Что такое яндекс дзен и как на нем работать
Сколько я заработал на «Яндекс-дзене»
И почему бросил успешный канал
Я всегда хотел вести популярный блог.
В 2018 году я учился в одиннадцатом классе и искал подработку. По русскому и литературе у меня были пятерки, и я мечтал писать тексты.
Я узнал, что можно завести блог в «Яндекс-дзене» и писать туда статьи на любые темы. А «Дзен» будет размещать в них рекламные блоки и платить за это. Идея мне понравилась. К тому же я уже вел блоги в соцсетях, хоть их никто и не читал.
Мой первый канал в «Дзене» оказался неудачным. А вот со вторым, в 2019 году, повезло больше. Я раскрутил его и почти год получал деньги от «Дзена», а дополнительно зарабатывал на рекламных статьях.
Расскажу, что такое «Яндекс-дзен», как и сколько я там зарабатывал и почему в итоге бросил.
Как работает «Яндекс-дзен»
Я почитал в интернете, что такое «Дзен», кто там может стать автором и какие на «Дзене» требования к статьям. А потом разобрался в системе гонораров и показателях хорошего канала.
Что это такое. «Яндекс-дзен» — это сервис, который предлагает пользователям Яндекса разные статьи. Он анализирует их поисковые запросы и подбирает статьи на схожие темы. Например, если вы искали что-то про политику и про ЕГЭ, «Дзен» предложит почитать о выступлении президента и о том, как сдать математику без репетитора. Статьям можно ставить лайки, дизлайки и писать комментарии — так сервис поймет, что вам рекомендовать, а что нет.
Подборка статей называется лентой. В ней читатель видит только заголовки и обложки статей. Кликнув на них, он попадает на сайт, где эта статья опубликована, или в чей-то дзен-канал. Канал — это по сути блог: его может создать любой пользователь Яндекса.
Если канал нравится, на него можно подписаться — и новые статьи оттуда будут появляться в вашей ленте.
Как стать автором «Дзена». Любой пользователь Яндекса может завести сколько угодно каналов. Неважно, сколько вам лет, какое у вас образование и как вас зовут — канал можно вообще вести анонимно.
Первую статью можно опубликовать хоть через год, хоть сразу после того, как создадите канал. Кто-то пишет статьи по пять раз в день, а кто-то — раз в полгода. Темы авторы придумывают сами и ни с кем их не согласовывают. Редакторов, которые отругают за ошибки или заставят переписывать, на «Дзене» нет.
Требования к статьям. Перед тем как опубликовать статью, нужно прочитать требования к контенту. Качественными считаются оригинальные статьи с глубокой проработкой материала и экспертной подачей.
Нельзя дублировать чужие статьи, фото и видео из интернета, материться и публиковать откровенные материалы. Запрещено нарушать законы РФ: разжигать ненависть по национальному признаку, рекламировать азартные игры или сигареты.
Одно из самых частых нарушений — кликбейт. Это заголовок, который грубо манипулирует читателем и вынуждает кликнуть на статью. Но без кликбейта в «Дзене» сложно — об этом я расскажу дальше и приведу пример такого заголовка.
За нарушение правил «Дзен» может заблокировать статью и не показывать ее в лентах. А может сделать так и со всем каналом.
Нарушения фиксируют не люди, а электронные алгоритмы. Уведомления о выявленных нарушениях появляются в личном кабинете и приходят на почту. Но иногда алгоритмы ошибаются, тогда можно написать в поддержку «Дзена» — все перепроверят живые модераторы. Последнее слово всегда за ними.
Как зарабатывать на «Дзене»
Сначала автор пишет бесплатно, потом начинает получать гонорары. Это называется монетизацией. До монетизации канал называется новичком, а после — мастером.
Сейчас, чтобы канал вышел на монетизацию, статьи должны набрать 10 000 минут просмотров за неделю. До апреля 2020 года было другое условие: 7000 дочитываний за неделю. То есть 7000 человек должны были провести на странице от 40 секунд. Мой канал монетизировался на таких условиях, поэтому писать я буду о них.
