что такое утильный обжиг керамики

Декоративный или надглазурный обжиг керамики

Настоящее мастерство керамиста проявляется не только в процессе лепки из глины, но и при последующем обжиге керамики. Глина – пластичный материал, в котором содержится большое количество влаги. Чтобы изделие приняло окончательный вид, расцветку, стало обладать необходимой прочностью и водонепроницаемостью, его нужно обжечь.

Сам процесс обжига представляет собой высокотемпературную обработку, при которой частички глиняных масс сплавляются между собой, образуя монолит.

Подобное явление встречается в природе. Во время извержения вулкана горные породы, доведенные до жидкого состояния лавы, меняют свою структуру, в результате чего образуются более прочные монолиты.

Глина по своим свойствам отличается от магматических пород, однако и керамисту не нужно достигать таких высоких температур, как в жерле вулкана. Обжигу подвергаются не только глинистые массы, но и глазури, а также некоторые краски. Дело в том, что эти краски, как и глазури, имеют схожий с глиной состав, поэтому в большинстве случаев обжигаются в один этап.

Технология обжига зависит от свойств используемых материалов. Каждый из них имеет свою температуру обжига, длительность выдержки и рекомендуемую скорость остывания. Эти параметры диктуются тем, что вещества в процессе обжига должны претерпеть сложные физико-химические преобразования, причем в процессе термообработки необходимо, чтобы все выделившиеся газы постепенно вышли из толщи материала через естественные поры.

Виды обжига

Процесс обжига керамического изделия зачастую приходится повторять не один раз. В зависимости от того, каких результатов хочет получить мастер и с каким материалом он работает, используются разные схемы. Всего принято выделять три вида обжига:

что такое утильный обжиг керамики. Смотреть фото что такое утильный обжиг керамики. Смотреть картинку что такое утильный обжиг керамики. Картинка про что такое утильный обжиг керамики. Фото что такое утильный обжиг керамики

Схемы отличаются друг от друга комбинацией и числом обжигов, а также такими параметрами, как:

Утильный обжиг используется для того, чтобы подсохшая глина изделия приняла свою форму, но при этом оставалась достаточно пористой. Такая глина может пропускать влагу. Это важное условие для глазурования, так как глазурь хорошо скрепляется с пористой поверхностью. Обычно утильный обжиг проводят при более низкой температуре, чем поливной, однако встречаются материалы, требующие высокой температуры для первого обжига.

Политой или поливной обжиг должен придать черепку конечную прочность и водонепроницаемость. Помимо этого, он служит для обжига глазурей и подглазурных красок. По этой причине мастер должен так подобрать глазурь, чтобы параметры ее термообработки были близки к параметрам обжига самой глины. В процессе поливного обжига формируется цвет изделия. Его определяют оксиды в составе глазурей, а также различные красящие пигменты.

что такое утильный обжиг керамики. Смотреть фото что такое утильный обжиг керамики. Смотреть картинку что такое утильный обжиг керамики. Картинка про что такое утильный обжиг керамики. Фото что такое утильный обжиг керамики

Наиболее популярные схемы обжига содержат в себе два этапа: первый и второй обжиг. Некоторые материалы не требуют дополнительного обжига, поэтому можно реализовать одноэтапную схему. При желании декорировать изделие надглазурными красками приходится использовать третий, декоративный обжиг. Его также, как и второй часто называют глазурным.

Общая теория обжига керамики

Изделие из глины приобретает конечный внешний вид после окончания всех этапов обжига. В это время глина затвердевает и спекается, глазури и надглазурные краски застывают. В процессе любого обжига происходит нагревание керамики, спекание глины и охлаждение. Секреты рецептов сводятся к тому, чтобы выбрать наиболее оптимальную скорость обжига, чтобы газы успели выйти из материала в пространство печи.

Расчет параметров достаточно сложен, так как для этого необходимо обладать специальными знаниями относительно всех происходящих при высокой температуре процессов. Именно поэтому керамисты пользуются разработанными и проверенными на практике схемами.

Каждая такая схема составляется для конкретного материала. Обычно керамика спекается в диапазоне температур до 950 до 1450 градусов. В промышленном производстве используются специальные печи, снабженные автоматикой. В них нагревание и охлаждение происходит по заранее запрограммированному алгоритму. К таким типам печей относят туннельные печи и горны. Художественная керамика обжигается именно в горнах.

Обжиг, проходящий при температуре ниже 1000 градусов, называют низкотемпературным. В промышленных печах его продолжительность может варьироваться от 2 до 40 часов. В домашних условиях керамисты пользуются небольшими муфельными печами. Так как приобрести такую печь проблематично, да и стоит она немалых денег, многие умельцы сами изготавливают ее из обычной электроплитки. Печи кустарного производства позволяют достигать температур в 950 градусов. Заметим, что не для каждого вида керамики подходит такое устройство.

что такое утильный обжиг керамики. Смотреть фото что такое утильный обжиг керамики. Смотреть картинку что такое утильный обжиг керамики. Картинка про что такое утильный обжиг керамики. Фото что такое утильный обжиг керамики

Если рассматривать процесс обжига более детально, то можно выделить четыре основных этапа.

что такое утильный обжиг керамики. Смотреть фото что такое утильный обжиг керамики. Смотреть картинку что такое утильный обжиг керамики. Картинка про что такое утильный обжиг керамики. Фото что такое утильный обжиг керамики

После финальной выдержки печь отключают, но дверцу при этом не открывают. Ей дают остыть до температуры 150-200 градусов. Затем приоткрывают дверцы или отверстия для вентиляции. Извлекают обожженное изделие только после того, как оно полностью остынет. Как было указано выше, разные виды керамики могут требовать применения разных схем обжига, то есть одним обжигом не обойтись. Может потребоваться два, три, а иногда даже больше циклов. Как правило, многократному обжигу подвергаются элементы художественной керамики

Что такое надглазурная живопись

Роспись готовых глазурованных изделий стала популярной в Европе со времен появления белого фаянса и фарфора. Русский фарфор получил мировую славу и стал развиваться в виде отдельной отрасли, во многом благодаря заслугам Д.И. Виноградова, русского химика и сотоварища М.В. Ломоносова. В России даже были открыты школы живописи по фарфору, который выступал в качестве подходящего объемного фона для живописи.

Роспись по фарфору и фаянсу требует от мастера определенных знаний, опыта и умений. На первый взгляд может показаться, что небольшой размер полотен должен облегчать работу мастера. Тем не менее, связь красок с материалом и зависимость технологии росписи от формы изделия усложняют весь процесс.

Начинающие керамисты могут ошибиться с оттенком, так как надглазурные краски после обжига меняют цвет.

что такое утильный обжиг керамики. Смотреть фото что такое утильный обжиг керамики. Смотреть картинку что такое утильный обжиг керамики. Картинка про что такое утильный обжиг керамики. Фото что такое утильный обжиг керамики

Порой они под действием соблазна расписывают фарфор, покрывая красками все белое пространство. На самом деле, белая керамика прекрасна сама по себе, поэтому если оставлять неокрашенные участки, то можно получить оригинальные композиции. Полностью покрытая краской керамика, даже если к ней приложил руку настоящий художник, уводит наблюдателя от всех прелестей самого материала. Становится непонятно, зачем картину нужно было писать именно на фарфоре, а не использовать для этого более доступные основы.

Технология надглазурного обжига

Декоративный обжиг требуется далеко не каждому виду керамики. Чаще всего такой вид термообработки применяют к «белью», то есть белому тонкому фарфору. Надглазурные краски по фарфору при добавлении флюсов приплавляются к поверхности декоративным обжигом, который ведется при температуре 800-900 градусов. Точное значение температурного параметра зависит от краски. Встречаются материалы, требующие более низкотемпературного обжига. Многослойная покраска при создании уникальных художественных шедевров может потребовать второго или третьего декоративного обжига. Если учесть, что до этого выполнялся утильный и поливной (глазурный), то всего насчитывается пять циклов.

Надглазурные краски требуют окислительной среды. Изделия необходимо изолировать от прямого воздействия пламени. Наиболее подходящим устройством для обжига является муфельная печь, поэтому надглазурные краски иногда называют муфельными. Оптимальным выбором муфельной печи будет печь периодического действия.

Но устройства непрерывного действия считаются более экономичными. Не вдаваясь в подробности строения и работы муфельной печи, отметим, что при декоративном обжиге нескольких изделий необходимо соблюдать, чтобы каждое из них соответствовало единой технологии нагрева, выдержки и охлаждения. На эти параметры оказывают влияние не только сами краски, но и способ их нанесения.

что такое утильный обжиг керамики. Смотреть фото что такое утильный обжиг керамики. Смотреть картинку что такое утильный обжиг керамики. Картинка про что такое утильный обжиг керамики. Фото что такое утильный обжиг керамики

Предельная температура обжига варьируется от 650 до 900 градусов. Основное условие завершения процесса – вплавление краски в глазурь. Если глазурь позволяет, то декоративный обжиг проводят при более высокой температуре. Например, краски на высокожгущихся глазурях обжигают при температуре в 1000 градусов, в то время как краски на майоликовых поверхностях следует обжигать при температуре 800 градусов. Сама краска способна себя проявить при любой температуре, однако если не выдерживать технологию, то можно получить чрезмерный блеск или матовость.

Время выдержки при декоративном обжиге, равно как и время всего процесса, сокращено, если рассматривать его относительно времени остальных видов обжига. Так, скорость нагрева может достигать значения в 350 градусов в час. Единственным условием является скорость нагрева в начале обжига. Ее следует уменьшить, так как именно в этот момент газы начинают интенсивно покидать красящие массы. Происходит данное газообразование по причине выгорания масел, содержащихся в красках.

Этап выгорания масел длится до достижения температуры 300-400 градусов. Если на указанном интервале превысить скорость нагревания, то могут наблюдаться вспучивания. Вплоть до температуры 500 градусов дверца муфельной печи должна быть приоткрытой.

При температуре 600 градусов начинается процесс размягчения глазурей и плавления флюсов. Этот процесс самый важный, так как происходит закрепление краски на глазури. Сегодня надглазурные краски в широком ассортименте представлены в специализированных магазинах. Не стоит превышать температуру обжига, которая указана производителем. В противном случае состав может начать интенсивно разлагаться и красящие пигменты преобразуются. Например, одни оксиды, придающие красителю определенный цвет, трансформируются в другие оксиды, которые могут привести к изменению цвета или полному выгоранию краски.

что такое утильный обжиг керамики. Смотреть фото что такое утильный обжиг керамики. Смотреть картинку что такое утильный обжиг керамики. Картинка про что такое утильный обжиг керамики. Фото что такое утильный обжиг керамики

В отличие от поливного обжига при декоративном рекомендуется пройти конечный этап от 600 до 900 градусов в максимально короткое время. Эта рекомендация связана с быстрым плавлением флюса. В жидком состоянии он может вступить в реакцию с красителем или глазурью. Некоторые оттенки появляются в красках, благодаря наличию свинцовых соединений, а так как они склонны улетучиваться, то повышенная скорость нагрева обеспечит краскам большую яркость и сочность.

Охлаждению необходимо уделить особое внимание. Фаянсовые изделия могут растрескиваться, если скорость остывания будет слишком большой. Небольшие черепки из фарфора допустимо охлаждать быстро.

Действительно, фарфор обладает высокой термостойкостью, а красители от высокой скорости охлаждения не страдают. Определенное влияние на цвет надглазурных красок может оказать и устройство печи. Если в качестве нагревателя используется твердое или жидкое топливо, то выделяемые при сгорании тернистые соединения, содержащиеся в топочных газах, проникают сквозь мельчайшие щели муфеля и вступают в соединение с краской, делая ее излишне матовой. Чтобы этого избежать, поверхность муфеля изнутри промазывают каолином или смесью бело-жгущейся глины с легкоплавкой глазурью.

Источник

Обжиг керамических изделий

Максимальная температура обжига зависит от состава керамической массы, вида изделий и требований, предъявляемых к ним, и колеблется в пределах от 900-1000 до 2000°С и выше. Скорость роста температуры при обжиге, длительность обжига определяются процессами, протекающими на различных его стадиях, размерами изделий, толщиной их стенок. Длительность обжига зависит также от типа печи, ее емкости, способа садки изделий.

Обжигизделий проводят в печах различной конструкции: в муфелях с рабочим пространством, защищенным от нагревателей огнеупорным коробом; в горнах печах с рабочим пространством в виде шахты. Применяются также высокопроизводительные печи: камерные — с круглыми горнами или прямоугольными камерами с периодической загрузкой и выгрузкой; туннельные — с прямыми, кольцевыми и П-образными каналами, через которые изделия перемещаются на вагонетках, или с кольцевым вращающимся подом; конвейерные — с одним или несколькими каналами малого сечения, по которым изделия перемещаются ленточными, роликовыми, шагающими или полочными конвейерами.

Большое значение при обжиге керамики имеет среда обжига. Чаще всего обжиг проводят в окислительной среде, которую создают избытком воздуха при сжигании топлива или обеспечивая его свободный доступ в печь. Среда обжига оказывает большое влияние на химические процессы, происходящие в обжигаемом изделии.

При обжиге художественно-декоративных изделий необходимо учитывать, что в зависимости от среды обжига меняется цветизделий. Так, для повышения белизны фарфора в определенный период обжига создают восстановительную среду, обеспечивающую переход рыжего оксида железа (III) Fe2O3 в голубой (II) FeO.

Физико-химические процессы при обжиге керамики

При обжиге керамики протекают сложные физические, физико-химические и химические процессы. Обжиг керамики можно разделить на три периода (стадии): подогрев, спекание, охлаждение.

При обжиге изделий из глиносодержащих масс на стадии подогрева протекают следующие процессы: удаление из сырца оставшейся после сушки физической влаги и химически связанной кристаллизационной воды, выгорание органических примесей, разложение карбонатов, образование некоторых первичных соединений, равномерный прогрев по всей толще изделий.

При нагревании обжигаемых изделий до 150-200°С происходит испарение остаточной после сушки влаги. В интервале температур 200-700°С выгорают органические примеси.

что такое утильный обжиг керамики. Смотреть фото что такое утильный обжиг керамики. Смотреть картинку что такое утильный обжиг керамики. Картинка про что такое утильный обжиг керамики. Фото что такое утильный обжиг керамикиКремнезем, содержащийся в керамической массе, претерпевает полиморфные превращения, переходя из р-кварца в а- кварц и а- тридимит:

Метакаолинит Аl2Оз2SО2— продукт дегидратации каолинита при взаимодействии с карбонатами и оксидами кальция и магния образует алюмосиликаты этих металлов по реакции:

Начиная с температуры 850°С метакаолинит в результате перестройки кристаллической решетки образует важнейший минерал фарфора и других керамических изделий первичный муллит :

Спекание это физико-химический процесс образования из отдельных дисперсных частиц, связанных в отформованном изделии прослойками технологической связки, монолитного плотного кристаллического тела. Спекание протекает при максимальной температуре обжига и сопровождается огневой усадкойкерамического черепка. Движущей силой огневой усадки керамики при спекании, как и воздушной усадки при сушке, является уменьшение свободной поверхностной энергии.

В зависимости от механизма массопереноса в спекающемся теле могут быть следующие виды спекания: твердофазное (диффузное); жидкофазовое; за счет процесса испарения и конденсации веществ; термопластичное спекание под давлением; реакционное. Наиболее характерное для технологии тонкой и художественной керамики является жидкофазное спекание.

Другие виды спекания реализуются преимущественно в производстве технической керамики, некоторых огнеупоров и композиционных материалов. На стадии спекания завершается процесс формирования фаз и структуры керамики, предопределяющих свойства обжигаемых изделий.

Алюмосиликатный расплав, образующийся при спекании фарфора и других глиносодержащих масс, имеет ионную структуру. Образование вторичного муллита также происходит в ионном состоянии, которое в молекулярной форме описывается реакцией:

Источник

Обжиг керамики и фарфора

Обжиг керамических изделий можно вести в один или несколько приемов: предварительный (утельный, или бисквитный), дообжиг (второй, или политой) и обжиг декора (их может быть несколько). Обжиг формирует структуру черепка и свойства керамических изделий. Обычно проводят двукратный обжиг.

* утельному (до глазурования);

* политому (после глазурования).

Для обжига применяют печи:

* конвейерные с шагающим подом;

В печах непрерывного действия поддерживается более строгий температурный режим, сокращается время обжига и обеспечиваются нормальные условия работы при загрузке и выгрузке. В качестве топлива используют нефть, газ и электричество (в электропечах). После утельного обжига керамические изделия либо декорируют послегазурными красками, газурируют и подвергают политому обжигу, либо глазуруют, обжигают и декорируют.

Тугоплавкую глазурь в виде суспензии наносят методом окунания, обливания и пульверизацией. После глазурования с ножки или верхнего края форфорого изделия счищают глазурь, чтобы предупредить сплавление х с подставкой во время политого обжига или другими изделиями при обжиге «в спарку». Это отличительный признак фарфоровых изделий; фаянсовые изделия полностью покрывают глазурью.

Перед политым обжигом изделия помещают в шамотные капсели и тщательно предохраняют от сплавления друг с другом и с капселем. Капсели устанавливают на вагонетку и направляют в туннельную печь. Применяют также бескапсельную загрузку на специальные этажерочные вагонетки. В процессе обжига формируется черепок с необходимыми физическими и химическими свойствами. При политом обжиге происходят расплавление глазури, равномерное ее распределение по всей поверхности изделия и сплавливание с черепком.

*Первый период протекает при температуре до 900-940шС; скорость подъема температуры 100-140шС в час. Из массы удаляется остаток гигроскопической влаги, происходит разложение глинистых веществ, карбонатов, выгорание органических примесей. В этот период поддерживает окислительная газовая среда. Реакция протекает в твердой фазе, в этот период начинается спекание черепка, которое сопровождается усадкой. На поверхности пористого черепка, который обладает высокий каталитический и адсорбционной способностью, осаждается углерод, выделяющийся при сгорании топлива. Углерод придает черепку серый цвет.

*Четвертый этап, завершающий формирование черепка, начинается при температуре 1250шС и заканчивается при 1380-1410шС, протекает он в нейтральной среде. Происходят окончательное спекание черепка, разлив глазури и сплавление с черепком. Активнее протекает процесс взаимодействия полешпатовго стекла и аморфного кремнезема из каолинитового остатка, что способствует заполнению промежутков между кристаллами муллита. Одновременно укрупняются кристаллы муллита в полешпатовом стекле и уменьшаются размеры остаточного кварца. Протекают диффузионные процессы, обуславливающие равномерное распределение кристаллических новообразований в черепке.

*Период заканчивается выдержкой изделий при максимальной температуре в течение 1,5-3 ч. Чем продолжительнее выдержка изделий, тем больше образуется кристалла муллита. Игольчатые кристаллы муллита, переплетаясь, способствуют повышению механической прочности и термической стойкости черепка. При этом ускоряется процесс муллитизации за счет растворения кварца в стекле и насыщения его кремнеземности. Образующиеся кристаллы муллита как бы врастают в стекло, в нерастворившихся зерна кварца. При повышении температуры обжига уменьшается пористость черепка, так как пустоты заполняются стекловидной массой и другими структурными элементами. Однако при повышении температуры выделяются газы из полевошпатового стекла, вспучивается черепок и снижается качество изделий.

* Пятый, диффузионный, период обжига соответсвует выдержке изделий при максимальной температуре обжига. После обжига начинается процесс охлаждения. До температуры 600-530шС охлаждение проводят со скоростью 250-200шС в час. Затем процесс резко замедляется, при этом происходят ионные модификации, сопровождающиеся большими изменениями объемов, в результате чего возникают внутренние напряжения. Помимо этих напряжений, возникают напряжения вследствие перехода стекловидной массы из пластического состояния в упругое.

Продолжительность политого обжига в туннельных печах от 18-22 до 32-34ч. На некоторых предприятиях керамические изделия, в том числе и фарфоровые, подвергают однократному бескапсельному обжигу. При этом цикл производства сокращается до 3-5ч, значительно снижается расход топлива, повышается производительность труда, уменьшает себестоимость готовой продукции.

При обжиге на изделиях могут образоваться следующие дефекты: искажение размеров и формы, щербины, задувка, прыщи, пузыри, засорка, желтоватый оттенок и т.д. После обжига изделия проверяют для выявления дефектов. Изделия, отвечающие предъявляемым к ним требованиям, декорируют.

При избытке восстановительных газов вследствие графитизации при кристаллическом (на накаленной глине) разложении сложных углеводородов ко времени спекания можно получить черепок серебристо-черных тонов. В техническом отношении такой черепок отличается хорошей электропроводностью. Еще очень важным при восстановительном обжиге является то, что сильно увеличивается усадка обожженного черепка, что естественно приводит к снижению его водопоглощения по сравнению с обжигом в окислительной атмосфере. При восстановительном обжиге в черепке происходит процесс восстановления железа из его оксидов наподобие процессов, происходящих в доменной печи:

Но эти процессы происходят только при температурах, близких к температурам доменного процесса, а при более низких температурах, которые создаются в печах для обжига керамики, оксид железа теряет кислород не полностью и полного восстановления железа не происходит.

Традиционная гончарная чернолощеная керамика не требует применения глазури и имеет значительные преимущества пере; обливной керамикой вообще и обливной, сделанной литьевым способом, в частности, Во-первых, при ее изготовлении не требуется второй обжиг, а значит, вдвое сокращается расход электроэнергии и время на ее изготовление; во-вторых, не требуется глазурь, затраты на которую составляют чуть ли не треть цены изделия; в-третьих, резко увеличивается прочность и снижается температура спекания черепка. Она имеет и эстетические преимущества: ее сейчас воспринимают одновременно и как традиционную, и как суперсовременную.

Печь восстановительного огня, в которой при обжиге чернолощеной керамики происходит восстановление железа из его окиси, позволяет также восстанавливать металлы, содержащиеся в глазурях, и получать различные металлические оттенки и блеск на керамических изделиях. Прежде чем начать восстановление глазури, ее нужно обжечь в обычных условиях, а затем снизить температуру, чтобы глазурь приобрела достаточную вязкость. Очень важно точно установить момент, позволяющий перейти к восстановлению. Если глазурь слишком остыла, получается газонепроницаемая поверхность, при которой восстановители не могут воздействовать на входящие в состав глазури металлические соединения; если глазурь еще жидка (маловязка), то восстанавливающиеся металлы растворяются в жидкой глазури, тонут в ней, не удерживаясь на поверхности глазурного слоя. Избыток восстановителя в этот период обжига может привести к общему почернению поверхности глазури и образованию пузырей.

В зависимости от назначения и характера керамического материала в производстве художественной керамики используют однократный или двукратный обжиг.

Назначение утельного обжига заключается в том, чтобы придать черепку прочность, достаточную для глазурования и транспортирования изделий, а также обеспечить максимально возможную степень дегазации (дегидратации) массы. При этом фарфоровый полуфабрикат максимально освобождается от органических и других газообразующих составляющих массы, что положительно сказывается на качестве политого обжига и продукции в целом: резко снижаются отходы при политом обжиге, достигаются более высокие качественные показатели и эксплуатационные свойства готовой продукции.

Используют две схемы двукратного обжига изделий:

1. Утельный обжиг осуществляется при температуре значительно ниже температуры политого обжига;

2. Температура утельного обжига превышает температуру политого обжига.

В процессе первого обжига из изделий удаляется механически связанная и гигроскопическая вода (при температуре 110. 130°С), происходит дегидратация глинистого вещества, и частичное удаление химически связанной гидратной воды (при температуре 500. 600°С), выгорание органических веществ и частичная декарбонизация (термическое разложение) углекислых магния MgCO3 и кальция СаСО3.

В результате этих физико-химических процессов керамический полуфабрикат приобретает механическую прочность и освобождается от газообразных составляющих массы. Степень освобождения зависит от температуры и продолжительности обжига. Чем выше температура и продолжительность обжига, тем меньше в массе полуфабриката остается газообразных продуктов, тем выше качество политого обжига и продукции в целом.

Например, декарбонизация углекислого кальция СаСО3 начинается при температуре 920°С и заканчивается при температуре 1000°С. Если первый обжиг вести при температуре, не превышающей 850°С, то процесс декарбонизации углекислого кальция не произойдет и отложится до второго (политого) обжига, что нежелательно, так как это усложнит протекание второго обжига и будет способствовать образованию дефектов на обжигаемых изделиях.

Однако температура первого низкотемпературного обжига может повышаться до определенного предела, после которого ее рост нежелателен, так как при этом резко снижается пористость черепка по водопоглощению и затрудняется процесс глазурования изделий.

1. Виды обжига, зачем они нужны и что нужно контролировать прежде всего. Условно разделим все материалы на 4 группы:

Затем проводят второй обжиг. Перед глазурованием и, соответственно, перед вторым, политым, обжигом, на изделие наносят подглазурную роспись. Педанты технологии после этого проводят еще и промежуточный закрепляющий обжиг, чтобы краски не смылись при окунании в глазурь. Политой обжиг, т.е. обжиг полуобожженного заглазурованного изделия, проводят при температуре созревания черепка. Это разные температуры для разных видов фарфора (а мы сюда отнесли еще и каменные массы).

Роспись для него проводят красками высокого огня (внутриглазурные краски) или легкоплавкими цветными глазурями. Иногда, чтобы получить яркие краски, проводят два и более декорирующих обжигов. Все они, с точки зрения классификации, третьи. Изделия после третьего обжига называют на Худсовете предприятия.

Третий, декорирующий, обжиг проводят так же, как и в фарфоровой схеме. Если он необходим. Ведь, по сравнению с фарфором, низкая температура политого обжига допускает применение глазурей и красок широкой цветовой гаммы.

Если тугоплавкость зерен выше, температуру обжига можно увеличить значительно. А в целом схема обжига шамота та же, что и для других типов масс: сначала утильный, потом (если нужно) политой, потом (если нужно) декорирующий обжиги.

— ставка изделий в печь и их выемка производится один раз;

— не нужен промежуточный склад утиля;

— цикл от сырца до готового изделия сокращается вдвое, т.е. меньше относительные затраты на аренду площадей и зарплату за счет повышения производительности.

В принципе, если не считать совсем низкотемпературный декорирующий обжиг, однократно можно обжечь любой материал. Но:

приходится наносить и подглазурный рисунок, и собственно глазурь на просто высушенное изделие, которое, конечно, не имеет прочности утиля;

из-за этого исключается машинная обработка, а руками надо все делать очень акуратно, чтобы ничего не разбить;

Глазури для фарфора начинают расплавляться при температуре, близкой к температуре созревания фарфорового черепка. В том интервале температур, где происходят процессы разложения глинистых минералов, глазурный слой походит на порошок, и газы легко проходят через него. Таким образом, не приходится опасаться дефектов глазури, возникающих по причине газонепроницаемости расплава. Стоит ли проводить утильный обжиг?

наносят их, как правило, напылением сжатым воздухом.

Если в качестве покрытия использовать ангобы или что-то вроде терра-сигилята, или если вы располагаете специальными глазурями с очень коротким интервалом плавления, можно обойтись без утиля. Для всех материалов однократный обжиг возможен при условии тщательно отлаженной технологии, которая в случае керамики на две трети состоит из опыта работающих Кажется, в нашем изложении проблем обжига все уже запутано настолько, что требуется еще одна раскладка по полочкам. Что происходит в процессе нагрева и охлаждения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *