Что теперь делать армении

Почему Россия не стремится защищать Армению от азербайджанского вторжения

Хозяин тайги превращается в бумажного медведя

Вчерашние боестолкновения между армянской и азербайджанской армиями в Сюнике (территория Армении) сопровождались бурлением различных масс в головах армянской общественности по отношению к России. Блогосфера была полна народного возмущения на предмет того, почему Москва якобы не выполняет свои обязательства по ОДКБ и не приходит на помощь армянскому союзнику, подвергшемуся агрессии со стороны обнаглевшего от безнаказанности соседа. Ну и, соответственно, возмущенные делали выводы из серии тех, что транслировались на недавнем митинге в Ереване — о необходимости попрощаться с «немытой Россией» и выйти из ОДКБ.

Да, позиция Москвы выглядит весьма вяло — не с точки зрения защиты армянских интересов (в Кремле они и не должны быть приоритетом), а с точки зрения интересов российских. От внешнеполитической решимости 2008 и 2014 года не осталось и следа. Хозяин евразийской тайги превращается в самого настоящего бумажного медведя — не по военно-политическому потенциалу (с ним-то все в порядке), а из-за отсутствия политической воли для его применения. Последнее такое применение было в ноябре 2018 года, когда Киев решил спровоцировать кризис в Керченском проливе и лишился в итоге (пусть и на время) значительной части своего флота в количестве трех кораблей. После этого Россия пасовала перед ультиматумами Турции в Сирии, перед хамством Лукашенко в Минске (в частности, взятием в заложники трех десятков вагнеровцев), провокациями Украины в Донбассе (из последнего — оккупация Старомарьевки, где живут десятки граждан РФ) и, наконец, действиями Турции на Южном Кавказе. Неудивительно, что подобная бумажность снижает авторитет России как в глазах ее соперников, так и в глазах немногих оставшихся союзников по ОДКБ (видящих силу турецкого Шерхана и его местных Табаки и понимающих, на кого им стоит ориентироваться). Так что либо Кремль покажет мускулы и наведет порядок в своей тайге, либо с ним вообще перестанут считаться. Ибо в международных отношениях трусливые и/или нерешительные — это не партнеры, а еда.

Очереди нет

Однако наличие этих проблем у России ни разу не является основанием для бурления антироссийских масс в головах у значительной части армянской общественности. Гражданам Республики Армения стоит повыключать эмоциональные конфорки и уяснить для себя несколько ключевых тезисов. И уже потом, на основании этих тезисов, оценивать поведение Москвы на Южном Кавказе — да и, возможно, сделать какие-то выводы о себе любимых.

Все сами

О каком доверии и уважении может идти речь, если Армения добровольно выбирает в 2018 году премьером откровенного русофоба и сторонника выхода страны из пророссийских организаций — Никола Пашиняна? Когда Пашинян под молчание или улюлюканье толпы начинает преследовать в Армении личных друзей Путина (в частности, Роберта Кочаряна), когда унижает ОДКБ взятием под стражу ее действующего руководителя Юрия Хачатурова просто потому, что Пашинян решил ему отомстить за прежние обиды? Когда пашиняновские помощники посылают журналистов Первого канала с формулировкой «Мы не даем интервью пропагандистам», а его люди начинают зачистку силовых структур от пророссийских офицеров? Когда, наконец, население страны после унизительного поражения в войне (виной которому стал именно саботаж Пашиняна, не пославшего армянскую армию на помощь республике и фактически сдавшего Карабах Реджепу Эрдогану), майского вторжения Азербайджана на территорию Армении и отказа Пашиняна применить силу против оккупантов берет и переизбирает Никола Воваевича летом 2021 года?