Деньги начисляются каждый день в два часа ночи по московскому времени. Любую сумму можно вывести на «Яндекс-кошелек». Это официальный доход: «Дзен» работает с авторами по оферте, платит налоги и страховые взносы. Но можно перейти на режим для самозанятых и делать это самому.
«Карма» и бонусные показы. Качество канала определяет особая метрика — «Карма». Она учитывает оригинальность, качество, вовлеченность аудитории, развитие канала и влиятельность.
«Карму» начисляют и каналам-новичкам, и мастерам. Она измеряется по 100-балльной шкале. Если не опубликовать хотя бы 3 статьи за неделю, она обнулится. А за высокую «Карму» «Дзен» награждает бонусными показами. Это когда статью можно дополнительно показать в лентах.
Бонусные показы можно тратить сразу, а можно копить и использовать, когда канал просядет в просмотрах
Мои каналы
У меня было два канала на «Яндекс-дзене». Первый так и не монетизировался, а второй стал успешным.
Неудачный канал я завел в 2018 году, когда учился в одиннадцатом классе. Писал там обо всем, что мне нравилось: о философии, литературе, саморазвитии, финансах, музыке. Друг за другом у меня шли статьи про группу «Аквариум», про то, как высыпаться и как применять в жизни философию Марка Аврелия.
Успешный канал я завел через год — в 2019 году. Я уже поступил в университет, и у меня было много свободного времени. А устроиться на постоянную работу я не мог из-за занятий.
У моего друга был телеграм-канал о политике, экономике и образовании, но его никто не читал. Друг предложил мне создать блог на «Дзене» и дублировать там его статьи, а заодно писать свои. Так мы и сделали. В каждую статью добавляли ссылку на телеграм-канал друга — получалась бесплатная реклама.
Об этом канале я и буду дальше рассказывать.
Как я раскручивал канал
Писал часто и коротко. В телеграм-канале друга был большой запас статей, и я публиковал их по 1—2 раза в день. С первым каналом у меня такой возможности не было.
Статьи были короче, чем на моем первом канале, — в среднем 3000 символов с пробелами. Я понял, что это идеальный объем, чтобы читатель дочитал статью до конца и не устал.
Экспериментировал с заголовками. В личном кабинете я следил за индикатором CTR. Он показывал, как часто люди кликают на статью в ленте. Чтобы рассчитать CTR, алгоритм «Дзена» делил число кликнувших на число тех, кто просто видел статью в ленте. Мой CTR был 0,5%. То есть из 10 000 увидевших только 5 человек открывали статью.
Я стал искать причину низкого CTR. Читатели видели в ленте карточку с обложкой, заголовком, названием канала и коротким описанием — я понял, что их надо менять. В обложках я не разбирался и просто находил на бесплатных фотостоках близкие по теме картинки. Переименовывать канал я не хотел, а короткое описание вряд ли вообще кто-то читал. И я решил экспериментировать с заголовками.
Я прочитал в интернете статьи о цепляющем заголовке. И если после выпуска у статьи был низкий CTR, быстро менял заголовок на более привлекательный.
Например, заголовок «Минусы болонской системы образования» передавал суть, но не привлекал внимание. Я добавлял детали: «5 минусов болонской системы образования, о которых вы не знали». Такой заголовок обращался к читателю, и тот понимал: раз минусов всего пять, то статья короткая — можно и прочитать. CTR повышался.
Я продолжал эксперимент и менял заголовок на «5 неочевидных минусов болонской системы образования, которые сломают жизнь вашему ребенку». Теперь заголовок был адресован родителям, давил на их болевую точку, а слово неочевидных повышало любопытство. Статью открывали чаще, но «Дзен» мог посчитать заголовок кликбейтом. Я рисковал, но иначе было трудно привлечь к статье внимание.
Отвечал на комментарии. «Дзен» чаще показывал статью в лентах, если ее активно комментировали. Поэтому я отвечал на каждый комментарий и провоцировал обсуждение.
Большинство комментариев были негативные. Люди приходили выпустить эмоции и оскорбляли героев статей. Как-то я похвалил в статье ректора московского вуза, а в комментариях его обозвали агентом Госдепа, рептилоидом и кровопийцей, развалившим российское образование. Но сначала я был не против такого, ведь это приносило мне трафик.
Репостил статьи в соцсетях. Я публиковал ссылки на статьи в группе друга во «Вконтакте» и на личной странице. Чем больше было переходов, тем чаще алгоритм показывал статьи в лентах.
Как я получал деньги
После выхода на монетизацию я заполнил анкету и указал паспортные данные, адрес, СНИЛС и ИНН. Еще я загрузил фото первой страницы паспорта, страницы с пропиской и СНИЛС. Это понадобилось, чтобы Яндекс мог платить за меня все необходимые взносы.
В два часа ночи на канале обновлялся баланс. Он показывал деньги на балансе на момент позавчерашнего дня. Например, 2 мая был виден баланс на 30 апреля.
Вывести деньги я мог только на «Яндекс-кошелек». Мне это не нравилось — я хотел выводить их на карту Тинькофф-банка, но Яндекс брал за это комиссию: 15 Р + 3% от суммы перевода. Поэтому я оставлял деньги на «Яндекс-кошельке» и платил в магазинах виртуальной картой «Яндекс-денег». Мог еще заказать пластиковую карту и снимать с нее наличные, но не стал.
Как я участвовал в программе «Нирвана»
После монетизации канал стал резко расти. Статьи каждый день набирали по несколько тысяч дочитываний, и появлялись по 5—10 новых подписчиков. Когда их стало 500, я подключился к программе «Нирвана»: «Дзен» активнее продвигал статьи ее участников.
Участвовать могли только каналы с монетизацией. Нужно было набрать от 500 подписчиков, сделать хотя бы 3 публикации за последний месяц и подать заявку. Еще месяц модераторы «Дзена» проверяли, соответствуют ли статьи правилам и насколько они качественные.
На моем канале было много кликбейтных заголовков, и я не надеялся, что меня возьмут в «Нирвану». Но меня взяли, и канал стал развиваться еще быстрее. За 6 месяцев число подписчиков выросло с 500 до 3000, а статьи дочитывали уже десятки тысяч человек. Но доход вырос только до 350—400 Р в сутки, то есть канал приносил 10 500—12 000 Р в месяц.
за год заплатил мне Яндекс за статьи на «Дзене»
Как я размещал рекламу
Я решил писать за деньги рекламные статьи на своем канале. Так можно, если они соответствуют теме канала и полезны читателям. Еще перед публикацией нужно поставить галочку, что материал партнерский.
Я заметил, что рекламные посты «Дзен» продвигает плохо: на них редко кликают и плохо дочитывают. Поэтому перестал надеяться на этот вид заработка.
Почему я бросил свой канал
Когда каналу исполнился год, я решил больше им не заниматься. Вот главные причины.
от дохода канала я платил авторам
Но я все равно тратил на «Дзен» по 2—3 часа в день и понимал, что для моего дохода это нерациональная трата времени. К тому же я слишком много думал о статистике, комментариях и прогрессе канала, а это мешало учебе и жизни.
Плюс я постоянно боялся, что «Дзен» посчитает заголовок кликбейтом, найдет в статье оскорбления, спам и заблокирует канал.
Нечестная конкуренция. На «Дзене» каналы конкурируют с новостными сайтами и крупными медиа. У меня нет команды дизайнеров и копирайтеров, а значит, меньше шансов привлечь внимание.
Агрессивная аудитория. Я устал от ненависти и оскорблений в комментариях и стал бояться за свою психику. Подписчики канала не знали, как меня зовут, но я до сих пор боюсь, что они как-то найдут меня в соцсетях.
Что сейчас с моим каналом
Я передал канал своим авторам, но они продолжали платить мне 20% дохода — 2000—3000 Р в месяц. Канал развивался: когда я ушел, у него было 3000 подписчиков, а через 3 месяца стало 5000. Но пока я писал эту статью, канал все-таки заблокировали за кликбейт и спам. Теперь новые статьи не появляются в лентах, а в публикациях отключили рекламные блоки. Канал больше не приносит денег.
А я устроился на работу: веду на «Дзене» канал одной компании. На собеседовании я просто рассказал о своем опыте, и меня взяли. Теперь мне платят фиксированную зарплату, и я не забочусь о дочитываниях и кликах на рекламу. Я делаю стандартные, но хорошие статьи и не пишу про всякий треш. А хейтеры в комментариях плюются ядом не в мой адрес, а в адрес компании, на которую я работаю.
Что такое «Яндекс.Дзен» и как на нем зарабатывать
*Статья обновлена и доработана Евгением Селезневым.
«Дзен» – рекомендательный сервис «Яндекса». Он автоматически формирует ленту интересных статей на основе предпочтений пользователя.
Ленту «Дзена» видно на главной странице «Яндекса» (крутите вниз), по адресу zen.yandex.ru, в «Яндекс.Браузере», «Яндекс.Лончере» и мобильном приложении «Дзена». Недавно она появилась в браузере Opera и Viber (вкладка »Интересное»).
Нам, создателям и распространителям контента, он интересен следующим:
Для равновесия сразу перечислю и недостатки:
А теперь обо всем по порядку.
Как это работает
После публикации материала сервис анализирует его (это занимает некоторое время: от нескольких минут до нескольких часов) и начинает предлагать читателям, интересующимся темой. Сведения об интересах пользователя «Дзен» получает из истории браузера. Кроме того, он предлагает читателю отметить, какие СМИ его интересуют.
У пользователя есть возможность «дрессировать» алгоритм – ставить лайки, если он хочет видеть больше публикаций на данную тему, и дизлайки, если тема ему не нравится. Можно еще подписаться на любимый канал или заблокировать неинтересный.
Например, вы написали текст с рецептом чизкейка. Она была показана небольшой тестовой аудитории (в размере 5 000 человек), в которой были автолюбители, домохозяйки, программисты и бизнесмены. Положительная реакция оказалась у домохозяек, и алгоритм начинает расширять охват именно на эту аудиторию, исключая автолюбителей, программистов и бизнесменов. Со временем алгоритм запоминает вашу аудиторию и будет практически сразу транслировать новые материалы на нужное количество людей. Именно поэтому на «Яндекс.Дзен» советуют придерживаться одной темы, и не менять резко блог с рецептами на блог про запчасти к иномаркам.
У авторов никаких способов повлиять на робота нет: только создавать качественные материалы и смотреть, как крутится счетчик показов.
О том, как точно работает алгоритм в «Яндекс.Дзен» вам не скажут даже сами создатели сервиса. Но чтобы понять принцип, достаточно знать одну вещь: ваши материалы показывают сразу всей аудитории платформы. В отличии от остальных социальных сетей, где все держится на количестве подписчиков, лайках и репостах, в «Дзене» достаточно создать уникальный и полезный материал, который может сразу принести десятки тысяч просмотров и вал комментариев.
Сколько будет показов и насколько тема окажется интересна пользователям, заранее определить невозможно: все в руках алгоритма.
Канал или RSS?
«Дзен» дает авторам две возможности: вести канал или привязать к сервису RSS-ленту со своего сайта. Пример: канал и лента с сайта.
Канал
RSS-лента с сайта
Трафик остается внутри «Дзена», но можно дать ссылку на свой сайт.
Трафик идет на сайт.
Тексты верстаются в редакторе «Дзена». Можно создавать нарративы.
Никаких лишних действий делать не нужно.
Статьи оптимизированы для смартфонов и планшетов.
Заголовки, лиды и картинки оптимизированы для «Дзена»
Есть статистика показов в ленте, просмотров, дочитываний, лайков и дислайков, можно подключить «Яндекс.Метрику».
Только статистика сайта.
Чтобы сайт стал источником «Дзена», нужно не меньше 10 000 уникальный посетителей в сутки. При подсчете не учитываются переходы по рекламе, а также из ленты самого «Дзена».
«Раньше «Дзен» давал медиа возможность выбрать один из вариантов. Теперь стало сложнее. Чтобы подключить RSS-ленту к «Дзену», придется завести канал и пройти порог монетизации.
Старые тексты с сайта, которые не распространялись через RSS, можно продублировать на канал. Для этого нужно выполнить следующие правила:
Зато обычный анонс формата «Ух ты, мы запилили крутую статью, читайте продолжение на сайте» делать нельзя: по правилам сервиса нельзя размещать материал только с целью получить переходы на внешний сайт. Любой пост в «Дзене» должен иметь самостоятельную ценность.
Если у вас нет сайта, такой проблемы не стоит – просто откройте канал в «Дзене» и пишите туда.
Как зарегистрировать канал
Залогиньтесь в «Яндексе» и перейдите на страницу «Дзена» для авторов и нажмите «Войти».
Нажмите на кнопку с надписью «Настроить канал», чтобы попасть в свой профиль.
Как подключить сайт к «Дзену»
«У вас должен быть канал с пройденным порогом монетизации. Это обязательное условие».
Чтобы сайт стал источником «Дзена», количество уникальных посетителей за день должно составлять не менее 10 000 человек. Возраст сайта – больше месяца. Публикации должны быть относительно свежими.
Чтобы подключить сайт, создайте специально размеченную ленту RSS. Проще всего это сделать, если ваш сайт управляется CMS WordPress (если нет, читайте подробную инструкцию в руководстве «Яндекса»).
Для WP скачиваем и активируем плагин RSS for Yandex Zen. Заходим в настройки плагина и оставляем все пункты заполненными по умолчанию, кроме графы «Тематика записей по умолчанию». Там выбираем подходящую тему:
Нажимаем «Сохранить настройки». Все, лента доступна по адресу: http://www.мой_сайт/feed/zen/
Лента и канал объединяются через «Яндекс.Вебмастер». Зайдите в сервис под тем же логином, на который зарегистрирован ваш канал. Введите адрес сайта и подтвердите, что у вас есть на него права, любым доступным способом. Вернитесь в «Дзен», откройте меню, вставьте адрес RSS-ленты и нажмите кнопку «Проверить», после чего ваша заявка отправится на модерацию.
Модерация занимает от трех дней до нескольких недель. После нее вы получите ответное письмо «Дзена», а ваша лента появится по адресу https://zen.yandex.ru/ваш_сайт.ru (см., например, https://zen.yandex.ru/texterra.ru). Зайти в ленту нельзя – это просто витрина, где отображаются все ваши публикации.
А теперь рекламная пауза!
Вы знали, что TexTerra занимается продвижением каналов в «Яндекс.Дзен»? 🙂 Пишем классный контент, рисуем вирусные нарративы, выводим канал на монетизацию и подключаем RSS-ленту. Для многих наших клиентов «Яндекс.Дзен» является одним из основных источников трафика. Перейдите по ссылке и посмотрите наши кейсы.
Рекламная пауза закончилась. Погнали дальше!
Как подключить к каналу «Яндекс.Метрику»
По умолчанию «Дзен» показывает всего четыре характеристики: количество показов в ленте, количество дочитываний статьи или нарратива, количество комментариев и дату публикации.
Лайки и время, которое пользователи потратили на чтение, можно посмотреть в расширенной статистике, или открыв материал.
Если хотите знать больше о своих читателях, подключите к каналу «Яндекс.Метрику». Перейдите на страницу создания счетчика, придумайте название, в графе «Домен» укажите адрес своего канала, примите условия пользовательского соглашения и создайте счетчик.
Перейдите на вкладку «Основное» и скопируйте номер счетчика. Вернитесь в свой профиль, нажмите кнопку «Подключить метрику» и вставьте в поле номер счетчика. Все, теперь вы можете смотреть подробные отчеты о посетителях своего канала.
Как писать статьи в редакторе «Дзена»
Нажмите на желтый кружок в верхнем правом углу экрана и выберете пункт «Статья».
Редактор «Дзен» дает только самый необходимый набор возможностей. Но он удобный и уже давно перестал глючить.
Если набрать текст и выделить его, появится меню форматирования.
Можно сделать текст жирным, курсивным, подчеркнутым. Можно выделить врезку или заголовки Н2 и Н3.
Если выделить текст и привязать к нему ссылку, а потом продолжить набирать дальше, весь следующий текст тоже посинеет и превратится в анкор. Удалить ссылку никак нельзя, только вместе с текстом.
Интерфейс поддерживает маркированные списки и эмодзи. Теперь списки можно создать и в самом редакторе. Если вам удобнее писать статьи в Google Docs или «Ворде», то можете копировать текст оттуда. Форматирование потеряться не должно.
Если установить курсор на пустую строку, слева появится меню вставки картинок и кода. Если не появляется, значит на строчке затесался лишний пробел, удалите его.
Меню вставки кода позволяет добавить к публикации видео из YouTube, посты из «Инстаграма», «ВКонтакте», «Фейсбука», «Твиттера», карты из «Яндекс.Карт» и плейлисты из «Яндекс.Музыки». Также можно добавить виджеты «Яндекс.Форм», чтобы опубликовать тест или форму для сбора заявок. Пройдя по ссылке вы сразу попадаете в конструктор.
В большинстве случаев достаточно просто скопировать ссылку на нужную страницу. Во «ВКонтакте» нажмите «Поделиться» – «Экспортировать» – скопируйте код элемента.
В «Яндекс.Музыке» – «Поделиться» – «HTML-код» – скопируйте код – вставьте его в окошко редактора.
Когда статья готова, нажмите «Опубликовать». В открывшемся окне отредактируйте заголовок и описание, выберите одну из картинок для карточки.
Максимальная длина заголовка – 100 символов. Описания – 398. Но чем длиннее заголовок, тем меньше места остается для описания. При 100 символах заголовка лид исчезает вовсе.
Совет: в первый час-два после публикации вы можете изменить заголовок или картинку, если увидите низкие показатели просмотров к охвату. Если вы сделаете это спустя сутки, то алгоритм уже закрепит за постом конкретную аудиторию – повлиять на просмотры не получится.
Когда выберете картинку для фона и добавите описание, не забудьте про теги. Их не видно сразу и нужно промотать страницу вниз.
Теги в «Яндекс.Дзен» – это тематические разделы, и оттого, как верно вы их подберете к материалу, будут зависеть первые часы жизни вашей статьи. Алгоритм проанализирует ваш текст и постарается выбрать сам, но он может ошибаться. Пожалуй, лучше проставить теги самостоятельно – просмотрите у самых успешных статей (и ваших, и конкурентов), выпишите и используйте.
Не так давно в сервисе появилась возможность делать отложенный постинг. Это очень удобно. Раньше приходилось сохранять статьи в черновиках, а потом публиковать их с телефона, когда отдыхаешь на море, например.
Счетчик показов начинает работать не сразу, а через несколько часов после публикации.
Кстати, теперь добавлять новые статьи можно и через мобильное приложение «Дзена».
Нарративы
Нарратив – собственный оригинальный формат «Дзена». Больше всего он похож на сторис в Instagram, но нарративы не исчезают в течение суток. Вот пример:
С 3 апреля 2020 года в «Дзене» закрыли формат нарративов и микро-постов. Все, что было выпущено – остается, но создавать новые материалы не получится. «Яндекс» обещает вместо них сделать другие форматы.
Видео
Еще один формат «Дзена» – видео, которое можно смотреть прямо в ленте. Можно загружать ролики длиной до одного часа. В видео можно добавлять описания (до 400 символов), ставить теги и сделать отложенную публикацию.
Запрещенный контент
Сервис ругают за большое количество «желтых» статей, но «Дзен» активно их истребляет и у него суровые правила.
Весь список запрещенных тем и публикаций можно прочитать в «Яндекс.Помощи»
Имейте в виду, что сервис активно борется с копипастой и бесполезными анонсами, которые не имеют собственной ценности, но предлагают читателям перейти на сайт. Да и каналы с выдуманными семейными историями, где одна копирует другую, стали ограничиваться незамедлительно.
Монетизация
Канал, впервые достигший 7 тысяч полных прочтений статьи в неделю (при средней длительности прочтения не менее 40 секунд), может подключить монетизацию. «Дзен» дает две возможности: простой заработок и вариант для самозанятых. Подключить прямые продажи через рекламную сеть ADFOX можно только тем, кто попал в программу поддержки авторов «Нирвана».
В первом случае «Дзен» берет на себя все обязательства по выплате налогов. Во втором случае, вы платите самостоятельно, подключив приложение «Мой налог». В среднем, оплата самозанятого автора на 15-30% больше, чем при простом заработке. Подробнее о самозанятости читайте в справке «Яндекса»
«Дзен» платит не за просмотры, а за клики читателей по рекламным блокам. Поэтому заработок непредсказуем. Но в среднем получается от 40 до 180 рублей за тысячу просмотров одной публикации. Деньги можно вывести на «Яндекс.Кошелек» или PayPal (для иностранцев).
Модерация занимает около трех дней, при большой загрузке может быть и дольше.
Немного о заработке:
Я не буду здесь углубляться в тему прямых продаж, потому что не работаю с ними. Этот вопрос потянет на отдельную статью, но вы можете прочитать подробности в справке «Яндекс.Дзена».
Продвижение
Да, алгоритм дает показы всем авторам бесплатно. Но если вам нужно больше просмотров и дочитываний, то их можно купить. Не так давно в «Дзене» появились рекламные кампании. Кабинет выглядит вот так:
Форматов рекламы два. Первый называется «Вовлечение». Очень похоже на обычную контекстную рекламу. Вы платите только за пользователей, который открыли ваш материал в ленте и дочитали до конца.
Ставку устанавливаете сами, и она работает по принципу аукциона. В конце материала можно вставить ссылку на свою посадочную страницу и вести трафик туда. Минимальная ставка – 1 рубль.
Второй вариант – «Охват». Здесь вы платите за показы вашего материала в ленте. 1000 показов стоит 200 рублей.
Кому это интересно? Крупные бренды уже начали пользоваться платным продвижением. Вот примеры нативных публикаций:
Статистика
Чтобы посмотреть, сколько просмотров набирают ваши статьи и какой у них CTR, не обязательно мудрствовать с сервисом «Яндекс.Метрика». Вкладка с расширенной статистикой установлена в самом конце, за рекламными кампаниями:
Как видите, тут доступны такие интересные метрики, как среднее время дочитываний или карта дочитываний. И вдобавок к ним привычные нам «лайки», CTR, комментарии и т. д.
Как отследить переходы на сайт из «Дзена»
Посмотреть отчет можно в любой системе аналитики в «Яндекс.Метрике» это делается так: «Отчеты» – «Стандартные» – «Источники» – «Сайты».
Из этого отчета видно, почему мы перестали заниматься ведением канала – количество переходов со статей и нарративов не соответствовало затраченным усилиям. При этом RSS-лента дает нам ощутимый трафик без малейших усилий.
«Яндекс.Дзен» – мощный инструмент, который может давать сотни тысяч переходов на сайт в месяц. Но максимальную эффективность для бизнеса этот канал показывает при комплексном продвижении.
Аудитория
Сколько людей читают «Дзен» и проводят в его ленте свое время? По последним данным, ежедневная аудитория составляет 13,3 миллионов человек, а в октябре прошлого года соцсеть посетило более 60 миллиона человек.
Мнение о том, что большая часть «населения» платформы – это возрастные пользователи косвенно подтверждается на всех моих каналах. На каждом из них я получаю примерно вот такое распределение по возрастам:
И у меня нет каналов про дачу или воспоминания о советских временах. Это автомобили, психология, кино.
Есть ли смысл писать на «Дзене» про компьютерные игры или технологии? Да, успешных каналов в этой нише хватает. Сервис как раз и хорош тем, что может найти аудиторию под любую тематику.
Да, кор-аудитория у «Яндекс.Дзен» – люди старше 45 лет, но молодые здесь тоже есть. Задача автора создать универсальный контент, который будет развлекать и учить. Поэтому, важно живо и интересно рассказывать о чем угодно и при этом, создавать ценные материалы.
Какие темы заходят в «Дзене»
Пожалуй все, кроме интернет-маркетинга. Но это не точно. Дело в том, что площадка развлекательная. Люди приходят в «Дзен» не изучать мануалы, а отвлечься и отдохнуть. Поэтому среднее время дочитывания каждой статьи – 1–2,5 минуты. Не больше.
И если вы можете повествовать о квантовой физике простым языком, да еще и сдабривать такие рассказы юмором и метафорами, то ваш канал определенно «зайдет». Но с автомобилями, фильмами и советами по ремонту будет проще.
С появлением алгоритма «Альфа Центавра» – который должен был изменить трафик в пользу авторов, а не медиа – многое изменилось. Судя по тому, что пишут авторы платформы, количество просмотров резко упало, а «желтизна» стала единственным способом быстро «поднять деньги». Это связывают с быстрым ростом количества писателей и статичным количеством читателей, поэтому монетизацию у новичков включают крайне медленно – рынок переполнен. Теперь нужно писать в течении месяца (а то и двух), чтобы дойти до порога в 7 000 дочитываний и получить заветную возможность зарабатывать деньги. Поэтому даже хорошие журналисты со временем начинают делать «желтый» контент и отказываются вкладывать силы в что-то более сложное, чем подборка или топ. В то же время существует масса каналов с миллионной аудиторией, которые делают уникальный контент и с легкостью собирают по десятки тысяч дочитываний у своих материалов.
Карма
У каждого канала в «Дзене» есть Карма. Она меняется раз в неделю и подсчитывается в баллах. Карма делится на 5 показателей. Это «Оригинальность», то есть качество и глубина проработки темы, «Развитие канала» (рост новых подписчиков) и т. д.
При этом учтите, что на «Оригинальность» больше влияют статьи, чем нарративы, а «Качество» будет выше, если вы используете свои иллюстрации, а не чужие.
Что дает этот инструмент? Каждый пункт может набрать максимум 20 баллов. Общий предел – 100 баллов. Если вы набираете больше 70, то вы получите бонусные показы. Если канал ограничили за нарушения, то «Карма» будет оштрафована.
Кроме того, она вообще обнуляется, когда на канале выходит меньше трех материалов в три недели.
«Нирвана» и «Выбор Дзена»
«Нирвана» – это программа поддержки авторов, которые создают уникальный и качественный контент. Занятно, что попасть туда могут не только владельцы каналов, но и сайтов.
Что получают участники «Нирваны»:
Есть ли толк от этой программы? Да, есть. Один из моих каналов месяц назад приняли в «Нирвану». С тех пор я заметил, что мои материалы начали стабильно получать больше показов даже при CTR в 3–5 %.
Но не надо думать, что после попадания в число «избранных» можно расслабиться и начать массово выгружать всякую «желтуху». Из программы легко вылететь, и контент участников «Нирваны» постоянно проверяется.
Если смотреть «кейсы», которые приводятся в статье о запуске программы, то она реально чудодейственная.
Мой канал тоже участвовал в этой программе, но таких впечатляющих изменений я не заметил. А подробно о «Выборе Дзен» можно прочитать в журнале.
Заключение
Сегодня «Яндекс.Дзен» остается единственным сервисом в рунете, который дает свободно публиковать контент любым авторам, позволяет на этом зарабатывать, да еще и сам приводит читателей.
Но у него хватает недостатков. Это непредсказуемый алгоритм, строгие правила и суровые наказания, а также мелкие технические неполадки, которые доставляют проблем хотя бы раз в неделю.
Если вы хотите обуздать «Яндекс.Дзен» и получать за счет монетизации полноценную зарплату, записывайтесь на онлайн-курс «Дзеноводство». Ведущий – автор топового канала – зарабатывает на «Дзене» 100 000 р. в месяц. У него есть чему поучиться!