что такое утечка мозгов

Утечка мозгов

Утечка умов (утечка мозгов, от англ. brain drain ) — процесс массовой эмиграции, при которой из страны или региона уезжают специалисты, учёные и квалифицированные рабочие по политическим, экономическим, религиозным или иным причинам. При оценке этого процесса с нейтральной точки зрения можно предположить, что странам, из которых происходит утечка специалистов, наносится весьма значительный экономический, культурный, а иногда и политический ущерб, и напротив, страны, принимающие и обеспечивающие специалистов-эмигрантов, приобретают огромный и дешевый интеллектуальный капитал. Аналогичный процесс вывоза за границу финансового капитала называют утечка капитала.

Содержание

История

Первые дошедшие до нас «сиддханты» (индийские научные сочинения) относятся уже к IV—V векам н. э., и в них заметно сильное древнегреческое влияние. Отдельные математические термины — просто кальки с греческого. Предполагается, что часть этих трудов была написаны греками-эмигрантами, бежавшими из Александрии и Афин от антиязыческих погромов в Римской империи.

Исход гугенотов из Франции (XVII в.)

Антисемитизм в предвоенной Европе (1933—1943)

Антисемитизм в Германии, кульминацией которого стал холокост, привел к массовой эмиграции ученых еврейского происхождения, в том числе знаменитых: Эйнштейна, Бора, Ферми (он был женат на еврейке).

Утечка мозгов в истории Восточной Европы

Одним из самых ранних примеров утечки мозгов является культурный упадок, произведенный нашествием гуннов на восточноевропейское государство Германариха, существовавшее в нижнем течении Днепра. В результате массовой эмиграции и истребления готов высокоразвитая черняховская культура прекратила свое существование и была заменена раннеславянскими культурами, стоявшими в то время на сравнительно низкой ступени развития.

Аналогичный упадок был произведен в эпоху монгольского нашествия, когда квалифицированные ремесленники либо были проданы в рабство, либо бежали, каменное строительство на многие годы прекратилось, исчезло производство стекла и многие другие сложные ремесла.

Множество русских интеллектуалов оказалось в эмиграции после гражданской войны начала XX в. Часть из них была просто выслана на «философском пароходе».

что такое утечка мозгов. Смотреть фото что такое утечка мозгов. Смотреть картинку что такое утечка мозгов. Картинка про что такое утечка мозгов. Фото что такое утечка мозгов

что такое утечка мозгов. Смотреть фото что такое утечка мозгов. Смотреть картинку что такое утечка мозгов. Картинка про что такое утечка мозгов. Фото что такое утечка мозгов

Утечка мозгов в современной России

Между тем, согласно данным фонда «Открытая экономика», отъезд российских учёных за рубеж не только не уменьшается, но существенно возрос за последние годы, при этом расширяется география оттока. Анализ, проведенный на основе базы Scopus, показал, что более 50 % публикаций российской научной диаспоры идут из США. При этом наиболее цитируемые российские учёные также работают в США — на их долю приходится 44 % всех ссылок (период после 2003 года). Лидируют по индексу цитируемости выпускники МГУ, вторые — выпускники МФТИ. На долю русских учёных, работающих в России, приходится всего 10 % ссылок.

Директор по исследованиям фонда «Открытая экономика» Иван Стерлигов отметил, что после 2000-го года в основном уезжают молодые исследователи и студенты — более 4000 человек в год. Причем учиться в вузы едут в основном в Германию, где сейчас приблизительно 12,5 тысяч студентов из России (в 2001 году их было 800). Получать же степень PhD наши молодые специалисты предпочитают в США, где в 2006 году защитились 183 человека (в 1997 г. — 74).

Причины

Утечка мозгов из других регионов

Африка

В своей речи в 1998 г. президент Южной Африки Мбеки заявил:

«В нашем мире, в котором генерация нового знания и его приложение к изменению уровня жизни является тем двигателем, с помощью которого человеческое общество удаляется от варварства, разве не нуждаемся мы в том, чтобы вернуть сотни тысяч африканских интеллектуалов из их эмиграции в Западной Европе и Северной Америке, чтобы воссоединить их с теми, кто еще остается на наших берегах?» [28]

Вест-Индия

Источник

что такое утечка мозгов. Смотреть фото что такое утечка мозгов. Смотреть картинку что такое утечка мозгов. Картинка про что такое утечка мозгов. Фото что такое утечка мозгов

Суть термина

Пожалуй, одной из главных проблем человечества можно назвать существенную дифференциацию стран по уровню благосостояния. Почему одни нации богатые, а другие бедные? Отвечая на этот вопрос, экономисты указывают на различия в уровне и качестве образования граждан отдельных государств, поскольку именно этот фактор напрямую связан с экономическим ростом. Кроме того, сегодня ученые со всего света охотно переезжают туда, где созданы условия для раскрытия их потенциала. Там они находят работу, приобретают жилье, заводят семью, поэтому желание вернуться в родные края пропадает.

что такое утечка мозгов. Смотреть фото что такое утечка мозгов. Смотреть картинку что такое утечка мозгов. Картинка про что такое утечка мозгов. Фото что такое утечка мозгов

Утечкой мозгов называется односторонняя миграция научно-технических кадров, творческой интеллигенции, высокообразованных носителей культурных и духовных ценностей, ведущая к утрате ценных специалистов, от деятельности которых зависит процветание страны.

Впервые термин был употреблен в Великобритании после Второй мировой войны, когда представители английской интеллектуальной элиты массово хлынули в Северную Америку. Экономическая глобализация лишь ускорила этот процесс, и вскоре в него оказались вовлечены многие страны, в том числе и Россия.

Причины российской научной эмиграции

Основной причиной утечки умов из РФ, по мнению экспертов, является глубочайший кризис в отечественной научной сфере, возникший сразу после распада СССР. Страна встала на рельсы рыночной экономики, распахнула свои границы, но в то же время резко сократила внутренние расходы на исследования и разработки. Такая негативная тенденция сохранялась на протяжении всего периода либеральных реформ. Амбициозные российские ученые и специалисты, чья квалификация подтверждена международными сертификатами, чаще всего покидают Россию из-за следующих причин:

что такое утечка мозгов. Смотреть фото что такое утечка мозгов. Смотреть картинку что такое утечка мозгов. Картинка про что такое утечка мозгов. Фото что такое утечка мозгов

Если в эпоху строящегося коммунизма многие уезжали в страны капиталистического лагеря из-за неприятия советского строя, то нынче превалируют экономические и бытовые мотивы: более высокий уровень жизни, отсутствие коррупции и серых схем, хорошее образование для детей, реализация права частной собственности. Иногда поводом для отъезда становятся климатические условия в стране проживания.

Последствия интеллектуального оттока

Утечка мозгов стала настоящим бичом экономики постсоветской России главным образом потому, что дорвавшихся до власти реформаторов мало заботило положение дел в научной среде. Серьезный ущерб был нанесен естественным и техническим дисциплинам. Наиболее востребованными в новых социальных условиях оказались юристы и экономисты, быстро влившиеся в круговорот свободного рынка.

что такое утечка мозгов. Смотреть фото что такое утечка мозгов. Смотреть картинку что такое утечка мозгов. Картинка про что такое утечка мозгов. Фото что такое утечка мозгов

Ни для кого не секрет, как много значат для любой страны интеллектуальные ресурсы, являющиеся национальным богатством. Развитые государства непрерывно внедряют инновационные программы развития науки и технологий, нацеленные на привлечение зарубежных кадров. Постоянная утечка мозгов создает прямую угрозу экономической безопасности страны-донора, острая нехватка ученых оборачивается стагнацией экономики.

Когда из России уезжают уникальные и талантливые специалисты, разрушается российская научная традиция, уменьшается кадровая база современной системы высшего образования, поскольку многие ученые — это не только исследователи, но и преподаватели. Делая свой выбор в пользу работы за границей, они перестают делиться своими знаниями и навыками с отечественными студентами, вследствие чего уровень компетентности последних заметно падает.

Самая пытливая и одаренная молодежь, мечтающая целиком посвятить себя науке, уезжает туда, где преподаватели и научные руководители обладают более солидным багажом теоретических знаний.

Масштабы катастрофы, с которой пришлось столкнуться России, ужасают. Уже к середине 90-х потери от интеллектуальной эмиграции составили порядка 30 млрд долларов. Сохранение отрицательной динамики означает, что страна и дальше будет спонсировать западные страны, ставшие пристанищем для российских ученых.

Дальнейшие перспективы

Судя по удручающим цифрам статистики, меры, направленные на сохранение интеллектуальной элиты, не приносят должного результата. По сообщениям СМИ, за последние десять лет страну покинуло около 1,5 млн человек, что сопоставимо с эмиграционной волной после Октябрьской революции.

Россия продолжает терять лучших выпускников вузов. Отчасти это связано с тем, что в условиях антироссийских санкций, введенных США и странами Евросоюза, возникают проблемы с финансированием научных проектов. Отечественные компании оказались отрезанными от зарубежного капитала.

Из-за частых проверок и давления со стороны властных структур некоторые предприниматели и инвесторы предпочитают работать в других местах. Ярким примером интеллектуального эмигранта является основатель социальной сети «ВКонтакте» Павел Дуров, в 2016 и 2017 годах входивший в список 200 богатейших бизнесменов России по версии журнала Forbes.

что такое утечка мозгов. Смотреть фото что такое утечка мозгов. Смотреть картинку что такое утечка мозгов. Картинка про что такое утечка мозгов. Фото что такое утечка мозгов

В последние годы власть всеми возможными способами старается ограничить негативные последствия утечки умов. В список национальных проектов, объявленных Владимиром Путиным, включена поддержка науки и образования. Для удержания научных специалистов в стране предпринимаются следующие меры:

Перечисленные мероприятия призваны заинтересовать молодых людей трудиться на благо родины. Действенным рычагом стимулирования власти по-прежнему считается патриотизм. Преданный своей отчизне ученый по определению не будет рваться в другую страну, даже если его заманивают высоким гонораром.

Источник

«Утечка мозгов»: причины, тенденции и последствия явления в условиях глобализационной экономики

что такое утечка мозгов. Смотреть фото что такое утечка мозгов. Смотреть картинку что такое утечка мозгов. Картинка про что такое утечка мозгов. Фото что такое утечка мозгов

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 09.07.2019 2019-07-09

Статья просмотрена: 6072 раза

Библиографическое описание:

Шмелева, Ю. В. «Утечка мозгов»: причины, тенденции и последствия явления в условиях глобализационной экономики / Ю. В. Шмелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 28 (266). — С. 76-80. — URL: https://moluch.ru/archive/266/61498/ (дата обращения: 10.12.2021).

В данной статье рассматривается процесс утечки мозгов в виде интеллектуальной миграции в условиях глобализационной экономики, причины и последствия явления.

Ключевые слова:утечка мозгов, эмиграция специалистов, человеческий капитал.

Возможно самый дискуссионный вопрос в экономике — почему некоторые страны богатые, а другие бедные? В ответ на этот вопрос экономическая теория обращает особое внимание на различия в уровне и качестве образования населения стран, так как именно это способствует экономическому росту. Кроме того, в настоящее время усиливается поток учёных в развитые страны: Канада, США, Западная Европа. Они покидают свои родные страны, дома, семьи, близких и эмигрируют, находя там работу, жилье, новую семью, и желание вернуться назад исчезает. Таким образом, мы подошли к явлению, которое часто называют «утечкой мозгов» или «утечкой умов» (от англ. brain drain — «слив умов»), которое впервые глобально было замечено в 1960 году и с тех пор споры о нём не стихают.

Утечку умов истолковывают как миграцию высококвалифицированных специалистов в развитые страны в поисках лучших условий жизни, высоких заработных плат, доступа к передовым технологиям и стабильной политической системы. Несмотря на то, что опытные специалисты необходимы в каждой точке света, ряд различных экономических, политических, культурных причин привлекает таланты из менее развитых государств в страны с развитой экономикой. Такие страны активно инвестируют в образование и обучение как местных, так и иностранных молодых специалистов, переманивая все больше кадров из-за границы.

Почему талантливые люди покидают свои страны, уезжая за рубеж? Каковы последствия миграции? Какую политику необходимо предпринять, чтобы остановить движения из развивающихся стран в развитые? Стоит ли прекращать утечку мозгов?

Необходимо понимать, что в настоящее время, в период ускоренного развития экономической глобализации, крайне важно изучать явление утечки мозгов, так как истоки этого феномена смогут привнести большую пользу в анализе и оценке как современного состояния, так и в прогнозировании тенденций этого явления в будущем.

Мировой исторический опыт показывает, что без создания собственной твёрдой основы НИОКР невозможно эффективно отбирать и применять готовые результаты разработок. Так, развивающиеся страны стоят далеко позади развитых стран и, за единичными исключениями, не могут пока проводить собственные прикладные и фундаментальные исследования и способствовать развитию науки и техники, а в основном выступают потребителями научной продукции, изготовленной в государствах с развитой экономикой, и тем более такие страны не преуспевают в собственном экономическом развитии. Однако, тем не менее, в некоторых случаях, несмотря на существенную разницу, развитие определённых развивающихся стран достигает определённого пика зрелости, при котором эти страны начинают ощущать острую необходимость в проведении собственных НИОКР.

Вследствие этого, мировая экономика начинает остро замечать миграцию студентов и трудоспособного образованного населения как результат колоссальной разницы в экономическом развитии развитых и развивающихся стран.

Однако, одним из важнейших последствий утечки мозгов является то, что инвестиции в образование не всегда смогут привести к ускорению экономического роста развивающейся страны, если большое количество её высокообразованных людей покинет страну [1]. Хотя в долгосрочном плане такая тактика привнесёт изменения в экономическом потенциале страны.

Рассмотрим несколько основных обстоятельств, которые приводят к мировой тенденции миграции квалифицированных кадров.

Основной отличительной чертой иммиграционного потока специалистов является связь этого явления с экономическими возможностями страны эффективного использования собственных кадров.

Таким образом, к первой группе факторов относятся неблагоприятные условия трудовой деятельностью. Они включают в себя нестабильное финансирование научной сферы, численный дисбаланс между количеством подготовленных кадров и количеством подходящих рабочих мест, отсутствие условий для нормальной интеллектуальной деятельности из-за несовершенств в патентной системе, слабое развитие маркетинга, препятствующее коммерциализации научной сферы.

Вторая группа факторов, которая оказала одно из сильнейших влияний на миграцию, связана с подготовкой национальных кадров. В условиях экономической глобализации неудивительно, что большое количество студентов решают получить образование заграницей, но при этом довольно большая часть из них не возвращается на родину.

Третья причина — мода и репутация. Сегодня молодые люди стремятся не только получить образование заграницей, но и остаться там. Многие зарубежные университеты обладают устойчивой репутацией, которая подкрепляется высоким количеством выдающихся выпускников, что зачастую говорит о высоком уровне подготовки кадров. Более того, диплом заграничного вуза даёт огромные преимущества как за рубежом, так и на родине.

Обратим внимание на то, что явление «утечка мозгов» приобрело массовость в 1940-е года в послевоенное время, однако своё начало оно берет в 30-е годы прошлого века. Ещё тогда американское научное общество начало обогащаться за счёт иностранных учёных со всего мира, в частности из Европы.

Рассмотрим ситуацию, которая сложилась в 30-е года в Принстонском университете в США, Нью-Джерси. Начнём с того, что, изначально, чтобы получить необходимые навыки, умения и знания, юные студенты устремлялись в Европу, таким образом, университеты Америки переживали настоящий кризис. Революция произошла, когда семья Рокфеллеров и их доверенные лица обеспокоились сложившейся ситуацией и решили профинансировать проект, заключающийся в щедром спонсировании трёх американских университетов, в число которых входил и Принстонский, с учреждением должностей европейского образца с достойными зарплатами и созданием научного фонда для поддержки исследований магистрантов и аспирантов [2]. Как следствие, одними из первых гостей стали Джон Фон Нейман и Юджин Вигнер. В последующем создание независимого Института перспективных исследований стимулировало дальнейшее развитие университета: близость Принстонского университета и Института перспективных исследований позволила легче привлекать выдающихся студентов и преподавателей, которые часто занимались совместной научной деятельностью. Важно отметить, что Институт являлся научным центром, где не было ни студентов, ни преподавателей — только учёные. Чтобы привлечь выдающихся учёных, Абрахам Флекснер, первый сотрудник, предлагал им небывалые зарплаты и обещание полной независимости. Спустя три года в 1933 году институт заполучил Альберта Эйнштейна, затем из Вены переехал Курт Гёдель, год спустя Гейман Вейль [3].

Уильям Джеймс писал о критической концентрации гениев, по достижении которой цивилизация начинает «вибрировать и сотрясаться» [4]. Действительно, эмиграция свела вместе группу гениев, многие из которых были молоды и находились в зените своей карьеры.

Важно отметить, что Вторая мировая война оказала крайне положительное воздействие на развитие науки в США. Плотное собрание учёных в Америке стало широко востребовано в военных проектах, так, их привлекали к шифрованию и дешифровке. Власти, в частности армейские, заинтересовались дальнейшим развитием науки, способствующей развитию военной техники, и начали инвестировать большие средства на теоретические исследования.

«В Принстоне ты чувствовал себя не просто свидетелем великой интеллектуальной революции, а её непосредственным участником» [5].

Главной причиной укрепления качества и признания образования США стала заинтересованность в развитии науки и многочисленные поощрения студентов и преподавателей. Тем самым, США являются в настоящее время мировым научным лидером, как следствие высокого сосредоточения высококвалифицированных специалистов.

Таким образом, развивающиеся страны теряли привлекательность для учёных из-за снижения инвестиций в образование и науку и уменьшения престижа профессии, вследствие чего они мигрировали в США в 20 веке, где и находили лучшие возможности для использования своих талантов. В то время как страны-доноры начинали стремительно терять специалистов и испытывать неблагоприятные последствия этого явления.

Есть также и иные стороны утечки мозгов. Анализ Institute for Public Policy Research показал, что миграция также приносит существенные преимущества развивающимся странам. Отчёт выявил, что, как правило, 70–90 процентов мигрантов испытывают увеличение своих реальных располагаемых доходов, причём большинство видят значительное увеличение. Некоторую часть доходов мигранты могут отправлять домой, тем самым увеличивая потребление в своей стране. В среднем, более половины мигрантов возвращают деньги домой, около трети всех домохозяйств получают денежные переводы. Они могут приносить важные преимущества для домохозяйств. Например, в Колумбии домохозяйства, получающие денежные переводы, на 12 % реже находятся ниже национальной черты бедности чем те, кто это не делает [6].

Международный Фонд сельскохозяйственного развития провёл исследование, в котором подсчитал, что около 150 млн мигрантов по всему миру отправили на родину в развивающиеся страны более 300 миллиардов долларов за 2006 год через более чем 1,5 миллиарда транзакций [7]. Отчёт показал важность финансовых переводов в развивающиеся страны и их потенциал для стимулирования местной экономической деятельности.

Одед Старк в своей работе «The new Economics of the brain drain» сформулировал иные позитивные последствия «утечки мозгов». Проведённое исследование показало, что люди, стремящиеся уехать из своей родной страны, вкладывают значительные средства в своё образование, тем самым, повышая уровень образованности у себя дома [8]. Он уверен, что чётко определённая миграционная политика может улучшить тенденцию недостаточного инвестирования в человеческий капитал и разрешить формирование желаемого уровня кадров.

Если связывать «утечку мозгов» с падением качества образования, увеличением циклической безработицы и с потерей высококвалифицированных кадров развивающихся стран, то, несомненно, перетекание мозгов талантливых специалистов за рубеж существенно негативно влияет на экономическое развитие государства. Но если посмотреть на ситуацию с другой стороны и связать утечку мозгов с поиском наиболее благоприятных условий для дальнейшего развития и продуктивного применения своих знаний и умений, то это вполне хорошая ситуация для экономики мира в целом.

Квалифицированные рабочие в развивающихся странах продолжают интересоваться миграцией по множеству причин, большинство из которых относятся к возможностям, которые люди могут приобрести за рубежом, и к изменениям структуры мировой экономики, однако значительно увеличивается число тех, кто возвращается обратно после прохождения обучения или практики, то есть, таким образом, в страну обратно приезжает не только человек, но и новые знания.

Подобные течения породили новое понятие «циркуляция мозгов», которое означает циклические перемещения мигрантов за границу для обучения или работы, а затем их возвращение с дальнейшим применением полученных знаний на родине. Специалисты утверждают, что «циркуляция мозгов» в дальнейшем будет приобретать большую популярность, особенно в связи с глобализацией и стиранием экономических рамок между государствами на мировом уровне. Из чего следует, что вследствие глобально интегрированной экономики и развитые и развивающиеся страны выигрывают от миграции.

В заключение, «утечка мозгов» — очень полезное явление для мировой науки, но государствам нужно предпринимать специальную внешнюю политику для регулирования этого вопроса, так как в некоторых странах уровень миграции достигает невероятного уровня. Для этого необходимо создавать комфортные условия работы, повышать зарплаты, чтобы мотивировать преподавателей заниматься наукой, заинтересовывать их в работе, чтобы те, в свою очередь, привлекали молодых людей, таким образом стимулируя улучшение качества образования, которое в долгосрочном плане несомненно принесёт пользу стране.

Необходимо создавать рабочие места, но этому может препятствовать высокая плотность населения. Так, в Южной Корее, люди в целом не хотят покидать свою страну, но они вынуждены мигрировать из-за катастрофической нехватки рабочих мест.

В целом, важно поддерживать естественный уровень миграции, чтобы происходил обмен знаниями, так называемая «циркуляция мозгов», так как закрытая экономика хоть и позволяет оставаться независимым от других стран, но препятствуют своевременному экономическому росту, чтобы удерживать примерно равные позиции с другими государствами.

Источник

«Утечка мозгов» как глобальное явление. Причины и последствия

«Утечка мозгов» — процесс, при котором из страны или региона эмигрируют учёные, специалисты и квалифицированные рабочие по экономическим, реже политическим, религиозным или иным причинам. Этот термин определяется энциклопедией Britannica как «миграция образованных или профессиональных кадров из одной страны, сектора экономики или области в другую, обычно для получения лучшей оплаты или условий жизни». Выражение «утечка мозгов» (Brain Drain) появилось в начале годов — подобным образом в Великобритании описали процесс массового переезда английских учёных в США.

«Утечки мозгов». Причины и последствия

За полвека размеры глобальной миграции квалифицированных специалистов невероятно выросли и ныне воспринимаются как серьёзная угроза будущему многих государств. С другой стороны, сторонники миграций профессионалов вместо теримна «утечка мозгов» используют другие, более нейтральные названия — например, «обмен мозгов» (Brain Exchange) или «мобильность мозгов» (Brain Mobility) — и подчёркивают, что у этого процесса есть не только «минусы», но и «плюсы».

На движение квалифицированного персонала влияет целый ряд факторов. Совместное исследование, проведённое специалистами Национального фонда экономических исследований (National Fund for Economic Research) и Института Исследований международной миграции при Джорджтаунском Университете (Institute for the Study of International Migration, Georgetown University), результаты которого были опубликованы в бюллетене World Bank Economic Review, показало, что в период с 1990 по 2000 год «утечка мозгов» в мире следовала определённым закономерностям. Так, в частности, больше всего от отъезда квалифицированных кадров страдают малые страны, находящиеся на периферии индустриально развитых государств. В эту группу также входят и бывшие колонии, из которых таланты перебираются в бывшие метрополии. Активность процесса утечки повышается в случае наступления политической нестабильности на родине талантов и роста национализма.

В свою очередь, исследование Всемирного банка (World Bank), в рамках которого были проанализированы данные по 33 странам мира, показало, что в среднем за границу отправляются менее 10% их граждан с высшим образованием. Термин «утечка мозгов» в полной мере применим лишь к пяти странам (Доминиканская Республика, Сальвадор, Мексика, Гватемала и Ямайка), где за границу (в основном, в США) переехали более двух третей всех образованных людей. В 2006 году Международный валютный фонд (International Monetary Fund) опубликовал аналогичное исследование уже по 90 государствам и пришёл к иному выводу: больше всего от отъезда «мозгов» теперь страдает Иран.

Однако, похожие тенденции отмечаются и в некоторых наиболее развитых странах. Так, новое исследование Организации экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development) показало, что Великобритания сейчас переживает крупнейшую «утечку мозгов» за последние 50 лет. По данным исследования, за границей проживает около 3 млн. людей, родившихся в Великобритании. Более 1,1 млн. из них — специалисты высокой квалификации, учителя, врачи и инженеры. За границу уезжает более 10% тех, кто заканчивает ВУЗы. Только в 2006 году из страны уехало 207 тыс. граждан. Авторы исследования подчеркнули, что ни одна страна из 29 членов ОЭСР не теряет такое количество высококвалифицированной рабочей силы. Самые популярные направления у британских эмигрантов — Австралия, США, Канада и Новая Зеландия. Основные причины, заставляющие британцев покидать родину: высокие цены на жильё, непомерные налоги и плохой климат. А убывающая высококвалифицированная сила замещается потоками иммигрантов из развивающихся стран.

Исследование ОЭСР позволило также выявить «эффект домино» в этой сфере: так, например, «утечка мозгов» медицинских работников происходит по следующему алгоритму: врачи и медсестры из Великобритании уезжают в США, где выше зарплаты. Их место занимают медики из Африки — на место африканцев в Африку приезжают врачи и медсестры из Кубы.

Международная организация миграции (International Organization for Migration) предполагает, что ныне примерно 300 тыс. африканских специалистов работают в странах Европы и Северной Америки. По её же оценке, до трети всех учёных, получивших образование в «бедных» странах мира, в итоге оказывается в «богатых» странах.

В 2004 году группа демографов и географов — Линдзи Лоувелл (Lindsay Lowell), Аллан Финдли (Allan Findlay) и Эмма Стюарт (Emma Stewart) — опубликовала результаты масштабного исследования «Утечка мозгов» (Brain Strain: Optimising Highly Skilled Migration From Developing Countries). Один из выводов исследования был весьма показательным: почти каждый десятый обладатель диплома о высшем образовании рожден в развивающихся странах — при этом 30–50% родившихся там учёных и инженеров ныне живут и работают в развитых государствах мира.

Есть и иные аспекты этой проблемы. Анализ Института исследований общественной политики (Institute for Public Policy Research) показал, что «утечка» приводит и к позитивным последствиям. Так, часть «мозгов» возвращается на родину, привозя с собой новые знания, умения и опыт. Например, более половины высокотехнологичных новых кампаний Тайваня основаны тайваньцами, вернувшимися из США.

Подобные тенденции породили в 1998 году новое понятие — «циркуляция мозгов» (Brain Circulation). Под «циркуляцией мозгов» понимаются циклические перемещения — за границу для обучения и дальнейшей работы, а затем — возвращение на родину и улучшение профессиональной позиции за счёт преимуществ, полученных во время пребывания за рубежом. Сторонники концепции «циркуляции мозгов» считают, что такая форма миграции усилится в будущем, особенно если экономические различия между странами будут уменьшаться. Подобная циклическая миграция наблюдалась, например, среди малазийцев, обучавшихся в Австралии. В Китае большую часть наиболее крупных интернет-компаний основали этнические китайцы, получившие образование в США. Центр сравнительных иммиграционных исследований при Калифорнийском Университете в Cан-Диего (Center for Comparative Immigration Studies at Universityof California, San Diego) пришёл к выводу, что активный рост информационных технологий в Индии в годы был обусловлен возвращением на родину специалистов, в годы перебравшихся в США. Из 20-ти крупнейших софтверных компаний Индии 10 были образованы «американскими индусами», ещё 4 компании были совместными предприятиями. В этих 14-ти компаниях топ-менеджерами были бывшие эмигранты. В итоге, возвращение «мозгов» на родину привело к тому, что индийские IT-компании ныне обеспечивают около 7,5% ВВП страны и позволили создать более 2 млн. рабочих мест.

В ряде случаев «утечка мозгов» поддерживается и государствами, от этой «утечки» страдающими. К примеру, во многих «бедных» государствах властные круги de facto поощряют «утечку», поскольку благодаря ей, из общества вымываются потенциальные политические оппоненты. Некоторые страны имеют специальные программы, которые позволяют им экономить: так, например, Филиппины поощряют отъезд за границу квалифицированных специалистов, не имеющих работы.

Одед Старк (Oded Stark), автор книги «Новая экономика утечки мозгов» (The New Economics of the Brain Drain), обращает внимание и на иные позитивные последствия этого феномена. Так, даже в беднейших странах мира люди, намеренные уехать, вкладывают значительные силы и ресурсы в получение образования или квалификации, необходимых для того, чтобы преуспеть за границей. Это позитивно влияет на всю систему образования страны, то есть, способствует повышению образовательного уровня населения. В случае, если уехавших за границу меньше, чем оставшихся, ситуация в стране изменяется к лучшему.

«Утечки мозгов». Краткая история

«Утечка мозгов» имеет давнюю историю. На протяжении многих веков таланты часто отправлялись в иные страны. Причин для этого было очень много — более высокий уровень жизни, религиозная свобода и так далее. В ряде случаев переезд «мозгов» приводил к крайне заметным и долговременным последствиям.

Эми Чуа (Amy Chua), автор книги «День Империи. Как гипердержавы достигали глобального доминирования» (Day of Empire: How Hyperpowers Rise to Global Dominance), доказывает, что страны, которые на протяжении определённого времени играли колоссальную роль в мире, торжествовали, прежде всего, за счёт терпимости — то есть, умения использовать в своих целях толерантность, естественно, понимаемую в терминах своего времени. Это позволяло им использовать «утечку мозгов» в своих целях — то есть, привлекать наиболее талантливых и предприимчивых иностранцев.

Так, преследования гугенотов во Франции в годы привели к тому, что последние перебрались в соседние Нидерланды, Англию и Швейцарию. Так как во Франции гугеноты специализировались на изготовлении высококачественных тканей, изготовлении шляп и часов, обработке металла и других производствах, они смогли быстро создать новые отрасли промышленности на своей новой родине — во Франции же эти сферы производства на полтора столетия пришли в упадок.

В 1492 году Испания организовала «утечку мозгов» по собственной инициативе — она изгнала из страны евреев. Еврейские торговцы и ювелиры примерно полтысячелетия контролировали торговлю алмазами в Европе и на Ближнем Востоке. В результате, бежавшие из Испании евреи создали новые мировые центры этой торговли — в португальском Лиссабоне (туда поставлялись практически все алмазы, импортируемые в Европу) и голландском Антверпене, который превратился в крупнейший в мире центр огранки алмазов. После того, как в Португалии была создана инквизиция по испанскому образцу (1540-е годы), в Антверпен переехало большинство лиссабонских алмазных дилеров, благодаря чему этот город на 300 лет стал крупнейшим алмазным центром мира.

В конце XVII века в Лондоне была создана биржа, учредителями которой стали многие финансисты, переселившиеся в Англию из Голландии, Германии и Франции. Причины их переезда были весьма разнообразными — среди них были не только возможности для бизнеса, но и покровительство закона. Иностранные «мозги» также участвовали в создании Банка Англии (Bank of England) — среди участников этого процесса были члены знаменитой семьи Ротшильдов. Результатом этого процесса стало превращение Лондона в мировой финансовый центр. Лондон играл главную и неоспоримую роль в системе международных финансов примерно с 1815 по 1914 годы. Аналогичные процессы шли во многих других сферах британской экономики. Иностранные «мозги» позволили создать колоссальную империю — в конце XIX века на британских островах проживало лишь 2% населения планеты, однако британская промышленность составляла 40–45% мировой. «Мозги» для империи поставляли и шотландцы, которые утратили независимое государство. В результате, славу британской науки составили шотландцы — «отец» современной экономики Адам Смит (Adam Smith) и философ Дэвид Хьюм (David Hume). Первый паровой двигатель изготовил шотландец Джеймс Уатт (James Watt), благодаря которому началась индустриальная революция. Ещё один шотландец — Джеймс Нэсмит (James Nasmyth) — в 1839 году изобрёл бормашину, давшую начало современной стоматологии.

Попытки остановить миграцию высокообразованных и умелых людей, как правило, не приводили к успехам. Историк Дорон Бен-Атар (Doron Ben-Atar), автор книги «Торговые секреты» (Trade Secrets), указывает, что подобные эксперименты предпринимались многими державами. Вероятно, наиболее широко известен венецианский эксперимент, когда мастерам, владевшим секретами изготовления знаменитого стекла, запрещалось покидать остров Мурано в венецианской лагуне, а за продажу производственных тайн им грозила смертная казнь.

После образования независимых Соединённых Штатов Америки Британская Империя приняла жёсткие законы, призванные не допустить миграцию английских и ирландских ремесленников в Новый Свет. Любой человек, желавший отплыть в Америку, должен был сперва получить справку, что он не является и никогда не являлся специалистом в обработке и изготовлении шерсти, железа, стали, часов и машин. Нарушителям закона грозило тюремное заключение и конфискация собственности.

Германия XIX века для борьбы с «утечкой мозгов» использовала иной метод — пропаганду. В Пруссии и иных германских государствах власти обязывали газеты публиковать специально подготовленные статьи, в которых описывалась жуткая нищета германских эмигрантов, переехавших в Америку и иные подробности их беспросветной жизни. Интересно, что США тогда начали контрпропагандистскую кампанию, лидеры страны призывали иммигрантов писать своим родным и знакомым письма с описанием реального положения дел.

В свою очередь, многие государства пытались привлекать «мозги» и «руки». Подобным образом действовали правители многих империй: от Древнеперсидской — до Османской и Российской. При этом инициатива часто исходила не только от высших властей государств. Активно действовали отдельные провинции, города и коммерсанты, пытавшиеся привлечь к себе лучшие «мозги» и «руки».

Роль «утечки мозгов» в судьбе государства может проиллюстрировать история Цзянь Сюэсэня. Этот учёный считается «отцом» китайской космической программы — в 2003 году Китай стал третьей, после СССР и США, страной мира, которая смогла направить человека в космос. Цзянь Сюэсэнь (Qian Xuesen) родился в 1911 году в Китае. В 1936 году он уехал на учёбу в США, где сперва изучал аэродинамику в Массачусетском Технологическом Институте (Massachusetts Institute of Technology), а затем в Калифорнийском Технологическом Институте (California Institute of Technology). Во время Второй Мировой войны он служил офицером в Армии США (US Army), а после окончания войны входил в состав Научного совета при ВВС США (US Air Force). Уже тогда среди коллег он имел репутацию гения. В 1949 году он предложил концепцию «шаттла» — «космического самолёта». Карьера Цзянь Сюэсэня в США была погублена в результате «охоты на ведьм», которую организовал сенатор Джозеф МакКарти (Joseph McCarthy), боровшийся с распространением коммунизма. Сюэсэня обвинили в коммунистических симпатиях (он категорически отрицал это) и в 1955 году выслали на родину, лишив гражданства США. В Китае Цзянь Сюэсэнь фактически с нуля создал ракетно-космическую промышленность. Под его руководством создавались китайские баллистические ракеты, способные нести ядерные боеголовки, и первый китайский спутник. Его работы также стали основой для создания пилотируемого космического корабля. Ныне Пентагон выражает постоянно беспокойство военным усилением Китая — по иронии судьбы важную роль в этом сыграл бывший американский учёный и военный.

«Утечки мозгов» и борьба с ними

Несмотря на то, что последствия вымывания из страны специалистов не всегда плохи, многие государства мира пытаются противостоять этому процессу или управлять им.

По данным Института исследований труда (Institute for the Study of Labour), ныне некоторые страны законодательно запрещают отъезд за границу определённых категорий специалистов — например, врачей и учителей. Однако это помогает мало: желающие уехать специалисты находили и находят возможности обойти ограничения, например, скрывая наличие у них соответствующих дипломов.

Анализ Организации экономического сотрудничества и развития показывает, что многие государства используют «американские» методы привлечения талантливой иностранной молодёжи. Так, например, Австралия, Новая Зеландия, Канада, Франция и Великобритания упростили свои визовые требования для иностранных абитуриентов, а в некоторых случаях освобождают их от платы за образование. Кроме того, они облегчают процесс получения гражданства для выпускников и для членов их семей.

Страны Скандинавии, Германия, Нидерланды и Венгрия предлагают обучение по научным и техническим дисциплинам на английском языке. Обучение в этих государствах и стоимость проживания зачастую намного дешевле, чем в США, Канаде и Австралии. Ряд европейских государств особо поддерживает иностранных студентов, получающих образование в технических дисциплинах, и предоставляют им различные льготы.

Великобритания, Франция, Германия, Япония и ряд иных государств создали специальные типы виз для профессионалов высокой квалификации. К примеру, за последние три года Япония выдала 220 тыс. подобных виз. Германия и Ирландия целенаправленно привлекают иностранных программистов, что считается необходимым для усиления местной компьютерной индустрии.

Проблемой «утечки мозгов» весьма обеспокоено Европейское сообщество. В Европе «утечка мозгов» воспринимается, прежде всего, как угроза потери научной элиты — La Creme de La Creme, то есть «звезд науки», яркий талант которых может принести огромные преимущества стране, в которой они работают. В масштабах всего Европейского Союза планируется увеличивать расходы на науку, что потенциально сделает возможным облегчение трудоустройства талантливых выпускников местных ВУЗов, приехавших рубежа. Дело в том, что ЕС тратит на научные исследования меньше, чем США и Япония (в 2005 году — 1,9% ВВП против, соответственно, 2,8% и 3%). Увеличение финансирования позволит создать сотни тысяч новых рабочих мест, что привлечёт «мозги». Ныне же в ВУЗах объединённой Европы получают образование больше студентов, чем в США и Японии. Однако в Европейском Союзе учёных меньше — в 2005 году в Европе было 5,4 научных работника на 1 тыс. работающих, в США — 8,7, в Японии — 9,7.

Аналогичным путём идут государства Азии, такие, как Сингапур, Катар и Малайзия. Они также используют различные методы привлечения иностранных студентов: Сингапур, к примеру, заключил соглашения с ведущими университетами США об открытии на своей территории кампусов крупных американских университетов.

Ныне четверть иностранных студентов, обучающихся за рубежом — выходцы из Индии и Китая. Однако в последние годы Индия и Китай сами предпринимают серьёзные усилия по привлечению талантов. Оба государства значительно увеличили ассигнования на ВУЗы. В этих странах создаются образцовые университеты (в Китае их должно быть 100), в которых иностранцев не просто будут обучать традиционным «экспортным» дисциплинам (например, китайскому языку или индийскому фольклору), но и биологии, информационным технологиям и так далее. Кроме того, в подобных ВУЗах будет вестись исследовательская работа, что позволит трудоустраивать наиболее перспективных студентов и аспирантов. Эти программы играют троякую роль: во первых, они позволяют местным ВУЗам зарабатывать деньги, во-вторых, привлекают иностранные «мозги», в третьих — позволяют обучать своих специалистов на местах, в непосредственной связи с активно растущим индийским и китайским бизнесом.

В последние годы возник новый термин — «научная диаспора» (Scientific Diaspora): многие государства мира пытаются использовать знания, опыт и связи своих «мозгов», оказавшихся за рубежом. Подобные инициативы предпринимают некоторые страны Латинской Америки, ЮАР, Индия, Китай и даже Швейцария.

Соединённые Штаты как «магнит для мозгов»

Соединённые Штаты Америки традиционно являются страной, которая привлекала талантливых иностранцев. Одним из последствий этого стал расцвет американской науки и активный рост экономики.

В XVIII — начале XIX веков многие города США публиковали рекламные объявления в европейских (прежде всего, английских) газетах, предлагая заманчивые условия для ремесленников, которые захотят переселиться в Америку. Так, штат Массачусетс обещал всем профессиональным мельникам бесплатные кусок земли и лес, которые можно было использовать для строительства мельницы. Отдельные предприниматели также участвовали в этом процессе. К примеру, в 1784 году было дано начало стекольной индустрии города Балтимор — местный коммерсант привёз из Германии 68 стеклодувов, а из Голландии — ещё 14. Аналогичным образом специалистов импортировали предприниматели из многих других государств.

К середине XIX века большинство рабочих на американских текстильных производствах были иммигрантами из Англии — бывшими работниками британских текстильных мануфактур. Один из них — Сэмюэль Слэйтер (Samuel Slater) — ныне считается «отцом» промышленной революции в США. Слэйтер, работавший сперва ткачом, а потом руководителем среднего звена, обошел существовавший в Англии запрет на иммиграцию профессионалов и выдал себя за сельскохозяйственного рабочего. Переехав в США, он перевез с собой и наиболее передовые текстильные технологии, существовавшие в мире. Слэйтер фактически «с нуля» создал текстильную промышленность США.

Аналогичным образом США усилили и обогатили многие другие иммигранты: к примеру, француз Ирене Дюпон (Irenee Du Pont) привёз в США новейшие технологии изготовления пороха (ныне существует созданный им химический концерн E. I. du Pont de Nemours and Company, ставший одним из крупнейших в мире).

Швейцарский финансист Альберт Галлатин (Albert Gallatin) превосходил по уровню квалификации своих американских коллег и в итоге стал Министром Финансов США. Галлатин фактически стал организатором приобретения у Франции её североамериканской колонии Луизианы, благодаря чему территория США тогда увеличилась почти вдвое.

В 1847 году Эндрю Карнеги (Andrew Carnegie) эмигрировал в США из Шотландии. Через пять лет он создал компанию, которая впоследствии превратилась в US Steel — крупнейшую сталелитейную корпорацию мира. В 1889 году Карнеги опубликовал эссе «Проповедь богатства» (The Gospel of Wealth), в котором доказывал, что богатые люди обязаны оказывать помощь малоимущим. Карнеги был сторонником идей британского философа Герберта Спенсера и пытался применить идеи неодарвинизма к современной политике. В частности, он пытался внедрить в политику идеи миротворчества и международного арбитража. Один из известнейших «мозговых центров» США — Фонд Карнеги за Международный мир (Carnegie Endowment for the International Peace), а также «Дворец Мира» (ныне Международный суд в Гааге) были основаны Эндрю Карнеги. Кроме того, он создал в США обширную сеть бесплатных публичных библиотек.

США привлекали таланты, пытавшиеся найти убежище от преследований у себя на родине. Эмигрант из России Владимир Зворыкин в 1933 году создал первый телевизор. Вместе с ещё одним выходцем из России — Давидом Сарновым, президентом RCA (Radio Corporation of America), он создал первую в мире телевизионную станцию, а заводы RCA начали производство первых телевизоров. Зворыкин позже изобрёл прибор ночного видения, а RCA стал и поныне является одним из крупнейших мировых производителей электронной техники. Другой эмигрант из России Игорь Сикорский, авиаконструктор, построил в США первый в мире вертолёт (геликоптер) в 1939 году. До сих пор компания Sikorsky Aviation Corporation остаётся одним из мировых лидеров вертолётостроения.

После окончания Второй Мировой войны США предприняли значительные усилия, чтобы получить в своё распоряжение не только секретные технологии нацистской Германии, но и её «мозги». Так, например, была проведена сверхсекретная операция «Скрепка» (Paperclip), целью которой был поиск и перевозка в США германских военных специалистов (одним из них был ракетостроитель Вернер фон Браун (Wernher von Braun), который впоследствии создал американские баллистические и космические ракеты). Историк Линда Хант (Linda Hunt), автор книги «Секретная программа: Правительство Соединённых Штатов, Нацистские Учёные и Проект «Скрепка» (Secret Agenda: The United States Government, Nazi Scientists, and Project Paperclip), отмечает, что США были не одиноки в охоте за «мозгами» — аналогичные операции в Германии активно проводили СССР и Великобритания.

Процесс переезда европейских учёных в США продолжился в годы, когда Соединённые Штаты тратили колоссальные средства на научные исследования. Европейское физическое общество (European Physical Society) отмечает, что в отличие от предыдущих волн «утечек мозгов», эта волна была обусловлена попытками учёных найти лучшие возможности для применения своих талантов. Европа утрачивала для них привлекательность снижения государственных инвестиций в науку, уменьшения престижа профессии, отсутствия современного научного оборудования, невнятных видов на будущее и так далее. Так, по данным журнала Science, в последнее десятилетие из Германии в США переехал каждый седьмой получатель докторской степени. Трое их четверых учёных Германии, являющихся обладателями Нобелевской премии, ныне работают в США.

Среди «мозгов», которые изменили не только США, но и мир, можно назвать, например, эмигранта из Австрии Юджина Клейнера (Eugene Kleiner), который de facto создал всемирно известную Кремниевую долину — центр высокотехнологичных разработок. При участии Клейнера стартовали такие компании, как AOL, Netscape, Sun Microsystems, Amazon, Lotus и другие. Бежавший в 1956 году из Венгрии Эндрю Гроув (Andrew Grove) создал и вывел на ведущие позиции в мире компанию Intel. Иностранные «мозги» позволили создать и многие процветающие интернет-компании, такие как Google и YouTube.

Американские «мозги» на перепутье

Процесс привлечения талантов в США привёл к ряду неожиданностей. Во-первых, вклад иностранных специалистов в науку и экономику США поражает воображение. Во-вторых, в некоторых областях знаний уже начался обратный процесс — по различным причинам «мозги» уезжают или собираются уезжать в другие страны.

Ныне, по данным Бюро переписи населения США (US Census Bureau), 14% трудоспособных американцев родились за пределами страны (последние доступные данные на 2002 год). Исследование Института миграционной политики (Migration Policy Institute) показало, что 44% иммигрантов заняты на работах, требующих высокой квалификации (для урождённых американцев этот показатель равен 60%). Однако здесь есть тонкость: на малоквалифицированных работах заняты, в основном, выходцы из Латинской Америки, Африки и стран Карибского бассейна. Выходцы из Европы и Азии преуспевают на высококвалифицированных работах, причём подобные позиции занимают 82% из них, что намного выше аналогичного показателя для урождённых американцев. По данным Центра иммиграционных исследований (Center for Immigration Studies), в последнее десятилетие в США перебирается всё больше малообразованных людей и всё меньше — образованных (так, к примеру, среди иммигрантов, прибывших в США в период с 2000 по 2006 год, у 31% не было даже школьного аттестата зрелости).

Исследование Международного валютного фонда показало, что среди легальных иммигрантов, перебравшихся в США, лишь 7% закончили начальную школу, более половины иммигрантов имеют среднее или среднее специальное образование, около 25% закончили ВУЗы. Переселенцы из Африки составляют ничтожную долю иммигрантов, однако среди них трое из каждых четырёх переселенцев трудоспособного возраста имеют диплом о высшем образовании. Аналогичная история наблюдается и среди представителей иных «бедных» государств. Так, высшее образование имеют 70% иммигрантов из Гвианы, 46% — из Тринидада и Тобаго, 42% — из Ямайки.

Ныне иностранные таланты играют колоссальную роль в науке и бизнесе США. Так, по данным Всемирной организации интеллектуальной собственности (World Intellectual Property Organization), в 2006 году автором каждой четвёртой патентной заявки, поданной в США, был иностранный гражданин, работающий в Соединённых Штатах Америки. Это лишь вершина айсберга, поскольку крайне сложно определить вклад натурализованных иностранцев, получивших американское гражданство.

По подсчётам Института американского предпринимательства (American Enterprise Institute), 41% патентных заявок на изобретения, поданных в США в 2005 году, были детищами иностранных талантов. «Иностранцы» выдали 75% международно зарегистрированных патентов, принадлежащих телекоммуникационной фирме Qualcomm, 65% патентов фармацевтического гиганта Merck, 64% электромеханического концерна General Electric и так далее.

По подсчётам Association of International Educators, ставка США на привлечение иностранных студентов привела к тому, что если в годы в США обучались 34 тыс. иностранцев, (1,4% от общего числа студентов), то в годы — 565 тыс. (соответственно, 3,9%). Более половины из них составляют студенты из Южной Кореи, Индии, Китая, Тайваня и Мексики.

По оценкам Национального фонда науки США (National Science Foundation), иностранные студенты получают 40% научных степеней в сферах химии и биологии, 50% — в математике и компьютерных дисциплинах, 58% — в инжиниринге. На каждого иностранного студента, получившего образование в технических ВУЗах США, приходится 62 патентные заявки (для урождённых американцев этот показатель — 51 заявка на 100 выпускников).

Примерно 60% выпускников американских ВУЗов остаются работать в США после окончания учёбы. Некоторые результаты этого процесса — по подсчётам Института международного образования (Institute of International Education), более трети американских учёных, ставших лауреатами Нобелевской премии, являются иммигрантами. По данным журнала Time, ныне в США работают около 400 тыс. европейских учёных (всего в Европе насчитывается около 11 млн. научных работников), и большинство их них не намереваются возвращаться на родину.

Кроме того, США имеют ряд государственных программ, рассчитанных на привлечение иностранных специалистов. Так, существует особые типы визы — H–1B (в 2007 году её получили 65 тыс. специалистов плюс 20 тыс. выпускников американских ВУЗов) и некоторые её «двойники» (например, граждане Австралии получают аналогичную визу E–3). По данным Института международного образования, ныне в США работают около 90 тыс. иностранцев, обладающих научными степенями.

Однако ныне в США начали говорить о совершенно обратной тенденции, то есть о начале процесса «разворота утечки мозгов» (Reverse Brain Drain). Проведённое в 2003 году исследование Принстонского Университета (Princeton University), показало, что каждый третий из новых высококвалифицированных иммигрантов, прибывших в США, не уверен в том, что останется в Америке надолго.

Ричард Флорида (Richard Florida), автор книги «Рост творческого класса» (The Rise of the Creative Class), утверждает, что в долгосрочной перспективе Соединённые Штаты могут столкнуться с тем, что уже «американские мозги» будут искать счастья за границей. Причин этому несколько. Например, причиной является политика, которую проводят федеральные власти. Так, в США введены определённые ограничения на исследования стволовых клеток, что привело к оттоку соответствующих специалистов в Европу, где подобных рамок не существует. Ещё одной причиной является аутсорсинг — американские корпорации активно открывают исследовательские центры в иных странах мира, где учёные обходятся дешевле. В то же время они сокращают наиболее опытных и, соответственно, наиболее возрастных специалистов.

Председатель Совета директоров корпорации Microsoft Билл Гейтс считает, что Соединённые Штаты рискуют утратить свою конкурентоспособность в глобальном масштабе и лидирующие позиции в области высоких технологий. По его мнению, в то время как США испытывает нехватку квалифицированной рабочей силы, способной решать сложные глобальные задачи, стране грозит «утечка мозгов» просчётов в системе образования, иммиграционной политике, а также недостаточных расходов на научные исследования.

«Утечка мозгов» из России

По поводу объёмов и последствий «утечки мозгов» из России постоянно ведутся споры, а многие российские эксперты разделяют популярный тезис, что она представляет собой серьёзную угрозу для безопасности и экономического развития страны.

Уже к концу годов значительная часть известных российских учёных жила и работала за границей, что породило довольно оригинальную точку зрения: «утечки умов не следует опасаться, поскольку лучшие уже уехали». В последние годы показатель уезжающих из России за границу учёных и квалифицированных специалистов постоянно снижается. С недавнего времени российские власти начали предпринимать некоторые усилия, чтобы ограничить негативные последствия этого явления. С одной стороны, Россия пытается вернуть своих лучших учёных границы, взывая, главным образом, к патриотическим чувствам. С другой стороны, новые стипендии, места в научных институтах и конкурсы должны поддерживать заинтересованность молодых людей в научной карьере в России. Российские власти также включили поддержку науки и образования в список объявленных президентом Владимиром Путиным так называемых национальных проектов.

В то время как «утечка мозгов» из России за границу существенно сократилась, до сих пор существует массовый внутренний отток инженерно-технических талантов из области исследований и разработок в сферу обслуживания, коммерческие организации и другие сферы, далёкие от их образования и опыта работы. Кроме этих традиционных видов «утечки мозгов», появились и новые формы, такие, как «утечка идей», не сопровождающаяся физическим перемещением умов, их генерирующих. Многие учёные, живущие в России, работают по различным научным программам, осуществляемым в интересах зарубежных заказчиков. Другой скрытой формой «утечки мозгов» является наём на работу лучших российских специалистов иностранными компаниями, находящимися на территории России. Таким образом, эти учёные и специалисты «эмигрируют», не выезжая за границу, а результаты их исследований становятся собственностью иностранного работодателя.

Сейчас основную массу квалифицированных эмигрантов из России составляет молодые люди с высшим образованием. Причины очевидны: низкая зарплата, отсутствие перспектив и возможностей заниматься научной деятельностью. Как правило, уезжают наиболее талантливые. Так, по официальной статистике, до 60% россиян — победителей международных олимпиад уезжает на работу за границу, а обратно возвращаются лишь единицы (9%). Наиболее серьёзная ситуация сложилась в прикладных областях: самые лучшие специалисты уходят в иностранные компании, зачастую с перспективой трудоустройства за границей, тогда как менее удачливым остаётся трудная задача попытаться найти достойно оплачиваемую работу в российской научно-технической отрасли. В основном, российские «мозги» едут работать туда, где лучше условия — в Западную Европу и Северную Америку. В качестве активных «стран-импортёров» российских талантов традиционно выступают США, Германия и Великобритания. Относительно недавно вектор направления интеллектуальной миграции смещается и в сторону активно развивающихся стран, таких как Южная Корея или Бразилия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *