Что там с пробками
Нечищеные дороги, сильные пробки и очереди на транспорт образовались в Москве из-за снегопада
Лента новостей
Все новости »
Пробки на дорогах оцениваются в восемь баллов. Водители отмечают большое количество аварий. Дептранс призвал москвичей пользоваться общественным транспортом вместо личного из-за погодных условий
Москва встала из-за снегопада. Утром в городе были многочисленные аварии и пробки в восемь баллов, по данным «Яндекса». Дорогие нечищенные, говорит водитель такси Андрей:
— Зима пришла неожиданно, как обычно. Ехал от Рижской, выехал на проспект Мира, слегка был почищен, Трешка более или менее, залита жижей, реагентами. Съехал на шоссе Энтузиастов, такое впечатление, как будто там вообще забыли почистить. Плохо-плохо, ужасные дороги.
— Насколько, на ваш взгляд, снизилась скорость потока? Большие пробки?
— В разы, конечно. Но я-то выезжал, шел против потока, у меня свободно было. Я в область ехал. Шоссе Энтузиастов уже стояло с полседьмого утра. Энтузиастов и так стоит, снег еще и добавил. Пробки, нелепые ДТП, то есть люди еще не адаптировались, что пора держать дистанцию и не делать резких маневров. Все как обычно, ничего нового.
Движение затруднено почти по всему Садовому кольцу, большей части бульваров и почти по всему Третьему транспортному кольцу. Скорость автомобильного потока низкая на улицах и набережных в центре города. Сильно затруднено движение по шоссе Энтузиастов в сторону центра, на Ленинградском проспекте и Дмитровском шоссе также наблюдаются затруднения. Услуги такси стали стоить вдвое дороже, говорит водитель такси Александр:
Днем ситуация на дорогах стала получше — пять баллов. Впрочем, это не отменяет проблем с выездом с парковок во дворах столичных домов в дневные часы. Вот что рассказал обозреватель Business FM Андрей Ромашков:
Андрей Ромашков обозреватель Business FM «Вернулся я с работы поздно, поэтому припарковался во дворе на довольно неудобное место, оно было одним из последних, которое осталось, поэтому я решил, что ладно, пронесет. Было за полдень, когда я выходил из дома, по половине двора проехала машинка-очиститель, и все, что она сделала, — это расчистила то, где проезжают машины, но отбросила весь снег под запаркованные машины. Соответственно, выезжая, я выехал задними колесами и сел дном. После этого это была долгая битва маленькой саперной лопатки с большим снежным Голиафом. И уже добираясь до работы, видел два или, может быть, даже три случая, как дяди на больших машинах вытаскивали дядь на маленьких машинах из примерно таких же ситуаций».
Утром в часы пик местами были очереди на автобусы и электробусы. Особенно трудно пришлось жителям Подмосковья. Гигантская очередь выстроилась на автобусной остановке около ЖК «Пригород Лесное», пригородные маршрутки и автобусы ходили с перебоями.
Снегопад усложнил движение транспорта утром. Случилось множество аварий. Одна из самых заметных — на Бережковской набережной. Легковой автомобиль упал в реку после столкновения с другим авто, сбив ограждение.
Днем дороги освободились. К тому же снег прекратился, и ехать сейчас проще, поделился водитель такси Юрий:
— Утром было тяжеловато и скользко, и реально начали убирать в шесть утра, машины пошли, до этого времени не занимались. Снежная каша даже на центральных вылетных магистралях, на маленьких дорогах и сейчас не очень. Сейчас потеплело, утром было минус шесть, и почистили неплохо, работают дорожники, капитально просыпали реагентом, снег перестал, уже не подсыпает. Сейчас нормально.
— Пробки есть?
— Сейчас полегче, пятибалльные, машин стало меньше. Пробки есть, конечно, Москва есть Москва, но в рабочем порядке, обычные, не форс-мажор.
Дептранс попросил москвичей отказаться 7 декабря от автомобилей и передвигаться по городу на метро и наземным транспортом, говорит сотрудник Информационного центра Транспортного комплекса Москвы Лада Гамидова:
Лада Гамидова сотрудник Информационного центра Транспортного комплекса Москвы «[ЦОДД] настоятельно просит водителей отказаться от автомобилей сегодня. Уже сейчас движение в городе оценивается в восемь баллов, для утреннего часа пик это сильная загруженность. Сильно затруднено движение в центре Москвы, на Садовом кольце и ТТК, на МКАД, в местах проведения работ. Просим пользоваться городским транспортом для поездок по городу в течение дня, в утренние и вечерние часы пик. Это поможет коммунальным службам быстрее убрать улицы города и провести противогололедную обработку дорог. Городской транспорт работает штатно».
