Что танцевал онегин с ольгой
Что танцевал онегин с ольгой
О, Е! запись закреплена
Вот танец Онегина с Ольгой в иллюстрациях.
XLI
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой.
К минуте мщенья приближаясь,
Онегин, втайне усмехаясь,
Подходит к Ольге. Быстро с ней
Вертится около гостей,
Потом на стул ее сажает,
Заводит речь о том, о сем;
Спустя минуты две потом
Вновь с нею вальс он продолжает;
Все в изумленье. Ленский сам
Не верит собственным глазам.
XLIV
Буянов, братец мой задорный,
К герою нашему подвел
Татьяну с Ольгою; проворно
Онегин с Ольгою пошел;
Ведет ее, скользя небрежно,
И, наклонясь, ей шепчет нежно
Какой-то пошлый мадригал
И руку жмет – и запылал
В ее лице самолюбивом
Румянец ярче. Ленский мой
Всё видел: вспыхнул, сам не свой;
В негодовании ревнивом
Поэт конца мазурки ждет
И в котильон ее зовет.
У Е. Самокиш-Судковской всё ещё довольно мило.
У Л. Тимошенко Ленский угрюмо смотрит из угла.
А у А. Самохвалова юный жених уже себя не помнит.
Дуэль Евгения Онегина и Владимира Ленского в романе «Евгений Онегин»: описание, анализ причин
Дуэль Онегина и Ленского. Художник И. Репин. 1899 |
Дуэль Онегина и Ленского является одной из самых печальных сцен в знаменитом романе «Евгений Онегин» Пушкина.
В этой статье представлено описание дуэли Евгения Онегина и Владимира Ленского, анализ причин дуэли, ее последствий т.д. Сцену дуэли можно найти в 6-ой главе романа.
Смотрите:
— Краткое содержание романа
— Все материалы по «Евгению Онегину»
Причина дуэли Евгения Онегина и Владимира Ленского
Как известно, Владимир Ленский вызывает Евгения Онегина на дуэль после именин Татьяны. Что происходит на этих именинах?
Во-первых, на именинах Татьяны Онегин скучает и злится на Ленского за то, что тот привез его на этот праздник. Кроме того, Онегина раздражает вид влюбленной в него Татьяны Лариной.
Онегин решает отомстить Ленскому за этот скучный вечер у Лариных:
«. Поклялся Ленского взбесить / И уж порядком отомстить. «
«. Онегин, втайне усмехаясь, / Подходит к Ольге. Быстро с ней / Вертится около гостей. «
Онегин танцует с Ольгой на именинах Татьяны. Художник А. Самохвалов |
Онегин танцует с Ольгой. Ленский и остальные гости наблюдают за этой сценой и не понимают, что происходит:
«. Вновь с нею вальс он продолжает; / Все в изумленье. Ленский сам / Не верит собственным глазам. «
«. И, наклонясь, ей шепчет нежно / Какой-то пошлый мадригал. «
«. и запылал / В ее лице самолюбивом / Румянец ярче. «
«. Не в силах Ленский снесть удара; / Проказы женские кляня, / Выходит, требует коня / И скачет. Пистолетов пара, / Две пули – больше ничего — Вдруг разрешат судьбу его. «
Таким образом ветреность Ольги, слепая ревность Ленского и жестокость Онегина все вместе становятся причинами страшной дуэли.
Дуэль Онегина и Ленского: описание эпизода
Дуэль Онегина и Ленского. Художник Ф. Константинов |
Через своего знакомого Зарецкого Ленский вызывает Онегина на дуэль. Евгений понимает, что дуэли еще можно избежать. Он прекрасно осознает, что был неправ и повел себя жестоко с Ленским.
Однако ни Ленский, ни Онегин не идут на перемирие:
«. Он обвинял себя во многом: /Во-первых, он уж был неправ, / Что над любовью робкой, нежной / Так подшутил вечор небрежно. «
«. Они на мельницу должны / Приехать завтра до рассвета, / Взвести друг на друга курок /И метить в ляжку иль в висок. «
Онегин намеренно опаздывает на дуэль. Для чего он это делает? По правилам дуэли из-за опоздания дуэль можно было перенести. Онегин рассчитывает, что дуэль будет отменена. Однако Ленский не обращает внимание на этот нюанс.
В качестве секунданта Онегин привозит на поединок своего слугу Гильо, чем также нарушает некоторые правила дуэли. Однако Ленский не обращает внимания и на это нарушение:
«Мой секундант? – сказал Евгений, — Вот он: мой друг, monsieur Guillot. «
«. И Ленский, жмуря левый глаз, / Стал также целить – но как раз / Онегин выстрелил…
«. Убит. Сим страшным восклицаньем / Сражен, Онегин с содроганьем / Отходит и людей зовет. «
«. Зарецкий бережно кладет / На сани труп оледенелый; / Домой везет он страшный клад. «
«. Там у ручья в тени густой / Поставлен памятник простой. «
Вскоре после гибели Ленского ветреная Ольга Ларина забывает о своем женихе и выходит замуж за другого человека.
Это было описание дуэли Евгения Онегина и Владимира Ленского в романе «Евгений Онегин», анализ ее причин и т.д.
Какой танец в романе «Евгений Онегин» назван однообразным и безумным?
В этот субботний вечер мы всей семьей собрались у голубых экранов, ведь в эфире замечательная интеллектуальная игра Кто хочет стать миллионером и ее ведущий Дмитрий Дибров. В этой игре пара игроков благодаря собственной эрудиции может заработать до трех миллионов рублей.
Игра интерактивная и телезрители так же могут принять в ней участие при помощи пульта от собственного телевизора. Ну а мы поможем вам выиграть – ведь у нас есть правильные ответы на вопросы в игре Кто хочет стать миллионером от 4.12.2021 года. В студии сегодня безлюдно, и похоже теперь это новый формат программы надолго с нами.
Какой танец в романе «Евгений Онегин» назван однообразным и безумным?
мазурка
кадриль
котильон
вальс
«Однообразный и безумный» – так охарактеризовал танец вальс А.С.Пушкин в «Евгении Онегине».
Одноообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный,
Чета мелькает за четой.
Ответ: вальс.
Ну, «однообразный» – это еще как-то понять можно. Но вот почему «безумный»?
Оказывается, у вальса тогда была репутация непристойного, излишне вольного танца. В тогдашних правилах говорилось: «Танец сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности, … чтобы танцевали не слишком близко друг к другу, что оскорбляло бы приличие».
Эх, посмотрели бы те, кто писали эти правила, как танцуют сегодня без всякой «надлежащей осторожности»! Они бы подумали, что попали в дом умалишенных или на какой-то сатанинский праздник.
Гете тогда считал вальс настолько интимным, что клялся, что не позволит своей будущей жене танцевать его ни с кем, кроме себя.
Недоброжелательно относился к вальсу и Байрон. С насмешкой он писал тогда об этом танце:
Рука партнера очень лихо
Украдкой проскользнуть под вырез лифа,
Иль беспрепятственно погладить талию,
Иль … помолчим мы скромно … и так далее.
А дама может ручкою своею
Партнеру сжать плечо и даже шею.
Духовники считали вальс «греховным», «вульгарным» и «непристойным».
Когда вальс появился в России, к нему отрицательно отнеслась Екатерина-2. А Павел-1, взойдя на престол, специальным указом запретил танцевать вальс в России. Особенно против вальса была жена Павла-1 Мария Федоровна. Долго находился под запретом вальс и в Англии.
Загадка самой знаменитой дуэли в русской литературе
Мой 8 класс еще советской школы. Учительница литературы вещует о романе «Евгений Онегин». Откровенно скучаю, ведь и «Онегина», и «Героя нашего времени» прочитал больше года назад. Но вот учитель начинает говорить о дуэли Ленского с Онегиным. Тут-то я уши навострил. Больше всего в обоих романах меня смутила как раз сцена дуэли. Нет, не описание дуэли, а КАК и ПОЧЕМУ случилось, что оба героя, явно симпатичные и автору, и читателям стали убийцами поневоле.
Оба героя старше своих убитых ими приятелей-друзей на 6−8 лет (что в этом возрасте огромная разница), оба явно не глупы и разочарованы обществом.
И если в случае с Печориным автор неоднократно «ненавязчиво» намекает нам, мол, Грушницкий вовсе и не приятель главному герою, а слабохарактерный трус, способный на самые отвратительные поступки, то с Ленским все не так.
Все по другому в случае с Онегиным и Ленским.
Ленский наивен, по юношески импульсивен, явно симпатичен всем, начиная с Онегина, семейства Лариных и заканчивая приятелем Онегина Пушкиным и, конечно же, нам — читателям романа. Какую же причину указывает нам сам Пушкин?
Учтиво, с ясностью холодной
Звал друга Ленский на дуэль.
… Евгений
Наедине с своей душой
Был недоволен сам собой.
И поделом: в разборе строгом,
На тайный суд себя призвав,
Он обвинял себя во многом:
Во-первых, он уж был неправ,
Что над любовью робкой, нежной
Так подшутил вечор небрежно.
А во-вторых: пускай поэт
Дурачится; в осьмнадцать лет
Оно простительно. Евгений,
Всем сердцем юношу любя,
Был должен оказать себя
Не мячиком предрассуждений,
Не пылким мальчиком, бойцом,
Но мужем с честью и с умом.
Он мог бы чувства обнаружить,
А не щетиниться, как зверь;
Он должен был обезоружить
Младое сердце. «Но теперь
Уж поздно; время улетело…
К тому ж — он мыслит — в это дело
Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист…
Конечно, быть должно презренье
Ценой его забавных слов,
Но шепот, хохотня глупцов…»
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!
Славная причина! Получается, Онегин принимает вызов, хотя понимает, что кругом неправ и убивает друга, лишь потому, что боится общественного мнения. Поверим Пушкину, значит онегинская маска разочарованности в мире и чайльдгарольдства, действительно всего лишь маска. Ему необходимо подставить грудь под пулю на дуэли, чтобы соответствовать понятиям чести.
Стоп. Вот ведь важный момент. Ему необходимо участвовать в дуэли, а вовсе не убивать Ленского.
Но что же делает на самом деле Онегин? Он проспал время дуэли и опоздал примерно на полтора-два часа. Представьте, каково было на январском морозе Ленскому битых два часа ждать Онегина. Далее, он приезжает и объявляет своим секундантом… слугу! Это противоречит всем правилам дуэли, и является, по сути, еще одним оскорблением противной стороны.
Возникает минутная заминка.
.Онегин Ленского спросил:
«Что ж, начинать?» — Начнем, пожалуй.
Самое время попытаться принести извинения и образумить друга, но нет, Онегин сам торопит события!
Ведь именно так делал Пушкин во всех своих дуэлях (кроме последней), несмотря на то, что был прекрасным стрелком. И все сходило с рук: и общественное мнение довольно, и самое главное — все живы-здоровы и довольны. Пушкин в глазах света храбрец, добровольно подставивший грудь под пулю (хотя, конечно, после такого в него уже никто не стрелял).
Но ведь у Лермонтова есть хотя бы эти разговоры, а у Пушкина и этого нет! Однако, заметьте, мы с вами читаем роман, сочувствуем Ленскому и… вот, ведь странно, сочувствуем Онегину. Каким образом гению Пушкина удалось это сделать? Почему я, 13-летний мальчик, не поверил Печорину с его нелепостями и безоговорочно поверил Онегину, убившему Ленского без всяких на то причин?
Итак, дуэль. Может кому-то из вас повод для дуэли покажется пустяковым и глупым. Поверьте, это не так. Ольга — невеста Ленского, более того, их свадьба должна состояться уже на днях. Что же делает Онегин? Прекрасно зная об этом, желая подразнить Ленского, он весь вечер на именинах Татьяны танцует с Ольгой, а она, в свою очередь, открыто кокетничает с ним. Причем, совершенно спокойно отказывает Ленскому, улыбаясь сообщает, что обещала очередной танец Онегину.
Это теперешний воспитанный на интернетных мемах вьюнош будет звать медведя и обвинять во всем Ольгу, размазывая сопли в соцсетях и форумах. Но ведь хорошенькой и недалекой девочке Оле всего 16 лет, а приятелю Ленского Онегину все двадцать шесть. Евгений не может не понимать насколько некрасиво, если не сказать подло, его поведение по отношению к другу.
Но похоже нашего чильдхаральда это особо не парит. Знал ли он, что вполне вероятно последует вызов на дуэль? Знал. Уж что-что, а в этом у него опыт был. Вспомним пассаж из первой главы.
И хоть он был повеса пылкой,
Но разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец.
Правда некоторые сексопатологи-«пушкиноведы»* видят в этом лишь отголосок «любовных битв» Овидия, а в упоминании свинца явное указание на венерические болезни: «Здесь имеется в виду один из способов лечения сифилиса, популярный в начале XIX века. Со свинцом долго путали висмут, эффективное средство против венерических заболеваний. Свинцовым сахаром лечили гонорею». Но давайте пошлем этих «знатоков» в направлении именно того места, что лечат по их мнению препаратами содержащими свинец. Дело в том, что существует черновой вариант этих строк, написанный самим Пушкиным:
И хоть он был повеса пылкой,
Но предлагать им наконец
Устал саблю иль свинец
Речь тут идет именно о дуэлях. Онегин многократно посылал вызовы на дуэль. Был ли он бретером (дуэлянтом-профессионалом)? Скорее всего, нет, но, как минимум, несколько дуэлей на его счету были, и трусом он не был. И это точно не было тайной, беспроводной телеграф слухов и сплетен работал тогда безотказно, и, уж поверьте, общество знало о столь богатом дуэльном прошлом Онегина, как, впрочем, и Ленский.
А что же Ленский? Он-то нежный романтик, восемнадцатилетний поэт — ему то куда лезть со своими вызовами к опытному дуэлянту? Глядишь и учился бы дальше в своем геттингемском университете в тихой благонамеренной и законопослушной бюргерской Германии. Вот уж не так, вы переносите теперешние реалии на два века назад. Студенты в Германии в первой половине XIX века дрались на дуэлях постоянно, куда чаще чем офицеры в гвардейских полках. Закончить курс университета и не иметь шрама считалось признаком конченного ботаника-задрота и труса. Так что воспринимать русского дворянина Ленского, как подходящий объект для безнаказанных шуток, крайне глупо.
…Домой приехав, пистолеты
Он осмотрел, потом вложил
Опять их в ящик.
Ленский не одалживал и не покупал дуэльные пистолеты — они у него есть, вещь необходимая для благородного человека всегда готового защитить свою честь. И да, по большому счету, Онегин наступил на эти грабли уже второй раз. Помните издевательские слова Онегина в адрес невесты Ленского в III главе?
«Неужто ты влюблен в меньшую?»
— А что? — «Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
В чертах у Ольги жизни нет.
Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне».
Владимир сухо отвечал
И после во весь путь молчал.
Уже это само по себе могло послужить поводом для дуэли. Вызывали на дуэль и куда более по меньшим поводам, но Ленский тогда промолчал. Как показало время — зря, ведь тогда, возможно, не было бы этой идиотской эскапады Онегина с ухаживаниями за Ольгой на именинах Татьяны.
Итак, утром следующего дня после злополучных именин на пороге дома Онегина появляется Зарецкий с вызовом от Ленского на дуэль. Ленский в полном праве и Онегин просто вынужден принять вызов.
Далее следует приведенный мной выше отрывок о размышлениях Онегина. Попытки решить вопрос миром могут быть истолкованы как трусость, Евгений не может себе это позволить. Выходом из данной ситуации остается лишь дуэль, в которой, как мне кажется, он просто обязан выстрелить в воздух или отказаться от выстрела. Такого рода «извинение» вполне уместно — честь соблюдена, сомнений в смелости нет.
Но вот, что интересно, с этого момента автор теряет из вида Онегина и все его внимание переключается на Ленского, на его переживания. Мы знаем, что делал Ленский каждую минуту в последние сутки перед дуэлью (визит к Ольге, бессонная ночь), что же делал Онегин нам неизвестно.
Задумаемся еще и вот над чем, похоже условия в полученном картеле весьма жесткие, что, впрочем, подтверждается описанием самой дуэли в следующей главе.
То был приятный, благородный,
Короткий вызов, иль картель:
Учтиво, с ясностью холодной
Звал друга Ленский на дуэль.
Кто-то может увидеть в опоздании Онегина на дуэль на два часа недюжинное хладнокровие. Однако мне с этим крайне сложно согласиться. Ведь Ленский, согласно дуэльному кодексу, выждав, например, час, мог уехать, и в этом случае столь огромное опоздание Онегина объяснялось бы однозначно как трусость, а отговорки, мол, проспал, как совершенно нелепые отмазки. И вторая причина — долгое ожидание должно было взбесить Ленского, и надежды на примирение и без того не слишком высокие, становились и вовсе призрачными.
Для меня вполне очевидно — проспал он лишь потому, что сам заснул лишь под утро. Почему? Вряд ли в духе Онегина терзаться размышлениями, готовить завещание, строчить прощальные письма.
А что бы вы сделали, мой читатель, если вы молоды, богаты, неженаты, а завтра вам возможно предстоит умереть?
Завтра? Прекрасно, значит у вас еще в запасе день, вечер и ночь. Вполне так немало для того, чтобы хорошо гульнуть и проснуться в объятиях красотки, может быть не одной.
Но ведь деревня, глушь! — воскликнет кто-нить, — тут тебе ни ресторанов, ни друзей, ни легкомысленных девиц. Зато есть другие варианты, вспомним как проводил время Евгений в «глуши»:
Порой белянки черноокой
Младой и свежий поцелуй,
Узде послушный конь ретивый,
Обед довольно прихотливый,
Бутылка светлого вина.
Как понимаете, недостатка в женском внимании, в прекрасной еде и в хорошем вине у Онегина в деревне не было. Однако если завтра утром вам предстоит дуэль, у такой гулянки есть серьезный недостаток, спать после нее стоит, как минимум, до обеда, а еще лучше до вечера.
Вернемся к дню дуэли. Около 10 часов утра. У мельницы взбешенный опозданием противника Ленский и не выспавшийся с тяжелой головой Онегин после вчерашнего гульбища.
Что произойдет дальше?
Почему я так думаю? Убийство Ленского Онегиным на дуэли в свете осуждения не вызвало («юнец сам зарвался, хоть и жаль его»), но и восторгов поэтому поводу точно не было. А вот если бы Евгений спокойно стоял под дулом пистолета оскорбленного им Ленского и в свою очередь выстрелил в воздух, восхищение общества его поведением было бы обеспечено.
Дальше происходит то, что казалось мне, при любом раскладе не должно произойти. Онегин первым выстрелом спокойно убивает Ленского. Не стреляет в воздух, не ранит в плечо или в ногу — точный выстрел в грудь, именно туда, куда он и целит.
Казалось бы, не раз и не два Онегин будет корить себя в том роковом выстреле, не раз ему будет сниться эта дуэль как кошмарный сон. Но нет, ничего этого не будет — ни сожалений о самом выстреле, ни ночных кошмаров больной совести.
Еще одно нас разлучило…
Несчастной жертвой Ленский пал…
Это пишет Онегин через три года после дуэли Татьяне. Ау! Где тут ощущение вины? Пал несчастной жертвой Ленский. Аха, вот так пал и все — сам по себе. Вроде как Онегин и не причем. Случилось так. Судьба у Ленского такая, что тут поделаешь.
Онегин сожалеет о смерти Ленского, но не о своем выстреле. Почему, спросите вы?
Имеется в виду в том числе и скандально-известная статья сексолога согласно которой главной героине романа Татьяне всего 13 лет. Три вырванных из контекста цитаты из романа и вполне разумная логика (на первый взгляд) в той статье присутствует. Но это не меняет того, что это просто утка рассчитанная на несведущего читателя. Дикий бред, который легко опровергается. Но кого это интересует? Версия о 13-летней Татьяне так и кочует из блога в блог по сей день.
Объяснить роком, судьбой или предопределением убийство Онегиным Ленского на дуэли открытие примерно того же порядка, что и сделанное мной заявление в первой части, что Ленский был убит из-за того, что этого требовал сюжет. Можно было бы все это написать в первом предложении первой части и на этом закончить.
Конечно же, это не сам ключ к тайне дуэли. Так где же тогда искать разгадку? На самом заветный ключ всегда у нас был под рукой — это сон Татьяны (III глава) — жуткий вещий сон-кошмар, приснившийся ей под утро после ночных святочных гаданий.
Пушкиноведы по полочкам разобрали этот сон. Каждый шаг Татьяны, каждый образ и символ, что мелькает в этом сне. Переход через ручей, медведь — это замужество, сам медведь — «толстый важный генерал» будущий муж Тани и дальний родственник Онегина, чудовища в доме, домогающиеся до Татьяны — это московское светское общество, убийство Онегина Ленским — явное указание на дуэль Нас вами это мало интересует, так же как и отсылки ко сну Светланы Жуковского. Все это вполне верно и точно подмечено, но для понимания последующих событий в день дуэли — не так уж важно.
Сон снится Татьяне под самое утро, когда Ольга вбегает в комнату встревоженная криком сестры, в окно бьет уже «луч зари». Так что же снилось Татьяне?
Всем нам снились кошмары, и мы прекрасно знаем, искать логику в них бесполезно. Сон Татьяны в целом укладывается в рамки такого сна. В кошмаре все действия человека так или иначе не могут изменить того, что должно произойти. Попытки сопротивляться бессмысленны. Более того, мы совершаем действия, которых точно не совершили бы, будучи в здравом уме наяву. Увидев чудищ Татьяна не только не захлопывает дверь и не бежит от страшного места, а с любопытством наблюдает, все шире открывая дверь. Мы с вами не задаемся вопросами, как и почему все происходит. Мы наблюдатели, как собственно и сама Татьяна. Она персонаж сна, но и она не в силах ничего изменить в развивающейся цепи событий.
А теперь я вам задам абсолютно логичный вопрос, которым большинство читателей не задавалось: «А на кой этот сон в романе?» Хорошо, пусть он вещий, предрекает и пророчествует кучу событий в романе. И зачем это и, главное, каким образом пророчества повлияли на эти самые события? Да никак. Татьяна вскоре забывает про сон и более ни в одной строчке романа он не упоминается. Казалось бы, сон можно легко вычеркнуть из сюжета романа.
Однако все пушкиноведы хором говорят о значимости сна для понимания последующих событий и характера Татьяны, особо не заморачиваясь аргументами.
Меня при прочтении романа никогда все эти смутные намеки, приметы, пророчества столь любимые пушкиноведами, кроме предсказания самого факта убийства Онегина Ленским, никоим образом не трогали. А вот атмосфера сна завораживала, вызывала ощущение того, что неизбежно случится нечто страшное. И у меня никогда не возникало вопроса о значимости сна для романа, ведь без него не возникало то самое ощущение жуткой предопределенности событий дня дуэли, столь важное для понимания внутренней пружины сюжета.
Вот мы с вами и подошли к главному!
События в день дуэли, по сути, зеркальное отражение вещего сна Татьяны Лариной, кошмарный сон наяву, где персонаж, подчиненный роковому потоку событий, уже не Татьяна, а сам Онегин.
Как мы с вами выяснили, несмотря на умолчание автора, понятно, что Онегин, как и Ленский, в ночь перед дуэлью засыпает под самое утро. Вот только Ленского будит Зарецкий, его секундант, а Онегин в это время спит беспробудным сном без всяких видений.
Вот наконец проснулся он
И полы завеса раздвинул;
Глядит — и видит, что пора
Давно уж ехать со двора.
Знакомое ощущение? Вы проснулись, невыспавшись, голова соображает плохо. Реальность воспринимается словно через стеклянную стену, даже звуки как будто доходят с опозданием. Что это нам напоминает? Конечно же! Классический сон во сне с пробуждением, которое на самом деле является лишь очередным элементом сна: вы проснулись и понимаете, что безнадежно опаздываете на важную встречу. Но это лишь начало кошмара.
С огромным опозданием Онегин приезжает к ручью, где стоит мельница (оба образа присутствуют во сне Татьяны).
Опершись на плотину, Ленский
Давно нетерпеливо ждал;
Меж тем, механик деревенский,
Зарецкий жернов осуждал.
Идет Онегин с извиненьем.
«Но где же, — молвил с изумленьем
Зарецкий, — где ваш секундант?»
И тут Онегин понимает, что он забыл о секунданте, оплошность совершенно непростительная для человека с его опытом дуэлей. Но в кошмарном сне это дело совершенно обыденное, сначала вы опаздываете, а потом, еле успев, оказывается, что вы забыли дома чуть ли не главное, чего ради так торопились на встречу. Однако Евгений тут же находит выход:
«Мой секундант? — сказал Евгений, —
Вот он: мой друг, monsieur Guillot.
Я не предвижу возражений
На представление мое:
Хоть человек он неизвестный,
Но уж конечно малый честный».
Вот только выход этот чуть ли не хуже его забывчивости. Ведь секундантом должен быть равный по положению обоим дуэлянтом человек. Выбрав секундантом слугу он вызывающе оскорбляет и секунданта Ленского, и его самого. Все верно, в кошмарном сне любое ваше действие — лишь ухудшает положение.
Так какой же выход в подобной ситуации? Правильно, если вы не в силах изменить ситуацию — ускорьте ход событий, ведь ужас ожидания казни, порой страшнее самой казни.
Онегин Ленского спросил:
«Что ж, начинать?» — Начнем, пожалуй, —
Сказал Владимир. И пошли
За мельницу.
Онегин на самом деле даже не пытается помириться с Ленским, это бесполезно, он просто торопит ход событий. Помните, мы с вами задавались вопросом, почему он это делает? Онегин просто ускоряет неминуемую развязку.
«Теперь сходитесь».
Хладнокровно,
Еще не целя, два врага
Походкой твердой, тихо, ровно
Четыре перешли шага,
Четыре смертные ступени.
Хладнокровно и жутко, неотвратимо — два врага идут к неминуемой смерти одного из них. Последние секунды, последние шаги. Уже ничего нельзя остановить и изменить.
Падение убитого Ленского описано невероятно. Сначала еле заметно, потом медленно, но затем все быстрее ускоряясь, он падает. Так начинает движение лавина, но так не падает замертво человек! Зато это возможно во сне, где время может свободно замирать и ускоряться.
Мгновенным холодом облит,
Онегин к юноше спешит,
Глядит, зовет его … напрасно:
Его уж нет…
А вот это уже момент пробуждения от сна-кошмара. Онегин просыпается. Поздно! Сон оказывается страшной явью. Ленский убит.
Недвижим он лежал, и странен
Был томный мир его чела.
Под грудь он был навылет ранен;
Дымясь из раны кровь текла.
Тому назад одно мгновенье
В сем сердце билось вдохновенье,
Вражда, надежда и любовь,
Играла жизнь, кипела кровь, —
Теперь, как в доме опустелом,
Все в нем и тихо и темно;
Замолкло навсегда оно.
Закрыты ставни, окны мелом
Забелены. Хозяйки нет.
А где, бог весть. Пропал и след.
А здесь оставлю вас, мой читатель, тебя и Онегина над трупом Ленского.
Я в своем исследовании всего лишь попытался приоткрыть занавес тайны, удалось мне или нет — судить вам.