что такое услуга и какие виды деятельности включает сфера услуг
§ 26. Сфера услуг: структура и особенности размещения
1. Проверим себя.
1. Что такое услуга и какие виды деятельности включает сфера услуг?
Услугой является действие, направленное на удовлетворение разнообразных материальных и духовных потребностей человека.
Состав сферы услуг: транспорт и связь, торговля, финансовая деятельность, образование и наука, услуги гостиниц и ресторанов, здравоохранение, государственное управление, туризм, коммунальные услуги, социальные услуги.
2. В чём заключаются основные отличия продукции сферы услуг от продукции материального производства?
Продукция материальные производства – это «реальные» товары и продукция, которую можно потрогать. А продукции сферы услуг она неосязаемая.
3. Какие виды деятельности являются ведущими в структуре сферы услуг и почему?
Транспорт и связь, торговля, финансовая деятельность.
4. Какова главная особенность размещения видов деятельности сферы услуг?
Предприятия сферы услуг стремятся приблизиться к потребителю, чтобы ему было удобно получать ту или иную услугу.
5. В каких странах и почему сфера услуг получила наибольшее развитие?
Наибольшее развитие сфера услуг получила в экономически развитых странах, потому что таких странах есть деньги у населения для покупки услуг, и есть квалифицированные специалисты для оказания услуг.
2. От теории к практике.
Перечислите виды своих действий, которые необходимо будет совершить, оказывая следующие услуги: транспортные перевозки пассажиров, парикмахерские услуги, услуги по ремонту обуви, гостиничные услуги, ресторанные услуги. Продукцию каких видов промышленной деятельности вы будете использовать для оказания этих услуг?
Услуги | Действия | Продукция для оказания услуг |
Нужно получить разрешение, купить транспортное средство, нанять водителя, сделать рекламу для маршрута перевозки, и отвезти людей к пункту назначения | автомобили | |
парикмахерские услуги | Получить разрешение на осуществление деятельности, найти помещение для оказания услуги, купить необходимые инструменты и оборудования, нанять парикмахеров, сделать рекламу | Ножницы и прочие парикмахерские инструменты, шампунь и другие средства для волос |
Получить разрешение на работу, найти помещение, купить необходимое оборудование, найти работников, сделать рекламу | Кожа, набойки, прочие материалы и оборудование доя ремонта обуви | |
гостиничные услуги | Получить разрешение на оказание услуг, найти здание и оборудовать его, нанять рабочих, седлать рекламу | Строительные материалы, бытовая химия |
ресторанные услуги | Получить разрешение, найти помещение, закупить необходимое оборудование, нанять рабочих, сделать рекламу | Продукция пищевой промышленности и сельского хозяйства |
3. Обсудим.
Как вы считаете, какие виды услуг могут быть автоматизированы, а в оказании каких услуг ещё долго будет задействован человек?
Например, можно легко автоматизировать действия в сфере торговли, предоставления гостиничных услуг (горничные, ресепшен), то есть те виды деятельности, которые требуют механической работы. Еще долго в образовании и науки, государственном управлении, туризме будет задействован человек.
Сфера услуг
Услуга – действие, направленное на удовлетворение нематериальных и производных от материальных потребностей человека. Как правило, обслуживание является продуктом взаимодействия двух лиц. Предложения и необходимости, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Сети продуктовых магазинов требуется регулярная поставка товаров. Порвавшему ботинки, нужен ремонт обуви. Жилому помещению – каждодневная уборка.
Что представляет собой сфера услуг?
Сфера услуг занимает почетное и преобладающее место в структуре экономических отношений развитых стран. Она состоит из видов коммерческого и некоммерческого обслуживания. В качестве поставщиков выступают частные специалисты и компании. Потребителями также являются физические и юридические лица. Рыночные отношения включают оборот товаров и услуг в пределах конкретной территории и за ее границами.
Особенности экономики той или иной страны оказывают прямое влияние на состояние сферы услуг. А также возможности лиц, строящих бизнес на фундаменте одной или нескольких групп обслуживания. Подробнее о видах услуг мы писали в одноименной статье, которую рекомендуем прочитать. Страница откроется в новой вкладке.
Торговля также относится к разновидности услуг, осуществляемой с целью перепродажи товаров заинтересованным в покупке лицам. Она в свою очередь разделяется на оптовую и розничную, регулярную и единичную, прямую, посредническую и прочее.
Какие отрасли преобладают в сфере услуг?
Города и страны, популярные в части отдыха и поддержания здоровья, ставят в фундамент экономики культурное и рекреационное обслуживание. Например, туризм собирает в группу взаимодействующих направлений сразу несколько видов услуг. Перевозка, проведение экскурсий, размещение в гостиницах, питание, культурно-развлекательные направление и прочее.
Категории и виды услуг портала «Городские услуги»
Открытие первого портала состоялось в 2014 году. Проанализировав рынок, мы выявили 89 прикладных разновидностей услуг и разбили их по 12 категориям.
Каждая категория включает наиболее популярные виды, по запросам в сети Интернет. Поставщики услуг могут разместить объявление бесплатно на сайте своего города.
Какие услуги можно искать или продвигать через Интернет?
Каждое направление можно упаковать в предложение для потенциальных клиентов. Наличие специализированных сайтов, социальных сетей и форумов обращает внимание поставщиков услуг к сети Интернет. Старые методы продаж по сравнению с электронными не так эффективны. О том где разместить объявление об услуге рекомендуем прочитать в одноименной статье нашего портала.
Поиск мастеров и специалистов в сети может показаться простым и незамысловатым занятием. Вводите в Яндекс или Google название и получаете результат. Итог может привести вас к желаемому исполнителю или на страницы 10-15 сайтов посредников. Треть ресурсов будут иметь косвенное отношение к тому, что вы изначально искали.
Выбор компании может стать хорошим вариантом для решения поставленной задачи. Об этом мы подробно написали в сравнительной статье: Услуги мастера без посредников или организация, что выбрать?
Разместить бесплатное объявление или найти исполнителя удобно на страницах портала «Городские услуги». Мы следим за тем, чтобы каждое предложение находилось в своей группе. Поставщики услуг формируют отдельные страницы, заполняют данные для связи с клиентами. Меню быстрого поиска экономит время посетителя и выводит в результат только актуальную информацию.
Подробнее о видах услуг, представленных на городских сайтах, вы можете прочитать в соответствующих статьях. В каждом материале мы постараемся ответить на важные вопросы, с которыми сталкиваются поставщики и потребители услуг в процессе поиска и заказа. Для того, чтобы получить положительный результат приложенных усилий, рекомендуем найти интересующую вас услугу и познакомиться с материалом.
Определение сферы услуг
Рассказываем, что такое сфера услуг, какими отраслями и профессиями она представлена в современном мире. Развитие данного сектора экономики характерно для постиндустриальной экономики, он доминирует в развитых странах. По данным РБК, в России на конец 2016 года пришёлся пик активности сферы услуг — индекс деловой активности по этому направлению достиг максимальной отметки в 56,5 баллов. Затем последовало небольшое падение и в январе 2019 года он составил 54,9 пунктов. В любом случае, это хороший показатель: если индекс больше 50, значит деловая активность растёт, а у начинающих предпринимателей есть перспективы заработка.
Понятие сферы услуг в экономике
Есть несколько определений сферы услуг, из которых наиболее доступным и поэтому распространённым является: «часть экономики, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предпринимателями и организациями». Эта сфера экономики противопоставляется сельскому хозяйству и производству.
Отличительной особенностью данного сектора является нематериальный характер создаваемых или воспроизводимых благ. Так, в сельском хозяйстве результатом работы становятся продукты питания, в промышленном производстве — материальные блага, а в услугах — неосязаемый, нередко кратковременный результат в интересах потребителя. Например, туристическая поездка, новая прическа или урок английского.
Отличительными чертами сферы услуг являются:
Например, парикмахерские услуги — это какая сфера? Это сфера услуг.
Активное развитие данного сектора экономики считается признаком развитого постиндустриального общества. То есть, если сфера услуг занимает в экономике страны более 60% процентов ВВП, её можно отнести к постиндустриальным. В развитых странах этот показатель находится на уровне 65%, а в сфере трудоустройства достигает 70%. В России эта отрасль прошла ускоренное форсированное становление: с 1990 по 2013 доля услуг в ВВП выросла с 32,6% до 69%. Такой рост связан с бурным развитием торговли, которая имеет наибольшую долю в отраслевой структуре сектора.
С точки зрения практики для предпринимателя определение и особенности могут не иметь большого значения. Однако любой бизнес будет подчиняться общеэкономическим законам и тенденциям, понимание которых обеспечит больше шансов на прибыль и успех на рынке.
Предпринимательство в сфере услуг — это возможность зарабатывать в активно развивающемся секторе экономики.
Отрасли сферы услуг
Сектор объединяет несколько направлений работы, напрямую не связанных между собой и даже противоположных. Отрасли сферы услуг — это виды деятельности, направленные на создание разнообразных нематериальных благ. Чтобы охарактеризовать её структуру, воспользуемся классификатором видов экономической деятельности. Из него мы узнаём, что международный стандарт предусматривает 9 разновидностей услуг.
Оптовая и розничная торговля
Торговля — это сфера услуг, точнее вторая крупнейшая по ВВП и занятости отрасль в России (в 2016 году она уступила первенство операциям с недвижимостью). Показателем успешности торговли в первом десятилетии 21 века стало повсеместное строительство торговых центров, гипермаркетов, супермаркетов и популярность интернет-торговли.
Кризис 2014 года, точнее девальвация рубля затормозили развитие отрасли. Покупательская способность граждан снизились и не восстанавливается уже 5 лет. Однако для начинающего предпринимателя именно торговля, основанная на перепродаже товаров, остаётся наиболее простым и быстроокупаемым способом выйти на рынок.
Гостиницы и рестораны
Успех гостиниц и ресторанов связан с развитием туризма, а также покупательской способностью граждан и их готовностью тратить деньги на заведения общественного питания (к этой категории относятся все кафе, столовые, бары). В общей структуре туризм составляет всего 4,4%. Затраты на путешествия и питание вне дома в кризисные периоды сокращаются до нуля, что делает отрасль полностью зависимой от стабильного финансового благополучия населения.
Транспорт и связь
В это направление деятельности включаются все виды транспорта — железнодорожный, автомобильный, воздушный, речной, морской, трубопроводный, а также все виды связи. Особенность отрасли в том, что продукт её деятельности необходим не только частным потребителям, но бизнесу и государству.
Транспортная инфраструктура России включает 85 500 километров железных дорог и 1 млн кв.м автомобильных дорог. По совокупной длине железных дорог наша страна уступает США и Китаю. Лидером по количеству автомобильных дорог тоже являются Соединённые Штаты — 6,5 миллионов километров. Россия находится в десятке лидеров, на одном уровне с Бразилией и Японией.
