что такое уровни способностей
Способности
Содержание
К вопросу об определении
Рассмотренное в начале статьи определение способностей является общепризнанным. Данное определение способностей можно уточнить и расширить в части «Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам». Эти признаки (ЗУН), несомненно, характеризуют способности, но не определяют их в полной мере. Что превращает знания, умения и навыки в способности? Н.А. Рейнвальд считает, что способности являются, по сути, продолжением развития черт характера и относятся к высшим уровням организации личности, которая и выступает условием успешности, ставя знания, умения и навыки на службу деятельности.
Условия формирования способностей
Способности и индивидуальные различия
Способности и склонности
Способности и одарённость
Виды способностей
Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды специальных способностей:
Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
Природа общих способностей (интеллект, креативность и поисковая активность) определяется особой организацией познавательных функций и индивидуального опыта (включая знания, умения и навыки). Общими эти способности называют потому, что они необходимы для выполнения всех видов деятельности, независимо от степени их сложности. При этом в интеллекте наблюдаются отличающиеся друг от друга варианты (см. работы М.А. Холодной).
В экстремальных условиях, когда возникает необходимость решить сверхзадачу, у человека благодаря стрессовой реакции могут восстановиться, либо резко усилиться те или иные способности.
Принято выделять уровни развития способностей, которые иногда ошибочно принимают за стадии:
Традиционно принято выделять также уровни развития способностей:
Однако практика (результаты эмпирических исследований) показывает, что творческие способности и репродуктивные способности имеют довольно разную природу, поэтому развиваются независимо друг от друга, в каждой из них можно выявить самостоятельные уровни развития.
ЕГЭ. Человек
Тема 5.Способности
Способности. Что это за свойства личности? Почему одних мы называем способными в какой-то сфере деятельности, а других нет? Можно ли развить в себе способности и до какого уровня? Поговорим об этом.
Способности
Формирование способностей
Типы способностей
Специальные и общие способности сосуществуют в человеке одновременно, взаимно дополняя и развивая друг друга.
Одновременно выделяют следующие типы способностей.
В зависимости от степени проявления способностей говорят об уровнях способностей. Каковы же они?
Виды способностей по направленности на деятельность.
Теоретические и практические способности обеспечивают успешность деятельности индивида либо в сфере абстрактно-логических размышлений, либо в сфере конкретно-практических занятий. В первом случае индивид проявляет себя, например, в качестве специалиста в области теоретической физики, во втором — в качестве физика-экспериментатора.
Учебные и творческие способности свидетельствуют о наличии у индивида качеств, которые обеспечивают ему либо высокое умение усваивать имеющиеся в мире знания, либо создание новых оригинальных знаний.
Коммуникативные способности обеспечивают успешное взаимодействие человека с людьми через процессы общения. Высокие коммуникативные способности открывают дорогу индивиду, например, в сферу дипломатии, управления персоналом, там, где успех деятельности в значительной мере определяется стратегией взаимодействия с собеседниками.
Уровни способностей
Выделяют следующие виды одаренности:
Выделяют также виды одаренности в соответствии с различными областями знания (математическая, литературная).
Сравнивая талант и гениальность, учёные ( И.Акимов, В.Клименко )отмечают, что продукт деятельности таланта- оригинальность, а гениальности – простота. Гений появляется не вдруг. Он рождается из таланта, из многолетнего труда, приобретающего качественно новые формы.
В основе гениальности всегда лежат природные задатки. Гениальных людей, по сравнению с талантливыми, не так уж и много. Их имена знает весь мир: М.В. Ломоносов, А.С.Пушкин, Менделеев Д.И. и многие-многие другие гениальные личности, принёсшие славу России, признанные во всём мире.
Существует ещё одна классификация уровней способней, в основу которой положен способ деятельности человека.
Уровни способностей
Таким образом, способности играют важную роль в деятельности человека. Важно с раннего детства взрослым увидеть способности и развивать их в ребёнке, нужно совершенствовать способности в течение всей жизни, добиваться более высоких результатов, стремиться к движению вперёд.
Показатели способностей:
Пути развития способностей:
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Гениальный педагог: как способности влияют на профессию
«Быть гением и обладать исключительными интеллектуальными способностями не одно и то же».
Страсть к совершенству. Самое главное, что нужно знать о гениях — гениальность не равняется интеллекту. «В определенный момент жизни становится очевидно, что умных людей полным-полно. Особенным человека делает воображение. Способность мыслить иначе»
Любовь к простоте. Красота продуктов Apple, конечно, состоит в их простоте.
Умение заставить других сделать немыслимое. Фокус Джобса был в том, чтобы не поддаваться на сомнения и колебания других людей. Наоборот, когда сотрудники или коллеги заявляли, что задача неразрешима, Джобс просто пялился на них, а потом говорил: «Не бойтесь. Вы это можете».
Способность усомниться в других гениях. Лишь оспорив одну из теорий Ньютона, Эйнштейн набрел на теорию относительности.
Уважение к разнообразию. Бенджамин Франклин, по словам Айзексона, обладал качеством, какое люди обычно не ассоциируют с фигурой гения. Его гений проявлялся в терпимости. Он понимал, что общество более разнообразное, более терпимое к каждому человеку будет и более сильным.
Задатки
Задатки – это врожденные, устойчивые психо- и анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.
В качестве задатков выделяются анатомические особенности строения анализаторов (зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, тактильный, вестибулярный) и связанные с ними области коры головного мозга. Задатки являются основой способностей, которые обнаруживаются и развиваются при благоприятных условиях только в процессе деятельности.
Характерно, что на основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности: например на основе хорошо развитого слухового анализатора могут сформироваться разные музыкальные способности: абсолютный слух, чувство ритма, музыкально-слуховые представления. Человек с абсолютным слухом может стать гениальным певцом, гениальным дирижером, гениальным композитором.
Способности
Способности — это индивидуально-психологические особенности человека, которые проявляются в деятельности и являются условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.
Существуют различные подходы к определению способностей, но наиболее глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М. Тепловым, основателем школы дифференциальной психологии и научным руководителем лаборатории «Психофизиология индивидуальных различий». Согласно его концепции, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками.
Способности человека — это лишь возможность для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий:
от того, нужны ли будут эти знания и навыки человеку;
будут ли заинтересованы окружающие его люди (семья, школа, друзья) в том, чтобы он овладел этими знаниями и умениями;
от того, как его будут обучать;
от того, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти знания и умения понадобятся и закрепятся и т.д.
Способности — это возможность, а достигнутый уровень мастерства в том или ином деле — это действительность. Можно ли измерить и развить способности?
А.В. Петровский утверждает, что «способности обнаруживаются только в деятельности, и только в такой, которая не может осуществляться без наличия этих способностей».
В настоящее время наука не располагает средствами, при помощи которых можно было бы путем однократного испытания сделать вывод о способностях человека.
Способность существует только в развитии и не существует вне конкретной деятельности человека, а формирование ее происходит в условиях обучения и воспитания.
Самый верный путь определения способностей человека — это выявление динамики успехов в процессе обучения и деятельности.
Уровни развития способностей
Развитие способностей проходит нелинейно, выделяют три уровня их развития:
Одаренность
Это особый уровень развития способностей. Одаренность — системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Талант
Талант — выдающиеся способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности, позволяющие на основе принятия нестандартных решений добиваться высоких результатов.
Талант — незаурядные способности, которые появляются с приобретением опыта и позволяют добиться успеха в выбранном виде деятельности.
Упрощенно: талант — это то, что получается делать лучше всего. Однозначного ответа на вопрос о генетической предрасположенности к тем или иным талантам нет, но большинство ученых все же склоняются к мнению, что задатки закладываются еще до рождения, формируя одаренность человека. В семье Баха, например, было много способных музыкантов.
Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом. Например, наличие феноменальной памяти. Так, в медицинской практике описан случай с человеком, который ничего не мог забыть, он дословно мог передать содержание статьи, прочитанной несколько дней назад, и при этом не мог выразить ни одной собственной мысли.
Талант — это определенное сочетание способностей, их совокупность. При относительной слабости какой-либо способности она может быть компенсирована другой.
Гениальность
Гениальность — высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в определенной области или сфере деятельности. Редкое проявление и неординарность гениального человека породили множество попыток объяснения этого феномена. Так, одни относят гениев к медиумам, с чьей помощью некое высшее существо сообщает человечеству результаты своих неповторимых размышлений.
Другие считают, что проявление гениальности связано с определенными нарушениями психики. Например, лихорадочное состояние гениев во время творчества сходно с маниакальным возбуждением, а характерные признаки паранойи (эгоцентризм, повышенное чувство собственного достоинства, излишняя настойчивость в своих действиях, отсутствие угрызений совести, приверженность одной идее) — типичные характеристики гения.
Некоторые психологи полагают, что человеческий мозг несет в себе огромную, пока далеко не используемую избыточность природных возможностей и что гениальность — это не отклонение от нормы, а напротив, высшая полнота проявления природных возможностей.
Но другие говорят о том, что грань между гениальностью и нарушением психики очень тонка и порой может быть размыта.
Талант и гениальность: сходства и различия понятий
Это разные степени развития потенциала человека. Оба эти качества закладываются еще на генетическом уровне, но талант — в виде задатков или способностей, а гениальность — как единственная стратегия развития.
Как показывает история, если для развития таланта требуются определенные условия, то гениями становятся где угодно. То есть, талантливым человек будет благодаря кому-то или чему-то. Гением же он станет вопреки всему. Но вот с какого возраста это произойдет, предугадать невозможно. Иногда уже в зрелом возрасте, после 50 лет, человек проявляет гениальность.
Система способностей
Российская и советская психология — это психология деятельности. Все наши навыки развиваются в деятельности. А что нужно для того чтобы человек выбрал какую-то профессию?
Во-первых, общие способности — благоприятные возможности развития таких особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности. К их числу относятся: общий уровень интеллектуального развития, внимательность, память, волевые качества, грамотная речь, работоспособность и др.
Во-вторых, специальные, или профессиональные, способности — возможности к развитию отдельных психических качеств для конкретного вида деятельности: музыкальные, математические, лингвистические, спортивные и т.д. Они предполагают для своего развития упорную и длительную тренировку.
В-третьих, интерес — индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности. Интерес проявляется в положительной эмоциональной реакции и интеллектуальной познавательной активности. Только при наличии этих двух признаков можно считать, что у человека есть тот или иной интерес.
В-четвертых, склонность — стремление заниматься определенной деятельностью, жажда этой деятельности. Это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. Склонность — это влечение, интерес к какому-либо занятию.
Общие и специальные способности
Общие способности обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности — это умственные способности: критичность ума, его самостоятельность, глубина, пытливость, быстрота умственной ориентировки, скорость мышления.
В структуре способностей некоторых людей эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у них разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. Люди, обладающие общими (умственными) способностями, как правило, быстро осваиваются в новых видах деятельности, областях знаний, хорошо обучаются.
Специальные способности — это система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности.
Понятие способностей, виды и уровни способностей
Понятие «способность» включает в себя три основных признака:
Во-первых, под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Это особенности ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций и воли, отношений и двигательных реакций и пр.
Во-вторых, способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
В-третьих, под способностями подразумевают такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям человека, но которые могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.
Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности. Врожденными могут быть только задатки, составляющие природную основу развития способностей.
Задатки многозначны и могут реализовываться в различных типах способностей, на их основе могут выработаться разные способности в зависимости от того, как будет проходить жизнь человека, чему он учится, к чему испытывает склонность. Задатки могут в большей или меньшей степени обусловить своеобразие развития человека, стиль его интеллектуальной или другой деятельности.
Нельзя заранее указать точные границы в развитии тех или иных способностей, определить «потолок», предел их развития. Это связано с тем, что любая деятельность требует для своего осуществления не одной, а нескольких способностей, и они могут до известной степени компенсировать, заменять друг друга.
Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.
В процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой. Соответственно изменяется и структура его способностей.
Учеными установлено, что не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, а лишь то своеобразное сочетание этих способностей, которое характеризует данную личность.
Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.
Высокая ступень развития способностей называется талантом.
Общие и специальные способности. Различают способности общие, которые проявляются везде или во многих областях знания и деятельности, и специальные, которые проявляются в какой-то одной области.
Развитие специальных способностей каждого человека является выражением индивидуального пути его развития.
Для разных специальных способностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка.
В области научного творчества способности выявляются существенно позднее, чем в других сферах деятельности, как правило после 20 лет. При этом раньше других обнаруживаются математические способности.
15. Социально-психологические характеристики малой группы
Г. М. Андреева определяет малую группу как немногочисленную по составу группу, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения групповых норм, процессов и межличностных отношений.
А. И. Донцов, развивая данное определение, выделяет 8 признаков, характеризующих взаимодействие людей в малой группе:
1. Регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу, без посредников;
2. Обладают общей целью, реализация которой позволяет удовлетворить их значимые потребности и интересы;
3. Участвуют в общей системе распределения функций и ролей во внутригрупповом взаимодействии;
4. Разделяют общие нормы и правила взаимодействия внутри группы и межгрупповых ситуациях;
5. Удовлетворены членством в группе и поэтому испытывают чувство солидарности и благодарности группе;
6. Обладают ясным и дифференцированным представлением друг о друге;
7. Связаны стабильными эмоциональными отношениями;
8. Представляют себя как членов одной группы и аналогично воспринимаются со стороны
Различают следующие виды малых групп:
б) по характеру структуры:
В официальной группе тоже могут быть неформальные группировки и как правило кроме руководителя есть лидер.
в) по характеру отношения личности к нормам и ценностям группы:
г) по степени близости отношений между членами группы:
д) в зависимости от тех прав, которые предоставляются участникам группой:
е) по характеру целей совместной деятельности:
А.В.Петровский выделил три критерия оценки группы как коллектива:
1. Выполнение коллективом основной общественной функции (успешность участия в общественном разделении труда).
2. Соответствие группы социальным нормам.
3. Способность группы обеспечить каждому ее члену возможности для полноценного гармонического развития.
Что такое способности?
В обществе одни люди добиваются больших успехов в конкретной области, а другие прикладывают много усилий, но не получают положительного эффекта. Способности человека и их выраженность напрямую влияют на результат в выбранной сфере.
Определение способностей в психологии и обществознании
Наука психология способностями называет совокупность психологических аспектов индивида, дающих возможности овладеть знаниями, умениями без трудностей.
Трактовка понятия в обществоведении продиктовано правилами поведения в социуме. И подразумевает в качестве способностей навыки для выполнения работы.
Объединяя оба определения, можно выделить общее: способности – качества личности, которые помогают легко изучить выбранную область труда с помощью знаний и стать лучшим в ней.
Важно! Сверхспособности представляют собой особенную энергетическую силу человека, способную воздействовать на окружающих и действительность нетрадиционными способами. Они обычно скрываются и не относятся к классической системе формирования и развития уникальных особенностей индивида.
Основа способностей и условия формирования
Задатки – это предпосылки появления способностей у индивида, единая биологическая основа. С ними человек появляется на свет. Врожденные задатки – это физиологические и анатомические особенности, которые определяет наследственность. Строение скелета и внутренних органов, развитие органов чувств, полушарий мозга, качество нервной системы и ее устойчивость не развиваются у всех одинаково.
Задатки могут появиться у индивида под влиянием социальных факторов и среды, в которой он находится.
Функции
Способности в процессе прохождения этапов развития и становления личности человека выполняют определённые функции.
Виды способностей
Способности представляют собой сложную систему развитых задатков у человека, полученных при рождении. Наблюдая за обществом, сравнивая поведение, можно сделать вывод, что одни вещи люди делают одинаково, а другие отличаются в выполнении. Изучение результатов делает возможным классифицировать их в соответствии с признаками.
По происхождению делят на группы:
В соответствии с направлением развития способности разделяют на группы:
Примеры: наблюдательность, память, грамотная речь, внимательность, склонность к рассуждению, мыслительная деятельность и сопереживание.
Примеры: музыкальный слух, гибкость тела, мобилизационная готовность, пространственное мышление, ориентация в строении объектов, обонятельная чувствительность, логическая память и критичность мышления.
Классификация по уровню развития выделяет 2 вида:
Уровни развития
Полученные задатки при рождении не гарантируют развитие способностей у человека. Желание и постоянное совершенствование в конкретной области поможет развить врожденные качества, сделав настоящим талантом.
Как обнаружить способности?
Задатки у ребенка или уже взрослого человека выявить нелегко. Основу способностей составляют интересы, реализация которых приводит к обнаружению выдающихся качеств.
В школах, детских садах, профессиональных учреждениях психологи и другие специалисты проводят тестирования и анкетирования для выявления скрытых возможностей:
Родители без помощи специалистов в раннем возрасте ребенка могут определить склонность малыша к труду. Эти методы так же подойдут в отношении взрослого человека.
Задатки, полученные при рождении, становятся способностями. На это влияют родители, окружающая среда, общество и другие факторы. Могут ли способности превратиться в талант в последствие, зависит от интенсивной работы над собой и свойств характера, которые не позволят сдаться на пути развития.