Что теперь делать армении. Смотреть фото Что теперь делать армении. Смотреть картинку Что теперь делать армении. Картинка про Что теперь делать армении. Фото Что теперь делать арменииНикол Пашинян Фото: Вадим Савицкий/ТАСС

«Н аш народ должен понимать, что, переизбрав 20 июня Пашиняна (чем бы люди свой выбор ни мотивировали), он послал миру месседж, что готов на серьезные односторонние уступки. И ведущие, и региональные державы начали строить свою политику в отношении Армении и региона с учетом именно этого позорного выбора 20 июня», — пишет армянский журналист Айк Халатян. Я же скажу жестче: если правящая ныне в Армении элита прозападников-грантоедов уже давно воспринималась в Кремле как враждебная (как говорил мне один армянский журналист, «в администрации президента на слово “Пашинян” уже аллергия»), то после июньских выборов население стало рассматриваться как группа самых настоящих терпил и куколдов, не желающих защищать территорию Армении от внешних посягательств.

Принтер украли?

Да, вроде вред от митинга осознали и от азербайджанцев начали защищаться (если в мае армянские вооруженные силы не отвечали на азербайджанскую агрессию, то сейчас стали отстаивать свою землю). Однако тут возникает третий тезис: прежде чем обвинять Россию, нужно понять, в какую игру сейчас играет сам Пашинян. Игру, целью которой является банальная попытка подставить Москву.

Для того чтобы Россия выполняла свои условия в рамках ОДКБ, ей нужно две вещи: настоящая готовность Армении самой защищаться и соответствующие юридические основания. На сегодняшний же день Пашинян не делает и не предоставляет ни того, ни другого.

Что же касается юридических оснований, то для официального вмешательства партнеров по ОДКБ нужен письменный запрос от пострадавшей стороны в секретариат организации. Для составления этого запроса нужен бланк, принтер и помощница, которая наберет его за 10 минут. После чего Россия просто обязана вмешаться, поскольку в ином случае ей придется банально распускать ОДКБ и расписываться в неспособности защитить союзника от явной внешней угрозы. Однако ни 16 ноября (когда армянские военнослужащие умирали в боях), ни 17 ноября (по крайней мере на момент сдачи статьи) армянский премьер не удосужился его написать. Прекрасно понимая, что без этой бумажки Кремль вмешиваться не будет, поскольку это не обязательно и чревато рисками ухудшить свое геополитическое положение на Южном Кавказе.

Кто переживет?

Позиция Москвы не совсем логичная — но она такая, какая есть, и Пашинян этим активно пользуется. Ведь на фоне молчания Кремля расчехляются различные пропагандисты (в том числе высокопоставленные армянские чиновники), которые публично разглагольствуют о том, что Еревану нужны другие защитники. «Армения считает, что возможно разрешить кризис первоочередно при помощи России и структуры ОДКБ, но если мы не сможем решить кризис существующими структурами, Армения будет вынуждена обратиться к другим структурам, то есть другим международным партнерам», — говорит секретарь Совета безопасности страны Армен Григорян. Прекрасно понимая, что других партнеров нет и что он вместе с другими пропагандистами банально разжигает русофобию в Ереване, тем самым еще больше осложняя российско-армянские отношения.

Россия это осложнение как-то переживет. Да, получит распад ОДКБ, контроль Турции на Южном Кавказе и разжигание исламизма на Северном — но переживет. А переживет ли Армения? Вряд ли. Без России и с Пашиняном площадь Республики в центре Еревана будет за считаные недели переименована в площадь Реджепа Эрдогана. Для того чтобы переименование не состоялось, армянскому обществу нужно сделать выводы и спуститься с красивых, но опасных небес собственного величия на бренную, но твердую и надежную землю окружающей реальности. Осознать, что причиной нынешних проблем является не Россия, а они сами — выбравшие Никола Пашиняна или оставшиеся дома в тот момент, когда его выбирали другие. Осознать, что свобода выбора подразумевает ответственность за этот выбор. А уже затем, после осознания, решить имеющуюся проблему либо электоральным, либо уличным путем.

Источник

Что теперь ждет Карабах, Пашиняна и Россию в Закавказье

Свои прогнозы о ближайшем будущем этого региона делает политолог Алексей Макаркин.

Что теперь делать армении. Смотреть фото Что теперь делать армении. Смотреть картинку Что теперь делать армении. Картинка про Что теперь делать армении. Фото Что теперь делать армении

В ночь с 9 на 10 ноября лидеры России, Азербайджана и Армении подписали совместное заявление о прекращении боевых действий в Карабахе. Заместитель директора «Центра политических технологий» Алексей Макаркин говорит о будущем Нагорного Карабаха и региона в целом в эфире подкаста «Включите звук».

— Насколько перемирие в Карабахе на таких условиях было ожидаемо? Многие эксперты утверждали, что Азербайджан не может добиться военного преимущества в Нагорном Карабахе, и таким образом ситуация заморозится еще лет на 20-30. Произошедшее — сенсация или закономерное развитие событий?

Думаю, для этих оценок экспертов имелись достаточно серьезные основания. Но добавился фактор Эрдогана, который ведет гиперактивную внешнюю политику и позиционирует себя как покровитель всех мусульман в мире, действует против Башара Асада, действует в Ливии, помогает Палестинской автономии.

Он весьма активен в публичном пространстве. В этом году он вернул статус мечети Собору Святой Софии в Стамбуле. У него непростая ситуация внутри страны — в прошлом году он проиграл муниципальные выборы в Стамбуле, в Анкаре, в Измире. Поэтому ему нужна сильная внешняя политика, чтобы консолидировать своих сторонников. Потому Эрдоган и разморозил карабахский конфликт. Вряд ли Алиев бы сам решился на такие действия. Эрдоган помогал и моральными стимулами, и вооружением. Азербайджанская армия перевооружилась и подготовилась к войне 21 века. Армения готовилась к войне 20 века — позиционной, с артиллерией. Алиев же с подачи Эрдогана сделал ставку на беспилотники, договорился с Израилем, в регионе появились наемники из Сирии, что беспокоило Россию. Таким образом, Эрдоган стимулировал военное решение вопроса.

— Ситуация складывается таким образом, что Турция теперь главный игрок в Закавказье, а Россия должна смириться со второстепенной ролью?

— Я бы так далеко не шел. Турция — не главный игрок, да и она на это не претендует. Россия остается там большим игроком, но с дополнительными проблемами. У Турции нет трудных обязательств, наоборот, — они есть у Азербайджана, он ей обязан. У России появилось очень трудное обременение. Она выступает в роли гаранта этого тяжелого для Армении компромисса.

Но сейчас в Армении многие эмоционально разочарованы, местные СМИ писали, что вооруженные силы в Карабахе держатся и искажали действительность, но в итоге получилось иначе. Кроме того, в Армении были надежды на Россию. Она исторически связана с Россией, но эти связи всегда были очень разные. На каких-то этапах Армения добивалась российского покровительства, на каких-то им тяготились, на каких-то этапах армянские предводители были частью российской армии, а где-то боролись против царской России, а потом и против советской власти. Армения — одна из тех стран, которые в конце 80-х годов уходили от СССР, в то время как Азербайджан тогда демонстрировал просоветскую позицию.

Поэтому я бы не сказал, что Армения — однозначно пророссийская страна. Но там есть история отношений, есть симпатия, есть ОДКБ, российская военная база в Армении, и были надежды, что Россия вмешается и поможет. Но для России это было политически невозможно. Российское общество не хочет никакой войны, а хочет заниматься внутренними вопросами. Кроме того, этот конфликт не воспринимается как свой. Украинский воспринимался: там было много соотечественников, а здесь — что армяне, что азербайджанцы — чужие. У России не было обязательств перед Арменией по Карабаху — только по обороне территории Армении.

Россия также партнер Азербайджана по СНГ. Поэтому включиться в военные действия напрямую Россия не могла, и это вызвало обиду и разочарование. Россия спасала то, что можно было спасти. Сейчас, пускай и на тяжелых условиях, сохраняется НКР. Остается Степанакерт, некоторые другие города, будет пятикилометровый коридор между Арменией и Карабахом, но в то же время это все на пять лет, а дальше Азербайджан может этот договор разорвать, и Россия не сможет этому воспрепятствовать. Это тяжелые условия в той ситуации, когда азербайджанские войска уже практически прорвались к Степанакерту и заняли Шушу.

Есть и эмоции, мол, бросили и кинули. Поэтому России придется быть миротворцами в условиях, когда армяне мечтают о реванше, а азербайджанцы хотят восстановить полный контроль над Карабахом. Россия остается важным игроком в регионе, особенно с военным присутствием в Карабахе. Но это присутствие, в то же время, тяжелое обременение.

— На ваш взгляд, усилия оппозиции, которая в ночь с 9 на 10 число захватила здание парламента и требует созыва внеочередной сессии, к чему могут привести? Ведь понятно, что отменить соглашение, подписанное совсем недавно, невозможно.

— Отмена соглашения действительно невозможна. Это решение было одобрено военным командованием, президентом Нагорного Карабаха. Одобрено очень тяжело, но они понимают, что воевать уже больше невозможно. В противном случае, в течение нескольких дней был бы потерян Степанакерт, а за ним вообще все. Это первый вопрос.

Второй вопрос: кто виноват. В Армении могут решить, что виноват действующий премьер-министр. Пашинян подписал это заявление, пускай это и не обязывающий документ. Он подписал его в очень тяжелых условиях, когда многое нужно было сдать, когда торжествующий Алиев просто издевался над ним в своем выступлении и демонстрировал полное отсутствие всякого снисхождения к своему сопернику. Опять-таки, если бы политика определялась только рационально, то можно было бы прислушаться к Пашиняну и его сторонникам, ведь он у власти всего два с половиной года, а подготовка к войне шла с 90-х. И именно они готовили Армению к войне ХХ, но не ХХI века. Я думаю, Пашинян здесь вряд ли мог что-то изменить.

В конце 90-х годов, возможно, был шанс, связанный с президентом Тер-Петросяном, который предлагал компромисс. Причем на намного более выгодных условиях для Армении. Тогда с позиции победителя, с позиции силы, этот компромисс был отвергнут ветеранами карабахской войны во главе с Кочаряном и Саргсяном, которые потом последовательно стали президентами. Они придерживались патриотической позиции, которая очень нравилась их сторонникам. На самом деле, истоки того, что произошло, находятся еще где-то там.

Но там ситуация такая, что воевали и проиграли. Проиграл премьер-министр, он и отвечает. Так что требования отставки Пашиняна продолжатся, его будут вытеснять. Пашинян ослабел и будет считаться проигравшим. С точки зрения большинства, он будет нести ответственность за поражение.

Беседовал Петр Годлевский

Полностью беседу с Алексеем Макаркиным можно послушать на подкасте «Включите звук».

Источник

Год спустя: чему не научилась Армения и за что теперь расплачивается

Что теперь делать армении. Смотреть фото Что теперь делать армении. Смотреть картинку Что теперь делать армении. Картинка про Что теперь делать армении. Фото Что теперь делать армении

Год. Ровно год прошёл с тяжёлого и унизительного поражения Армении в войне за Нагорный Карабах. Как все отлично помнят, современное армянское государство не просто проиграло в коротком, но напряжённом конфликте, но и сумело сделать это так, что вывод оказался однозначным: про… валено в обороне всё. От ПВО до обучения пехоты, от мобилизационной системы до управления войсками. Оно, конечно, «Байрактары» – «Байрактарами», но Шуши брали не дроны, а горная пехота азербайджанцев, многократно количественно уступающая защитникам «сердца Арцаха».

И вот проходит год после поражения. Триста лет назад Пётр Первый после битвы под Полтавой поднимал тосты за пленных шведов, называя их своими учителями и творцами полтавской виктории. В армянском случае выяснилось, что некоторых учить бесполезно – не помогает ничего, никакие розги. Выводы не делаются, ситуация не сдвигается с места.

Большую часть первой половины ноября Азербайджан потихоньку наращивал уровень напряжённости уже не в Карабахе, оставшемся в глубоком тылу, а на собственно армяно-азербайджанской границе. Начали со стрелковых перестрелок, продолжили артиллерией и бронетехникой. Завершилось всё предсказуемо продвижением азербайджанской армии немного вперёд и пленением группы армянских военных. Армяне, как водится, сообщили, что противник заплатил за свой успех огромную цену. Ну, это дело привычное.

Немного непонятно, где именно шли самые активные бои – карты показывают чуть различные точки, более или менее западные от границы:

Что теперь делать армении. Смотреть фото Что теперь делать армении. Смотреть картинку Что теперь делать армении. Картинка про Что теперь делать армении. Фото Что теперь делать армении

Что теперь делать армении. Смотреть фото Что теперь делать армении. Смотреть картинку Что теперь делать армении. Картинка про Что теперь делать армении. Фото Что теперь делать армении

На бибисишной карте указаны не сами места боёв, а направление азербайджанских ударов – на Джермук, Сисиан и Ангехакот, которые остаются по контролем Еревана. Впрочем, нужно учитывать откровенно микроскопические расстояния там: от азербайджанской границы до Ангехакота – 20 километров, от Ангехакота до Нахичевани – ещё 10 с небольшим. Вот и вся полоса армянской территории, разделяющая «большой Азербайджан» и его эксклав. Места для отступления армянам просто нет. Азербайджанская артиллерия может перекрывать абсолютно всю территорию противника «от края до края».

Год назад Баку на практике понял крайне простую и неопровержимую вещь: Армения – слаба. Слаба абсолютно во всех отношениях. Она не то, что не может контратаковать, но даже как следует защищаться. И вывод из этого факта мог быть сделан только один: надо продолжать.

Поняла ли Армения, какая катастрофа произошла с ней год назад? Поняла ли она, что не Карабах она потеряла, а свой имидж суверенной страны, которая способна себя защитить? Нет, не поняла.

Такое стойкое впечатление, что год, который нужно было потратить на неистовую патриотическую истерию (да, если хотите – именно это слово тут подходит), на отладку ну хотя бы мобилизационной системы, на закупки – на любые деньги – современного вооружения, на ежедневное, ежечасное вопрошание себя: «Так, день прошёл – что мы сделали для усиления нашей обороны от неминуемого вскоре дальнейшего вторжения?» – этот год прошёл АБСОЛЮТНО впустую! Не было сделано НИЧЕГО!

Ведь вопрос-то – не в карабахском реванше, это уже тема второго плана. Вопрос в том, сохранится ли Армения в нынешних границах – а эта географическая конфигурация крайне раздражает Баку, который очень хочет иметь Нахичевань не «островом», с которым снабжение идёт непонятно как, а хотя бы «полуостровом», с толстым таким «перешейком» хотя бы в несколько десятков километров шириной.

Более того, дело даже не в Нахичевани! Дело в том, что вот эта полосочка армянской территории, с этими сисианами и ангехакотами – единственная линия, разделяющая «один народ в двух государствах» – турков и азербайджанцев. И Баку, и Анкара очень хотят, чтобы их ничего не разделяло. Там и так интеграция идёт практически как в России и Белоруссии, но отсутствие общей границы (соседство с Нахичеванью – не совсем считается) сильно этому мешает.

Более того, и это ещё не конец! Сисиан и Ангехакот, которые нечем защитить и некому удержать – это «тонкая красная линия» между Турцией – идеологом «тюркского мира» и самим этим «Тюркским миром». Если она исчезнет – большой пояс родственных народов получит мощный стимул интегрироваться под руководством Эрдогана или его преемников.

Что теперь делать армении. Смотреть фото Что теперь делать армении. Смотреть картинку Что теперь делать армении. Картинка про Что теперь делать армении. Фото Что теперь делать армении

Неплохо представляя себе все эти не самые секретные вещи и понимая, что их уровень обороноспособности недопустимо низок, как поступают в Ереване? Там надеются на российских миротворцев и ОДКБ!

Российские миротворцы, вообще-то, стоят исключительно в остатках Карабаха. Лачинский и Кельбаджарские районы (новоприобретённые) Азербайджана в зону их ответственности не входят.

Что же касается ОДКБ, то Армения успела тут устроить форменную истерику – «Армения предупредила Россию об ухудшении отношений в случае ее бездействия». Какие именно действия там конкретно хотят от России, секретарь Совета безопасности Армен Григорян ответил: дипломатические и военные.

Дипломатические, как можно заметить, усилия Россия уже предприняла – Азербайджан остановил наступление. Хотя мог, если бы из Москвы не попросили, и не останавливать! То есть, в очередной раз Россия спасает армян. Но армяне хотят, чтобы теперь русские вернули им потерянные территории. Ну а чо – договор же есть!

Но, простите, а где в Договоре было сказано о том, чтобы воевать не ВМЕСТЕ, а ВМЕСТО армян? И сколько ещё нужно ждать, чтобы у них на месте нынешнего странного феномена возникло нечто похожее на боеспособную армию? И если не возникнет – что делать тогда? У Еревана и Москвы на этот счёт весьма различные точки зрения.

Что будет дальше – предсказать нетрудно. Пока Ереван будет по-прежнему складывать с себя ответственность за защиту своей земли и перекладывать её на Россию, эта самая земля будет сокращаться.

Источник

Армения костьми ляжет на пути Эрдогана к Каспию

Ереван продолжает затягивать мирный процесс, Баку готов взять свое силой

Что теперь делать армении. Смотреть фото Что теперь делать армении. Смотреть картинку Что теперь делать армении. Картинка про Что теперь делать армении. Фото Что теперь делать армении

Что теперь делать армении. Смотреть фото Что теперь делать армении. Смотреть картинку Что теперь делать армении. Картинка про Что теперь делать армении. Фото Что теперь делать армении

Что теперь делать армении. Смотреть фото Что теперь делать армении. Смотреть картинку Что теперь делать армении. Картинка про Что теперь делать армении. Фото Что теперь делать армении

Что теперь делать армении. Смотреть фото Что теперь делать армении. Смотреть картинку Что теперь делать армении. Картинка про Что теперь делать армении. Фото Что теперь делать армении

Армения готова приступить к процессу демаркации и делимитации границы с Азербайджаном, заявил на трехсторонней встрече в Сочи с президентами России и Азербайджана Владимиром Путиным и Ильхамом Алиевым армянский премьер Никол Пашинян.

«Я неоднократно заявлял, что Армения готова приступить к процессу делимитации и демаркации границы. Тема открытия, деблокады всех транспортных и экономических коммуникаций тоже очень важна для нас, и мы искренне заинтересованы в том, чтобы решить эти вопросы», — подчеркнул Пашинян.

Тут стоит напомнить, что буквально неделю назад Пашинян исключил подписание документа, закрепляющего итоги демаркации и делимитации границы с Азербайджаном на данном этапе. Он также заявил, что речь может идти лишь о потенциальном документе о создании комиссии и начале процесса.

«Здесь есть непонимание… Складывается впечатление, что будет подписан документ об итогах делимитации и демаркации границы. Это невозможно. Потенциальный документ будет касаться лишь создания комиссии Армении и Азербайджана, которая начнет заниматься работами по делимитации и демаркации… Там не будут указаны границы», — говорит он тогда.

Как это понимать? Готовы или нет армяне к демаркации границы — и на каких условиях?

— Никол Пашинян пытается действовать по принципу «и вашим, и нашим», — считает военный политолог, доцент кафедры политологии и социологии РЭУ имени Г. В. Плеханова Александр Перенджиев.

— С одной стороны, он демонстрирует готовность реализовывать все подписанные трехсторонние российско-азербайджано-армянский соглашения от ноября 2020 года и января 2021 года. С другой, премьер пытается угодить общественному мнению внутри Армении, которое настроено взять реванш у Азербайджана. А демаркация армяно-азербайджанской границы полностью лишает реваншистов хоть каких-либо надежд.

Никол Пашинян пытается усидеть на двух стульях. На одном стуле — он друг и союзник России, стремящийся к миру на Южном Кавказе и прекращению вражды между армянами и азербайджанцами. На втором стуле нынешний премьер Армении большой друг НАТО и Евросоюза, который не торопиться мириться с официальным Баку и всячески старается угодить реваншистам — как в его собственной стране, так и другим, проживающим в США и Европе.

«СП»: — Говоря о проблеме азербайджанских и армянских анклавов, существовавших на территории Армении и Азербайджана в советский период, Пашинян заявил, что нужно изучить, были ли правовые основания для создания таких территорий, или же анклавы создавались решениями «соседних колхозов». Насколько, по-вашему, проблема действительно серьезная?

— Проблема действительно не простая. В советское время строили дороги без учета административной в то время границы между Азербайджанской ССР и Армянской ССР.

Например, чтобы попасть по дороге из одного армянского села в другое необходимо проехать по дороге, которая заходит на территорию Азербайджанской республики. И наоборот — чтобы попасть из одного азербайджанского населенного пункта в другой такой пункт, необходимо «завернуть» на территорию Армении. Поэтому и возникает такая сложность.

Но, как вы понимаете, речь на самом деле должна идти о строительстве новых дорог, которые не будут заходить на территорию другого государства. Официальный Баку вполне может справится с этой проблемой. А вот официальному Еревану такой поворот событий не по карману. Поэтому в Армении пытаются скрытно противодействовать демаркации границы не только по политическим, но и экономическим причинам.

«СП»: — Пашинян утверждает, что деблокады всех транспортных и экономических коммуникаций очень важна для Армении. Но почему тогда они против Зангезурского коридора?

— Потому что открытие Занзегурского коридора будет способствовать повышению уровня социально-экономического развития Нагорного Карабаха и положения его населения. То есть, говоря простым языком, армяне, проживающие в западных районах Азербайджана, будут жить лучше, чем в самой Армении.

Не ровен час, по мнению высшего руководства официального Еревана и его западных спонсоров, граждане Армении устремятся жить в Азербайджан. То есть, правительство Пашиняна ждут серьезные имиджевые, и не только имиджевые, потери.

То есть, как вы поняли, открытие Занзегурского коридора является серьезным фактором социально-экономического укрепления самой Азербайджанской республики. А вот Республика Армения пока не имеет механизмов использования Занзегурского коридора в интересах развития своей страны. То есть, официальный Ереван уподобляется «собаке на сене» — «сам не гам, другим не дам!»

«СП»: — А выгоден ли коридор России? С одной стороны, мы получаем дорогу в Армению, с другой — турки получают выход к Каспийскому морю. Оно нам надо?

— России, безусловно, выгодно разблокирование Занзегурского коридора. Ведь в этом случае получает новое развитие макрорегиональный российско-азербайджано-иранский проект «Транспортный коридор Север-Юг». При этом, в свою очередь он становится привлекательным для включения его в глобальный китайский проект «Один пояс — один путь». Выгодно будет сотрудничать в сфере экономики, получать большие дивиденды, в том числе и Армении. И не будет смысла ссорится.

То есть, мы говорим об экономических механизмах и скрепах, которые позволяют установить довольно-таки крепкий мир в регионе. И не надо опасаться Турции. Мы — Россия — уже довольно-таки серьезно с ней сблизились не только в экономической, но и военно-технической сфере.

«СП»: — А Иран? Каков его интерес? Ему этот коридор тоже невыгоден?

— Иран также получает большие дивиденды от разблокирования транспортных коридоров. Все эти транспортные пути как раз и пойдут через Иран, затем в Афганистан, и далее в Индию. По сути, в результате транспортного развития данного макрорегиона, официальный Тегеран оказывается в центре пересечения многих торговых путей, что существенным образом может укрепить государство древних персов.

«СП»: — Будет ли вопрос решен, и в какие сроки?

— Предлагаю не гадать на ромашке: «будет — не будет» Всё зависит от политической воли всех участников политического процесса в данном макрорегионе. В любом случае, развитие транспортных коммуникаций на Южном Кавказе даст мощный импульс развитию находящихся в нем государств и повышению социально-экономического положения всего их населения. Это главное, что нужно понимать в данной ситуации. То есть, пытаться противодействовать данному процессу — это наносить вред своему народу, да и самому себе тоже

— Армения не признаёт принадлежность Нагорного Карабаха Азербайджану, поэтому всячески оттягивает закрепление де-юре существующего де-факто положения вещей, — уверен руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития Игорь Шатров.

— Да и положение де-факто трактуется сторонами по-разному. Если в Баку считают, что Карабах вернулся в состав Азербайджана и поэтому никакого вопроса статуса Нагорного Карабаха больше не существует, то в Ереване придерживаются иного мнения. В Азербайджане присутствие российских миротворцев в регионе трактуют как обеспечительную меру при передаче Карабаха Азербайджану, а в Армении — как меру защиты армянского населения и сохранения существующего статус-кво. Если Пашинян открыто скажет, что Карабах больше не армянский, это станет не просто концом его политической карьеры, а может поставить Армению на грань гражданской войны.

«СП»: — В чем, собственно, проблема? Почему граница не была демаркирована сразу после образования этих государств?

— Почти сразу же после образования независимых Армении и Азербайджана между ними началась война за Карабах. Более того, значительная часть границы между Арменией и Азербайджаном приходится на территории вокруг Карабаха, ранее оккупированные Арменией.

«СП»: — А почему Армения выступает против Зангезурского коридора, хотя на словах Пашинян поддерживает деблокировку инфраструктуры?

— С одной стороны, Армения опасается того, что Зангезурский коридор отрежет Сюникскую область от основной территории Армении. Но этот вопрос снимается гарантиями безопасности со стороны России. Как известно, согласно подписанным соглашениям, именно российские миротворцы будут охранять как Лачинский, так и Зангезурский коридор.

С другой стороны, протяженность Зангезурского коридора составляет всего-то чуть более 40 км, что не позволит Армении получить сколько-нибудь серьезный доход от транзита. По этой причине в приоритете у Еревана открытие железной дороги через Газах — Иджеван и далее через всю территорию Армении.

Но стоит ли смешивать эти вопросы? Ведь восстановление полноценного железнодорожного транзита по территории Армении после прекращения войны с Азербайджаном станет только вопросом времени. И именно обмен Зангезурского коридора в Нахичевань по территории Армении на Лачинский коридор в Нагорный Карабах по территории Азербайджана мог бы стать тем самым важным решением на пути окончательного выхода из нагорнокарабахского кризиса.

«СП»: — А выгодно ли нам это? Нужны ли нам эти транспортные коридоры, которые, с одной стороны, свяжут Армению с нами, с другой — дадут туркам выход на Каспий?

— Получение Турцией сухопутного выхода к Каспию через территорию Армении не означает превращения Турции в прикаспийское государство и не дает ей никаких юридических прав на решение вопросов по Каспию. Участие Турции в прикаспийских делах и без того обеспечивается ее «младшим братом» Азербайджаном. Что касается перспектив перевозки по Зангезурскому коридору турецких военных грузов, этот вопрос может быть (даже должен) отдельно оговорен международным соглашением по коридору — сродни конвенции Монтрё о проливах.

«СП»: — Может ли Россия как-то повлиять на процесс? Армения явно не собирается открывать коридор, Баку грозится проделать его силой. Что нам делать в этих условиях?

— Я не готов представить, что Азербайджан сейчас вторгнется на территорию Армении и начнет строительство железной дороги под охраной своих войск. Подобной интервенции точно не допустит Россия, то есть это нереалистичный сценарий. А значит, придется договариваться. Поэтому и проходят регулярные встречи Пашиняна и Алиева при посредничестве Путина.

Думаю, вопрос Зангезурского коридора будет решен. И «вкус успеха», возможности, которые откроет деблокирование транспортных магистралей в регионе, подвигнут стороны к позитивным договоренностям по карабахскому вопросу в целом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *