Что такое яги в индии
Ягья. Огненное жертвоприношение
Первое знакомство с ягьей
Ведическая культура в последнее время среди жителей запада приобретает всё большую популярность. Знакомясь с ней, мало кто обходит своим вниманием такой уникальный её элемент, как ритуал ягья. Сама по себе ягья, в общем смысле этого слова, существует с незапамятных времён, – она возникла на заре творения. Тем не менее, сталкиваясь с ягьей в контексте знакомства с ведической культурой, человек чаще всего привлекается т. н. карма-кандия-ягьей, – огненным жертвоприношением, исполняющим любые желания. Поэтому практически всегда, когда разговор заходит о ягье, подразумевается именно карма-кандия-ягья.
Видя интерес к ягье со стороны платёжеспособной западной аудитории, предприимчивые бизнесмены не заставили себя долго ждать, поэтому сейчас в Интернете можно найти много предложений услуг по проведению ягий. К сожалению, среди специалистов по проведению ягий (т. н. брахманов) нередко встречаются мошенники и шарлатаны, выдающие под видом ягьи идеи своего собственного сочинения.
Следует понимать, что опытные брахманы, способные правильно проводить подобные церемонии, в наш век (Кали-югу) встречаются крайне редко. Тогда как любое отклонение в проведении карма-кандия-ягий портит всё дело, и результат, как в сельском хозяйстве, бывает трудно предсказать. Хорошие результаты возделывания рисового поля зависят от посланных провидением дождей, и потому исход дела не ясен. Так и при совершении любых карма-кандия-ягий в этот век Кали нельзя быть уверенным в их результате.
Один из очевидных показателей того, что карма-кандия-ягья провалилась, – большие клубы дыма во время её проведения. Дым свидетельствует о наличии изъянов в проведении ягьи и о наличии сомнений у брахманов. Честные брахманы ведических времён сами признаются в этом на страницах «Шримад-Бхагаватам»: «Мы только что приступили к исполнению этой кармической процедуры, разожгли жертвенный огонь, но, так как наши действия несовершенны, у нас нет уверенности в том, каков будет результат, поэтому наши тела почернели от дыма».
С другой стороны, бессовестные жадные брахманы века Кали побуждают простодушных людей совершать подобные сомнительные показные ягьи, скрывая от них утверждения писаний, которые гласят, что в век Кали ни одна ягья, кроме санкиртана-ягьи, не приносит плодов (санкиртана-ягья – это ягья, заключающаяся в совместном воспевании святого имени Господа). Об этом недвусмысленно говорится в «Шримад-Бхагаватам» (11.5.32), главном ведическом произведении. Веды говорят, что в век Кали ягьи, проводимые людьми, у которых столько поводов для беспокойств (их жизнь коротка, они вздорны, ленивы, введены в заблуждение и неудачливы), будут бесплодны, но, если они займутся санкиртана-ягьей, то наверняка смогут достичь определённого результата, и их энергия не будет растрачиваться впустую.
Историческая справка
Для разных эпох (Сатья-, Трета-, Двапара- и Кали-юги) Веды предписывают разные виды ягий. Карма-кандия-ягья, о которой говорилось выше – это ягья Трета-юги. Она появилась в результате романтической драмы Урваши и Пуруравы, которую можно найти на страницах «Шримад-Бхагаватам» (9.14). Там в числе прочего сказано: «Оставив Агнистхали в лесу, царь Пурурава вернулся к себе во дворец и всю ночь думал об Урваши. Пока царь предавался размышлениям, наступила Трета-юга, и в сердце ему открылись законы трёх Вед. Так он понял закон ягьи, позволяющий исполнить любые материальные желания».
Таким образом, в Трета-югу можно было исполнить свои желания, совершая ягьи. Совершая вишну-ягью, можно было даже обрести прибежище у лотосных стоп Верховной Личности Бога. Пока Пурурава думал об Урваши, началась Трета-юга, поэтому ему сами собой открылись правила проведения ведических жертвоприношений. Однако Пурурава был человеком мирского склада. Главным образом его интересовали ягьи, предназначенные для чувственных удовольствий, которые называются карма-кандия-ягьи.
Итак, чтобы утолить своё вожделение, Пурурава решил совершить карма-кандия-ягью. Такого рода ягьи предназначены для тех, кто стремится удовлетворить свою чувственность, но, по сути, ягьи предназначены для того, чтобы доставить удовольствие Верховной Личности Бога. В Кали-югу (наш век) для этих целей рекомендуют санкиртана-ягью. Как отмечено в «Шримад-Бхагаватам» (11.5.32), «только самые разумные люди, для того чтобы исполнить все свои материальные и духовные желания, совершают санкиртана-ягью», в то время как люди, стремящиеся к чувственным удовольствиям, совершают карма-кандия-ягьи.
Самая первая карма-кандия-ягья
Для того чтобы зажечь жертвенный огонь, в ведические времена не пользовались спичками или зажигалками. Огонь для ведической ягьи зажигали трением двух священных дощечек арани о третью. Именно такой огонь нужен, чтобы провести жертвоприношение. Если ягья проведена успешно, совершивший её может исполнить все свои желания. В «Шримад-Бхагаватам» в связи с этим сказано:
«Когда царю Пурураве открылось знание карма-кандия-ягьи, он отправился в то место, где оставил Агнистхали и увидел там дерево ашваттха, выросшее из лона дерева шами. Из его древесины Пурурава выстругал две арани. Желая вознестись на ту же планету, где жила Урваши, он начал произносить мантры, представив себе, что нижняя арани – это Урваши, верхняя – он сам, а та, что посередине, – их сын. Так он, трением дощечек арани, возжёг жертвенный огонь. Этот огонь и произнесение трёх звуков а-у-м позволяют достичь успеха в материальных удовольствиях, а также освятить зачатие, ученичество и жертвоприношение. Так огонь стал сыном Пуруравы. Воспользовавшись этим огнём, Пурурава, желавший вознестись на одну планету с Урваши, совершил ягью».
Популярным языком – о ягье
Приведённая выше история Пуруравы даёт несколько упрощённое понимание о том, что такое карма-кандия-ягья. Вместе с тем, в Ведах можно найти и более подробное описание ритуала ягьи. Итак, что же такое ягья?
В этот момент другой брахман начинает прославлять его гимнами из «Сама-веды»: «О лучший Индра, о милостивый…» и т. д. Там большой список на санскрите – всё очень красиво написано. Индре очень нравится.
Затем третий брахман, читая мантры, заряжает этими мантрами топлёное масло, и затем вливает его в огонь. В результате Индра чувствует: «Классно!» Он чувствует, как энергия увеличивается в нём, ему хорошо становится.
В это время четвёртый брахман следит за тем, чтобы никакие хулиганы не появились – ракшасы, демоны, которые тоже хотят захватить эту энергию. Он сидит и на всякий случай читает защитные мантры.
В конце концов, Индра счастливый говорит:
– Что надо-то? Что, мужики, надо?
Универсальность принципа ягьи
Ещё несколько слов о ягье – в более широком её понимании. Что же такое жертвоприношение? Ну т. е. берётся жертва – не в смысле кто-то, а в смысле подарок какой-то: коробка такая с бантиками, торт например. И вот эта жертва называется – подарок. И жертвоприношение это значит подаркоприношение. Т.е. дарят подарки кому-то. Куда-то наверх дарят подарки, друг другу дарят подарки.
Закон ягьи – гениальное изобретение творца этого мира. Он заключается в том, что всё хорошее в этом мире можно обрести только если сделаешь какую-то жертву полубогам. Бог сделал симбиотическую связь полубогов и людей – они друг без друга жить не могут. Если на Земле не совершаются жертвоприношения, – а Земля является желудком всех полубогов, – там наверху начинают голодать.
С голодухи у полубогов всё журчит там в желудке, – поэтому они начинают посылать сюда какие-нибудь стихийные бедствия. Говорят: «Вы что там! Забыли? О Боге. Вы что?» Стихийные бедствия здесь начинают происходить, русский мужик начинает чесаться, креститься, и полубоги думают: «Ну хоть… Нормально». Вот так всё создано. Когда здесь дождя нет – боги дают дождь. А им за это – еду. Вот так устроил Бог.
Более того, вот этот принцип ягьи, он не только «мы и полубоги». Этот принцип ягьи «мы и другие люди» – также. Представляете, дома живут муж с женой. Если ягьи нет – друг друга не существует, друг для друга не существуют – как они будут жить, если каждый думает только о себе? Поэтому этот принцип ягьи положен в основу всего хорошего в этом мире. Если мы хотим что-то хорошее, то тогда надо совершать ягью.
Пример полноценной ягьи
В «Бхавишья-пуране» приводится пример ягьи. То была великая ягья, которую проводил царь Прадйота. Он по совету брахманов совершил эту ягью для того, чтобы освободить своего отца из Ада. Причём то описание ягьи, которое приводится в «Бхавишья-пуране» – оно полностью сбивает с толку. Наверняка все видели, как проводятся ягьи. Самая сложная ягья нашего времени подразумевает наличие четырёх больших ягья-кунд (жертвенных огней) с размером одной стороны не более двух метров; и во время ягьи в огонь ягья-кунды бросаются дрова и гхи (топлёное масло).
Но когда Махарадж Прадйота проводил своё жертвоприношение, одна сторона такой ягья-кунды была 25 километров. Чтобы сделать костёр в этой кунде, вырубались целые леса. Теперь представьте себе, сколько гхи им нужно было использовать для этого! Может быть столько же гхи, как в Чёрном море воды. Помимо гхи, брахманы предлагали огню также разного рода очень дорогостоящие вещи: чистое золото, рубины, алмазы и т.д.
Как, например, в наше время только несколько стран позволяют себе расширять программы космических исследований. И вся национальная экономика просто взрывается и затем – взлетает, как эта ракета. Вот все плоды этой экономики, – они просто улетают на какой-то ракете в космос. Это удовольствие стоит сотни миллионов долларов. США может это себе позволить, Россия, Китай – несколько крупных стран. Но такие места, как Мадагаскар, они никогда не позволят себе иметь подобные программы. Точно так же в древние ведические времена только самые большие огромные царства могли позволить себе проведение ягий.
Виды ягий
Исходя из вышесказанного, можно понять, что карма-кандия-ягья – не такая уж и доступная вещь. Особенно в наше время. Тем не менее, есть несколько видов ягий, которые доступны даже в наши дни. Ниже приведены только некоторые из них (более подробную информацию о них можно почерпнуть из «Бхагавад-гиты»).
Одни люди жертвуют свою собственность, занимаясь благотворительностью. В Индии богатые коммерсанты и члены царских семейств открывают разного рода благотворительные заведения, такие как:
В других странах также есть много бесплатных больниц, домов престарелых и других благотворительных заведений, которые бесплатно раздают пищу, дают образование неимущим и т. п. Все эти виды благотворительной деятельности называют дравьямайя-ягьей.
Есть также люди, которые, стремясь занять более высокое положение, то есть попасть на райские планеты, предаются аскезе, исполняя такие суровые обеты, как чандраяна и чатурмасья. Например, человек, давший обет чатурмасьи, не должен бриться четыре месяца в году (с июля по октябрь), ему запрещено есть определённые виды продуктов, принимать пищу чаще, чем раз в день, и выходить из дома. Так, жертвуя удобствами, человек совершает тапомайя-ягью.
Люди другой категории занимаются различными видами мистической йоги: йогой Патанджали, цель которой – погрузиться в бытие Абсолюта, хатха-йогой или аштанга-йогой, позволяющей овладеть некоторыми мистическими способностями. А ещё кто-то регулярно совершает паломничество по всем святым местам. Подобные виды деятельности получили название йога-ягьи, жертвоприношений, совершаемых ради обретения различных совершенств в материальном мире.
Кто-то изучает ведические писания, главным образом Упанишады и «Веданта-сутру», или же философию санкхьи. Такие виды деятельности называют свадхьяя-ягьей, жертвоприношением, которое состоит в изучении священных писаний.
Бхагавата-прашна и свадхьяя-ягья
Кришна в «Бхагавад-гите» называет свадхьяя-ягью – высшей ягьей. Один из переводов слова свадхьяя – «самоанализ» (сва – «само», дхьяя – «размышлять, медитировать»). Иначе говоря, свадхьяя-ягья – это ягья, в процессе которой человек пытается понять свою собственную природу. Это безусловно, самая высшая ягья. Кришна говорит, что хорошо, когда вы что-то жертвуете, когда вы что-то отдаёте, когда вы помогаете – все должны это делать. Однако гораздо лучше, когда человек занимается самоанализом. Это гораздо важнее.
Человек должен проанализировать себя сам. Прежде всего, потому что человек с самого начала должен понять свою природу. Сначала он должен понять свою материальную природу. Поняв свою природу, он поймёт, что ему делать. Потому что до тех пор, пока я не знаю, кто я, – я не знаю, что мне делать. Я сначала должен очень хорошо понять, кто я, и тогда я смогу понять, что мне делать.
В этом смысле, свадхьяя-ягья и бхагавата-прашна – синонимы. Cвадхьяя-ягья и бхагавата-прашна тесно переплетаются между собой, потому как стандартные три вопроса бхагавата-прашны («кто я?», «почему страдаю?», «что делать?») совпадают с практикой свадхьяя-ягьи. Совершая свадхьяя-ягью, я приношу своё время и умственную энергию в жертву Ведам, и они отвечают тем, что дают ответы на три этих фундаментальных вопроса.
Если я делаю ошибку в этом, если я неправильно понимаю, кто я, если я нахожусь в некой иллюзии относительно своей природы, то я неизбежно совершу другую ошибку: в своих действиях и поступках. В результате этого, если я неправильно живу, неправильно действую в этом мире, – я буду страдать, я не буду чувствовать удовлетворения. Поэтому так важно уделять время на то, чтобы понять, «кто я?». Бхагавата-прашна, свадхьяя-ягья и санкиртана-ягья – помогут в этом.
Что такое яги в индии
Ягья (санскр. yajna, яджна) — обряд жертвоприношения в индуизме, который взял своё начало в религиозных практиках ведической традиции. Ягья обычно совершается для подношения богам или для исполнения определённых желаний (ритуалы камья). Самым важным элементом ягьи является жертвенный огонь (божественный Агни) куда предлагаются различные подношения, которые, как и всё предлагаемое Агни, уходят к девам. «Яджна — «Поклонение; жертвоприношение». Одно из центральных понятий индуизма: жертвоприношение и подчинение посредством актов поклонения, внутреннего и внешнего. Форма ритуального богослужения, которое было особенно распространено в ведические времена и в котором пожертвования — топленое масло (гхи), зерно, пряности и ценные сорта дерева – предлагаются огню в определенном писаниями порядке при пении специальных мантр. Элемент огня, Агни, почитается как божественный посланник, передающий приношения и молитвы богам. Древние Брахманы Вед и Шраута-шастры описывают разные типы ритуалов яджни. Некоторые из них так сложны, что требуют присутствия сотен жрецов, чье мощное пение разносится на мили вокруг. Эти главные яджни проводятся на больших открытых площадках-ягашалах Домашние яджни, описываемые в Грихья-шастрах, проводятся во дворе дома. Яджня требует наличия четырех обязательных компонентов. Это дравья (жертвенные субстанции), тьяга (дух приношения всего в жертву Богу), дэвата (небесные существа, которые получают жертвоприношение) и мантра (обладающее силой слово или песнь). Хотя пуджа (храмовое поклонение с водой, светильниками и цветами) широко заменила собой яджню, этот древний ритуал еще существует и специализирующихся на нем жрецов по-прежнему готовят в школах в Индии. Крупномасштабные яджни проводятся по особым поводам, например для испрошения у богов дождя во время засухи или мира во время кровавой гражданской войны. Даже в храмах яджня имеет свой агамический эквивалент в виде церемонии под названием агникарака, хома или хавана, которая проводится у специальной ямы для огня (хомакунды) во дворе (мандапе) храма как часть сложных ритуалов-пудж.»
Для брахманов (випр) Бог пребывает в огне; для преданных – в сердце; для людей с невысоким интеллектом – в идолах; для тех, кто познал Атмана (свое Я) – повсюду.
Ведическая (шраута) ягья обычно совершается посредством повторения или воспевания ведических мантр и гимнов. Ягья проводится священниками адхварью, вместе со священниками хотарами и удгатарами, которым ассистируют дюжины помощников. Обычно, для проведения ягьи на арене жертвоприношения разжигаются один или три жертвенных огня, куда предлагаются различные элементы. Основные элементы, используемые в ведической ягье, это большое количество гхи (топлёного масла), молоко, зёрна и сома. Продолжительность ягьи зависит от её рода, — ягьи могут длится несколько минут, часов, дней или даже лет. Некоторые ягьи совершаются в частном порядке, в других принимают участие большое количество людей. Послеведические ягьи, в которых предлагаются молочные продукты (гхи или йогурт), фрукты, цветы, одежда и деньги, называются «яга», хома или хавана.
Делая подношения — рис. фрукты, благовония — участники отдают свою низшую природу огню, произнося определенные мантры. Огонь поглощает все, и его трансформирующая сила ведет к возрождению на более высоком уровне. Ягья исполняется для осуществления конкретных желаний, для обретения божественной защиты, поддержки Природы и устранения препятствий в жизни. Огонь разводится в священном очаге хомакунде (дхуни). Элемент огня — божественное сознание. Явление Бога как Огня присутствует в различных религиях. Например, в Ветхом Завете Господь говорит с пророком Моисеем из горящего, но не сгораемого тернового куста; в другом эпизоде Библии описывается, как Моисей выводил израильтян из Египта в Палестину и перед ними двигался, указывая путь, Огненный Столп, у которого не было видно вершины. Другой пример: во сне праведник Иаков увидел огненную лестницу, уходящую в небеса, по которой восходили и нисходили ангелы. Проснувшись, он на месте того видения поставил вертикально камень и совершил жертвенное возлияние Господу. Таким образом, культ Огня присутствует у разных народов и это не удивительно, ведь это самый древний способ почитания Всевышнего Бога. Чтение древних мантр огню и предложение пищевых подношений преобразовывает грубую, материальную энергию в тонкую. Хома сжигает нашу дурную карму, уравновешивая биополе (ауру) и атмосферу; гармонизирует окружающую среду. Медитируя на огонь, мы учимся концентрироваться на Божество в форме света. В дхуни мы поклоняемся огню в форме Шакти — Божественной Матери. Огонь является проявлением космической энергии (шакти) и средством преобразования. Он представляет пламя души, горящей в сердечной чакре. Огонь воспринимается как живая, божественная сущность, а дхуни как храм.
Ягьи проводятся в храмах — местах силы и чистоты, где мантры рецитируются с древних времен. Ведические Пандиты ведут очень саттвичный образ жизни, поддерживая и передавая опыт высоких уровней сознания, о которых говорят Великие Святые и Махариши древней Индии. Это влечет опыты блаженства и существенные изменения в жизни тех людей, кто благословлен ими во время проведения ягий.
Секрет эффективности Ягьи – в тонких вибрациях, вызываемых пением определенных, ведических звуков, мантр Ведь вся наша вселенная на тончайшем, глубинном уровне своего существования является набором определённых вибраций. Это подтверждено как древним учением о мироздании, так и последними открытиями квантовой физики. Таким образом, вибрации мантр воздействуют на тонкую ткань вселенной, нейтрализуя присутствующие негативные колебания и усиливая позитивные.
Мантры, использующиеся для проведения Ягий, составлены древними ведическими мудрецами, которых называли Риши. (В переводе с санскрита «Риши» означает «видящий», т.е. человек видящий жизнь, обладающий способностью видеть всю природу мироздания, его активность и единство всего со всем.) Категорически не рекомендуется чтение этих мантр самостоятельно, поскольку даже мельчайшие ошибки в произношении могут исказить вибрации и причинить вред.
Ягья помогает:
Решить практически любые проблемы — начиная от частных со здоровьем, проблемами в отношениях с близкими, работой, невозвращением долгов, нескладывающейся личной жизнью, отсутствием семьи и детей, устранением различных препятствий … Целью проведения Ягий может быть повышение как материального благосостояния и процветания, успех в бизнесе, так и духовное развитие, приобретение наивысшей мудрости, Просветления, осознания своей Истинной Сути.
Для привлечения милости планет существуют специфические мантры. Типичная Ягья включает в себя Джапу или повторение мантр обоих видов: планеты и Дэвата, руководящего ей. С уважением к Дэвату, Ягью планете желательно проводить в благоприятный для этого день, который содержит «окно возможности» (мухурта) — время, когда этот частный импульс творящего разума или Дэвата наиболее оживлены и доступны. Другими словами это те периоды, когда этот аспект природного разума наиболее готов вознаградить своей милостью. Например, проведение ягьи Сатурну в Маха Шива Ратри, ягьи Меркурию в Раам Наваами, ягьи Венере и Луне во время Наваратри и т.д. – многократно увеличит эффективность этих процедур!
В Ягье чётко проявляется ведическая пословица «Чем больше отдаешь, тем больше получаешь».
датавйам ити йад данамдийате ‘нупакарине
деше кале ча патре чатад данам саттвикам смртам
датавйам-достойные того, чтобы их совершить; ити-таким образом; йат-те, которые; данам-пожертвования; дийате-делаются; анупакарине-без желания получить что-либо взамен; деше-в подходящем /надлежащем/ месте; кале-в подходящее /надлежащее/ время; ча-также; патре-достойному человеку; ча-и; тат-эти; данам-пожертвования; саттвикам-в гуне благости; смртам-считаются.
Пожертвования, которые делаются из чувства долга, а не для того, чтобы получить что-либо взамен, которые совершаются в надлежащее время в надлежащем месте и даются достойному человеку, считаются пожертвованиями в гуне благости.
Мы привыкли платить – и получать, и если мы не получаем все и сразу, да еще и после «оплаты» — мы очень разочарованы. Но надо понимать, что совершение ведических ритуалов – это не магазин. А ведические пандиты не продавцы счастья! Каждый человек имеет определенный «груз кармы», который может быть мешает проявиться плодам ягьи немедленно. У всех бывает по-разному: кто-то сразу ощущает перемены, у кого-то никаких изменений не происходит (или он так думает).
Например, мать любит своего ребенка. Она любит его всем сердцем и каждую минуту дарит ему свою любовь. А ведь это огромная энергия! Мать заботится о своем ребенке, кормит его, покупает ему одежду, игрушки – а это тоже эквивалент энергии, но выраженный по другому. Но если бы матери сказали: «Ничего ты от своего ребенка не получишь в будущем!», как вы думаете – перестала бы она его любить и заботиться о нем? Я уверен – нет! Потому что материнская любовь очищена от эгоизма, и она любит своих детей просто потому, что они существуют и это ее дети! В жизни бывает, конечно, разные случаи, но закон: «Что отдал – то и получишь» — никто не отменял! И рано или поздно плоды своей любви мать получает обратно, но ведь она по большому счету ничего не ждет, то есть, конечно, надеется, верит – и это естественно. Но принцип: «Ты мне- я тебе», в этих отношениях неприемлем. И вот как раз благодаря своей искренности и бескорыстной любви — мать получит даже больше, чем отдавала. (Не будем брать в расчет тяжелые кармические связи, которые, к сожалению, имеют место в нашей несовершенной жизни). Такой же подход должен быть и тогда, когда человек заказывает ягью. То есть он отдает деньги, как эквивалент своей энергии и любви, подтверждая тем самым, что он верит в эти силы, любит их и надеется (но не ждет!) на их помощь и покровительство! (И не кокосы с рисом, на самом деле, Богам нужны, а наша любовь и вера!) И вот тогда, когда эти действия освящены энергией любви и искренности, начинается чудесное взаимодействие.
И рано или поздно – человек начинает чувствовать поддержку природы во всех аспектах своей жизни. Но надо пояснять людям, что если судьба привела их к ведическим знаниям – это особая ответственность (и между прочим, определенная ступень их эволюции). Надо меняться, надо стараться быть лучше, бороться (как бы трудно это не было) с темными сторонами своей натуры, не пускать в свою жизнь обиды, зависть, злость и разочарование.