Что такое юридический адрес фирмы
Что такое юридический адрес ООО
Еще до регистрации ООО надо решить, где оно будет находиться. Юридический адрес организации указывают в заявлении Р11001, и законом к нему предъявляется ряд требований. Если налоговая инспекция посчитает адрес недостоверным, в регистрации откажут. И даже потом, когда компания начнет вести бизнес, «порочный» юридический адрес может стать причиной исключения из ЕГРЮЛ.
Что такое юридический адрес, каким он должен быть, и где лучше регистрировать ООО? Расскажем обо всем в подробностях.
Что такое юридический адрес
На самом деле, такого понятия, как юридический адрес ООО, в законах нет. В статье 54 ГК РФ используются другие определения:
Кроме того, Гражданский кодекс определяет, что место государственной регистрации юрлица – это место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа. Другими словами, ООО регистрируют по тому адресу, где будет постоянно находиться руководитель организации.
Тем не менее, на практике все прекрасно понимают, что такое юридический адрес. Это не просто название города, а еще и конкретная улица, дом и офис. И по этому полному адресу всегда можно найти директора компании. По крайней мере, так должно быть.
Сюда же приходит официальная корреспонденция – от государственных органов, контрагентов, судебных инстанций и др. Причем письма, направленные на адрес юридического лица, считаются доставленными, даже если ООО по нему не находится.
Может ли ООО иметь фактический адрес
Итак, мы разобрались, что в ЕГРЮЛ заносят полные данные офиса. Адрес местонахождения – это юридический реквизит компании. Именно этот адрес считается официальным, здесь должен находиться директор, и сюда поступает корреспонденция.
А что такое фактический адрес юридического лица? Здесь практика часто идет вразрез с буквой закона. Фактический адрес – это место реального ведения деятельности ООО, и в идеале он не должен отличаться от юридического адреса. На деле же такие ситуации возникают постоянно, более того, фактический адрес указывают в рекламе, на упаковках товара, в документах.
Как быть, если офис не подходит для производственного бизнеса? Такой адрес можно использовать для регистрации ООО, но реальный объект (мастерская, цех, склад) надо регистрировать в качестве обособленного подразделения. Этот порядок предусмотрен статьей 84 НК РФ.
Если все сделать правильно, то фактический адрес тоже будет официальным, просто он считается обособленным подразделением. Нарушения закона здесь нет. А вот вести бизнес по адресу, который не является ни юридическим, ни адресом ОП, не стоит. Этот факт рано или поздно выявится, и тогда ИФНС внесет в реестр запись о недостоверности данных юридического лица.
Требования к юридическому адресу
В первую очередь, юридический адрес для регистрации ООО должен быть достоверным. Что это означает? Критерии недостоверности указаны в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61.
Во-вторых, адрес юрлица должен обеспечить создание нормального рабочего места для руководителя. Если окажется, что по заявленному адресу таких условий нет, возможен отказ в регистрации. Например, когда компанию планируют открыть в гараже или мастерской.
В-третьих, нежелательно выбирать для регистрации ООО адрес массовой регистрации. К ним ФНС относит адреса, где зарегистрировано более 10 организаций. Проверить это можно с помощью реестра.
А как же тогда бизнес-центры, которые и создаются специально для сдачи офисов в аренду? Здесь надо учитывать два факта:
Выбирая адрес для регистрации ООО в бизнес-центре, обсудите возможные риски отказа с администрацией. Конечно, всего предусмотреть нельзя. Просто надо понимать, что если ФНС забракует адрес, то придется подавать документы заново, уже с другими реквизитами, а госпошлину вам не вернут.
Где взять адрес для регистрации ООО
С учетом всего сказанного возникает вопрос – где взять юридический адрес для регистрации ООО, чтобы с ним не было проблем?
В идеале желательно иметь собственное или арендованное коммерческое помещение, в котором и будет организован бизнес. Кстати, когда речь идет про аренду, договор до регистрации не заключается, ведь компания еще не создана. В таком случае собственник недвижимости выдает гарантийное письмо, в котором подтверждает, что после создания юрлица с ним будет заключен договор по заявленному адресу.
Что делать, если нет возможности арендовать офис, ведь расценки в крупных городах могут быть очень высокими? На этот случай есть не совсем легальная практика аренды адресов с секретарско-почтовым обслуживанием. Это означает, что компания, которая предоставляет такую услугу, будет принимать корреспонденцию для ООО, а также отвечать на телефонные звонки. Таким образом создается видимость присутствия организации по юридическому адресу.
Видимость, потому что главное условие – постоянное присутствие руководителя – в данном случае не выполняется. Фактически ООО находится в другом месте. ФНС знает про такие варианты, и чаще всего выносит отказы в регистрации. Тем не менее, надо признать, что кое-где открытие на адрес с секретарско-почтовым обслуживанием проходит вполне успешно.
Наконец, существует еще один вариант – регистрация на домашний адрес (по прописке) учредителя или руководителя. Правда, определенный риск отказа есть и здесь. Кроме того, в дальнейшем возможны проблемы с открытием расчетного счета и получением лицензии. А еще при смене директора или учредителя, если ООО было открыто по его прописке, придется менять юридический адрес.
Какие проблемы несет недостоверный адрес
Если юридический адрес для регистрации ООО вызывает у налоговой инспекции какие-либо подозрения, то очень высок риск отказа. Это неприятно, но не катастрофично.
Просто надо найти другое помещение и попросить собственника недвижимости, который выдал гарантийное письмо, быть на связи. Ведь если инспектор не сможет до него дозвониться, то достоверность адреса не будет подтверждена, даже если в реальности с ним все в порядке. А значит, снова вынесут отказ.
Если же недостоверность выявлена позже, например, письмо ИФНС вернулось обратно или при проверке выяснилось, что директора нет на рабочем месте, есть риск внесения в ЕГРЮЛ соответствующей отметки. Правда, сначала компанию попросят уточнить данные.
Если на письмо не отреагировать, возможны разные неприятные последствия:
Через полгода после внесения отметки о недостоверности сведений организацию исключат из реестра по решению ИФНС. А руководитель и учредители (участники) с долей более 50% в течение трех следующих лет не смогут открывать новые компании, а также руководить ими.
Как выбрать юридический адрес для компании
Хочу открыть компанию в форме ООО. Встал вопрос, какой адрес указывать в заявлении о государственной регистрации для налоговой.
Слышал, что можно зарегистрировать фирму на свой домашний адрес. Какие здесь могут быть проблемы?
А еще в интернете предлагают адреса под юрлицо за копейки. Это законно? Если я куплю такой адрес, налоговая меня зарегистрирует?
Виктор, когда я размышлял, какой адрес выбрать для компании, рассматривал три варианта регистрации: по адресу проживания директора, в арендованном офисе и через аренду адреса. Расскажу, на каком варианте остановился и почему.
Что такое юридический адрес
Юридический адрес общества — это местонахождение его исполнительного органа, который действует постоянно и без доверенности. Обычно это директор или генеральный директор.
При заполнении заявления о регистрации юридического лица требуется указать адрес, по которому находится исполнительный орган. Налоговая инспекция может отказать в регистрации, если посчитает, что этот адрес не соответствует действительности.
Т—Ж уже писал, что такое ООО и как выбрать для него адрес регистрации. Поэтому разберем, какой юридический адрес удобнее и безопаснее на практике.
Регистрация по месту проживания директора или учредителя
Зарегистрировать общество на домашний адрес можно, но не все налоговые инспекции об этом знают — поэтому могут отказать. Налоговые считают, что жилые помещения предназначены только для проживания граждан и не могут использоваться как адрес регистрации компании. Чтобы использовать помещение для бизнеса, его надо перевести в нежилое.
Такое решение незаконно и легко отменяется через суд. Если исполнительный орган — руководитель — размещается в своей квартире, это не значит, что недвижимость используется для ведения предпринимательской деятельности. Офис компании, сотрудники, оборудование могут находиться в другом месте.
Федеральная налоговая служба подготовила письмо, где подтвердила, что регистрировать юрлицо по адресу проживания директора или учредителя — нормально и законно.
Такая регистрация возможна только с согласия собственника жилой недвижимости. Согласие не надо получать, если руководитель или учредитель организации — собственник недвижимости или в ней прописан.
Этот вариант выглядит простым и удобным, но я от него отказался. Вот почему:
Аренда адреса под регистрацию
Есть множество компаний, которые предлагают арендовать адрес под регистрацию юрлица. Обратите внимание: адрес, а не офис. Фактически они дают гарантийное письмо для налоговой. В нем указано, что кто-то там обязуется предоставить площадь под размещение исполнительного органа и заключить договор аренды.
Если регистрация пройдет успешно, с вами действительно подпишут договор аренды, а также договор на почтовое сопровождение. Когда на арендованный адрес будет приходить почтовая корреспонденция, ее будут получать и отправлять вам.
Плюс тут один: арендовать адрес дешевле, чем снимать офис. А вот минусы серьезные.
Налоговая может посчитать адрес недостоверным и отказать в регистрации. Один из признаков недостоверности: по указанному адресу зарегистрированы другие организации, которые на самом деле там не находятся. Это как раз такой случай: на площади в несколько квадратных метров могут по бумагам ютиться десятки фирм.
Даже если удастся получить регистрацию, проблемы не закончатся. ФНС считает подозрительными адреса, где находится 5 и более юрлиц. Когда компания начнет работать, налоговая может прийти, чтобы осмотреть помещение. Если налоговики не найдут по адресу офис компании, то очень расстроятся. Они составят акт, что по указанному в ЕГРЮЛ адресу организация не обнаружена.
Дальнейшее развитие событий будет неприятным. Организация, ее директор и учредитель получат письма с требованием предоставить достоверную информацию или доказательства достоверности прежних сведений об адресе. На это дадут 30 дней, по истечении которых в ЕГРЮЛ внесут отметку о недостоверности сведений. Это своего рода черная метка, которую видят все: банки, контрагенты, клиенты.
После этого налоговая служба может:
Аренда офиса
Этим путем я и пошел. Чтобы зарегистрировать фирму по адресу арендованного офиса, нужно сначала найти арендодателя. Но подписывать договор с ним нельзя, ведь компания еще фактически не существует. Поэтому у арендодателя необходимо взять гарантийное письмо о том, что он обязуется заключить договор аренды и предоставить площадь под размещение исполнительного органа.
Тут есть три момента:
Как найти офис в аренду, мы уже рассказывали. Как не облажаться при заключении договора аренды, тоже писали. Почитайте, вам это может понадобиться.
Варианты, которые я не рассматривал
Арендатор — ИП. Если речь о регистрации ИП, то все просто. Не надо ломать голову и выбирать, где зарегистрировать фирму: индивидуальные предприниматели регистрируются по месту жительства — адресу постоянной прописки. Если ее нет, можно зарегистрироваться и по временной прописке, но только на срок ее действия.
Учредитель — богач. Если учредитель фирмы — богач, наверняка у него есть собственное нежилое помещение или он может его купить. По адресу помещения можно и нужно зарегистрировать фирму. Скорее всего, налоговики запросят правоустанавливающие документы на недвижимость.
Есть поддержка государства. Во многих городах есть программы помощи начинающим предпринимателям. Например, могут предоставить помещение в бизнес-инкубаторе на льготных условиях. Нужно лишь удовлетворять требованиям конкретного инкубатора.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Как выбрать юридический адрес для организации
Читайте также
Переход ИП на самозанятость: выгоды и ограничения
Оформление сотрудников по договорам ГПХ: преимущества и подводные камни
Как предотвратить блокировку онлайн-кассы
Патентная система налогообложения изменилась с 2021 года: плюсы и минусы
Как выбрать чат-бота для бизнеса
Юридический адрес обязательно нужен при регистрации ООО. Он определяет отделение налоговой службы, к которому относится организация. На юридический адрес будет приходить вся корреспонденция: уведомления о проверках из ФНС, письма от ПФР, ФСС, судебные извещения.
Если в ходе проверки налоговая выяснит, что организация не работает по указанному юридическому адресу, учредителя могут оштрафовать, а ООО ликвидировать.
Из этой статьи вы узнаете:
Для официальной корреспонденции и не только: что такое юридический адрес и зачем он нужен
Юридический адрес — это официальный адрес компании. Он указывается в ЕГРЮЛ и служит для связи налоговой инспекции и других государственных органов с руководством фирмы.
Официально в законе адрес называется «местом нахождения юридического лица» (ст. 54 ГК РФ). При этом компания может открывать обособленные подразделения: офис будет находиться по одному адресу (юридическому), а магазин или производственный цех с оборудованием и работниками — по другому.
На юридический адрес приходит вся корреспонденция: запросы контролирующих органов, письма партнеров по бизнесу или претензии от покупателей. Если компания находится не по указанному юрадресу, она рискует остаться без важной информации. Письмо считается доставленным с того момента, как оно поступило в почтовое отделение, независимо от того, вручено оно адресату или нет (ст. 161.1 ГК РФ).
Когда письма и уведомления налоговой возвращаются с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» — это повод для ФНС поставить отметку о недостоверности адреса, а в дальнейшем ликвидировать такую компанию в судебном порядке.
Если компания захочет сменить юридический адрес, ей нужно уведомить налоговую службу. На это по закону есть 3 рабочих дня после того, как учредители приняли такое решение (ст. 5 закона № ).
Перед регистрацией нового адреса налоговики тщательно его проверяют. Инспекторы смотрят, не включен ли адрес компании в базу адресов массовой регистрации. Потом звонят владельцам недвижимости для проверки и уточнения данных. Если у налоговиков появляются сомнения в реальности местонахождения фирмы, регистрацию приостанавливают, проводят осмотр помещений или вызывают на беседу собственников помещения.
Почему могут отказать в регистрации юридического адреса ООО:
Адресный справочник (КЛАДР) создан для распределения территорий между налоговыми службами и рассылки корреспонденции. Юрадрес в заявлении на регистрацию ООО нужно указывать так, как он написан в КЛАДРе
Чтобы вам не отказали в регистрации из-за технических ошибок, перед подачей заявления проверьте свой адрес по базе данных КЛАДР и в Едином государственном реестре недвижимости.
Арендовать, купить помещение или указать домашний адрес гендиректора — где взять юридический адрес
Юридическим адресом организации может быть собственное или съемное нежилое помещение, место жительства учредителя, виртуальный адрес. Везде есть свои плюсы и минусы. Рассмотрим подробнее каждый вариант.
Собственное помещение
Помещение должно быть нежилым, например: офис, склад, цех, магазин. Если юридический адрес регистрируют в промышленном помещении, нужно оборудовать рабочее место руководителя.
Но далеко не у каждого предпринимателя есть своя коммерческая недвижимость или деньги на ее покупку. Например, стоимость офиса в Санкт-Петербурге начинается с миллиона рублей.
Продажа офисов в Санкт-Петербурге на сайте «Яндекс.Недвижимость»
Продажа офисов в Санкт-Петербурге на сайте «Авито»
Такой вид регистрации подойдет любому бизнесу. Главное — при покупке смотрите, чтобы помещение соответствовало строительным нормам, нормам пожарной безопасности и санитарным нормам. Санитарных норм и регламентов много: они относятся к микроклимату, освещенности и пр. Вот, например, СанПиНы для помещений, где находится компьютерная техника.
Аренда помещения
Помещение для юридического адреса можно взять и в аренду. Перед заключением договора нужно получить у арендодателя гарантийное письмо — разрешение на использование помещения в качестве юридического адреса — или составить предварительный договор аренды. Без этих документов налоговая откажет в регистрации ООО. Письмо составляется в произвольной форме. Заверять его у нотариуса не нужно.
Что указать в гарантийном письме:
Пример гарантийного письма от собственника помещения
Указывайте адрес как можно конкретнее, чтобы у налоговой не возникло лишних вопросов. Одного указания дома недостаточно. Наверняка в нем зарегистрировано более десятка компаний, поэтому надо добавить этаж, квартиру или офис. Например, для офиса в торговом центре подойдет такой адрес: г. Санкт-Петербург, Лиговский проспект, д. 30А, строение 1, этаж 2, офис 12.
Гарантийное письмо нужно подать вместе с остальными документами на регистрацию ООО в налоговую.
Аренда — самый оптимальный вариант для регистрации юридического адреса. Помещение можно найти за не очень большую сумму, также можно арендовать площади у государства по льготным программам для бизнеса.
Аренда помещения у государства
В России есть государственные программы помощи предпринимателям — бизнес-инкубаторы. Они позволяют арендовать помещение на льготных условиях. Для этого нужно только соответствовать определенным требованиям.
Но такие программы действуют обычно в крупных городах и подходят не для каждого вида деятельности. Например, в Санкт-Петербурге список технопарков и бизнес-инкубаторов размещен на инвестиционном портале.
Кроме этого, на сайте фонда городского имущества Санкт-Петербурга можно арендовать коммерческую недвижимость на публичных торгах.
В небольших городах можно найти объекты для аренды на сайтах городских администраций в разделе «Муниципальное имущество» или «Поддержка субъектов МСП». Например, на сайте администрации Бокситогорска в Ленинградской области или на сайте администрации Гатчины.
При таком способе регистрации юридического адреса тоже необходимо взять гарантийное письмо у арендодателя.
Такой вариант регистрации юридического адреса подходит в первую очередь стартапам — тем, кто продвигает уникальный продукт на рынке, а еще начинающим предпринимателям. Зачастую здесь предпочтение отдают IT-разработчикам и фармацевтическим компаниям.
Аренда рабочего места с предоставлением юридического адреса
Арендовать можно не только целое помещение, но и отдельное рабочее место в коворкинг-центре. Коворкинг предоставляет юридический адрес для регистрации ООО. За дополнительную плату организует прием корреспонденции и выдачу почтового ящика. Зачастую договор заключают на 11 месяцев, а потом продлевают.
Арендовать можно как одно место для руководителя, так и несколько мест — для работников компании. Еще есть переговорные комнаты, кабинеты с открытой планировкой (open space), столовые, в некоторых центрах — душ и тренажерный зал.
Например, в Санкт-Петербурге абонемент на месяц стоит от 7 500 рублей. В эту цену входит одно рабочее место с безлимитным интернетом и кофе. Офис на троих человек с мебелью, интернетом, переговорной комнатой, IP-телефонией — 27 тыс. рублей. Среди дополнительных услуг — предоставление сейфа для хранения документов и бухгалтерское обслуживание.
Такой вариант подходит компаниям из разной сферы бизнеса. Например, юридическим фирмам, проектным организациям или страховщикам.
Как делать не стоит: арендовать виртуальный адрес
Агентства в интернете предлагают виртуальные юридические адреса под регистрацию ООО. Они составляют гарантийное письмо, заключают договор аренды и передают всю корреспонденцию.
Другими словами, на бумаге организация зарегистрирована по одному адресу, но в реальности ее там нет.
Предложения об аренде юридического адреса на сайте «Яндекс.Недвижимость»
У этого варианта есть серьезные минусы:
Когда этот срок проходит, в ЕГРЮЛ вносится отметка о недостоверности сведений. Это приведет к сложностям при работе с контрагентами или банком. Кроме того, директора оштрафуют по статье 14.25 КоАП, а саму организацию могут ликвидировать через суд. Например, компания хочет закупить оптовую партию стройматериалов для перепродажи. Вряд ли она станет сотрудничать с поставщиком и давать ему предоплату, если в ЕГРЮЛ стоит отметка о недостоверности сведений.
Аренда виртуального адреса незаконна и рискованна. Легко столкнуться с мошенниками, которые скроются после того, как получат деньги от арендатора. К тому же не факт, что помещение на фотографии действительно существует по указанному адресу. И, если какое-нибудь письмо затеряется, виноватых найти будет сложно.
Регистрация ООО по адресу проживания учредителя
Юридическим адресом организации может быть адрес проживания гендиректора, который является учредителем, — квартира или частный дом. При этом магазин или производство могут находиться в другом месте. Основанием для отказа в регистрации это не послужит, что следует из письма ФНС № ПА-21-6/293.
Такая регистрация возможна только с письменного согласия всех собственников и прописанных там людей. Это страхует собственника от претензий проживающих, а также от жалоб на незаконную регистрацию компаний со стороны бывших супругов или наследников недвижимости.
Установленной формы согласия также нет. Главное, отразить в нем, что собственник не против, что помещение будет использоваться в качестве юридического адреса для организации.
Согласие от собственников квартиры на регистрацию фирмы
Но у этого варианта есть недостатки:
Такой способ регистрации юридического адреса обычно выбирают в нескольких случаях:
Чтобы не возникло проблем с налоговой инспекцией: как и зачем проверять юридический адрес
Если по одному адресу зарегистрировано более 5 организаций, то это называется адресом массовой регистрации. Налоговая служба может заподозрить, что очередная компания, которая хочет получить там регистрацию, — это фирма-однодневка для обналичивания денег.
В таком случае не избежать осмотра помещения налоговиками — даже если офис расположен в бизнес-центре, где сдают в аренду много помещений. Инспекторы приедут на адрес как при первичной регистрации ООО, так и при смене юридического адреса.
Проверить, есть ли по адресу массовая регистрация, можно с помощью специального сервиса на сайте ФНС. Если адрес содержится в базе, значит, использовать его в качестве юридического нельзя.
Пример адреса массовой регистрации в Санкт-Петербурге
Выводы: что запомнить о юридическом адресе организации
Комментарий эксперта
Изначально юридический адрес компании был единственным способом связи государственных органов с компанией. Сейчас многие компании для связи с налоговой используют ТКС или личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС, а для получения заказных писем сайт https://zakaznoe.pochta.ru/.
Проблема неполучения писем решена, но относиться к выбору адреса по-прежнему надо серьезно. Ведь именно установление отметок о недостоверности или массовости юридических адресов стало инструментом ФНС в борьбе с фирмами-однодневками в
Основная трудность, связанная с выбором места расположения компании, — то, что нужно оборудовать рабочее место для руководителя. Из-за этого проблематично зарегистрировать автосервис по месту нахождения СТО или гаража, а производство — по месту расположения цеха.
Регистрация компании по месту жительства учредителя тоже довольно сомнительна. Во-первых, нужно получить согласие всех иных собственников, во-вторых, банки не спешат открывать счета таким клиентам, а в-третьих, если деятельность подлежит лицензированию, зачастую возникают проблемы.
Чтобы убедиться в том, что юридический адрес выбран верно, проверьте его по критериям, которые предъявляют банки и ФНС:
Чтобы облегчить положение бизнеса, Минфин, Минэкономразвития, ФНС и Корпорация МСП прорабатывают законопроект по замене юридических адресов адресами электронной почты (Business ID). Если его примут, то в качестве адреса местонахождения можно будет использовать электронный адрес, который включен в базу данных ФНС. Думается, это значительно снизит напряженность вопроса и поможет предпринимателям, которые работают дома или во временных коворкингах, но вынуждены платить за предоставление постоянного юридического адреса, где они фактически не находятся.
— Елена Тарасова, юрист практики налогообложения и эффективного ведения бизнеса
© 1995–2021, ПАО БАНК «СИАБ». Базовая лицензия №3245 от 10.12.2019.
196 084, г. Санкт-Петербург, Черниговская ул.,
д.8, лит. А, пом. 1-Н