Многосоюзие или полисиндетон – повторяющие союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения. | Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.
Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.
Источник
Языковые средства выразительности
Что такое языковые средства выразительности
Средства выразительности — это специальные художественно-риторические приемы, лексические и грамматические средства языка, привлекающие внимание к высказыванию.
Речевые средства выразительности придают тексту эмоциональность, глубину, красочность. Они акцентируют внимание читателя/слушателя на том или ином предмете обсуждения, на явлении, человеке или событии.
Русская поэзия и проза изобилуют языковыми средствами. Они делают текст насыщенным, а также демонстрируют мастерство писателя или поэта, его умение владеть художественной речью. Даже простой предмет или событие могут быть описаны нетривиально и живописно благодаря специальным приемам.
К средствам выразительности относят:
Также языковые средства выразительности делятся на три больших группы:
Рассмотрим каждую из категорий отдельно.
Фонетические средства выразительности
К фонетическим языковым относятся:
Лексические средства выразительности
Лексическими средствами выразительности выступают тропы. Их используют для передачи переносного значения, для иносказания. Такой способ широко распространен в художественной литературе.
Благодаря тропам создаются объемные и красочные образы — слуховые, визуальные, обонятельные. Так производится должное впечатление, которого и добивался автор. С их помощью создается необходимая атмосфера, погружающая читателя в происходящее. Еще тропы создают сравнения — явные или символические. Они основываются на личных ассоциациях писателя/поэта, на визуальном сходстве, на желании сделать описание именно таким образом.
Источник
Языковые средства выразительности в русском языке
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Речь. Языковые средства выразительности
В чем же заключается богатство, красота, сила, выразительность нашего языка?
Первый критерий богатства речи – это количество слов, которые мы используем. У Пушкина, например, в обращении было более двадцати тысяч слов. Но о богатстве речи судят не только по количеству слов, а, прежде всего по умению использовать эти слова, учитывая их разные значения, стилистическую окраску. Большинство слов в русском языке многозначно, и это их свойство является источником выразительности речи. Многие слова русского языка имеют одновременно несколько значений. Такое явление называется многозначностью, или полисемией. Например, у слова золотой следующие значения: 1) сделанный из золота (золотые украшения); 2) цвета золота, желтый (золотые волосы); 3) очень хороший, ценный (золотой работник); 4) счастливый, радостный (золотая пора юности) 5) дорогой, любимый (золотая моя девочка). Связь между этими значениями очевидна: название одного понятия как бы перенесено на другое. Первое значение является прямым, остальные – переносными.
Писатели находят в многозначности источник яркой эмоциональности, живости речи. Например, в тексте может быть повторено многозначное слово, которое, однако, выступает в разных значениях: Поэт издалека заводит речь, поэта далеко заводит речь. (М. Цветаева).
Сколько надо отваги, чтоб играть на века,
Как играют овраги, как играет река,
Как играют алмазы, как играет вино,
Как играть без отказа иногда суждено.
Под выразительностью речи понимаются такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение. Я ркое речевое оформление мыслей и чувств поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя к речи.
Одним из основных условий выразительности является самостоятельность мышления автора речи, что предполагает глубокое и всестороннее знание и осмысление предмета сообщения. Знания, извлеченные из каких-либо источников, должны быть освоены, переработаны, глубоко осмыслены. Это придает говорящему (пишущему) уверенность, делает его речь убедительной, действенной.
Одной из предпосылок речевой выразительности являются навыки, позволяющие без затруднения выбирать нужные в конкретном акте коммуникации языковые средства. Такие навыки вырабатываются в результате систематической и осознанной тренировки. Средством тренировки речевых навыков является внимательное чтение образцовых текстов (художественных, публицистических, научных), пристальный интерес к их языку и стилю, внимательное отношение к речи людей, умеющих говорить выразительно, а также самоконтроль (умение контролировать и анализировать свою речь с точки зрения ее выразительности).
Обратимся к заданию ЕГЭ по теме «Языковые средства выразительности». Средства выразительности речи разнообразны, любой раздел языка: фонетика, лексика, грамматика – обладает ими.
Предложенный материл для подготовки к экзамену по русскому языку – задание 24 /4 балла в тестовой части/ состоит из теоретической части и практических упражнений, заданий, тестов.
Выразительные средства русского языка.
Синтаксические средства фигуры речи
Однородные члены предложения
Основные виды тропов
Эпитет – определение (прилагательное), придающее речи образность, эмоциональность: чистое поле; золотые лучи солнца; янтарный мед; алмазная роса; печальная звезда; жут кий скрежет.
Метафора – уподобление по сходству, скрытое сравнение (т.е. не выраженное специальными грамматическими средствами): наш командир — орел; был пешкой в политической игре; металл в голосе; стрелять глазами; дождь барабанит в окно. Распространенный структурный тип метафоры – генитивная метафора (существительное в переносном значении управляет родительным падежом – генитивом): бриллианты росы; серебро седины; море огней; лента дороги.
Сравнение – грамматически оформленное сопоставление с другим предметом или явлением:
сравнительная степень прилагательного или наречия обычно в сочетании с формой родительного падежа существительного: «Гарун бежал быстрее лани». (М.Лермонтов);
форма творительного падежа существительного (так называемый творительный сравнения): Заботы пчелами кружились вокруг; Тропинка извивалась змеей.
Метонимия – перенос названия одного предмета на другой, смежный: читать Пушкина; город отмечает юбилей; съел целую тарелку.
Синекдоха – перенос по количественному соотношению, употребление единственного числа вместо множественного и наоборот: Ка рась здесь не водится; «И слышно было до рассвета, как ликовал француз». (М.Лермонтов); «Мы все глядим в Наполеоны». (А.Пушкин).
Олицетворение – уподобление живому существу: Море смеется; Судьба играет человеком; «И звезда с звездою говорит». (М Лермонтов).
Аллегория – иносказание, передача отвлеченного понятия через конкретный образ: Не должны победить лисы и волки (хитрость, злоба, жадность; и люди – носители этих качеств); « Орлам случается и ниже кур спускаться; но курам никогда до облак не под няться!» (И.Крылов).
Ирония – переименование по контрасту, подразумевающее противоположное сказанному: Ну и помог ты мне; Вот так счастье иметь по соседству вечно лающую собаку; «Отколе, умная, бре дешь ты, голова?» (И.Крылов).
Гипербола – преувеличение: тысячу раз тебе говорил; сто лет с ним не виделись; напугал до смерти.
Литота – преуменьшение: в двух шагах отсюда; лошадь величиной с кошку.
Перифраза (или перифраз) – замена названия предмета описательным оборотом: стран а фараонов (о Египте); царица нот – ч и (о луне); Грозно зарычал царь зверей; Из чащи на опушку в ышел лесной великан – лось.
Фигуры речи (стилистические фигуры, риторические фигуры) – особые синтаксические построения, усиливающие образно-выразительную функцию речи. Основные фигуры
Оксюморон – соединение несоединимых понятий: Живой труп (Л.Толстой); Это было весьма красноречивое молчание.
Антитеза – противопоставление: «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой!» (М.Лермонтов); « Неблговидные делал под благовидным предлогом» (из газеты).
Параллелизм – сходное построение предложений, самостоятельных или в составе сложного предложения (часто – с использованием антитезы): «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?» (М.Лермонтов); «Добро радуется чужому счастью, зло – чужому страданию» (В.Дудинцев). Синтаксический параллелизм обычно сочетается с лексическим повтором. Пример параллелизма без лексического повтора: «Утихает светлый ветер, наступает серый вечер» (А.Блок).
Основные позиционные типы повторов:
Анафора – повтор в начале предложений или их частей: «Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем, клянусь позором преступленья и вечной правды торжеством. Клянусь паденья горькой мукой, победы краткою мечтой; клянусь свиданием с тобой и вновь грозящею разлукой» (М.Лермонтов).
Эпифора – повтор в конце предложений или их частей: «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно тит улярный советник?» (Н.Гоголь); Я всегда это знала, и ты тоже знал, мы оба это знали!
Симплока – повтор срединной части предложений: «Строем клянусь и полком! Боем клянусь и штыком!» (Е.Благинина).
Кольцо, обрамление – повтор в начале и в конце высказывания: Счастья тебе желаю, огромного, настоящего! От всей души – счастья!
Стык, подхват – повтор, связывающий концовку первой и начало второй фраз или их частей: «Придет оно, большое, как глоток, глоток воды во время зноя летнего» (Р.Рождественский).
Хиазм [от греч. буквы X «хи», символизирующей пересечение] – перестановка двух повторяющихся компонентов: «Стихи отводят от портрета, портрет отводит от стихов » (А. Пушкин).
Градация – нарастание или убывание.
Восходящая градация: Я вас прошу, я очень прошу, я вас умоляю.
Нисходящая градация: «Не обошлось без переломов рук и ног, сотрясения мозга, ушибов» (из газеты).
Период – многочленное сложное предложение, гармоничное по синтаксической структуре и образующее две интонационно противопоставленные части (первая характеризуется повышением тона, вторая – понижением): «Кто бродил ночью по руднику и видел, как, преображенные лунным светом, хорошеют трогательные шахтерские хаты, кто видел степь под луной, серебристую и оживленную, с шумными приливами и отливами сизых ковыльных волн, кто жадно вдыхал горячие запахи ночи – словом, кто любил, и страдал, и надеялся, и не ведал покоя, тот знает, как греет лунный свет!» (Б.Горбатов).
Эллипсис – пропуск сказуемого, придающий речи динамизм: «Татьяна в лес, медведь за нею» (А.Пушкин); «Чтобы с каждого окна – флаги! С каждой крыши – фейерверк! Из-за каждого угла – цветы!» (К.Федин).
Инверсия – стилистически значимое изменение обычного порядка слов: «На море синее вечерний пал туман» (А.Пушкин); «Судьбы св ершился приговор!» (М.Лермонтов).
Парцелляция – разделение одного предложения с помощью точки (или заменяющего ее знака – восклицательного, вопросительного) на несколько частей (две или более) в экспрессивных целях.
Парцелляция в пределах простого предложения :
Я поехал в город. Купить лекарство; «И снова идешь среди воя собак. Своей. Привычной. Поступью. Тигра» (И.Сельвинский).
Базовая конструкция, как правило, представляет собой полное предложение, парцелляты – неполные предложения.
Парцелляция в сложноподчиненном предложении (отделение точкой придаточной части):
«Позже всего стареет голос. Поскольку голос – это инструмент души» (В.Токарева).
Парцеллированная придаточная часть обычно является полным предложением, но может быть и неполным, например: «Человек всегда был красив, если его имя звучало гордо. Когда был бойцом. Когда был открывателем. Когда дерзал» (из газеты). Парцелляты есть двусос т авные неполные предложения (без подлежащего).
Именительный темы, именительный представления – употребление существительного, обозначающего предмет речи, в форме им.п. в начале фразы с последующим дублированием этого существительного местоимением: « Москва. Как много в этом звуке для сердца русского слилось!» (А.Пушкин); Море. Оно такое пре красное!
Риторический вопрос – вопрос, заданный не с целью получить от вет, а с целью привлечь внимание к явлению: «Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык?» (А.Пушкин); Кому сейчас легко?
Риторическим является и вопрос, обращенный к неодушевленному объекту или к животному: «Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете?» (С. Есенин); «Куда ты ска чешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта?» (А.Пушкин).
Риторическое восклицание – восклицание как специальный прием выразительной речи: «Степи, как вы хороши!» (Н.Гоголь); «О, если б голос мой умел сердца тревожить!» (А.Пушкин).
Риторическое обращение – эмоциональное обращение к людям, непосредственно не участвующим в общении, или к неодушевленным объектам (часто – в сочетании с риторическим вопросом или восклицанием): «Эй, россияне! Ловцы вселенной, неводом зари зачерпнувшие небо, — трубите в трубы!» (С. Есенин); « Позвольте вам, уважаемые читатели, задать вопрос» (из газеты); «Что ты клонишь над водами, ива, макушку свою?» (Ф.Тютчев).
Звукопись – совокупность приемов, способствующих усилению звуковой выразительности речи.
Основные приемы звукописи
Аллитерация – повторение однородных согласных звуков: Тише едешь — дальше будешь; «Где он, бронзы звон или гранита грань?» (В. Маяковский); «Черный читает чтец» (М. Цветаева).
Ассонанс – повторение одинаковых гласных звуков: «Меня мечтанья опьяняли, настала тишина и мгла» (В.Брюсов).
отражают личностный взгляд человека на мир, делают речь эмоциональной и привлекательной для читателя;
способствуют отражению картины внешнего и внутреннего мира человека;
обогащают восприятие мира, показывают явления с новой, неожиданной стороны;
помогают читателю понять автора, запомнить передаваемое автором.
Функции синтаксических фигур : усиливают впечатление от излагаемого; подчёркивают логику изложения; выступают средствами связи предложений; придают тексту наглядность, эмоциональность; выделяют наиболее важное в содержании.
Тест 1. Используется лексическое средство выразительности:
«утопающий в сирени»
«красота пригласит тебя в собеседники»
«эти заповеди столь прекрасны»
«Любящее слово и опытная рука производят истинное чудо просвещения»
Тест 2. Используется синтаксическое средство выразительности:
«К своему труду и его результатам человек относится многомерно»
«Возможно ли представить себе просвящённый дом и очаг без книг?»
«О детективе много спорят. Ещё больше его читают»
«А сколь велика радость труда при каждом творческом достижении!»
