Что такое языковые средства в русском языке

Что такое языковые средства в русском языке

Тропы — упо­треб­ле­ние сло­ва в пере­нос­ном значении.

Глаза гро­мад­ные, как про­жек­то­ры (В.Маяковский)

Шаровары шири­ною с Чёрное море (Н.Гоголь)

Граф Хвостов,
Поэт, люби­мый небесами,
Уж пел бес­смерт­ны­ми стихами
Несчастье Невских бере­гов… (А.Пушкин)

Скрытое срав­не­ние. Вид тро­па, в кото­ром отдель­ные сло­ва или выра­же­ния сбли­жа­ют­ся по сход­ству их зна­че­ний или по кон­трасту. Иногда всё сти­хо­тво­ре­ние пред­став­ля­ет собой раз­вёр­ну­тый поэ­ти­че­ский образ.

Когда же берег ада Навек меня возь­мёт, Когда навек уснёт Перо, моя отра­да… (А.Пушкин.)

На сереб­ре, на золо­те едал.

Ну, ску­шай еще таре­лоч­ку, сынок.

Все фла­ги в гости будут к нам. (А. Пушкин.)

Швед, рус­ский колет, рубит, режет.

Лёд неокреп­ший на реч­ке сту­дё­ной слов­но как таю­щий сахар лежит. (Н. Некрасов.)

Фигуры речи

Фигуры речи — обоб­щён­ное назва­ние сти­ли­сти­че­ских при­ё­мов, в кото­рых сло­во, в отли­чие от тро­пов, не обя­за­тель­но высту­па­ет в пере­нос­ном значении.

Перечень тро­повЗначение тер­ми­наПример
АллегорияИносказание. Троп, заклю­ча­ю­щий­ся в ино­ска­за­тель­ном изоб­ра­же­нии отвле­чен­но­го поня­тия при помо­щи кон­крет­но­го, жиз­нен­но­го обра­за. Например, в бас­нях и сказ­ках хит­рость пока­зы­ва­ет­ся в обра­зе лисы, жад­ность – волка.Прекрасен цар­ско­сель­ский сад,
Где льва сра­зив, почил орел России мощной
На лоне мира и отрад. (лев – Швеция) (А. Пушкин)
ГиперболаСредство худо­же­ствен­но­го изоб­ра­же­ния, осно­ван­ное на преувеличении.
ГротескПредельное пре­уве­ли­че­ние, при­да­ю­щее обра­зу фан­та­сти­че­ский характер.Градоначальник с фар­ши­ро­ван­ной голо­вой у Салтыкова-Щедрина.
ИронияОсмеяние, содер­жа­щее в себе оцен­ку того, что осме­и­ва­ет­ся. Признаком иро­нии явля­ет­ся двой­ной смысл, где истин­ным будет не пря­мо выска­зан­ный, а про­ти­во­по­лож­ный ему, подразумеваемый.
ЛитотаСредство худо­же­ствен­но­го изоб­ра­же­ния, осно­ван­ное на пре­умень­ше­нии (в про­ти­во­по­лож­ность гиперболе).Талии никак не тол­ще буты­лоч­ной шей­ки (Н. Гоголь).
МетафораСо сно­пом волос тво­их овсяных
Отоснилась ты мне навсе­гда. (С. Есенин.)Сонное озе­ро горо­да (А. Блок).Сугробов белые теля­та (Б. Ахмадулина)
Метонимия

Вид тро­па, в кото­ром сбли­жа­ют­ся сло­ва по смеж­но­сти обо­зна­ча­е­мых ими поня­тий. Явление или пред­мет изоб­ра­жа­ют­ся с помо­щью дру­гих слов или поня­тий. Например, назва­ние про­фес­сии заме­не­но назва­ни­ем ору­дия дея­тель­но­сти, а так­же назва­ние сосу­да — на его содер­жи­мое, чело­ве­ка — на его внеш­ность, насе­лён­но­го пунк­та — на назва­ние жите­лей, орга­ни­за­ции — на сотруд­ни­ков, фами­лии авто­ра — на назва­ние произведения.
ОлицетворениеТакое изоб­ра­же­ние неоду­шев­лён­ных пред­ме­тов, при кото­ром они наде­ля­ют­ся свой­ства­ми живых существ даром речи, спо­соб­но­стью мыс­лить и чувствовать.О чём ты воешь, ветр ночной,
О чём так сету­ешь безумно?

(Ф. Тютчев.)Утешится без­молв­ная печаль,
И рез­вая заду­ма­ет­ся радость… (А.С.Пушкин)
Перифраз (или перифраза)Один из тро­пов, в кото­ром назва­ние пред­ме­та, чело­ве­ка, явле­ния заме­ня­ет­ся ука­за­ни­ем на его наи­бо­лее харак­тер­ные при­зна­ки, уси­ли­ва­ю­щие изоб­ра­зи­тель­ность речи.«Царь зве­рей» (лев), «люди в белых хала­тах» (вра­чи), «рыжая плу­тов­ка» (лиса)
СинекдохаВид мето­ни­мии, состо­я­щий в пере­не­се­нии зна­че­ния одно­го пред­ме­та на дру­гой по при­зна­ку коли­че­ствен­но­го меж­ду ними отно­ше­ния: часть вме­сто цело­го; целое в зна­че­нии части; един­ствен­ное чис­ло в зна­че­нии обще­го; заме­на чис­ла мно­же­ством; заме­на видо­во­го поня­тия родовым.

Куда ты ска­чешь, гор­дый конь, И где опу­стишь ты копы­та? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это про­сто кол­дов­ство. (Ф. Тютчев.)

О Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я? (Н. Некрасов)

Уметь гово­рить – искус­ство. Уметь слу­шать – куль­ту­ра. (Д. Лихачёв)

Гляжу на будущ­ность с бояз­нью, Гляжу на про­шлое с тоской…

Баснь эту мож­но бы и боле пояс­нить – Да чтоб гусей не раз­драз­нить… (И.А. Крылов)

Поедешь ско­ро ты домой: Смотри ж… Да что? Моей судь­бой, Сказать по прав­де, очень Никто не озабочен.

ФигураЗначение тер­ми­наПример
Анафора (или единоначатие)Повторение слов или сло­во­со­че­та­ний в нача­ле пред­ло­же­ний, сти­хо­твор­ных строк, строф. Берегите друг друга,
Добротой согре­вай­те.
Берегите друг друга,
Обижать не давай­те. (О. Высотская) Люблю тебя, Петра тво­ре­нье, Люблю твой стро­гий, строй­ный вид…
АнтитезаСтилистический при­ём кон­тра­ста, про­ти­во­по­став­ле­ния явле­ний и поня­тий. Часто осно­ва­на на упо­треб­ле­нии антонимов.Намеренное повто­ре­ние в тек­сте одно­го и того же слова.

Сочетание про­ти­во­по­лож­ных по зна­че­нию слов, не соче­та­ю­щих­ся друг с другом.Мёртвые души, горь­кая радость, слад­кая скорбь, звон­кая тишина.
Риторический вопрос, вос­кли­ца­ние, обра­ще­ниеПриёмы, исполь­зу­ю­щи­е­ся для уси­ле­ния выра­зи­тель­но­сти речи. Риторический вопрос зада­ёт­ся не с целью полу­чить на него ответ, а для эмо­ци­о­наль­но­го воз­дей­ствия на чита­те­ля. Восклицания и обра­ще­ния уси­ли­ва­ют эмо­ци­о­наль­ное восприятие.
УмолчаниеФигура, предо­став­ля­ю­щая слу­ша­те­лю само­му дога­ды­вать­ся и раз­мыш­лять, о чём пой­дёт речь во вне­зап­но пре­рван­ном высказывании.
ЭллипсисФигура поэ­ти­че­ско­го син­так­си­са, осно­ван­ная на про­пус­ке одно­го из чле­нов пред­ло­же­ния, лег­ко вос­ста­нав­ли­ва­е­мо­го по смыслу.Мы сёла — в пепел, гра­ды — в прах, В мечи — сер­пы и плу­ги. (В. Жуковский.)
ЭпифораСтилистическая фигу­ра, про­ти­во­по­лож­ная ана­фо­ре; повто­ре­ние в кон­це сти­хо­твор­ных строк сло­ва или словосочетания.Милый друг, и в этом тихом
Доме. Лихорадка бьёт меня. Не най­ти мне места в тихом
Доме Возле мир­но­го огня.
(А. Блок.)

Изобразительные возможности лексики

Контекстные анто­ни­мы — имен­но в кон­тек­сте они явля­ют­ся про­ти­во­по­лож­ны­ми. Вне кон­тек­ста эта про­ти­во­по­лож­ность теряется.

Контекстные сино­ни­мы — имен­но в кон­тек­сте они явля­ют­ся близ­ки­ми. Вне кон­тек­ста бли­зость теряется.

Болван, вер­ти­хвост­ка, вихлять

ТерминыЗначениеПримеры
Желать — хотеть, иметь охо­ту, стре­мить­ся, меч-тать, жаж­дать, алкать
ОмонимыСлова, зву­ча­щие оди­на­ко­во, но име­ю­щие раз­ные значения.Колено — сустав, соеди­ня­ю­щий бед­ро и голень; пас­саж в пении птиц
ОмографыРазные сло­ва, сов­пав­шие по напи­са­нию, но не по произношению.За́мок (дво­рец) – замо́к (на две­ри), му́ка (муче­ние) – мука́ (про­дукт)
ПаронимыБлизкие по зву­ча­нию, но раз­лич­ные по зна­че­нию слова.Геройский — геро­и­че­ский, двой­ной — двой­ствен­ный, дей­ствен­ный — действительный
Слова в пере­нос­ном значенииВ отли­чие от пря­мо­го зна­че­ния сло­ва, сти­ли­сти­че­ски ней­траль­но­го, лишён­но­го образ­но­сти, пере­нос­ное — образ­ное, сти­ли­сти­че­ски окрашенное.Меч пра­во­су­дия, море света
ДиалектизмыСлово или обо­рот, быту­ю­щие в опре­де­лён­ной мест­но­сти и упо­треб­ля­е­мые в речи жите­ля­ми этой местности.Драники, шанеж­ки, буряки
ЖаргонизмыСлова и выра­же­ния, нахо­дя­щи­е­ся за пре­де­ла­ми лите­ра­тур­ной нор­мы, при­над­ле­жа­щие какому-нибудь жар­го­ну — раз­но­вид­но­сти речи, упо­треб­ля­ю­щей­ся людь­ми, объ­еди­нён­ны­ми общ­но­стью инте­ре­сов, при­вы­чек, занятий.Голова — арбуз, гло­бус, кастрю­ля, кор­зи­на, тыква…
ПрофессионализмыСлова, упо­треб­ля­ю­щи­е­ся людь­ми одной профессии.Камбуз, боц­ман, аква­рель, мольберт
ТерминыСлова, пред­на­зна­чен­ные для обо­зна­че­ния спе­ци­аль­ных поня­тий нау­ки, тех­ни­ки и прочие.Грамматика, хирур­ги­че­ский, оптика
Книжная лек­си­каСлова, харак­тер­ные для пись­мен­ной речи и име­ю­щие осо­бен­ную сти­ли­сти­че­скую окраску.Бессмертие, сти­мул, превалировать…
Просторечная лек­си­каСлова, раз­го­вор­но­го упо­треб­ле­ния, отли­ча­ю­щи­е­ся неко­то­рой гру­бо­ва­то­стью, сни­жен­но­го характера.Изрядный — отлич­ный, рачи­тель­ный — забот­ли­вый, чуже­стра­нец — иностранец
ЗаимствованныеСлова, пере­не­сён­ные из сло­ва дру­гих языков.Парламент, сенат, депу­тат, консенсус
Устойчивые соче­та­ния слов, посто­ян­ные по сво­е­му зна­че­нию, соста­ву и струк­ту­ре, вос­про­из­во­ди­мые в речи в каче­стве целых лек­си­че­ских единиц.Кривить душой — лице­ме­рить, бить баклу­ши — без­дель­ни­чать, на ско­рую руку — быстро

Экспрессивно-эмоциональная лексика

РазговорнаяСлова, име­ю­щие несколь­ко сни­жен­ную по срав­не­нию с ней­траль­ной лек­си­кой сти­ли­сти­че­скую окрас­ку, харак­тер­ные для раз­го­вор­но­го язы­ка, эмо­ци­о­наль­но окрашенные.Грязнуля, кри­кун, бородач
Эмоционально окра­шен­ные словаОценочного харак­те­ра, име­ю­щие как пози­тив­ный, так и нега­тив­ный оттенок.

Прелестный, чуд­ный, отвра­ти­тель­ный, злодейСлова с суф­фик­са­ми эмо­ци­о­наль­ной оценкиСлова с суф­фик­са­ми эмо­ци­о­наль­ной оценки.

Миленький, зай­чо­нок, умиш­ко, детище

Изобразительные возможности морфологии

Сколько Плюшкиных развелось!

Прихожу я вче­ра в шко­лу и вижу объ­яв­ле­ние: «Карантин». Ох и обра­до­вал­ся я!

Со мной про­изо­шла пре­уди­ви­тель­ней­шая история!

Я полу­чил непри­ят­ное сообщение.

Испо льзо­ва­ние меж­до­ме­тий, зву­ко­под­ра­жа­тель­ных слов.

Вот бли­же! Скачут… и на двор Евгений! «Ах!» — и лег­че тени Татьяна прыг в дру­гие сени. (А. Пушкин.)

Звуковые средства выразительности

С ви щ ет ветер, с ереб­ря­ный ветер
В ш ёлко­вом ш еле­сте с не ж ного ш ума… (С. Есенин)

Ш ипе­нье пени­стых бока­лов И пун ш а пла­мень голубой…

Изобразительные возможности синтаксиса

Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?

Удивительно хорош, кра­са­вец, мож­но ска­зать. Стройный, высо­кий, румя­нец во всю щеку…

Право? А я дума­ла, что у него лицо блед­ное. Что же? Каков он тебе пока­зал­ся? Печален, задумчив?

Что вы? Да тако­го беше­но­го я и сро­ду не виды­ва­ла. Вздумал он с нами в горел­ки бегать.

С вами в горел­ки бегать! Невозможно! (А. Пушкин.)

Свобода и брат­ство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не равен. Никогда. (А. Володин.)

Он уви­дел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал.

Швед, рус­ский колет, рубит, режет.

Люди зна­ли: где-то, очень дале­ко от них, идет война.

Волков боять­ся – в лес не ходить.

Перед гла­за­ми ходил оке­ан, и колы­хал­ся, и гре­мел, и свер­кал, и уга­сал, и све­тил­ся, и ухо­дил куда-то в бесконечность.

Я или зары­даю, или закри­чу, или в обмо­рок упаду.

Источник

Языковые средства выразительности

Что такое языковые средства выразительности

Средства выразительности — это специальные художественно-риторические приемы, лексические и грамматические средства языка, привлекающие внимание к высказыванию.

Речевые средства выразительности придают тексту эмоциональность, глубину, красочность. Они акцентируют внимание читателя/слушателя на том или ином предмете обсуждения, на явлении, человеке или событии.

Русская поэзия и проза изобилуют языковыми средствами. Они делают текст насыщенным, а также демонстрируют мастерство писателя или поэта, его умение владеть художественной речью. Даже простой предмет или событие могут быть описаны нетривиально и живописно благодаря специальным приемам.

К средствам выразительности относят:

Также языковые средства выразительности делятся на три больших группы:

Рассмотрим каждую из категорий отдельно.

Фонетические средства выразительности

К фонетическим языковым относятся:

Лексические средства выразительности

Лексическими средствами выразительности выступают тропы. Их используют для передачи переносного значения, для иносказания. Такой способ широко распространен в художественной литературе.

Благодаря тропам создаются объемные и красочные образы — слуховые, визуальные, обонятельные. Так производится должное впечатление, которого и добивался автор. С их помощью создается необходимая атмосфера, погружающая читателя в происходящее. Еще тропы создают сравнения — явные или символические. Они основываются на личных ассоциациях писателя/поэта, на визуальном сходстве, на желании сделать описание именно таким образом.

Источник

Языковые средства выразительности в русском языке

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Речь. Языковые средства выразительности

В чем же заключается богатство, красота, сила, выразительность нашего языка?

Первый критерий богатства речи – это количество слов, которые мы используем. У Пушкина, например, в обращении было более двадцати тысяч слов. Но о богатстве речи судят не только по количеству слов, а, прежде всего по умению использовать эти слова, учитывая их разные значения, стилистическую окраску. Большинство слов в русском языке многозначно, и это их свойство является источником выразительности речи. Многие слова русского языка имеют одновременно несколько значений. Такое явление называется многозначностью, или полисемией. Например, у слова золотой следующие значения: 1) сделанный из золота (золотые украшения); 2) цвета золота, желтый (золотые волосы); 3) очень хороший, ценный (золотой работник); 4) счастливый, радостный (золотая пора юности) 5) дорогой, любимый (золотая моя девочка). Связь между этими значениями очевидна: название одного понятия как бы перенесено на другое. Первое значение является прямым, остальные – переносными.

Писатели находят в многозначности источник яркой эмоциональности, живости речи. Например, в тексте может быть повторено многозначное слово, которое, однако, выступает в разных значениях: Поэт издалека заводит речь, поэта далеко заводит речь. (М. Цветаева).

Сколько надо отваги, чтоб играть на века,

Как играют овраги, как играет река,

Как играют алмазы, как играет вино,

Как играть без отказа иногда суждено.

Под выразительностью речи понимаются такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение. Я ркое речевое оформление мыслей и чувств поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя к речи.

Одним из основных условий выразительности является самостоятельность мышления автора речи, что предполагает глубокое и всестороннее знание и осмысление предмета сообщения. Знания, извлеченные из каких-либо источников, должны быть освоены, переработаны, глубоко осмыслены. Это придает говорящему (пишущему) уверенность, делает его речь убедительной, действенной.

Одной из предпосылок речевой выразительности являются навыки, позволяющие без затруднения выбирать нужные в конкретном акте коммуникации языковые средства. Такие навыки вырабатываются в результате систематической и осознанной тренировки. Средством тренировки речевых навыков является внимательное чтение образцовых текстов (художественных, публицистических, научных), пристальный интерес к их языку и стилю, внимательное отношение к речи людей, умеющих говорить выразительно, а также самоконтроль (умение контролировать и анализировать свою речь с точки зрения ее выразительности).

Обратимся к заданию ЕГЭ по теме «Языковые средства выразительности». Средства выразительности речи разнообразны, любой раздел языка: фонетика, лексика, грамматика – обладает ими.

Предложенный материл для подготовки к экзамену по русскому языку – задание 24 /4 балла в тестовой части/ состоит из теоретической части и практических упражнений, заданий, тестов.

Выразительные средства русского языка.

Синтаксические средства фигуры речи

Однородные члены предложения

Основные виды тропов

Эпитет – определение (прилагательное), придающее речи образность, эмоциональность: чистое поле; золотые лучи солнца; янтарный мед; алмазная роса; печальная звезда; жут кий скрежет.

Метафора – уподобление по сходству, скрытое сравнение (т.е. не выраженное специальными грамматическими средствами): наш командир орел; был пешкой в политической игре; металл в голосе; стрелять глазами; дождь барабанит в окно. Распространенный структурный тип метафоры – генитивная метафора (существительное в переносном значении управляет родительным падежом – генитивом): бриллианты росы; серебро седины; море огней; лента дороги.

Сравнение – грамматически оформленное сопоставление с другим предметом или явлением:

сравнительная степень прилагательного или наречия обычно в сочетании с формой родительного падежа существительного: «Гарун бежал быстрее лани». (М.Лермонтов);

форма творительного падежа существительного (так называемый творительный сравнения): Заботы пчелами кружились вокруг; Тропинка извивалась змеей.

Метонимия – перенос названия одного предмета на другой, смежный: читать Пушкина; город отмечает юбилей; съел целую тарелку.

Синекдоха – перенос по количественному соотношению, употребление единственного числа вместо множественного и наоборот: Ка рась здесь не водится; «И слышно было до рассвета, как ликовал француз». (М.Лермонтов); «Мы все глядим в Наполеоны». (А.Пушкин).

Олицетворение – уподобление живому существу: Море смеется; Судьба играет человеком; «И звезда с звездою говорит». (М Лермонтов).

Аллегория – иносказание, передача отвлеченного понятия через конкретный образ: Не должны победить лисы и волки (хитрость, злоба, жадность; и люди – носители этих качеств); « Орлам случается и ниже кур спускаться; но курам никогда до облак не под няться!» (И.Крылов).

Ирония – переименование по контрасту, подразумевающее противоположное сказанному: Ну и помог ты мне; Вот так счастье иметь по соседству вечно лающую собаку; «Отколе, умная, бре дешь ты, голова?» (И.Крылов).

Гипербола – преувеличение: тысячу раз тебе говорил; сто лет с ним не виделись; напугал до смерти.

Литота – преуменьшение: в двух шагах отсюда; лошадь величиной с кошку.

Перифраза (или перифраз) – замена названия предмета описательным оборотом: стран а фараонов (о Египте); царица нот – ч и (о луне); Грозно зарычал царь зверей; Из чащи на опушку в ышел лесной великан – лось.

Фигуры речи (стилистические фигуры, риторические фигуры) – особые синтаксические построения, усиливающие образно-выразительную функцию речи. Основные фигуры

Оксюморон – соединение несоединимых понятий: Живой труп (Л.Толстой); Это было весьма красноречивое молчание.

Антитеза – противопоставление: «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой!» (М.Лермонтов); « Неблговидные делал под благовидным предлогом» (из газеты).

Параллелизм – сходное построение предложений, самостоятельных или в составе сложного предложения (часто – с использованием антитезы): «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?» (М.Лермонтов); «Добро радуется чужому счастью, зло – чужому страданию» (В.Дудинцев). Синтаксический параллелизм обычно сочетается с лексическим повтором. Пример параллелизма без лексического повтора: «Утихает светлый ветер, наступает серый вечер» (А.Блок).

Основные позиционные типы повторов:

Анафора – повтор в начале предложений или их частей: «Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем, клянусь позором преступленья и вечной правды торжеством. Клянусь паденья горькой мукой, победы краткою мечтой; клянусь свиданием с тобой и вновь грозящею разлукой» (М.Лермонтов).

Эпифора – повтор в конце предложений или их частей: «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно тит улярный советник?» (Н.Гоголь); Я всегда это знала, и ты тоже знал, мы оба это знали!

Симплока – повтор срединной части предложений: «Строем клянусь и полком! Боем клянусь и штыком!» (Е.Благинина).

Кольцо, обрамление – повтор в начале и в конце высказывания: Счастья тебе желаю, огромного, настоящего! От всей души – счастья!

Стык, подхват – повтор, связывающий концовку первой и начало второй фраз или их частей: «Придет оно, большое, как глоток, глоток воды во время зноя летнего» (Р.Рождественский).

Хиазм [от греч. буквы X «хи», символизирующей пересечение] – перестановка двух повторяющихся компонентов: «Стихи отводят от портрета, портрет отводит от стихов » (А. Пушкин).

Градация – нарастание или убывание.

Восходящая градация: Я вас прошу, я очень прошу, я вас умоляю.

Нисходящая градация: «Не обошлось без переломов рук и ног, сотрясения мозга, ушибов» (из газеты).

Период – многочленное сложное предложение, гармоничное по синтаксической структуре и образующее две интонационно противопоставленные части (первая характеризуется повышением тона, вторая – понижением): «Кто бродил ночью по руднику и видел, как, преображенные лунным светом, хорошеют трогательные шахтерские хаты, кто видел степь под луной, серебристую и оживленную, с шумными приливами и отливами сизых ковыльных волн, кто жадно вдыхал горячие запахи ночи – словом, кто любил, и страдал, и надеялся, и не ведал покоя, тот знает, как греет лунный свет!» (Б.Горбатов).

Эллипсис – пропуск сказуемого, придающий речи динамизм: «Татьяна в лес, медведь за нею» (А.Пушкин); «Чтобы с каждого окна – флаги! С каждой крыши – фейерверк! Из-за каждого угла – цветы!» (К.Федин).

Инверсия – стилистически значимое изменение обычного порядка слов: «На море синее вечерний пал туман» (А.Пушкин); «Судьбы св ершился приговор!» (М.Лермонтов).

Парцелляция – разделение одного предложения с помощью точки (или заменяющего ее знака – восклицательного, вопросительного) на несколько частей (две или более) в экспрессивных целях.

Парцелляция в пределах простого предложения :

Я поехал в город. Купить лекарство; «И снова идешь среди воя собак. Своей. Привычной. Поступью. Тигра» (И.Сельвинский).

Базовая конструкция, как правило, представляет собой полное предложение, парцелляты – неполные предложения.

Парцелляция в сложноподчиненном предложении (отделение точкой придаточной части):

«Позже всего стареет голос. Поскольку голос – это инструмент души» (В.Токарева).

Парцеллированная придаточная часть обычно является полным предложением, но может быть и неполным, например: «Человек всегда был красив, если его имя звучало гордо. Когда был бойцом. Когда был открывателем. Когда дерзал» (из газеты). Парцелляты есть двусос т авные неполные предложения (без подлежащего).

Именительный темы, именительный представления – употребление существительного, обозначающего предмет речи, в форме им.п. в начале фразы с последующим дублированием этого существитель­ного местоимением: « Москва. Как много в этом звуке для сердца русского слилось!» (А.Пушкин); Море. Оно такое пре красное!

Риторический вопрос – вопрос, заданный не с целью получить от вет, а с целью привлечь внимание к явлению: «Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык?» (А.Пушкин); Кому сейчас легко?

Риторическим является и вопрос, обращенный к неодушевленному объекту или к животному: «Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете?» (С. Есенин); «Куда ты ска чешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта?» (А.Пушкин).

Риторическое восклицание – восклицание как специальный прием выразительной речи: «Степи, как вы хороши!» (Н.Гоголь); «О, если б голос мой умел сердца тревожить!» (А.Пушкин).

Риторическое обращение – эмоциональное обращение к людям, непосредственно не участвующим в общении, или к неодушевленным объектам (часто – в сочетании с риторическим вопросом или восклицанием): «Эй, россияне! Ловцы вселенной, неводом зари зачерпнувшие небо,трубите в трубы!» (С. Есенин); « Позвольте вам, уважаемые читатели, задать вопрос» (из газеты); «Что ты клонишь над водами, ива, макушку свою?» (Ф.Тютчев).

Звукопись – совокупность приемов, способствующих усилению звуковой выразительности речи.

Основные приемы звукописи

Аллитерация – повторение однородных согласных звуков: Тише едешь дальше будешь; «Где он, бронзы звон или гранита грань?» (В. Маяковский); «Черный читает чтец» (М. Цветаева).

Ассонанс – повторение одинаковых гласных звуков: «Меня мечтанья опьяняли, настала тишина и мгла» (В.Брюсов).

отражают личностный взгляд человека на мир, делают речь эмоциональной и привлекательной для читателя;

способствуют отражению картины внешнего и внутреннего мира человека;

обогащают восприятие мира, показывают явления с новой, неожиданной стороны;

помогают читателю понять автора, запомнить передаваемое автором.

Функции синтаксических фигур : усиливают впечатление от излагаемого; подчёркивают логику изложения; выступают средствами связи предложений; придают тексту наглядность, эмоциональность; выделяют наиболее важное в содержании.

Тест 1. Используется лексическое средство выразительности:

«утопающий в сирени»

«красота пригласит тебя в собеседники»

«эти заповеди столь прекрасны»

«Любящее слово и опытная рука производят истинное чудо просвещения»

Тест 2. Используется синтаксическое средство выразительности:

«К своему труду и его результатам человек относится многомерно»

«Возможно ли представить себе просвящённый дом и очаг без книг?»

«О детективе много спорят. Ещё больше его читают»

«А сколь велика радость труда при каждом творческом достижении!»

«Он творил любя и ненавидя. Отрицая и утверждая»

Тест 3 Используется средство выразительности :

«Кто здесь настолько низок, чтобы желать стать рабом? Кто здесь настолько одичал, что не хочет быть римлянином? Кто здесь настолько гнусен, что не хочет любить своё отечество?» (Брут)

«И вот в наступившем царстве свободы, где униженные и оскорблённые гордо распрямили плечи, и сама литература стала было гордо выгибать грудь» (А.Яхонтов)

«. мы становимся вездесущими и бессмертными, как античные боги»

«Душа человека, не спросясь, затосковала, затомилась по тому, что мы называем Прекрасным»

Тема «Изобразительно-выразительные возможности лексики »

Тест 1. Источником выразительности речи не являются:

Тест 2. Слово стилистически окрашено:

Тест 3. Синонимы семантические:

А) молодые – новобрачные

В) сказать – ляпнуть

Г) красный – багровый

Тест 4. Слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, – это

Тест 5. В ыделенные слова в тексте

Мой день беспутен и нелеп:

А) общеязыковыми синонимами

В) общеязыковыми антонимами

Г) контекстными антонимами

Тест 6. В ыделенные слова в тексте

Нет у нас рассветов и закатов. (О. М. Селицкая)

Тест 7. Выделенное слово в предложении «. Он, и только он, – кузнец своего собственного счастья» – это

Тест 8. Сравнение использовано в предложении:

А) Природа – это материал для хозяйства всего человека и

зеркало пути каждого из нас к истине.

Б) И если посвятить себя этому изучению, то откроется, как в

зер­кале, жизнь человека.

В) Вся природа есть зеркальный свидетель жизни всего человека-царя.

Г) В природе вода лежит, и ее зеркало отражает небо, горы и лес.

Тест 9. Предложение «Они становятся рабами своего дела и своих капиталов» содержит

А) развёрнутое сравнение

Б) развёрнутую метафору

Тест 10. Предложение «Сшибаются широкими лбами темнеющие в небесах облака» содержит

Тест 13. Предложение « Бревно бревном человек, не верящий ни во что» построено на

Тест 14. Предложение «Тихо дремлет река» содержит

Тест 15. Предложение «Я три тарелки съел» содержит

Тест 16. Предложение «. мы становимся вездесущими и бессмертными, как античные боги» (Е.Богат) содержит

Тест 17. Предложение «Душа человека, не спросясь, затосковала, затомилась по тому, что мы называем Прекрасным» содержит

Тест 18. Прилагательное не является эпитетом:

Б) серебряный дождь

Г) волнистые туманы

«И взвешивали наши вины

На белоснежной высоте,

Как гирьки чёрные, пингвины,

Откашливая ДДТ. » (А.Вознесенский)

Тест 20. Высказывание «Русская литература – противоядие пошлости и нравственному уродству» (В.Непомнящий) содержит

Тест 21. Предложение «Откройте Лермонтова и ещё раз прочитайте его «Завещание»…» содержит

Тема «Выразительные возможности синтаксиса »

Тест 2. Предложение «Кто-то стремится подчинить себе другого, а кто-то находит радость посвятить всю жизнь свою кому-то» не содержит фигуру:

В) синтаксический параллелизм

В) синтаксический параллелизм

Тест 4. Предложения «И всё-таки все «Я» слиты в «МЫ»: из отдельных «Я» получается общество. Некое одно, сделанное из одиночеств. Город, соединяющий одиночества» содержат фигуру:

Б) контекстные антонимы

В) контекстные синонимы

Тест 6. Выделенные слова в предложении «. В вопросах дружбы и любви ничем не может помочь ни самое могущественное государство мира, ни даже все человечество в целом » – это

Б) ряды однородных членов

Тест 7. Строка В.Брюсова «Ледяной огонь вина»это

Тест 8. Выделенные слова в предложении «Через двести – триста лет жизнь на Земле будет невообразимо прекрасной, изумительной » (Чехов) это

Тест 9. Предложение «Он творил любя и ненавидя. Отрицая и утверждая» содержит фигуру:

Тест 11. Предложение «И вот в наступившем царстве свободы, где униженные и оскорблённые гордо распрямили плечи, и сама литература стала было гордо выгибать грудь» содержит фигуру:

Тест 12. Предложение «Кто здесь настолько низок, чтобы желать стать рабом? Кто здесь настолько одичал, что не хочет быть римлянином? Кто здесь настолько гнусен, что не хочет любить своё отечество?» (Брут) содержит фигуру :

Б) ряды однородных членов

Тест 13. Предложение не содержит градации:

А) Людей всегда мучают разнообразные сожаления – большие и

малые, серьёзные и смешные. (К.Паустовский)

Б) Приехав домой, Лаевский и Надежда Фёдоровна вошли в

свои тёмные, душные, скучные комнаты. (А.Чехов)

В) Звериный, чужой, неприглядный мир. (К.Шульцев)

Г) Не жалею, не зову, не плачу. (С.Есенин)

Тест 14. Предложения «Возможно, это связано с нашим недоверием к жизни. Или со стремлением жить будущим» содержит фигуру:

Тест 15. ** Предложение содержит синтаксическое средство выразительности:

А) Мы сёла – в пепел; грады – в прах;

В мечи – серпы и плуги. (В.Жуковский)

Б) Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень. (А.Пушкин)

В) Изумительный наш народ. (И.Эренбург)

А миру хоть бы что.

А миру хоть бы что. (А.Хайям)

Тема «Лексические средства выразительности»

Упражнение 1. Прочитайте фрагменты из лекций ученых. Определите виды тропов, используемых ораторами.

I. На реке он оживал и жил с ней душа в душу. Он любил свою реку, никакой другой стихии своей страны не говорил в песне таких ласковых слов, – и было за что. При переселениях река указывала ему путь, при поселении она – его неизменная соседка: он жался к ней, на ее непоемном берегу ставил свое жилье, село или деревню. В про должение значительной постной части года она и кормила его. ( В. О. Ключевский.)

II. Оценим меркою древнего мира, меркою раба, результаты пользования современными источниками энергии, наукой, подчиненными воле человека. Как поступил бы современный инженер, если бы ему пришлось демонстрировать воскресшему мудрецу древности локомотив, развивающий до 3000 лошадиных сил? Чтобы быть понятым, он скажет: вот машина, приводимая в движение рабов, несущихся с головокружительной скоростью экспрессов . Предложим далее вниманию мудреца проект электрической передачи мощности в 250 000 л.с. от водопадов реки Замбези на расстояние 1100 км в линии Натали и Трансвааля электрическим током в 150 000 вольт напряжения. На чертежах-проектах инженер укажет металлическую проволоку, по которой моментально на 1000 верст переносятся 2,5 млн. рабов со всем из запасом пищи, необходимым для их труда. (Н. А. Умов.)

III. И если вы этот фонарь знания внесете в Россию, то вы сделаете в самом деле то, что от вас ожидает Россия, ибо от чего же зависит ее благосостояние? От чего
зависит богатство или бедность ее народа и ее международная свобода? Ведь только независимость экономическая есть независимость действительная, всякая прочая есть фиктивная. (Д. И. Менделеев.)

Упражнение 2. Прочитайте фрагменты из судебных речей А. Ф. Кони. Подумайте, как с помощью тропов (они выделены курсивом) выражено отношение оратора к пред­мету своей речи. Назовите вид тропов.

II. Фальшивые ассигнации похожи на сказочный клубок змей . Бросил его кто-либо в одном месте, а по­ползли змейки повсюду. Одна заползет в карман вернув­шегося с базара крестьянина и вытащит оттуда послед­ние трудовые копейки, другая отнимет 50 руб. из суммы, назначенной на покупку рекрутской квитанции, и заста­вит пойти обиженного неизвестною, но преступною рукою парня в солдаты, третья вырвет 10 руб. из последних 13 руб., получен­ных молодою и красивою швеею-иностранкою, выгнанною на улицы чуждого и полного соблазна города и т. д., и т. д.– ужели мы должны проследить путь каждой такой змейки и иначе не можем обвинить тех, кто их распустил? («Дело о Станиславе и Эмиле Янсенах, обвиняемых во ввозе в Россию фальшивых кредитных билетов. »)

Упражнение 3. Вы, конечно, хорошо помните главного героя произведения Мигеля де Сервантеса Сааведры «Дон-Кихот». Ниже дается фрагмент из речи И. С. Тургенева «Гамлет и Дон-Кихот», про­изнесенной 10 января 1860 г. на публичном чтении. В этом фрагменте пропущены эпитеты (вместо них стоят многоточия). Попытай­тесь вставить эпитеты, а затем сравните свой вариант с тургеневским.

Дон-Кихот, мы должны в этом сознаться, положительно смешон.

Упражнение 4. Прочитайте фрагмент юбилейной речи В. О. Ключевского? К кому обращена речь? Найдите тропы. Какова их роль в создании определенно­го настроения?

Половину своего второго века пережил наш Московский университет. С усиленным биением пульса будут приветствовать его 12 января 1905 г. многочисленные его питомцы, рассеянные по городам и селам пространной России. Каждый из них, подписывая приветст­венную телеграмму, живее вспомнит свои лучшие годы, бодрее освежит свои светлые воспоминания. Старый студент вспомнит, когда он был молод и как хорошо был молод; молодой положит себе завет не забывать родного университета и когда состарится. Разделенные пространством, возрастом, житейскими стезями, убеждениями, все они мысленно сольются в плотную духовную корпорацию, объединенную солидарным нравствен­ным чувством и одинаковыми умственными интересами. [. ]

В это пятидесятилетие десятки тысяч студентов вышли из университета и, расходясь по городам и усадьбам отечества, бу­дили местные силы духовными интересами и знаниями, вынесен­ными из университета. Это был с каждым годом нараставший всесословный резерв русского просвещения, вербовавшийся из различных общественных состояний. Всесословность положена была в основу Московского университета его устроителями, про­свещеннейшим и благороднейшим русским вельможей Шувало­вым и светилом европейской науки, архангельским крестьяни­ном Ломоносовым.

Дон-Кихот, мы должны в этом сознаться, положительно смешон.

Метафоры: освежит, сольются, светило;

эпитеты: светлые (воспоминания), родного (университета), благороднейшим (вельможей).

Они создают торжественное настроение, свидетельствуют о любви оратора и других питомцев университета к своей альма-матер.

Постоянные эпите­ты: красно солнышко, красна деви­ца, яблочко наливное, вода студеная, лес дремучий, друг сердечный и т.д.

Поэтической системе А. А. Блока принадлежат такие эпитеты, как желтая заря, снежное вино, а у Ф.И. Тютчева мы можем встретить эпитеты огнецветная струя, лучистая река, мимолетный гость, бледное обаяние. Большое количество интересных эпите­тов можно найти у В.Набокова, например: черный, журчащий сумрак; странный, осторожно-темнеющий лес; улыбавшийся блеск глаз и т.д.

Можно сравнить, какие эпи­теты используют писатели или поэты при описании одного и того же предме­та или явления. Например, ветер: оне­мевший. (Лермонтов); пьяный. (Блок); буйный, жестокий, очарова­тельный, сладкий. (Бунин); играю­щий, полувлюбленный, безмятежный, душисто-теплый, свиреподышащий, пробужденный. (Бальмонт).

Упражнение 1. Превратите данные прилагательные в эпитеты:

Золотой кулон – золотой.

Упражнение 2. Выберите словосочетания с эпитета­ми и составьте с ними предложения.

Бархатная трава/ щека/ лента

звонкий тростник/ голос

слепая старушка/ любовь/ ночь

мутный поток/ небосклон/ взгляд

дрожащая рука/ осина/ тень

жадное сердце/ любопытство/ чудовище

сытое животное/ счастье/ благополучие

глухая старуха/ тоска/ темница

скучная осень/ беседа/ работа

ленивый человек/ взгляд/ свет

Упражнение 3. Прочитайте два текста. Определите, чем они различаются. Какой текст бо­лее красочен, образен, выразителен? При помощи каких слов удалось автору достичь этого?

I . Всю ночь шел дождь. Он начался тихо, без ветра, без молний, без грозы, без туч. Небо потускнело, а после захода солнца звез­дочки не зажигались. Потянуло сыростью, запахом смолы, и по ветвям деревьев застуча­ли капли. Так всегда начинается обыкновен­ный дождь. (По Сартакову).

II . Всю ночь шел теплый задумчивый дождь. Он начался как-то очень тихо, без порывистого ветра, без ослепляющих мол­ний, без устрашающей грозы, без наползаю­щих угрюмых туч. Просто небо слегка по­тускнело, а после захода торопливо угасшего солнца робкие звездочки не зажигались. По тянуло прелой сыростью, свежим запахом еловой смолы, и по унылым, поникшим вет­вям деревьев застучали первые капли. Так всегда начинается обыкновенный, ничем не приметный дождь.

Упражнение 4 . Подберите и запишите эпитеты к словам:

Д ождь, ветер, молния, гроза, тучи, небо, солнце, капли.

Упражнение 5. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания и объясните их; найдите эпитеты.

1) Под вечер этого дня я с отумане(н,нн)ой головою задумчиво возвращался к себе. (Короленко). 2) На все мои ухищрения с целью занять ее она смотрела равнодушно своими большими потемневш..ми и непод­вижными глазами. (Короленко). 3) Ког­да он проснулся на лес уже опускалась тем­нота смеша(н,нн)ая с дождем. (Астафь­ев). 4) Она бросила на него косве(н,нн)ый мгнове(н,нн)ый взгляд. (Тургенев). 5) Он вышел на истопта(н,нн)ое крылечко на жесть бледного ненастного утра. (Бунин).

Упражнение 6. Запишите предложения, расставив знаки препинания. Выделите эпитеты, по­пробуйте прочитать предложения без них. Определите роль эпитетов в пред­ложении.

1) Всё место около старого пруда счита­лось нечистым пустое и голое но глухое и мрачное даже в солнечный день оно каза­лось еще мрачнее и глуше от близости дряхлого дубового леса давно вымершего и за­сохшего. (Тургенев). 2) Сказав эти слова Марья Николаевна даже голову немного на­бок нагнула чтобы пристальнее и пронзи­тельнее заглянуть Санину в глаза. (Турге­нев). 3) Корчагин был красивый молодой человек светский лев чрезвычайно надутый и важный он держался необыкновенно вели­чественно точно он был не живой человек а собственная своя статуя воздвигнутая по общественной подписке. (Тургенев). 4) Ста­рик похудевший за ночь весь синий от холо­да сырости и усталости глянул на него про­валившимися мертвыми глазами. (Бунин). 5) В тонком холодке вечернего воздуха силь­но пахло сладким цветом груш молочно бе­левших своей белой густотой в юго-восточ­ной части сада на ровном и от этой млечности матовом небосклоне где горел один розо­вый Юпитер. (Бунин).

Упражнение 7. Найдите и выпишите эпитеты, выраженные наре­чиями, определите их роль в тексте.

1) Отец обходился со мной равнодушно ласково. (Тургенев). 2) Он торопливо-рез­ко выкрикнул ей все суходольские новости. (Бунин). 3) Он холодно поклонился, стоя посреди комнаты, никому не протянув руки. (Тургенев). 4) Ветер дул, но крылья ветряка неподвижно простирались в облачном небе. (Бунин). 5) Старик подобострастно кланялся и что-то говорил, а отец стоял с угрюмым видом. (Короленко). 6) Крас­ные ее глазки уныло моргали и ежились посреди болезненно-припухшего лица. (Тур­генев). 7) И вдруг все стало глубоко безмолвно кругом. (Тургенев). 8) Запах ве­реска, папоротника, смолы сосновой, про­мозглой прошлогодней листвы так и сперся в нем – густо и дремотно. (Тургенев). 9) По всему лесу озабоченно кричали кед­ровки на манер базарных торговок. (Аста­фьев).

Упражнение 8. Най­дите средства выразительности, выпишите их, опреде­лите роль в тексте.

1) Взор ее полузакрытых глаз едва мер­цал, залитый легкими, блаженными слеза­ми. (Тургенев). 2) Я смотрел на ее угас­шее личико, вспоминая о вчерашних мечта­ниях, и жаль мне было чего-то. (Турге­нев). 3) Досада бешеная грызла меня. (Тургенев). 4) От ее неподвижных бровей веяло таким светлым умом. (Тургенев). 5) В потемневшем небе стыли редкие непод­вижные облака. (Тургенев). 6) В одино­честве, медленно испила Наташка первую горько-сладкую отраву неразделенной люб­ви. (Бунин). 7) Он был довольно неотесан­ный одессит с чистыми идеалами. (Набо­ков). 8) Сквозь тягучую унылую дремоту пробивалось: «Откуда все же взялась в озере речная рыба?» (Астафьев). 9) На небе уже стоял тонкий серебряный зазубренный серп молодого месяца. (Куприн). 10) На самой вершине старой взлохмаченной ели увидели кедровку. (Тургенев). 11) Ее распущенные шелковисто-бледные волосы кон­чались длинными буклями. (Набоков). 12) Ярко возникают у меня в памяти лепные морщины его раскрасневшегося лба. (На­боков). 13) Глаза моего друга сверкали захватывающими дух любопытством и учас­тием. (Короленко). 14) Его глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно. (Короленко). 15) Я впился глазами в лицо странного человека. (Короленко).

Упражнение 9. Расставьте знаки препинания, объяснить их; най­дите и выделите эпитеты, определите их роль в тек­сте.

Дни потянулись мерно скучно как те богомолки что шли и шли по шоссе мимо хутора вели отдыхая долгие беседы с ней учили терпению да надежде на Господа имя которого произносили тупо жалобно. (Бунин). 2) Кого-то оторвали от плуга от привычных серых картин и бросили сюда в этот омут полный чудовищных огней неугомонного треска и бегущих людей. (Чехов). 3) Грустно ду­мать теперь как страдала она зная что никем не ценится ее соловьиный голос исходящий из ее слоновьего тела. (Набоков).

Золотой кулон – золотой дождь

медвежья берлога – медвежья походка

змеиный хвост – змеиный язык

пышная юбка – пышная речь

Бархатная трава, щека

слепая любовь, ночь

мутный небосклон, взгляд

дрожащая осина, тень

жадное сердце, любопытство

сытое счастье, благополучие

глухая тоска, темница

ленивый взгляд, свет

1) Под вечер этого дня я с отумане нн ой головою задумчиво возвращался к себе. (Короленко). 2) На все мои ухищрения с целью занять ее она смотрела равнодушно своими большими потемневш ими и непод­вижными глазами. (Короленко). 3) Ког­да он проснулся, на лес уже опускалась тем­нота, смеша нн ая с дождем. (Астафь­ев). 4) Она бросила на него косв енн ый мгнов енн ый взгляд. (Тургенев). 5) Он вышел на истопта нн ое крылечко на жесть бледного, ненастного утра. (Бунин).

7) Неотесан­ный одессит, с чистыми идеалами – эпитеты.

13) Глаза сверкали – метафора.

(1) Чистое, золотое дело – поэзия. (2) Отчего она вызывает такое ожесточение? (3) Смеялись над Дельвигом, Майковым. (4) Но больше всех русских поэтов доставалось Фету. (5) Было в нём что-то вызывающее особое раздражение окружающих, да и многих потомков тоже.

(6) Едва ли найдётся другой пример подобного несоответствия человеческой сути и поэтического дарования. (7) Воздушный, эльфический поэт был деловитым, крайне бытовым, заземлённым по всем своим привычкам человеком. (8) Сама внешность Фета, особенно в старые годы, когда человек приобретает некое сглаживающее благообразие, была вызывающе антипоэтична: грузный, тяжёлый, с грубым, прихмуренным, часто брюзгливым лицом. (9) В лучшую свою пору он был среднеарифметическим гусаром, без печати индивидуальности. (10) А ведь он уже тогда писал замечательные и ни на кого не опирающиеся стихи.

(11)Но в дальнейшей жизни Фета иные заботы постоянно теснили поэзию: то лямка армейской службы, то помещичьи, хозяйственные хлопоты. (12) Нередко он записывал стихотворение на случайно подвернувшемся под руку клочке бумаги. (13) Однажды он послал Толстому записку, набросанную на какой-то квитанции вместе с новым стихотворением.

(14) Толстой безоговорочно любил стихи Фета за их музыкальность, лиризм и отсутствие тенденции, чего Лев Николаевич органи­чески не переваривал. (15) А затем ему полюбился и сам Фет – деловой, озабоченный, серьёзно и правильно живуащй. (16) Когда Толстой увлёкся сапожным делом и стачал две пары сапог, одна из них досталась его зятю Сухотину, другую после долгой торговли, приме­рок, жалоб на тесноту в подъёме, сомнений в качестве кожи и крепости дратвы, одарив Толстого всеми переживаниями и страхами ремесленника, всучивающего свою продукцию, купил Фет. (17) Сухотин поставил сапоги великого тестя на видное место в гостиной и поклонялся им, как реликвии, за что Толстой окончательно его возненавидел. (18) Фет использовал свою пару по назначению, особенно не хвалил, хотя и не ругал, когда же она сносилась, хотел заказать Льву Николаевичу новые. (19) То был счастливейший момент в жизни создателя «Войны и мира».

(20) Но даже нежного и снисходительного к другу Толстого огорчало фетовское разбазаривание времени на мирскую суету, когда есть поэзия. (21) Но можно ли поверить, что Фет не написал необходимых ему внутренне стихов из лености, занятости или рассеянности?

(22) Фет сказал всё, что должен был сказать; он не мог бы сказать больше, даже если б не тратил времени на установку бильярдного стола, запашку под яровые нового клина и утепление оранжереи. (23) Сделанного Фетом хватило, чтобы занять опустевший после смерти Тютчева трон русской лирики.

(24) Твёрдость в главном сочеталась у Фета с удивительной, про­тиворечащей его характеру покладистостью в частностях, хотя их не бывает в поэзии. (25) Он писал стихи без помарок и черновиков, они у него выпевались из груди, как песня у птицы. (26) Но Тургенев требовал ясности, логики, и Фет безропотно вносил поправки, портя свои стихи и изредка облегчая душу кроткой жалобой.

(27) В одной грубоватой оболочке уживались два разных челове­ка: поэт Фет, слышавший музыку сфер, отвлечённый, доверчивый, мягкий, и помещик Шеншин, предпочитавший всем звукам небес ржание породного Закраса, расчётливый, прижимистый хозяин, опытный землевладелец, барин.

(28) Фету не подавали «соху-с» к подъезду, он занимался сельским хозяйством с хмурой и жёсткой повадкой профессионала. (29) Было ли в Фете два несоединимых человека или один, в котором все кажущиеся противоречия крепко и органично связаны? (30) Кто знает?

(31) Сограждане, родные! (32) Давайте бросим ныть, бездельни­чать и злобствовать!

(33) Будем, как Фет, деловиты.

(34) Будем, как Фет, поэтичны.

(35) Будем, как Фет, зажиточны.

(36) Будем, как Фет, вечны.

«Рассказывая об Афанасии Фете, Ю. Нагибин обращает внимание на то, каким удивительно разным человеком был известный русский поэт, поэтому весь текст построен на таком приёме, как _______. Говоря о характере Фета, автор в предложении 7 использует __________(«деловитым, крайне бытовым, заземлённым. »). Поэтичность таланта Фета автор подчёркивает при помощи _________ («как песня у птицы» в предложении 25). Такое средство, как _____ (предложения 33—36), помогает сделать убедительней вывод Ю. Нагибина».

3) синтаксический параллелизм

8) вопросно-ответная ф. изложения

10) риторический вопрос

1. Трошева Т.С «Система подготовки к ЕГЭ» по русскому языку. Пермь 2006 г.

2. Розенталь Д.Э Русский язык пособия для поступающих в вузы. Издательство Московский Государственный Университет 1987 год

3. Пучкова Л.И. Русский язык Издательство Экзамен. Москва 2006

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

СредствоЗначение тер­ми­наПример
АллитерацияПриём уси­ле­ния изоб­ра­зи­тель­но­сти путём повто­ре­ния соглас­ных звуков.
Парцелляция — сти­ли­сти­че­ский при­ём рас­чле­не­ния в про­из­ве­де­нии фра­зы на части или даже отдель­ные сло­ва с целью при­дать речи интона­ционную экс­прес­сию путём её отры­ви­сто­го про­из­не­се­ния. Парцеллируе­мые сло­ва отде­ля­ют­ся друг от дру­га точ­ка­ми или вос­кли­ца­тель­ны­ми зна­ка­ми при соблю­де­нии осталь­ных син­так­си­че­ских и грам­ма­ти­че­ских правил.
Бессоюзие или асин­де­тон – наме­рен­ный про­пуск сою­зов, что при­да­ет тек­сту дина­мизм, стремительность.
Многосоюзие или поли­син­де­тон – повто­ря­ю­щие сою­зы слу­жат для логи­че­ско­го и инто­на­ци­он­но­го под­чер­ки­ва­ния соеди­ня­е­мых сою­за­ми чле­нов предложения.