зима.
Деревьев громкий треск звучит, как канонада.
Глубокий мрак ночей выводит терема
Сверкающих снегов над выступами сада.
В одежде кристаллической своей
Стоят деревья.
Тёмные вороны,
Сшибая снег с опущенных ветвей,
Шарахаются, немощны и сонны.
В оттенках грифеля клубится ворох туч,
И звёзды, пробиваясь посредине,
Свой синеватый движущийся луч
Едва влачат по ледяной пустыне.
Но лишь заря прорежет небосклон
И встанет солнце, как, подобно чуду,
Свет тысячи огней возникнет отовсюду,
Частицами снегов в пространство отражён.
И девственный пожар январского огня
Вдруг упадёт на школьный палисадник,
И хоры петухов сведут с ума курятник,
И зимний день всплывёт, ликуя и звеня.
В такое утро русский человек,
Какое б с ним ни приключилось горе,
Не может тосковать.
Когда на косогоре
Вдруг заскрипел под валенками снег
И большеглазых розовых детей
Опять мелькнули радостные лица.
Вот и выпал первый снег,
первый снег,
Он покрыл долины рек —
первый снег.
А река течёт черна,
первый снег,
Вся жива ещё до дна,
первый снег.
Вся любовь моя черна,
первый снег,
Вся жива ещё до дна,
первый снег.
Льдом покроется она,
первый снег,
Но на свете есть весна,
первый снег!
Я приветствую тебя,
первый снег,
Не жалея, не скорбя,
первый снег.
Хоть невесело идти,
первый снег,
На седом твоём пути,
первый снег.
На первый снег взглянул щенок
И ничего понять не мог.
— Откуда столько белых мух
Набилось к нам на двор?
А может это птичий пух
Летит через забор.
Он пасть раскрыл — и снегу хвать —
И стал задумчиво жевать.
Жует, жует, но вот беда!
На языке одна вода.
Совсем сконфузился щенок
И в конуру обратно лег.
Он был не глуп, а просто мал
И снег впервые увидал…
Вечер тихий
И морозный,
Только снега
Нет и нет.
За окном
Включили звёзды,
В доме
Выключили свет.
Из-за леса
Туча вышла.
Дом притих
И замолчал.
Ночью кто-то
Еле слышно
В окна лапками
Стучал.
А под утро
В серебристой,
В белоснежной
Тишине
Кто-то чистый
И пушистый
На моём лежал
Окне.
***
Ах, кто не любит первый снег
В замёрзших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!
В деревне празднуют дожинки,
И на гармонь летят снежинки.
И весь в светящемся снегу,
Лось замирает на бегу
На отдаленном берегу.
Стихотворение и анализ «Зимняя дорога»
Сквозь волнистые туманы
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.
Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
Полночь нас не разлучит.
Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Отуманен лунный лик.
Краткое содержание
А. Веруш-Ковальский. Зима. Ночное путешествие
Стихотворение было написано в 1826 году, который оказался одним из самых нелегких и в жизни, и в творчестве Пушкина. Мрачное настроение, в котором пребывал поэт в этот период, нашло свое выражение в строках данного произведения.
Начинается оно с описания унылого зимнего пейзажа – туманного холодного вечера, тусклого света луны, однообразных верстовых столбов, пустынных полей и монотонной дороги, по которой катится одинокая повозка. Каждое из этих определений пронизано тоской и меланхолией, которые одолевают героя. Даже звон колокольчика и песня ямщика не оживляют эту безрадостную картину. Все пронизано тоской и унынием.
Пребывая в состоянии усталости и одиночества, герой погружается в мечты, где ему чудится образ возлюбленной, по которой путник скучает и надеется на скорую встречу. Воспоминания о девушке немного отвлекают героя от мрачных мыслей и разнообразят утомительную поездку.
Как и во многих других произведения, написанных в тяжелые для поэта времена, основной темой здесь являются размышления о жизни и судьбе, которая ассоциируется у него с долгой, бесконечно печальной дорогой.
Анализ
История создания
Стихотворение «Зимняя дорога» было написано через год после декабрьского восстания на Сенатской площади. Это событие повлекло за собой трагические последствия для судеб его участников, многие из которых были товарищами Пушкина. Сам поэт в это время находился в ссылке в Михайловском.
Почти все исследователи единогласно считают, что данное произведение автобиографично. Существует несколько версий его появления. Исходя из первой версии, стихотворение поэт написал по дороге к губернатору Пскова, куда он был вызван на дознание. Согласно второй версии, произведение посвящено дальней родственнице поэта Софии Пушкиной. С этой девушкой автора связывали не только родственные, но и романтические отношения. В январе 1826 года Пушкин сделал ей предложение, но получил отказ. На высоте этих эмоций и была написана «Зимняя дорога». Считается, что образ некой Нины – это и есть образ его возлюбленной Софии.
Существует и другое мнение. Некоторые пушкиноведы настаивают на том, что стихотворение поэт написал после московской поездки, во время которой он лично встречался с императором Николаем Первым. Государь пообещал поэту покровительство, но разговор, несмотря на это, был напряженным.
Пушкину предстояло вернуться в Михайловское. В то время на него навалились еще и финансовые проблемы. Предположительно, во время обратного пути Пушкина и посетила мысль сочинить такое стихотворение.
Датой публикации «Зимней дороги» стал 1828 год. Напечатал ее альманах «Московский вестник». Вскоре Пушкину было разрешено передвигаться по России, однако, снятие этого запрета не улучшило его отношений с властями.
Персонажи и образы
Центральным героем стихотворения является путник, совершающий зимнюю поездку по ночной дороге. Его образ можно соотнести с самим Пушкиным, что явно прослеживается во второй части, где повествование ведется от первого лица. Есть в произведении и второстепенные персонажи, это ямщик и девушка по имени Нина.
Первая строфа знакомит читателя с образом заснеженного пейзажа и образом бесконечной дороги, вдоль которой время от времени высвечиваются в лунном свете полосатые верстовые столбы. Вся эта картинка дополняется образом ямщика, песни которого сменяются дремой.
Образу безмолвного и неподвижного пейзажа противопоставлен образ тройки лошадей и образ однозвучного колокольчика.
Во второй части перед читателем возникает смутный, почти призрачный женский образ. С нетерпением ожидающий встречи герой, связывает его с образом уютной комнаты, где он может забыться у горящего камина.
Сюжет и композиция
Определенного сюжета в стихотворении нет. Состоит оно из семи четырехстиший (катренов). Композиция – кольцевая. Начало стихотворения перекликается с его финалом. Начинается оно описанием лунного света, печально льющегося на поляны, и заканчивается отуманенным лунным ликом. Про это произведение можно сказать, что оно состоит из двух частей: в первой автор дает описание пейзажа, вторая часть посвящена обращению к Нине.
Литературное направление «Зимней дороги» – реализм. Здесь очень естественно переданы как описание ночного пейзажа, так и чувства путника. По роду это стихотворение – пейзажная лирика. Поскольку в стихотворении все проникнуто грустью, по жанру его можно назвать элегией.
Размер и средства художественной выразительности
Автор написал стихотворение четырехстопным хореем с перекрестной рифмой (АВАВ). Мужские рифмы чередуются с женскими.
Для усиления выразительности автор использует следующие средства:
Метафоры: «пробирается луна», «печальные поляны», «полночь нас не разлучит», «отуманен лунный лик».
Эпитеты: «волнистые», «удалое», «чёрная», «полосаты».
Инверсию (когда существительное меняется местами с прилагательным): «по дороге зимней», «тройка борзая», «стрелка часовая».
Противопоставление (антитезу): «То разгулье удалое, то сердечная тоска».
Проблематика и основная идея произведения
Во главе угла стихотворения – проблема одиночества. В семи строфах автор смог показать мрачную картину зимней ночи и одиночество героя среди заснеженных равнин. Картины безрадостного пейзажа перекликаются с глубокой печалью путника.
Во второй части автор затрагивает тему любви. Герой тоскует в разлуке с любимой женщиной и с нетерпением ожидает встречи. Некоторые исследователи сравнивали зимнюю дорогу с жизнью поэта. Но, если внимательно читать стихотворение, то в нем нет даже намека на такое сравнение. Герою просто не терпится встретиться с любимым человеком, и он делится с читателем временем, которое провел в дороге.
Пушкин: «Зимняя дорога»
А. С. Пушкин: «Зимняя дорога»
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне…
Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.
Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.
Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.
Анализ стиха А. С. Пушкина «Зимняя дорога»
А. С. Пушкин одним из первых среди отечественных поэтов удачно сочетал в своих произведениях пейзажную лирику с личными чувствами и переживаниями. Примером этого служит знаменитое стихотворение «Зимняя дорога». Оно было написано поэтом во время поездки в Псковскую губернию (конец 1826 г.).
Поэт совсем недавно был освобожден из ссылки, поэтому находится в печальном настроении. Множество бывших знакомых отвернулось от него, свободолюбивые стихотворения не пользуются популярностью в обществе. К тому же Пушкин испытывает значительные финансовые затруднения. Окружающая поэта природа также наводит тоску. Автора совершенно не радует зимняя поездка, даже обычно веселый и ободряющий «колокольчик… утомительно гремит». Заунывные песни ямщика обостряют грусть поэта. Они представляют собой чисто русское оригинальное сочетание «разгулья удалого» с «сердечной тоской».
Нескончаемые российские версты, отмечаемые путевыми столбами, утомительно однообразны. Кажется, что они могут тянуться всю жизнь. Поэт ощущает необъятность своей страны, но это не приносит ему радости. Слабый огонек представляется единственным спасением в непроглядном мраке.
Автор предается мечтам об окончании путешествия. Возникает образ таинственной Нины, к которой он и едет. Исследователи не пришли к единому мнению, кого Пушкин имеет в виду. Некоторые считают, что это дальняя знакомая поэта С. Пушкина, с которой его связывали любовные отношения. В любом случае автора согревают воспоминания о женщине. Он представляет себе жаркий камин, интимную обстановку и уединение с любимой.
Возвращаясь к действительности, поэт с грустью отмечает, что скучная дорога утомила даже ямщика, который уснул и оставил своего барина в полном одиночестве.
В каком-то смысле «зимнюю дорогу» Пушкина можно сравнить с его собственной судьбой. Поэт остро чувствовал свое одиночество, он практически не находил поддержки и сочувствия своим взглядам. Стремление к высоким идеалам – вечное движение по необъятным русским просторам. Временные остановки в пути можно считать многочисленными любовными романами Пушкина. Они никогда не были долгими, и поэт был вынужден продолжать свое утомительное путешествие в поисках идеала.
В более широком смысле стихотворение символизирует общий исторический путь России. Русская тройка – традиционный образ отечественной литературы. Многие поэты и писатели вслед за Пушкиным использовали его в качестве символа национальной судьбы.
Читать стих поэта Александра Сергеевича Пушкина: «Зимняя дорога».