«Он творил любя и ненавидя. Отрицая и утверждая»
Тест 3 Используется средство выразительности :
«Кто здесь настолько низок, чтобы желать стать рабом? Кто здесь настолько одичал, что не хочет быть римлянином? Кто здесь настолько гнусен, что не хочет любить своё отечество?» (Брут)
«И вот в наступившем царстве свободы, где униженные и оскорблённые гордо распрямили плечи, и сама литература стала было гордо выгибать грудь» (А.Яхонтов)
«. мы становимся вездесущими и бессмертными, как античные боги»
«Душа человека, не спросясь, затосковала, затомилась по тому, что мы называем Прекрасным»
Тема «Изобразительно-выразительные возможности лексики »
Тест 1. Источником выразительности речи не являются:
Тест 2. Слово стилистически окрашено:
Тест 3. Синонимы семантические:
А) молодые – новобрачные
В) сказать – ляпнуть
Г) красный – багровый
Тест 4. Слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, – это
Тест 5. В ыделенные слова в тексте
Мой день беспутен и нелеп:
А) общеязыковыми синонимами
В) общеязыковыми антонимами
Г) контекстными антонимами
Тест 6. В ыделенные слова в тексте
Нет у нас рассветов и закатов. (О. М. Селицкая)
Тест 7. Выделенное слово в предложении «. Он, и только он, – кузнец своего собственного счастья» – это
Тест 8. Сравнение использовано в предложении:
А) Природа – это материал для хозяйства всего человека и
зеркало пути каждого из нас к истине.
Б) И если посвятить себя этому изучению, то откроется, как в
зеркале, жизнь человека.
В) Вся природа есть зеркальный свидетель жизни всего человека-царя.
Г) В природе вода лежит, и ее зеркало отражает небо, горы и лес.
Тест 9. Предложение «Они становятся рабами своего дела и своих капиталов» содержит
А) развёрнутое сравнение
Б) развёрнутую метафору
Тест 10. Предложение «Сшибаются широкими лбами темнеющие в небесах облака» содержит
Тест 13. Предложение « Бревно бревном человек, не верящий ни во что» построено на
Тест 14. Предложение «Тихо дремлет река» содержит
Тест 15. Предложение «Я три тарелки съел» содержит
Тест 16. Предложение «. мы становимся вездесущими и бессмертными, как античные боги» (Е.Богат) содержит
Тест 17. Предложение «Душа человека, не спросясь, затосковала, затомилась по тому, что мы называем Прекрасным» содержит
Тест 18. Прилагательное не является эпитетом:
Б) серебряный дождь
Г) волнистые туманы
«И взвешивали наши вины
На белоснежной высоте,
Как гирьки чёрные, пингвины,
Откашливая ДДТ. » (А.Вознесенский)
Тест 20. Высказывание «Русская литература – противоядие пошлости и нравственному уродству» (В.Непомнящий) содержит
Тест 21. Предложение «Откройте Лермонтова и ещё раз прочитайте его «Завещание»…» содержит
Тема «Выразительные возможности синтаксиса »
Тест 2. Предложение «Кто-то стремится подчинить себе другого, а кто-то находит радость посвятить всю жизнь свою кому-то» не содержит фигуру:
В) синтаксический параллелизм
В) синтаксический параллелизм
Тест 4. Предложения «И всё-таки все «Я» слиты в «МЫ»: из отдельных «Я» получается общество. Некое одно, сделанное из одиночеств. Город, соединяющий одиночества» содержат фигуру:
Б) контекстные антонимы
В) контекстные синонимы
Тест 6. Выделенные слова в предложении «. В вопросах дружбы и любви ничем не может помочь ни самое могущественное государство мира, ни даже все человечество в целом » – это
Б) ряды однородных членов
Тест 7. Строка В.Брюсова «Ледяной огонь вина» – это
Тест 8. Выделенные слова в предложении «Через двести – триста лет жизнь на Земле будет невообразимо прекрасной, изумительной » (Чехов) – это
Тест 9. Предложение «Он творил любя и ненавидя. Отрицая и утверждая» содержит фигуру:
Тест 11. Предложение «И вот в наступившем царстве свободы, где униженные и оскорблённые гордо распрямили плечи, и сама литература стала было гордо выгибать грудь» содержит фигуру:
Тест 12. Предложение «Кто здесь настолько низок, чтобы желать стать рабом? Кто здесь настолько одичал, что не хочет быть римлянином? Кто здесь настолько гнусен, что не хочет любить своё отечество?» (Брут) содержит фигуру :
Б) ряды однородных членов
Тест 13. Предложение не содержит градации:
А) Людей всегда мучают разнообразные сожаления – большие и
малые, серьёзные и смешные. (К.Паустовский)
Б) Приехав домой, Лаевский и Надежда Фёдоровна вошли в
свои тёмные, душные, скучные комнаты. (А.Чехов)
В) Звериный, чужой, неприглядный мир. (К.Шульцев)
Г) Не жалею, не зову, не плачу. (С.Есенин)
Тест 14. Предложения «Возможно, это связано с нашим недоверием к жизни. Или со стремлением жить будущим» содержит фигуру:
Тест 15. ** Предложение содержит синтаксическое средство выразительности:
А) Мы сёла – в пепел; грады – в прах;
В мечи – серпы и плуги. (В.Жуковский)
Б) Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень. (А.Пушкин)
В) Изумительный наш народ. (И.Эренбург)
А миру хоть бы что.
А миру хоть бы что. (А.Хайям)
Тема «Лексические средства выразительности»
Упражнение 1. Прочитайте фрагменты из лекций ученых. Определите виды тропов, используемых ораторами.
I. На реке он оживал и жил с ней душа в душу. Он любил свою реку, никакой другой стихии своей страны не говорил в песне таких ласковых слов, – и было за что. При переселениях река указывала ему путь, при поселении она – его неизменная соседка: он жался к ней, на ее непоемном берегу ставил свое жилье, село или деревню. В про должение значительной постной части года она и кормила его. ( В. О. Ключевский.)
II. Оценим меркою древнего мира, меркою раба, результаты пользования современными источниками энергии, наукой, подчиненными воле человека. Как поступил бы современный инженер, если бы ему пришлось демонстрировать воскресшему мудрецу древности локомотив, развивающий до 3000 лошадиных сил? Чтобы быть понятым, он скажет: вот машина, приводимая в движение рабов, несущихся с головокружительной скоростью экспрессов . Предложим далее вниманию мудреца проект электрической передачи мощности в 250 000 л.с. от водопадов реки Замбези на расстояние 1100 км в линии Натали и Трансвааля электрическим током в 150 000 вольт напряжения. На чертежах-проектах инженер укажет металлическую проволоку, по которой моментально на 1000 верст переносятся 2,5 млн. рабов со всем из запасом пищи, необходимым для их труда. (Н. А. Умов.)
III. И если вы этот фонарь знания внесете в Россию, то вы сделаете в самом деле то, что от вас ожидает Россия, ибо от чего же зависит ее благосостояние? От чего
зависит богатство или бедность ее народа и ее международная свобода? Ведь только независимость экономическая есть независимость действительная, всякая прочая есть фиктивная. (Д. И. Менделеев.)
Упражнение 2. Прочитайте фрагменты из судебных речей А. Ф. Кони. Подумайте, как с помощью тропов (они выделены курсивом) выражено отношение оратора к предмету своей речи. Назовите вид тропов.
II. Фальшивые ассигнации похожи на сказочный клубок змей . Бросил его кто-либо в одном месте, а поползли змейки повсюду. Одна заползет в карман вернувшегося с базара крестьянина и вытащит оттуда последние трудовые копейки, другая отнимет 50 руб. из суммы, назначенной на покупку рекрутской квитанции, и заставит пойти обиженного неизвестною, но преступною рукою парня в солдаты, третья вырвет 10 руб. из последних 13 руб., полученных молодою и красивою швеею-иностранкою, выгнанною на улицы чуждого и полного соблазна города и т. д., и т. д.– ужели мы должны проследить путь каждой такой змейки и иначе не можем обвинить тех, кто их распустил? («Дело о Станиславе и Эмиле Янсенах, обвиняемых во ввозе в Россию фальшивых кредитных билетов. »)
Упражнение 3. Вы, конечно, хорошо помните главного героя произведения Мигеля де Сервантеса Сааведры «Дон-Кихот». Ниже дается фрагмент из речи И. С. Тургенева «Гамлет и Дон-Кихот», произнесенной 10 января 1860 г. на публичном чтении. В этом фрагменте пропущены эпитеты (вместо них стоят многоточия). Попытайтесь вставить эпитеты, а затем сравните свой вариант с тургеневским.
Дон-Кихот, мы должны в этом сознаться, положительно смешон.
Упражнение 4. Прочитайте фрагмент юбилейной речи В. О. Ключевского? К кому обращена речь? Найдите тропы. Какова их роль в создании определенного настроения?
Половину своего второго века пережил наш Московский университет. С усиленным биением пульса будут приветствовать его 12 января 1905 г. многочисленные его питомцы, рассеянные по городам и селам пространной России. Каждый из них, подписывая приветственную телеграмму, живее вспомнит свои лучшие годы, бодрее освежит свои светлые воспоминания. Старый студент вспомнит, когда он был молод и как хорошо был молод; молодой положит себе завет не забывать родного университета и когда состарится. Разделенные пространством, возрастом, житейскими стезями, убеждениями, все они мысленно сольются в плотную духовную корпорацию, объединенную солидарным нравственным чувством и одинаковыми умственными интересами. [. ]
В это пятидесятилетие десятки тысяч студентов вышли из университета и, расходясь по городам и усадьбам отечества, будили местные силы духовными интересами и знаниями, вынесенными из университета. Это был с каждым годом нараставший всесословный резерв русского просвещения, вербовавшийся из различных общественных состояний. Всесословность положена была в основу Московского университета его устроителями, просвещеннейшим и благороднейшим русским вельможей Шуваловым и светилом европейской науки, архангельским крестьянином Ломоносовым.
Дон-Кихот, мы должны в этом сознаться, положительно смешон.
Метафоры: освежит, сольются, светило;
эпитеты: светлые (воспоминания), родного (университета), благороднейшим (вельможей).
Они создают торжественное настроение, свидетельствуют о любви оратора и других питомцев университета к своей альма-матер.
Постоянные эпитеты: красно солнышко, красна девица, яблочко наливное, вода студеная, лес дремучий, друг сердечный и т.д.
Поэтической системе А. А. Блока принадлежат такие эпитеты, как желтая заря, снежное вино, а у Ф.И. Тютчева мы можем встретить эпитеты огнецветная струя, лучистая река, мимолетный гость, бледное обаяние. Большое количество интересных эпитетов можно найти у В.Набокова, например: черный, журчащий сумрак; странный, осторожно-темнеющий лес; улыбавшийся блеск глаз и т.д.
Можно сравнить, какие эпитеты используют писатели или поэты при описании одного и того же предмета или явления. Например, ветер: онемевший. (Лермонтов); пьяный. (Блок); буйный, жестокий, очаровательный, сладкий. (Бунин); играющий, полувлюбленный, безмятежный, душисто-теплый, свиреподышащий, пробужденный. (Бальмонт).
Упражнение 1. Превратите данные прилагательные в эпитеты:
Золотой кулон – золотой.
Упражнение 2. Выберите словосочетания с эпитетами и составьте с ними предложения.
Бархатная трава/ щека/ лента
звонкий тростник/ голос
слепая старушка/ любовь/ ночь
мутный поток/ небосклон/ взгляд
дрожащая рука/ осина/ тень
жадное сердце/ любопытство/ чудовище
сытое животное/ счастье/ благополучие
глухая старуха/ тоска/ темница
скучная осень/ беседа/ работа
ленивый человек/ взгляд/ свет
Упражнение 3. Прочитайте два текста. Определите, чем они различаются. Какой текст более красочен, образен, выразителен? При помощи каких слов удалось автору достичь этого?
I . Всю ночь шел дождь. Он начался тихо, без ветра, без молний, без грозы, без туч. Небо потускнело, а после захода солнца звездочки не зажигались. Потянуло сыростью, запахом смолы, и по ветвям деревьев застучали капли. Так всегда начинается обыкновенный дождь. (По Сартакову).
II . Всю ночь шел теплый задумчивый дождь. Он начался как-то очень тихо, без порывистого ветра, без ослепляющих молний, без устрашающей грозы, без наползающих угрюмых туч. Просто небо слегка потускнело, а после захода торопливо угасшего солнца робкие звездочки не зажигались. По тянуло прелой сыростью, свежим запахом еловой смолы, и по унылым, поникшим ветвям деревьев застучали первые капли. Так всегда начинается обыкновенный, ничем не приметный дождь.
Упражнение 4 . Подберите и запишите эпитеты к словам:
Д ождь, ветер, молния, гроза, тучи, небо, солнце, капли.
Упражнение 5. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания и объясните их; найдите эпитеты.
1) Под вечер этого дня я с отумане(н,нн)ой головою задумчиво возвращался к себе. (Короленко). 2) На все мои ухищрения с целью занять ее она смотрела равнодушно своими большими потемневш..ми и неподвижными глазами. (Короленко). 3) Когда он проснулся на лес уже опускалась темнота смеша(н,нн)ая с дождем. (Астафьев). 4) Она бросила на него косве(н,нн)ый мгнове(н,нн)ый взгляд. (Тургенев). 5) Он вышел на истопта(н,нн)ое крылечко на жесть бледного ненастного утра. (Бунин).
Упражнение 6. Запишите предложения, расставив знаки препинания. Выделите эпитеты, попробуйте прочитать предложения без них. Определите роль эпитетов в предложении.
1) Всё место около старого пруда считалось нечистым пустое и голое но глухое и мрачное даже в солнечный день оно казалось еще мрачнее и глуше от близости дряхлого дубового леса давно вымершего и засохшего. (Тургенев). 2) Сказав эти слова Марья Николаевна даже голову немного набок нагнула чтобы пристальнее и пронзительнее заглянуть Санину в глаза. (Тургенев). 3) Корчагин был красивый молодой человек светский лев чрезвычайно надутый и важный он держался необыкновенно величественно точно он был не живой человек а собственная своя статуя воздвигнутая по общественной подписке. (Тургенев). 4) Старик похудевший за ночь весь синий от холода сырости и усталости глянул на него провалившимися мертвыми глазами. (Бунин). 5) В тонком холодке вечернего воздуха сильно пахло сладким цветом груш молочно белевших своей белой густотой в юго-восточной части сада на ровном и от этой млечности матовом небосклоне где горел один розовый Юпитер. (Бунин).
Упражнение 7. Найдите и выпишите эпитеты, выраженные наречиями, определите их роль в тексте.
1) Отец обходился со мной равнодушно ласково. (Тургенев). 2) Он торопливо-резко выкрикнул ей все суходольские новости. (Бунин). 3) Он холодно поклонился, стоя посреди комнаты, никому не протянув руки. (Тургенев). 4) Ветер дул, но крылья ветряка неподвижно простирались в облачном небе. (Бунин). 5) Старик подобострастно кланялся и что-то говорил, а отец стоял с угрюмым видом. (Короленко). 6) Красные ее глазки уныло моргали и ежились посреди болезненно-припухшего лица. (Тургенев). 7) И вдруг все стало глубоко безмолвно кругом. (Тургенев). 8) Запах вереска, папоротника, смолы сосновой, промозглой прошлогодней листвы так и сперся в нем – густо и дремотно. (Тургенев). 9) По всему лесу озабоченно кричали кедровки на манер базарных торговок. (Астафьев).
Упражнение 8. Найдите средства выразительности, выпишите их, определите роль в тексте.
1) Взор ее полузакрытых глаз едва мерцал, залитый легкими, блаженными слезами. (Тургенев). 2) Я смотрел на ее угасшее личико, вспоминая о вчерашних мечтаниях, и жаль мне было чего-то. (Тургенев). 3) Досада бешеная грызла меня. (Тургенев). 4) От ее неподвижных бровей веяло таким светлым умом. (Тургенев). 5) В потемневшем небе стыли редкие неподвижные облака. (Тургенев). 6) В одиночестве, медленно испила Наташка первую горько-сладкую отраву неразделенной любви. (Бунин). 7) Он был довольно неотесанный одессит с чистыми идеалами. (Набоков). 8) Сквозь тягучую унылую дремоту пробивалось: «Откуда все же взялась в озере речная рыба?» (Астафьев). 9) На небе уже стоял тонкий серебряный зазубренный серп молодого месяца. (Куприн). 10) На самой вершине старой взлохмаченной ели увидели кедровку. (Тургенев). 11) Ее распущенные шелковисто-бледные волосы кончались длинными буклями. (Набоков). 12) Ярко возникают у меня в памяти лепные морщины его раскрасневшегося лба. (Набоков). 13) Глаза моего друга сверкали захватывающими дух любопытством и участием. (Короленко). 14) Его глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно. (Короленко). 15) Я впился глазами в лицо странного человека. (Короленко).
Упражнение 9. Расставьте знаки препинания, объяснить их; найдите и выделите эпитеты, определите их роль в тексте.
Дни потянулись мерно скучно как те богомолки что шли и шли по шоссе мимо хутора вели отдыхая долгие беседы с ней учили терпению да надежде на Господа имя которого произносили тупо жалобно. (Бунин). 2) Кого-то оторвали от плуга от привычных серых картин и бросили сюда в этот омут полный чудовищных огней неугомонного треска и бегущих людей. (Чехов). 3) Грустно думать теперь как страдала она зная что никем не ценится ее соловьиный голос исходящий из ее слоновьего тела. (Набоков).
Золотой кулон – золотой дождь
медвежья берлога – медвежья походка
змеиный хвост – змеиный язык
пышная юбка – пышная речь
Бархатная трава, щека
слепая любовь, ночь
мутный небосклон, взгляд
дрожащая осина, тень
жадное сердце, любопытство
сытое счастье, благополучие
глухая тоска, темница
ленивый взгляд, свет
1) Под вечер этого дня я с отумане нн ой головою задумчиво возвращался к себе. (Короленко). 2) На все мои ухищрения с целью занять ее она смотрела равнодушно своими большими потемневш ими и неподвижными глазами. (Короленко). 3) Когда он проснулся, на лес уже опускалась темнота, смеша нн ая с дождем. (Астафьев). 4) Она бросила на него косв енн ый мгнов енн ый взгляд. (Тургенев). 5) Он вышел на истопта нн ое крылечко на жесть бледного, ненастного утра. (Бунин).
7) Неотесанный одессит, с чистыми идеалами – эпитеты.
13) Глаза сверкали – метафора.
(1) Чистое, золотое дело – поэзия. (2) Отчего она вызывает такое ожесточение? (3) Смеялись над Дельвигом, Майковым. (4) Но больше всех русских поэтов доставалось Фету. (5) Было в нём что-то вызывающее особое раздражение окружающих, да и многих потомков тоже.
(6) Едва ли найдётся другой пример подобного несоответствия человеческой сути и поэтического дарования. (7) Воздушный, эльфический поэт был деловитым, крайне бытовым, заземлённым по всем своим привычкам человеком. (8) Сама внешность Фета, особенно в старые годы, когда человек приобретает некое сглаживающее благообразие, была вызывающе антипоэтична: грузный, тяжёлый, с грубым, прихмуренным, часто брюзгливым лицом. (9) В лучшую свою пору он был среднеарифметическим гусаром, без печати индивидуальности. (10) А ведь он уже тогда писал замечательные и ни на кого не опирающиеся стихи.
(11)Но в дальнейшей жизни Фета иные заботы постоянно теснили поэзию: то лямка армейской службы, то помещичьи, хозяйственные хлопоты. (12) Нередко он записывал стихотворение на случайно подвернувшемся под руку клочке бумаги. (13) Однажды он послал Толстому записку, набросанную на какой-то квитанции вместе с новым стихотворением.
(14) Толстой безоговорочно любил стихи Фета за их музыкальность, лиризм и отсутствие тенденции, чего Лев Николаевич органически не переваривал. (15) А затем ему полюбился и сам Фет – деловой, озабоченный, серьёзно и правильно живуащй. (16) Когда Толстой увлёкся сапожным делом и стачал две пары сапог, одна из них досталась его зятю Сухотину, другую после долгой торговли, примерок, жалоб на тесноту в подъёме, сомнений в качестве кожи и крепости дратвы, одарив Толстого всеми переживаниями и страхами ремесленника, всучивающего свою продукцию, купил Фет. (17) Сухотин поставил сапоги великого тестя на видное место в гостиной и поклонялся им, как реликвии, за что Толстой окончательно его возненавидел. (18) Фет использовал свою пару по назначению, особенно не хвалил, хотя и не ругал, когда же она сносилась, хотел заказать Льву Николаевичу новые. (19) То был счастливейший момент в жизни создателя «Войны и мира».
(20) Но даже нежного и снисходительного к другу Толстого огорчало фетовское разбазаривание времени на мирскую суету, когда есть поэзия. (21) Но можно ли поверить, что Фет не написал необходимых ему внутренне стихов из лености, занятости или рассеянности?
(22) Фет сказал всё, что должен был сказать; он не мог бы сказать больше, даже если б не тратил времени на установку бильярдного стола, запашку под яровые нового клина и утепление оранжереи. (23) Сделанного Фетом хватило, чтобы занять опустевший после смерти Тютчева трон русской лирики.
(24) Твёрдость в главном сочеталась у Фета с удивительной, противоречащей его характеру покладистостью в частностях, хотя их не бывает в поэзии. (25) Он писал стихи без помарок и черновиков, они у него выпевались из груди, как песня у птицы. (26) Но Тургенев требовал ясности, логики, и Фет безропотно вносил поправки, портя свои стихи и изредка облегчая душу кроткой жалобой.
(27) В одной грубоватой оболочке уживались два разных человека: поэт Фет, слышавший музыку сфер, отвлечённый, доверчивый, мягкий, и помещик Шеншин, предпочитавший всем звукам небес ржание породного Закраса, расчётливый, прижимистый хозяин, опытный землевладелец, барин.
(28) Фету не подавали «соху-с» к подъезду, он занимался сельским хозяйством с хмурой и жёсткой повадкой профессионала. (29) Было ли в Фете два несоединимых человека или один, в котором все кажущиеся противоречия крепко и органично связаны? (30) Кто знает?
(31) Сограждане, родные! (32) Давайте бросим ныть, бездельничать и злобствовать!
(33) Будем, как Фет, деловиты.
(34) Будем, как Фет, поэтичны.
(35) Будем, как Фет, зажиточны.
(36) Будем, как Фет, вечны.
«Рассказывая об Афанасии Фете, Ю. Нагибин обращает внимание на то, каким удивительно разным человеком был известный русский поэт, поэтому весь текст построен на таком приёме, как _______. Говоря о характере Фета, автор в предложении 7 использует __________(«деловитым, крайне бытовым, заземлённым. »). Поэтичность таланта Фета автор подчёркивает при помощи _________ («как песня у птицы» в предложении 25). Такое средство, как _____ (предложения 33—36), помогает сделать убедительней вывод Ю. Нагибина».
3) синтаксический параллелизм
8) вопросно-ответная ф. изложения
10) риторический вопрос
1. Трошева Т.С «Система подготовки к ЕГЭ» по русскому языку. Пермь 2006 г.
2. Розенталь Д.Э Русский язык пособия для поступающих в вузы. Издательство Московский Государственный Университет 1987 год
3. Пучкова Л.И. Русский язык Издательство Экзамен. Москва 2006
Источник