Финансы
Это система банков и прочих финансовых учреждений, а также фондовый рынок страны и оказание страховых услуг. Отечественная финансовая отрасль относится к отстающим — совокупная капитализация российского фондового рынка в 2014 году была меньше капитализации Google.
Количество отечественных банков стабильно снижается: на начало 2017 года действовало 623 банка, на начало 2018 — уже только 561.
Аренда и прочие услуги, связанные с недвижимостью
Объём жилищного строительства существенно вырос за последние годы. Так, в 2007 году за год строилось 532 тысячи новых квартир, а в 2016 году — уже 916 тысяч. При этом средняя площадь квартиры сократилась с 70 до 50 кв.м, а жилищные условия большинства граждан остаются неудовлетворительными, сильно уступают даже среднему значению в Восточной Европе.
Обязательное социальное обеспечение, государственное управление и военная безопасность.
К этому направлению относится деятельность государственных и местных органов власти. Это регулирование налогообложения, общественного порядка, благоустройства, безопасности, правопорядка. Сюда же входит регулирование других отраслей сферы услуг — торговли, образования, здравоохранения. Местные, региональные и федеральные власти принимают законы, работают с обращениями граждан, контролируют деятельность организаций (в том числе частных), однако самостоятельно ничего не зарабатывают. Оценить их вклад в экономику трудно, учитывая, что их деятельность напрямую финансируется из бюджетов разных уровней.
Образование
В сфере образования доминируют государственные и муниципальные учреждения. Сейчас в стране функционируют всего 400 частных школ (в начале 2000-х годов это число достигало 700) и около 1 тысячи негосударственных университетов. Они существуют под жёстким контролем государства.
Только за последние годы контролирующие учреждения лишили десятки таких образовательных заведений возможности вести деятельность из-за низкого качества услуг, нарушения правил работы и мошенничества. Коммерческое образование не развивается и перспектив к подъёму отрасли в ближайшие годы нет.
Здравоохранение
В России отрасль здравоохранения также характеризуется доминирующей ролью государства. Сейчас в стране действуют около 5,4 тысяч больниц против 10,7 тысяч в начале нулевых годов. Но в отличие от сферы образования, в этом направлении активно развивается частный бизнес. Известно, что на начало 2014 года в стране работали более 1700 коммерческих медицинских учреждений.
Наиболее прибыльной является стоматология — она занимает 50% коммерческого рынка в стоимостном выражении. Опрос в июне 2012 года показал, что 52% респондентов за последний год пользовались услугами частных клиник и оплачивали их за свой счёт (без полиса медицинского страхования). Эти данные делают работу в сфере коммерческой медицины очень перспективной.
Коммунальные, бытовые и социальные услуги
В этот сектор входит весь комплекс бытовых услуг населению:
Отрасль находится под надзором государства, которое не только контролирует его, но и владеет её существенной долей. Например, водоканалы в большинстве случаев являются муниципальными или региональными предприятиями, на их финансирование затрачиваются бюджетные средства. Впрочем, частный бизнес в этом направлении также неплохо зарабатывает. Примером может быть ОАО «ТГК-2» — энергетическая компания, объединяющая 15 теплоэлектроцентралей в 6 регионах России. Капитализация ТГК-2 составляет 1,2 млрд рублей.
Примеры предприятий сферы обслуживания
Теперь, когда мы охарактеризовали структуру, найти примеры предприятий сферы услуг очень легко:
Профессии в сфере услуг для населения
В России в этом секторе экономики сосредоточено 70% работающего населения. Это значит, что 7 из 10 официально трудоустроенных людей работают именно на оказание той или иной услуги. Это цифры только по официальным данным. Если же учесть, что часть специалистов работает неофициально — домашние парикмахеры, кондитеры, няни, сиделки, сантехники — вклад в экономику окажется ещё более весомым.
Примеры профессий:
Администратор сферы услуг — это отдельная профессия, предполагающая управлением организацией. Такой специалист планирует и контролирует текущую работу, ставит краткосрочные и долгосрочные цели предприятия, управляет персоналом. В интернете можно найти образовательные курсы по этой специальности.
Заключение
Сфера услуг — это широкое понятие, объединяющее 9 направлений деятельности, общей чертой которых является удовлетворение потребностей потенциальных клиентов. В экономике развитых стран услуги составляют не менее 60% ВВП. В России этот показатель находится приблизительно на таком уровне, хотя экономический кризис последних лет снизил его значение. Наиболее развитыми остаются торговля и рынок недвижимости.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Бизнес идеи: какой бизнес сейчас актуален
Код ОКОНХ: как узнать по ИНН
Обязанности менеджера по сопровождению клиентов
Список видов деятельности для ИП
Реальные располагаемые денежные доходы – это что такое
Современная концепция маркетинга услуг. Маркетинговое понимание услуги
Рыночное предложение фирмы обычно включает в себя предоставление некоторых услуг, которые могут составлять как большую, так и меньшую часть общего предложения. В маркетинге различают пять категорий предложения:
Достаточно близка к классификации предложения классификация услуг:
Рассматривать содержание сервисного компонента удобно, основываясь на идентификации Ф. Котлером четырех групп продуктов.
Услуга является товаром особого рода. Для описания услуги как товара особого рода применима концепция, разработанная Т. Левиттом и Ф. Котлером. Согласно этой концепции, услугу можно рассматривать как многоуровневую систему.
