Что там с яндекс такси
Таксисты против «Яндекса»: фронт забастовок приближается к Москве
Читайте нас в Google Новости
В акциях протеста водителей такси агрегатора «Яндекс Go» в ряде российских городов — Уфе, Сыктывкаре, Искитиме (Новосибирская область) — в понедельник, 6 декабря, участвовали более 500 человек. Такие оценки приводит Telegram-канал «Таксист Активист». Главные требования забастовщиков заключаются в повышении оплаты труда, то есть изменении условий тарифов. Не исключено, что к протестующим вскоре примкнут и их коллеги из Москвы.
Информация о возможности проведения забастовки водителей «Яндекс Go» в Москве и в Химках была опубликована в одном из пабликов «ВКонтакте» 4 декабря. Она вызвала активное обсуждение и большое количество комментариев. Однако позже администратор группы удалил всю информацию.
Там очень много было комментариев, админ группы убрал их все 4 декабря. Как только это вышло, так посыпались комментарии, он сразу это все «заблокал». Потому что боится, что его группу закроют, — говорит участник сообщества таксист Максим.
Паблик «ЧП в Новосибирске» написал о забастовке водителей такси в Искитиме в воскресенье, 5 декабря. На момент подготовки материала у поста более 15 тысяч просмотров и около сотни комментариев. Мнения пользователей разделились: половина считает, что таксисты обнаглели, другая половина считает неприемлемыми действия агрегаторов.
Канал «Таксист Активист» сообщил, что 2 декабря водители такси из Сергиева Посада, Брянска, Ступино и Подольска отправили в «Яндекс Go» заявление с требованием пересмотра условий оплаты труда. В частности, они потребовали от компании «достойной оплаты труда за положенное законодательством трудовое время, прозрачные и понятные тарифы для водителей и пассажиров, снижение комиссии агрегатора с 20% до 10%, считать заказ дальним, если подача более 2,5 км, отображать полную информацию о заказе, пункт Б и полную стоимость, говорить правду в СМИ о том, что происходит в том ли ином регионе».
Авторы указали, что в случае невыполнения их требований в течение одного месяца будут прибегать к забастовкам. Заявление, подписанное более чем 500 водителями, отправили на почту пресс-службы «Яндекс Go».
Ждём ответа. Срок на выполнение — один месяц. Конец срока совпадает с Новым годом. Можно будет провести мероприятие под названием «Новый год без «Яндекс.Такси», вместе с этим поздравить агрегатор с десятилетним присутствием на рынке, но это как решат профсоюзы водителей в своих городах, — заявили организаторы.
Акции протеста водителей такси в той или иной форме вспыхивают в разных городах России с начала осени, в основном все они связаны с требованиями таксистов пересмотреть условия оплаты. В этот раз в Уфе действия водителей были чётко скоординированы благодаря работе Telegram-канала «Уфа против «Яндекса». К обсуждению присоединялись таксисты из соседних городов, в частности Челябинска и Казани.
В канале были опубликованы рекомендации, как создать проблемы агрегатору. Например, оформлять со стороны клиентов ложные заказы, организуя дефицит машин, а водителям устанавливать в программе таксометра параметр «уйти с линии».
Истерия будет у всех — у пассажиров, у тех водителей, кто не был в курсе по каким-то причинам, у представителя «Яндекса» в Уфе. Деньги нужны всем, и расставаться с ними никто не хочет. Создадим коллапс в Уфе в «Яндексе» в этот день, насколько серьезный, зависит только от нас с вами. Итог дня не заставит себя ждать. Это всего лишь первый пробный шаг, все нам по силам, не забывайте, кто приносит прибыль агрегаторам, — говорится в рекомендациях.
В канале выложены фотографии приложения «Яндекс Go», из которых видно, что в Уфе мало свободных такси.
В Сыктывкаре, по словам очевидцев, таксисты в большинстве всё же вышли на работу. «Яндекс увеличил по городу расстояние дальней подачи на 1,1 км и уменьшил на 10 руб. стоимость минимальной поездки. Народ собрался, пообсуждал это и вышел на линию. Но Яндекс гаечки закручивает, это факт», — пишет пользователь «ВКонтакте» Андрей.
В Искитиме забастовка привела к повышению цен на такси.
Подробнее о претензиях к тарифам «Яндекс Go», побудивших водителей перейти к акциям протеста, рассказал NEWS.ru таксист Александр из подмосковных Мытищ.
Я работаю на арендном автомобиле, цена аренды 1800 рублей в день, на 1000 рублей в день я заправляюсь, чтобы отбить только эти расходы, мне надо заработать три тысячи рублей. Из выручки агрегатор забирает 23%, а ведь ещё есть комиссия таксопарка, расходы на мойку, возможные штрафы за нарушение ПДД. И на какие деньги мне кормить семью? — говорит он.
По его мнению, нынешние акции протеста «Яндексу» — всё равно что укус комара слону, потому что отрасль нуждается в государственном регулировании. Вместе с тем Андрей считает, что помимо корректировки тарифов в пользу водителей нужно позаботиться и об уровне сервиса для пассажиров.
В такси должен быть профотбор, здесь должны работать профессионалы, а не то, что сейчас, колхоз какой-то. Может, у человека и есть стаж водителя три года, но это вовсе не значит, что он умеет ездить по Москве и работать таксистом, — комментирует Александр требования к водителю такси, обозначенные в федеральном законе № 69-ФЗ.
По его словам, сейчас у «Яндекс Go» такая политика, что цены на заказы низкие, хотя и самих заказов много. С осени стало невыгодно работать, обвал выручки произошёл в период московского локдауна на 30%, и до сих пор таксисты не видят прежних доходов. Андрей раздумывает над тем, чтобы найти работу водителем у какого-либо бизнесмена, это будет более стабильный и менее стрессовый доход.
В «Яндекс Go» прокомментировали сообщения о ситуации в Уфе, Искитиме и Сыктывкаре. В компании говорят, что доходы водителей там не снижались и в сервисе нет ограничений по заработку.
Водители в этих городах зарабатывают в среднем от 300 до 450 рублей в час в тарифе «эконом». Сервис работает в штатном режиме. По нашим данным, спрос и цены на поездки в этих городах сейчас соответствуют погодным условиям и уровню пробок в декабре, — сообщила пресс-служба агрегатора.
Руководитель Центра компетенций Международного Евразийского форума такси Станислав Швагерус считает, что любое подобное выступление таксистов в России никогда не рассматривалось всерьёз агрегатором «Яндекс Go», занимающим доминирующее положение на рынке.
Для разрешения конфликта необходимо законодательное регулирование деятельности регулятора со стороны государства с акцентом на повышение социальных и трудовых гарантий для водителей такси. Существующая система в «цифровом такси» не обеспечивает защиту их прав как работников, а также прозрачных и справедливых правил взаимоотношений с агрегаторами по типу «закона Яровой» в торговле, — говорит он.
Председатель Координационного совета межрегионального профсоюза работников общественного транспорта таксист Андрей Попков полагает, что в споре с «Яндекс Go» требования водителей абсолютно справедливы и агрегаторы нужно «ставить на место». По словам Попкова, его организация готова поддержать таксистов и добиваться сокращения комиссий и повышения оплаты их труда.
Добавить наши новости в избранные источники
«Людям запретят водить машины»: чем займется «Яндекс.Такси» после смены гендиректора и почему компании не страшен Сбербанк
«Яндекс.Такси» для российского поисковика — второе направление, которое стало приносить миллиард долларов в год. В конце весны в «Яндекс.Такси» неожиданно сменился гендиректор. Место Тиграна Худавердяна занял Даниил Шулейко, до этого управляющий и операционный директор сервиса.
На момент назначения Шулейко было 30 лет. Он один из самых молодых руководителей крупной российской технологической компании. Весной российский Forbes включил его в список самых перспективных молодых россиян «30 до 30».
Путь к новой вершине российского бизнеса занял у Даниила 9 лет: в 2010 году он устроился в тогда еще мало кому известный стартап Delivery Club на зарплату в 30 000 рублей. Теперь он топ-менеджер в сегменте, в котором совершаются главные сделки российского хай-тека. Только в этом году Сбербанк и Mail.ru объявили о создании совместного предприятия в сфере такси и фудтеха, а «Яндекс.Такси» договорился о покупке активов группы «Везёт», одного из крупнейших своих конкурентов. Дополнительное внимание к сфере обеспечили власти разных уровней, желающие поменять правила игры в такси и фудтехе.
Быстрый карьерный рост не мешает гендиректору «Яндекс.Такси» в беседе легко переходить с «вы» на «ты» (при подготовке интервью для Forbes это произошло на второй встрече). Шулейко говорит, что он еще молод для общения на «вы».
— В конце мая ты превратился из управляющего директора «Яндекс.Такси» в гендиректора сервиса. Как после этого изменилась твоя жизнь?
— Я точно стал меньше спать.
— Сколько теперь?
— Часов по пять в будни и часов по восемь в выходные. Если сравнивать «до» и «после», теперь я глубже вовлечен в ряд вещей, например технологии: если раньше общался с разработчиками два-три раза в неделю, то сейчас — два-три раза в день. Когда происходит форс-мажор, получается так: остается еще не законченная работа, а к ней добавляется много новой. В такие моменты обычно бегаешь по потолку.
Новая структура «Яндекс.Такси»
— По всей видимости, нужен новый управляющий директор?
— Не думаю. Прошлая моя роль была слишком большой. Удобнее было ее «распилить» на несколько маленьких частей, что мы, собственно, и сделали. Теперь снова есть директор по маркетингу — это Даша Золотухина, хотя последние несколько лет такая должность не существовала. У компании появился человек, который отвечает за все водительское сообщество, начиная от службы поддержки и заканчивая программой лояльности, — это Дима Масюк. И так по многим направлениям.
— То есть строится другая структура?
— Да. Компания растет, фокус должен меняться.
— Почему новая структура более эффективна, чем старая?
— В двух словах сложно объяснить. Потому что сейчас такую можно построить. Что еще изменилось [в жизни]? Две вещи: первая — работа стала очень одинокой, потому что ты самый большой начальник большой организации и в твои обязанности теперь входит принимать последнее, самое важное решение. Тебе сложно советоваться. Раньше мы с Тиграном [Худавердяном] играли в эту игру вместе и могли обсуждать общую картину. Сейчас я, конечно, тоже могу к нему обратиться, но у него вагон своих новых задач, так что дергать его лишний раз не хочется. Ну и для меня важна не структура, а люди в ней. Меня окружает команда, каждый член которой в чем-то сильнее меня, сильнее других. Это важно. А структура — это просто какой-то оргчарт.
— А вторая?
— Раньше мне могли доверить какую-нибудь задачу, и я мог увлечься, заиграться. Теперь же я сам должен останавливать всех заигравшихся.
— Одиночество руководителя — это нормально или с ним надо бороться?
— Я пытаюсь формировать зоны ответственности у сотрудников, чтобы по каждой проблеме было с кем спорить. Кроме того, стараюсь работать не как начальник с подчиненными, а выстраивать товарищеские отношения. То есть вовлекать в дискуссию. И готов услышать, что придумал глупость. Когда я только пришел в «Яндекс», мне этот подход привил Грег (Абовский — операционный и финансовый директор «Яндекса». — Forbes), он тратил на меня свое время, которое стоило гораздо больше, чем я зарабатывал. Теперь я пытаюсь культивировать это на всех уровнях, призываю спорить, сомневаться, даже когда уже приняты решения. Говорю: постоянно сомневайтесь в решении.
Изменится ли стратегия «Яндекса»?
— Следует ли ожидать изменений в стратегии «Яндекса» после того, как вторым человеком в компании стал бывший гендиректор «Яндекс.Такси»? Стоит ли теперь ожидать усиления позиций твоего подразделения?
— Мне кажется, Тигран много приносит в «Яндекс» из культуры «Яндекс.Такси». Но вопрос про «Яндекс» лучше задать ему самому. Я уж не знаю, что он там придумал. Что-то придумал, наверное.
— «Ведомости» писали, что эта кадровая перестановка — свидетельство изменения в стратегии.
— «Яндекс» сегодня — это такая российская Кремниевая долина. Очевидно, что «Яндекс» продолжит делать то, что делал всегда, — массовые продукты, добавляющие value, основанные на технологиях, а также, конечно, продолжит расширяться. Если десять лет назад «Яндекс» — это был только поиск, то сегодня это супербольшой поиск, который до сих пор, на 23 году своей жизни, продолжает показывать очень серьезные цифры по динамике роста. Еще есть очень серьезное «Такси». Это две супербольшие ноги у компании. Есть ноги поменьше: это направление вертикалей (Auto.ru, «Яндекс.Недвижимость»), есть «Яндекс.Плюс», который летом отчитался о 2 млн подписчиков. Интересно, что даже внутри одного сегмента мы не можем остановиться и все время добавляем новые и новые сценарии. Например, «Еда» (входит в «Яндекс.Такси») начиналась с простой навигации по ресторанам, потом мы решили сделать доставку, подключили производство своей еды — «Яндекс.Шеф», летом открыли доставку продуктов «Яндекс.Лавка». Это ответ на еще один сценарий про еду. Очевидно, что мы пойдем дальше в каждом секторе. В сценарии, которые будут выстреливать, будем вкладывать больше денег.
— Сейчас «Яндекс.Такси» выступает учредителем разнообразных проектов: «Еды», «Шефа», «Лавки». Ты можешь объяснить, что все это объединяет?
— Ты задаешь классный вопрос, мы столько раз уже из-за него ругались. Мне больше всего нравится такой ответ. В мире существует большое количество сервисов, которые забирают у человека время, начиная с Facebook и заканчивая YouTube, «Яндекс.Видео» и игрушками на телефоне. Наш сервис работает наоборот — на экономию времени. Мы не отнимаем время, а наоборот, даем.
— Эта же логика будет положена в основу дальнейшего развития — добавлять в «Яндекс.Такси» все, что возвращает отнятое время?
— Нам нужно самим себе придумать ограничитель. Например, нам предлагали сделать онлайн-заказ дальних грузоперевозок, но пока мы решили его не делать. На первый взгляд у такого сервиса нет ничего общего с «Яндекс.Такси», кроме того, что там тоже задействованы машины. Сейчас нам это не нужно и не подходит. Мы должны ограничиться сервисами, которые работают в рамках города. Но все может измениться.
— А таких сервисов много можно придумать?
— Так много, что иногда хочется сказать: горшочек, не вари! То, что сейчас «варится», постепенно начинаем выкатывать. Думаю, что в ближайшее время каким-то количеством сервисов еще успеем порадовать. Буквально на днях мы запустили горячую еду собственного производства в «Яндекс.Лавке» и первыми на рынке стали продавать милкиты (наборы продуктов для готовки дома) поштучно с быстрой доставкой — тоже через «Лавку», думаем, что этот канал может стать приоритетным для дистрибуции «Шефа».
— Можешь рассказать о планах?
— В «Яндексе» есть традиция не хвастаться тем, что мы еще не сделали. Хвастаемся, только когда все готово. Сегодня два сервиса, которые мы планируем особо двигать, — это внутригородские грузоперевозки и «Яндекс.Лавка». Кстати, хочешь проверим? Давай закажем в «Лавке» мороженое и посмотрим, привезут ли за 10 минут. (Получив утвердительный ответ, Даниил заказывает два стаканчика ванильного мороженого.) Надеюсь, что команда не подведет… (Пока идет интервью, заказ привозят, на его исполнение ушло 15 минут.)
— А сервис заказа вертолетов появится?
— Знаешь, я слышал, что ребята что-то готовят, в новости чуть раньше срока ушла информация о планах. Пошел проверил: действительно делаем. Скорее всего, запустим. Не думаю, что это будет сверхмассовая услуга, но она будет доступна в нескольких локациях, где это возможно.
— А куда можно будет летать?
— Это самый сложный вопрос. Над Москвой летать нельзя, можно только до МКАД и вокруг Москвы, там есть площадки. Есть еще идея проекта — такси на лодках в Питере. Может быть, допридумаем, как и из этого сделать бизнес.
— Сервис аренды самокатов появится?
— Мы внутри себя пару раз считали экономику подобного сервиса. Чтобы все сходилось, надо, чтобы кто-то дотюнил работу батарей в зимних условиях.
— Есть ли статистика по грузоперевозкам внутри города?
— Старт очень хороший — летом делали уже сотни заказов в день. Это даже чуть выше плана. Единственное, что мы немного не угадали, — это средний чек.
— А какой средний чек?
— Еще до запуска мы планировали, что заказов грузовиков будет меньше, зато средний чек — больше. Оказалось наоборот: поездок больше, но на более короткие расстояния, и средний чек меньше.
Приложение для первого экрана смартфона
— С тех пор как ты возглавил компанию, прошло полгода. У тебя появилось понимание, куда компании двигаться дальше?
— В моем случае все проще: я же давно работаю в компании и не из ниоткуда возник. Конечно, что-то немного поменялось, чуть более фокус сместился на более важные для меня вещи. Фокусов несколько. Самая большая битва, которую мы ведем, — битва с личным автомобилем. Мы продолжим запускать новые продукты, чтобы личная машина стала не нужна.
Второй фокус — еда. Раньше мы играли только на рынке доставки еды из ресторанов, летом стали подключать доставку из ретейла (из «Азбуки вкуса» и «ВкусВилла»). В отличие от доставки еды из ресторанов, которая уже отвечает за порядка 10% всего общепита, объемы e-grocery пока микроскопические, а сам рынок ретейла в разы больше. У нас культура заказа еды не очень развита — это праздничный сценарий поведения, не на каждый день.
Мы начинаем предпринимать попытки в доставке продуктов. Недавно партнером «Яндекс.Еды» стала «Азбука вкуса». Мы начали доставлять продукты, хотим поменять то, как люди едят, так же как сервис такси поменял то, как они перемещаются по городу. Если взять потребительскую корзину среднего россиянина, то на транспорт он тратит от 10% до 15% своего дохода, а на еду — 40%.
— У «Яндекс.Такси» много разных сервисов в фудтехе, транспорте. Стоит ли ожидать, что все эти сервисы могут быть объединены внутри приложения «Яндекс.Такси»?
— Мы не исключаем такую возможность. Первый эксперимент мы уже сделали — запустили «Яндекс.Еду» внутри «Яндекс.Такси» в Казахстане, а в Москве сейчас прямо из приложения такси можно заказать продукты из «Яндекс.Лавки». Смысл этого легко объяснить на примере грузового такси. Это очень нужный сервис, но нужен он раз в год. И ради этого ты не будешь навсегда устанавливать приложение. Каждый раз будешь скачивать и удалять. Поэтому существовать как отдельное приложение сервис заказа грузового такси не может. С другой стороны, мы конкурируем с такими продуктами, как мессенджеры, браузеры, соцсети. И это сложно. Питать иллюзию, что мы сможем запустить 20 сервисов и каждый из них будет иметь иконку приложения в первом экране смартфона, мы, конечно, не будем. Поэтому для каких-то сервисов будет отдельное приложение существовать, для каких-то нет. Даже с «Яндекс.Едой» не все так очевидно. Поэтому запускаем эксперимент и пробуем.
— То есть может так получиться, что в итоге у пользователей разных сервисов «Яндекса» останется только одна иконка — «Яндекс.Такси»?
— Нет, думаю, точно останутся иконки приложений «Яндекса», «Яндекс.Карты» и еще несколько.
Как «Яндекс» сумел стать международным оператором такси за 10 лет — от поиска свободных машин к многофункциональному приложению
Сервису «Яндекс.Такси» исполнилось 10 лет – на рынок он вышел в октябре 2011 года. Вспоминаем, как менялся ландшафт такси и как создавались оптимальные решения для пассажиров и водителей.
Фото: Наталья Мущинкина
26 октября 2011 года можно считать днем рождения сервиса: именно в этот день был запущен в бета-версии сервис по поиску свободных такси в Москве.
В отличие от западных стран, в России на тот момент – кто помнит – от когда-то внушительного советского «легтранса» практически ничего не осталось, и на рынке таксомоторных перевозок более или менее успешно выживали частные таксопарки разного калибра. Со своими телефонными диспетчерскими, с внушительным временем подачи от 40 минут и выше.
Будущее было – и это уже понимали эксперты в начале 2010-х – за совершенно другим такси: эта отрасль должна была стать полноценной составной частью транспортного комплекса мегаполиса. Именно в эту сторону и начал развиваться сервис «Яндекс.Такси».
2013 год – для московской транспортной отрасли во многом рубежный. Это год рождения современной транспортной политики, год пилотного введения платных парковок, год первого этапа интеграции транспортных платежных средств – тогда появилась «Тройка». Для «Яндекс.Такси» 2013 год тоже стал знаковым: появилась возможность оплачивать поездки банковскими картами через приложение.
Согласно планам компании, такси должно было стать не только удобнее, но и дешевле. Этот этап «Яндекс» прошел в 2014 году – тогда по договоренности с таксопарками ввели низкие тарифы за короткие поездки. И там, где раньше таксист, пойманный «с руки» или вызванный по телефону, не хотел ехать дешевле чем за 500 рублей – с агрегатором поездка стала стоить заметно дешевле. Тариф «Эконом» заставил многих, в том числе автомобилистов, задуматься о такси как об альтернативе личному транспорту. В то же время «Яндекс» стал более плотно мониторить заказы водителей такси – появились экзамены на знание города и общение с клиентами. Такси стало не только более доступным, но и более безопасным.
Фото: Наталья Мущинкина
В течение следующих нескольких лет шло спокойное развитие сервисов: совершенствовалось приложение (кто, например, помнит, что в первые годы адрес начала поездки не определялся сразу?), появилось полноценное единое приложение для водителей.
Сервис уже в первые годы вышел за пределы Москвы: центральные области, Санкт-Петербург, затем и остальные регионы. Причем «Яндекс.Такси» отважился появиться там, где всегда была «своя атмосфера» в легковых перевозках – в частности, в 2015 году агрегатор стартовал в Сочи. А в 2016-м уже вышел за рубеж: сервис появляется в Армении, Грузии, Казахстане.
Во второй половине 2010-х годов «Яндекс.Такси» начинает «обрастать» дополнительными сервисами. Такси для корпоративных клиентов и внешних бизнесов, упрощенный въезд водителей на территорию аэропортов, затем – доставка еды и мелких грузов.
В наше время сервис сильно изменился по сравнению с тем, каким он был в начале работы. В 2011 году мало кто мог подумать, что через одно приложение можно будет одновременно заказать до трех автомобилей, что цена будет известна еще до начала поездки, что под новым брендом Yango такси поедут в Финляндии, Израиле и других странах. Сейчас «Яндекс.Такси» превратился в «Яндекс Go», где можно не только вызвать такси, но и арендовать каршеринг или самокат, а также заказать доставку еды. Тем не менее в основе нынешнего логистического сервиса – та же платформа, которую во многом делают те же люди.
Уже сейчас по Москве ездят – правда, пока без пассажиров – беспилотные автомобили «Яндекса». Это значит, что в будущем такой сервис будет привычным – сроки внедрения инноваций сейчас предельно сократились. Готовность к изменениям и постоянные тестирования новых технологичных решений — вот что всегда выделяло и выделяет «Яндекс».
Каким будет такси будущего, пока неясно. Возможны всякие неожиданности, и сама по себе волна агрегаторов, на которой сумел подняться «Яндекс.Такси», – тому подтверждение. Но одно ясно уже сейчас – за десять лет работы этот агрегатор смог создать в Москве инфраструктуру, которой не было до этого. Такси стало неотъемлемой частью нашей повседневной жизни – и это уже навсегда.
«Яндекс.Такси» повышает тарифы и комиссию в ряде регионов
Лента новостей
Все новости »
Изменения произойдут не везде — пока в ближнем Подмосковье и ряде крупных городов. Одновременно сервис повысил комиссию для водителей. Нововведения компания объясняет растущими издержками
С 25 августа цены на пассажирские перевозки «Яндекс.Такси» увеличатся в Подмосковье, Краснодаре, Волгограде, Саратове, Ульяновске, Екатеринбурге и еще в нескольких десятках городов страны. Об этом сообщают журналисты и пишут сами таксисты в соцсетях.
В «Яндексе» так до сих пор и не уточнили, в каких конкретно регионах вырастут цены. Там пояснили лишь то, что изменения связаны с растущими издержками таксомоторной отрасли и они не коснутся всей страны. В Москве, например, изменений не будет.
Сервис также продолжит сохранять комиссию для водителей менее 10% и систему вознаграждений. Там надеются, что с новыми правилами таксисты агрегатора смогут больше зарабатывать.
Водитель Андрей в это не верит. Он работает в Москве и Подмосковье.
— Когда «Яндекс» говорит, что водитель будет зарабатывать больше, получается наоборот. Чем ниже стоимость поездки, «Яндекс» пишет, водитель будет зарабатывать больше. Чем выше комиссия, «Яндекс» тоже пишет, водитель будет зарабатывать больше, по мнению «Яндекса», но на самом деле получается по-другому.
— По факту вы теперь больше зарабатываете с этим нововведением в подмосковных городах?
— Может быть, на какие-то копейки. Я в основном по Москве работаю, поэтому для меня ничего не поменяется. В «Яндекс.Такси» комиссия плавающая, нет строго, допустим, 10% или 20% комиссии, с каждого заказа комиссия может быть разная, и, как они считают, мы не понимаем. До 27%, до 30% комиссия, каждый заказ по-разному может считаться. Раньше, если брали заказ в Химки, я старался выключаться или заезжать обратно в Москву, потому что здесь у меня минимальная стоимость 199 рублей, а в Химках — 139 рублей. Зачем мне это нужно? Я выключался, заезжал в Москву и по Москве работал. И многие так делали.
Таксист Александр рассказал Business FM, что сообщение от «Яндекса» получил еще несколько дней назад. Он работает в Химках. По его словам, минимальная цена на поездку экономкласса в Подмосковье теперь ничем не будет отличаться от расценок в Москве — она составит 139 рублей. Это в два раза больше прежнего ценника.
— Раньше комиссия была 18%, сейчас она будет в районе 23%. Это снимает «Яндекс», мне приходят остатки от тарифа. По Химкам был тариф от 89 рублей, сейчас «Яндекс» включит 139 рублей. Было включено, по-моему, пять минут и два километра, сейчас будет включено три километра и шесть минут. Получается, тариф будет московский — в Москве тоже 139 рублей посадка, в ближайшем Подмосковье будет так же. В Москве все как было, так и останется. «Яндекс.Такси» привел пример, когда разослал информацию о том, что повышает комиссию и тариф, что поездки, допустим, на 13 километров станут чуть дороже, но поездки на 13 километров по Химкам — это, может быть, один-два на 50 заказов.
— Как думаете, другие агрегаторы последуют примеру «Яндекса»?
— Я сомневаюсь, ведь у «Ситимобил» комиссия чуть ниже, и, соответственно, поездки. Вроде как они должны быть такие же, потому что у «Яндекса» формируется цена со своего агрегатора, а у «Ситимобил» — из каких-то других источников. Я не думаю, что в данный момент «Ситимобил» или Gett пойдут на повышение комиссии.
Как нововведение скажется на спросе, сказать пока сложно, особенно сейчас, когда многие активно готовятся к школе и часто передвигаются на такси. А, например, стоимость поездки в аэропорт не изменилась. Но, скорее всего, она снизится, говорит таксист, автор телеграм-канала ProTaxi Егор.
«Поездка в аэропорт рассчитывается, как правило, по фиксированному тарифу, то есть стоимость поездки в аэропорт практически не изменилась, а вот комиссия возросла на 2%. Соответственно, водители фактически на таких дальних заказах стали меньше зарабатывать. Поездки в аэропорт и раньше были невыгодные, потому что, если ты не хочешь стоять в аэропортовой очереди, то обратно ты поедешь конем, без пассажира. А обратно поехать с пассажиром можно, только если ты встанешь в аэропортовую очередь и потеряешь, скажем, два часа. Нормальные водители там не стоят. Поэтому фактически заработок водителя при поездке в аэропорт чуть-чуть снизился. Но вообще, речь идет о коротких поездках, то они, конечно, стали выгоднее: было 89 рублей, например, стало 139, это очень существенная разница. Но это касается коротких поездок, а они не так часты. Конечно, и их количество снизится. Раньше человек мог просто доехать от одного дома буквально до соседнего с вечеринки, потому что раньше это было до 100 рублей, а теперь — почти 150. Конечно, снизится ажиотаж, сейчас конец августа — начало сентября, и все, и количество таких поездок снизится, водители просто станут больше простаивать».
Например, в Краснодаре стоимость подачи машины повысится с 30 до 59 рублей, а комиссия сервиса в городе увеличится до 1,3%. Поездка на машине экономкласса длиной 8 километров и 19 минут будет стоить 184 рубля, а не 177 рублей. В городе подорожают и другие пассажирские тарифы.
«Яндекс» явно поднимал цену на поездки этим летом, причем несколько раз, отмечает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
Эльдар Муртазин ведущий аналитик Mobile Research Group «На такси я езжу ежедневно. Если сравнивать затраты, которые были у меня прошлым летом и этим летом, число поездок примерно одинаково, а тратить я стал на треть больше. Повышения шли в несколько этапов, все время некий секретный алгоритм-робот выдает повышенный спрос, причем повышенный спрос позволяет компании поднимать цену. Но, например, в моем случае повышенный спрос постоянно случался в моменты, когда Москва абсолютно свободна, вокруг на карте видно много машин. Более того, несколько раз я экспериментировал с тем, чтобы посмотреть стоимость поездок не со своего аккаунта, а с телефона, где нет подписки «Яндекс.Плюс» и нет вообще никакой активности, и неожиданно выяснялось, что там выдает цену ниже. Такси стало достаточно дорогим, причем это касается абсолютно любого класса: эконом, комфорт, бизнес. Поездка, которая раньше у меня стоила около 400 рублей, на короткие расстояния, сейчас стоит 1000-1200 в зависимости от времени суток. Меньше всего, наверное, изменение коснется поездок на длинные дистанции, например в аэропорт, но они тоже подорожают».
Водители такси жалуются: «Яндекс» отказался компенсировать им деньгами многочисленные заказы, потерянные ими накануне утром из-за двухчасового сбоя сервисов компании. Взамен «Яндекс» начислил водителям «плюсики» на повышение выдачи автомобиля в поиске, и то лишь на несколько часов.