Что такое являюсь соотечественником
Понятие «Соотечественник»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ОТНОШЕНИИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ
17 марта 1999 года
Список изменяющих документов
(в ред. Федеральных законов
от 31.05.2002 N 62-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),
от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ,
от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.07.2009 N 214-ФЗ,
от 23.07.2010 N 179-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ,
от 23.07.2013 N 203-ФЗ)
Статья 1. Понятие соотечественника
(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 N 179-ФЗ)
1. Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.
3. Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:
лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства*;
выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.
*Прим.: постоянное проживание в Республике Корея предполагает наличие постоянного вида на жительство на территории Республики Корея (виза F5), либо гражданства Республики Корея (идентификационная карта гражданина Республики Корея).
Кто такие соотечественники и что даёт статус переселенца?
В миграционной сфере нередко употребляется такое понятие, как «соотечественники».
Кто это такие? Какие права и обязанности имеют данные лица? Об этом речь пойдет в настоящей статье.
В этой статье мы расскажем о том, кто такие соотечественники и что даёт статус переселенца.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Кто относится к этой категории граждан?
Понятие соотечественника содержится в ст. 1 ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» (далее – ФЗ).
Кто такие соотечественники, проживающие за рубежом? Это довольно широкий круг лиц:
Отдельно закон определяет соотечественников за рубежом – это соотечественники, которые не проживают в России. Если обобщать, то под соотечественниками нужно понимать лиц, которым не чужд русский язык и российская культура. Между тем, они по каким-либо причинам стали гражданами иных государств или не имеют гражданства.
Государственная программа в России
Согласно ст. 11.1 ФЗ, Российская Федерация:
Делается это в том числе в соответствии с международными договорами.
Если кратко, то цель госпрограммы переселения заключается в том, чтобы в упрощенном порядке присвоить правовой статус гражданина РФ соотечественникам, которые желают его получить.
За счет этого решаются следующие проблемы:
Участники госпрограммы по добровольному переселению не могут выбрать регион самостоятельно. Для проживающих за рубежом граждан доступны только те субъекты РФ, где есть вышеобозначенные проблемы.
Участники
Участником программы переселения может стать лицо, о котором речь идет в ст. 1 ФЗ. Категории таких лиц были перечислены. Но этого мало. Человек должен подать, в добровольном порядке заявление о желании участвовать в программе и документы на оформление разрешения на проживание в РФ. По итогам рассмотрения вышеупомянутого заявления, ему выдается документ, именуемый свидетельством. Срок его действия – 3 года.
Отметим, что в упрощенном порядке стать гражданами РФ может и широкий круг родственников лица, имеющего свидетельство. К ним относятся не только самые близкие люди человека: родители, супруг или супруга, дети, но и такие родственники, как бабушки и дедушки, родители супруга, дети братьев и сестер.
Добавим, что наличие свидетельства – это только первый шаг к гражданству. В процессе, нужно будет прибыть в Россию, поставить отметку об этом в свидетельстве, зарегистрироваться по месту пребывания и так далее.
Основания для признания и подтверждения принадлежности
Закон определяет характеристики соотечественников довольно расплывчато: «принадлежность к культуре», «общность истории» и так далее. Четких критериев нет. На практике выходит так, что к лицу предъявляются следующие требования:
Что даёт статус переселенца?
Если отвечать кратко, то особенность правового статуса переселенца заключается в возможности получить гражданство РФ по программе в упрощенном порядке в короткие сроки. Но, представляется, что следует более детально раскрыть этот вопрос.
Таким образом, соотечественнику гораздо проще стать гражданином РФ, чем какому-то иному лицу.
Административно-правовые нормы
Можно говорить о том, что Россия относится к иностранцам и лицам без гражданства, о которых идет речь в настоящей статье, как к своим. Соответственно, у них больше прав, чем у других лиц, прибывших из-за рубежа и желающих стать россиянами.
Несмотря на то, что при переселении у соотечественников какое-то время на руках нет паспорта гражданина РФ, они могут пользоваться целым рядом прав, о которых речь пойдет ниже. Но нельзя забывать, что правовое регулирование правоотношений возлагает на эту категорию лиц и ряд обязанностей. О них тоже еще пойдет речь. В целом, статус соотечественника очень близок к статусу гражданина РФ.
Правовое положение переселенцев позволяет:
Основные обязанности таковы:
Таким образом, если у иностранца, желающего стать гражданином России, есть возможность получить свидетельство, подтверждающее статус переселенца, то остальные лица, мечтающие о подданстве РФ, ему могут только позавидовать.
Понятие «Cоотечественник»
Федеральный закон от 24.05.1999 N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (ред. от 23.07.2013).
Статья 1. Понятие соотечественника
1. Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.
3. Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:
— лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;
— выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.
Статья 3. Признание и подтверждение принадлежности к соотечественникам (см. текст в предыдущей редакции)
1. Граждане Российской Федерации, проживающие за пределами территории Российской Федерации, являются соотечественниками в силу гражданской принадлежности. Документом, подтверждающим их принадлежность к соотечественникам, служит документ, удостоверяющий наличие гражданства Российской Федерации.
2. Признание своей принадлежности к соотечественникам лицами, предусмотренными пунктом 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, является актом их самоидентификации, подкрепленным общественной либо профессиональной деятельностью по сохранению русского языка, родных языков народов Российской Федерации, развитию российской культуры за рубежом, укреплению дружественных отношений государств проживания соотечественников с Российской Федерацией, поддержке общественных объединений соотечественников и защите прав соотечественников либо иными свидетельствами свободного выбора данных лиц в пользу духовной и культурной связи с Российской Федерацией.
Кто такие соотечественники и как они могут поступить в российский вуз
У соотечественников, проживающих за рубежом, в соответствии с российским законодательством, есть определенные привилегии и льготы. Одна из таких льгот — право получить высшее образование на территории РФ. О том, кто может называться соотечественником и как ему стать студентом в России, читайте в справке «Социального навигатора» МИА «Россия сегодня».
Соотечественники – люди и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией, лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства.
Соотечественники могут поступать в вузы, сдав по своему усмотрению:
1. единый государственный экзамен (ЕГЭ)
2. внутренние вступительные испытания, проводимые вузом самостоятельно (без предъявления результатов ЕГЭ).
Как сдать ЕГЭ соотечественнику
Подать заявление об участии в ЕГЭ можно до 1 февраля включительно в места регистрации.
При подаче заявления на прохождение экзамена соотечественнику нужно предъявить:
• документ, удостоверяющий личность участника (при подаче заявления участником ЕГЭ) или документ, удостоверяющий личность родителя или законного представителя (при подаче ими заявления);
• оригиналы документов об образовании или справку из образовательной организации, подтверждающую освоение образовательных программ среднего общего образования или завершение освоения образовательных программ среднего общего образования в текущем учебном году;
• заверенный перевод с иностранного языка документа об образовании.
Как сдать вступительные экзамены в вуз соотечественнику
Перечень вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно по каждому направлению подготовки или специальности, совпадает с перечнем предметов, по которым необходимо предоставить результаты ЕГЭ для поступления в вуз. Перечень, а также программы вступительных испытаний размещаются на официальном сайте каждого вуза.
Поступить в вуз по результатам внутренних вступительных испытаний соотечественник может в течение года с момента получения документа об образовании. По истечении этого срока поступление возможно только по результатам ЕГЭ.
1. Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 N 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»
2. Федеральный закон от 24.05.1999 г. №99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
4. Приказ Минобрнауки России от 14 октября 2015 г. № 1147 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».
Министерство иностранных дел Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ
24 мая 1999 года № 99-ФЗ
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ОТНОШЕНИИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ
17 марта 1999 года
(в ред. Федеральных законов
от 31.05.2002 № 62-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),
от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 18.07.2006 № 121-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,
от 25.07.2009 N 214-ФЗ) от 23.07.2010 № 179-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон исходит из того, что:
институт российского гражданства соотнесен с принципом непрерывности (континуитета) российской государственности;
отношения с соотечественниками за рубежом являются важным направлением внешней и внутренней политики Российской Федерации;
защита основных прав и свобод человека и гражданина способствует политической и социальной стабильности, укреплению сотрудничества между народами и государствами;
соотечественники, проживающие за рубежом, вправе полагаться на поддержку Российской Федерации в осуществлении своих гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав, сохранении самобытности;
координационные советы соотечественников и советы (комиссии) соотечественников представляют интересы соотечественников за рубежом в органах государственной власти Российской Федерации и органах государственной власти субъектов Российской Федерации;
деятельность Российской Федерации в области отношений с соотечественниками за рубежом проводится в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации с учетом законодательства государств проживания соотечественников.
Настоящий Федеральный закон устанавливает принципы, цели и основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом, основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации указанной политики.
Статья 1. Понятие соотечественника
(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 № 179-ФЗ)
1. Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.
3. Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:
лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;
выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.
Статья 2. Другие понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В настоящем Федеральном законе используются также следующие понятия:
(абзац утратил силу – Федеральный закон от 23.07.2010 № 179-ФЗ);
Статья 3. П ризнание и подтверждение принадлежности к соотечественникам
(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 № 179-ФЗ)
1. Граждане Российской Федерации, проживающие за пределами территории Российской Федерации, являются соотечественниками в силу гражданской принадлежности. Документом, подтверждающим их принадлежность к соотечественникам, служит документ, удостоверяющий наличие гражданства Российской Федерации.
2. Признание своей принадлежности к соотечественникам лицами, предусмотренными пунктом 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, является актом их самоидентификации, подкрепленным общественной либо профессиональной деятельностью по сохранению русского языка, родных языков народов Российской Федерации, развитию российской культуры за рубежом, укреплению дружественных отношений государств проживания соотечественников с Российской Федерацией, поддержке общественных объединений соотечественников и защите прав соотечественников либо иными свидетельствами свободного выбора данных лиц в пользу духовной и культурной связи с Российской Федерацией.
3. Соотечественники вправе регистрироваться в общественных объединениях соотечественников в соответствии с уставами этих объединений и получать документы (свидетельства), подтверждающие их членство в общественных объединениях соотечественников.
В статью 5 Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 года, которые были признаны утратившими силу с 31 декабря 2004 года Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ.
Статья 5. Принципы и цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников
(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 № 179-ФЗ)
1. Государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, организационных мер, мер в области информации, образования, культуры и иных мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации при участии органов местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации для претворения в жизнь принципов и целей, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников основывается на принципах партнерства и сотрудничества, а также на признании:
неотчуждаемости и принадлежности каждому от рождения основных прав и свобод человека и гражданина;
необходимости обеспечения гражданских, политических, социальных, экономических, культурных и иных прав и свобод соотечественников, а также их законных интересов в государствах проживания в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;
взаимодействия государств в области обеспечения прав и свобод соотечественников.
3. Цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию.
4. В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, а также с учетом законодательства иностранных государств Российская Федерация оказывает соотечественникам содействие в реализации и обеспечении прав и свобод человека и гражданина, в том числе прав:
использовать русский язык и родные языки народов Российской Федерации для развития духовного и интеллектуального потенциала;
устанавливать и свободно поддерживать связи между соотечественниками и связи с Российской Федерацией, а также получать информацию из Российской Федерации;
создавать национально-культурные автономии, общественные объединения и религиозные организации соотечественников, средства массовой информации и участвовать в их деятельности;
участвовать в работе неправительственных организаций на национальном и международном уровнях;
участвовать в развитии взаимовыгодных отношений между государствами проживания и Российской Федерацией;
осуществлять свободный выбор места жительства или реализовать право на возвращение в Российскую Федерацию.
5. Для соотечественников, которые вносят заметный вклад в поддержку Российской Федерации и развитие связей с Российской Федерацией, предусматриваются меры морального поощрения.
Статья 6. Законодательство в области отношений с соотечественниками
Законодательство в области отношений с соотечественниками основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права, Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
Статья 7. Основы отношений с гражданами Российской Федерации, проживающими за рубежом
1. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за рубежом.
2. Граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом, пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации при соблюдении законодательства государства проживания.
3. Граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом, во время их пребывания на территории Российской Федерации пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
Статья 111. Вопросы гражданства в отношениях с соотечественниками
(введена Федеральным законом от 23.07.2010 № 179-ФЗ)
1. Соотечественники имеют право на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательными правовыми актами Российской Федерации в сфере гражданства.
2. Российская Федерация способствует сокращению количества лиц без гражданства среди соотечественников на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
Статья 12. Въезд в Российскую Федерацию, передвижение по территории Российской Федерации и выезд соотечественников из Российской Федерации
Порядок въезда в Российскую Федерацию, передвижения по территории Российской Федерации и выезда соотечественников из Российской Федерации устанавливается международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
Во время пребывания на территории Российской Федерации соотечественники, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Статья 131. Содействие добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию
(введена Федеральным законом от 23.07.2010 № 179-ФЗ)
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию.
Статья 14. Основы деятельности по реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников
1. Основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников определяет Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
2. Защита основных прав и свобод человека и гражданина применительно к соотечественникам является неотъемлемой частью внешнеполитической деятельности Российской Федерации.
3. Сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами реализуется с учетом соблюдения тем или иным государством общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина.
4. Дискриминация граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом, может быть основанием для пересмотра политики Российской Федерации в отношении иностранного государства, в котором такая дискриминация имеет место.
5. Несоблюдение иностранным государством общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина в отношении соотечественников является основанием для принятия органами государственной власти Российской Федерации предусмотренных нормами международного права мер по защите интересов соотечественников.
Статья 15. Поддержка соотечественников в области основных прав и свобод человека и гражданина
1. Соотечественники вправе рассчитывать на поддержку Российской Федерации:
в обеспечении своих основных свобод и гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и иных прав, предусмотренных международными пактами о правах человека;
в своих действиях, направленных против случаев дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к соотечественникам, имущественного положения или любого другого обстоятельства;
в обеспечении своего права на равенство перед законом.
2. Поддержка соотечественников в области основных прав и свобод человека и гражданина осуществляется Российской Федерацией в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации с учетом законодательства иностранных государств.
В статью 16 Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 года, которые были признаны утратившими силу с 31 декабря 2004 года Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ.
Статья 16. Поддержка соотечественников в экономической и социальной областях
1. При осуществлении государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации стимулируют сотрудничество российских лиц (физических лиц и организаций) с хозяйствующими субъектами соотечественников, содействуют созданию совместных организаций, товариществ и обществ, участию соотечественников в инвестициях в российскую экономику, поощряют связи российских лиц (физических лиц и организаций независимо от форм собственности) с иностранными предприятиями, на которых работают преимущественно соотечественники, развитие взаимовыгодной кооперации между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством иностранных государств.
2. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут оказывать в социальной области поддержку социально незащищенным категориям соотечественников на основании международных договоров Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Гуманитарная помощь соотечественникам, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях, может быть предоставлена на условиях и в порядке, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
В статью 17 Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 года, которые были признаны утратившими силу с 31 декабря 2004 года Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ.
Статья 17. Поддержка соотечественников в области культуры, языка, религии и образования
1. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации поддерживают соотечественников в деле сохранения и развития их культурного наследия и языка, являющихся неотъемлемыми элементами самобытности соотечественников, в получении ими равного доступа к образованию на всех уровнях и на родных языках и предпринимают с этой целью соответствующие действия в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации с учетом законодательства иностранных государств.
2. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют всестороннее сотрудничество с национально-культурными автономиями соотечественников в иностранных государствах, в которых существуют указанные автономии.
3. Соотечественникам для удовлетворения культурных, научных и информационных потребностей предоставляется возможность использовать российские центры науки и культуры в иностранных государствах.
4. В целях содействия соотечественникам в сохранении и развитии ими своего культурного наследия органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
оказывают помощь культурным центрам, культурно-просветительским организациям, библиотекам, архивам, музеям, театрам, музыкальным и хореографическим ансамблям, художественным студиям и другим профессиональным и любительским творческим коллективам соотечественников;
способствуют изучению культурного наследия соотечественников;
содействуют всем видам культурного обмена между Российской Федерацией и соотечественниками.
5. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации способствуют сохранению соотечественниками знания русского языка и родных языков народов Российской Федерации, созданию условий для их изучения и употребления для обучения и получения информации на этих языках в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации с учетом законодательства иностранных государств.
6. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации способствуют получению соотечественниками образования в образовательных учреждениях и научных организациях в Российской Федерации. Если иное не установлено федеральными законами, при поступлении в государственные и муниципальные образовательные учреждения соотечественникам, не являющимся гражданами Российской Федерации, предоставляется наравне с гражданами Российской Федерации право на доступ к образованию при условии представления ими документов или иных доказательств, подтверждающих соответственно:
(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 № 179-ФЗ)
61. При этом на соотечественников, не являющихся гражданами Российской Федерации, не распространяется право на получение преимуществ, предоставляемых отдельным категориям граждан Российской Федерации при приеме в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования и высшего профессионального образования.
В случае установления квоты на прием иностранных граждан на обучение или повышение квалификации за счет средств федерального бюджета в обязательном порядке учитываются интересы соотечественников независимо от их гражданства.
Российская Федерация содействует получению соотечественниками образования на русском языке и родных языках народов Российской Федерации, включая изучение российской истории и российского культурного наследия. С этой целью осуществляются меры по подготовке преподавателей, разработке при участии специалистов-соотечественников учебников, учебных пособий и программ с учетом особенностей организации образовательного процесса в государствах проживания соотечественников и снабжению такими учебниками, учебными пособиями и программами соотечественников.
(введен Федеральным законом от 23.07.2010 № 179-ФЗ)
7. Российская Федерация в целях формирования образовательного пространства, в котором учитываются права и интересы соотечественников, проводит линию на выработку с государствами их проживания согласованной политики в области образования, заключает международные договоры о признании и об установлении эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 № 179-ФЗ)
8. Российская Федерация, признавая роль религиозных организаций в консолидации соотечественников, содействует социально значимым инициативам религиозных организаций в оказании духовной помощи соотечественникам, сохранении их родных языков и культуры.
(введен Федеральным законом от 23.07.2010 № 179-ФЗ)
Статья 18. Поддержка соотечественников в области информации
1. Российская Федерация поддерживает соотечественников в получении и распространении информации, пользовании информацией на русском языке и родных языках народов Российской Федерации на территориях государств проживания соотечественников, создании средств массовой информации, поддержании и развитии информационных связей между государствами проживания соотечественников и Российской Федерацией.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 № 179-ФЗ)
Органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по распространению информации о реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников и о положении соотечественников в Российской Федерации и в государствах их проживания.
2. Российская Федерация создает необходимые условия для передачи соотечественникам информации из Российской Федерации посредством телевизионного вещания и радиовещания, распространения периодических и иных печатных изданий, кинопродукции, аудио- и видеоматериалов, через сеть Интернет на русском языке и родных языках соотечественников путем принятия мер внутригосударственного характера и заключения международных договоров Российской Федерации.
Российская Федерация предоставляет российским средствам массовой информации, осуществляющим информирование соотечественников, финансовые и материально-технические средства для выполнения этой задачи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Российская Федерация оказывает поддержку принадлежащим соотечественникам средствам массовой информации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством государства, на территории которого функционируют эти средства массовой информации.
Статья 19. Полномочия Российской Федерации в области отношений с соотечественниками
Полномочиями Российской Федерации в области отношений с соотечественниками являются:
установление основ государственной политики Российской Федерации и деятельности по ее реализации;
принятие федеральных законов, внесение изменений в федеральные законы и контроль за их соблюдением;
принятие федеральных целевых и федеральных программ;
заключение международных договоров Российской Федерации, направленных на защиту интересов соотечественников, и контроль за исполнением взятых по ним обязательств;
другие полномочия, определенные федеральными законами.
Статья 191. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области отношений с соотечественниками
(введена Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
Полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области отношений с соотечественниками являются:
разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;
разработка, принятие и реализация программ субъектов Российской Федерации;
создание при органах государственной власти субъектов Российской Федерации для координации работы по поддержке соотечественников советов (комиссий) соотечественников в целях реализации государственной политики в отношении соотечественников во взаимодействии с неправительственными организациями и общественными объединениями соотечественников;
(введен Федеральным законом от 23.07.2010 № 179-ФЗ)
поощрение связей хозяйствующих субъектов регионов с координационными советами соотечественников, установления контактов с хозяйствующими субъектами соотечественников, иностранными предприятиями, на которых работают преимущественно соотечественники, проживающие в соответствующих государствах;
(введен Федеральным законом от 23.07.2010 № 179-ФЗ)
другие полномочия, определенные федеральными законами.
Статья 192. Участие органов местного самоуправления в реализации государственной политики в отношении соотечественников
(введена Федеральным законом от 23.07.2010 № 179-ФЗ)
Органы местного самоуправления вправе участвовать в реализации государственной политики в отношении соотечественников в части вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.
В статью 21 Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 года, которые были признаны утратившими силу с 31 декабря 2004 года Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ.
Статья 21. Государственные управление и контроль в области отношений с соотечественниками
Государственные управление и контроль в области отношений с соотечественниками осуществляются:
Статья 22. Обязанности государства в области отношений с соотечественниками
Органы государственной власти Российской Федерации обязаны:
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
разрабатывать и осуществлять меры по реализации государственной политики Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
содействовать соотечественникам в реализации основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в законодательстве государств их проживания или пребывания, международных договорах Российской Федерации, законодательстве Российской Федерации, а также принимать меры по их защите и восстановлению;
руководствоваться настоящим Федеральным законом при решении вопросов, касающихся соотечественников.
Статья 23. Финансирование деятельности в области отношений с соотечественниками
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
1. Финансирование деятельности в области отношений с соотечественниками осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с полномочиями, установленными федеральными законами.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
3. В Российской Федерации могут создаваться общественные фонды и другие общественные объединения, образуемые в целях поддержки соотечественников и их общественных объединений. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации поощряют благотворительную деятельность физических и юридических лиц в области отношений с соотечественниками в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 № 179-ФЗ)
Статья 25. Государственный мониторинг в области отношений с соотечественниками
В Российской Федерации ведется государственный мониторинг в области отношений с соотечественниками, включающий в себя сбор, анализ и оценку информации о положении соотечественников, создание банка данных, прогнозирование ситуации и проведение научно-исследовательских работ.
Результаты государственного мониторинга доводятся до сведения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других участников (сторон) отношений Российской Федерации с соотечественниками, организаций соотечественников, общественных объединений, средств массовой информации Российской Федерации и иностранных государств.
Порядок ведения государственного мониторинга в области отношений с соотечественниками устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
Статья 26. Представительство интересов соотечественников в органах государственной власти Российской Федерации и органах государственной власти субъектов Российской Федерации
(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 № 179-ФЗ)
1. Высшим представительным органом, обеспечивающим взаимодействие соотечественников с органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, является Всемирный конгресс соотечественников, который проводится не реже одного раза в три года. В период между всемирными конгрессами соотечественников могут проводиться всемирные конференции соотечественников.
2. Делегаты Всемирного конгресса соотечественников и всемирных конференций соотечественников избираются общественными объединениями соотечественников на конференциях соотечественников в государствах их проживания.
3. В период между всемирными конгрессами соотечественников и всемирными конференциями соотечественников представительство интересов соотечественников в органах государственной власти Российской Федерации и органах государственной власти субъектов Российской Федерации, координацию деятельности координационных советов соотечественников в государствах их проживания обеспечивает Всемирный координационный совет российских соотечественников, который является органом Всемирного конгресса соотечественников.
4. Для координации деятельности общественных объединений соотечественников из числа их руководителей избираются координационные советы.
Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.