Многие москвичи отказались от автомобилей сегодня, как того просит Дептранс, но это не означает, что им было более комфортно. Тротуары сегодня опасные, говорит сотрудница Business FM Елена, которая отправилась на работу на метро:
«Не могу сказать, что хорошо почищены пешеходные дорожки, у нас во дворе было комфортно передвигаться по следам одного проехавшего трактора, все остальное запорошено, лед под легким снегом, идешь, буксуешь на месте, если не упал. В метро много людей, никто не отказался от поездок на работу, не все носят маски, зачем-то жмутся поближе друг к другу».
Три часа вместо полутора добиралась до работы сегодня утром жительница Балашихи Карина. Вот что она говорит:
— Ожидание транспорта заняло свыше 40 минут с области, с Балашихи, 40-45 минут только ждала транспорт, а затем до метро, до «Щелковской», ехала полтора часа — 1 час 40 минут. Опоздала на работу.
— Наверное, была огромная очередь на остановке?
— Обычно сколько времени у вас это занимает?
— 1,5 часа примерно. До метро я доезжаю обычно за час, а сегодня я ехала свыше 2,5 часа. И плюс на работу час ехать. Сегодня провела в дороге в общей сложности свыше трех часов.
По прогнозам синоптиков, снегопад сохранится в Москве в течение всего дня, за сутки в городе может выпасть до 15 сантиметров снега.
Как навигатор собирает информацию о пробках. По количеству смартфонов? Важные ответы
Одна из самых удобных и полезных функций навигатора – показ пробок на дорогах. Даже если вы идеально знаете город, лучше него не сможете проложить оптимальный маршрут с учетом заторов.
Но у навигатора нет своих собственных глаз. Каким образом эти приложения понимают, где образовалась пробка?
Разбираемся, как это работает.
Откуда вообще навигатор берёт данные о пробках?
Есть два типа данных, которые работают в совокупности и помогают картографическим сервисам понять, где образовывается дорожный затор.
Для начала, у навигатора на сервере есть база знаний: информация о дорогах на карте, скоростных ограничениях и правилах проезда, дорожных знаках, POI (points of interest) – особых объектах, от супермаркетов и достопримечательностей до постов ГИБДД и дорожных камер.
Это условно статические данные, они не меняются мгновенно. Разве что кусок дороги закроют на ремонт или откроют новую заправку.
Динамические данные не менее важны. Это информация о дорожной ситуации, которая постоянно меняется. Координаты автомобилей, сообщения водителей и пассажиров, отметки о ДТП и так далее. Всё это динамические данные.
Что для навигатора называется пробкой?
В целом, пробка – это когда сравнительно много машин движется по дороге с небольшой скоростью (вплоть до нулевой). Но в этом определении есть два допущения:
Во-первых, что такое сравнительно много машин? В каждой навигационной программе этот параметр задается по-своему. Но в любом случае если одна машина едет по проселочной дороге со скоростью 10 км/ч, навигатор здесь пробку не покажет – слишком мало данных.
Во-вторых, что такое небольшая скорость? Та, что значительно меньше средней и/или максимально разрешенной на этом участке дороги. Как быть в ситуации, если на участке разрешено ехать 60 км/ч, но поток едет 30 км/ч практически всегда?
От сервиса к сервису, эти допущения различаются. Точные данные никто не раскрывает, ведь это основы алгоритмов, и их хранят в секрете. К тому же они вариативны и могут изменяться даже в реальном времени в зависимости от сезонности, времени суток, общей ситуации на дороге и так далее.
Откуда навигатор получает динамические данные?
Когда вы устанавливаете навигационное приложение, активируете GPS и подключаетесь к сети, то автоматически отправляете данные на сервер навигационной системы. Во многих приложениях можно также создавать сообщения и информировать о ДТП, засадах полиции и т.д.
Например, в Яндекс.Картах и Яндекс.Навигаторе можно поставить в настройках галочку “Сообщать о пробках” и передавать свои данные в сервис Яндекс.Пробки. Стандартный набор: ваши координаты (широта и долгота), скорость, направление движения.
Данные всегда обезличены. Сервис не знает вашего имени, номера вашего авто и т.д. Информация, которую передает приложение, не привязывается к вашей учетной записи. Но трек (след движения по карте) строится для конкретного объекта.
Сообщения с данными отправляются каждые несколько секунд. Старые данные удаляются и не участвуют в расчете.
Сервис Яндекс.Пробки получает данные не только от обычных водителей, но и от компаний-партнеров. Это службы такси, доставки и другие фирмы, машины которых регулярно ездят по городу.
Наконец, информация берется с датчиков на дорогах. Их устанавливает и обслуживает ЦОДД (Центр организации дорожного движения) и другие ведомства.
Но датчики есть лишь в крупных городах (на Москву примерно 7 тыс. устройств). К тому же автомобилистов с навигаторами куда больше.
Как навигатор анализирует данные других пользователей
Обработка данных от всех доступных источников всегда происходит на сервере. В приложении-клиенте (то, что видите вы на экране смартфона) лишь выдается готовый результат.
Если платформа видит, что на каком-то участке карты скорость автомобилей массово уменьшается, она пересчитывает загруженность дорог. Соответственно, перерисовывается карта с учетом интенсивности движения и пробок.
Сообщения об авариях, постах и тому подобном тоже анализируются. Когда один пользователь ставит отметку, другие участники, которые находятся неподалеку, могут её подтвердить или опровергнуть.
Таким образом, не получится заспамить карту ложными сообщениями. А когда последствия ДТП уберут с дороги, исчезнет и отметка о нем.
Обычно системы анализируют карты по кластерам: исследуют данные на небольших участках, а затем сопоставляют их с информацией от “соседей”. Это позволяет распределить нагрузку и обновлять карту чаще.
Треки автомобилей, которые едут по одному участку в одинаковом направлении, объединяются по совпадающим отрезкам. Скорости усредняются, и это дает понимание дорожной картины.
Важный момент: новые данные не полностью перекрывают старые. Просто у старых данных обычно меньший вес при принятии решения на сервере.
Именно поэтому машина, которая едет на “аварийке” со скоростью 10 км/ч, не заставит систему думать, что образовалась пробка. Но когда медленных машин станет больше, навигатор покажет затор.
Как навигатор понимает, в каком ряду вы едете и почему тормозите?
Средняя точность GPS – 6-8 метров, а в условиях плотной застройки ещё меньше. Так что приложение не может определить, в каком ряду вы едете. Но может подумать, что вы врезались в столб или прошли сквозь угол здания.
Если приложение будет строить ваш трек четко по полученным от вас координатам, получится что-то странное. Поэтому система аналитики навигатора сопоставляет ваши динамические данные со статической картой города и, учитывая знаки и разметку, оптимизирует ваш трек.
Навигатор понимает, что вы не могли выехать на тротуар или встречную полосу, а затем продолжить двигаться с прежней скоростью. Поэтому ваш путь на карте выглядит нормальным.
Кроме того, вы можете замедлиться перед въездом во двор или на парковку. Но приложение поймет это, проанализировав поведение водителей, которые едут рядом с вами, и не будет рисовать здесь пробку.
С другой стороны, если кто-то решил объехать пробку по обочине или по полосе для общественного транспорта, его скорость разбавит общую картину. И дорога, к примеру, может из красной стать желтой.
Отчасти погрешность GPS, ГЛОНАСС и других навигационных систем снижается за счет A-GPS и определения положения по вышкам мобильной связи и Wi-Fi. Но уже через несколько лет, с обновлением спутников и технологий позиционирования, проблема должна исчезнуть.
Как навигатор отличает водителей от пешеходов?
Действительно, если объект движется вдоль дороги со скоростью 5-6 км/ч, это может быть и не машина в пробке, а пешеход. Как отличить авто от пешехода?
Платформа на сервере анализирует скорость объекта в течение какого-то времени. Затем она сравнивает характер движения и находит признаки пешехода или автомобиля.
К примеру, пешеход вряд ли сможет идти быстрее 10 км/ч (это скорость вполне бодрого бега). А автомобиль со средней скоростью 10 км/ч будет двигаться в пробке неравномерно: часть времени стоять, часть – достаточно быстро подъезжать к впереди стоящему, а в отдельные моменты разгоняться до куда больших скоростей.
Почему это важно? Платформа должна отсеивать данные от пешеходов и показать реальную скорость движения авто в городе.
Как рассчитываются баллы пробок?
Чтобы водителю было проще ориентироваться в карте с учетом загруженности дорог, скорости на различных участках показывают цветом. К примеру, Яндекс.Навигатор берёт данные из сервиса Яндекс.Пробки. Это отдельный слой данных, интегрированный в общую систему Яндекс.Карт.
Включить этот слой можно кнопкой “Дорожная ситуация”. Если данных о пробках нет или они не нужны, слой просто не показывается.
В крупных городах пробки также отображают в баллах: 0 – пробок нет, 10 – пробки максимальные. Баллы означают следующее:
Навигационная платформа рассчитывает, за сколько водители в среднем проезжают определенные участки по пустой дороге. Это время считается эталонным и пересчитывается, в общем-то, редко.
Затем эталонные значения сравнивают с фактическими. Полученные значения проецируют на шкалу пробок для конкретного города.
Для каждого города при расчете баллов используются свои коэффициенты. Например, если в Москве вы потратите на дорогу вдвое больше времени, чем если бы ехали ночью по пустому шоссе, это пять баллов.
В Санкт-Петербурге аналогичные заторы оценят в 6-7 баллов, ведь здесь максимальные пробки меньше.
Навигаторы становятся умнее с каждым днём
Навигационные платформы накапливают данные, чтобы точнее рассчитывать время в пути по определенному маршруту. Эти данные помогают предсказать, где вскоре образуется пробка, и объехать её.
Применяются и технологии искусственного интеллекта. Они позволяют связать, казалось бы, несвязанные события – настоящее машинное обучение на той самой «биг дате». К примеру, если система постоянно будет видеть, что пробка на одном перекрестке приводит к разгрузке определенных маршрутов, она заранее поведет вас по ним.
На той же Яндекс.Карте есть режим “Дорожная ситуация”. По нему можно посмотреть прогноз пробок в определенный день и время. Это поможет спланировать свой день и не терять слишком много времени на дорогу.
Конечно, внезапные ДТП и заторы из-за отключившихся светофоров могут нарушить все планы. Но в целом прогнозы Яндекс.Пробок и Google Maps работают довольно точно.
Почему уровни пробок в разных сервисах отличаются?
Прежде всего, что для одного сервиса – зеленый уровень пробок, для другого желтый. Нет единых стандартов.
Кроме того, чем больше пользователей у навигатора, тем больше данных получает платформа и тем точнее картина. Если одним навигатором пользуются 10 водителей в потоке, а другим – один, причем едет он с минимальной скоростью, то сами понимаете, где данные будут объективнее.
Наконец, для обработки и передачи данных даже в одной навигационной платформе используется множество серверов. В результате вы можете параллельно открыть две вкладки с пробками в браузере, и даже они будут отличаться. Так происходит потому, что данные поступают с разных серверов.
А почему до сих пор можно попасть в пробку, которой нет на карте?
Сбор и анализ данных занимает время. Старые данные влияют на свежие. Сегодня не существует единственно верного способа, который бы позволил навигационной системе показывать загрузку дорог действительно в режиме реального времени.
Карты всегда обновляются с небольшим опозданием – от 1-2 до 5-10 минут. Поэтому именно вы, попав в пробку, можете первым передать данные навигационной платформе. Она накопит некоторое количество подобных сообщений и покажет пробку всем.
Дорожная ситуация (пробки и события)
Чтобы включить отображение загруженности автомобильных дорог, нажмите кнопку Дорожная ситуация (чтобы выключить режим — нажмите ее повторно).
Если задан один из адресов, на панели будет отображаться кнопка построения маршрута поездки домой (или на работу).
Если заданы оба адреса, на панели отобразится расчетное время поездки с работы домой или из дому на работу.
Дорога не отмечена цветом, если достоверных данных о скорости движения на этом участке дороги сейчас нет.
При включенном режиме на кнопке Дорожная ситуация отображается информация о загруженности автомобильных дорог в баллах: (по десятибалльной шкале):
Чтобы увидеть на карте дорожные события (дорожные работы, дорожно-транспортные происшествия и т. п.), включите опцию Показать дорожные события (она отображается в центре нижней части экрана).
Дорожные события отображаются значками:
Нажмите на значок, чтобы увидеть сообщение о событии.
Дорожная ситуация (пробки и события)
Чтобы включить отображение загруженности автомобильных дорог, нажмите кнопку Дорожная ситуация (чтобы выключить режим — нажмите ее повторно).
Если задан один из адресов, на панели будет отображаться кнопка построения маршрута поездки домой (или на работу).
Если заданы оба адреса, на панели отобразится расчетное время поездки с работы домой или из дому на работу.
Дорога не отмечена цветом, если достоверных данных о скорости движения на этом участке дороги сейчас нет.
При включенном режиме на кнопке Дорожная ситуация отображается информация о загруженности автомобильных дорог в баллах: (по десятибалльной шкале):
Чтобы увидеть на карте дорожные события (дорожные работы, дорожно-транспортные происшествия и т. п.), включите опцию Показать дорожные события (она отображается в центре нижней части экрана).
Дорожные события отображаются значками:
Нажмите на значок, чтобы увидеть сообщение о событии.
Пробки в Москве утром после мощного снегопада достигли 8 баллов
Москву накрыл сильнейший снегопад. Синоптики говорят, что такой метели в столице не было больше 70 лет. С каждым часом ситуация на дорогах ухудшается. Пробки утром достигли 8 баллов. Ближе к обеду, по прогнозам, осадки достигнут своего пика. Как москвичи переживают первый настоящий буран и куда циклон отправится дальше, узнали журналисты РЕН ТВ.
Около 3 часов утра, как и прогнозировали синоптики – в столице началась метель. Снег зимой – обычное явление, но только не в этот раз. За четыре часа снегопада осадков уже выпало высотой с каблучок. Если так дело пойдет и дальше, к обеду пройти по городским тротуарам будет сложно без того, чтобы холодный зимний наст не попадал внутрь обуви.
Коммунальщики уже отправили на городские улицы и трассы всю снегоуборочную технику. С раннего утра у городского снегоплавильного пункта – активное движение. Один за другим сюда подъезжают заполненные до отказа грузовики. По нашим наблюдениям, сегодня вывезут тонны снега. Пока со стихией справляются, но автовладельцы готовятся к худшим прогнозам.
До 17 сантиметров снега, по прогнозам синоптиков, может выпасть сегодня в столице. К концу недели сугробы вырастут до 20 сантиметров, в области – до 25. В последний раз такая рождественская погода накрывала Москву в середине прошлого века. В 1949 году на базовой метеостанции ВДНХ фиксировали почти 13 сантиметров снега. Сегодня ожидают новый рекорд. По последней информации, высота снежного покрова в Москве подросла до 13 см.
К вечеру температура поднимется до нуля, поэтому вполне вероятно, что снегопад превратится в дождь со льдом. Поэтому маленьким жителям Московского региона стоит поторопиться и успеть поваляться в сугробах, пока они не подтаяли сегодня.
Пробки на Яндекс.Картах: тонкие настройки
Только как определить — какая скорость соответствует красному, а какая желтому? И что такое «красный» на МКАДе и на улице Льва Толстого — это один скоростной диапазон или разные? Ведь, например, улицу Льва Толстого очень немногие проезжают со скоростью более 25-30 км/ч, а для ТТК такая скорость — это, скорее всего, результат пробки.
Мы не стали решать за пользователей, а провели исследование и дали возможность им самим ответить на эти вопросы. Участники исследования были разделены на три группы — утреннюю, дневную и вечернюю. Каждый из участников выезжал в будний день на автомобиле с водителем по одному и тому же маршруту, длина которого — 82 км. Маршрут охватывал много совершенно разных улиц.
Заезды по маршруту начинались с интервалом в пять минут: утренние — начиная с 8:00, дневные — с 13:00, вечерние — с 18:00. У каждого участника был мобильный телефон со специальной сборкой мобильных Яндекс.Карт.
Задачей тестируемого было раз в несколько секунд нажимать на кнопку, которая подходила его ощущениям от скорости в данный момент. Каждый из участников мужественно одолел весь путь, хотя некоторым из за пробок для этого понадобилось больше 5 часов. После завершения заездов данные всех голосований были собраны и поступили в обработку.
Сначала мы проанализировали, насколько у участников различаются оценки одной и той же скорости. Совпадение по нашим метрикам было неплохим — в большинстве случаев мнения пользователей различались максимум на 5 км/ч. Затем мы выяснили, какие скорости с каким цветом ассоциировались у каждого человека на разных улицах. «По ощущениям» улицы разделились на три группы. Для средних улиц наше существующее разделение цветов по скоростным диапазонам подошло идеально. А вот диапазон для очень широких и очень узких улиц требовал уточнения.
Для больших дорог, например, МКАД, скорости были увеличены — теперь красной считается пробка до 20 км/ч, а зеленым МКАД на Яндекс.Картах станет только при скорости движения от 50 км/ч. А для узких улочек, например, в центре, красной будет считаться пробка до 10 км/ч, а при 25 км/ч и выше мы считаем, что дорога свободна.
На карте эти изменения отразятся следующим образом. На обзорном масштабе, когда вы смотрите на весь или почти на весь город, карта станет краснее. Потому что на таком масштабе мы показываем пробки только на основных, крупных дорогах. А если вы будете подробно рассматривать улочки центра, общий тон карты будет зелёным. Если, конечно, город не парализует совсем, что вряд ли случится до конца августа.
P.S. Такое исследование мы провели для Москвы, но другие крупные города уже на очереди. Следите за обновлениями!
Команда Яндекс.Пробок, вникаем в детали