В таблице 28.9 рассмотрены уровни услуги по экспедированию грузов.
Источник. Шуклецов А. Маркетинг и конкурентоспособность на рынке морских перевозок // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2002. № 3.
Место сервиса среди уровней товара можно проследить, используя следующую структуру.
В любом товаре можно выделить три уровня:
Каждая фирма в зависимости от сферы деятельности и проявления факторов маркетинговой среды определяет ассортимент предлагаемых к реализации услуг. Это выражается в продуктовой политике. Сразу отметим, что под продуктом в данном случае понимается конкретная услуга.
Продуктовая политика направлена на решение следующих крупных проблем:
Основными целями продуктовой политики являются:
Кзадачам продуктовой политики относятся: поиск новых услуг; развитие новых услуг; ввод новых услуг на рынок; обоснование процесса оказания услуг; регулирование качества услуги; контроль за поведением новых услуг на рынке и т. д.
Вопросы при оценке идеи новой услуги:
Источники идеи продукта (услуги) приведены на рис. 28.1.
Категории новизны услуги:
Специфические подходы к управлению сервисным продуктом:
Ключевые стратегии управления спросом на услугу:
Разработку стратегии управления спросом следует начинать с изучения и анализа факторов, влияющих на его колебания:
Международные модели маркетинга услуг. Приводимые модели были разработаны европейскими и американскими учеными в середине 70-х годов ХХ в. Сейчас многие специалисты пытаются дать современное представление о базовых моделях маркетинга услуг.
Все модели имеют общие структурные и концептуальные элементы:
Модель Ратмела. Одной из ранних концептуализаций маркетинга услуг была модель, разработанная Д. Ратмелом в 1974 г. Модель Ратмела стала первой попыткой показать различия между функциональными задачами маркетинга в производственном и непроизводственном секторах. Схематически модель представлена на рис. 28.2.
Источник: Новаторов Э. Международные модели маркетинга услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 3.
Модель показывает, что в производственной сфере возможно различить по крайней мере три хотя и связанных, но вполне самостоятельных процесса:
В контексте услуг достаточно трудно разделить производство, маркетинг и потребление услуг на отдельные процессы. Главный акцент в модели сделан на специфику услуги как продукта. Из специфики услуги вытекает новая функциональная задача маркетинга в сфере услуг в дополнение к традиционным функциональным задачам маркетинга. Возникает необходимость изучать, создавать, оценивать, рекламировать, продвигать на рынок и продавать процесс взаимодействия между теми, кто производит услугу, и теми, кто ее потребляет.
Модель П. Эйглие и Е. Лангеарда. Эта модель маркетинга услуг была разработана в 1976 г. во Франции П. Эйглие и Е. Лангеардом. Ее назвали «обслуживание в действии». Модель показана на рис. 28.3.
Источник: Новаторов Э. Международные модели маркетинга услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 3.
В модели учтены все базисные характеристики услуги: не только одновременность производства и потребления, но и неосязаемость.
Ключевыми факторами в этой модели являются:
Авторы модели выделили не только факторы поведенческой реакции в процессе потребления услуг со стороны непосредственного потребителя, но и опосредованное влияние процесса потребления на окружающую социальную среду и на самого потребителя в виде отраженного воздействия.
Согласно логике рассматриваемой модели менеджер по маркетингу кроме традиционных стратегий маркетинга, используемых в производственном секторе, должен продумать и спланировать дополнительные стратегии:
Усовершенствованная модель производства и потребления услуг приведена на рис. 28.4.
Источник: Сухоруков М. Современное представление о базовых моделях маркетинга услуг // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2004. № 3.
Три ключевые единицы образуют три контролируемых звена:
Для того чтобы эффективно управлять маркетингом на фирме услуг, необходимо развивать три стратегии, направленные на эти три звена. Для этого требуются три типа маркетинга, рассмотренные выше (табл. 28.10).
Источник. Киреев И. Содержание отдельных составляющих маркетингового комплекса компаний, работающих в сфере услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. № 3.
что такое услуга и какие виды деятельности включает сфера услуг
§ 26. Сфера услуг: структура и особенности размещения
1. Проверим себя.
1. Что такое услуга и какие виды деятельности включает сфера услуг?
Услугой является действие, направленное на удовлетворение разнообразных материальных и духовных потребностей человека.
Состав сферы услуг: транспорт и связь, торговля, финансовая деятельность, образование и наука, услуги гостиниц и ресторанов, здравоохранение, государственное управление, туризм, коммунальные услуги, социальные услуги.
2. В чём заключаются основные отличия продукции сферы услуг от продукции материального производства?
Продукция материальные производства – это «реальные» товары и продукция, которую можно потрогать. А продукции сферы услуг она неосязаемая.
3. Какие виды деятельности являются ведущими в структуре сферы услуг и почему?
Транспорт и связь, торговля, финансовая деятельность.
4. Какова главная особенность размещения видов деятельности сферы услуг?
Предприятия сферы услуг стремятся приблизиться к потребителю, чтобы ему было удобно получать ту или иную услугу.
5. В каких странах и почему сфера услуг получила наибольшее развитие?
Наибольшее развитие сфера услуг получила в экономически развитых странах, потому что таких странах есть деньги у населения для покупки услуг, и есть квалифицированные специалисты для оказания услуг.
2. От теории к практике.
Перечислите виды своих действий, которые необходимо будет совершить, оказывая следующие услуги: транспортные перевозки пассажиров, парикмахерские услуги, услуги по ремонту обуви, гостиничные услуги, ресторанные услуги. Продукцию каких видов промышленной деятельности вы будете использовать для оказания этих услуг?
Услуги | Действия | Продукция для оказания услуг |
Нужно получить разрешение, купить транспортное средство, нанять водителя, сделать рекламу для маршрута перевозки, и отвезти людей к пункту назначения | автомобили | |
парикмахерские услуги | Получить разрешение на осуществление деятельности, найти помещение для оказания услуги, купить необходимые инструменты и оборудования, нанять парикмахеров, сделать рекламу | Ножницы и прочие парикмахерские инструменты, шампунь и другие средства для волос | Получить разрешение на работу, найти помещение, купить необходимое оборудование, найти работников, сделать рекламу | Кожа, набойки, прочие материалы и оборудование доя ремонта обуви |
гостиничные услуги | Получить разрешение на оказание услуг, найти здание и оборудовать его, нанять рабочих, седлать рекламу | Строительные материалы, бытовая химия |
ресторанные услуги | Получить разрешение, найти помещение, закупить необходимое оборудование, нанять рабочих, сделать рекламу | Продукция пищевой промышленности и сельского хозяйства |
3. Обсудим.
Как вы считаете, какие виды услуг могут быть автоматизированы, а в оказании каких услуг ещё долго будет задействован человек?
Например, можно легко автоматизировать действия в сфере торговли, предоставления гостиничных услуг (горничные, ресепшен), то есть те виды деятельности, которые требуют механической работы. Еще долго в образовании и науки, государственном управлении, туризме будет задействован человек.
Классификация видов деятельности в сфере услуг
В мировой экономико-статистической практике используются различные подходы к классификации отраслей сферы услуг. Так, в статистических сборниках и журналах США перечень услуг включает:
Приведенный перечень не является всеобъемлющим, в него не входят услуги предприятий торговли, питания, проживания и т.п.
Услуги могут быть сгруппированы по признаку взаимозаменяемости и связи с товарами. Такую классификацию использовал секретариат Генерального соглашения по таможенным тарифам и торговле (ГАТТ). Она состояла из четырех групп:
Однако подобная классификация не была общепринятой и имела ограниченное применение.
По принадлежности к материальному производству различают две группы услуг:
Условность такого деления приводит к тому, что такие виды услуг, как информационные, консультационные, маркетинговые, должны быть отнесены к группе производственных услуг, хотя они могут предоставляться и в нематериальной сфере. Дифференциация услуг на личные и общественные также довольно искусственна, так как, например, здравоохранение, культура направлены на удовлетворение не только личных, но и общественных потребностей. Взаимозависимость и взаимосвязь многих разнородных услуг на основе единого технологического процесса и управления (коммунальное хозяйство, транспорт и связь и т.п.) также затрудняют разграничение по признаку производственной принадлежности.
Отнесение ряда отраслей услуг к материальному производству (торговли, жилищно-коммунальных, производственных видов бытового обслуживания) традиционно использовалось в России в допереходный период. Причинами этого были политический приоритет материального производства как главного источника национального дохода, создаваемого производительным трудом; остаточный подход к финансированию услуг личного характера и т.п.
В основу классификации услуг могут приниматься и иные критерии: по потребительскому назначению, по трудоемкости услуг, по степени материализации и осязаемости услуг и другие.
Поскольку различные группы отраслей услуг неодинаково отражают динамику становления постиндустриального общества, для объективной характеристики постиндустриального развития современной цивилизации в научной литературе предлагается саму сферу услуг подразделять на три сектора: собственно третичный (услуги по обслуживанию материального производства), четвертичный сектор (торговля, финансы, страхование, операции по обслуживанию недвижимости) и пятеричный сектор (информационно-научные, образовательные, деловые и услуги по государственному управлению).
В официальной международной статистике такая классификация пока не применяется. Однако, по мнению Е.Н. Жильцова, ее достоинство может состоять в том, что в ней выделяется пятеричный сектор, включающий группы отраслей сферы услуг, прогрессивное развитие которых определяет модель будущего постиндустриального общества. Что касается четвертичного сектора, включающего финансовые и страховые услуги, то опережающее его развитие в 80-90-х гг. в развитых странах мира не всегда свидетельствовало о росте объема реальных услуг, в большей степени отражало сильную активацию спекулятивной деятельности на финансовых рынках.
Обобщение наиболее значимых признаков классификации услуг приведено в схеме на рис. 3.
Довольно распространенным в мировой статистической практике считается классификационный подход, сочетающий два признака: производственно-технологический и функциональный. Производственно-технологический признак исходя из технологической общности объединяет сервисные отрасли как собирательное вертикальное образование. Функциональный признак характеризует профильную направленность отраслей (например, обслуживание объектов собственности, личности, потребителя и т.п.).
Рис. 3. Схема классификации услуг
На макроэкономическом уровне целесообразно сочетать в классификации услуг функциональную направленность с отраслевым делением (рис. 4). Поскольку отрасль определяется «как группа экономических единиц с однородным производством», т.е. производящих один вид или группу однородных продуктов или услуг, то однородность конечной услуги также позволяет упорядочить информацию о действующих экономических агентах.
Рис. 4. Сочетание классификационных подходов услуг
Сочетание функционального и отраслевого подходов создает предпосылки для полноценного включения сферы услуг в Систему национальных счетов, что дает возможность реалистичного отражения места услуг в общественном воспроизводстве, их роли в современной экономике (рис. 4). Через экономический оборот услуги включаются в потоки движения экономических благ. Посредством Системы национальных счетов деятельность по оказанию услуг увязывается с благосостоянием населения. На практике это позволяет преодолевать некоторые противоречия и неоднозначность функциональной природы услуг, поскольку многие из них (например, транспорт, связь, информационное обслуживание и т.п.) обладают собирательным характером и технологической общностью при обслуживании производства (грузовой транспорт) и услуг личной ориентации (пассажирский транспорт).
Внутри отдельных групп услуг или видов услуг их классификация продолжается за счет развития признака функционального назначения (например, деловые услуги различаются как консультативные, финансово-инвестиционные, операционные и эксплуатационнотехнические, информационные, по содействию занятости населения и т.п.), потребительского назначения (услуги по торговле производственными, непроизводственными товарами, строительными материалами и т.п.), целевой ориентации (туризм может быть рекреационный, экскурсионный, научный, деловой, этнический) и по многим другим специфическим признакам.
Вышеперечисленные группы выделяют основные профильные услуги. Сервисная деятельность может быть представлена в виде совокупности способов и форм обслуживания потребителя. Многообразие используемых способов и форм обслуживания требует дальнейшей дифференциации классификационных признаков.
Постановление Совета ЕЭС «О статистической классификации продукции по виду деятельности*. № 3696-93 от 29 октября 1993 г.
Представляется, что по месту в сервисном процессе следует различать наряду с основными сопутствующие и дополнительные услуги. Основные услуги составляют сущность технологического процесса. Сопутствующие услуги призваны оказывать помощь в реализации основной потребности, и чаще всего их стоимость входит в цену основной профильной услуги. Дополнительные услуги предоставляются по желанию потребителя и оплачиваются за его счет.
Рис. 5. Классификация услуг по видам деятельности
Рис. 5. Классификация услуг по видам деятельности (продолжение)
Деление услуг на основные и профильные, сопутствующие и дополнительные позволяет построить внутригрупповую классификацию.
Так, по месту в сервисном процессе розничной торговли следует различать основные услуги, связанные с собственно куплей-продажей товаров; сопутствующие услуги в виде справочного бюро, камеры хранения и т.п., улучшающие условия совершения покупки; дополнительные услуги по предоставлению кредита, транспортной доставки купленного товара на дом, техническому обслуживанию и др.
Услуги, имеющие профилирующее значение в одних отраслях, в других могут выполнять функции сопутствующих или дополнительных по отношению к обслуживаемым потребителям.
Совершенствование подходов к классификации услуг, как представляется, должно учитывать главные тенденции их развития. По мере развития современной экономики наблюдается дифференциация отраслей, и одновременно происходит синтез видов деятельности внутри сферы услуг, в ходе которого возникают услуги комплексного характера (например, услуги туризма).
Сервисная революция, усиление неценовых методов конкурентной борьбы побуждают предпринимателей к диверсификации деятельности, в процессе которой усиливается интеграция услуг. В результате соединяются различные виды услуг, например, в организации досуга, внедомашнего питания, бытового, торгового и иного обслуживания.
Классификация услуг по видам деятельности служит основой для определения отраслевой структуры сферы услуг. К отрасли принято относить предприятия, объединяемые единством технологического процесса (например, оптовая и розничная торговля, обеспечивающая прохождение товара от производителя до потребителя) либо результатом деятельности которых является одинаковый (или схожий) конечный продукт, товар или услуга. Однако современные отрасли могут поставлять на рынки весьма разнообразные товары, продукты или услуги (например, торговля может заниматься ремонтом автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования силами специализированных подразделений, организованных в содружестве с изготовителями). Диверсификация сервисной деятельности за счет дополнительных и сопутствующих видов сервиса также вносит в отраслевое деление сферы услуг некоторую условность.
Сфера услуг разграничивается на три сектора: платный (рыночный), государственный (нерыночный общественный) и смешанный. Сектор представляет собой совокупность институциональных единиц (т.е. хозяйствующих субъектов, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность с другими единицами), однородных по выполняемым функциям, формам собственности, источникам финансирования.
Различия трех основных секторов сферы услуг обусловлены их спецификой включения в экономический кругооборот, отражения движения активов в Системе национальных счетов, особенностями взаимоотношений поставщиков (производителей) и потребителей.
Сектор платных услуг может быть представлен самым широким многообразием видов деятельности, характеризующихся различием условий хозяйствования, участия в рыночной конкуренции, маркетинговой стратегии и т.п.
Виды услуг. Предоставление услуг
Услуга представляет собой итог непосредственного взаимодействия двух субъектов: заказчика (потребителя) и исполнителя. В качестве нее также признается результат собственной деятельности последнего, направленный на удовлетворение определенных нужд. В России существует несколько вариантов классификации полезной деятельности. Рассмотрим далее, какие сегодня существуют виды услуг.
Общая классификация
Одной из важнейших особенностей услуг, существующих сегодня, считается полезный эффект для потребителя. При этом такое действие оказывает и живой труд, и работа, овеществленная в конкретном продукте. Это, собственно, и определяет принципиальное назначение всей сферы обслуживания. Оно, в частности, состоит в формировании комфортных условий для людей во время отдыха, в транспорте, в общественном или ином месте. Полезным эффектом деятельности выступает комплекс свойств услуги, которые направлены непосредственно на удовлетворение тех либо других человеческих нужд.
Экономические типы
В современных условиях существуют нерыночные и рыночные виды услуг. Последние оказываются за определенную плату. Цены на такую деятельность устанавливаются так, чтобы исполнитель не только смог покрыть понесенные издержки, но и получить доход. Рыночные виды услуг, таким образом, приравниваются к продукции и выступают в качестве объекта сделки. Нерыночная деятельность осуществляется безвозмездно. Обычно, они имеют социально-ориентированный характер. Их финансирование осуществляется за счет бюджета или средств общественных организаций (профсоюзов, партий и прочих). Потребителями таких услуг выступают или домашние хозяйства, или все общество в целом.
Важный момент
Следует отметить, что почти все существующие виды услуг можно оказывать как платно (полностью или частично), так и безвозмездно. В качестве исключения вступает деятельность органов управления (в том числе, правоохранительных и оборонных учреждений), благотворительных организаций и церкви. Услуги этих субъектов оказываются всегда безвозмездно. Сегодня, в соответствии с рекомендацией Статистической комиссии при ООН, в качестве платной признается любая деятельность, которая предлагается по экономически значимой стоимости.
Рыночные типы
В современной экономической системе большое внимание уделяется статистическому анализу и прогнозированию. Для наиболее успешного осуществления этой деятельности необходимо осуществлять правильное сегментирование рынка. При решении данной задачи целесообразно применять следующую классификацию платной полезной деятельности людей:
Покупательская способность
В качестве важнейшего фактора, который нужно учесть в процессе исследования платной полезной деятельности в России, выступает распределение населения по величине среднедушевого дохода. От его размера (при других равных условиях) напрямую зависит объем и структура расходов на платные услуги. По статистическим данным, малообеспеченные граждане отказываются от 5, 6 и 7 группы. Более того, ввиду отсутствия необходимых средств, они не могут позволить в полной мере использовать предложения 1-4 категорий. Таким образом, не имея возможности заплатить за коммунальные услуги, например, население накапливает долги.
Особенности сегментации рынка
В теории у каждого гражданина страны есть возможность приобрести любую услугу от первой до седьмой группы. В этой связи все население страны может рассматриваться в качестве совокупности клиентов, которые подлежат сегментации. Но данную процедуру нельзя провести по всему рынку в целом. Ее следует осуществлять относительно каждой группы отдельно. При этом величина сегментов в том или другом случае будет отличаться. К примеру, на рынке жилья отсутствует недвижимость, которая принадлежит собственникам. Поэтому сегментация осуществляется среди пользователей наемных площадей, за которые граждане выплачивают квартплату, и арендованных помещений. Рынок платного обслуживания жилья необходимо отличать от сектора собственной недвижимости, где производится купля-продажа. Последний функционирует по иным законам товарооборота.
Платные транспортные услуги не распространяются на некоторые категории граждан. В их число, в частности, входят те, кто имеет право бесплатного проезда (инвалиды, пенсионеры, сотрудники полиции и прочие). Сектор международного туризма привлекает преимущественно население с высоким доходом. Его часть составляет меньше 10% от общей численности граждан страны.
Значимость и массовость
Наиболее важными сегодня считаются:
В приведенном перечне услуги расположены по степени убывания приоритетности для населения. Это указывает на то, что первые две группы обладают меньшей эластичностью от размера покупательской способности граждан.
Бытовая сфера
В каждой группе потребителям предлагается определенный ассортимент. Бытовые услуги включают в себя:
Описание
Для каждой группы предусматривается определенная характеристика, по которой потребитель оценивает ее значимость:
Стабильность рынка
Сфера некоторых услуг, к примеру, бытовых, зависит от уровня приоритетности тех или иных их видов. Стабильность рынка отмечается среди технически сложной деятельности, которую практически невозможно осуществлять в домашних условиях (ремонт автобуса, громоздкой техники и пр.). Большим колебаниям подвергается рынок тех услуг, которые можно оказать на дому. К ним, например, относят ремонт обуви и одежды, парикмахерские, прачечные.
Нематериальная деятельность
Она выступает в качестве особого объекта статистического исследования. При расчетах в категорию платной нематериальной деятельности включены услуги:
На настоящий момент в РФ действует Классификатор услуг, утвержденный 1 января 1994 года.
Государственные услуги
Они включаются в отдельную категорию. Эта деятельность осуществляется по запросам заявителей в рамках полномочий, установленных нормативными актами РФ и субъектов для соответствующих структур. Государственные услуги оказывают:
Данная деятельность осуществляется в соответствии с функциями, которые определены для указанных субъектов в Конституции страны, федеральных и региональных законах.
Что такое услуга и какие виды деятельности включает сфера услуг
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Термины и определения
Services for people
Terms and definitions
Дата введения 2014-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 342 «Услуги населению»
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Январь 2020 г.
Введение
Установленные в настоящем стандарте термины, отражающие систему понятий в сфере услуг населению, расположены в систематизированном порядке.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два термина, имеющих общие терминоэлементы. В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.
Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых терминов и/или указывая объекты, относящиеся к определяемому понятию. Эти изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области стандартизации, менеджмента услуг и подтверждения соответствия в сфере услуг, оказываемых населению.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО 10002 Менеджмент организации. Удовлетворенность потребителя. Руководство по управлению претензиями в организациях
ГОСТ ISO 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
3 Термины и определения
3.1.1 услуга: Результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя услуг по удовлетворению потребности потребителя услуг.
3.1.2 материальная услуга: Услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг, оказание которой включает деятельность, осуществляемую по отношению к материальному продукту, в том числе, предоставляемому потребителем.
1 Материальные услуги включают: услуги автосервиса, ремонт и техническое обслуживание оборудования, техники, машин, ремонт и возведение жилых построек, ремонт и изготовление изделий, химическую чистку, стирку белья, жилищно-коммунальные услуги, транспортные услуги, услуги средств размещения, услуги индустрии питания и пр.
2 Материальная услуга обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств продукта или изготовление нового продукта по заказам потребителей, перемещение грузов и людей, создание условий для потребления услуг по заказам потребителей и т.п.
3 Услуги отдельных видов, осуществляемые за плату по заказу потребителей и имеющие некий материальный результат или материальное выражение, иногда называют работой.
4 Материальные услуги не исчерпываются приведенным перечнем.
3.1.3 социально-культурная [нематериальная] услуга: Услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных, этических потребностей и поддержание нормальной жизнедеятельности потребителя, в том числе поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионализма.
1 Социально-культурные услуги включают:
— предоставление нематериальных продуктов (например, страхование, банковские, финансовые, экспертные и правовые услуги, консалтинг);
— образовательные услуги (обучение, подготовка кадров, повышение квалификации персонала и пр.);
— услуги культуры, спорта, туризма, организация отдыха и досуга;
— уход и лечение заказчиков (например, парикмахерские и косметические услуги, медицинские услуги, услуги для непродуктивных животных);
— сдача внаем оборудования, помещений (например, агентства по сдаче в аренду, услуги проката);
— сетевые услуги (услуги связи, Интернет, телекоммуникаций, телефонной связи и др.).
2 Социально-культурные услуги не исчерпываются приведенным перечнем.
3 К смешанным услугам относят услуги, предусматривающие одновременное удовлетворение материально-бытовых и социально-культурных потребностей потребителей услуг.
3.1.4 исполнитель услуг: Предприятие, организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие, предлагающие или имеющие намерение оказать услугу потребителю.
1 В соответствии с определением ГОСТ ISO 9000 исполнителя услуг называют поставщиком услуг.
2 Исполнитель услуг может быть назван сервисной организацией.
3.1.5 потребитель услуг: Физическое лицо, получающее, заказывающее либо имеющее намерение получить или заказать услугу в личных, бытовых или иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
3.1.6 заказ на услугу: Соглашение между потребителем и исполнителем услуги в устной или иной форме, в соответствии с которым исполнитель услуг принимает на себя обязательства оказать услугу.
3.1.7 договор оказания [предоставления] услуг: Документально оформленное соглашение между потребителем и исполнителем услуг, определяющее юридические, экономические и технические отношения сторон.
3.1.8 кодекс поведения исполнителя услуг: Совокупность правил поведения исполнителя услуг при оказании (предоставлении) услуг, основанных на соблюдении требований установленных документов.
3.1.9 оказание [предоставление] услуги: Деятельность исполнителя услуги, необходимая для обеспечения выполнения услуги.
2 Оказание услуги можно подразделить на отдельные этапы: обеспечение необходимыми ресурсами, технологический процесс исполнения, контроль, испытание, приемка, процесс обслуживания.
3.1.10 обслуживание: Деятельность исполнителя услуг при непосредственном контакте с потребителем услуг.
3.1.11 процесс обслуживания: Совокупность операций и действий, выполняемых исполнителем услуг при непосредственном контакте с потребителем в процессе оказания (предоставления) услуг.
3.1.12 метод [способ] обслуживания потребителей: Метод (способ) реализации потребителям продукции, осуществления организационных мероприятий в процессе оказания (предоставления) услуг.
3.1.13 технологический процесс исполнения услуги: Основная часть процесса оказания (предоставления) услуги, связанная с изменением состояния объекта услуги.
3.1.14 продолжительность исполнения услуги: Норматив времени на исполнение услуги, установленный исполнителем услуги и доведенный до сведения потребителя услуги.
3.1.15 продолжительность обслуживания: Период времени, в течение которого потребитель услуг непосредственно взаимодействует с исполнителем услуг.
3.1.16 правила обслуживания: Документ, регламентирующий порядок и условия обслуживания потребителей и содержащий соответствующие требования и нормы.
3.1.17 правила оказания [предоставления] услуг: Документ, устанавливающий порядок, соблюдение которого необходимо для выполнения каких-либо действий при оказании услуг.
3.1.18 условия обслуживания: Совокупность факторов, воздействующих на потребителя услуги в процессе обслуживания.
3.1.19 результат услуги: Результат деятельности исполнителя услуги, направленной на удовлетворение потребности потребителя услуги.
3.1.20 сфера обслуживания населения: Совокупность предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги населению.
3.2 Понятия в области стандартизации услуг
3.2.1 объект стандартизации: Услуга, процесс оказания (предоставления) услуги, результат услуги, подлежащие стандартизации.
3.2.2 группа однородных услуг: Совокупность услуг, характеризующихся общим целевым и/или функциональным назначением.
3.2.3 стандарт на услугу: Документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики и правила оказания услуг или выполнения работ.
3.2.4 технический документ на услугу: Документ, устанавливающий технические, технологические, конструктивные и другие характеристики услуги.
3.3 Понятия в области качества и менеджмента услуг
3.3.1 качество услуги: Совокупность характеристик или показателей качества услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя.