Что такое юридический стаж

Что входит в юридический стаж?

Занятие определенных государственных должностей требует от претендентов не только юридического образования, но и стажа работы по специальности. Юридический стаж и его длительность иногда выступают неотъемлемыми условиями для выплаты дополнительных денежных сумм тем, кто трудится в госструктурах.

Понятие юридического стажа и правовая база вопроса

К названному стажу относится исполнение обязанностей в различных госорганах. Сюда причисляется деятельность в любых юридических организациях в должности, предполагающей для претендующего обязательность юридического образования.

Что такое юридический стаж. Смотреть фото Что такое юридический стаж. Смотреть картинку Что такое юридический стаж. Картинка про Что такое юридический стаж. Фото Что такое юридический стаж

К такому стажу относится исполнение рабочих функций в прочих должностях, когда они напрямую касаются поддержания прав граждан, хозяйствующих субъектов и соблюдения правопорядка. Это предполагает познания в конкретных правовых областях и опыт их применения.

Для занятия некоторых должностей существуют особые законодательные требования, устанавливаемые федеральными законами РФ или ведомственными нормативными актами. При этом все они должны соответствовать Конституции РФ.

Как исчисляется юридический стаж?

В качестве основания для установления юридического стажа выступают отметки, зафиксированные в трудовой книжке. Для замещения различных должностей законодатель устанавливает особые нюансы.

Судебные приставы

Должность судебного пристава вправе занимать лицо:

Судьи

Для начисления юридического стажа для назначения судей действующее законодательство предусматривает обязательность соответствия следующим требованиям:

Что такое юридический стаж. Смотреть фото Что такое юридический стаж. Смотреть картинку Что такое юридический стаж. Картинка про Что такое юридический стаж. Фото Что такое юридический стаж

Иногда для расчета стажа может понадобиться предъявление особой документации (приказов, инструкций и тому подобное), которая подтверждает информацию об исполнении лицом определенных обязанностей. Если при установлении юридического стажа возникают спорные моменты, то для разрешения проблемы создается квалификационная судейская коллегия.

Адвокаты

Для получения адвокатского статуса помимо юридического образования необходимо следующее:

Работники МВД

В органах Министерства внутренних дел общая продолжительность службы предусматривает право лица на льготную пенсию. При этом в выслугу лет входит:

Стаж по юридической специальности для различных должностей определяется согласно квалификационным требованиям. При выполнении лицом рабочих обязанностей, предполагающих специальное образование, которое не имеет его, приобщение этого стажа к юридическому рассматривается специальной комиссией.

Источник

Как исчислять стаж работы для приобретения статуса адвоката

8 октября состоялось заседание Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам

На очередном заседании Комиссия ФПА РФ по этике и стандартам (далее – КЭС, Комиссия) утвердила проект Разъяснения по вопросу исчисления стажа работы по юридической специальности, необходимого для приобретения статуса адвоката, обсудила запрос о законности осуществления адвокатом предпринимательской и иной деятельности, а также проекты разъяснений о возможности совмещения статуса адвоката и статуса арбитражного управляющего и осуществления адвокатом экспертной деятельности.

В зале заседаний ФПА РФ присутствовали председатель КЭС – президент ФПА РФ Юрий Пилипенко, заместитель председателя Комиссии – советник ФПА РФ Василий Раудин, член КЭС – адвокат АП г. Москвы Вячеслав Голенев.

В режиме видео-конференц-связи в заседании КЭС приняли участие заместитель председателя Комиссии – советник ФПА РФ Александр Орлов, члены КЭС – вице-президент АП г. Москвы Николай Кипнис, вице-президент АП Санкт-Петербурга Максим Семеняко, председатель Квалификационной комиссии АП Московской области Александр Никифоров, президент АП Калининградской области Евгений Галактионов, президент АП Республики Крым Елена Канчи, адвокат АП г. Москвы Василий Рудомино, представитель от Совета Федерации ФС РФ Ирина Рукавишникова, представитель от Министерства юстиции РФ Инга Меликян.

КЭС дала разъяснение по вопросу исчисления стажа работы по юридической специальности, необходимого для приобретения статуса адвоката. В документе отмечается, что в стаж работы по юридической специальности лица, для которого высшее юридическое образование не является впервые полученным высшим образованием, включаются периоды работы в должностях, указанных в п. 4 ст. 9 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (в том числе в должности помощника адвоката), как до, так и после получения высшего юридического образования.

Комиссия обсудила запрос о законности осуществления адвокатом предпринимательской деятельности, а также деятельности в форме непосредственного (личного) участия в процессе реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, не связанных с оказанием юридической помощи, проект Разъяснения о возможности совмещения статуса адвоката и статуса арбитражного управляющего и проект Разъяснения о возможности осуществления адвокатом экспертной деятельности.

Документы приняты за основу и будут доработаны с учетом высказанных замечаний и внесенных предложений.

Источник

Анализ практики

КАКОЙ СТАЖ НУЖЕН ПРЕТЕНДЕНТУ?

По существу вопроса относительно стажа ра­боты по юридической специальности (профес­сии), необходимого для назначения на долж­ность судьи, можно сказать следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона Россий­ской Федерации «О статусе судей в Россий­ской Федерации» любой гражданин, достиг­ший установленного этим Законом возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической про­фессии и не имеющий заболеваний, препятст­вующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи.

Наличие стажа работы по юридической специальности определяется с момента полу­чения претендентом на должность судьи выс­шего юридического образования любого уров­ня (п. 2 ст. 6 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образо­вании») и начала работы на должностях, ука­занных в п. 5 ст. 4 Закона Российской Федера­ции «О статусе судей в Российской Федера­ции».

Однако к сдаче квалификационного экзаме­на на должность судьи может быть допущен лишь претендент, имеющий высшее юридиче­ское образование, подтверждаемое присвоени­ем лицу, успешно прошедшему итоговую атте­стацию, квалификации (степени) «специалист» или «магистр».

Инструкция о порядке определения стажа работы по юридической профессии для канди­датов на должности судей федеральных судов от 27 декабря 1996 года после принятия Федераль­ного закона от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ действует в той мере, в какой она не противоре­чит указанному и другим федеральным консти­туционным и федеральным законам. Согласно п. 5 Инструкции в спорных случаях окончатель­ное решение о стаже работы по юридической профессии принимается соответствующей ква­лификационной коллегией судей, рассматри­вающей заявление кандидата о рекомендации на должность судьи, с приведением в заключе­нии мотивов принятого решения.

Что касается Определения Конституцион­ного Суда Российской Федерации от 8 июня 2004 года № 214-O «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Верховного Суда Рос­сийской Федерации о проверке соответствия Конституции Российской Федерации ряда по­ложений пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Фе­дерации», следует учитывать, что указанное Определение принято до внесения 25 декабря 2008 года изменений в Закон Российской Фе­дерации «О статусе судей в Российской Феде­рации», согласно которым в стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включа­ется время работы на должностях, требующих высшего юридического образования. В преж­ней редакции Закона требовалось наличие юридического (не обязательно высшего) обра­зования.

Председатель ВККС РФ

Вестник Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации / № 3 (21), 03.09.2009 г.

Источник

Нюансы исчисления стажа работы, необходимого для приобретения статуса адвоката: разъяснения ФПА

Что такое юридический стаж. Смотреть фото Что такое юридический стаж. Смотреть картинку Что такое юридический стаж. Картинка про Что такое юридический стаж. Фото Что такое юридический стаж
Elnur_ / Depositphotos.com

Совет ФПА утвердил подготовленное Комиссией по этике и стандартам разъяснение по вопросу о том, должно ли быть засчитано претенденту на присвоение статуса адвоката в стаж работы по юридической специальности время работы в качестве помощника адвоката в период до получения диплома о высшем юридическом образовании при наличии высшего образования по иной специальности/квалификации (Разъяснение Комиссии по этике и стандартам Федеральной палаты адвокатов РФ (утв. решением Совета Федеральной палаты адвокатов от 11 октября 2021 г.).

Разъяснено, что в стаж работы по юридической специальности лица, для которого высшее юридическое образование не является впервые полученным высшим образованием, включаются периоды работы в должностях, указанных в п. 4 ст. 9 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (в том числе в должности помощника адвоката), как до, так и после получения высшего юридического образования.

Источник

Можно ли частнопрактикующему юристу стать судьей?

В пункте 5 стаьи 4 ФЗ «О статусе судей» указано, что в стаж работы в области юриспруденции для назначении на должность судьи включается время работы на гос и муниципальной службе, в юридических службах организаций, в качестве преподавателя юридических дисциплин, адвокатов, нотариусов.

Но в этом списке нет частнопрактикующих юристов, то есть юристов, которые ведут деятельность, как индивидуальные предприниматели. Я работаю юристом 12 лет, хожу все эти годы по судам, и не вижу, честно говоря, отличия между мной, и юристом организации или юристом имеющим, статус адвоката. Хотя я успел поработать и муниципальным служащим и преподавателем юридических дисциплин, но стаж работы в этих сферах не дотягивает до 5 лет.
Более того, теперь когда для участия во многих судах необходимо наличие высшего образования, и доступ для судебного представительства сильно ограничен, не пора ли всем юристам, имеющим опыт работы в качестве юриста, высшее юридическое образование и необходимый стаж, дать возможность стать судьёй?
Для чего вообще нужен этот закрытый перечень юридических профессий только после которых можно стать судей?

Что такое юридический стаж. Смотреть фото Что такое юридический стаж. Смотреть картинку Что такое юридический стаж. Картинка про Что такое юридический стаж. Фото Что такое юридический стаж

Специалист в области процессуального права

Что такое юридический стаж. Смотреть фото Что такое юридический стаж. Смотреть картинку Что такое юридический стаж. Картинка про Что такое юридический стаж. Фото Что такое юридический стаж

Авторский курс «Поставка»

Что такое юридический стаж. Смотреть фото Что такое юридический стаж. Смотреть картинку Что такое юридический стаж. Картинка про Что такое юридический стаж. Фото Что такое юридический стаж

Юриспруденция: гражданское и предпринимательское право

Комментарии (30)

Гарантированное Конституцией Российской Федерации право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37 часть 1) не предполагает обязанность государства обеспечить занятие гражданином конкретной должности и не исключает возможность закрепления в законе специального порядка замещения тех или иных должностей в органах государственной власти.

Соответствующая компетенция федерального законодателя вытекает прежде всего из статьи 119 Конституции Российской Федерации, предусматривающей помимо общих положений о необходимых для замещения должности судьи минимальном возрасте, образовании и стаже работы по юридической профессии возможность введения федеральным законом дополнительных требований к судьям судов Российской Федерации. Из этого следует, что федеральный законодатель наделен достаточно широким усмотрением в установлении квалификационных требований к судье: конституционный термин «дополнительные требования» означает, что ему предоставлена возможность закреплять как требования, в Конституции Российской Федерации не упоминаемые, так и иные повышенные по сравнению с установленными непосредственно Конституцией Российской Федерации требования (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июня 2004 года N 214-О, от 2 февраля 2006 года N 37-О и от 12 июля 2006 года N 263-О).
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» положения статьи 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» изложены в новой редакции. По смыслу оспариваемого заявителем подпункта 1 пункта 5 данной статьи в этой редакции, в стаж, необходимый для назначения на должность судьи, подлежит включению только время работы на соответствующих должностях, требующих высшего юридического образования.

Нормативное установление специального требования о наличии высшего юридического образования для целей исчисления рассматриваемого стажа направлено на обеспечение надлежащего уровня квалификации лиц, являющихся кандидатами на должность судьи, и относится к компетенции федерального законодателя. Оспариваемая норма Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает единое правило для всех кандидатов на должность судьи и не препятствует гражданину без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений реализовать право на сдачу квалификационного экзамена на должность судьи при наличии требуемого стажа работы в области юриспруденции. Таким образом, оспариваемое законоположение само по себе конституционные права заявителя не нарушает.

Определение же того, соответствует ли заявитель требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, установленной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Определение Конституционного Суда РФ от 24.12.2013 N 2028-О
«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Цыбченко Олега Викторовича на нарушение его конституционных прав подпунктом 1 пункта 5 статьи 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»

Если честно, то лично я бы поставил перед обществом следующую дилемму:
— либо граждане, не имеющие юридического образования, не должны нести юридической ответственности за нарушение законодательства, поскольку, не имея юридического образования, они не способны понимать законодательство и, в силу такого непонимания, не могут быть судьями, прокурорами, нотариусами, адвокатами, представителями в судах;
— либо на любые должности, включая судейские, прокурорские, могут назначаться все граждане, независимо от того, имеют они юридическое образование или не имеют.

В противном случае мы получаем ситуацию, при которой:
— с одной стороны, гражданину запрещено быть судьёй, прокурором, нотариусом, адвокатом, представителем в суде, поскольку у него нет юридического образования. То есть, презюмируется, что человек без юридического образования не способен понимать законодательство;
— с другой стороны, граждане, не имеющие юридического образования и, в силу этого, не способные понимать законодательство, привлекаются налево и направо за те или иные нарушения законодательства.

Никакой логики в этом нет.

« Лицо, имеющее высшее юридическое образование, зарегистрированное в качестве ИП, юридечески является предпринимателем. Тако лицо может нанять штат юристов и заниматься организационно-управленчискими функциями, независимо от наличия у него высшего юр. образования. »

То же самое может быть и с начальником юридического отдела в какой-нибудь конторе или на госслужбе, или с собственником (руководителем) юридической конторы.

« Но если хочется в судьи, то нужно заработать тот вид стажа, который достоверно и однозначно покажет членам квалиф. комиссии, что кандидат юрист, а не предприниматель. »

Судя по публикациям, фактически в США кадровый состав тоже формируется только из лиц, которые ранее работали помощниками судей. Институт помощников судей существует там более ста лет – с практики нанимать на эти должности выпускников — отличников юридического факультета Гарвардского университета.
Членам Верховного суда США разрешается иметь четырех помощников; каждому члену апелляци¬онного суда США — трех помощников. У большинства судей Верховного суда Штатов — по два помощника; у членов промежуточной инстанции обычно по одному помощнику, хотя на прак¬тике встречается и по два помощника.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *