что такое уровень профессионального образования
Что такое уровень профессионального образования
Статья 10. Структура системы образования
1. Система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
Статья 6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
ГАРАНТ:
Об обучении в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по образовательным программам бакалавриата, программам подготовки специалиста и программам магистратуры соответствующих уровней высшего профессионального образования см. пункты 2-6 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ
Статья 6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения
1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования реализуются по уровням.
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования:
Информация об изменениях:
Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца.
4. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения составляют:
Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым могут быть установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры), устанавливается Правительством Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. Условия освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки, утвержденные приказом Минобразования РФ 13 мая 2002 г. N 1725
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ в пункт 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
Получение образования по следующим образовательным программам высшего профессионального образования рассматривается как получение второго высшего профессионального образования:
Информация об изменениях:
7. Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего уровня в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является условием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, условием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.
Квалификация (степень) «бакалавр», квалификация (степень) «специалист», квалификация (степень) «магистр» при поступлении на работу дают гражданину право претендовать на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование, если иное не установлено федеральными законами.
Занятие должностей государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным законом.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 8 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.
8. Основные образовательные программы высшего профессионального образования обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
ГАРАНТ:
См. перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. N 1473
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 10 февраля 2009 г. N 18-ФЗ в пункт 9 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
Положение об экстернате утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
ГАРАНТ:
См. Положение об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования РФ от 14 октября 1997 г. N 2033
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 16 июня 2011 г. N 144-ФЗ в пункт 10 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
10. Лица, обучающиеся в не имеющих государственной аккредитации высших учебных заведениях или успешно окончившие их, имеют право на текущую и государственную (итоговую) аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона
Профессиональное образование в России: основные понятия, направления, тенденции
По 273-ФЗ «Об образовании» в России создаются условия для непрерывного образования или lifelong learning (учения длиною в жизнь). Человек сначала идёт в садик, потом в школу, затем получает профессию и продолжает саморазвиваться.
Например, наш сосед Олег Николаевич работает заведующим библиотекой. Но этого ему недостаточно. Вечерами он изучает программирование, а в выходные посещает преподавателя по пению.
Возможно, Олегу Николаевичу вскоре наскучит работа в библиотеке и он пройдет профессиональную переподготовку, чтобы стать HR-специалистом.
В рамках непрерывного образования большое значение имеет, какую профессию мы выберем и кем будем работать.
От удовлетворенности работой напрямую зависит счастье, поэтому вопрос профессиональной реализации человека стоит очень остро.
В 2019 году Всероссийский центр изучения общественного мнения измерил уровень счастья россиян. Он составил 86% — это рекордный показатель за все годы измерений. В топе ответов на вопрос «Что делает вас счастливым?», как и раньше, семья (33%), собственное здоровье и здоровье близких (21%), а также дети и хорошая работа (18% и 17% соответственно).
Профессиональное образование как система
Если проще, профессиональное образование — это получение профессии, а профессия — род трудовой деятельности, которой человек зарабатывает себе на жизнь.
Прежде чем перейти к системе профессионального образования в России, давайте рассмотрим в целом уровни образования в РФ.
Российское образование делится на:
У общего и профессионального образования есть уровни:
дошкольное (детский сад);
начальное общее (1-4 классы);
основное общее (5-9 классы);
среднее общее (10-11 классы).
среднее профессиональное (училище, колледж, техникум);
высшее (вузы, институты, академии):
подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура).
У дополнительного образования уровней нет, но есть два подвида:
дополнительное образование детей и взрослых (например, театральный кружок или секция гимнастики);
дополнительное профессиональное образование (программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, например, «Специалист по управлению персоналом»).
Особняком стоит профессиональное обучение, которое реализуется по трем программам:
профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих;
профессиональной переподготовки по профессиям рабочих и должностям служащих;
повышения квалификации по профессиям рабочих и должностям служащих.
В 2018 году Диана Багаутдинова стала лучшим сварщиком России, победив в конкурсе конкурсе сварщиков WorldSkills. Источник фото
Таким образом, систему профессионального образования составляют:
среднее профессиональное образование (СПО);
высшее образование (ВО);
дополнительное профессиональное образование (ДПО);
профессиональное обучение (ПО).
Профессиональная подготовка взрослых
По данным исследований, каждый третий россиянин кардинально сменил род деятельности за последние 10 лет. Главная причина — желание больше зарабатывать. Нашим же детям предстоит сменить по 7-10 профессий в течение жизни, и это не предел.
Философия «одна профессия на всю жизнь» уходит в прошлое. На рынке вакансий теперь ценятся soft skills — гибкие надпрофессиональные навыки, которые не зависят от специализации. К ним относятся умение общаться, умение работать в команде, умение учиться и адаптироваться к изменчивой ситуации.
Для взрослых на первый план выходят возможности переобучения, освоения новых профессий.
Для начала посмотрим, как строится процесс обучения взрослых.
В процессе задействованы две стороны:
тот, кто обучает, — организация с лицензией на осуществление образовательной деятельности (причем эта деятельность может быть как основной, так и дополнительной), назовём их в целом «учебными центрами»;
тот, кто проходит обучение, — слушатель.
Учебный центр проводит обучение по образовательным программам (рабочим программам).
При составлении программы учебный центр руководствуется профессиональными стандартами, квалификационными требованиями к профессии (справочник ЕТКС) и другими законодательными актами, которые регламентируют процесс обучения отдельных специалистов.
Потом на основании программы разрабатывается курс обучения. Он может включать лекционный материал, практические занятия, просмотр видео, решение интерактивных задач и т. д.
Занятия в учебных центрах часто проходят онлайн с использованием систем дистанционного обучения (СДО).
Интересно, что рынок профессионального онлайн-обучения значительно уступает дополнительному. Так, в 2019 году Яндекс.Деньги опубликовали следующую статистику:
69% — доля языковых курсов в обороте рынка онлайн-образования;
10% — школы личностного роста, развития лидерских качеств, креативности и т. д.;
8% — профессиональное обучение;
6% — тренинги по психологии и эзотерике;
3% — площадки, которые предлагают услуги репетиторов и подготовку по школьной программе;
2% — интернет-курсы, посвященные спорту, красоте;
2% — сайты по рукоделию и разным хобби.
О том, каким профессиям можно и нельзя обучать дистанционно мы писали в прошлой статье.
Курс завершается итоговой аттестацией — тестом, квалификационным экзаменом или, например, защитой дипломной работы, после чего слушатель получает документ о квалификации.
ДПО и ПО: отличия
В России профессиональная подготовка взрослых возможна в двух направлениях:
дополнительное профессиональное образование (ДПО);
профессиональное обучение (ПО).
Главные отличия между ними мы свели в одну таблицу:
Дополнительное профессиональное образование (ДПО)
Профессиональное обучение (ПО)
Какая статья Закона «Об образовании» регламентирует обучение
Каких работников готовят
Подготовка работников, занятых преимущественно умственным трудом (специалисты, руководители).
Подготовка рабочих, которые производят продукцию и обслуживают оборудование, и некоторых служащих.
Обучить можно только тем профессиям, которые указаны в Перечне.
Программы подготовки
Обычно повышать квалификацию необходимо не менее 1 раза в 3-5 лет, но есть специалисты (например, бухгалтеры), которые делают это ежегодно.
Количество часов обучения не регламентировано.
Кто может обучаться
Те, у кого есть среднее профессиональное и (или) высшее образование
Нет требований к уровню образования
Как обучаться
В организациях, осуществляющих образовательную деятельность
Итоговая аттестация
Форму итоговой аттестации организация устанавливает самостоятельно
К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей.
Документ об образовании
Свидетельство о профессии рабочего, должности служащего,
где указывается, что слушатель освоил программу профессионального обучения (не уточняется, подготовка это, переподготовка или повышение квалификации), а также указывается присвоенная квалификация и разряд (если есть).
У документов ДПО и ПО нет государственного образца, как, например, у диплома о высшем образовании. Организация сама устанавливает вид бланка, поэтому часто пишут «выдается документ об образовании установленного образца».
Может ли человек, окончивший только школу, пройти профпереподготовку и стать секретарем? Нет, ему надо закончить хотя бы колледж.
Может ли человек с высшим образованием обучиться рабочей профессии? Конечно.
Например, наш сосед Олег Николаевич, который работает заведующим библиотекой, в будущем сможет переучиться как на специалиста по управлению персоналом (курс ДПО), так и освоить профессию повара (курс ПО).
Тенденции профессионального образования
Тенденции профессионального образования складываются под влиянием:
обязательности обучения работников, которая закреплена профстандартами;
повышения пенсионного возраста;
низкого престижа рабочих специальностей;
роста рынка онлайн-образования;
устаревания отдельных профессий.
Во-первых, стабильным остается спрос на повышение квалификации специалистов и обязательное обучение за счет предприятия.
Во-вторых, государство заинтересовано в «синих воротничках», поэтому будет поощряться профессиональное обучение.
В 2015 году был утвержден план популяризации рабочих и инженерных профессий, по которому проводятся конкурсы профмастерства, профориентационные фестивали, тематические конференции и экскурсии.
Противоположное направление — подготовка квалифицированных специалистов в сфере цифровых технологий (федеральный проект «Кадры для цифровой экономики»).
В 2019 году стартовал программа, в рамках которой женщины и мужчины, не вышедшие на пенсию, смогут бесплатно пройти повышение квалификации и освоить компетенции цифровой экономики. В числе курсов — «Квантовые технологии», «Кибербезопасность и защита данных», «Нейротехнологии, виртуальная и дополненная реальность» и многие другие.
В-третьих, будет расти спрос на обучение «для себя» на онлайн-курсах не только с целью получения новых знания и умений в рамках выбранной профессии, но больше для развития soft skills — гибких навыков, которые помогают быстро освоиться в любой сфере деятельности.
По расчетам экспертов, в топ-5 направлений, по которым россияне учились в 2019 году, входят:
Обучение иностранным языкам взрослых — 5,3 млрд руб. в год
Маркетинг, коммуникации, продажи и реклама — 2,7 млрд руб. в год
IT — 2,2 млрд руб. в год
Дизайн (интерьерный, веб и т. д.) — 2 млрд руб. в год
Менеджмент и управление — 1,2 млрд руб. в год.
Рынок профессий постоянно меняется. Одних уже нет (фонарщики, извозчики, чистильщики обуви), другие находятся на грани исчезновения из-за автоматизации труда (почтальоны, секретари, логисты).
Профессия секретаря-референта исчезнет к 2030 году. Источник фото
К 2030 году прогнозируется появление 186 новых профессий (дизайнеры эмоций, кибертехники умных сред, игропедагоги, проектировщики домашних роботов и др).
Только отлаженная система профессионального образования и личное стремление человека к своему профессиональному росту будут способны обновить рынок профессий и тем самым ускорить развитие общества.
Если вы представитель учебного центра и у вас есть вопросы
по организации дистанционного обучения,
обращайтесь к нам, поможем!
Уровни образования в России 20785
Структура отечественной системы образования достаточно сложна. После того как РФ в 2003 году присоединилась к Болонскому процессу, ее структура пережила кардинальные изменения. И до сих пор не все понимают, как соотносить «новеньких» бакалавров и магистров с уходящими в историю специалистами. Да и аспирантура в последние годы поменяла свою позицию в структуре. Разберемся во всех нюансах.
Законодательная база
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в нашей стране существуют такие виды образования:
Какие бывают уровни профессионального образования
Уровни образования — это завершенные циклы в рамках одного вида образования. Как понять, что цикл обучения завершился? Это событие всегда подтверждается выдачей документа – свидетельства, аттестата или диплома.
Теперь рассмотрим сами уровни. Для общего мы уже их раскрыли вкратце. Но в данной статье мы сосредоточимся на уровнях профессионального образования:
Какие степени бывают
Если взглянуть на дипломы бакалавров и магистров, можно заметить, что их формулировки отличаются от тех, что обнаруживаются у специалистов. Последним присуждалась квалификация XXX по специальности YYY.
Студентам, попавшим в двухуровневую систему, присуждают квалификацию (степень) бакалавра или магистра по направлению подготовки ZZZ.
С квалификацией все относительно понятно. Выпускник получает право заниматься профессиональной деятельностью. Слово «степень» же нередко вводит в заблуждение.
Происходит это из-за того, что Россия еще не полностью следует Болонским рекомендациям. В Европе и США «бакалавр» и «магистр» — это ученые степени, в РФ же — всего лишь академические. Проще говоря, в российской практике она означает лишь окончание соответствующего цикла обучения, а не приобщение к миру науки. Даже несмотря на то, что магистры тоже пишут диссертации.
Для наглядности представим иерархии степеней и сопоставим их.
Европа и США | Россия |
Доктор наук | |
Ph.D. (дословно — доктор философии, по сути — доктор наук) | Кандидат наук |
M.S. (дословно — магистр наук) | |
B.S. (дословно — бакалавр наук) |
Таким образом, где в России наука только начинается, в странах Болонской декларации она уже достигает потолка.
Положение СПО в структуре системы образования (СО)
Что предшествует : Среднее профессиональное — самый нижний уровень профессионального образования, на который можно ступить, имея на руках аттестат об окончании 9 или 11 классов. В этих двух случаях обучение будет проходить по разным программам.
Сколько учиться : Вчерашним девятиклассникам еще предстоит получить те знания, которые дают их сверстникам в 10-11 классах, только вдвое быстрее. Поэтому ФГОС предполагает, что четырехлетняя программа для них разрабатывается с учетом школьных стандартов. Соответственно, выпускники 11 классов учатся на год меньше – три года вместо четырех.
Куда поступать : Получить СПО можно в техникумах и колледжах. Редко программы профессионального (а не начального) образования реализуют в училищах.
Куда дальше : Имея на руках диплом, выпускник имеет право поступить в вуз и продолжить учебу по программам бакалавриата или специалитета, в том числе и в ускоренном формате. Но стоит заранее выяснить, практикует ли интересующий вуз перезачет дисциплин. Допускается выпускник и к прохождению курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Положение бакалавриата в структуре СО
Что предшествует : Это первый уровень высшего образования. К нему допускаются абитуриенты, либо закончившие полный курс школы (11 классов), либо колледж или техникум. Первые представляют результаты сдачи ЕГЭ. Вторые сдают вступительные испытания по программе вуза.
Сколько учиться : В общем порядке обучение длится 4 года. Это распространяется на студентов, пришедших сразу после школы или получивших СПО по другому направлению. Если есть возможность зачесть часть дисциплин, освоенных в техникуме или колледже, длительность учебы сокращается на полгода или год (в зависимости от числа таких дисциплин).
Куда поступать : Подходит любой вуз, реализующий программы бакалавриата. При этом не важно, университет это, академия или институт.
Куда дальше : Бакалавр имеет право продолжить обучение и поступать в магистратуру. При этом можно выбрать как то же направление подготовки и углубить знания (получить узкую специализацию), так и другое. В аспирантуру бакалавру ход закрыт. При необходимости он может окончить курсы повышения квалификации или профпереподготовки.
Положение специалитета в структуре СО
Что предшествует : То же самое, что бакалавриату.
Сколько учиться : Стандартный срок обучения — 5 лет. Это меньше, чем проходить два уровня по Болонской системе (4 + 2 года), зато результат — практически такой же. Возможен перезачет дисциплин и сокращение срока обучения на 1-2 курса.
Куда поступать : Хотя с 2007 года большинство вузов перешло на двухуровневую систему, специалитет по-прежнему существует. В одних вузах он остается как альтернатива, ведь бытует мнение, что бакалавриат не дает достаточный уровень знаний, хотя и считается законченным высшим образованием. В других (например, медицинских) других вариантов просто нет.
Куда дальше : Специалист имеет право поступать в аспирантуру и начать научную карьеру. Не возбраняется и обучение в магистратуре. Обычно специалисты выбирают такой вариант для получения второй профессии, если профпереподготовки недостаточно. ДПО доступно в полном объеме.
Положение магистратуры в структуре СО
Что предшествует : Для поступления необходим диплом о законченном высшем образовании. Бакалавром является абитуриент или специалистом — неважно. Магистру, если он пожелает получить еще одну узкую специализацию, в приеме тоже не откажут.
Сколько учиться : Желающие продолжить обучение на этом уровне садятся за парту еще на 2-2,5 года. За это время нужно не только освоить предлагаемую программу, но и написать диссертацию. Перезачет дисциплин и сокращение срока обучения не предусмотрены.
Куда поступать : Желающие поступить в магистратуру ограничены в выборе вуза по сравнению с абитуриентами-бакалаврами. Аккредитацию на магистерские программы получают далеко не все вузы.
Куда дальше : Магистру открывается путь в науку, и он имеет право поступать в аспирантуру. Примут его и на обучение по программам ДПО.
Подготовка кадров высшей квалификации
С 2013 года, а именно с момента вступления в силу ныне действующего Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ, аспирантура стала уровнем высшего образования. До этого ее относили к послевузовской подготовке.
Выпускники прочувствовали изменения, выразившиеся:
ВКР писать обязательно, тогда как защиту диссертации можно отложить на неопределенный срок.
Подготовкой кадров высшей квалификации занимаются также:
Соискательство сюда не входит. Это не обучение как таковое, а предоставление возможности сдать кандидатские минимумы и подготовить диссертацию с помощью научного руководителя. Соответственно, никакого диплома соискатель не получает.
Положение аспирантуры в структуре СО
Что предшествует : Для допуска необходимо законченное высшее образование — магистратура или специалитет. Направление подготовки необязательно должно совпадать.
Сколько учиться : Нормативный срок обучения — 3 или 4 года. Даже если на последнем курсе никакие дисциплины не изучаются, а ВКР и диссертация уже готовы к защите, стать выпускником раньше не получится.
Куда поступать : У выбранного вуза должна быть аккредитация по программам аспирантуры. Ее наличие не зависит от того, готовит ли учреждение магистров или нет.
Куда дальше : После получения диплома преподавателя-исследователя комплекс высшего образования можно считать пройденным. Но если выпускник подготовил диссертационное исследование, опубликовал не менее трех статей в журналах, рекомендованных ВАК, следует двигаться дальше — к защите. А для этого нужно найти диссертационный совет по своему направлению подготовки, который есть далеко не в каждом вузе. Их число стабильно сокращается, и, возможно, придется не просто обращаться в другое учебное заведение, но и ехать в другой город.
Докторантура
Раньше докторантура вместе с аспирантурой образовывала пласт послевузовского профессионального образования. Теперь аспирантура выведена в структуру высшего образования, а докторантура сохранила свой прежний статус.
В Законе об образовании докторантура не упоминается вовсе. Никакого диплома по ее окончании не выдают. Поэтому можно сделать вывод, что в структуру СО на данный момент она не входит.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.09.2013 №842 «О порядке присуждения ученых степеней», обучение в ней необязательно. Так что фактически в докторантуру поступают, чтобы стать «своим» для кафедры и в дальнейшем для диссертационного совета.
Что предшествует : Докторантом может стать только кандидат наук. При этом неважно, заканчивал ли он аспирантуру или был соискателем. Ну а поскольку кандидатом наук без высшего образования не стать, оно подразумевается по умолчанию.
Сколько учиться : На законодательном уровне утвержден максимальный срок — 3 года. Если для подготовки докторской диссертации достаточно меньшего времени, учиться все 3 года необязательно. Главное — прописать необходимый период в договоре с принимающей организацией.
Куда поступать : Поскольку докторантура — не уровень образования, аккредитация для реализации соответствующих программ не предусмотрена. Однако при вузе, обучающем докторантов, должен быть действующий диссертационный совет по аналогичным направлениям подготовки.
Куда дальше : Защита докторской диссертации — это логическое завершение длительного образовательного процесса.
Сколько лет учится современный россиянин
Для удобства выше и здесь мы использовали сроки, предусмотренные для очной формы обучения. Соответственно, заочники в каждом цикле задерживаются еще на год. Сокращенное обучение с перезачетом дисциплин также принимать во внимание не будем, так как оно доступно не во всех вузах.
Итак, какие варианты возможны:
Таблица 1. Для окончивших 9 классов
Школа 9 лет | СПО 4 года | ВО Б 4 года | ВО С 5 лет | ВО М 2 года | ВО А 3 года | Итого |
✓ | ✓ | 13 лет | ||||
✓ | ✓ | ✓ | 17 лет | |||
✓ | ✓ | ✓ | 18 лет | |||
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 19 лет | ||
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 20 лет | ||
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 22 года | |
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 23 года |
Таблица 2. Для окончивших 11 классов и поступивших в колледж или техникум
Школа 11 лет | СПО 3 года | ВО Б 4 года | ВО С 5 лет | ВО М 2 года | ВО А 3 года | Итого |
✓ | ✓ | 14 лет | ||||
✓ | ✓ | ✓ | 18 лет | |||
✓ | ✓ | ✓ | 19 лет | |||
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 20 лет | ||
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 21 год | ||
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 23 года | |
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 24 года |
Таблица 3. Для окончивших 11 классов и поступивших в вуз
Школа 11 лет | ВО Б 4 года | ВО С 5 лет | ВО М 2 года | ВО А 3 года | Итого |
✓ | 11 лет | ||||
✓ | ✓ | 15 лет | |||
✓ | ✓ | 16 лет | |||
✓ | ✓ | ✓ | 17 лет | ||
✓ | ✓ | ✓ | 18 год | ||
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 20 лет | |
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 21 год |
Получение среднего общего образования позволяет сэкономить два-три года и при этом не лишает возможности получить несколько профессий. Главное — правильно комбинировать предложенные уровни образования.
Также рекомендуем прочитать
Виды стипендий в российских вузах
От социального положения и личного вклада студента зависит, сколько денег будет выплачивать ему вуз. Мы разберемся, какие виды поддержки обучающихся бывают и кто может на них претендовать.
Как сформировать портфолио для поступления в магистратуру
Поступающий самостоятельно, в спокойной обстановке готовит необходимые документы для портфолио, такие как мотивационное письмо/эссе, список научных публикаций, имеющиеся дипломы, сертификаты, грамоты, копию трудовой книжки и другие «бумаги», подтверждающие образовательные, научно-исследовательские и социальные (лидерские, общественные) достижения.
Как получить доцента и профессора
Плох тот аспирант, который не мечтает стать доцентом, и тот доцент, который не стремится получить профессора. Поэтому часто возникает вопрос, как это сделать. Понятия «доцент» и «профессор» многозначны: они могут означать и должность, и ученое звание. Издательство «Молодой ученый» выясняет, в чем различия должности и ученого звания, каким образом можно получить доцента и профессора, какие требования к ним предъявляются.