Что теперь вместо обэп
Сейчас вызывают на допрос к следователю по поводу того, что эта фирма подозревается
Я была «номинальным» директором ООО. Сейчас вызывают на допрос к следователю по поводу того, что эта фирма подозревается в отмывании денег. Я сама только открыла счет в банке. Никаких документов больше я не подписывала. Что мне может грозить?
Ответы на вопрос:
Для начала воспользуйтесь нормами ст.51 Конституции РФ согласно которой «1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания», а затем, лучше прибегните к помощи адвоката.
Может грозить уголовная ответственность. (ст. 173.2. УК РФ). Для того чтобы минимизировать риски Вам лучше обратиться за помощью к адвокату. И на допрос идти с ним. Вашу вину должны доказать (ст. 14 УПК РФ)
все будет зависеть от обстоятельств дела, возможно привлечение к уголовной ответственности по ст.174 УК РФ. Вам есть смысл воспользоваться статьей 51 Конституции РФ, чтобы не наговорить лишнего.
Ничего не грозит, если не совершали ничего противоправного. Воспользуйтесь ст.51 Конституции РФ, ни свидетельствовать против себя и своих близких и обращайтесь к адвокату, заключайте соглашение. Ст.779 ГК РФ.
Грозить Вам будет ст. 173.2 УК РФ, где установлена ответственность за это нарушение:
Статья 173.2. Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.
наказываются штрафом в размере от трехсот до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Примечание. Под приобретением документа, удостоверяющего личность, в настоящей статье понимается его получение на возмездной или безвозмездной основе, присвоение найденного или похищенного документа, удостоверяющего личность, а также завладение им путем обмана или злоупотребления доверием.
Номинальные директора являются лицами, имена которых применяются для оформления оффшорных фирм, что обеспечивает настоящим владельцам полную анонимность. Формальные руководители выполняют лишь небольшие представительские обязанности в рамках, очерченных истинными хозяевами компаний. Они не владеют полномочиями, позволяющими принимать решения по управлению предприятием, и требуются лишь для сохранения конфиденциальности истинных владельцев.
Если фирма, в которой вы – номинальный директор наделала долгов по заработной плате или попала под подозрение в уклонении от налогов, то у налоговой и/или правоохранительных органов появятся вопросы к её Генеральному директору.
Почему, ведь номинальный генеральный директор никак не участвовал в управлении фирмой?
По крайней мере, теперь его действия подпадают под ст. 173.2 УК РФ и наказываются:
штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 7 до 12 месяцев;
принудительными работами на срок до 3-х лет;
лишением свободы на срок до 3-х лет.
Подводя итог, можно сказать, что риск привлечения к ответственности за использование или ведение деятельности номинала теоретически есть. На практике же суровость российских законов продолжается компенсироваться необязательностью их исполнения. Подтверждение тому – недавно выпущенный журналом «Эсквайр» рейтинг номинальных директоров. Он хорошо иллюстрирует размах использования схем с номиналами на всех уровнях, а так же практику по привлечению к ответственности за это.
Согласен с коллегами, что Вам нужен толковый адвокат.
Хотя в УК РФ и нет отдельной статьи за обналичивание денег, лица, замешанные в подобной деятельности, могут быть призваны к ответу по целому ряду статей:
За уклонение от налогов – 198 (для физ лиц) и 199 (для организаций);
За пособничество в сокрытии средств, которые должны облагаться налогами – статья 199.2;
За подделку бумаг – 327 статья;
За незаконное предпринимательство – 171;
За лжепредпринимательство – 173;
За отмывание денег – статьи 174 и 174.1.
УК РФ, Статья 174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года.
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового.
3. Деяния, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
наказываются принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
4. Деяния, предусмотренные частью первой или третьей настоящей статьи, совершенные:
а) организованной группой;
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
УК РФ, Статья 174.1. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления
(в ред. Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года.
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового.
3. Деяния, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
наказываются принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
4. Деяния, предусмотренные частью первой или третьей настоящей статьи, совершенные:
а) организованной группой;
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
Смотря, что конкретно вам вменяют. Мошенничество, обнал, в каких размерах и т.д Вариантов много. Вы можете придти и сказать, что фирму оформили для занятия предпринимательской деятельности, а затем при каких-либо обстоятельствах документы были утеряны, и вы об этом даже не знали. Это (в грации) указать в объяснении, а затем отказаться по ст.51 Конституции, при условии возбужденного уголовного дела.
Для более полного ответа и ориентировании ваших действий, в ваших интересах, необходима полная информация.
Ответственность «номинального» директора зависит от того, на совершение какого деяния-преступления подписывались документы, это риторический вопрос, на него не возможно ответить не зная деталей, во всяком случае может присутствовать соучастие.
Статья 33. Виды соучастников преступления
См. комментарии к статье 33 УК РФ
1. Соучастниками преступления наряду с исполнителем признаются организатор, подстрекатель и пособник.
2. Исполнителем признается лицо, непосредственно совершившее преступление либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами (соисполнителями), а также лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, предусмотренных настоящим Кодексом.
3. Организатором признается лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими.
4. Подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом.
5. Пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.
Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/10108000/7/#ixzz4VNzkhXkl
Анастасия Вадимовна, общаться со следователем нужно только в присутствии адвоката. Заранее прогнозировать, какие вопросы Вам будут заданы, нельзя, а адвокат сможет ориентироваться на месте и давать рекомендации. При правильной тактике к ответственности Вас не привлекут.
Однако теоретически Вам могут вменить ст.ст. 173.2, 174, 174.1 УК РФ, в зависимости от изобретательности следователя. Имейте ввиду, ваша подпись на документах могла подделываться.
Я несколько дополню ответ юриста Шатаева С.И.:
Номинальные директора используются не только для создания оффшорных фирм. Также такие директора используются для совершения уклонения от уплаты налогов; легализации доходов, полученных преступным путем; перечисления крупных сумм денег через банковские счета без уплаты налогов и т.п. Строго говоря, понятия «номинального директора» в законодательстве даже не существует. Таким директором называют подставное лицо, совершающее действия в интересах действительного собственника компании.
Что вам это грозит? Я не знаю какие правонарушения будет вам вменять следователь, но сам факт предоставления паспорта для регистрации юридического лица позволяет вам вменить преступление, предусмотренное ст. 173.2 Уголовного кодекса РФ (незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица). В любом случае советую придти на допрос со своим адвокатом.
Можете ознакомиться с реальным приговором по сходному уголовному делу:
Именем Российской Федерации
Судья Ленинского районного суда Пронин П.В.,
с участием государственного обвинителя – заместителя прокурора Шумкиной О.В.,
подсудимого Андреева В.А.,
защитника подсудимого – адвоката Филимонова С.А.,
при секретаре Чепариной А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда уголовное дело в отношении:
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации,
В судебном заседании Андреев В.А. полностью согласился с предъявленным по ч.1 ст.173.2 УК РФ обвинением и заявил ходатайство о рассмотрении дела в особом порядке. При этом подсудимый заявил, что данное ходатайство им заявлено добровольно, после консультации с защитником, ему ясны последствия постановления приговора без проведения судебного разбирательства.
Защитник подсудимого – адвокат Филимонов С.А. поддержал ходатайство Андреев В.А., заявив, что он проконсультировал подсудимого о порядке и последствиях постановления приговора без проведения судебного разбирательства.
Поскольку Андреев В.А. обвиняется в совершении преступления, санкция которого предусматривает наказание, не превышающее 10 лет лишения свободы, ходатайство Андреев В.А. заявлено добровольно, после консультации с защитником, государственный обвинитель согласился с данным ходатайством, то суд приходит к выводу, что соблюдены все условия постановления приговора без проведения судебного разбирательства.
Рассмотрев материалы уголовного дела, суд приходит к выводу, что обвинение, которое предъявлено Андреев В.А. и с которым он согласился, обосновано и подтверждается материалами дела.
Суд считает, что действия Андреев В.А., должны быть квалифицированы по ч.1 ст.173.2 УК РФ, то есть предоставление документа, удостоверяющего личность, если эти действия совершены для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице.
В то же время суд полагает, что вменение органами предварительного следствия признака незаконного использования документов для образования (создания) юридического лица излишним, в связи с чем он подлежит исключению из обвинения.
При назначении наказания суд обстоятельств, отягчающих ответственность Андреев В.А. не усматривает, а к обстоятельствам, смягчающим ответственность, относит: совершение преступления впервые, полное признание виновности и раскаяние в содеянном, являющийся участником боевых действий.
По месту жительства Андреев В.А. характеризуется исключительно с положительной стороны, у психиатра и врача-нарколога на учете не состоит.
При назначении наказания суд соглашается с мнением государственного обвинителя в части назначения окончательного вида наказания, полагая, что с учетом личности подсудимого, наличия смягчающих, отсутствия отягчающих виновность обстоятельств, небольшой тяжести совершенного преступления, окончательно Андреев В.А. следует назначить наказание в виде обязательных работ.
Оснований для назначения наказания с учетом положений ст.64 УК РФ, а также наказания в виде штрафа и исправительных работ, суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.296, 303-304, 307, 316 УПК РФ, суд
п р и г о в о р и л:
Андреев В.А. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.173.2 УК РФ и назначить ему наказание в виде обязательных работ сроком сто восемьдесят часов.
Меру пресечения – подписку о невыезде и надлежащем поведении в отношении Андреев В.А. до вступления приговора оставить прежней, после вступления – отменить.
Вещественные доказательства: регистрационное дело ООО «» ОГРН №, хранить в материалах настоящего уголовного дела.
На приговор могут быть поданы апелляционное представление и/или апелляционная жалоба в Судебную коллегию по уголовным делам Челябинского областного суда в течение 10 суток со дня его провозглашения, с соблюдением требований ст.317 УПК РФ через Ленинский районный суд.
В случае подачи апелляционной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, о чем должно быть указано в его апелляционной жалобе.
В случае подачи апелляционного представления или апелляционных жалоб другими участниками судопроизводства, затрагивающих интересы осужденного, ходатайство об участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции подается осужденным в течение 10 суток с момента вручения ему копии апелляционного представления либо апелляционных жалоб.
Судья подпись П.В. Пронин
Подлинник приговора находится в материалах уголовного дела № 1-434/2016.
Как работает элита МВД (взгляд изнутри)
Корреспондент Первого антикоррупционного СМИ встретился и побеседовал с сотрудниками Управления экономической безопасности и противодействия коррупции от низового звена до уровня главка. Всем им задавались типовые вопросы о том, как они оценивают ситуацию с «внутренней» (в самом ведомстве) и «внешней» коррупцией, какими средствами и в какие сроки можно было бы оздоровить ситуацию. От их деятельности сегодня зависит экономическая безопасность страны.
Все собеседники pasmi.ru пожелали остаться анонимными экспертами: «мы государевы люди, никакого мнения иметь, а тем более высказывать, не можем, любое совпадение имен и должностей — и мы замучаемся объяснительные писать».
«РЕФОРМА НУРГАЛИЕВА (ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БЛОК)
Валентин, замруководителя Отдела экономической безопасности и противодействия коррупции одного из административных округов Москвы:
«Мы заметили повышение зарплаты. Было 25-30 тысяч, стало 70. Это хорошо. Других каких-то существенных изменений в системе замечено не было. Главная проблема — это кадровый голод. У меня дефицит почти 30%. При этом всегда есть больные, в отпуске, в итоге работать некому. А дел много и самые разные: нарушения авторских прав, мошенничество в интернете, фальшивые документы, обанкротившаяся турфирма и прочее прочее. По закону проверить каждое заявление мы должны в течение 3 суток, а мы не укладываемся и в 30. В ручном режиме садимся и выбираем приоритетные дела, где отработать проще и доложить начальству. При этом речь о проведении разработок и качественной оперативно-розыскной работе уже не идет».
Андрей, руководитель одного из подразделений Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции:
«Реформа… Мне сложно понять, в чем была ее суть. Огромные, незапланированные средства пошли неизвестно на что. Можно было просто повысить зарплату, других изменений не увидели.
Кадровый вопрос, конечно, стоит очень остро. И повышение зарплаты в 2 раза никак на него не повлияло. Нет специалистов, профессионалов. Нигде. Ни на низовом уровне, ни на уровне Главка. И даже если придет выпускник МГУ с красным дипломом, у него на 99% будет некомпетентный непрофессиональный руководитель, который не даст раскрыться потенциалу. Советская система кадров разрушена, а новой нет. Честный, порядочный сотрудник год-два помыкается, потом увольняется и идет в коммерческие структуры. Вот у меня друг недавно ушел. Система потеряла хорошего специалиста. Коммерческая структура платит ему 200 тысяч (в 4 раза больше, чем государство). Но это не такие огромные деньги…
Осталась самая главная проблема — кумовство, клановость. Это серьезная преграда на пути перспективных кадров».
Всеволод, экс-сотрудник Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции:
«Повышение зарплаты в 2 раза заметили все. Это удобно: раньше борец с оргпреступностью опасался покупать Mercedes, могли спросить: с каких доходов? А сейчас, когда белая зарплата 70-100 тысяч, можно купить свободно, дескать, взял в кредит. Это несомненный плюс реформы. А если серьезно, настоящее реформирование только начинается. Сейчас все встали на «паузу». Ждут, чем обернется приход Колокольцева. Все умерили аппетиты. Уже нет такого количества «обследов» офисов и складских помещений. Те из бывших коллег, кто был подальновиднее, имеют допзаработок за покровительство, за «крышу» каких-то компаний, живут на это и уже почти смирились. Остальные существуют на зарплату и мечтают вернуться к прежним схемам. Это тоже результат реформы. Бизнесу стало немного легче.
Мы должны понимать, что в той или иной степени в системе МВД (и в любой другой) запачканы все. Каждый когда-то нарушал, вымогал, брал, делил. Все цифры известны.
Возьмем региональный уровень, например, экономический блок УВД по одному из 10 административных округов города Москвы.
До реформы он делился на два подразделения — ОБЭП и ОНП (отдел по налоговым преступлениям).
По результатам «обследов» и запросов неофициальные доходы распределялись ЕЖЕМЕСЯЧНО следующим образом:
исполнители (ОБЭП) — 300 тысяч рублей, (ОНП) – до 500 тысяч.
Начальники отделений – примерно миллион (ОБЭП) и полтора миллиона (ОНП).
Начальники ОРЧ (оперативно-розыскной части) — от 2 млн и 3 млн соответственно.
Начальники подразделений (ОБЭП и ОНП) — от 5 млн и 6 млн соответственно.
Зам. по экономической безопасности УВД по административному округу — от 8 млн
Иногда действительно возникали ситуации, когда сотруднику напоминали, что он должен пойти и получить зарплату за полгода. Если рассматривать уровень города или федеральный уровень, — нужно просто дорисовывать ко всем цифрам ноль. Представляете, каких доходов многие лишились, пока идет смена власти в МВД и все ждут реального реформирования?»
НАШ «ОТВЕТ» КОРРУПЦИИ
Андрей, руководитель одного из подразделений Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции:
«Никакого адекватного ответа коррупции нет. О чем вообще речь? У нас в главке работает парень, который в рабочее время решает жилищный вопрос. Семья, дети, он проживает в общежитии и постоянно пытается улучшить свои условия. Это же ненормально. Как он будет охотиться на губернаторов-коррупционеров и сажать их, если он весь в долгах и ни один материальный вопрос не решен? Борец с коррупцией должен быть равен коррупционеру по своему материальному положению, по социальному статусу. Ездить на те же курорты, но служить при этом Родине! И полностью зависеть от государства, контролироваться им. Тогда он будет работать эффективно и давать результат. А так… сколько у нас задержано губернаторов-коррупционеров, министров, руководителей служб, агентств федерального уровня в прошлом году? Правильно. Ноль.
Вы вспомните лихие 90-е. Тогда самая главная неразрешимая проблема была — оргпреступность. Это был вызов государству. Доходило до того, что бандиты депутатов похищали даже не с целью выкупа и шантажа, а с целью воздействия на принятие каких-то законов. И был создан РУБОП с такими полномочиями, ну вы понимаете, любого тогда могли задержать на 15 суток без предъявления обвинения. Сейчас нам кажется — беспредел. Но это нормальные меры при чрезвычайной ситуации.
Да, рубоповцы сами мало отличались от бандитов. Они тоже брили голову, ездили на джипах и выглядели как братки, на их неофициальные доходы закрывали глаза. Но они были полностью подконтрольны государству и выполнили свою функцию на 100%. ОПГ были зачищены, их лидеры наполовину ликвидированы, часть посадили, остальным объяснили, что надо легализоваться и быть потише. Конечно, после выполнения задачи подразделения стали «паразитировать» и сами начали представлять угрозу системе, поэтому было принято решение структуру расформировать. Но даже сейчас, cпустя 15 лет, если войти в камеру, где сидят авторитетные парни из 90-х, и крикнуть: «Все на пол, РУБОП!», — зэки падают автоматически. Есть такая шутка на зоне, мне рассказывали. А ведь сколько лет уже нет никакого РУБОПа!
Так вот сегодня коррупция — такой же точно вызов обществу, и нам тоже нужны особые полномочия и условия для борьбы. Задача не стоит победить, — победить коррупцию или преступность полностью еще никому не удавалось, но снизить уровень до контролируемого – это реально».
Всеволод, экс-сотрудник Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции:
«Я оптимист и не склонен говорить, что все плохо и будущего нет. Я вижу, что медленно, очень медленно, но перемены идут. Меняется сознание, отношение к работе среди моих коллег. Да, активность коррупционеров значительно обгоняет нашу борьбу с ней. Мы опаздываем, мы отстали серьезно. Но пока еще все поправимо. Есть очень эффективные подразделения, группы, которые дают результат.
Есть надежда, что смена руководства МВД, назначение Рябцева руководителем управления «К» (это неплохое кадровое решение) изменят ситуацию, и деятельность по пресечению преступлений коррупционной направленности станет динамичнее и системнее. Не хочется говорить о реформировании и чистке прокуратуры и Следственного комитета. Однако очевидно, что на одном энтузиазме и реформе МВД ситуацию не изменить. Всем придется работать, другого выхода нет, иначе через 10 лет никакой страны не будет».
Андрей, руководитель одного из подразделений Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции:
«Что делать? Я вот недавно изучал европейский опыт. Читал с некоторой опаской, мы же знаем, что европейцы специально дают всякие советы, чтобы разрушить Россию. Ничего такого там не увидел. Наоборот очень толково все изложено и быстро применимо, в том числе, и у нас.
Я бы выделил два момента. Первый — это полиграф. Ежеквартальные или полугодовые проверки всего состава (и руководящего тоже) на полиграфе. Конечно, перед этим нужно объявить амнистию. Вот с 1 января 2013 года новая жизнь. Ты уже не превышаешь, не злоупотребляешь, не вымогаешь. И так вопрос формулировать: «Предлагали (брали ли вы) в ПОСЛЕДНЕЕ время взятку?». И чтобы работники полиграфа каждый месяц новые, чтобы проверка была реальная и эффективная. Это первый момент. Второй момент… Тут сложнее. Я считаю, что каждый сотрудник МВД должен быть менеджером. А руководство — топ-менеджерами. Что имеется в виду?
Проще всего проиллюстрировать на примере ГИБДД. Вот этот гаишник, который в любую погоду стоит в засаде на дороге, дышит выхлопными газами. Если он будет знать, что с каждого штрафа будет легально получать 30-40 процентов на свой счет, он не будет брать взятки. Тут вообще всем начинается одна сплошная выгода. Государство получит 60%, которые бы никогда не получило…. гаишник сможет легально строить дом, водители, зная, что «договориться» нельзя, будут ездить аккуратно.
Мы с моим приятелем, сотрудником ГИБДД, как-то взяли и прикинули, посчитали. Сколько дней в году, сколько в среднем штрафов выписывается, и пришли к выводу, что при такой системе он будет получать 500 тысяч в месяц! Легальный миллионер. И бонусом идет почет и уважение, повышение самооценки. Вот он, — европейский подход. Или мы, сотрудники по борьбе с экономическими преступлениями. Какой смысл нам сейчас раскручивать всю коррупционную цепочку, искать заказчика преступления? Мы хлопнули посредника на взятке, у нас «палка» есть, план идет, мы дальше не работаем. А если я мотивирован тем, что получу 30-40 процентов от украденного у государства (остальное, естественно, получит государство), я буду копать дальше, я найду все активы за рубежом, я буду искать доказательную базу, я раскручу всю цепочку. Главное, чего сегодня нет у полицейских, — нормальной мотивации. Старые, советские штампы про службу родине уже плохо работают».
Всеволод, экс-сотрудник Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции:
«Если бы я проводил реформу МВД, я бы пошел самым простым путем. Брал на службу самых высококвалифицированных специалистов, чтобы раскрыть коррупционные схемы, влияющие на экономическую безопасность страны, и вернуть активы, выведенные за рубеж. Я бы пригласил профессионалов финансово-кредитной сферы, которые все эти схемы знают прекрасно. Сколько у такого специалиста зарплата? 300-400 тысяч? Хорошо. Вот тебе эти деньги и плюс наш соцпакет (а это очень хороший соцпакет, поверьте!), и с сегодняшнего дня ты служишь Родине. Сейчас эти профессионалы работают против государства и народа, а надо взять их на службу. Я считаю, что и звание, и государственные награды — это хороший стимул, это многих привлечет.
Также очень важен дифференцированный подход к зарплатам и соцпакету. В том же банке никто не уравнивает специалиста аналитического отдела и охранника. В МВД должен быть тот же принцип.
Таким образом, я бы выровнял материальные возможности специалистов полиции с возможностями высококлассных профессионалов из смежных областей. Сделал службу в нашем ведомстве выгодной и статусной. Чтобы в экономическое подразделение МВД в очередь выстраивались, чтобы отбирать лучших на конкурсной основе. А потом уже вводить контроль за деятельностью и серьезные санкции за малейшие проступки.
По поводу процентов от конфискованного имущества, я бы подходил тоньше. Если будет прямая связь: тебе 30% от того, что ты конфисковал, будет много злоупотреблений. Нужна система премий, льгот. В полицию не должны идти люди ТОЛЬКО материально мотивированные, нам нужны высококлассные специалисты и патриоты страны».