Что теперь делать с техосмотром
Отмена техосмотра, новые камеры и другое: что ждет водителей в декабре
В декабре 2021 года автомобилистов ждет только одно важное изменение в законодательстве — решение судьбы законопроекта об отмене техосмотра. Однако на календаре стоит отметить еще несколько событий, чтобы избежать неожиданных штрафов и не попасть в неприятную ситуацию при встрече с ГИБДД.
Решение по отмене техосмотра: с 8 декабря до конца года
Перевести техосмотр на добровольную основу, приняв изменения во всех трех чтениях в Госдуме до конца года, обещали авторы законопроекта от партии «Единая Россия». Именно в декабре станет понятно, успеют ли депутаты исполнить свои обещания, или же водителям и в 2022 году придется проходить техосмотр, чтобы избежать проблем со страховыми компаниями.
Документ был принят в первом чтении 9 ноября. Однако для дальнейшего рассмотрения и принятия его авторам нужно доработать документ согласно указанию Правительства. Изменения нужно привести в соответствие с договором о Евразийском экономическом союзе. На предоставление новых поправок авторам дали 30 дней — до 8 декабря 2021 года.
Отведенного времени теоретически должно хватить на принятие законопроекта в оставшихся двух чтениях. При этом сами операторы пунктов техосмотра считают, что доработать документ не так просто, а также что разработка поправок может занять долгое время. Пока паниковать автомобилистам не стоит — штраф в 2 000 рублей за отсутствие диагностических карт должен заработать только 1 марта 2022 года, а полисы ОСАГО продают без диагностических карт.
Самой важной проблемой остаются взаимоотношения со страховой компанией, если у виновника ДТП по причине технической неисправности не окажется техосмотра. В таких случаях страховщики грозят регрессом. Есть и еще один нюанс: если отмена техосмотра на некоторое время забуксует, неизвестно, захотят ли операторы пунктов продлять разрешения на работу в этой сфере. Следовательно, если техосмотр все-таки будет нужен в начале 2022 года, пройти его получится не так быстро.
Договоры купли-продажи на подержанные машины через Госуслуги: до конца года
До конца 2021 года в Минцифре планируют добавить в функционал приложения Госуслуги опцию оформления договора купли-продажи на подержанную машину.
Подписать договор можно будет специальной зашифрованной электронной подписью, которая формируется через другое приложение Госключ: там будут храниться все подписанные в электронном виде документы.
Пользователи портала смогут подписывать документы при помощи электронной подписи и отправлять на регистрацию третьим лицам — а именно, в ГИБДД. Сделки в режиме онлайн можно проводить и сейчас — эта норма есть в ст. 160 Гражданского кодекса. Но без такого инструмента, как Госуслуги, физические лица предпочитали оформлять все документы лично. Новый сервис должен помочь в проверке собственника автомобиля и исключить некоторые риски.
Пени за неуплаченный транспортный налог: с 1 декабря
Оплатить транспортный налог за 2020 год необходим было успеть до 1 декабря. К тем, кто этого не сделал, налоговики применят суровые финансовые санкции. Неплательщику будут начислять пени за каждый день просрочки. Причем оплатить транспортный налог отдельно без этих дополнительных начислений у водителя не получится, так как пени автоматически становятся его частью. Если автомобилист отказывается платить транспортный налог в течение трех месяцев, ему вышлют особое уведомление с требованием оплатить задолженность. После этого срока долг передадут судебным приставам. Последние имеют право списывать задолженность с банковских карт и заблокировать счет.
Водителей, которые решили скрыть от ФНС факт владения машиной, обяжут оплатить налог и прибавят к этой сумме 20%. Кроме того, с неуплаченным транспортным налогом с автомобилем нельзя будет совершать никаких регистрационных действий. То есть продать машину и перерегистрировать на нового собственника не получится.
Новые выделенные полосы в Москве: с 13 декабря
Московским водителям нужно будет обновить данные об изменениях на привычных маршрутах: с 13 декабря заработает несколько новых выделенных полос общественного транспорта. Выделенки появятся на пяти участках дорог:
Техосмотр: внимание на новые правила
Отменили ли техосмотр?
Поправки в страховое законодательство РФ вступили в силу с 22.08.2021. Исключение требования о наличии диагностической карты при покупке полиса ОСАГО разделило владельцев авто на два лагеря: одни утверждают, что техосмотр теперь проходить не нужно, вторые — что нужно, т. к. без этого возникнут проблемы со страховой компанией.
Отметим сразу, что саму обязанность прохождения техосмотра никто не отменял. Эта обязанность закреплена сразу в нескольких законах и подзаконных актах:
Все эти документы не утратили силу и продолжают действовать. Поэтому обязанность по прохождению техосмотра, предусмотренная этими документами, тоже сохраняется.
Пошаговая инструкция по прохождению техосмотра автомобиля от экспертов есть в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите к указаниям.
Периодичность прохождения техосмотра указана в ст. 15 закона № 170-ФЗ и зависит от года изготовления авто (ранее речь шла о годе выпуска авто). Так, если возраст автомобиля от 4 до 10 лет, проходить техосмотр нужно раз в 24 месяца. При возрасте авто более 10 лет осмотр проводится каждые 12 месяцев. Более короткие сроки установлены для легковых такси и автобусов (подп. 4 п. 1 ст. 15 закона № 170-ФЗ).
Подробнее о периодичности прохождения техосмотра, в том числе о его освобождении, говорится в «КонсультантПлюс». Оформите пробный онлайн-доступ к К+ бесплатно и смотрите нужные положения.
Отметим, что никаких административных штрафов за отсутствие техосмотра сейчас не действует: они вводятся только с марта 2022 года.
Как быть с техосмотром для ОСАГО?
Изменения в законодательство об ОСАГО внесены новым законом от 02.07.2021 № 343-ФЗ.
Согласно документу, из ст. 16 закона № 196-ФЗ исключено упоминание о том, что полис ОСАГО выдается только после прохождения техосмотра. А из ст. 15 закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об ОСАГО» исключена обязанность предъявлять страховой компании диагностическую карту. Ранее это требовалось сделать перед заключением договора страхования.
Следовательно, с автовладельцев:
То есть два этих момента не стоит путать. То, что купить полис ОСАГО теперь можно будет без техосмотра, не отменяет обязанности по его прохождению.
Может ли страховая предъявить регрессное требование, если авто без техосмотра?
У владельцев авто в связи с введенным новшеством возникает закономерный вопрос: не сможет ли страховая при возникновении страхового случая (ДТП) взыскать ущерб с владельца в регрессном порядке, если авто не проходило техосмотр?
По закону такое действительно возможно. Но есть ряд нюансов.
Так, предъявить регрессное требование страховая сможет только виновнику ДТП, а не всем его участникам (подп. «и» п. 1 ст. 14 закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ с изменениями от 01.03.2021). Согласно данному подпункту, к страховой, возместившей ущерб, переходит право требования к лицу, причинившему вред, в случае если на момент ДТП истек срок действия диагностической карты.
То есть сначала страховая возмещает ущерб участникам ДТП, а потом в судебном порядке может взыскать потраченные деньги с виновника. Но и здесь страховая должна будет доказать, что причиной ДТП стала именно техническая неисправность автомобиля, а не нарушение ПДД.
Итоги
Для покупки полиса ОСАГО с 22.08.2021 больше не требуется диагностическая карта. Однако это не отменяет необходимости проходить техосмотр авто в установленные сроки. Отсутствие диагностической карты не влияет на получение страховой выплаты в случае ДТП. Право регрессного требования у страховых компаний имеется только к виновникам ДТП и только в случае, если оно связано с технической неисправностью авто.
О порядке расчета и транспортного уплаты налога узнайте из нашей рубрики «Транспортный налог».
Техосмотр 2021: его отмена забуксовала, водители радовались слишком рано
Обещанная автомобилистами отмена техосмотра столкнулась с неожиданными трудностями: поправки придется серьезно доработать, чтобы привести документ в соответствие с международным законодательством. Об этом предупредили операторы пунктов технического осмотра. Ранее авторы документа обещали, что техосмотр получится оперативно отменить в трех чтениях в Госдуме до конца года. Разбираемся, что придется доработать в законопроекте и успеют ли его принять в заявленные сроки.
На какой стадии сейчас отмена техосмотра
Комитет Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры одобрил 26 октября разработанный «Единой Россией» законопроект о техосмотре. Как сообщал глава комитета Евгений Москвичев, документ одобрили к рассмотрению в первом чтении, и до Нового года его примут во втором и третьем чтениях.
9 ноября в Госдуме в первом чтении приняли законопроект партии «Единая Россия» по отмене обязательного техосмотра и переводу его на добровольную основу. Нововведение позволит водителями по желанию обращаться за проведением техосмотра, а не в обязательном порядке, как сейчас. Но есть исключения. Владельцы частных автомобилей и мотоциклов должны будут проходить техосмотр лишь при постановке на учет — при смене собственника и только в случае, если машина или мотоцикл старше четырех лет. Также техосмотр придется проходить при внесении изменений в конструкцию и замене основных агрегатов. Для всех остальных случаев техосмотр как обязательная процедура в случае принятия закона будет отменен.
Почему техосмотр до сих пор не получается сделать добровольным
8 ноября Правительство дало положительный отзыв на внесенный законопроект об отмене обязательного техосмотра. Однако потребовало внести в него доработки — уточнения в отзыве звучат не очень понятно. Там указало, что в настоящее время в техническом регламенте Таможенного союза, проверка выполнения требований к транспортным средствам в случае изменения их конструкции осуществляется «в форме предварительной технической экспертизы конструкции на предмет возможности» ее изменения, последующей проверки безопасности конструкции и техосмотра транспорта. Чтобы привести этот пункт в соответствие с Договором о Евразийском экономическом союзе, его придется доработать.
В настоящее время в сопроводительной документации к законопроекту информации о дате рассмотрения во втором и третьем чтениях нет — информация о ходе документа ограничена прошедшим 9 ноября первом чтением. Авторам дано 30 дней на предоставление новых поправок, то есть до 8 декабря 2021 года.
При этом сами операторы пунктов техосмотра считают, что доработать документ не так просто, и что разработка поправок может занять долгое время. Так, в частности, предположил в беседе с Autonews.ru председатель Гильдии операторов технического осмотра при Московской торгово-промышленной палате Игорь Волчек
Как объяснил Волчек, под необходимыми доработками имеются в виду сложности с приведением документа в соответствие с нормами Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Согласно документу, все транспортные средства, зарегистрированные на территории Таможенного союза, в обязательном порядке обязаны проходить обязательный техосмотр. Россия, по словам эксперта, в одностороннем не может отказаться от выполнения взятых на себя требований. Сейчас в Таможенный союз входят Казахстан, Россия, Беларусь, Армения и Киргизия.
Как уточнил Волчек, при внесении изменений в конструкцию автомобиля нужно сначала пройти техническую экспертизу в специальной лаборатории, получить там одобрение и после этого пройти техосмотр. «Тогда на машине с изменениями можно ездить. Авторы документа взяли эту простую формулировку и написали непонятным языком», — объяснил Волчек значение сложной формулировки из законопроекта.
При этом он указал, что все требования к транспортным средствам прописаны «в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей». Он уточнил, что речь идет обо всех без исключения автомобилях, которые зарегистрированы или эксплуатируются на единой таможенной территории Таможенного союза.
«Техрегламент касается всех возможных транспортных средств и не привязаны к водителям-частникам или к юридическим лицам. Весь транспорт категорий L, M, N и O проходит техосмотр. Нет исключений», — сказал Волчек.
Он также указал на п.3. ст. 72 Техрегламента, согласно которому «проверка выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, проводится в отношении каждого транспортного средства, зарегистрированного в установленном порядке в государстве — члене Таможенного союза, в формах технического осмотра, а также государственного контроля (надзора) за безопасностью дорожного движения».
«Вот еще одна статься, согласно которой автомобили должны проходить техосмотр. Поэтому этот законопроект полностью противоречит этой норме. Могу только предположить, что законодатели пока не могут придумать, как обойти эту норму или пока не разобрались, в чем состоит проблема. Мы регулярно направляли обращения в правительство, в которых предупреждали, что такие изменения противоречат соглашению», — отметил представитель отрасли.
У Волчека вызвали большие сомнения, что международные нормы все-таки получится обойти.
«Выхода при полном переходе на добровольную основу я не вижу. Отменять техосмотр у всех стран-участниц? Я уверен, что Беларусь или Казахстан отменять техосмотр не будут. Кроме того, в регламенте прямо указано, что нормы созданы для защиты жизни и здоровья граждан, выходит, что мы не хотим эти нормы соблюдать?», — рассуждает представитель отрасли.
Одним из возможных выходов эксперт назвал установление порога в 5-7 лет, после которого техосмотр все-таки будет обязателен для всех частных автомобилей.
«По моему собственному мнению, если техосмотр так хочется отменить, можно установить предельный возраст автомобиля, до которого эта процедура необязательна. После этой отметки все должны будут приезжать на техосмотр независимо от того, продавал собственник автомобиль кому-то другому или нет. У нас сейчас средний возраст автомобиля в России — около 13 лет. И если я на своей машине езжу 15-20 лет без техосмотра, почему это менее опасно, если за руль сядет новый собственник, который обязан проходить проверку? А если машину возрастом старше четырех лет за год перепродавали пять раз, она тоже должна пять раз приезжать на техосмотр?».
Как уточнил Волчек, такая конструкция позволяет избежать противоречий с Регламентом, поскольку в нем прописано проходить его в обязательном порядке, но не указаны точные сроки — их могут устанавливать сами страны-участницы по своему усмотрению. При этом эксперт заключил, что полностью отказываться от техосмотра и переводить его на добровольную основу нерационально.
С тем, что привести документ в соответствие с международными нормами будет не так просто согласен и председатель Союза операторов технического осмотра Максим Бурдюгов.
«Вряд ли данный законопроект примут в действующей редакции так как она противоречит Конституции, внутренним законам, так и Международным обязательствам Российской Федерации, а также в нем присутствуют формулировки, которые не определены достоверно и могут трактоваться с двойным смыслом», — заявил Бурдюгов.
Участник отрасли предупредил, что на данный момент в России единственным документом, который подтверждает исправность транспортного средства остается именно диагностическая карта.
«Также пока никто не отменяет ст. 14 ФЗ 40 об «ОСАГО» по которой страховая компания имеет право предъявить регрессное требование к виновнику ДТП в том случае если у него будет отсутствовать диагностическая карта. Чтобы доказать страховой компании что автомобиль на момент ДТП был исправен нужно будет проводить дорогостоящую процедуру», — предупредил Бурдюгов.
При этом авторы законопроекта уверены: международные обязательства России по допуску к эксплуатации транспортных средств, предусмотренные Конвенцией о дорожном движении, предписывают проведение периодических технических осмотров в обязательном порядке для автобусов и грузовых автомобилей, разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонн, а также прицепов к ним.
«Закон не нарушает ни один действующий закон — о регистрации, о техосмотре, о техническом регламенте, законы стран ЕврАзЭс. Мы не нарушаем концепцию, которая говорит о том, что техосмотр должен проходить грузовой и пассажирский транспорт», — уточнил Москвичев.
Какие автомобили сейчас должны проходить техосмотр
До принятия изменения в силу проходить техосмотр обязаны следующие транспортные средства:
Также техосмотр в обязательном порядке должен проходить грузовой, коммерческий и пассажирский транспорт — то есть любой, который оформлен на юрлицо или же используется для коммерческих целей — например, в такси. Эти виды транспорта изменения вообще не коснутся.
Техосмотр 2022: вырастут цены, заставят проходить после ДТП и другое
Судьба отмены техосмотра или возможного переноса этого решения на 2022 год должна решиться до 8 декабря. К тому моменту авторы законопроекта по переводу процесса получения диагностической карты из партии «Единая Россия» должны представить обновленный ко второму чтению документ. Ранее в правительстве опубликовали положительный отзыв на законопроект. Однако при этом указали на необходимость его доработки для соответствия положениям договора о Евразийском экономическом союзе.
Шансы на перевод техосмотра на добровольную основу в 2021 году высоки: у депутатов пока есть время на рассмотрение и принятие документа в оставшихся двух чтениях в декабре. После этого документ должен отправиться в Совет Федерации, после чего — на подпись президенту Владимиру Путину. Сразу после публикации законопроект должен вступить в силу. Тем не менее, у ряда экспертов из отрасли возникают сомнения в том, что законопроект получится оперативно привести в соответствие международным нормам.
Больше ситуаций, когда надо проходить техосмотр: что предложили операторы
Пока идет работа над документом, свои предложения депутатам предлагают присылать сами операторы пунктов техосмотра. Многие из них считают нецелесообразным продолжать работу при переводе на добровольную основу.
Это показывает статистика продлений аккредитаций для пунктов техосмотра на 2022 год. Так, по данным РСА, на 1 марта 2021 года в России зарегистрировано 5 168 пунктов техосмотра. Чтобы продолжить работу по новым требованиям с учетом проведенной реформы, всем им необходимо пройти аккредитацию. Без нее пункты будут работать только до 1 марта 2022 года, после чего выдавать диагностические карты операторы без аккредитации не смогут. При этом на 14 октября всего 415 организаций подали заявление на проведение проверки и получения — это примерно 8% от общего количества пунктов. Как заявили в Гильдии операторов технического осмотра при Московской торгово-промышленной палате, большинство участников рынка будет ждать решения о будущем техосмотра и только в случае его сохранения продолжат работу.
Параллельно Союз операторов технического осмотра разработал и направил авторам законопроекта предложения, которые могут стать компромиссом между переводом техосмотра на добровольную основу. Как рассказал Autonews.ru председатель Союза Максим Бурдюгов, операторы предложили расширить перечень условий, при которых техосмотр будет обязателен для личного легкового транспорта, принадлежащих физлицам. Сейчас в проекте законопроекта указаны следующие условия, когда водители обязаны проходить техосмотр:
Союз операторов предлагает добавить следующие пункты:
«Если автомобили столкнулись и произошло ДТП, целесообразно направить всех участников аварии на внеплановый технический осмотр для подтверждения того, что автомобили безопасны и их можно эксплуатировать. Направления должны выдавать страховщики после урегулирования убытков. Ведь сейчас многие чинят автомобили после ДТП на знакомых СТО, но насколько качественен этот ремонт — неизвестно», — объяснил Бурдюгов.
По мнению Бурдюгова, контролировать наличие техосмотра смогут сотрудники ГИБДД, благодаря введению в действие с 1 марта 2022 года штрафа 2000 рублей за отсутствие диагностической карты, который пока никто не отменял.
«В ГИБДД смогут не только выносить постановление за эксплуатацию технически неисправного автомобиля по ч.1 ст.12.5 но и отслеживать устранение нарушений, направляя автомобили на технический осмотр. Для собственника мотивацией пройти технический осмотр станет штраф в размере 2000 рублей — это 8-10 млн клиентов в год», — подсчитал Бурдюгов.
Рыночные цены на техосмотр: сколько должна стоить проверка
Операторы также попросили отказаться от госрегулирования цен на услугу. По их мнению, сейчас проверка стоит слишком дешево на фоне рыночной стоимости диагностики автомобиля. Например, в Москве это порядка 840 рублей, а в ряде регионов — около 500 рублей. Чтобы сделать свою работу более рентабельной, они предложили установить рыночные механизмы регулирования тарифа: установить минимальную стоимость, а максимальное ограничение упразднить. Для основы расчета предлагают использовать стоимость нормо-часа на СТО в зависимости от региона. В таком случае, как говорят в Гильдии, «бизнес по техническому осмотр станет привлекателен для инвесторов, а работа операторов технического осмотра станет рентабельной».
«Не может диагностика автомобиля стоить в Московской области 3000 рублей, а техосмотр при этом — 710 рублей, — привел свои расчеты Бурдюгов. — Трудозатраты совершенно одинаковые, при этом во время технического осмотра автомобиль проходит диагностику на специальном оборудовании, которое является средствами измерения утвержденного типа. Если отпустить регулирование стоимости за счет рыночной конкуренции, стоимость техосмотра со временем установится на уровне рентабельности в 10-15%».
Гильдии операторов технического идею с индексацией стоимости техосмотра также поддерживают. Там рассказали, что проводили собственные расчеты и предоставляли их в ФАС, но пока безуспешно. «По нашей оценке, в Москве техосмотр должен стоить 2500-2800 рублей, а в регионах, конечно, ниже. И логично было бы сделать ценообразование свободным, чтобы можно было учитывать стоимость аренды и другие факторы», — считает председатель Гильдии Игорь Волчек.
Как резюмировал Бурдюгов, расширение категорий автомобилистов, которым придется проходить проверку, станет компромиссом: отрасль продолжить работать, при этом для всех остальных техосмотр действительно станет добровольным.
«Если вовсе отменить техосмотр, про его негде будет проходить коммерческому, пассажирскому и грузовому транспорту — большинство пунктов просто закроется», — считает представитель отрасли.
Что говорят авторы законопроекта
Авторы законопроекта об отмене техосмотра не раз заявляли: водитель транспортного средства перед выездом обязан проверить и в пути обеспечить его исправное техническое состояние, вне зависимости от факта прохождения технического осмотра. Также в записке приводится статистика участия в ДТП легковых автомобилей и мотоциклов с техническими неисправностями, но при этом имеющих действующие полисы ОСАГО и прошедших техосмотр. Учитывая количество зарегистрированного автотранспорта и аварий, в случае с легковыми автомобилями вероятность попасть в ДТП составляет 1,1%, в случае с мотоциклами — 0,7%, с автобусами — 5,6%, с грузовиками — 2,07%.
По словам главы комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгения Москвичева, законопроект не нарушает никаких законодательных норм, включая международные и учитывает требования законов о регистрации, о техосмотре, о техническом регламенте, а также законы стран ЕврАзЭс.